Вестник РАН, 2022, T. 92, № 5, стр. 413-414
Выступление министра экономического развития РФ М.Г. Решетникова
М.Г. Решетников *
Министерство экономического развития Российской Федерации
Москва, Россия
* E-mail: mineconom@economy.gov.ru
Поступила в редакцию 28.09.2021
После доработки 10.12.2021
Принята к публикации 21.01.2022
- EDN: UTDRJO
- DOI: 10.31857/S0869587322050061
Прежде всего хотел бы выразить благодарность за организацию заседания президиума РАН, посвящённого стратегии низкоуглеродного развития в Российской Федерации, а также за плодотворную совместную с Академией наук работу. Участие РАН в этой деятельности составляет фундамент предпринимаемых усилий в этой области, является залогом системного и комплексного ви́дения проблемы. Речь идёт об одном из самых серьёзных вызовов на сегодняшний момент, и противостоять ему силами одних чиновников и экспертного сообщества невозможно. Здесь очень важно постоянное присутствие фундаментальной науки.
В последнее время Правительство РФ по поручению Президента страны активно занимается климатической повесткой, формированием национальной климатической позиции и политики на этом направлении. В частности, после достаточно долгой проработки принят федеральный закон о выбросах парниковых газов. Это основополагающий документ для запуска системы углеродного регулирования в нашей стране. Он предполагает и введение обязательной отчётности для предприятий, и возможность реализации климатических проектов, и вводит понятие новой сущности углеродных единиц в качестве и объектов права, и объектов учёта, и возможности для инвестиций, формирует необходимую базу для рынка углеродных единиц.
Сейчас готовится подзаконная база, в работе 17 актов, многие из них уже находятся на согласовании в ведомствах. Руководством страны поставлена задача в кратчайшие сроки всю эту нормативную базу разработать и принять. Причём выдвигается цель международного признания нашей системы регулирования. Поэтому мы максимально опираемся на принятые международные стандарты и подходы. К настоящему времени у нас практически полностью разработаны стандарты в сфере и климатических проектов, и признания углеродных единиц, и процессов верификации и валидации. Это позволяет ставить перед собой задачу к концу 2023 г. добиться признания нашей системы, в первую очередь системы аккредитации, а также системы отчётности и климатических проектов на международном уровне.
В Правительство РФ внесена нормативная база для запуска системы финансирования устойчивого развития, в том числе “зелёной” экономики. Мы разработали и предлагаем нашу систему таксономии “зелёных” проектов, включая климатические и связанные с энергопереходом, причём не только признанных на международном уровне, но и важных именно для нашей страны. Имеются в виду наилучшие с точки зрения экологии технологии использования попутного нефтяного газа, шахтного метана, угля.
Низкоуглеродная повестка создаёт новые возможности для нашей страны. В этой связи утверждена концепция развития электротранспорта, согласно ей к 2024 г. должно будет выпускаться не менее 25 тыс. электромобилей в год, нужно ввести в действие почти 3 тыс. быстрых зарядных станций. Сейчас мы вместе с Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством энергетики РФ работаем над конкретными подзаконными актами по стимулированию производства и использования электромобилей.
В дополнение к энергетической стратегии, принятой в 2020 г., утверждены ещё три документа. Главный из них – Концепция развития водородной энергетики и планы по её реализации. В этой связи мы видим в низкоуглеродной повестке не только угрозу, но и массу возможностей, в том числе в области производства и экспорта водорода.
Одновременно мы готовимся к реализации региональных экспериментов. В Правительство РФ внесён законопроект о так называемом Сахалинском эксперименте – законопроект о проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах России, к которому готовы присоединиться многие регионы страны. В соответствии с законопроектом отдельные регионы должны добиться углеродной нейтральности к определённому году. В случае принятия закона появится возможность вводить жёсткое регулирование выбросов парниковых газов, их квотирование, систему торговли квотами. Это создаст дополнительный спрос на углеродные единицы и на реализацию климатических проектов.
Кроме того, важный шаг – разработка низкоуглеродной стратегии социально-экономического развития России. Документ готовится к внесению в Правительство РФ. Я должен выразить благодарность Б.Н. Порфирьеву и А.А. Широву, которые активно участвовали в этой работе, занимались расчётами и выступали в роли экпертов. Подготовлены четыре сценария снижения выбросов СО2, сейчас они обсуждаются, в итоговой версии их число будет сокращено, но сейчас есть пространство выбора и обсуждения.
В реализации повестки низкоуглеродного развития крайне существенным оказывается вопрос стоимости этого проекта, иными словами, кто, в каком объёме, когда будет платить за реализацию соответствующих мероприятий. К сожалению, общаясь с некоторыми нашими зарубежными коллегами, мы видим, что они довольно легко относятся к объявлению года углеродной нейтральности. На вопрос, а что вы будете делать с удорожанием, например, металла (по оценкам, на 20–40%) в случае перехода на водородный метод его получения и как это повлияет на экспорт продукции, чётких ответов мы не получаем. Равно как остаётся неясным, кто будет платить за отказ от угля и т.д. Нынешняя ситуация в Европе с ценами на газ – это как раз последствие форсированного энергоперехода, форсированного отказа от угольной генерации, которая всегда являлась альтернативой потреблению газа. С одной стороны, такая ситуация может создать дополнительные возможности для нашей страны. С другой стороны, необходимо взвешивать все риски, чтобы ускоренный переход к низкоуглеродной повестке не привёл к дополнительной инфляции. Нужно учитывать экономические последствия принимаемых решений, и мы призываем к этому наших зарубежных коллег, поскольку мировая экономика едина.
Это первое направление нашего взаимодействия с Академией наук, где система уже отлажена. При формировании нашей международной повестки мы активно используем ваши разработки и расчёты. Сложилось удачное сочетание Академии наук, финансового сектора, в частности Сбербанка, и экспертного сообщества исследовательских организаций. Второе направление – это тема поглощающей способности лесов и экосистем. Здесь без Академии наук никак не обойтись. Ведь в том, что касается “зелёной” повестки, вопросов пока гораздо больше, чем ответов.
Отдельно отмечу проблему создания системы наблюдений, с помощью которой будут оцениваться выбросы СО2. В перспективе нужно систему отчётности верифицировать на основе методов дистанционного зондирования Земли и других научных методов. С нашей точки зрения, работу по формированию комплексной системы наблюдений за оборотом СО2 должна возглавить Академия наук в технологическом взаимодействии с бизнесом, а мы готовы формировать технические задания на необходимые мероприятия. Правительство Российской Федерации готово выделять на это средства. Почему я заостряю на этом внимание? Тема климатической повестки – это долговременный проект, она должна войти в нашу повседневную работу, во все наши программы и экономические расчёты, программы научных исследований.
Очень важно видеть в климатической проблематике технологические возможности. Это использование атома, водорода, электротранспорта. И, конечно, это вопросы фундаментальных исследований, улавливания выбросов, разработки технологий захоронения СО2. Я глубоко убеждён, что климатическая повестка усилит позиции атомной энергетики и в мировой, и в российской экономике. Для нас это прекрасная возможность, учитывая накопленный потенциал. Сейчас прорабатывается вопрос формирования федеральной научно-технической программы по климату. Я считаю, что к ней следует отнестись предметно, с одной стороны, с прагматической точки зрения, а с другой – понимая, что речь идёт о следующей технологической революции.
Список литературы отсутствует.
Дополнительные материалы отсутствуют.