Вестник РАН, 2020, T. 90, № 3, стр. 207-207
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Ю.П. ЗИНЧЕНКО
Поступила в редакцию 25.11.2019
После доработки 25.11.2019
Принята к публикации 25.12.2019
Для меня большая честь выступать перед главным научным собранием страны. Сегодня вы задали очень широкие рамки дискуссии. Казалось бы, речь идёт об очевидных вопросах, о взаимосвязи науки и общества, науки и государства, науки и образования. Но на деле всё не так просто. Скажем, если рассуждать о соотношении науки и экономики, оказывается неочевидным, кто кого должен поддерживать, кто кого продвигать, кто стимулировать развитие общества.
Взаимодействие Российской академии образования с Российской академией наук развивается на основе совместных проектов. Ведь изучение фундаментальных проблем детства стало в последние годы заметной тенденцией на международном уровне, на эту тематику тратятся значительные средства. Пришло понимание того, что чем раньше начинать заниматься воспитанием ребёнка, тем больших результатов можно достичь.
В современных условиях соответствующий круг проблем решается на новом уровне, Российская академия образования стремится шире применять новые технологии. Примером может служить запущенный недавно при участии Попечительского совета Академии образования в рамках программы развития психологической службы в России компьютерный центр данных для проведения исследований психологических особенностей подрастающего поколения. С помощью полученной благодаря этому центру информации эксперты намереваются оценить изменения, происходящие по мере индивидуального развития личности. Запускаются лонгитюдные исследования, потому что главные вопросы “кто такой современный ребёнок?”, “способен ли он и каким образом осваивать современную школьную программу?” пока остаются открытыми.
Крупные лонгитюдные исследования, которые начаты в 2019 г., проводятся совместно с учёными Российской академии наук, в первую очередь это Институт психологии РАН и Институт социологии РАН. Значительный вклад вносит и медицинское крыло Академии наук, поскольку изучаемая проблема носит междисциплинарный характер.
Когда удастся продвинуться в понимании особенностей современных детей, наверное, легче будет принимать те или иные управленческие решения. В первую очередь это касается федеральных образовательных школьных стандартов. Сейчас как раз происходит их обновление. Предложенные Министерством просвещения РФ проекты рассматривались экспертами РАО и РАН, которые заключили, что эти документы нуждаются в существенной и глубокой проработке. В частности, речь идёт об обеспечении здоровья детей, о цифровизации сельских школ. А главное, стандарт должен стать не столько инструментом контроля и регулирования, сколько инструментом развития.
Ответственность перед будущими поколениями заставляет нас посмотреть на стандарты именно как на средство развития поколений молодых россиян, которые должны стать достойными гражданами, включиться в экономику страны. Образовательные стандарты – это не просто документы, регулирующие деятельность школ, они во многом определят интеллектуальное будущее России.
Взаимодействие Российской академии образования и Российской академии наук должно сыграть ключевую роль при формировании школьных стандартов, которые должны стать целостным каркасом, формирующим не только отдельные предметные области, но и личность гражданина, уверенно смотрящего в будущее, успешно осваивающего не только школьную программу, но и программу высшего учебного заведения, овладевающего профессией. Нужно совместно браться за эту работу, потому что ни одно ведомство, как бы хорошо оно ни было организовано, не в состоянии решить проблему образовательных стандартов.
Список литературы отсутствует.
Дополнительные материалы отсутствуют.