Вестник РАН, 2023, T. 93, № 7, стр. 655-668

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ НАУКИ

В. П. Заварухин a*, О. А. Антропова a**

a Институт проблем развития науки РАН
Москва, Россия

* E-mail: V.Zavarukhin@issras.ru
** E-mail: O.Antropova@issras.ru

Поступила в редакцию 10.04.2023
После доработки 08.06.2023
Принята к публикации 19.06.2023

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности и перспективы становления вузовского сектора российской науки, в том числе с учётом современных зарубежных тенденций. Статья содержит подробный анализ некоторых актуальных аспектов развития вузовской науки на основе данных статистики и результатов социологических опросов о степени вовлечённости вузов и их подразделений в выполнение исследований и разработок, о структуре затрат, видах и источниках финансирования исследований, динамике развития кадрового потенциала и некоторых показателей системы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре.

Исходя из представленных в статье международных сравнений авторы ставят вопрос о целесообразности и обоснованности широкого участия вузов в реализации НИОКТР и в конечном счёте о способности в таких условиях обеспечивать высокий уровень подготовки выпускников.

Принимая во внимание отсутствие в России вузов, которые специализировались бы главным образом на фундаментальных исследованиях, делается вывод о необходимости создания на базе отделений и научных центров Российской академии наук исследовательских университетов, наделённых правом самостоятельной разработки стандартов и программ подготовки научных кадров высшей квалификации. Утверждается, что для реализации актуальных задач социально-экономического развития страны целесообразно развивать альянсы и консорциумы организаций науки, образования и бизнеса.

Ключевые слова: вузовский сектор науки, выполнение научных исследований и разработок, кадровый потенциал вуза, аспирантура, фундаментальные исследования, прикладные исследования, Болонский процесс, оценка результативности научной деятельности.

Список литературы

  1. Кузьминов Я., Юдкевич М. Университеты в России. Как это работает. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.

  2. Кузьминов Я., Юдкевич М. Наука в вузах России: история изгнания и возвращения // Эконс/Econs. 31.08.2021. https://econs.online/articles/bookshelf/ nauka-v-vuzakh-rossii-istoriya-izgnaniya-i-vozvrashcheniya/?ysclid=li8l2qzpbt876718369

  3. Дежина И. Реформа РАН: причины и последствия для науки в России // Russie. Nei. Visions. 2014. Май. № 77. С. 1–29. https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ifri_rnv_77_ran_reforma_rus_ dezhina_may_2014.pdf

  4. Вузовская наука в России и мире // Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. 13.05.2021. https://issek.hse.ru/ news/469127520.html

  5. Черных Н.В. Правовой статус научных работников в России и зарубежных странах // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 7. С. 67–76. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.104.7.067-076

  6. Стрельцова Е.А., Репина А.А., Нестеренко А.В. Вузовская наука: барьеры и перспективы: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. https://www.hse.ru/data/2022/11/20/1712467888/ ib_23(40)_2022.pdf

  7. Research-informed teaching. University of Plymouth. https://www.plymouth.ac.uk/about-us/teaching-and-learning/guidance-and-resources/research-informed-teaching

  8. Gueye M.L., Exposito E. University 4.0: The Industry 4.0 paradigm applied to Education // IX Congreso Nacional de Tecnologías en la Educación. Oct. 2020. P. 1–15. https://www.researchgate.net/publication/ 344508737_University_40_The_Industry_40_paradigm_applied_to_Education

  9. Reymert I., Thune T. Task complementarity in academic work: a study of the relationship between research, education and third mission tasks among university professors // The Journal of  Technology Transfer. 2023. V. 48. P. 331–360. https://doi.org/10.1007/s10961-021-09916-8

  10. Наука, технологии и инновации России: 2022: крат. стат. сб. / В.П. Заварухин, О.А. Соломенцева, М.А. Солопова и др. М.: ИПРАН РАН, 2022.

  11. Наука, технологии и инновации в России: крат. стат. сб. / Гл. ред. Л.Э. Миндели. М.: ИПРАН РАН, 2016.

  12. Наука, технологии и инновации: крат. стат. сб. / Гл. ред. Л.Э. Миндели. М.: ИПРАН РАН, 2007.

  13. Is China a Global Leader in Research and Development? // China Power project. Center for Strategic and International Studies. Updated January 28, 2021. https://chinapower.csis.org/china-research-and-development-rnd/

  14. Research and Development: U.S. Trends and International Comparisons // National Science Foundation. 2022. https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20225

  15. Recent Trends in U.S. R&D Performance. Performers of R&D. Table RD-3 (2019) // National Science Foundation. 2022. https://www.ncses.nsf.gov/pubs/ nsb20225/recent-trends-in-u-s-r-d-performance

  16. Польза дипломов вузов – миф или реальность? Опрос работодателей // Служба исследований hh.ru, сентябрь, 2021 г. https://hhcdn.ru/ file/17145079.pdf

  17. На уровень и качество образования молодого специалиста обращает внимание только треть кадровиков // Superjob.ru. 30.07.2013. https://russia.superjob.ru/research/articles/111280/na-uroven-i-kachestvo-obrazovaniya-molodogo-specialista-obraschaet-vnimanie-tolko-tret-kadrovikov/

  18. Зубова Л.Г., Андреева О.Н., Антропова О.А. Ориентации выпускников на научно-исследовательскую деятельность // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 119–123.

  19. Наука и университеты: главные достижения 2022 года // Наука.рф 28.12.2022. https://xn–80aa3ak5a.xn–p1ai/journal/nauka-i-universitety-glavnye-dostizheniya-2022-goda-/

  20. Зубова Л.Г., Антропова О.А., Римашевская Н.М. Пенсионное обеспечение научных работников: актуализация и возможности решения проблемы // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. 2009. № 3. С. 1–66.

  21. Stroebe W., Kell D., Donald A. et al. Are older academics past their productive peak? // THE – Times Higher Education. Insights and strategic consultancy. 2016. May 12. http://awuc.misis.ru/are-older-academics-past-their-productive-peak/

  22. Marshall L. Does faculty productivity really decline with age? New study says no // University of Colorado Boulder. 2017. Oct. 17. 1. https://www.colorado.edu/today/2017/10/17/does-faculty-productivity-really-decline-age-new-study-says-no

  23. Simon E. Demystifying the link between higher education and liberal values: A within-sibship analysis of British individuals’ attitudes from 1994–2020 // The British Journal of Sociology. 2022. V. 73. Is. 5. December. P. 967–984. https://doi.org/10.1111/1468-4446.12972

  24. Abrams S.J., Khalid A. Are Colleges and Universities Too Liberal? What the Research Says About the Political Composition of Campuses and Campus Climate // The American Enterprise Institute. 21./https://doi.org/10.2020. https://www.aei.org/articles/ are-colleges-and-universities-too-liberal-what-the-research-says-about-the-political-composition-of-campuses-and-campus-climate

  25. Указ Президента РФ от 12.05.2023 № 343 “О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования” // СПС КонсультантПлюс

  26. Приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 № 951 “Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учётом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)” // СПС КонсультантПлюс

  27. Иванов В.В., Маринина Р.А. Реформирование системы подготовки научных кадров высшей квалификации: проблемы и основные направления // Инновации. 2013. № 5 (175). С. 32–38. https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-podgotovki-nauchnyh-kadrov-vysshey-kvalifikatsii-problemy-i-osnovnye-napravleniya

  28. Романкова Л.И. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров и их мотивации к профессиональной деятельности в системе высшей школы // Подготовка научных кадров в системе высшего образования России. Сборник обзоров. Отв. ред. Ракитов А.И.; РАН ИНИОН. Москва, 2002. С. 109–135. https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-podgotovki-nauchnyh-i-nauchno-pedagogicheskih-kadrov-i-ih-motivatsii-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-sisteme-vysshey

  29. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М. Изд. дом “Дело” РАНХиГС, 2015. http://www.ifap.ru/library/book559.pdf

  30. Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. Стратегия для России: образование. М.: 2018. https://ifap.ru/ library/book597.pdf

  31. The Bologna Process and the European Higher Education Area // European Commission, 2022. https://education.ec.europa.eu/education-levels/higher-education/inclusive-and-connected-higher-education/bologna-process

  32. Bologna Declaration. 1999. http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/Ministerial_conferences/02/8/ 1999_Bologna_Declaration_English_553028.pdf

  33. Erasmus+ Programme Guide. Version 2 (2020): 26-02-2020. P. 1–331. https://erasmus-plus.ec.europa.eu/sites/default/files/2021-09/erasmus_programme_guide_2020_v2_en.pdf

  34. Клячко Т.Л. Последствия и риски реформ в российском высшем образовании. М.: Дело, 2017. http://www.ifap.ru/cfeoll/files/170213b.pdf

  35. Higher education initiatives. European Education Area // European commission. 2021. https://education.ec.europa.eu/education-levels/higher-education/ about-higher-education

  36. Блинова Т.Н., Федотов А.В., Коваленко А.А. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием потребностям экономики: проблемы и решения // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 13–33. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.012

  37. European Commission, Directorate-General for Research and Innovation. Towards a reform of the research assessment system: scoping report. Publications Office, 2021. P. 1–25. https://data.europa.eu/ doi/10.2777/707440

  38. Higher education in Europe // European commission. https://education.ec.europa.eu/study-in-europe/ planning-your-studies/higher-education-in-europe

  39. About Dutch universities // Studyinholland.co.uk. https://www.studyinholland.co.uk/about_dutch_universities.html#:~:text=Research%20universities% 20offer%20more%20academically,a%20particular%20career%20upon%20graduation

  40. Universities of Applied Sciences and the Doctorate degree (Dr.) in Germany // MyGermanUniversity.com 2023. https://www.mygermanuniversity.com/articles/ universities-of-applied-sciences-and-the-phd

  41. The role of universities in the Europe of knowledge. EU Legislation, 2006. https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/the-role-of-universities-in-the-europe-of-knowledge.html

  42. Universities in Germany: University vs University of Applied Sciences // German Educare. March 2023. https://www.germaneducare.com/universities-in-germany-university-vs-university-of-applied-sciences/

  43. University of applied sciences – what is its profile and why to study there? // Master and more study portal. https://www.master-and-more.eu/en/university-of-applied-sciences/

  44. Charles D., Ahoba-Sam R., Manrique S. Entrepreneurial Universities in Regional Innovation. RUNIN Project. UK Book Publishing, 2021. P. 1–334. https://doi.org/10.31265/usps.82

  45. Sperrer M., Müller C., Soos J. The Concept of the Entrepreneurial University Applied to Universities of Technology in Austria: Already Reality or a Vision of the Future? // The Technology Innovation Management Review. October 2016. https://timreview.ca/article/1026

  46. Entrepreneurial University – Häme University of applied sciences // Regional university network. 2023. https://www.hamk.fi/entrepreneurial-university/?lang=en

  47. E3UDRES2 Alliance. The E3UDRES2 consortium. 2023. https://www.entrenovators.eu/e3udres2-alliance/ the-e3udres2-institutions

  48. The European Institute of Innovation and Technology (EIT). European Education Area. European Commission. https://education.ec.europa.eu/education-levels/higher-education/innovation-in-education/european-institute-of-innovation-and-technology-eit?

  49. Financial Resources for Academic R&D. Academic R&D at Research Universities. National Science Foundation, 2021. https://www.ncses.nsf.gov/pubs/ nsb20213/financial-resources-for-academic-r-d#performance-of-academic-r-d

  50. Academic Research and Development. Executive Summary. National Science Foundation, 2021. https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20213/executive-summary

  51. Education, Training, and Academic R&D. Financial Support for S&E Graduate Students and Postdocs. National Science Foundation, 2021. https://www.ncses.nsf.gov/pubs/nsb20213/education-training-and-academic-r-d

  52. College and scholarship search platform. 2023 // Cappex. https://www.cappex.com/articles/match-fit/ what-is-a-research-university

  53. Profile. Chinese Academy of Science. https://english.cas.cn/about_us/introduction/201501/t20150114_ 135284.shtml

Дополнительные материалы отсутствуют.