Вестник РАН, 2020, T. 90, № 4, стр. 390-396

ПРЕЗИДИУМ РАН РЕШИЛ (декабрь 2019 г.)

Полный текст (PDF)

• Утвердить доктора политических наук Р.Н. Лункина главным редактором журнала “Современная Европа” РАН с 24 сентября 2019 г. сроком на пять лет.

• Утвердить доктора физико-математических наук Л.Е. Свистова главным редактором журнала “Приборы и техника эксперимента” РАН с 10 декабря 2019 г. сроком на пять лет.

• Утвердить члена-корреспондента РАН А.А. Соловьёва главным редактором журнала “Вулканология и сейсмология” РАН с 10 декабря 2019 г. сроком на пять лет.

Коренные изменения наземных экосистем в России в XXI в.: вызовы и возможности

Заслушав и обсудив доклад члена-корреспондента РАН П.В. Крестова, содоклады члена-корреспондента РАН Н.В. Лукиной и доктора биологических наук, профессора РАН Е.К. Хлесткиной, выступления члена-корреспондента РАН Ю.В. Плугатаря, докторов биологических наук Н.Б. Ермакова, Д.В. Гельтмана, кандидата биологических наук В.П. Упелниека, президиум РАН отмечает важность и актуальность обозначенных проблем, связанных с трансформацией наземных экосистем в условиях климатических изменений и антропогенных воздействий, а также необходимость разработки действенных мер по сохранению и рациональному использованию растительных ресурсов Российской Федерации.

Происходящие изменения наземных экосистем – лесов, болот, тундры, лугов, степей – в результате возрастающих антропогенных нагрузок и изменения климата всё в больших масштабах трансформируют эволюционно сложившуюся структуру растительного покрова России, что ведёт к увеличению экологических рисков и экономических последствий. Комплексное изучение всех компонентов и механизмов функционирования наземных экосистем позволит разработать основы управления продуктивностью и устойчивостью экосистем в условиях интенсивной эксплуатации и изменения климата, сохранения генофонда и природного разнообразия экосистем и определить стратегию устойчивого природопользования.

В настоящее время к важнейшим условиям устойчивого социально-экономического развития относятся сохранение комфортной для проживания природной среды, повышение эффективности использования ресурсов наземных экосистем. Однако вовлечение наземных растительных ресурсов в современную экономику сопровождается не только обеднением этой ресурсной базы, но и трансформацией биогеохимических и биогеоклиматических циклов, обеспечивающих стабильность биосферы.

Потепление климата создаёт предпосылки для расширения ареалов сельскохозяйственных культур. Новые территории могут стать пригодными для земледелия и развития тех направлений сельскохозяйственного производства, которые ориентированы на получение продуктов с высокой добавленной стоимостью. В то же время возникают новые угрозы эрозии и деградации почв, агроэкологические риски, связанные с инвазиями сорняков, вредителей и патогенов. В этих условиях необходимо развивать моделирование данных процессов для понимания последствий изменения практики землепользования, прежде всего с целью достичь баланса между расширением сельхозугодий и сохранением естественной растительности.

Для предотвращения рисков возникновения кризисных ситуаций в стране, связанных с интенсификацией лесопользования в контексте изменения климата, стоит задача превращения лесного хозяйства в эффективную отрасль биоэкономики замкнутого цикла.

Леса являются самыми распространёнными наземными биомами нашей планеты, обеспечивающими местообитаниями более половины известных видов растений и животных. Особая роль в сохранении мирового биоразнообразия лесов и выполнении ими экосистемных функций принадлежит России, на долю которой приходится 22% всех мировых лесных ресурсов. Анализ материалов спутникового мониторинга и результатов стационарных наземных наблюдений демонстрирует, что с начала текущего столетия наблюдается заметное сокращение лесного покрова России, обусловленное комбинированным влиянием природных и антропогенных факторов, к которым относятся изменение климата, пожары, промышленное загрязнение, массовые вспышки роста численности вредителей (включая инвазионные виды), грибные и бактериальные болезни, истощительное использование лесов, нерациональное ведение лесного хозяйства, связанное с  низким уровнем внедрения новых научных знаний. В то же время значительных размеров достигли  площади заброшенных сельскохозяйственных земель, зарастающих древесной растительностью.

Для устойчивого управления лесами, развития новых рынков экосистемных услуг и биоэкономики в России следует идентифицировать природные и антропогенные факторы, вызывающие изменения в лесах на различных пространственных и временны́х уровнях, оценить связи между комбинированным действием этих факторов, биоразнообразием, экосистемными функциями/услугами, благосостоянием и здоровьем людей в условиях глобальных изменений. Для решения этих задач необходимо развивать:

• методы и технологии оценки, прогноза динамики лесных экосистем с использованием наземной информации и методов дистанционного зондирования Земли;

• методы изучения и сохранения биологического разнообразия лесов на генетическом, популяционном, экосистемном и ландшафтном уровнях, подходы и методы экологической, экономической и социальной оценки экосистемных услуг лесов;

• метод сохранения, использования и воспроизводства лесных генетических ресурсов и технологии повышения продуктивности лесов, плантационного лесного хозяйства;

• технологии биорефайнинга растительного сырья.

Президиум РАН отмечает, что для достижения этих целей нужно разработать новые научные программы и концепцию нового федерального закона “Лесной кодекс Российской Федерации”, а также наладить эффективное межведомственное взаимодействие для ускоренного внедрения научных разработок.

Среди приоритетных задач, связанных с трансформацией наземных экосистем, – разработка и применение современных технологий инвентаризации растительных сообществ и классификации растительности России; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей рациональное использование растительных ресурсов; совершенствование методов прогнозирования развития наземных экосистем и динамики ареалов растений в условиях климатических изменений; сохранение мирового и российского генофонда хозяйственно ценных растений на территории Российской Федерации; реализация стратегии ex situ и in situ сохранения культурных растений и их диких родичей как источника будущих адаптированных сортов растений с улучшенными свойствами в интересах продовольственной безопасности страны.

Важнейшую роль в решении обозначенных проблем могут и должны играть функционирующие под научно-методическим руководством РАН ботанические сады и сеть селекционных станций Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова, которые стали уникальными площадками не только для сохранения генофонда растительных ресурсов России, но и научными центрами по инвентаризации и исследованию растительной биоты.

Сегодня в ботанических садах сосредоточена значительная часть научных исследований растительных ресурсов. В России функционируют 112 ботанических садов различной ведомственной принадлежности, работа которых координируется Советом ботанических садов России. В их коллекциях сохраняется около трети видов природной флоры России.

Ботанические сады проводят широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований в области науки о растениях и охраны окружающей среды, осуществляют мероприятия по сохранению и поддержанию растительного генофонда. Кроме того, они являются важными культурно-просветительскими и образовательными центрами. Генетические ресурсы растений, сохраняемые в коллекциях ботанических садов, служат единой национальной коллекцией, распределённой по всей территории Российской Федерации в широком диапазоне климатических условий.

Особого внимания требуют вопросы подготовки научных кадров в области сельского и лесного хозяйства, рационального природопользования, занятых изучением и сохранением природных экосистем, а также развития в высших учебных заведениях соответствующих образовательных программ.

Решение обозначенных задач будет содействовать достижению целей, изложенных в Указах Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, от 21 июля 2016 г. № 350 “О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства”, от 1 декабря 2016 г. № 642 “О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”, от 28 ноября 2018 г. № 680 “О развитии генетических технологий в Российской Федерации”, в Федеральной научно-технической программе развития генетических технологий на 2019–2027 гг., утверждённой постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 479, в Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017–2025 гг., утверждённой постановлением Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 и в национальных проектах “Наука” и “Экология”.

Президиум РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению представленную в докладах и выступлениях информацию о коренных изменениях наземных экосистем в России в XXI в. и связанных с ними вызовах и возможностях преодоления кризисных явлений.

2. Отделению биологических наук РАН (академик РАН М.П. Кирпичников), Отделению сельскохозяйственных наук РАН (академик РАН Ю.Ф. Лачуга) в трёхмесячный срок подготовить руководству РАН для последующего представления в Правительство Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство природных ресурсов и экологии РФ предложения:

по включению задач сохранения разнообразия и ресурсов наземных экосистем и их рационального использования в Перечень приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации;

по подготовке федеральной научно-технической программы, направленной на оценку и сохранение биоразнообразия, экосистемных функций и услуг наземных биомов и их рациональное использование;

по осуществлению РАН научно-методического руководства за проведением научно-исследовательской работы на особо охраняемых природных территориях с целью восстановления системы государственной инвентаризации и мониторинга биоразнообразия и уникальных экосистем России;

по созданию межведомственного совета с участием РАН, Минобрнауки России, Минприроды России и Минсельхоза России с целью ускоренного внедрения разработанных научными организациями современных технологий и методов мониторинга и эффективного использования ресурсов и услуг наземных экосистем в условиях климатических изменений и антропогенных воздействий;

по поддержке развития ботанических садов как центров сохранения растительных ресурсов России и их сетевого взаимодействия в рамках Совета ботанических садов России; приданию ботаническим садам, находящимся под научно-методическим руководством РАН, особого статуса, учитывающего специфику этих научных организаций при оценке эффективности их деятельности;

по созданию проекта концепции нового федерального закона “Лесной кодекс Российской Федерации” для перехода от модели заготовки древесины в естественных лесах к модели лесовыращивания целевых древесных пород, сохранения биоразнообразия и баланса между всеми экосистемными услугами лесов для будущих поколений;

по поддержке разработанного научно-исследовательскими институтами Российской Федерации и Республики Беларусь проекта концепции Научно-технической программы Союзного государства “Оценка и пути предотвращения рисков возникновения кризисных ситуаций в лесах при интенсификации лесного хозяйства”, направленной на обеспечение достоверной информацией о лесах; экологическую и социально-экономическую оценку биоразнообразия, экосистемных услуг лесов и взаимосвязей между ними; разработку современных технологий охраны, защиты и воспроизводства лесов и повышения их продуктивности; разработку инструментов принятия взвешенных политических и управленческих решений при переходе к интенсивному лесному хозяйству.

3. Научному совету по лесу при Отделении биологических наук РАН (член-корреспондент РАН Н.В. Лукина) до 20 января 2020 г. подготовить и представить руководству РАН проект концепции нового федерального закона “Лесной кодекс Российской Федерации”.

4. Научному совету по изучению биоразнообразия и биологических ресурсов при Отделении биологических наук РАН (секция ботаники, доктор биологических наук Д.В. Гельтман) до 1 февраля 2020 г. подготовить и представить руководству РАН предложения по подготовке фундаментальных изданий “Флора Российской Федерации: сосудистые растения”, “Флора мхов России” и “Лишайники России”, а также концепцию создания классификации растительности России.

5. Рекомендовать Российскому научному фонду и Российскому фонду фундаментальных исследований организовать дополнительные тематические конкурсы, направленные на изучение биосферных функций наземных экосистем, сохранение растительных генетических ресурсов.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-президента РАН академика РАН Д.В. Адрианова.

Об итогах выборов членов РАН и иностранных членов РАН в 2019 г.

Заслушав и обсудив информацию заместителя главного учёного секретаря президиума РАН члена-корреспондента РАН А.А. Макоско, президиум РАН отмечает, что в соответствии с пункта-ми 34, 35 устава РАН президиум РАН 26 апреля 2019 г. принял решение провести 14 и 15 ноября 2019 г. выборы членов РАН и иностранных членов РАН и утвердил распределение по отделениям РАН и специальностям 76 вакансий академиков РАН и 171 вакансию членов-корреспондентов РАН, в том числе 27 вакансий с ограничением возраста (до 56 лет).

Созданной Рабочей группой под председательством вице-президента РАН академика РАН В.В. Козлова были выработаны рекомендации, поддержанные отделениями РАН, по подготовке и проведению выборов в 2019 г., согласно которым предлагалось:

постепенное сокращение числа вакансий;

предоставление самостоятельности отделениям РАН в вопросах принятия решений по количеству вакансий для кандидатов в члены-корреспонденты РАН с ограничением возраста;

расширение формулировок названий специальностей на вакансии с учётом приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации;

предоставление права отделениям РАН самостоятельно определять порядок и формы выступлений кандидатов в предвыборный период;

публикация сведений о зарегистрированных кандидатах на сайте РАН по решению бюро отделений РАН.

Президиумом РАН и отделениями РАН проделана значительная работа по обеспечению открытости и высокой конкурентности при проведении выборов. Списки зарегистрированных кандидатов в члены РАН за два месяца до выборов были опубликованы в газете “Поиск” и на официальном сайте РАН.

Заключения по всем зарегистрированным кандидатам и рекомендации наиболее достойных из них были представлены на собраниях секций отделений РАН 33 экспертными комиссиями, в состав которых вошли 406 академиков РАН (49% их общей численности).

Впервые изготовление бюллетеней для тайного голосования на собраниях секций отделений РАН осуществлено на специальной защищённой бумаге, организован строгий учёт использования бюллетеней. На общем собрании Отделения нанотехнологий и информационных технологий РАН для определения результатов тайного голосования применены урны-сканеры.

Комиссия РАН по противодействию фальсификации научных исследований и Комиссия РАН по борьбе с лженаукой накануне выборов провели инициативный анализ научной деятельности кандидатов в члены РАН. При этом комиссиями была допущена поспешность и превышены полномочия при публикации результатов работы без предварительного обсуждения с отделениями РАН и президиумом РАН. Итоговые выводы, сформулированные комиссиями, в основном приняты во внимание Общим собранием членов РАН при проведении выборов.

Всего в выборах в 2019 г. приняли участие 1827 кандидатов: 325 – в академики РАН и 1502 – в члены-корреспонденты РАН, в том числе с ограничением возраста – 180 кандидатов.

На собраниях отделений РАН 12 ноября 2019 г. утверждены кандидаты: в академики РАН – 71 (из 76), в члены-корреспонденты РАН – 158 из 171, в том числе 26 с ограничением возраста, и 44 кандидата в иностранные члены РАН.

По итогам тайного голосования на Общем собрании членов РАН избраны 71 академик РАН, 158 членов-корреспондентов РАН, в том числе 26 с ограничением возраста. Численность членов РАН на 15 ноября 2019 г. составила 2042 человека, из них 898 академиков РАН и 1144 члена-корреспондента РАН. Избраны 44 иностранных члена РАН (США – 11, ФРГ – 6, Китай – 4, Великобритания – 3, Нидерланды – 3, Франция, Канада, Австралия, Беларусь – по 2, Япония, Австрия, Израиль, Новая Зеландия, Сербия, Финляндия, Швейцария, Монголия, Киргизия – по 1).

Из числа профессоров РАН избрано 3 академика РАН и 36 членов-корреспондентов РАН. В академики РАН избрано 4 женщины, в члены-корреспонденты РАН – 26. Президиум РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению информацию заместителя главного учёного секретаря президиума РАН члена-корреспондента РАН А.А. Макоско об итогах выборов в РАН в 2019 г.

2. Отметить, что выборы в РАН прошли организованно, с соблюдением принципов гласности, открытости и высокой конкурсности.

3. С целью выработки основных направлений формирования кадровой политики, дальнейшего совершенствования системы выборов в РАН создать Рабочую комиссию по подготовке предложений к выборам в Российской академии наук (далее – Рабочая комиссия).

4. Назначить вице-президента РАН академика РАН В.В. Козлова председателем Рабочей комиссии и утвердить её состав: академик РАН В.В. Козлов – председатель, академики РАН А.О. Глико, А.А. Дынкин, М.П. Кирпичников, Г.Я. Красников, Ю.Ф. Лачуга, Н.А. Макаров, член-корреспондент РАН А.А. Макоско, академики РАН Ю.С. Осипов, В.Н. Пармон, В.А. Рубаков, В.И. Сергиенко, И.А. Соколов, В.Е. Фортов, А.Р. Хохлов, В.Н. Чарушин, В.П. Чехонин, И.А. Щербаков.

5. Поручить Рабочей комиссии разработать предложения:

5.1. по основным направлениям кадровой политики в РАН;

5.2. по совершенствованию системы выборов в РАН;

5.3. о внесении изменений в устав РАН по вопросам совершенствования системы выборов в РАН и представить их в Комиссию по уставу федерального государственного бюджетного учреждения “Российская академия наук”;

5.4. по внедрению системы электронного подсчёта голосов на выборах в Российской академии наук;

5.5. по подготовке Положения о порядке избрания и работе с иностранными членами РАН.

6. Поручить академикам-секретарям отделений РАН по областям и направлениям науки провести анализ перечня научных специальностей и при необходимости их корректировки подготовить предложения в Рабочую комиссию.

7. Рабочей комиссии регулярно информировать президиум РАН о проводимой работе.

8. В соответствии с постановлением Общего собрания членов РАН от 15 ноября 2019 г. № 62.2 заслушать в январе 2020 г. на заседании президиума РАН информацию о работе Комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований и Комиссии РАН по борьбе с лженаукой.

О согласовании состава Комиссии по уставу федерального государственного бюджетного учреждения “Российская академия наук”

В соответствии с подпунктом “е” пункта 82 устава федерального государственного бюджетного учреждения “Российская академия наук”, утверждённого постановлением Правительства РФ от 27 июня 2014 г. № 589, президиум РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Согласовать и представить на утверждение президенту РАН следующий состав Комиссии по уставу федерального государственного бюджетного учреждения “Российская академия наук”: академик РАН В.В. Козлов – председатель, академик РАН А.Г. Лисицын-Светланов – заместитель председателя, кандидат юридических наук Е.В. Понизова – советник вице-президента РАН, учёный секретарь, академик РАН С.М. Алдошин, академик РАН В.В. Береговых, член-корреспондент РАН А.В. Габов, академики РАН А.О. Глико, А.И. Григорьев, Н.К. Долгушкин, А.А. Дынкин, М.П. Егоров, М.П. Кирпичников, Г.Я. Красников, Ю.Ф. Лачуга, Г.Г. Матишов, Г.А. Месяц, Р.И. Нигматулин, В.Н. Пармон, В.И. Сергиенко, А.В. Смирнов, И.А. Соколов, К.А. Солнцев, В.И. Стародубов, В.А. Тишков, В.А. Ткачук, В.Е. Фортов, А.Р. Хохлов, В.Н. Чарушин, И.А. Щербаков.

2. Считать утратившим силу постановление президиума РАН от 14 ноября 2017 г. № 189 «О согласовании состава Комиссии по уставу федерального государственного бюджетного учреждения “Российская академия наук”» .

О Комиссии президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций

Президиум РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Переименовать Комиссию президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, находящихся под научно-методическим руководством РАН, в Комиссию президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ.

2. Утвердить президента РАН академика РАН А.М. Сергеева председателем Комиссии президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ.

3. Утвердить Положение о Комиссии президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ.

4. Утвердить состав Комиссии президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ, сроком на 5 лет.

5. Внести соответствующие изменения в приложение 1 к постановлению президиума РАН от 22 января 2019 г. № 12 “О Перечне научных, экспертных, координационных советов, комитетов и комиссий, состоящих при президиуме РАН и отделениях РАН по областям и направлениям науки”.

Положение о Комиссии президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ

1. Общие положения

1.1. Комиссия президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ (далее – Комиссия) создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2018 г. № 1652 «Об утверждении Правил взаимодействия федерального государственного бюджетного учреждения “Российская академия наук” и Министерства науки и высшего образования РФ при осуществлении ими отдельных полномочий в соответствии с Федеральным законом “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (и уставом РАН)» .

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, уставом РАН, постановлениями Общего собрания членов РАН, постановлениями президиума РАН и распоряжениями РАН, а также настоящим Положением.

1.3. Комиссия является коллегиальным совещательным и координационным органом РАН.

1.4. Комиссия осуществляет следующие функции:

1.4.1. рассматривает предложения Минобрнауки России о принятии решений о реорганизации или ликвидации научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ, содержащие обоснования их целесообразности;

1.4.2. организует процедуру подготовки отделениями РАН по областям и направлениям науки (далее – отделения РАН) совместно с региональными отделениями РАН предложений в отношении формирования позиции РАН о реорганизации или ликвидации научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ (далее – позиция);

1.4.3. с учётом позиции отделений РАН и региональных отделений РАН (в отношении научных организаций соответствующего региона) даёт рекомендации о согласовании (несогласовании) предложений Минобрнауки России о принятии решения о реорганизации или ликвидации научной организации, указанной в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ;

1.4.4. рассматривает представленный Минобрнауки России на согласование в РАН план реструктуризации научных организаций и дополнения к нему, даёт рекомендацию о его согласовании (несогласовании);

1.4.5. даёт рекомендации о согласовании (несогласовании) проектов реструктуризации научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ;

1.4.6. рассматривает спорные вопросы, проводит консультации с целью достижения приемлемого решения;

1.4.7. выполняет иные поручения президента РАН и президиума РАН по вопросам, находящимся в пределах её компетенции.

1.5. Деятельность Комиссии осуществляется во взаимодействии с отделениями РАН по областям и направлениям науки, региональными отделениями РАН, структурными подразделениями аппарата президиума РАН, а также в информационном сотрудничестве с органами государственной власти, научными организациями и образовательными организациями высшего образования Российской Федерации, находящимися в ведении Минобрнауки России, иными заинтересованными организациями.

2. Порядок создания комиссии

2.1. Решение о создании, реорганизации и ликвидации Комиссии принимается постановлением президиума РАН.

2.2. Председатель Комиссии утверждается постановлением президиума РАН.

2.3. Положение о Комиссии, её состав и структура, а также вносимые в них изменения утверждаются постановлением президиума РАН.

2.4. Состав Комиссии утверждается сроком на 5 лет.

3. Состав и структура комиссии

3.1. Комиссия формируется в составе председателя и членов Комиссии.

3.2. Председатель Комиссии:

3.2.1. осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии;

3.2.2. координирует работу членов Комиссии и привлекаемых, в случае необходимости, специалистов и экспертов;

3.2.3. проводит заседания Комиссии;

3.2.4. утверждает план работы Комиссии;

3.2.5. подписывает протоколы заседаний и другие документы Комиссии;

3.2.6. обеспечивает коллективное обсуждение вопросов, внесённых на рассмотрение Комиссии;

3.2.7. формирует отчёт о проделанной работе и наиболее важных результатах, полученных в рамках деятельности Комиссии;

3.2.8. распределяет обязанности между членами Комиссии.

3.3. Члены Комиссии:

3.3.1. руководствуются Положением о Комиссии;

3.3.2. регулярно посещают заседания Комиссии, назначенные его председателем;

3.3.3. вносят предложения по рассмотрению Комиссией отдельных вопросов по предмету её деятельности;

3.3.4. организуют в отделениях РАН процедуру подготовки предложений в отношении формирования позиции академии о создании, реорганизации и ликвидации научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ, и представляют Комиссии материалы по их результатам;

3.3.5. подготавливают проекты решений и рекомендации по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Комиссии;

3.3.6. участвуют в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам;

3.3.7. выступают с докладами на заседаниях Комиссии.

4. Порядок работы Комиссии

4.1. Заседания Комиссии созываются по решению председателя Комиссии по мере необходимости.

4.2. Комиссия правомочна принимать решения по рассматриваемым вопросам, если на заседании присутствует не менее половины её списочного состава.

4.3. Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Комиссии.

4.4. При принятии решения в случае равенства голосов членов Комиссии право решающего голоса имеет председатель Комиссии.

4.5. Принимаемые на заседаниях Комиссии решения оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии.

4.6. Члены Комиссии могут квалифицированным большинством голосов принять решение о проведении тайного голосования по любому обсуждаемому ими вопросу.

4.7. Председатель Комиссии ежегодно представляет отчёт о проделанной работе и наиболее значимых результатах, полученных в рамках деятельности Комиссии, для утверждения на заседании Комиссии и не позднее 1 марта, следующего за отчётным годом, направляет утверждённый отчёт в Научно-организационное управление РАН.

4.8. Комиссия для осуществления возложенных на неё функций имеет право запрашивать у научных организаций сведения и материалы по вопросам, относящимся к её компетенции.

4.9. В случае, если член Комиссии по объективным причинам не имеет возможности участвовать в заседании, председатель Комиссии разрешает вопрос об участии указанного лица в заседании путём использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности.

4.10. Комиссия может иметь адрес в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, ссылка на который размещается на портале РАН.

4.11. Организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление по взаимодействию с государственными органами и научным сообществом РАН.

Состав Комиссии президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций, указанных в части 9 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ: академик РАН А.М. Сергеев – председатель, академики РАН А.В. Адрианов, Ю.Ю. Балeгa, В.Г. Бондур, И.М. Донник, Н.К. Долгушкин, кандидат физико-математических наук, В.П. Калинушкин (Профсоюз работников РАН), академики РАН В.В. Козлов, Н.А. Макаров, В.Н. Пармон, В.И. Сергиенко, А.Р. Хохлов, В.Н. Чарушин, В.П. Чехонин.

• Утвердить состав Научно-координационного совета членов РАН – научных руководителей научных организаций, подведомственных Минобрнауки России и находящихся под научно-методическим руководством РАН.

Состав совета

Бюро Совета: академик РАН С.Н. Багаев – председатель, академик РАН Л.М. Зелёный – заместитель председателя, академик РАН В.А. Тутельян – заместитель председателя, член-корреспондент РАН А.А. Макоско – учёный секретарь, академики РАН С.М. Алдошин, В.И. Бердышев, В.Б. Бетелин, Л.А. Большов, Ю.В. Гуляев, А.А. Гусейнов, А.Л. Журавлёв, Н.А. Колчанов, А.Э. Конторович, А.Б. Куделин, В.В. Кулешов, Ю.Н. Кульчин, А.Н. Лагарьков, А.Б. Лисицын, А.Г. Литвак, В.Л. Макаров, Г.А. Месяц, А.М. Молдован, Р.И. Нигматулин, В.В. Окрепилов, В.И. Осипов, Д.С. Павлов, В.Я. Панченко, В.Ф. Пивоваров, В.И. Пустовойт, С.М. Рогов, С.Б. Середенин, К.А. Солнцев, С.М. Стишов, В.А. Стоник, В.Е. Фортов, А.Ю. Цивадзе, Б.Н. Четверушкин.

Члены Совета

Членами Совета являются все члены РАН, назначенные научными руководителями научных организаций, подведомственных Минобрнауки России и находящихся под научно-методическим руководством РАН.

Дополнительные материалы отсутствуют.