Вестник РАН, 2022, T. 92, № 11, стр. 1096-1102

ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В 2021 ГОДУ И О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ЕЁ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ РАН

Полный текст (PDF)

Обсудив доклады президента РАН академика РАН А.М. Сергеева “О приоритетных направлениях деятельности РАН по реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учёными в 2021 году” и исполняющего обязанности главного учёного секретаря президиума РАН академика РАН Д.В. Бисикало “О работе президиума РАН за отчётный период”, председателей региональных отделений РАН о работе региональных отделений РАН в 2021 г., общее собрание членов РАН отмечает, что деятельность академии в отчётном периоде осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 253-ФЗ), уставом РАН и была нацелена на реализацию стратегических направлений развития страны, определённых в посланиях Президента Российской Федерации В.В. Путина 2018, 2019, 2020 и 2021 гг., указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” и от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”, а также на развитие науки в Российской Федерации, повышение потенциала, эффективности и результативности научных исследований, в том числе, начиная с февраля 2022 г., с учётом условий масштабных санкций Запада в отношении России.

Работа президиума РАН в отчётный период была сосредоточена на реализации возложенных на академию функций и задач, формировании предложений по научным исследованиям и разработкам по приоритетным направлениям экономики страны.

Проведены два общих собрания членов РАН (апрель и декабрь 2021 г.) и две научные сессии: “Вклад академической науки в развитие космической отрасли”, “Роль науки в преодолении пандемий и посткризисном развитии общества”.

Президиум РАН провёл запланированные заседания по приоритетным научным направлениям: квантовые технологии, физические, астрономические и космические исследования, персонализированная медицина, климатические изменения, социогуманитарные проблемы и ряд других тем с участием представителей органов законодательной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, выработаны конкретные предложения по решению обсуждаемых вопросов.

После усиления санкционного давления в 2022 г. президиум РАН проанализировал ряд первоочередных мер по укреплению обороноспособности страны, позволяющих частично решить вопросы импортозамещения, а в перспективе привести к технологической независимости Российской Федерации, и направил Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения, включающие корректировку государственного задания для академического сектора науки и приоритизацию задач, оценку результатов выполнения государственных заданий академических организаций, базирующуюся на полноценной экспертизе, использование перечня ведущих российских журналов RSCI для оценки публикационной активности организаций, осуществляющих научные исследования, внесение корректив в Федеральный закон № 253-ФЗ. Руководству страны был представлен уточнённый перечень приоритетных направлений для обеспечения импортонезависимости российской экономики, обозначена необходимость назначения технических руководителей с учётом позиции профильных министерств, госкорпораций и организаций реального сектора экономики, а по предложениям РАН – научных руководителей выбранных приоритетных направлений.

Президиумом РАН организованы заседания по вопросам импортозамещения, преодоления импортозависимости в критических областях экономики страны: медицинская техника, химическая промышленность, микроэлектроника, биотехнологии, лазерные и оптические технологии и станкостроение. Соответствующие предложения также представлены в Правительство Российской Федерации и профильные министерства.

Подготовлены рекомендации об объёме и видах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на 2023 г. на финансовое обеспечение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования.

Сложившаяся ситуация и возникшие риски, обусловленные обострением отношений со странами-лидерами научно-технологического развития, свидетельствуют о необходимости самообеспечения отечественного производства высокотехнологичными решениями и научными разработками.

С учётом прогнозируемого объёма валового внутреннего продукта РАН разработаны следующие рекомендации по бюджетному финансированию фундаментальной науки на 2023 г. (табл. 1).

Таблица 1.

Рекомендации по бюджетному финансированию фундаментальной науки на 2023 г.

Данные 390-ФЗ Рекомендации РАН
ВВП*, млрд руб. 141 881.0
Доля финансирования фундаментальных исследований в ВВП, % 0.18 0.27
Фундаментальные исследования (код 01 10), всего, млрд руб. 252.08 383.08**
в том числе по Программе ФНИ 2021–2030***, млрд руб. 220.96 335.79**

* ВВП указан в соответствии с прогнозной оценкой, приведённой в Федеральном законе от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов”.

** Расчёты проведены с учётом прогнозной оценки ВВП, приведённой в Федеральном законе от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов”.

*** В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р.

В отчётном периоде велась работа по выполнению поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Члены РАН широко представлены в советах и комиссиях, сформированных при Президенте Российской Федерации, Федеральном собрании Российской Федерации, Государственном Совете Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации и других органах государственной власти, активно участвуют в работе Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации.

Совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре Академия наук явилась инициатором организации и проведения парламентских слушаний на тему “Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста”.

20 мая 2022 г. в рамках расширенного заседания Комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию с участием депутатов, представляющих все фракции Государственной думы, представителей Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Счётной палаты Российской Федерации, РАН, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук и экспертов президент РАН академик РАН А.М. Сергеев представил информацию о реализации научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учёными, а также предложения по изменению статуса и полномочий РАН, определению ключевых приоритетов фундаментальной и прикладной науки на ближайшую перспективу для обеспечения импортонезависимости России.

Следует отметить плодотворное взаимодействие президиума РАН и Совета Безопасности Российской Федерации в сфере стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.

РАН, являясь координатором Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 гг.), вела работу по выделению приоритетных научных задач и осуществляла взаимосвязь действий исполнителей и участников Программы, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение её реализации, а также организационно-техническое и методическое сопровождение работы Координационного совета Программы. Координационным советом Программы выделены направления развития науки, использование результатов которых поможет в решении важнейших задач, в том числе по импортозамещению.

Предложенная РАН новая модель управления и координации Программы – от выбора приоритетного направления до реализации научной темы – обеспечила системный сбор данных через Единую государственную информационную систему учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР), формирование необходимых статистических отчётов и их интерактивное представление, позволила максимально оперативно скорректировать и утвердить детализированный план фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., сформированный с учётом сложившейся ситуации, требующей концентрации финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных научных направлениях, важных для создания отечественных технологий в условиях санкций. Это даёт возможность перераспределения средств на приоритетные темы внутри существующего бюджета, начиная с 2022 г.

В ходе реализации экспертных функций в 2021 г. Академия взаимодействовала с 38 федеральными органами исполнительной власти – главными распорядителями бюджетных средств на науку и 5 организациями, функции и полномочия которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

В 2021 г. РАН провела экспертизу более 18 тыс. объектов, по которым было подготовлено более 36 тыс. экспертных заключений, выполненных экспертами РАН. За первые четыре месяца 2022 г. проведено ещё 18 тыс. экспертиз.

В ежеквартальном режиме продолжалась активная работа по наращиванию корпуса экспертов РАН. По состоянию на 30 апреля 2022 г. в корпус экспертов РАН включены 4800 ведущих учёных страны, представляющих научные организации, образовательные организации высшего образования, государственные академии наук, государственные корпорации.

Запущена информационно-аналитическая система научно-методического руководства и экспертной деятельности РАН (ИАС РАН), проведена интеграция с Единой государственной информационной системой учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. ИАС РАН обеспечивает автоматизацию и аналитическую поддержку экспертной деятельности РАН и входящих в её структуру региональных отделений РАН.

При создании ИАС РАН впервые в управлении российской наукой были применены интеграционные подходы к сбору, анализу и представлению данных с использованием современной цифровой инфраструктуры обмена научно-технической информацией между государственными информационными системами.

По поручению Правительства Российской Федерации от 23 марта 2022 г. № ДЧ-П8-4506 для планирования научных исследований на 2023 финансовый год и плановый период 2024–2025 гг. организована совместная работа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, РАН, Министерства финансов Российской Федерации и Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ФГАНУ ЦИТиС) по сбору проектов научных тем в едином цифровом контуре посредством интеграции ЕГИСУ НИОКТР, государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами “Электронный бюджет” и ИАС РАН; при этом РАН обеспечивает экспертную оценку планируемых научных исследований и даёт заключения на проекты научных тем в режиме этого единого контура взаимодействия систем. Впервые на практике реализовано обеспечение цифровой поддержки главных распорядителей бюджетных средств на научные исследования, а также научных организаций и вузов России в части реализации механизма финансирования и планирования научных исследований с учётом оценки достоверности и качества научных исследований, проведённой РАН. Перспектива развития указанных выше действующих цифровых инструментов может найти своё воплощение при формировании сервиса государственного управления сферой науки домена “Наука” платформы “ГосТех”.

В целях развития отечественного научно-технического потенциала продолжалась работа по заключению и реализации соглашений о сотрудничестве РАН с органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, организациями. За отчётный период подписаны 36 соглашений.

Ключевое значение в осуществлении основных функций РАН имеют научные, координационные советы, комитеты и комиссии. В целях оптимизации системы советов, состоящих при президиуме РАН, повышения их роли в решении задач научного и экспертного обеспечения достижений стратегических целей развития страны президиумом РАН был утверждён обновлённый перечень советов. В настоящее время при президиуме РАН функционирует 41 совет, включая 33 научно-консультативных, координационных и экспертных органов РАН, работа которых направлена на выполнение функций академии как высшей экспертной организации страны, и 5 организационных советов. Ещё 3 совета ведут работу по закрытым тематикам.

Являясь авторитетными экспертными площадками, советы, комитеты и комиссии РАН проводили работу, направленную на координацию исследований и экспертное научное обеспечение в разных областях экономики страны, обеспечение поддержки принятия решений, формирование предложений и рекомендаций для органов государственной власти, научных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, иных заинтересованных организаций; представляли результаты своей деятельности на заседаниях президиума РАН. Продолжилась работа по актуализации составов и положений советов, комитетов и комиссий, осуществлялся мониторинг их деятельности.

Важнейшим инструментом реализации региональной политики академии стал созданный 9 февраля 2022 г. Совет по региональной политике РАН (председатель – академик РАН А.М. Сергеев), в состав которого вошли руководители профильных комитетов Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти и российских регионов. 14 февраля 2022 г. в г. Санкт-Петербурге состоялось первое расширенное заседание совета с участием академической и научной общественности г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на котором были рассмотрены актуальные вопросы развития региональной инфраструктуры РАН и представлены наработки по созданию индекса научной активности регионов. На втором заседании совета 28 апреля 2022 г. в г. Уфе с участием руководства Республики Башкортостан и научной общественности региона обсуждены проблемы евразийской экономической интеграции, роль институтов в реализации региональной политики РАН, опыт взаимодействия промышленных предприятий с научным сообществом и другие вопросы.

Российская академия наук является учредителем (или соучредителем) 170 научных журналов. В печатном и электронном виде в 2021 г. изданы 1042 номера 139 научных журналов РАН, 41 монография, сборники и иные издания, в которых опубликованы результаты научных исследований, проводимых российскими учёными. В течение отчётного периода велась активная работа по повышению качества академических научных журналов, их престижа и востребованности отечественными и зарубежными учёными.

Члены РАН активно участвовали в организации мероприятий, направленных на популяризацию и пропаганду научных знаний, достижений науки и техники. Проведён конкурс на присуждение премии РАН за лучшие работы по популяризации науки 2021 года.

В соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в Российской Федерации в 2021 г. Года науки и технологий, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 605-р, академия в сотрудничестве с Российским обществом “Знание” выступила 16 декабря 2021 г. на площадке РАН ответственным исполнителем проведения Российского научно-технического конгресса “Направления национального научно-технологического прорыва 2030”. В работе конгресса приняли участие руководители федеральных органов власти, с докладами выступили руководители и представители крупнейших российских корпораций и бизнес-сообщества (Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, ОАО “РЖД”, АО “Объединённая судостроительная корпорация”, ПАО “ЛУКОЙЛ”, АО “Группа Синара”, группы компаний “РУС АГРО”, АО “Генериум” и др.).

Президиум РАН провёл большую научно-организационную работу по подготовке и организации выборов новых членов РАН 30 мая – 2 июня 2022 г. и проведению самих выборов в отделениях РАН и на общем собрании членов РАН.

С декабря 2021 г. по май 2022 г. были организованы выборы профессоров РАН. Почётные звания “Профессор РАН” присвоены 112 молодым учёным.

Выдвинутые к избранию (избранные) в 2022 г. иностранные члены РАН представляют 24 страны мира, включая КНР, США, ФРГ, Великобританию, Сербию, Италию, Австралию, Швейцарию, Канаду, государства ЕАЭС. Это является свидетельством того, что Россия была, есть и будет частью мирового научного пространства – вне зависимости от той или иной политической конъюнктуры, а РАН – важнейшим институтом российской научной дипломатии.

В рамках международного научного и научно-технического сотрудничества проведены мероприятия по укреплению международных связей, подписаны международные документы и подготовлены аналитические отчёты по международной деятельности.

В отчётном периоде РАН во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями осуществляла реализацию Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук от 11 ноября 2020 г. № 10514п-П8. Организационным комитетом по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук утверждён юбилейный логотип “300 лет Российской академии наук”, который используется при проведении научных, образовательных, культурно-просветительских, информационных и иных мероприятий под эгидой 300-летия РАН. Научные журналы РАН и монографии, а также издания организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в период 2022–2024 гг. будут маркироваться юбилейным логотипом, размещённым на обложке. Ведётся работа по подготовке подарочно-коллекционного издания “300 лет Российской академии наук”.

В преддверии 300-летия РАН достижения отечественных учёных были представлены на площадках Петербургского международного экономического форума, Восточного экономического форума, Конгресса молодых учёных в Парке науки и искусства “Сириус”, российских и региональных фестивалей науки, конференций, выставок, мероприятий по популяризации науки. В здании президиума РАН (г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а) 7 апреля 2022 г. состоялось официальное открытие мультимедийной экспозиции, посвящённой 300-летию Российской академии наук.

Президиум РАН выполнил основные плановые показатели, установленные государственным заданием, последовательно работал над выполнением задач, определённых Федеральным законом № 253-ФЗ.

Президиум РАН отмечает, что новые условия, связанные с изменениями, происходящими в мировой экономике и международном разделении труда, требуют серьёзной модернизации системы управления российской наукой. Для обеспечения устойчивого развития страны актуальной представляется разработка единой государственной научно-технической политики, целью которой должно стать создание научно-технологического комплекса, ориентированного на вхождение России в число стран – глобальных экономических лидеров, который обеспечивал бы высокие темпы социально-экономического развития, рост качества жизни, конкурентоспособность, суверенитет и национальную безопасность России. Разработка новой государственной научно-технической политики должна быть поручена РАН, которая объединяет в своих рядах ведущих учёных и специалистов по всему спектру проблем.

Формирование государственных заданий научных организаций предлагается осуществлять в соответствии с первостепенными для страны приоритетами. РАН готова взять на себя расширение функционала по определению важных для страны приоритетных научных направлений, а также тех научных организаций, которые наиболее подготовлены для работы в этих направлениях. Для этого академия должна получить от Правительства Российской Федерации необходимые полномочия.

Для обеспечения формирования, запуска и функционирования проектов полного инновационного цикла РАН считает целесообразным назначить главных научных руководителей и технических руководителей (генеральных конструкторов) выбранных приоритетных направлений с учётом предложений РАН и профильных министерств, госкорпораций, организаций реального сектора экономики, наделив их необходимыми полномочиями и установив между ними отношения высокой взаимной ответственности. Это позволит обеспечить со стороны РАН экспертное сопровождение всей инновационной деятельности, начиная от анализа приоритетов до совместной реализации всех этапов инновационного цикла.

Учитывая, что в настоящее время при ряде научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, работают инжиниринговые центры и опытные производства, сохранились компетенции по созданию прототипов устройств и технологий, необходимо разработать механизмы, позволяющие научным организациям использовать свои мощности для мелкосерийного производства в тесной кооперации с промышленностью. Это крайне важно, так как в последние десятилетия резко сократилась отечественная сеть учреждений отраслевой науки.

Для объединения усилий в целях практической реализации фундаментальных знаний и их коммерциализации в критически важных областях требуется межведомственная координация федеральных органов исполнительной власти и РАН, координация документов стратегического планирования по срокам, исполнителям, задачам и ресурсам, внесение изменений в законодательство для реализации комплексных научно-технических программ и проектов, которые являются основным инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 “О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации”.

В условиях санкционного давления особую значимость приобретают вопросы развития приборной базы научных организаций, включая обеспечение бесперебойной работы имеющегося высокотехнологичного оборудования, а также быстрый трансфер технологий из фундаментальной науки в реальный сектор экономики.

РАН считает целесообразным расширить линейку инструментов поддержки за счёт средств федерального бюджета мероприятий, направленных на обновление приборной базы научных организаций, которые выполняют фундаментальные и поисковые научные исследования. Особое внимание следует уделить созданию и развитию уникальных научных приборов и установок, которые предназначены для коллективного пользования.

В современной ситуации санкционных ограничений необходимо организовать своевременное обеспечение российских учёных реактивами и расходными материалами для проведения лабораторных исследований, поддержать международный книгообмен, по возможности снизив бюрократическую зарегулированность в этих сферах.

В условиях, когда доступ российских учёных, университетов и научных организаций к зарубежным базам научных журналов и научно-технической информации ограничен, возрастает актуальность поддержки отечественных научных изданий. Обозначилась необходимость разработки и реализации программы развития и международного продвижения ведущих российских научных журналов, в том числе финансирования подготовки и издания в России полнотекстовых качественных англоязычных версий ведущих журналов, учреждённых РАН, региональными отделениями РАН и обеспечение фундаментальных научных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также защиты товарных знаков ведущих российских научных журналов.

Важно не только сохранить, но и активизировать участие наших учёных в международных организациях, таких, например, как ЮНЕСКО и МАГАТЭ. Необходимо найти пути укрепления связей с учёными из стран, которые не поддержали санкции против России, и способы минимизации оттока научных кадров за рубеж.

Учитывая высокий престиж РАН за рубежом, многолетние связи с учёными всего мира, необходимо закрепить за РАН роль научного координатора в организации международного научно-технического сотрудничества. Академия должна во взаимодействии с профильными ведомствами разработать для руководства страны соответствующие предложения. Нужно разработать комплекс мер, реализуемых на уровне правительства страны, по поддержке молодёжи.

Особого внимания требует реализация ранее подготовленных РАН предложений по совершенствованию положений Федерального закона № 253-ФЗ в части изменения организационно-правового статуса РАН, наделения её полномочиями учредителя научных организаций, возвращения академии функционала проведения научных исследований.

Общее собрание членов РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить деятельность президиума РАН в 2021 году. Утвердить доклад о работе президиума РАН за отчётный период.

2. Утвердить и представить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклад “О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учёными в 2021 году”.

3. Принять и представить в Правительство Российской Федерации рекомендации об объёме и видах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на 2023 г. на финансовое обеспечение фундаментальных научных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования.

4. Обратиться в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с предложениями:

4.1. Активизировать разработку новой системы оценки научных организаций с участием профсоюза работников РАН.

4.2. Восстановить систему регулярных выездных комплексных проверок (не реже одного раза в пять лет) научных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, с обязательным привлечением к проверкам ведущих учёных.

5. Поручить президиуму РАН:

5.1. Расширить представительство членов РАН в советах и комиссиях, сформированных при Президенте Российской Федерации, Федеральном собрании Российской Федерации, Государственном Совете Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, Совете Безопасности Российской Федерации и других органах государственной власти в целях экспертного научного сопровождения их деятельности. Обратиться в соответствующие органы государственной власти, межведомственные советы, комиссии и рабочие группы, деятельность которых касается вопросов научно-технической политики, с инициативой включения в их состав представителей РАН.

5.2. Продолжить практику заключения и реализации соглашений о сотрудничестве, акцентируя внимание на создании условий для обеспечения технологической независимости страны на основе существующих мощностей и отечественных научных разработок.

5.3. Активизировать работу научных советов РАН по вопросам определения мер и создания условий для импортозамещения по критически важным для развития страны направлениям, а в перспективе – для обеспечения технологической независимости Российской Федерации.

5.4. Принять меры по актуализации системы академических комитетов и комиссий, включая национальные комитеты международных научных организаций, с учётом сложившейся международной обстановки. Одобрить и поддержать участие представителей РАН во Всемирной организации научных работников. Предложить научным организациям, работающим под научно-методическим руководством РАН, по возможности установить взаимодействие с научными учреждениями и вузами Донецкой и Луганской Народных Республик. Проработать вопрос о создании Комиссии РАН по оказанию поддержки научным организациям Донецкой и Луганской Народных Республик.

5.5. На расширенном заседании президиума РАН при участии главных редакторов ведущих научных журналов РАН утвердить проект программы развития и международного продвижения ведущих российских научных журналов, нацеленной на расширение их присутствия в глобальных системах научно-технической информации, библиотеках ведущих университетов и научных центров мира, международных индексах научного цитирования, а также на создание и поддержку платформы открытого доступа к публикациям ведущих отечественных научных журналов, включая их полнотекстовые англоязычные версии. Обратиться в Правительство Российской Федерации с обоснованной аргументацией плана действий и необходимых бюджетных ассигнований для реализации этого проекта и защиты товарных знаков ведущих российских научных журналов.

5.6. Подготовить для представления в Правительство Российской Федерации предложения об актуализации Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации, одобренной решением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № ТГ-П8-952, с учётом новых реалий.

5.7. Продолжить работу по внедрению в РАН системы межведомственного электронного документооборота и обновлённого портала РАН.

5.8. Продолжить реализацию Плана основных мероприятий по подготовке и празднованию 300-летия Российской академии наук.

5.9. Продолжить работу по исполнению поручений Президента Российской Федерации, включая создание Санкт-Петербургского научного центра РАН в статусе юридического лица с передачей имущественного комплекса (г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 5) из ведения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в ведение РАН.

5.10. Разработать дорожную карту по участию РАН в организации и проведении Десятилетия науки и технологий Российской Федерации, включая привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.

5.11. Активизировать работу по продвижению предложений по совершенствованию положений Федерального закона № 253-ФЗ в части изменения организационно-правового статуса РАН.

Президент РАН академик РАН А.М. Сергеев

И.о. главного учёного секретаря президиума РАН академик РАН Д.В. Бисикало

Дополнительные материалы отсутствуют.