Химия высоких энергий, 2020, T. 54, № 2, стр. 122-125

Влияние гамма-облучения на гелеобразующую способность сшитого акрилового полимера

И. Ф. Шаймухаметова a b, Ю. А. Шигабиева b, С. А. Богданова b*, С. Р. Аллаяров a**

a Институт проблем химической физики Российской академии наук
142432 Московская обл., г. Черноголовка, Россия

b Казанский национальный исследовательский технологический университет
420015 г. Казань, Россия

* E-mail: polyswet@mail.ru
** E-mail: sadush@icp.ac.ru

Поступила в редакцию 27.08.2019
После доработки 21.10.2019
Принята к публикации 21.10.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Исследовано влияние γ-облучения на гелеобразующую способность сшитого акрилового полимера “Карбомер-140”. Установлено, что увеличение дозы облучения приводит к снижению гелеобразующей способности. На основании данных ИК-спектроскопии и реологических исследований показано, что радиолиз полимера вызывает частичную его деструкцию, что приводит к уменьшению вязкости гелей и невозможности их образования при высоких дозах облучения. Разработаны рецептуры гелевых композиций антибактериального действия с использованием радиационно-модифицированного карбомера. Оптимальным гелеобразователем для получения устойчивых гелей бактерицидного назначения является карбомер, облученный γ-лучами дозой 70 кГр.

Ключевые слова: полиакриловая кислота, карбомер, γ-излучение, гель, реологические свойства, вязкость, ИК-спектр, деструкция, антибактериальное действие

В настоящее время полимеры нашли широкое применение в составе гелевых композиций, которые являются основой для введения полезных биологически активных добавок. Возможность формирования сетчатой структуры в гелях способствовала широкому распространению данных композиций в различных сферах, в частности, в фармацевтической и косметической промышленности, а также при создании наноструктурированных систем [13].

Для получения гелей лечебного, лечебно-профилактического и косметического назначения перспективно использование синтетических полимеров и сополимеров акриловой кислоты, сшитых аллиловым эфиром сахарозы или пентаэритрита, которые называют карбомерами или карбополами. Они обладают рядом преимуществ – образуют тонкие пленки на коже при нанесении, обеспечивают пролонгированный эффект биологически активных веществ, совместимы с ингредиентами композиций, имеют хорошие реологические характеристики, формируют оптически прозрачные продукты [46].

Модификация карбомеров в результате химического или физического воздействия является актуальной задачей для получения гелевых композиций с заданной сетчатой структурой. Однако, несмотря на широкое применение ионизирующих излученийв промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в геологии и в медицине [7, 8], данные об использовании облученных γ-лучами компонентов в косметической и фармацевтической промышленности гелевых систем отсутствуют. Не изучены реологические свойства гелей в зависимости от интенсивности облучения.

Вместе с тем, такие данные могут способствовать созданию стабильных антибактериальных гелевых форм, устойчивых к действию микроорганизмов, поскольку бактерицидное действие гамма-излучения известно и описано в литературе [912]. Для направленного и научно обоснованного создания композиций требуется подбор оптимальных концентраций традиционных компонентов и радиационно-модифицированного полимера для получения гелей с заданным комплексом структурно-механических свойств.

Целью настоящей работы является оценка степени влияния дозы γ-облучения на структуру и реологические свойства карбомера и разработка рецептуры базовых гелей с применением радиационно-модифицированного полимера.

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Объектами исследования являлись базовые гели, которые отличались дозой облучения гелеобразователя. В качестве компонентов в полученных композициях использовались: 1) гелеобразователь – карбомер-140 (КРБ), модифицированный различной дозой γ-излучения; 2) увлажняющий компонент – глицерин; 3) нейтрализующий агент – триэтаноламин и деминерализованная вода.

Облучение гелеобразователя γ-лучами 60Со проводилось на установке УНУ “Гамматок-100” ИПХФ РАН с мощностью дозы, равной 4 Гр/с при 300 К. Степень его влияния на структуру полимера оценивалась методом НПВО. ИК-спектры образцов регистрировали на инфракрасном Фурье-спектрометре “ИнфраЛЮМ ФТ-08”.

Реологические свойства разработанных гелей в зависимости от дозы облучения исследовались при температуре 25°С на ротационном вискозиметре REOTRON.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

Для оценки степени влияния облучения на структуру КРБ методом НПВО были получены ИК-спектры γ-облученных образцов полимеров (рис. 1). Исследование показало, что ИК-спектры необлученного КРБ (рис. 1а) и после облучения γ-лучами различной дозы (рис. 1б, 1в) схожи между собой. После радиолиза полимера сохраняются: интенсивная полоса поглощения при 1700 см–1, что характерно для валентных колебаний связей С=О; средней интенсивности при 1180 см–1 и 1230 см–1 – это валентные колебания С–О-связей. Слабые полосы наблюдаются при 2910 см–1 и 1410 см–1, что соответствует слабым валентным колебаниям С–Н- и деформационным колебаниям С–ОН-связей [13]. При этом наблюдается изменение относительной интенсивности перечисленных полос поглощения в зависимости от дозы облучения, что свидетельствует о протекании некоторых деструктивных процессов полимера при его облучении. Чем больше доза облучения, тем более выражены эти изменения.

Рис. 1.

ИК-спектры исходного КРБ (1) и КРБ, облученного дозой (кГр): 70(2), и 700 (3).

Методом ротационной вискозиметрии в режиме контролируемой скорости сдвига были исследованы реологические свойства и степень структурированности гелей, приготовленных с использованием КРБ с различной дозой предварительного γ-облучения и рецептурой гелевой композиции (табл. 1).

Таблица 1.  

Свойства гелевых композиций, полученных из γ-облученного карбомера


п/п
Доза облучения,
кГр
Компонент Свойство
название % масс. рН рН по ГОСТ  
1 0 КРБ 0.4 6.39 5.0–9.0 Имеет оптимальную вязкость, легко распределяется по коже, не течет
2 70 Глицерин 5.0 5.95 Менее вязкий, растекается при нанесении на кожу
3 300 Триэтаноламин 0.2 5.65 Менее вязкий по сравнению с образцом №2
4 700 Вода 100 5.75 Очень жидкий по сравнению с образцом №3

На вид все приготовленные образцы представляют собой однородные и прозрачные гелевые системы, но характеризуются различной вязкостью. Значения водородного показателя рН всех гелей находятся в пределах, установленных ГОСТ 31695-2012.

Зависимости скорости сдвига и вязкости от напряжения сдвига для данных систем представлены на рис. 2 и 3 соответственно.

Рис. 2.

Кривые течения гелевых композиций на основе исходного КРБ (1) и КРБ, облученного дозой 70 кГр (2), 300 кГр (3) и 700 кГр (4).

Рис. 3.

Кривые вязкости гелевых композиций на основе исходного КРБ (1) и КРБ, облученного дозой 70 кГр (2), 300 кГр (3) и 700 кГр (4).

Анализ кривых течения и вязкости показал, что гелевые системы с необлученным полимером и с полимером, облученным различными дозами γ-излучения, являются неньютоновскими вязкопластичными жидкостями, для которых характерно асимптотическое уменьшение вязкости до минимального значения при увеличении скорости сдвига.

Важными параметрами, характеризующими структурированность и прочность гелей, являются пределы текучести: 1) τ0 – статический минимальный (первый) предел текучести, характеризующий возникновение процесса разрушения структурной сетки; 2) τ – динамический (предел текучести по Бингаму), определяемый на прямолинейном участке кривой. Полученные экспериментальные данные были аппроксимированы уравнением Гершеля–Балкли, описывающим вязкопластичное течение систем [14]:

(1)
$\tau = {{\tau }_{0}} + K{{\dot {\gamma }}^{n}},$
где τ0 – статический предел текучести (Па); K – коэффициент консистенции (Па ∙ с); $\dot {\gamma }$ – скорость сдвига (с–1); n – индекс течения системы.

Временные характеристики систем (время релаксации и т.д.), необходимые при практическом применении полимерных гелей, были рассчитаны по уравнению [15]:

(2)
$\eta = {{\eta }_{\infty }} + \frac{{{{\eta }_{0}} - {{\eta }_{\infty }}}}{{1 + {{{\left( {\lambda \dot {\gamma }} \right)}}^{m}}}},$
где η0 – ньютоновская вязкость при $\dot {\gamma }$ → 0; η – ньютоновская вязкость при $\dot {\gamma }$ → ∞; λ – время релаксации геля; m – эмпирическая величина.

В соответствии с проведенными расчетами в табл. 2 представлены основные структурно-механические характеристики полимерных гелей на основе γ-облученного карбомера.

Таблица 2.  

Реологические характеристики гелевых систем на основе γ-облученного КРБ

Реологический параметр композиции Доза облучения КРБ, кГр
0 70 300 700
Статический предел текучести τ0, Па 21.1 14.1 9.3 8.6
Динамический предел текучести τ, Па 204 132 81 77
Динамическая вязкость η, Па·с (при γ = 5.4 с–1) 15.8 8.6 6,7 4.6
Время релаксации λ, с 1.54 1.28 0.43 0.42
Коэффициент консистенции К, Па · с 36.1 23.7 14.9 14.2
Индекс течения n 0.33 0.33 0.32 0.32

Из табл. 2 следует, что предварительное γ-облучение КРБ препятствует формированию им прочного гелевого каркаса для композиции. Это выражается в снижении значений реологических характеристик гелей на основе модифицированного полимера по сравнению с системами с исходным КРБ. Не так критично уменьшение данных параметров в случае облучения карбомера дозой 70 кГр – предел текучести τ снижается в 1.5 раза, динамическая вязкость η – в 1.8 раз. Также уменьшается время релаксации гелей, что является положительным моментом для их практического использования в связи с ускорением восстановления структуры после приложенной нагрузки. Дальнейший рост дозы облучения до 300 кГр вносит более существенные изменения в пространственную гелевую сетку – τ снижается в 2.5 раза, а η в 2.4 раза, что является нежелательным. Значения структурно-механических параметров для гелей с 700 кГр значительно не отличаются от таковых для 300 кГр.

Индекс течения всех исследуемых систем практически не зависит от дозы облучения полимера и имеет значения меньше единицы (n = 0.32–0.33), что указывает на их принадлежность к неньютоновским жидкостям, к классу которых изначально и были отнесены эти композиции.

В образцах КРБ, облученных различной дозой γ-излучения прослеживается взаимосвязь между уменьшением в ИК-спектрах интенсивности полос поглощения связей, составляющих СООН-группу полимера, и снижением структурно-механических характеристик гелей. Как известно [16], наибольший вклад в процесс набухания гелеобразователя и его распределения по всему объему растворителя, вносит именно карбоксильная группа. Видимо, снижение степени структурирования полученных гелей при повышении дозы предварительного γ‑облучения КРБ может быть связано с изменением состояния СООН-групп полимера и уменьшением полиэлектролитного эффекта.

Таким образом, на основании реологических исследований и ИК-спектроскопии можно прийти к выводу, что оптимальным гелеобразователем для получения устойчивых гелей антибактериального назначения является карбомер, облученный γ-лучами дозой 70 кГр.

Список литературы

  1. Филиппова О.Е. // Высокомолек. соед. Сер. С. 2000. Т. 42. № 12. С. 2328.

  2. Барановский В.Ю., Ганев В.Г., Петкова В.Б., Войчева Х.Ч., Димитров М.В. // Коллоидный журн. 2012. Т. 74. № 6. С. 675.

  3. Инагамов С.Я., Мухамеджанова М.Ю., Мухамедов Г.И. // Химия растительного сырья. 2011. № 2. С. 51.

  4. Анурова М.Н., Бахрушина Е.О., Демина Н.Б. // Химико-фармацевт. журн. 2015. Т. 49. № 9. С. 39.

  5. Islam M.T., Rodriguez-Hornedo N., Ciotti S., Ackermann C. // Pharmaceutical Research. 2004. V. 21. № 7. P. 1192.

  6. Самченко Ю.М., Ульберг З.Р., Комарский С.А., Ковзун И.Г., Проценко И.Т. // Коллоидный журнал. 2003. Т. 65. № 1. С. 87.

  7. Spinks J.W.T., Woods R.J. An Introduction to Radiation Chemistry, Third Edition. N.Y., Toronto: John-Wiley and Sons, Inc., 1990. 592 p.

  8. Ободовский И.М. Радиационные технологии. Применения в лабораторных исследованиях, материаловедении и нанотехнологиях, промышленности. Долгопрудный: Издательский Дом “Интеллект, 2015. 296 с.

  9. Матюшонок Н.С., Князев В.С. // Успехи современного естествознания. 2011. № 8. С. 120.

  10. Козьмин Г.В., Санжарова Н.И., Кибина И.И., Павлов А.Н., Тихонов В.Н. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 8. С. 30.

  11. Farkas J., Mohacsi-Farkas C. // Trends in Food Science & Technology. 2011. V. 22. № 2–3. P. 121.

  12. Farkas J., Saray T., Mohacsi-Farkas C., Horti K., Andrassy E. // Advances in food sciences. 1997. V. 19. № 3–4. P. 111.

  13. Штайнер Р., Фьюзон Р., Кёртин Д., Моррилл Т. Идентификация органических соединений: пер. с англ. М.: Мир, 1983. 704 С.

  14. Шрамм Г. Основы практической реологии и реометрии. М.: КолосС, 2003. 312 с.

  15. Cross M.M. // Rheologica Acta. 1979. V. 18. P. 609.

  16. Severian D. Polymeric Biomaterials: Second Edition, Revised and Expanded. N.Y.: M. Dekker Inc., 2002. 1168 p.

Дополнительные материалы отсутствуют.