Вестник РАН, 2021, T. 91, № 11, стр. 1041-1047

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ В КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

А. С. Коротеев *

Государственный научный центр “Центр Келдыша”
г. Москва, Россия

* E-mail: kerc@elnet.msk.ru

Поступила в редакцию 02.06.2021
После доработки 09.06.2021
Принята к публикации 14.07.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

В статье, подготовленной по материалам доклада на научной сессии Общего собрания членов РАН 21 апреля 2021 г., рассмотрена история и направления дальнейшего развития космической ядерной энергетики. Описаны функциональная схема и принцип действия мощной перспективной ядерной энергодвигательной установки на основе газоохлаждаемого реактора, турбомашинной системы преобразования энергии и электроракетных двигателей. Предложены рациональные варианты создания энергодвигательной установки с учётом ограничений по грузоподъёмности существующих ракет-носителей, рассмотрены перспективные направления применения мощных энергодвигательных систем для межорбитальной транспортировки космических аппаратов и питания энергоёмких полезных нагрузок.

Ключевые слова: космический аппарат, ядерная энергодвигательная установка.

Взрыв атомной бомбы в конце Второй мировой войны изменил не только общественно-политическую жизнь человечества, но и научно-технические планы и мысли в большинстве развитых стран мира. Возможности использования ядерной энергии на какой-то период времени стали казаться беспредельными или близкими к тому. И действительно, началось быстрое внедрение ядерной энергии во многие области экономики и военно-промышленного комплекса: появились атомные электростанции, новый класс подводных лодок в Военно-морском флоте, медицинские ядерные технологии. Естественным было внимание ракетной, а впоследствии ракетно-космической промышленности к использованию ядерной энергии.

Ракетная промышленность бурно развивалась в послевоенные годы и остро нуждалась в увеличении энергетики ракет. Важнейший показатель их энергетического совершенства – уровень удельной тяги двигателя, величины, определяемой как отношение тяги к секундному массовому расходу топлива:

${{R}_{{{\text{уд}}}}} = R{\text{/}}\dot {G}\sim \sqrt {T{\text{/}}\mu } ,$
где Rуд – удельная тяга, м/с; R – тяга, Н; $\dot {G}$ – массовый расход топлива, кг/с; Т – температура, К; μ – молекулярная масса продуктов сгорания, г/моль.

На рисунке 1 показаны значения Rуд для жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) ракеты “Фау-2”, послужившей отправной точкой для разработки послевоенных ракет как в СССР, так и в США, наиболее совершенных современных ЖРД и электроплазменных двигателей.

Рис. 1.

Жидкостный ракетный двигатель ракеты “Фау-2” с удельной тягой 2000 м/с (а); современный кислородно-водородный жидкостный ракетный двигатель с удельной тягой 4600 м/с (б); ядерный ракетный двигатель с удельной тягой 7500–9500 м/с (в): 1 – магистраль подачи рабочего тела; 2 – привод регулирующего барабана; 3 – регулирующий барабан; 4 – тепловыделяющая сборка; 5 – огневое днище; 6 – сопловая камера; 7 – турбонасосный агрегат; 8 – радиационная защита; 9 – замедлитель; 10 – корпус барабана; 11 – рубашка охлаждения сопла; 12 – сопло; плазменные двигатели с удельной тягой от 20 до 100 тыс. м/с (г)

Переход на нагрев водорода в ядерных реакторах и, как следствие, отказ от больших величин μ из-за ненужности окислителя сулил достижение величин удельной тяги до Rуд ~ 9000 м/с, то есть фантастический скачок в её росте.

Были развёрнуты интенсивные работы по созданию ядерного двигателя в США и СССР, история которых изложена, в частности, в книге [1].

На рисунке 2 представлена базовая конструктивная схема ядерного ракетного двигателя (ЯРД), позволявшая реализовать нагрев водорода до Т~2500–3000 К с различными вариантами исполнения тепловыделяющих сборок. Водород проходит тепловыделяющие сборки активной зоны, составленные из высокотемпературных графитов или карбидов, после чего истекает через сопло, создавая тягу.

Рис. 2.

Базовая конструктивная схема ЯРД

В течение двух десятилетий был проведён огромный комплекс научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ, полигонные испытания опытных ЯРД, которые позволили сделать следующие выводы:

• высокие значения удельных тяг (Rуд) действительно возможны; в СССР удалось достичь Rуд = 9000 м/с, в США – Rуд = 7500 м/с;

• используемые для нагрева рабочего тела комбинации на основе графитов или карбидов с делящимся веществом не обеспечивают длительной устойчивой работы без выноса делящегося вещества вследствие активного взаимодействия с водородом;

• как следствие, ЯРД в качестве маршевого двигателя космических аппаратов в ближайшие десятилетия найти применение не сможет.

Тому немало причин: и перенесение на дальнюю перспективу представлявшихся крайне актуальными в 1960–1970-е годы задач по пилотируемым полётам к планетам Солнечной системы, и существенный прогресс, достигнутый в те же годы в разработке высокоэффективных ЖРД, и трудности с обеспечением радиационной безопасности при отработке и эксплуатации космических ядерных установок.

В середине 1960-х годов началось освоение ещё одного важного направления ядерной космической техники – разработка ядерных энергетических установок (ЯЭУ) с машинным и безмашинным преобразованием ядерной энергии в электрическую [2, 3]. На рисунке 3 представлены ЯЭУ “Бук” с термоэлектрическим преобразованием и “Тополь” с термоэмиссионным преобразованием, а в таблице 1 – результаты использования преобразования ядерной энергии в электрическую в ходе полётов на космических аппаратах серии “Космос”. Выяснилось, что без обстоятельной наземной отработки, включающей в том числе контрольно-технологические испытания с реактором, выведенным на расчётную (или близкую к ней) мощность, надеяться на надёжную, безотказную работу системы весьма проблематично. Более того, необходимо предусмотреть специальные меры по обеспечению радиационной безопасности, иными словами, соблюсти следующие принципы:

Рис. 3.

ЯЭУ “Бук” с термоэлектрическим преобразователем электрической мощностью 2.5 кВт (а): 1 – реактор; 2 – трубопровод жидкометаллического контура; 3 – радиационная защита; 4 – компенсационный бак жидкометаллического контура; 5 – холодильник-излучатель; 6 – термоэлектрический генератор; 7 – силовая рамная конструкция; ЯЭУ “Топаз” с термоэмиссионным преобразователем с электрической мощностью 7 кВт (б): 1 – системы реактора; 2 – реактор; 3 – защита; 4 – излучатель

Таблица 1.

Результаты использования ЯЭУ в ходе полётов на космических аппаратах серии “Космос” [24]

Космический аппарат ЯЭУ Дата запуска Дата окончания функционирования Срок пребывания на рабочей орбите
“Космос-367” “Бук” 03.10.1970 г. 03.10.1970 г. 1.5 витка
“Космос-402” “Бук” 01.04.1971 г. 01.04.1971 г. 2 витка
“Космос-469” “Бук” 25.12.1971 г. 04.01.1972 г. 9 сут
“Космос-516” “Бук” 21.08.1972 г. 22.09.1972 г. 32 сут
“Бук” 25.04.1973 г. На орбиту не выведен, упал в Тихий океан
“Космос-626” “Бук” 27.12.1973 г. 11.02.1974 г. 45 сут
“Космос-651” “Бук” 15.05.1974 г. 25.07.1974 г. 71 сут
“Космос-654” “Бук” 17.05.1974 г. 30.07.1974 г. 75 сут
“Космос-723” “Бук” 02.04.1975 г. 15.05.1975 г. 44 сут
“Космос-724” “Бук” 07.04.1975 г. 11.06.1975 г. 65 сут
“Космос-785” “Бук” 12.12.1975 г. 12.12.1975 г. 4 витка
“Космос-860” “Бук” 17.10.1976 г. 10.11.1976 г. 24 сут
“Космос-861” “Бук” 21.10.1976 г. 20.12.1976 г. 60 сут
“Космос-952” “Бук” 16.09.1977 г. 07.10.1977 г. 21 сут
“Космос-954” “Бук” 18.09.1977 г. Отказ системы увода, падение 28.01.1978 г. фрагментов ЯЭУ на территорию Канады 110 сут
“Космос-1176” “Бук” 29.04.1980 г. 10.09.1980 г. 134 сут
“Космос-1249” “Бук” 05.03.1981 г. 19.06.1981 г. 107 сут
“Космос-1266” “Бук” 21.04.1981 г. 29.04.1981 г. 8 сут
“Космос-1299” “Бук” 24.08.1981 г. 05.09.1981 г. 13 сут
“Космос-1365” “Бук” 14.05.1982 г. 27.08.1982 г. 136 сут
“Космос-1372” “Бук” 01.06.1982 г. 11.08.1982 г. 72 сут
“Космос-1402” “Бук” 30.08.1982 г. Отказ системы увода, падение фрагментов ЯЭУ в Атлантический океан 121 сут
“Космос-1412” “Бук” 02.10.1982 г. 10.11.1982 г. 40 сут
“Космос-1579” “Бук” 29.06.1984 г. 26.09.1984 г. 90 сут
“Космос-1607” “Бук” 31.10.1984 г. 01.02.1985 г. 94 сут
“Космос-1670” “Бук” 01.08.1985 г. 22.10.1985 г. 83 сут
“Космос-1677” “Бук” 24.08.1985 г. 23.10.1985 г. 60 сут
“Космос-1736” “Бук” 21.03.1986 г. 21.06.1986 г. 92 сут
“Космос-1771” “Бук” 20.08.1986 г. 15.10.1986 г. 30 сут
“Космос-1818” “Топаз” 02.02.1987 г. 24.06.1987 г. 142 сут*
“Космос-1860” “Бук” 19.06.1987 г. 28.07.1987 г. 38 сут
“Космос-1867” “Топаз” 10.07.1987 г. 17.06.1988 г. 343 сут*
“Космос-1900” “Бук” 12.12.1987 г. 10.04.1988 г. 74 сут
“Космос-1932” “Бук” 14.03.1988 г. 20.05.1988 г. 68 cут

* Cрок активного существования.

• сохранение реактора ЯЭУ в подкритичном состоянии (то есть без протекания реакции деления) до выхода космического аппарата на орбиту, в том числе в аварийных ситуациях;

• включение реактора ЯЭУ только на рабочей орбите космического аппарата;

• обязательное выключение реактора после выполнения спутником заданной программы, а также при возникновении аварийной ситуации;

• изоляция ЯЭУ от населения земли в течение времени, необходимого для снижения радиоактивности выключенного реактора до безопасного уровня;

• при невозможности изоляции – диспергирование (дробление) ЯЭУ до уровней, обеспечивающих безопасность населения на территории выпадения фрагментов установки.

В дальнейшем эти принципы были одобрены Комитетом ООН по космосу и закреплены в ныне действующем документе “Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве” [5], принятом в 1992 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Сильнейший психологический удар, потрясший мир в результате ядерной катастрофы 1986 г. на Чернобыльской АЭС, фактически заморозил работы по ядерным ракетным двигателям. До 2010 г. в основном шли научные исследования в надежде сохранить базовые предпосылки для перехода к возобновлению опытно-конструкторской разработки конкретных объектов в период, когда это станет необходимым [6].

Ядерная “спячка” прекратилась в 2009 г., когда решением Комитета при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России был утверждён проект “Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса” от 28 октября 2009 г. Он ориентирован на решение проблемы создания качественно новых космических средств высокой энерговооружённости на основе предложений, внесённых ГНЦ “Центр Келдыша”.

Новые принципы использования ядерной энергии в космосе направлены на существенное повышение надёжности силовой ядерной установки и полное соответствие современным международным требованиям обеспечения ядерной безопасности. Они сводились главным образом к четырём положениям:

• уход от высоких температур (3000 К → 1500 К);

• замена H2 на инертный газ;

• замена схемы двигателя на схему “бортовая электростанция + двигатель”;

• наличие электростанции даёт возможность использования электроплазменных двигателей с существенно более высокой удельной тягой, чем любой тепловой двигатель.

Принципиальная схема ядерной энергодвигательной установки представлена на рисунке 4. Рабочее тело (ксеноно-гелиевая смесь) нагревается в реакторе до температуры 1500 К и направляется на турбину, приводящую в действие электрогенератор для выработки электрической энергии и компрессор, обеспечивающий циркуляцию по замкнутому контуру. Для повышения КПД цикла используется рекуперация.

Рис. 4.

Принципиальная схема ядерной энергодвигательной установки

1 – холодильник-излучатель; 2 – ЯЭУ; 3 – электроракетная двигательная установка; 4 – теплообменник-холодильник; 5 – теплообменник-рекуператор; 6 – реакторная установка; 7 – турбогенератор-компрессор; 8 – преобразователь AC/DC

Сброс тепла осуществляется через холодильник-излучатель. Рассматриваются два его варианта: с твёрдыми поверхностями и бескаркасные (капельные). В первом варианте рабочее тело поступает в холодильник-излучатель непосредственно после теплообменника-рекуператора, во втором в холодильник-излучатель поступает высокотемпературная жидкость, нагретая в холодильнике-теплообменнике. Жидкость циркулирует по контуру теплообменник–холодильник–насос–холодильник–излучатель. Электрическая энергия обеспечивает работу электроплазменных двигателей, создающих тягу.

Реализация проекта потребовала освоения ключевых технологий, позволяющих собирать ЯЭУ по указанной на рисунке 5 схеме и создавать следующие составные части ядерной энергетической установки:

Рис. 5.

Ключевые инновационные технологии, разрабатываемые в рамках реализации проекта создания транспортно-энергетического модуля

1 – реакторная установка; 2 – технология создания высокотемпературных (до 1500 К) турбин; 3 – технология создания высокотемпературных компактных теплообменных аппаратов; 4 – технология создания высокооборотных (30–60 тыс. об/мин) электрогенераторов и статических преобразователей большой мощности, средств управляющей техники; 5 – технология создания высокоэффективных электроракетных двигателей большой мощности; 6 – технологии создания бескаркасных холодильников-излучателей; 7 – технологии развёртывания крупногабаритных конструкций в космосе; 8 – технологии создания высокотемпературных жаропрочных конструкционных материалов

• высокотемпературный реактор;

• турбокомпрессор с температурой ~1500 К перед турбиной;

• высокооборотный генератор на бесконтактных опорах (магнитный или газодинамический подвес);

• компактные теплообменные аппараты;

• электроплазменные двигатели;

• развёртывание крупногабаритных конструкций в космосе;

• система сброса низкопотенциального тепла.

Разработка инновационных технологий по проекту транспортного энергетического модуля с космической ядерной энергодвигательной установкой выполнялась в 2010–2018 гг. благодаря кооперации ведущих предприятий “Роскосмоса”, “Росатома” с привлечением ряда специалистов РАН и вузов.

По всем указанным технологиям были получены результаты, давшие объективную картину возможного продвижения направления. При этом одни технологии были доведены до стадии готовности немедленного внедрения (электроплазменные двигатели), по другим чётко продемонстрирована возможность их реализации и пути дальнейшего развития (реактор, система преобразования тепла в электричество).

Особое место занимают результаты работ по системе сброса тепла, которая может реализовываться, как указывалось выше, в двух вариантах: в виде элементов твёрдых поверхностей излучателей с безусловным ограничением по мощности, прямым образом определяемым используемыми ракетами-носителями, и в варианте капельных холодильников-излучателей.

Принципиальная схема капельного холодильника-излучателя приведена на рисунке 6. В простейшем случае он состоит из генератора монодисперсного потока капель с модулятором акустических колебаний, гидросборника капель, насоса и теплообменника для нагрева от рабочего тела основного контура. На пути движения капель от генератора к заборнику происходит охлаждение жидкости. Холодная жидкость собирается в гидросборнике и направляется далее в рабочий контур. К преимуществам капельного холодильника-излучателя относятся неуязвимость к метеоритному пробою, минимальное тепловое сопротивление между теплоносителем и излучающей поверхностью, низкая удельная масса.

Рис. 6.

Бескаркасный холодильник-излучатель – перспективное направление развития космической ядерной энергетики (а)

1 – контур рабочего тела энергоустановки; 2 – теплообменник; 3 – контур рабочего тела капельного холодильника-излучателя; 4 – генератор капель; 5 – поток капель; 6 – заборник капель; 7 – насос

Космонавт С. Залётин во время космического эксперимента на борту орбитальной станции “Мир” (б)

По капельным холодильникам-излучателям проведены фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования, включая эксперименты на космических станциях “Мир” и МКС, для изучения возможности замыкания жидкого контура в условиях невесомости и глубокого вакуума.

В результате космических экспериментов подтверждены:

• работоспособность генераторов капель в условиях микрогравитации и вакуума;

• работоспособность активного заборника капель;

• замыкание контура циркуляции теплоносителя.

Предстоит финальный эксперимент с замыканием контура через открытое космическое пространство.

Учитывая жёсткие требования по надёжности ракетно-космической техники, использующей ядерные источники энергии, предпочтительный вариант сегодняшнего этапа развития работ – создание космического аппарата с упрощённой системой отвода тепла и применение отработанной ракеты-носителя. Был найден оригинальный вариант отвода тепла, позволяющий избежать развёртывания крупногабаритных конструкций в космосе и применения отработанной ракеты-носителя, что делает возможным проведение лётных испытаний в короткие сроки. Проектный облик такого аппарата показан на рисунке 7.

Рис. 7.

Транспортно-энергетический модуль с изменённой системой отвода тепла

1 – реакторная установка; 2 – система преобразования энергии; 3 – защищённый приборный отсек; 4 – головной обтекатель; 5 – радиатор высокотемпературной системы обеспечения теплового режима; 6 – ферма силовая; 7 – блок служебных систем; 8 – разгонный блок; 9 – центральная ферма отсека несущих ферм; 10 – радиатор низкотемпературной системы обеспечения теплового режима; 11 – плоскость разделения с ракетой-носителем; 12 – плоскость разделения с разгонным блоком; 13 – технологический стык с ракетой-носителем

Предлагаемый космический аппарат с электрической мощностью до 200 кВт обеспечивает решение нескольких перспективных и практически важных задач, в частности:

• создание системы многопозиционной локации для контроля движения малоразмерных объектов на большой площади;

• проведение эффективных транспортных операций в ближнем и дальнем космосе, в том числе вывод тяжёлых полезных нагрузок на геостационарную орбиту с меньшими финансовыми затратами, чем использование ракеты-носителя сверхтяжёлого класса (рис. 8);

Рис. 8.

Сравнительная эффективность применения при выведении космических аппаратов на геостационарную орбиту (транспортная задача) ракеты-носителя тяжёлого класса “Ангара-А5” с транспортно-энергетическим модулем (с ядерной энергодвигательной установкой мощностью 200 кВт) (а) и ракеты-носителя сверхтяжёлого класса с кислородно-водородным разгонным блоком (б): 1 – стартовая масса; 2 – масса космического аппарата на низкой околоземной орбите; 3 – масса космического аппарата на геостационарной орбите; 4 – масса полезной нагрузки на геостационарной орбите

• создание принципиально нового класса космических аппаратов с изменяемыми траекториями, радиолокационными и оптическими портретами;

• транспортно-энергетическое сопровождение программ исследования Луны и планет Солнечной системы.

Применение существующей ракеты-носителя тяжёлого класса “Ангара-А5” с транспортно-энергетическим модулем электрической мощностью 200 кВт позволяет сократить более чем в 3 раза стартовую массу при увеличении массы космического аппарата и его полезной нагрузки на геостационарной орбите по сравнению с вариантом использования создаваемой ракеты-носителя сверхтяжёлого класса с кислородно-водородным разгонным блоком.

Список литературы

  1. Демянко Ю.Г., Конюхов Г.В., Коротеев А.С. и др. Ядерные ракетные двигатели. М.: Норма-Информ, 2001.

  2. Землянов А.Б., Коссов Г.Л., Траубе В.А. Система морской космической разведки и целеуказания (история создания). СПб.: Галея-Принт, 2002.

  3. Кухаркин Н.Е., Пономарёв-Степной Н.Н., Усов В.А. Космическая ядерная энергетика (ядерные реакторы с термоэлектрическим и термоэмиссионным преобразованием – “Ромашка” и “Енисей”). М.: ИздАт, 2012.

  4. Гафаров А.А. Проблемы столкновений космических объектов с ядерными источниками энергии на борту с космическим мусором / Космический мусор. Кн. 2. Предупреждение образования космического мусора. М.: Физматлит, 2014.

  5. Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 47/68 от 14 декабря 1992 г. (документ ООН № А/АС. 105/572).

  6. Коротеев А.С., Акимов В.Н., Архангельский Н.И. и др. Ядерные ракетные двигатели: состояние разработки и перспективы применения // Атомная энергия. 2018. № 4. С. 206–211.

Дополнительные материалы отсутствуют.