Вестник РАН, 2022, T. 92, № 5, стр. 413-414

Выступление министра экономического развития РФ М.Г. Решетникова

М.Г. Решетников *

Министерство экономического развития Российской Федерации
Москва, Россия

* E-mail: mineconom@economy.gov.ru

Поступила в редакцию 28.09.2021
После доработки 10.12.2021
Принята к публикации 21.01.2022

Полный текст (PDF)

Ключевые слова: Министерство экономического развития Российской Федерации, низкоуглеродное развитие, выбросы СО2, национальная климатическая повестка, энергопереход, Концепция развития водородной энергетики.

Прежде всего хотел бы выразить благодарность за организацию заседания президиума РАН, посвящённого стратегии низкоуглеродного развития в Российской Федерации, а также за плодотворную совместную с Академией наук работу. Участие РАН в этой деятельности составляет фундамент предпринимаемых усилий в этой области, является залогом системного и комплексного ви́дения проблемы. Речь идёт об одном из самых серьёзных вызовов на сегодняшний момент, и противостоять ему силами одних чиновников и экспертного сообщества невозможно. Здесь очень важно постоянное присутствие фундаментальной науки.

В последнее время Правительство РФ по поручению Президента страны активно занимается климатической повесткой, формированием национальной климатической позиции и политики на этом направлении. В частности, после достаточно долгой проработки принят федеральный закон о выбросах парниковых газов. Это основополагающий документ для запуска системы углеродного регулирования в нашей стране. Он предполагает и введение обязательной отчётности для предприятий, и возможность реализации климатических проектов, и вводит понятие новой сущности углеродных единиц в качестве и объектов права, и объектов учёта, и возможности для инвестиций, формирует необходимую базу для рынка углеродных единиц.

Сейчас готовится подзаконная база, в работе 17 актов, многие из них уже находятся на согласовании в ведомствах. Руководством страны поставлена задача в кратчайшие сроки всю эту нормативную базу разработать и принять. Причём выдвигается цель международного признания нашей системы регулирования. Поэтому мы максимально опираемся на принятые международные стандарты и подходы. К настоящему времени у нас практически полностью разработаны стандарты в сфере и климатических проектов, и признания углеродных единиц, и процессов верификации и валидации. Это позволяет ставить перед собой задачу к концу 2023 г. добиться признания нашей системы, в первую очередь системы аккредитации, а также системы отчётности и климатических проектов на международном уровне.

В Правительство РФ внесена нормативная база для запуска системы финансирования устойчивого развития, в том числе “зелёной” экономики. Мы разработали и предлагаем нашу систему таксономии “зелёных” проектов, включая климатические и связанные с энергопереходом, причём не только признанных на международном уровне, но и важных именно для нашей страны. Имеются в виду наилучшие с точки зрения экологии технологии использования попутного нефтяного газа, шахтного метана, угля.

Низкоуглеродная повестка создаёт новые возможности для нашей страны. В этой связи утверждена концепция развития электротранспорта, согласно ей к 2024 г. должно будет выпускаться не менее 25 тыс. электромобилей в год, нужно ввести в действие почти 3 тыс. быстрых зарядных станций. Сейчас мы вместе с Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством энергетики РФ работаем над конкретными подзаконными актами по стимулированию производства и использования электромобилей.

В дополнение к энергетической стратегии, принятой в 2020 г., утверждены ещё три документа. Главный из них – Концепция развития водородной энергетики и планы по её реализации. В этой связи мы видим в низкоуглеродной повестке не только угрозу, но и массу возможностей, в том числе в области производства и экспорта водорода.

Одновременно мы готовимся к реализации региональных экспериментов. В Правительство РФ внесён законопроект о так называемом Сахалинском эксперименте – законопроект о проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах России, к которому готовы присоединиться многие регионы страны. В соответствии с законопроектом отдельные регионы должны добиться углеродной нейтральности к определённому году. В случае принятия закона появится возможность вводить жёсткое регулирование выбросов парниковых газов, их квотирование, систему торговли квотами. Это создаст дополнительный спрос на углеродные единицы и на реализацию климатических проектов.

Кроме того, важный шаг – разработка низкоуглеродной стратегии социально-экономического развития России. Документ готовится к внесению в Правительство РФ. Я должен выразить благодарность Б.Н. Порфирьеву и А.А. Широву, которые активно участвовали в этой работе, занимались расчётами и выступали в роли экпертов. Подготовлены четыре сценария снижения выбросов СО2, сейчас они обсуждаются, в итоговой версии их число будет сокращено, но сейчас есть пространство выбора и обсуждения.

В реализации повестки низкоуглеродного развития крайне существенным оказывается вопрос стоимости этого проекта, иными словами, кто, в каком объёме, когда будет платить за реализацию соответствующих мероприятий. К сожалению, общаясь с некоторыми нашими зарубежными коллегами, мы видим, что они довольно легко относятся к объявлению года углеродной нейтральности. На вопрос, а что вы будете делать с удорожанием, например, металла (по оценкам, на 20–40%) в случае перехода на водородный метод его получения и как это повлияет на экспорт продукции, чётких ответов мы не получаем. Равно как остаётся неясным, кто будет платить за отказ от угля и т.д. Нынешняя ситуация в Европе с ценами на газ – это как раз последствие форсированного энергоперехода, форсированного отказа от угольной генерации, которая всегда являлась альтернативой потреблению газа. С одной стороны, такая ситуация может создать дополнительные возможности для нашей страны. С другой стороны, необходимо взвешивать все риски, чтобы ускоренный переход к низкоуглеродной повестке не привёл к дополнительной инфляции. Нужно учитывать экономические последствия принимаемых решений, и мы призываем к этому наших зарубежных коллег, поскольку мировая экономика едина.

Это первое направление нашего взаимодействия с Академией наук, где система уже отлажена. При формировании нашей международной повестки мы активно используем ваши разработки и расчёты. Сложилось удачное сочетание Академии наук, финансового сектора, в частности Сбербанка, и экспертного сообщества исследовательских организаций. Второе направление – это тема поглощающей способности лесов и экосистем. Здесь без Академии наук никак не обойтись. Ведь в том, что касается “зелёной” повестки, вопросов пока гораздо больше, чем ответов.

Отдельно отмечу проблему создания системы наблюдений, с помощью которой будут оцениваться выбросы СО2. В перспективе нужно систему отчётности верифицировать на основе методов дистанционного зондирования Земли и других научных методов. С нашей точки зрения, работу по формированию комплексной системы наблюдений за оборотом СО2 должна возглавить Академия наук в технологическом взаимодействии с бизнесом, а мы готовы формировать технические задания на необходимые мероприятия. Правительство Российской Федерации готово выделять на это средства. Почему я заостряю на этом внимание? Тема климатической повестки – это долговременный проект, она должна войти в нашу повседневную работу, во все наши программы и экономические расчёты, программы научных исследований.

Очень важно видеть в климатической проблематике технологические возможности. Это использование атома, водорода, электротранспорта. И, конечно, это вопросы фундаментальных исследований, улавливания выбросов, разработки технологий захоронения СО2. Я глубоко убеждён, что климатическая повестка усилит позиции атомной энергетики и в мировой, и в российской экономике. Для нас это прекрасная возможность, учитывая накопленный потенциал. Сейчас прорабатывается вопрос формирования федеральной научно-технической программы по климату. Я считаю, что к ней следует отнестись предметно, с одной стороны, с прагматической точки зрения, а с другой – понимая, что речь идёт о следующей технологической революции.

Дополнительные материалы отсутствуют.