Вестник РАН, 2023, T. 93, № 1, стр. 3-8
СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В СТАНКОСТРОЕНИИ РОССИИ
a Московский государственный технологический университет “СТАНКИН”
Москва, Россия
* E-mail: rector@stankin.ru
Поступила в редакцию 21.06.2022
После доработки 15.07.2022
Принята к публикации 23.09.2022
- EDN: ENHEID
- DOI: 10.31857/S0869587323010085
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам развития станкоинструментальной отрасли России. Приводятся результаты исследования критических потребностей машиностроения, проведённого МГТУ “СТАНКИН”. Обозначаются актуальные вызовы, связанные с попытками сдерживания технологического развития России. Рассматриваются механизмы решения отраслевых задач, обеспечивающие способность машиностроительных предприятий выпускать высокотехнологичную продукцию в условиях отсутствия доступа к иностранным технологиям и оборудованию. Автором предлагается концепция централизации функций планирования и координации отраслевого развития, включая станкостроение и производство критических комплектующих, на базе единого центра.
Статья подготовлена на основе доклада, заслушанного на заседании президиума РАН 26 апреля 2022 г.
Состояние дел в станкоинструментальной отрасли – наглядный показатель развития промышленности в целом. Она первой переходит к рецессии в условиях кризиса и последней восстанавливается. С учётом ёмкости рынка, это достаточно низкорентабельная и при этом критически важная отрасль, развитие которой напрямую связано с обеспечением технологического суверенитета страны. Сегодня ситуация складывается таким образом, что необходимо говорить не просто о поддержке, а о необходимости полноценного возрождения станкоинструментальной промышленности [1–4].
Для сравнения: в середине 1970-х годовой выпуск станков в СССР составлял 230 тыс. штук, в том числе 5.5 тыс. с числовым программным управлением (ЧПУ) (в РСФСР – 108 тыс. и 4.1 тыс. соответственно), в 1990 г. – 157 тыс. штук, в том числе 26 тыс. с ЧПУ (в РСФСР – 74.2 тыс. и 16.7 тыс. соответственно). В 1942 г., в наиболее драматический период Великой Отечественной войны, страна произвела 22.9 тыс. станков [5].
В 2021 г. в Российской Федерации было произведено около 4500 станков. Вклад станкостроения в ВВП составляет всего 0.02%, и это в разы ниже показателей основных стран-лидеров по производству станков (Китай – 0.2%, Япония – 0.33%, Германия – 0.37%).
Общий объём российского рынка станков, по данным Ассоциации “Станкоинструмент”, в 2021 г. составил около 100 млрд рублей. Сегодня в станкоинструментальной отрасли действует порядка 30 крупных и средних предприятий (оборот – более 300 млн руб. в год). По данным Министерства промышленности и торговли РФ, отечественные производители изделий станкостроения занимают около 33% российского рынка. При этом доля импорта ключевых комплектующих в отечественных станках (шпинделей, систем числового программного управления, шарико-винтовых пар и направляющих) составляет 80–95%.
За последние годы Минпромторгом России, ведущими отраслевыми холдингами (в первую очередь, государственной корпорацией “Ростех”), отраслевыми ассоциациями проведена значительная работа по консолидации отраслевых активов и формированию интегрированных структур в станкостроении, точечной поддержке сохранившихся в отрасли коллективов и их компетенций. В частности, в 2020 г. рост объёмов выпуска станкоинструментальной продукции в денежном выражении составил около 16.8%. Были сформированы предпосылки для обеспечения централизации планирования и адаптивной реакции отрасли на новые вызовы и потребности предприятий машиностроения.
Важно отметить, что производство станков, оснастки, комплектующих в России носит мелкосерийный или единичный характер. Это означает, что сам тип производства не позволяет быстро и существенно наращивать выпуск необходимой продукции. Основным её потребителем выступает оборонно-промышленный комплекс (около 20% рынка), остальные примерно 80% рынка – предприятия машиностроения.
В сложившейся ситуации перед отраслью стоят несколько важнейших вызовов (рис. 1).
Вызов 1. Санкции закрывают возможность линейного развития станкостроения на базе приобретения критических комплектующих за рубежом, в числе которых системы числового программного управления, электроприводы, компоненты электроавтоматики, системы мониторинга состояния оборудования, электрошпиндели, подшипники, шарико-винтовые передачи, направляющие качения, станины, револьверные головки, зажимные патроны и др.
В сложившейся ситуации ключевым вызовом становится создание с нуля не только цепочки поставщиков критических комплектующих, но и современных станкостроительных заводов, имеющих возможность обеспечить полноценное импортозамещение в ключевых рыночных нишах, которые влияют на технологический суверенитет стратегических отраслей, в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса.
Государственная поддержка может быть оказана в рамках целевых программ развёртывания производства комплектующих (в том числе на мощностях ОПК) и технического перевооружения станкостроительных предприятий, а также консолидации функций по координации реализуемых в отрасли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и унификации комплектующих. Такая консолидация позволит избежать дублирования работ, повысит эффективность расходования бюджетных средств.
Разработка целевых программ развития отрасли должна быть синхронизирована с актуализацией Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. № 2869-р), в связи с резким изменением геополитической конъюнктуры [1].
Вызов 2. Текущее состояние научно-технологической и производственной инфраструктуры отрасли не позволяет кратно нарастить объёмы производства технологического оборудования (прецизионных обрабатывающих центров, специальных и ультрапрецезионных станков, робототехнических комплексов, промышленных роботов, гибких производственных систем, аддитивных и гибридных систем и др.) и обеспечить освоение новой продукции. Возможности импортонезависимости в критических нишах станкоинструментального производства и комплектующих ограничены значительным дефицитом научно-технологической и экспериментально-производственной базы. Такого дефицита не наблюдалось в Советском Союзе, обладавшем необходимым объёмом интеллектуального капитала и входившем в тройку мировых лидеров по производству станков. К 1991 г. только в Москве располагалось 7 отраслевых станкостроительных научно-исследовательских институтов, 4 отраслевых станкостроительных конструкторских бюро, подведомственных Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности СССР. Головным центром научно-технологического развития отрасли выступал Всесоюзный экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (“ЭНИМС”), в состав которого входил, в частности, экспериментальный завод “Станкоконструкция”. Ключевую роль в проектировании станкостроительных заводов играл специализированный институт “Гипростанок”.
Возвращаясь в сегодняшнюю реальность, отмечу ещё одну наболевшую проблему: отсутствие механизмов долгосрочного планирования перспективных НИОКР в сфере развития технологической базы машиностроения.
Вызов 3. Важнейший вопрос – кадры российского станкостроения. Головным центром их подготовки служит Московский государственный технологический университет “СТАНКИН”. Точечно они готовятся также в регионах концентрации отраслевых предприятий, в частности, в Уральском федеральном университете, Стерлитамакском филиале Башкирского государственного университета. Совокупная годовая потребность крупных и средних станкостроительных предприятий в кадрах с высшим образованием составляет от 500 до 600 человек (данные экспертных опросов, проведённых МГТУ “СТАНКИН” в 2020–2021 гг.).
Текущий уровень привлекательности предприятий станкостроения недостаточен для кадрового обеспечения форсированного роста станкоинструментальной отрасли. В условиях низкой рентабельности (по экспертным оценкам, она составляет 6–10%) и сложного финансового положения отечественные станкостроительные предприятия не входят в число наиболее привлекательных работодателей. При этом уровень зарплат в станкостроении в целом соответствует средним значениям в регионах присутствия. К сожалению, долгосрочное кадровое планирование (на 2 года и более) осуществляют лишь около 20% станкостроительных предприятий. Формирование многоуровневой системы такого планирования могло бы стать фактором, способствующим привлечению специалистов в станкоинструментальную отрасль.
Критические потребности машиностроения. В марте 2022 г. МГТУ “СТАНКИН” провёл исследование критических потребностей машиностроительной отрасли. Были опрошены представители около 80 организаций, входящих в ключевые машиностроительные холдинги (в их числе Объединённая авиастроительная корпорация, “Вертолёты России”, ПАО “КамАЗ”). Полученные нами результаты показывают, что проблема критических дефицитов должна рассматриваться достаточно широко. Наряду с восполнением нехватки металлообрабатывающих центров требуется срочное наращивание выпуска пневматического и контрольно-измерительного оборудования, сварочных комплексов (рис. 2). Все эти направления в обязательном порядке должны становиться объектами первоочередного импортозамещения.
Тревожная ситуация сложилась на рынке инструмента. Более 30% предприятий-респондентов отметили критический дефицит на рынке фрез, резцов, резьбонарезного инструмента, в первую очередь, сборного, твердосплавного и быстрорежущего.
Пожалуй, наибольшая зависимость от импорта проявляется в программном обеспечении. Более 50% участников исследования отметили критическую зависимость и срочность (до конца 2023 г.) замещения CAD, MES, PDM, PLM, ERP-систем.
Необходимость скорейшего решения этих проблем требует формирования контура перспективных практико-ориентированных работ в интересах отрасли [6].
Механизмы решения отраслевых задач. Основная цель сегодня, с учётом беспрецедентного давления на нашу страну, – обеспечить способность машиностроительных предприятий выпускать высокотехнологичную продукцию в условиях отсутствия доступа к иностранным критическим технологиям и оборудованию. Для достижения этой цели необходимо:
• определить потребность в критически значимом технологическом оборудовании, комплектующих, режущем и вспомогательном инструменте на краткосрочную (2023 г.), среднесрочную (2025 г.) и долгосрочную (2030 г.) перспективу, исходя из основных направлений развития отечественной обрабатывающей промышленности (ОПК, космическая, авиационная, автомобильная промышленность, судостроение, нефтегазовое, транспортное машиностроение и др.), программ освоения Арктики, Дальнего Востока, строительства железных и автомобильных дорог;
• восстановить утраченные функции отраслевых институтов станкостроения, таких как Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков (разработка перспективного механообрабатывающего технологического оборудования, гибких производственных систем и средств автоматизации, отработка производственных технологий по изготовлению станочного оборудования, режимов резания; поставка готовых технических решений для выпуска продукции), Всероссийский научно-исследовательский инструментальный институт (разработка новых инструментальных материалов, режущего инструмента, определение диапазонов режимов резания), Институт по проектированию станкостроительных, инструментальных и машиностроительных заводов (проектирование станкостроительных, инструментальных и машиностроительных предприятий);
• усовершенствовать систему подготовки кадров для организаций станкоинструментальной отрасли на основе расширения практики реализации образовательных программ высшего образования в рамках целевого обучения и дополнительного профессионального образования для работников отрасли.
Для решения всех этих задач в качестве целесообразного шага следует рассмотреть создание единого Центра технологического развития машиностроения, обеспечивающего централизованное моделирование отраслевого развития, планирование разработки критической номенклатуры средств производства и комплектующих (рис. 3). В области научно-технологического обеспечения предприятий машиностроения и станкоинструментальной отрасли центр будет способен координировать решение следующих задач:
• разработка перспективного механообрабатывающего технологического оборудования, гибких производственных систем, средств автоматизации, комплектующих;
• отработка производственных технологий по изготовлению станочного оборудования;
• разработка режущего инструмента, новых инструментальных материалов;
• поставка готовых технических решений для выпуска продукции;
• проектирование станкостроительных, инструментальных и машиностроительных предприятий.
Реализация инициативы возможна только с привлечением к проекту ведущих научно-исследовательских институтов РАН, в частности, Института машиноведения им. А.А. Благонравова, Института металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова, Института проблем управления им. В.А. Трапезникова, а также сохранившихся в отрасли центров компетенций (в том числе входящих в АО “Механика“ организаций, ВНИИ “Инструмент”, ВНИИ “Алмаз”), отраслевых ассоциаций.
В области кадрового обеспечения предприятий машиностроения и станкоинструментальной отрасли в число задач центра войдут формирование единой системы мониторинга, планирования и подготовки отраслевых кадров, разработка и реализация образовательных программ высшего и дополнительного образования для обеспечения требуемого профиля компетенций отраслевых кадров в условиях импортозамещения и цифровой трансформации промышленности (рис. 4).
Из всего изложенного следует вывод: без создания научно-технологической базы для серийного выпуска критических изделий станкостроения обеспечение технологической безопасности стратегических отраслей российской промышленности не представляется возможным.
Список литературы
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. № 2869-р “Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года” // http://static.government.ru/media/files/NyeLKqLhrJrydnGRBm39nHl0h JNOzHzQ.pdf (дата обращения 15.02.2022).
Постановление Правительства РФ от 29 января 2007 г. № 54 «О федеральной целевой программе “Национальная технологическая база” на 2007–2011 годы” (с изменениями и дополнениями)» // https://base.garant.ru/190626/ (дата обращения 15.02.2022).
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” // http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 10.09.2022)
Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 “Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации”. http://fcpir.ru/upload/medialibrary/cd3/ukaz_prezidenta.pdf. (дата обращения 12.08.2022).
Московский государственный технологический университет “СТАНКИН”. Научно-технический отчёт (промежуточный) по теме: “Разработка проекта Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на 2013–2020 годы и на перспективу до 2030 года и плана мероприятий по её реализации”. 1 этап, № госрегистрации 01201364931.
Московский государственный технологический университет “СТАНКИН”. Отчёт о научно-исследовательской работе (заключительный) по теме: “Исследование состояния и перспектив реализации приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации”. 2 этап, № госрегистрации АААА-А19-119121690059-4.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Вестник РАН