Вестник РАН, 2021, T. 91, № 10, стр. 994-999

ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ РАН В 2020 ГОДУ И О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ РАН

Полный текст (PDF)

Обсудив доклады президента РАН академика РАН А.М. Сергеева “О приоритетных направлениях деятельности РАН по реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учёными в 2020 году” и главного учёного секретаря президиума РАН академика РАН Н.К. Долгушкина “О работе президиума РАН за отчётный период”, председателей региональных отделений РАН о работе региональных отделений РАН в 2020 г., общее собрание членов РАН отмечает, что деятельность академии в отчётном периоде осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 253-ФЗ), уставом РАН и была нацелена на реализацию стратегических направлений развития страны, определённых в посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина 2018, 2019 и 2020 гг., в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, а также на развитие науки в Российской Федерации, повышение её потенциала, эффективности и результативности научных исследований.

Основное внимание уделялось проведению и развитию фундаментальных и поисковых научных исследований, направленных на получение новых научных знаний, способствующих технологическому, экономическому, социальному и инновационному развитию страны, а также экспертному обеспечению деятельности органов государственной власти, достижению целей и реализации стратегических задач развития страны.

В 2020 г. российскими учёными были получены новые знания и научные результаты по многим областям и направлениям науки, в том числе мирового уровня.

Академия наук принимала активное участие в борьбе с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В сложившейся ситуации резко возросла востребованность науки, которая может предложить и реализовать качественно новые методы диагностики, лечения и профилактики инфекционных заболеваний.

В прошедшем году РАН были подготовлены и представлены руководству страны предложения по реализации крупных научных программ, в том числе в области борьбы с вирусными заболеваниями, исследований космоса и океана, создания высокопроизводительных вычислительных систем и др.

РАН видит свою основную задачу в научном и экспертном сопровождении реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, национального проекта “Наука и университеты”, государственной программы Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации” и других стратегических документов развития страны.

Члены РАН широко представлены в советах и комиссиях, сформированных при Президенте Российской Федерации, Федеральном Собрании Российской Федерации, Государственном Совете Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и других органах государственной власти.

В рамках соглашения о сотрудничестве продолжилось активное взаимодействие РАН с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В советах и комиссиях при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоят более 70 членов РАН.

В июле 2020 г. на заседании рабочей группы по вопросу кадровой политики Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре было принято предложение РАН о проведении парламентских слушаний по теме “Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста”. Парламентские слушания по указанной теме запланированы на 13 мая 2021 г.

Продолжалось плодотворное взаимодействие РАН с Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной и экспертной работы, в том числе по разработке законопроектов об образовании в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); об экспертизе в Российской Федерации; о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Члены РАН принимали участие в работе научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации. В интересах Совета Безопасности Российской Федерации в отчётном периоде подготовлено более 30 аналитических материалов, в том числе:

предложения по корректировке Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;

предложения в проект Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации;

предложения по совершенствованию подходов к организации работы в интересах реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”;

информационно-аналитические материалы “О мерах по дальнейшему развитию крупноразмерных беспилотных авиационных систем двойного назначения”;

предложения “О научно-методологических подходах к совершенствованию стратегического планирования в Российской Федерации как элемента системы государственного управления”;

аналитические материалы в проект доклада Президенту Российской Федерации “О состоянии национальной безопасности Российской Федерации в 2020 году и мерах по её укреплению”.

В рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года большая работа проведена Координационным советом по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, а также советами по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.

Координационным советом проведены три заседания, рассмотрены и одобрены предложения о разработке двух комплексных научно-технических программ и одного комплексного научно-технического проекта, согласованы Советом при Президенте Российской Федерации по науке и образованию четыре предложения, которые в настоящее время находятся на рассмотрении Правительства Российской Федерации.

Советами по приоритетным направлениям научно-технологического развития рассмотрены 29 заявок на разработку комплексных научно-технических программ, проведена экспертиза более 50 заявок на создание научных центров мирового уровня.

Важнейшим направлением деятельности РАН является научно-экспертное и организационно-техническое сопровождение фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых по широкому спектру направлений. В 2020 г. успешно завершена Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук, выполняемая под руководством РАН с 2008 г. (далее – Программа). Программа позволила сохранить системность и преемственность фундаментальной науки в России, несмотря на кардинальную перестройку академического сектора науки.

В ходе реализации Программы был отработан эффективный механизм управления и координации фундаментальных научных исследований. Установленные показатели Программы успешно выполнены. Накоплен и систематизирован уникальный материал о результатах фундаментальных научных исследований в России в 2008–2020 гг., что само по себе представляет научную и практическую ценность. Доклад об итогах реализации Программы в 2020 г. в установленном порядке представлен в Правительство Российской Федерации.

Реализация Программы позволила создать задел для разработки Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 гг.). Координатором новой Программы определена РАН.

В 2020 г. продолжилась работа членов РАН в экспертном совете Минобрнауки России по формированию тематик крупных научных проектов с объёмом финансирования до 100 млн руб. по приоритетным направлениям научно-технологического развития.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 253-ФЗ и подпунктом “в” пункта 63 устава РАН академия ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации рекомендации об объёме и видах бюджетных ассигнований на финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований на очередной финансовый год.

В 2020 г. финансирование фундаментальных исследований составило 203.25 млрд руб., или 0.19% ВВП. Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ “О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов” на финансирование фундаментальных исследований предусмотрено: на 2021 г. – 202.04 млрд руб. (0.17% ВВП), на 2022 г. – 227.65 млрд руб. (0.18% ВВП).

Вместе с тем для достижения целей, определённых Стратегией научно-технологического развития страны, необходимо увеличение данного показателя к 2026 г. как минимум до 0.4% ВВП. С учётом уточнённых показателей прогнозируемого объёма ВВП целесообразно в 2022 г. направить на финансирование фундаментальных научных исследований 335.43 млрд руб. Финансирование РАН должно составить 8.85 млрд руб.

За отчётный период Академия наук провела экспертизу 85 научно-технических программ и проектов, включая государственные программы, федеральные целевые программы, программы развития научных и образовательных организаций; 51 заявки на выдачу патентов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Более 70% научно-технических решений получили отрицательную оценку и были отклонены с точки зрения фундаментальной и практической значимости.

Подготовлены экспертные заключения по:

6137 проектам тем научных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных 27 ФОИВам (4760 тем), Правительству Российской Федерации (1376 тем), Верховному суду Российской Федерации (1 тема) и 221 плану научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Из них 3% оценены отрицательно, и их финансирование за счёт средств федерального бюджета признано нецелесообразным;

7841 отчёту о проведённых научных исследованиях, подведомственных 17 ФОИВам (7656 отчётов), Правительству Российской Федерации (173 отчёта), Верховному суду Российской Федерации (12 отчётов).

Проведена экспертная оценка научной деятельности 81 научной организации, по результатам которой 30 организаций отнесены к научным организациям-лидерам (1-я категория); 46 организаций – к стабильным научным организациям (2-я категория) и 5 научных организаций – к утратившим научную деятельность в качестве основного вида деятельности (3-я категория).

Продолжилась работа по популяризации научных знаний, которая является одним из эффективных механизмов привлечения в научно-образовательную сферу талантливой перспективной молодёжи. Сотрудничество с РИА-Новости и Интернет-порталом “Научная Россия” содействовало усилению пропаганды науки, научных знаний, достижений науки и техники.

Развивается сотрудничество РАН с субъектами Российской Федерации. По состоянию на апрель 2021 г. созданы представительства РАН в Республике Башкортостан, Белгородской, Самарской и Ульяновской областях, обеспечивающие взаимодействие РАН с руководством регионов, бизнес-сообществом, научными организациями, вузами и базовыми школами РАН. В настоящее время подписаны соглашения с 30 субъектами Российской Федерации.

Осуществляется взаимодействие с национальными академиями наук Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия) и Чеченской Республики.

Сотрудничество с рядом регионов проводится и на площадках научно-образовательных центров мирового уровня: НОЦ “Инновационные решения в АПК” в Белгородской области, НОЦ “Кузбасс” в Кемеровской области, НОЦ “Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня” в Республике Башкортостан, НОЦ “Техноплатформа 2035” в Нижегородской области, межрегиональный НОЦ “Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования”, объединивший Архангельскую, Мурманскую области и Ненецкий АО.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № Пр-2542 Российской академией наук подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального государственного бюджетного учреждения “Санкт-Петербургский региональный научный центр Российской академии наук”, который в настоящее время проходит согласование в установленном порядке.

Важную роль в осуществлении Академией экспертной и прогнозной деятельности и других значимых функций играют научные, экспертные, координационные советы, комитеты и комиссии РАН. При президиуме РАН функционируют 37 советов, включая научные (по приоритетным направлениям и комплексным проблемам), координационные, межведомственные, межакадемический по проблемам развития Союзного государства, 9 комитетов и 22 комиссии. С учётом новых задач, стоящих перед академией, в том числе по координации фундаментальных научных исследований в стране и научному сопровождению стратегических документов, необходимо повысить роль академических научных советов по определению перспективных направлений исследований и разработок.

Одним из важнейших направлений деятельности РАН является международное сотрудничество в сфере научной и научно-технической деятельности, развитие научной дипломатии. В этих целях в 2020 г. активизировано взаимодействие по вопросам научной дипломатии с МИД России, Россотрудничеством, Минобрнауки России, разработана Стратегия международного сотрудничества Российской академии наук в сфере научной и научно-технической деятельности на период до 2030 года, сформирован Межведомственный координационный совет по международному научному и научно-техническому сотрудничеству с участием представителей Академии наук, научных организаций, представителей МИД России, Россотрудничества, комитетов и комиссий обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, начата разработка программы международной научной мобильности.

Академия активно взаимодействует с 42 международными научными организациями, заключены двусторонние соглашения с научными организациями 20 стран.

В отчётном периоде члены академии приняли участие в 80 международных форумах, организовали свыше 35 международных мероприятий.

Проведено обсуждение и подписание Совместного протокола Российской академии наук и Национальных академий наук, техники и медицины США “Сотрудничество в различных областях исследований, связанных с COVID-19: Наука, техника и медицина для глобального века”.

В рамках исполнения Соглашения о сотрудничестве с Китайской академией наук проведена серия вебинаров по нейронаукам, высокомощным лазерам и физике интенсивных полей.

По инициативе РАН была организована международная конференция “Изменение климата и его последствия”, проведённая совместно с Альянсом международных научных организаций.

В 2020 г. состоялись семь российско-индийских научных вебинаров по широкому спектру научных проблем. Готовится российско-индийская конференция по космическим исследованиям.

Подписаны соглашения о сотрудничестве с Объединением научно-исследовательских центров им. Германа фон Гельмгольца, Немецкой Национальной академией наук “Леопольдина”.

Под эгидой РАН прошло третье заседание академий наук стран БРИКС в рамках председательствования Российской Федерации в БРИКС. РАН развивает сотрудничество в многостороннем формате по линии Международной ассоциации академий наук, Альянса международных научных организаций, а также в рамках деятельности научных треков стран Большой Двадцатки и группы G7.

Динамично развивается сотрудничество с Национальной академией наук Беларуси. На совместном заседании президиумов РАН и НАН Беларуси 30 марта 2021 г. были рассмотрены вопросы деятельности Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства и реализации программ Союзного государства с участием организаций РАН и НАН Беларуси; о координации деятельности РАН и НАН Беларуси в области новых медицинских технологий по решению задач профилактики и ликвидации последствий масштабных эпидемий; о сотрудничестве в рамках Международной ассоциации академий наук; о научном сопровождении разработки стратегических направлений пространственно-территориального и социально-экономического развития России и Беларуси на долгосрочный период, концепция мегапроекта “Единая Евразия” и о совместных научных проектах в области сельского хозяйства РАН и НАН Беларуси. Отмечено, что межакадемическое сотрудничество является одним из приоритетных направлений их международной деятельности, ведутся совместные научные исследования в рамках Союзного государства. Информационную и организационную поддержку оказывает созданный в 2004 г. Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства (МАС), который в период с 2005 по 2021 г. провёл 13 заседаний в различных городах России и Беларуси.

Российская академия наук – крупнейший издатель научной периодики, учредитель (или соучредитель) 162 журналов, издаёт в печатном или электронном виде 138 журналов. Академия активно работает в деле продвижения российских научных журналов, повышения их качества, престижа и востребованности у отечественных и зарубежных учёных, 103 журнала РАН переводятся на английский язык.

Из 181 российского журнала, размещённого на платформе Web of Science, 116 – журналы РАН. В базу данных Scopus входят 120 журналов РАН, в том числе 19 изданий в оригинальной русскоязычной версии (на английском языке представлены только метаданные статей). В печатном и электронном виде в 2020 г. изданы 1038 номеров научных журналов РАН, более 50 монографий, сборников и иных изданий, в которых опубликованы результаты научных исследований, проводимых российскими учёными.

В течение 2020 г. большое внимание уделялось завершению правового оформления издательской деятельности РАН, улучшению научно-методического руководства журналами со стороны профильных отделений, совершенствованию редакционно-издательской деятельности журналов. В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 25 июня 2020 г. разработана и согласована с Минобрнауки России методика оценки качества журналов и сформированы предметные и общий рейтинги академических журналов.

Президиум РАН трижды рассматривал вопросы издательской деятельности. В частности, анализировалась ситуация, сложившаяся с переводными версиями академических журналов, издаваемых группой компанией “Pleiades Publishing”. По итогам рассмотрения разработан и согласован новый комплект документов/договоров, регламентирующих взаимоотношения с издательством.

В 2020 г. проводилась работа по реализации проекта “Базовые школы РАН”, в которой приняли участие 108 школ из 32 субъектов Российской Федерации. В рамках проекта организованы 200 мероприятий (лекций, семинаров, мастер-классов, вебинаров), направленных на популяризацию достижений науки и техники и повышение престижа, привлекательности науки для старшеклассников.

Начата реализация Плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук, утверждённого заместителем председателя Правительства Российской  Федерации от 11 ноября 2020 г. № 10514п-П8, к которой подключились субъекты Российской Федерации, заинтересованные организации. В настоящее время рассматривается вопрос о внесении в план дополнений в части ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ.

Наряду с достигнутыми результатами, общее собрание членов РАН обращает внимание на требующие оперативного решения проблемы и задачи, в том числе связанные недостаточным уровнем конструктивного взаимодействия РАН с органами государственной власти. В ряде случаев рекомендации и предложения РАН относительно формирования и реализации государственной научно-технической политики не учитываются органами государственной власти. Например, остались без рассмотрения принятые общим собранием членов РАН в 2020 г. и поддержанные профильным комитетом Государственной думы Федерального Собрания РФ предложения о формировании единой государственной научно-технической политики и разработке на этой базе нового законодательства, регламентирующего развитие сферы исследований и разработок, и о создании современной национальной инновационной системы. Не в полной мере учитываются рекомендации РАН по ресурсному обеспечению научных исследований и разработок.

Без согласования с РАН из экспертизы академии выведен ряд образовательных организаций высшего образования и научных организаций.

Без учёта позиции РАН проведена реформа научных фондов, приняты поправки в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”, ограничивающие осуществление просветительской деятельности.

Не выполнены поручения Президента РФ В.В. Путина от 28 ноября 2018 г. № Пр-2548 и от 11 ноября 2019 г. № Пр-2303, касающиеся наделения РАН правом самостоятельного ведения научных исследований и закрепления за РАН функций по научному сопровождению системы стратегического планирования, включая разработку прогнозов, экспертизу документов стратегического планирования и важнейших государственных решений.

Под различными предлогами отклоняются предложения РАН по внесению изменений в законодательство, касающихся совершенствования работы академического сектора науки.

Ресурсное обеспечение РАН не соответствует новым задачам, которые ставят перед Академией наук Президент и Правительство Российской Федерации.

Не снижается отток научных кадров как в другие области экономики, так и за рубеж.

Назрела острая необходимость с целью реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”, от 15 марта 2021 г. № 143 “О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики” и от 15 апреля 2021 г. № 220 “О консультативной группе по научно-технологическому развитию”, а также с целью повышения роли научного сообщества в решении стратегических задач развития страны разработать новое законодательство о науке и государственной научно-технической политике, об инновационной деятельности, об экспертизе и внести поправки в Федеральный закон № 253-ФЗ в части придания РАН организационно-правового статуса “государственная академия” с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, а также наделения РАН полномочиями надведомственного экспертного органа и соучредителя научных организаций. При этом законодательно определить в качестве основных видов деятельности РАН:

организацию и проведение научных исследований, в том числе реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства;

координацию работ по созданию научного задела в области обороны страны и обеспечения национальной безопасности;

научное обеспечение стратегического планирования и прогнозирования, научно-технологического и социально-экономического развития государства.

Целесообразно внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие специальный раздел классификации расходов бюджетов “Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы”.

Требованием времени является создание в кратчайшие сроки эффективной национальной инновационной системы, обеспечивающей чёткое взаимодействие и баланс интересов государства, бизнеса, науки и общества, главной задачей которой станет стимулирование бизнеса к активному участию в научно-технологическом развитии при координирующей роли государства.

Необходимо при участии и под научным руководством РАН подготовить предложения о разработке концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента Российской Федерации.

Принятия экстренных мер требуют вопросы развития кадрового потенциала науки, привлечения молодёжи в сферу исследований и разработок.

Особого внимания заслуживает разработка и реализация мер по модернизации приборной базы и становлению отечественной приборной промышленности.

Общее собрание членов РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить деятельность президиума РАН в 2020 г. Утвердить доклад о работе президиума РАН за отчётный период.

2. Утвердить и представить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклад “О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учёными в 2020 году”.

3. Принять и представить в Правительство Российской Федерации рекомендации об объёме и видах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на 2022 финансовый год на финансовое обеспечение фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования.

Поручить президиуму РАН:

1. Усилить научное и научно-методическое руководство научными организациями и образовательными организациями высшего образования с использованием механизмов Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы).

2. Принять меры по реформированию системы академических советов с целью повышения их роли в решении задач научного и экспертного обеспечения достижения стратегических целей развития страны.

3. Разработать и приступить к реализации информационной политики РАН, обеспечивающей взаимодействие со средствами массовой информации, полномасштабное присутствие РАН в интернет-пространстве, а также коммуникации с властью, бизнесом, обществом.

4. Продолжить работу по информатизации РАН, в том числе совершенствованию системы документооборота, расширению использования современных средств телекоммуникаций для обеспечения взаимодействия РАН с органами государственной власти, отделениями РАН, научными организациями и университетами.

5. Разработать дорожную карту по реализации Плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук, утверждённого заместителем председателя Правительства РФ 11 ноября 2020 г. № 10514п-П8, продолжить работу по организации соответствующих мероприятий, включая создание федерального государственного бюджетного учреждения “Санкт-Петербургский региональный научный центр Российской академии наук”.

6. Подготовить и направить Президенту Российской Федерации предложения:

о разработке документа стратегического планирования “Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу” и подготовке на этой основе нового законодательства, регламентирующего развитие сферы исследований и разработок, возложив на РАН научно-методическое сопровождение этой работы;

о внесении изменений в Федеральный закон № 253-ФЗ, в которых отразить новые задачи и виды деятельности РАН, определённые поручениями и указаниями Президента Российской Федерации, а также вытекающие из Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года” и поручения Правительства Российской Федерации.

7. Подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения:

о корректировке постановления Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1902 “Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития” в части расширения участия РАН в организации и координации крупных научных проектов по приоритетным направлениям, определяемым президиумом РАН, которые играют исключительно важную роль в обеспечении междисциплинарности исследований, являющихся важным инструментом научно-методического руководства научными организациями, подведомственными Минобрнауки России;

о внесении изменений в закон “О науке и государственной научно-технической политике”, касающихся восстановления научной аспирантуры;

о разработке концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента Российской Федерации;

о совершенствовании системы оценки результативности научной деятельности за счёт снижения значимости наукометрических показателей и повышения роли экспертной оценки качества научных исследований;

о передаче в подведомственность РАН организаций, необходимых для выполнения законодательно определённых функций по экспертизе, популяризации науки, издательской деятельности (библиотеки, архивы, дома учёных, издательства);

о приведении ресурсного обеспечения РАН в соответствие с задачами и функциями РАН, определёнными законодательно, а также поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

о развитии приборной базы науки.

Президент РАН академик РАН А.М. Сергеев

Главный учёный секретарь президиума РАН академик РАН Н.К. Долгушкин

Дополнительные материалы отсутствуют.