Химия высоких энергий, 2020, T. 54, № 3, стр. 228-234

Микроволновый разряд в жидких углеводородах: исследование жидкого углеводорода после создания в нем разряда с барботированием воздуха

К. А. Аверин a, Р. С. Борисов a, Ю. А. Лебедев a*

a Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН
119991 Москва, Россия

* E-mail: lebedev@ips.ac.ru

Поступила в редакцию 01.11.2019
После доработки 01.11.2019
Принята к публикации 27.12.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Методом хромато-масс-спектрометрии исследован состав жидких углеводородов (гексан, н-гептан, октан, изооктан, декан, бензол, толуол) после создания в их объеме микроволнового разряда при атмосферном давлении над поверхностью жидкости и барботировании воздуха. В состав углеводородов входит широкий набор продуктов вплоть до С40, причем в разных исходных углеводородах состав продуктов разный. Оптическая эмиссионная спектроскопия показала присутствие полос CN в спектрах излучения разряда.

Ключевые слова: СВЧ разряд в жидкостях, СВЧ плазма, разряд в углеводородах, оптическая эмиссионная спектроскопия плазмы, углеводороды, плазмохимическая обработка, хромато-масс-спектроскопия

ВВЕДЕНИЕ

Разряды в жидкостях и в контакте с ней привлекают внимание исследователей новыми явлениями, происходящими в таких системах и многочисленными возможностями их применения. Они используются для синтеза наноматериалов, модификации поверхностей, разложения токсичных материалов, очистки воды и др. [16]. Для получения таких разрядов используются все известные типы электрических разрядов, но меньше всего данных по СВЧ разрядам [79].

Одной из проблем разрядов в жидкостях является установление того, возникает ли разряд при пробое газового пузыря, или пузырь образуется в результате пробоя жидкости [6]. Если говорить о СВЧ разрядах, в которых напряженность электрического поля не велика, предпочтительным является первый путь. Такие разряды обычно создаются с помощью различных антенных систем. При подаче СВЧ энергии конец антенны нагревается, жидкость в его окрестности испаряется и в образовавшемся газовом пузыре происходит пробой. В дальнейшем из-за нагрева газа плазмой объем пузыря увеличивается, он отрывается от антенны, всплывает и разряд в нем исчезает. Поскольку напряженность СВЧ поля падает при удалении от антенны, светящийся разряд наблюдается только у антенны. Газовые пузыри могут создаваться введением дополнительного газа. Часто для этих целей используется аргон.

В разрядах в жидких углеводородах, продуктами является твердая углеродсодержащая фаза, газофазные продукты с преобладанием водорода, а также жидкая фаза после создания в ней разряда. Настоящая работа продолжает цикл исследований продуктов микроволнового разряда в жидких углеводородах, проводимых ранее авторами [10], в котором были исследованы твердые [11] и газовые продукты [12]. В работе [13] были изучены изменения в жидких углеводородах, после создания микроволнового разряда в объеме жидкости в присутствии аргона. В настоящей работе приводятся результаты сходных исследований, но газовый пузырь в объеме жидкости создавался барботированием воздуха через канал в антенне.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЙ

Эксперименты проводились на установке, подробно описанной в [12, 14]. Реактор представлял собой кварцевую камеру (диаметр 55 мм), помещенную в защитный экран. Установка построена по схеме, когда микроволновая энергия вводится в реактор с помощью коаксиальной линии и основной частью ее является волноводно-коаксиальный переход. Система канализации СВЧ энергии от генератора (частота 2.45 ГГц, выходная мощность 3 кВт) построена на прямоугольном волноводе. Она включает в себя циркулятор, водяной аттенюатор, направленный ответвитель. Аттенюатор позволяет плавно изменять падающую мощность. Параметры СВЧ сигнала исследуются с помощью анализатора спектра GSP-7730 и осциллографа TDS 20112B. Для согласования разрядной секции с СВЧ трактом использовался перемещаемый короткозамыкающий поршень. Центральный электрод коаксиальной линии длиннее наружного проводника. Он изготовлен из медной трубки с внешним диаметром 6 мм. Объем жидкости в кювете порядка 40 мл, что обеспечивает нахождение конца внутреннего электрода коаксиальной линии под поверхностью жидкости. Через внутренний канал в электроде в камеру могут подаваться дополнительные газы. В настоящей работе использовался воздух с расходом 17.3 л/ч. Давление над поверхностью жидкости равнялось атмосферному давлению. Эксперименты проводились при падающей СВЧ мощности порядка 500 Вт. Одним из важных параметров, определяющих свойства плазмы является поглощенная мощность. Определение ее в микроволновой плазме связано с рядом трудностей. Энергия поглощается не только в разряде, но и в коаксиально волноводном переходе, а также излучается антенной. Определить количественно эти потери представляется затруднительным. Поэтому в качестве энергетической характеристики плазмы используется падающая мощность.

Разряд инициировался на конце центрального проводника коаксиальной линии в различных углеводородах: гексан, н-гептан, октан, изооктан, декан, бензол, толуол. Используемые жидкости перед экспериментами не очищались от окклюдированного воздуха.

Методика экспериментов была следующей. Через канал в электроде поступал воздух. При подаче микроволновой мощности на конце антенны в объеме жидкости инициировался разряд, происходил разогрев углеводорода, испаренный углеводород поступал в плазму и разряд горел в смеси паров углеводорода с воздухом. Обработку образца жидкого углеводорода осуществляли в течение 1–2 мин. За это время весь объем жидкого углеводорода заполнялся взвесью твердого продукта черного цвета, поглощающего СВЧ энергию, и разряд самопроизвольно погасал. По окончании эксперимента полученную взвесь с помощью вакуумной системы удаляли из реактора, центрифугировали со скоростью 3000 об/мин в течение 10 мин и отделяли твердую фазу декантацией. В предыдущей нашей работе [13] было показано, что состав жидкости после удаления твердых частиц практически не изменялся и поэтому для определения изменения состава требовалось концентрирование пробы. Оно осуществлялось выпариванием. Исследовался состав полученного осадка.

Исследование углеводорода проводилось на хромато-масс-спектрометре Thermo Focus DSQII (капиллярная колонка Varian VF-5 ms, длина 15 м, внутренний диаметр 0.25 мм, толщина фазы 0.25 мкм, газ-носитель − гелий, режим работы: температура инжектора 300°С, начальная температура печи хроматографа 45°С, затем изотерма в течениe 3 мин, затем нагрев со скоростью 3°С/мин д 310°С, затем изотерма в течениe 20 мин. Режим работы масс-спектрометра: энергия пучка ионизации 70 эВ, температура источника 250°С, сканирование в диапазоне 10–800 Да со скоростью 1.5 скан/с, разрешение единичное по всему диапазону масс. Для идентификации компонентов использовались масс-спектры сравнения, представленные в базе данных NIST/EPA/NIH 14. Расчет содержания компонентов проводился исходя из площадей хроматографических пиков без коррекции по эффективности ионизации.

Кроме этого, исследовались спектры излучения разряда в диапазоне длин волн 300–700 нм с помощью спектрометра AvaSpec-2048.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование спектров излучения разряда в жидких углеводородах показало, что барботирование воздуха приводит к появлению дополнительных полос излучения. На рис. 1 для примера показан спектр излучения микроволнового разряда в жидком гексане с барботированием воздуха. Спектр излучения СВЧ разряда представлен полосами Свана (переход ${{C}_{2}}({{d}^{3}}{{\Pi }_{g}} - {{a}^{3}}{{\Pi }_{u}})$) секвенций = 0 (максимум при 516.5 нм), $\Delta \upsilon $ = 1 (максимум при 563.5 нм), $\Delta \upsilon $ = –1(максимум при 473.7.5 нм), $\Delta \upsilon $ = –2, причем полоса при 436.5 нм ($\Delta \upsilon $ = –2) переналожена с полосой 0–0 излучения СН при 431.2 нм (переход CH(A2Δ –X2П)). Полосы Свана наблюдаются во микроволновой плазме при атмосферном давлении во всех жидких углеводородах [12, 14, 15]. Кроме этого, как и в углеводородах без барботирования, наблюдается широкополосный спектр излучения твердых углеродсодержащих частиц. Барботирование воздуха приводит к появлению в спектре излучения полос CN (358.4, 388.3, 421.6 нм). Излучения водородных линий и полос, как и в разряде без барботирования, не наблюдается.

Рис. 1.

Спектр излучения микроволнового разряда в жидком гексане с барботированием воздуха.

В таблице показаны результаты исследования состава выпаренного остатка углеводородов после создания в их объеме микроволнового разряда c барботированием воздуха. В [16] приведена информация о продуктах микроволнового разряда в дегазированных жидких гексане и гептане. Обогащение в этой работе достигалось тем, что испаренные продукты конденсировались и возвращались в жидкость. Показано, что в случае гексана в продуктах обнаружены C8H6, C8H8, C8H10, C10H8, C10H22, а в гептане обнаружены C8H6, C8H8, C10H8, C12H8.

Из табл. 1 видно, что в жидких углеводородах в наших экспериментах содержатся алканы вплоть до С40. Удивительным является то, что несмотря на то, что плазма создается в присутствии воздуха, в жидких углеводородах практически не наблюдается кислород и азотсодержащих продуктов.

Таблица 1.  

Хромато-масс-спектрометрический анализ выпаренного остатка углеводородов после создания в них микроволнового разряда с барботированием воздуха и удаления твердых частиц

Соединения Гексан Гептан Изооктан Октан Бензол Толуол
Этилацетат, (C4H8O2) 0.07          
Тетрадекан (C14H10) 0.15 0.16        
Изопентадекан     0.16      
Изопентадекан     0.28      
C10H8            
Нафталин (C10H8)       0.07    
Метилнафталин (C11H8O2)       0.07    
Метилнафталин       0.05    
Бифенил (C12H10)       0.04    
С12Н8       0.1    
С12Н8       2.64    
Бифенил (C12H10)            
С12Н10            
Аценафтен (С12Н10)            
Аценафтилен (С12Н8)            
Пентадекан (С15H32) 1.58 1.65 94.08 83.92 2.21  
C13H10       0.18    
C13H10       0.09    
C13H10       0.13    
C13H10       0.33    
C13H10       0.08    
C13H10       0.15    
C13H10       0.28    
Изогексадекан 0.54 0.87      
Изогексадекан 2.58 2.27 0.25      
Изогексадекан 0.83 1.79 0.14      
Гексадекан (C16H34) 89.37 89.74 1.41 1.47 2.46 26.78
Изогептадекан   0.03        
Изогептадекан   0.1        
Гексадецен (C16H32) 0.03          
С14Н8 0.04     0.04    
С14Н8       0.12    
С14Н8       0.04    
С14Н10       0.03    
С14Н10       0.15    
С14Н10       0.07    
С14Н10       0.1    
С14Н8       0.03    
С14Н12       0.05    
Изогептадекан 0.15          
Гептадекан (C17H36) 0.07 0.02        
Пластификатор           2.59
Фенантрен (С14Н10) 0.22 0.16 0.42 1.46 8.74 1.7
Антрацен(С14Н10) 0.1 0.09   0.33    
Изооктадекан (С18H38) 0.03          
Гептадекан (C17H36)   0.02        
Октадекан (С18H38) 0.32 0.3        
Метиленфенантрен (C15H12) 0.1   0.19      
Фенилнафталин (С10Н7–С6Н5) 0.02          
Дикотилфталат (С6Н4(СООС8Н17)2)            
С14Н10       С14Н10    
С15Н12       С15Н12    
С13Н8О           1.88
C15H10   0.07   С15Н10   0.77
С15Н12       0.03    
С15Н12       0.06    
С15Н12       0.03    
С16Н12       0.04    
С15Н12       0.03    
С15Н12       0.06    
С15Н10       0.72    
С15Н12       0.12    
С16Н12       0.06    
С15Н10       0.06    
С16Н14       0.02    
С16Н12       0.08    
Пластификатор 0.17 0.14 0.41 0.85 22.45 5.42
С16Н10 0.25   0.6 0.88 8.86 4.45
С16Н10 0.09 0.12 0.2 0.55 4.01 1.07
Эйкозан (C20H42)   0.05        
С16Н10 0.24 0.07 0.67 1.14 5.06  
С16Н12       0.03 1.15  
Метиленфенантрен         1.09  
С16Н12       0.02 2.09  
С17Н10       0.03    
С17Н12       0.04    
С17Н12       0.11    
С17Н10       0.12    
Пластификатор   0.18   0.14   2.67
Пластификатор   0.04       2.11
С17Н12 0.05     0.1    
С17Н12       0.07    
С17Н12       0.04    
Дифенилбензол С18H14)         0.95  
С18Н12   0.03     0.87  
Докозан (C22H46) 0.04          
Пластификатор 0.18 0.14       9.71
Докозан (C22H46) 0.05          
С18Н10   0.13 0.22 0.01   2.48
С18Н10 0.06 0.11 0.36     2.02
С18Н12       0.02 0.95  
С18Н12       0.01 1.2  
С18Н10       0.02 4.9  
С18Н10       0.29 1.68  
С18Н10       0.11 4.42  
С18Н12       0.54 0.5  
С18Н12       0.06 1.29  
С18Н12       0.05    
С18Н12       0.09    
С19Н14       0.02    
С19Н12       0.01    
С19Н12       0.01    
С19Н12       0.02    
С19Н12       0.04    
С19Н12       0.02    
С19Н12       0.03    
С19Н12       0.04    
Пластификатор       0.15    
С19Н12       0.01    
С19Н12       0.01    
Трикозан (C23H48) 0.16          
Тетракозан (C24H50) 0.12 0.1     1.72 1.38
Пентакозан (C25H52) 0.16 0.14     1.93 2.2
С20Н12       0.02 2.26  
Пластификатор 0.13 0.1 0.31 0.03 2.17 2.86
Гексакозан (C26H54) 0.31 0.22     2.35 3.88
Гептакозан (C27H56) 0.21 0.17     1.89 2.35
С20Н14       0.01    
С20Н12 0.06   0.08 0.12    
С20Н12       0.08 0.41  
С20Н12       0.03 1.14  
С20Н12       0.11    
С20Н12       0.01    
С20Н14       0.02    
Сквален (C30H50)       0.05    
С21Н14       0.04    
С21Н14       0.01    
С21Н14       0.02    
Предположительно произодное нафтоила (C10H7CO)           2.64
Предположительно произодное нафтоила (C10H7CO)           1.23
Октакозан (C28H58) 0.22 0.17     1.03 1.87
Силоксан           0.94
Нонакозан (C29H60) 0.19 0.12     1.29 1.47
Триаконтан (C30H62) 0.15 0.11     0.99 1.55
С22Н12         1.14 1.38
С22Н12         1.08 0.25
Гентриаконтан (C31H64) 0.18 0.09     0.65 1.36
силоксан           1.15
С22Н12 0.07     0.02    
С22Н12       0.03    
С22Н12       0.06    
С22Н12       0.09    
С22Н12       0.03    
С23Н14       0.02    
С23Н12       0.02    
С23Н12       0.01    
С24Н12       0.05    
Дотриаконтан (C32H66) 0.36 0.29     0.87 0.99
Тритриаконтан (C33H68) 0.16 0.08     0.92 1.63
Тетраконтан (C40H82)   0.04        
Тетратриаконтан (C34H70) 0.05          
Пластификатор 0.13 0.04 0.2 0.03 1.98 4.04
Силоксан           0.87
Пластификатор   0.06     1.32 2.29

Таблица содержит зарегистрированные, но не идентифицированные соединения, имеющие одинаковую массу, и разные времена выхода.

Основной вывод, который можно сделать на основе проведенных экспериментов с добавлением воздуха, и инертного газа [13]: микроволновый разряд в жидких углеводородах практически не влияет на жидкий углеводород.

Список литературы

  1. Bruggeman P., Leys C. // J. Phys. D: Appl. Phys. 2009. V. 42. 053001.

  2. Samukawa S., Hori M., Rauf S., et al. // J. Phys. D. Appl. Phys. 2012. V. 45. 253001.

  3. Bruggeman P.J., Kushner M.J., Locke B.R., et al. // Plasma Sources Sci. and Technol. 2016. V. 25. 053002.

  4. Yang Y., Cho Y.I., Fridman A. Plasma Discharge in Liquid: Water Treatment and Application, Boca Raton: CRC, 2012. CRC Press, NY.

  5. Foster J. // Phys. Plasmas. 2017. V. 24. 055501.

  6. Vanraes P., Bogaerts A. // Appl. Phys. Rev. 2018. V. 5. 031103.

  7. Лебедев Ю.А. // Физика плазмы. 2017. Т. 43. P. 577.

  8. Horikoshi S., Serpone N. // RSC Adv. 2017. V. 7. 47196.

  9. Lebedev Yu.A. // High Temperature. 2018. V. 56. P. 811.

  10. Lebedev Yu.A., Averin K.A., Tatarinov A.V., Epstein I.L. // EPJ Web of Conferences. 2017. V. 149. 02002.

  11. Averin K.A., Lebedev Yu.A., Shchegolikhin A.N., Yablo-kov M.Yu. // Plasma Process Polym. 2017. V. 14. Is. 9. e201600227.

  12. Averin K.A., Bilera I.V., Lebedev Yu.A., Shakhatov V.A., Epstein I.L. // Plasma Process Polym. 2019. V. 16. e1800198.

  13. Лебедев Ю.А., Аверин К.А., Борисов Р.С. и др. // Химия высоких энергий. 2018. Т. 52. С. 306.

  14. Averin K.A., Lebedev Yu.A., Shakhatov V.A. // Plasma Phys. Reports. 2018. V. 44. P. 110.

  15. Lebedev Yu.A., Epstein I.L., Shakhatov V.A. et al. // High Temperature. 2014. V. 52. P. 319.

  16. Скоробогатов Г.А., Крылов А.А., Москвин А.Л. и др. // Химия высоких энергий. 2016. Т. 50. С. 429.

Дополнительные материалы отсутствуют.