Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА», 2023, T. 4, № 1, стр. 39-50

Применение систем автоматизированного проектирования в процессе разработки образцов морских робототехнических комплексов на стадии исследовательского проектирования

Е. А. Назаров 1, А. А. Кириченко 1*, А. Ю. Билалов 1, В. А. Сторожилов 1

1 Военный инновационный технополис “ЭРА”
Анапа, Россия

* E-mail: era_1@mil.ru

Поступила в редакцию 10.10.2023
После доработки 10.10.2023
Принята к публикации 10.10.2023

Полный текст (PDF)

Аннотация

Проанализированы возможности распространенных на рынке систем автоматизированного проектирования (САПР) морской техники, которые позволяют решать проектные задачи на стадии исследовательского проектирования образцов морской техники и робототехнических комплексов. Использован новый подход к изучению возможностей САПР с точки зрения задач в рамках исследовательского проектирования. Определены наиболее доступные программные продукты для конкретного этапа проектирования, а также первоочередные задачи для разработки методологии проектирования морских робототехнических комплексов.

ВВЕДЕНИЕ

Использование систем автоматизированного проектирования (САПР) разных уровней при разработке объектов морской техники (ОМТ) имеет важное место при принятии проектных решений на всех этапах жизненного цикла. Прибегая к использованию системного подхода при разработке образцов морской робототехники, отметим, что используемые САПР при разработке ОМТ могут найти свое применение в процессе разработки образцов морских робототехнических комплексов (МРТК).

Цель данной работы – анализ программных возможностей, распространенных на рынке САПР морской техники, возможности которых позволяют решать проектные задачи на стадии исследовательского проектирования (ИП) образцов морской техники и робототехнических комплексов.

ИП – это особая фаза разработки изделия, при которой применяются процедуры, относящиеся к актам поиска и принятия проектных решений. Как правило, фаза ИП затрагивает целиком внешнюю стадию проектирования, а также предэскизный и эскизный этапы проектирования внутренней задачи проектирования.

Рассматривая ИП как единый процесс, выделим три его основные задачи: формирование требований к МРТК, синтез его облика и анализ проектных элементов. Эти задачи соответствуют отмеченным выше стадиям проектирования: требования к объекту проектирования формируются в процессе решения внешней задачи проектирования, облик изделия и его техническая концепция формируются на стадии предварительного проектирования, наконец, основная задача эскизного проектирования – это анализ элементов, уточнение параметров и характеристик проектируемого МРТК.

ИП в кораблестроении – динамично развивающаяся ветвь теории проектирования. Предметом теории ИП является совокупность тактико-технических характеристик (ТТХ) ОМТ, рассматриваемая с оперативно-тактической, технической и экономической точек зрения с целью выбора варианта (или вариантов) корабля, наиболее предпочтительного в смысле эффективности решения поставленных задач и возможностей создания и содержания корабля в составе флота.

Целью ИП в кораблестроении является решение следующих задач:

− обоснование направлений развития кораблей и судов на перспективу с учетом достижений научно-технического прогресса;

− разработка заданий на проектирование кораблей и судов;

− выявление областей, в которых должны разрабатываться общие требования к проектированию кораблей и судов и обоснование этих требований;

− обоснование направлений развития корабельной и судовой техники, а для кораблей также оружия и вооружения.

Таким образом, ИП характеризуется общей методологией решения задач, связанных с созданием кораблей, их оружия, вооружения и технических средств. Основой этой методологии является комплексное исследование ТТХ корабля как сложной технической системы и поиск оптимального варианта с учетом использования корабля в составе соединения и в совокупности с боевой техникой других родов сил [1].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Чтобы обеспечить выполнение задач в рамках ИП, необходимо иметь представление об используемых в проектировании ОМТ САПР. В соответствии с типовой схемой применения различных видов САПР [2] для разрабатываемых изделий, представленной на рис. 1, на начальных стадиях проектирования в рамках этапа разработки цифрового макета изделия интересны САПР уровня CAD, CAM и CAE.

Рис. 1.

Общая классификация САПР в привязке к этапам жизненного цикла разрабатываемых изделий.

Сегодня в морских конструкторских бюро (КБ) наиболее распространены самые разные по уровню и специфике САПР, такие как MATLAB, Mathcad, Auto CAD, Rhino, Bentley Maxsurf, DELFT Ship или Free Ship, Диалог Статика, Компас 3D, CATIA, Siemens NX, SolidWorks, PTC Creo, T-Flex CAD, ANSYS, Open Foam, FlowVision, Shipconstructor, Nupas-Cadmatic, AVEVA Marine. Опираясь на существующий опыт использования САПР в КБ, все представленные выше пакеты программ в зависимости от стадии разработки и поставленной задачи могут применяться как самостоятельно, так и в связке с другими САПР. Учитывая многообразие рынка программных продуктов, перечисленные САПР для наглядности удобно сгруппировать по следующим категориям: пакеты инженерного анализа (CAE), САПР с функциями автоматической разработки конструкторской документации и создания управляющих программ для станков с числовым программным управлением, универсальные машиностроительные САПР для применения в разных отраслях производства. Данные о них представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Наиболее распространенные в КБ САПР

САПР инженерного анализа Узкоспециализированные САПР c поддержкой разработки конструкторских документов Машиностроительные САПР
ANSYS
Flow vision
Open Foam
FEMAP
Ship Constructor
Aveva Marine
Foran
T-Flex CAD, CATIA
Компас 3D
SolidWorks
PTC Creo
Siemens NX
Auto CAD, Rhino
Bentley Maxsurf
DELFT Ship
Free Ship
Диалог Статика

Из табл. 1 видно, что в морских КБ широко распространено использование машиностроительных САПР среднего уровня благодаря простоте их использования и приобретения в сравнении с тяжелыми САПР инженерного анализа и узкоспециализированными пакетами для судостроения с поддержкой CAM-модулей и расширенными функциями для производства. Для удобства в табл. 2 отдельно рассмотрены машиностроительные САПР в трех категориях: геометрического моделирования, с поддержкой специальных расчетов и общемашиностроительные САПР.

Таблица 2.

Машиностроительные САПР

САПР геометрического моделирования САПР с поддержкой специальных расчетов Общемашиностроительные САПР
Auto CAD
Rhino
Orca 3D (плагин к Rhino)
Bentley Maxsurf
DELFT Ship
Free Ship
Диалог Статика
T-Flex CAD
CATIA
Компас 3D
SolidWorks
Siemens NX
PTC Creo

Для решения основных задач ИП необходимо определиться с выбором подходящих САПР. Для этого в табл. 3 рассмотрена возможность применения общемашиностроительных САПР из табл. 2. В качестве критериев для сравнения различных САПР рассмотрим те, которые характеризуют потенциальные возможности системы и позволят предварительно определиться с выбором наиболее подходящего продукта:

Таблица 3.

Критериальный анализ общемашиностроительных САПР

Критерий T-Flex CAD CATIA Компас 3D SolidWorks PTC Creo SIEME NS NX Auto CAD
Наглядность интерфейса + + + + + + +
Простота создания базовых элементов + + + + + + +
Наличие специализированных модулей (корпус/системы) –/+ +/+ –/+ –/+ +/+ +/+
Наличие инструментов для импортирования /создания судовой поверхности +/– +/+ +/– +/– +/+ +/+
Наличие возможностей создания каталогов типовых элементов корпусных конструкций + ++ + + +/–
Производительность при работе с большими сборками + –+ + +
Применяемость на отечественных предприятиях + +– +– +– +

− наглядность интерфейса, которая совокупно определяется понятным интерфейсом программы и представлением основных элементов для человека, не знакомого с системой ранее;

− простота создания базовых элементов, определяемая простотой создания элементарных геометрических элементов и других базовых объектов;

− специализация по отраслевому признаку, т.е. наличие специализированных судостроительных модулей (приложений) в данной САПР;

− наличие инструментов для импортирования и/или создания сложных поверхностей;

− наличие возможностей создания каталогов типовых элементов корпусных конструкций, систем, оборудования;

− производительность при работе с большими сборками;

− использование САПР на предприятиях и в проектных организациях судостроения.

На основании данных из табл. 3 можно сделать вывод о том, что наиболее подходящей машиностроительной программой для проектирования ОМТ является CATIA. PTC Creo, несмотря отличное соответствие поставленным критериям, на отечественных предприятиях применяется крайне редко. Также слабо распространено использование T-Flex CAD, САПР среднего уровня в различных отраслях машиностроения на территории стран СНГ, по причине слабой производительности при работе с большими сборками, что не отвечает требованиям при работе с детально разработанными сборками судовых секций и блоков. Программный пакет SIEMENS NX, так же как и CATIA, находит широкое применение на крупных предприятиях по всему миру благодаря надежным программным решениям, особенно в области создания управляющих программ для станков с ЧПУ. Для более подробного определения функциональных возможностей программ сравним САПР SIEMENS NX и Dassault CATIA в табл. 4.

Таблица 4.

Критериальный анализ САПР SIEMENS NX и Dassault CATIA

Критерий Siemens NX Dassault CATIA
Наглядность интерфейса Простой интуитивно понятный интерфейс Интерфейс системы нагляден и прост для обучения
Простота создания базовых 3D-элементов Твердотельные модели с гибкими настройками изменяемых геометрических параметров Создание элементов в несколько щелчков мыши, каждый элемент может быть создан несколькими способами
Наличие специальных модулей (корпус/системы) Специализированные модули для судостроения: модуль проектирования общего расположения, конструирования корпуса, модуль размещения оборудования и работы с судовыми системами
Наличие возможностей создания каталогов типовых элементов корпусных конструкций Поддержка в подключаемом модуле Поддержка каталогов типовых элементов
Создание параметрических типовых элементов
Наличие удобных инструментов прикладного программирования для создания каталогов типовых элементов
Наличие инструментов для импортирования /создания судовой поверхности Создание плоскостных и твердотельных поверхностей Поддержка форматов IGES, STEP Создание поверхностей любой сложности
Инструменты для импортирования поверхности из сторонних приложений в форматах IGES, STEP и др. Поддерживается импорт твердотельных моделей во всех основных форматах
Производительность при работе с большими сборками Высокая производительность обеспечивается значительными ресурсами компьютера Высокая производительность поддерживается в режиме “кэша”, при котором в память загружаются только активные на данный момент элементы
Применяемость на предприятиях Машиностроительные предприятия страны по отраслям: автомобилестроение, станкостроение, энергетические установки «“ОАО” Адмиралтейские верфи“, ОАО «Центр судостроения “Звездочка”», ОАО “Центр технологии судостроения и судоремонта”, ОАО «ЦКБ МТ “Рубин”», ОАО “Северное проектно-конструкторское бюро” и др.

Анализ показал, что САПР SIEMENS NX является более предпочтительным продуктом при разработке морской техники, что также подтверждается выбором крупных судостроительных предприятий. Однако, учитывая дороговизну продукта и трудоемкость обучения персонала, в случае с использованием САПР в научно-исследовательской работе стоит отдать предпочтение нескольким разнородным пакетам программ одного уровня, которые более доступны по цене и в освоении работниками.

Как показывает практика использования САПР в небольших проектных и научно-исследовательских организациях, оставшиеся программные пакеты в табл. 2 используются в связке с такими CAD-системами легкого уровня, как, например, Autodesk AutoCAD или Компас 3D, позволяющими достаточно просто создавать эскизы, которые могут быть использованы в качестве исходных данных в создании 3D-моделей ОМТ. Данные пакеты программ используются для разработки формы корпуса ОМТ, расчетов гидростатики и мореходных качеств ОМТ, а также позволяют получать данные о нагрузке масс, вместимости и остойчивости, с помощью которых можно выявить определители и неизвестные величины в уравнениях проектирования на этапе эскизного проекта. Для наглядного представления возможностей данных САПР в выполнении проектных расчетов, геометрических операциях с кривыми и поверхностями, необходимо провести сравнительный анализ. Критерии для сравнения определены по наиболее востребованным функциям для эскизного и последующих этапов проектирования. Данные функции обеспечивают конструктора необходимыми инструментами моделирования, преобразования судовой поверхности, получения искомых данных для выполнения проектных расчетов, составления отчетов и экспорта данных и графической информации. Результаты анализа представлены в табл. 5.

Таблица 5.

Сравнительный анализ САПР геометрического моделирования и расчетов

Критерии Rhino (с плагином Orca 3D) Bentley Maxsurf DELFT Ship (Free Ship) Диалог Статика
1   Проектные расчеты
1.1 Оптимизационные расчеты обоснования технико-экономических характеристик
1.2 Составление уравнений нагрузки масс
1.3 Решение уравнений проектирования
1.4 Деление корпуса на отсеки, цистерны + + + +
1.5 Создание схем распределения нагрузки + + + +
1.6 Калибровка цистерн и таблицы вместимости + +
1.7 Предварительная оценка скорости и мощности по расчетам буксировочного сопротивления + + + +
1.8 Расчет мореходных качеств в ледовых условиях +
1.9 Подбор главного двигателя + + +
1.10 Расчет гребного винта + + +
1.11 Расчеты плавучести: гидростатические кривые, пантокарены и строевая по шпангоутам + + + +
1.12 Таблицы углов крена и дифферента, расчет посадки судна + + + +
1.13 Остойчивость судна (статическая, динамическая, аварийная) в различных случаях загрузки + - +
1.14 Продольная прочность +
1.15 Расчет непотопляемости + + + +
1.16 Расчет шума и вибрации корпуса судна, гребного винта
2   Операции с поверхностями
2.1 Стандартные операции + + +
2.2 Моделирование плоских поверхностей + + +
2.3 Nurbs-моделирование +
2.4 Поддержка т-сплайнов + -
2.5 Контроль кривизны + +
3   Операции с кривыми
3.1 Стандартные операции + + +
3.2 Nurbs-моделирование + -
3.3 Поддержка т-сплайнов +
3.4 Контроль кривизны + + -
4   Инструментальные средства
4.1 Моделирование килей + + +
4.2 Формирование выступающих частей +
4.3 Моделирование надстроек +
4.4 Инструменты для создания сеток +
5   Геометрические преобразования
5.1 Параметрическое моделирование корпуса +
5.2 Автоматическое построение сложных криволинейных поверхностей, в том числе лопастей гребных винтов +
5.3 Перестроение теоретического чертежа по строевой
5.4 Афинные преобразования корпуса + + + +
5.5 Моделирование многокорпусных судов + + +
5.6 Шаблоны и инструменты для создания упрощенных обводов корпуса +
5.7 Создание разверток корпуса на плоскость, в том числе плоскостей двоякой кривизны + + +
6   Вывод отчетов и графических материалов
6.1 Автоматическое составление отчетов формата .doc, .pdf + + + +
6.2 Отчеты на русском языке + – (+ для Free Ship) +
6.3 Экспорт чертежей и схем в формате “.dxf” + + +
6.4 Поддержка формата “.dwg” в качестве основного
6.5 Автоматическое оформление конструкторских документов по ГОСТ
7   Тип лицензии
7.1 Открытая лицензия – (+ для Free Ship)
8   Поддержка операционных систем
8.1 Linux +
8.2 Windows + + + +

Отсутствие в указанных выше САПР возможности проводить комплексный инженерный анализ может быть компенсировано применением пакетов CAE инженерного анализа. В судостроении хорошо зарекомендовали себя такие пакеты инженерного анализа, как ANSYS, FlowVision, Open Foam и SIEMENS FEMAP (табл. 1). Их применение позволяет комплексно исследовать явления сложной физической природы, такие как, например, взаимодействие корпуса судна и жидкости “на тихой воде” или на волнении, ледовые и ветровые нагрузки, прочностные характеристики корпусных конструкций, шум и вибрация на судне.

Несмотря на широкую доступность вычислительных средств и высокие достижения в области численного моделирования сложных физических процессов, экспериментальное подтверждение результатов моделирования с использованием опытовых бассейнов не утратило свою популярность при решении научных задач численными методами. Полученные в опытовых бассейнах экспериментальные результаты могут использоваться не только в целях подтверждениях теоретических гипотез, но и для выработки различных подходов к мало изученным физическим явлениям.

Поэтому достаточно наглядно будет продемонстрировать на примере крупнейшего в России исследовательского комплекса в Крыловском научном центре (КГНЦ) [3] имеющиеся научные комплексы (табл. 6) и проводимые с их помощью виды научных исследований, которые будут выступать в качестве критериев для сравнительного анализа возможностей CAE – программных пакетов в табл. 7.

Таблица 6.

Лабораторные комплексы КГНЦ и возможные с их помощью исследования

Лабораторный комплекс Возможные проводимые исследования
Глубоководный бассейн Вариативные исследования влияния характеристик формы корпуса (соотношения главных размерений: длина, ширина, осадка, высота борта, а также коэффициенты полноты и их соотношения) на буксировочное сопротивление судна, природа взаимодействия корпуса судна с жидкостью (волнообразование в различных частях корпуса) без учета влияния морского дна в водоизмещающем, переходном и глиссирующих режимах
Мелководный бассейн Вариативные исследования влияния характеристик формы корпуса на буксировочное сопротивление судна с учетом влияния мелководья в водоизмещающем, переходном и глиссирующих режимах
Мореходный бассейн Исследование характеристик мореходных качеств судна (ходкость, остойчивость, качка, мореходность, непотопляемость в условиях регулярного и нерегулярного морского волнения
Циркуляционный бассейн Определение элементов управляемости судна на циркуляции
Маневренный бассейн Комплексные исследования характеристик модели при сочетании преимуществ циркуляционного, мореходного и глубоководного бассейнов в условиях, соответствующих отрытой воде
Комплекс кавитационных труб Определение гидродинамических характеристик движителей: гребных винтов, импеллеров для водометов, гребных колес и крыльчатых движителей, промысловых тралов и сетей (гидродинамические качества, кавитация, шум и вибрация)
Комплекс аэродинамических труб Определение рациональной формы рубок, надстроек скоростных судов, круизных лайнеров, танкеров, газовозов и контейнерных судов. Экспериментальное определение влияния ветровой нагрузки на мореходные качества судна
Ледовый бассейн Экспериментальное определение ходкости морских судов и ледостойких платформ, а также формы влияния ледового покрова на конструктивные элементы объектов морской техники, определение характеристик формы корпуса судов с ледовым усилением. Хладогенераторы обеспечивают возможность наращивать несколько различных видов льда
Оффшорный бассейн с изменяемой глубиной дна Научные эксперименты по моделированию технологических операций морской техники, участвующей в процессах добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых на шельфе. К ним относятся модельные эксперименты по транспортировке добывающих платформ, определению устойчивости платформ в условиях волнения и ветра, швартование судов на волнении и т.д.
Комплекс тренажеров Оборудование со специальным программным обеспечением, имитирующее основные посты на судне, в том числе рулевую рубку. Применением оборудования, точно копирующего как органы управления, так и их взаимодействие на уровне физических процессов обеспечивает проведение обучающих семинаров и тренировок для обслуживающего персонала
Эллинг ресурсных и статических испытаний Реализация системы внешних сил, обеспечивающей напряженно деформированное состояние опытной конструкции, максимально приближенное к расчетному (эксплуатационному)
Комплекс наземных гидробарических испытаний Имитация погружения корпусов глубоководных аппаратов и забортного оборудования в целях исследования их прочностных характеристик. Испытательное оборудование позволяет имитировать погружение на предельные глубины Мирового океана
Таблица 7.

Сравнительный анализ возможностей CAE программных продуктов

Критерии ANSYS Flow vision Open Foam SIEMENS
FEMAP
1   Виды исследований
1.1 Ходкость без учета влияния морского дна + + +
1.2 Ходкость на мелководье + + +
1.3 Ходкость в узкостях (канале) + + +
1.4 Ледовая ходкость +
1.5 Ходкость подводных аппаратов + + +
1.6 Ходкость на волнении + + +
1.7 Статическая остойчивость + + +
1.8 Динамическая остойчивость + + +
1.9 Исследование ветровой нагрузки + +
1.10 Моделирование штормовой мореходности +
1.11 Элементы управляемости + + +
1.12 Исследование характеристик судовых движителей + + + +
1.13 Шум +
1.14 Вибрационные исследования + - +
1.15 Моделирование кавитации + + + +
1.16 Качка судна + + +
1.17 Погружение подводных аппаратов + + + +
1.18 Общая прочность корпуса судна + +
1.19 Прочность корпусных конструкций + +
2   Состав пакетов
2.1 Препроцессорная подготовка + + + +
2.2 Получение решения + + + +
2.3 Постпроцессорная обработка + + + +
2.4 Компоновка процессоров и решателей пакета По пакетам В одном пакете
2.5 Наличие дополнительных расчетных модулей +
2.6 Поддержка сторонних решателей + + + +
3   Методы расчетов
3.1 Метод конечных элементов + +
3.2 Метод конечных объемов + + +
4   Особенности работы
4.1 Инструменты создания геометрических моделей + – +
4.2 Работа с оболочками (плоские поверхности) + + +
4.3 Создание и редактирование расчетных сеток + +
4.4 Развитие в рамках концепции “Цифровой двойник” +
4.5 Поддержка операционных систем Windows Linux Windows Linux Linux Windows Linux
4.6 Интеграция с другим ПО Autodesk Dassault Systems Siemens PLM

Из рассмотренных САПР в табл. 7 наиболее функциональным будет пакет ANSYS с подключенными дополнительными пакетами. Важным моментом в работе с данной программой является возможность моделировать геометрию объектов в САПР от Autodesk. Из недостатков можно отметить сложности в моделировании объектов и расчетных сеток. Пакет FEMAP при решении конструкторских задач различной сложности в сравнении с САПР ANSYS проще в освоении, не требует значительных вычислительных ресурсов от автоматизированного рабочего места и поддерживает интеграцию с САПР среднего и тяжелого уровня от Siemens.

Пакет FlowVision является отечественным продуктом инженерного анализа в области гидро- и газодинамики, имеет обширную русскоязычную библиотеку знаний и обучающих материалов, а также тесно интегрирован с программными решениями от Dassault Systems. По заверениям разработчика имеются дополнительные расчетные модули для расширения своего функционала, поддерживаются сторонние решатели и генераторы сеток.

Интересным с научной точки зрения будет применение Open Foam при решении нестандартных задач гидро- и газодинамики. Программа имеет широкое распространение в зарубежных университетах и крупных КБ, пакет обладает большими вычислительными возможностями, но крайне слабой графической оболочкой, а большинство функций программы выполняется с помощью командной строки в терминале.

По результатам анализа применяемых в судостроении различных САПР представляется возможным в первом приближении определиться с наиболее подходящими пакетами программ в соответствии с решаемыми в рамках ИП задачами. Таким образом, для выполнения расчетов и анализа элементов МРТК применяются следующие САПР:

− математический пакет MATLAB применим для составления и решения систем уравнений проектирования на начальной стадии разработки проекта, разработки математических моделей оптимизации характеристик как для внешней задачи (тем самым формируя требования к МРТК), так и для внутренней задачи проектирования, аналитических моделей описания мореходных качеств ОМТ;

− программный продукт DELFT Ship позволит с использованием предварительно разработанных эскизов создать 3D-модель корпуса судна и проводить с ее помощью расчеты кривых элементов теоретического чертежа, статики корабля и расчетов мореходных качеств в наглядной форме;

− САПР “Диалог Статика” используется в эскизном проектировании для расчета кривых элементов теоретического чертежа, статики корабля и расчетов остойчивости с использованием геометрических координат точек судовой поверхности (плазовых ординат) по методикам, одобренным классификационными сообществами;

− пакет FlowVision отлично подходит для решения распространенных задач в гидромеханике, тогда как пакет Open Foam позволит реализовать решение нестандартных задач альтернативными способами в рамках исследований;

− САПР SIEMENS FEMAP достаточно удобно использовать при решении задач строительной механики корабля, расчетов общей прочности для получения необходимых значений остаточных толщин наружной обшивки и размеров поперечных и продольных связей;

− машиностроительные САПР Компас 3D и SolidWorks можно применять при разработке 3D‑моделей энергетической установки и валогребной линии, общесудовых устройств и систем, устройств специального назначения (захваты, манипуляторы, грузовые порталы).

Для решения задач синтеза облика МРТК достаточно использовать САПР, поддерживающие разработку кривых линий теоретического чертежа ОМТ с последующими работами над созданием 3D-модели с разделением внутреннего пространства на отсеки в соответствии с эскизными разработками на стадии обоснования архитектурно-конструктивных решений. Из рассмотренных ранее САПР можно отметить:

− Компас 3D или пакет Auto CAD для создания эскизов, оформления теоретического чертежа, чертежей общего расположения, конструкции корпуса и прочих конструкторских документов;

− Rhino с плагином Orca 3D по совокупности предоставляемых возможностей предлагает инструменты для разработки 2D-эскизов и чертежей и 3D-моделирования плоскостных поверхностей и кривых на этапе эскизного проектирования модели корпуса ОМТ, моделирования наружной обшивки корпуса судна с внутренним делением на отсеки, расчетов гидростатики, остойчивости и других мореходных качеств.

Наряду с выбранными ранее САПР необходимо отметить пример удачного использования программных пакетов в ИП применительно к разработке ОМТ. В [3] выполнена работа по созданию методики оценки статей нагрузки масс, составляющих водоизмещение портовых буксиров для Республики Вьетнам. С этой целью с помощью данных по нескольким судам-прототипам разработана “проектная сетка” из 135 проектов судов выбранного типа с использованием САПР Auto CAD для разработки эскизов теоретического чертежа (рис. 2), САПР Rhino для разработки геометрических моделей наружной обшивки корпусов 135 проектов буксиров (рис. 3) с последующим экспортом полученных 3D-моделей в САПР ShipConstructor для разработки корпусных конструкций и листов наружной обшивки (рис. 4). По окончании работы получены статистические данные по статьям нагрузки масс и координатам центров тяжести основных весов с помощью статистически обработанных “синтетических” данных смоделированных портовых буксиров из разработанной проектной сетки, что позволило подобрать функциональные зависимости, наиболее точно определяющие связь конкретной статьи нагрузки масс с характеристиками судна. Полученные зависимости определялись для составления системы уравнений проектирования и определения главных размерений буксиров, а также для оценки остойчивости и посадки судна на начальных стадиях проектирования.

Рис. 2.

Теоретический чертеж модели буксира, выполненный в Auto CAD.

Рис. 3.

3D-модель буксира в Rhino.

Рис. 4.

3D-модель буксира в ShipConstructor.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение САПР в процессе ИП позволяет восполнить недостающую информацию об исследуемом ОМТ и улучшить его характеристики на начальных стадиях проектирования. Рассмотренные САПР, а также, как один из возможных, подход успешно решенной задачи ИП актуальны для решения задач ИП в целях обоснования методологии проектирования МРТК и позволят разрабатывать математический аппарат для оптимизационных и имитационных моделей как безэкипажных катеров, так и автономных необитаемых подводных аппаратов. Однако выполнение подобной работы затруднительно без собственного банка данных по судам-прототипам, что видно из рис. 5, где схематично показано применение САПР в ИП в соответствии с решаемыми в рамках данного направления задачами.

Рис. 5.

Место ИП в проектировании ОМТ/МРТК и взаимосвязь применяемых САПР с банком данных по объектам – прототипам.

Чтобы справиться с задачей создания современных и конкурентоспособных образцов МРТК, требуется творческий и разносторонний подход на начальных стадиях проектирования, для чего желательно применение подходов исследовательского проектирования и начального набора доступных САПР.

Список литературы

  1. Оганесян О.В., Бурлаченко О.В., Абрамян С.Г. // The Scientific Heritage. 2020. № 57–1. С. 20.

  2. Крыловский государственный научный центр. Экспериментальная база. https://krylov-centre.ru/experimental/

  3. Франк М.О., Овчинников К.Д. // Труды Крыловского государственного научного центра. 2020. № S2 С. 160.

Дополнительные материалы отсутствуют.