Физикохимия поверхности и защита материалов, 2023, T. 59, № 2, стр. 133-138

Сорбция борной кислоты анионообменными волокнами ФИБАН

Е. А. Буцких 1, И. В. Воронюк 1*, Т. В. Елисеева 1, А. П. Поликарпов 2, А. А. Шункевич 2

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Воронежский государственный университет”
394018 Воронеж, Университетская площадь, 1, Россия

2 Государственное научное учреждение “Институт физико-органической химии Национальной академии наук Беларуси”
220072 Минск, Сурганова, 13, Республика Беларусь

* E-mail: i.voronyuk@yandex.ru

Поступила в редакцию 30.08.2022
После доработки 02.11.2022
Принята к публикации 16.11.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

В работе проведено исследование сорбции борной кислоты из водных растворов волокнами марки ФИБАН (“Институт физико-органической химии Национальной академии наук Беларуси”, Беларусь), имеющими в своем строении функциональные аминогруппы. Установлена возможность использования волокнистых материалов ФИБАН А-1, А-5 и А-6 для извлечения соединений бора из водных растворов. Согласно кинетическим кривым сорбции отмечена высокая скорость сорбции борной кислоты высоко- и низкоосновными анионообменниками. Также в работе оценены некоторые равновесные характеристики сорбции аналита исследуемыми сорбентами. Выявлен сложный многовариантный механизм поглощения борной кислоты волокнами ФИБАН А-1 и А-5, который включает как хемосорбционное поглощение H3BO3 аминогруппами сорбентов в области низких концентраций, так и возможность образования и закрепления в фазе ионообменника полиборатов в области высоких концентраций (сверхэквивалентная сорбция).

Ключевые слова: борная кислота, бор, сорбция, ионообменное волокно

ВВЕДЕНИЕ

Основным источником загрязнения воды бором и его соединениями является антропогенное воздействие. Соединения бора попадают в окружающую среду из сточных вод атомных электростанций [1, 2], различных производств, например, металлургических [3], керамических и фармацевтических [4], а также вследствие неконтролируемого использования борсодержащих удобрений [5, 6].

Для извлечения бора из водных сред могут использоваться сорбционные технологии с использованием как борселективных сорбентов (например, Purolite S-108, Dow Chemical BSR-1, Rohm and Haas IRA743, Granion D 403 и другие [710]), так и гранулированных анионообменников (например, ЭДЭ-10П, АН-2ф, AB-17, АН-31, АВ-1, СБ-1 [1, 2, 1113]).

Борселективные сорбенты представляют собой зачастую макропористые стирол-дивинилбензольные комплексообразующие сорбенты с метиглюкаминовыми функциональными группами. Механизмом закрепления борной кислоты на таких материалах является хемосорбция с образованием комплексов с борат-ионами [8, 9]. Механизм сорбции на сорбентах с функциональными аминогруппами менее изучен, однако также не исключается возможность хемосорбционного закрепления сорбата в фазе анионообменника [1, 1315].

Следует отметить, что несмотря на большой ассортимент борселективных сорбентов, изучению сорбции борной кислоты анионообменниками, имеющими в своей структуре в качестве ионогенных групп амины различной основности, посвящается большое число исследований, начиная со второй половины 20 века [13, 14] и по настоящее время [1, 15, 16].

На данный момент появляются работы по созданию сорбентов, которые могут заменить гранулированные. В статьях [17, 18] рассматривается возможность применения борселективных сорбентов в альтернативной геометрической форме – форме волокон. Благодаря пространственной доступности активных центров, располагающихся на поверхности таких сорбционных материалов, можно добиться как лучших кинетических, так и емкостных характеристик [1719].

Целью настоящей работы было установление возможности использования волокнистых ионообменников с функциональными аминогруппами для извлечения борной кислоты из водных растворов в широком диапазоне концентраций.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В качестве сорбтива в работе выбрана борная кислота (х. ч., ООО “Спектр-Хим”), контроль концентрации которой в растворе осуществляли методом алкалиметрического титрования в присутствии нейтрализованного глицерина с использованием в качестве индикатора раствора фенолфталеина [20].

В качестве сорбентов в работе использовались ионообменные волокна различной основности марки ФИБАН (“Институт физико-органической химии Национальной академии наук Беларуси”, Беларусь): А-1 – полипропиленовое волокно с привитым сополимером стирола и дивинилбензола, содержащее в качестве функциональной группы четвертичное аммониевое основание; А-5 – полиакрилонитрильное волокно с вторичными и преимущественно третичными аминогруппами и небольшим количеством карбоксильных групп; А-6 – полиакрилонитрильное волокно с третичными и четвертичными аминогруппами. Перед работой сорбенты переводили в ОН-форму, подготовка осуществлялась по стандартным методикам.

Сорбцию борной кислоты анионообменными волокнами проводили в статических условиях при постоянном перемешивании на орбитальном шейкере BioSan OS-20 (250 об./мин) при температуре Т = 298 ± 3 К, соотношение массы набухшего волокна к массе раствора составляло 1 : 400.

Кинетические кривые сорбции получали в условиях ограниченного объема. Степень завершенности сорбционного процесса рассчитывали по формуле:

(1)
$F~\,\, = \,\,~\frac{{{{Q}_{t}}}}{{{{Q}_{{\max }}}}},$
где Qt – емкость волокна по борной кислоте в момент времени t, ммоль/г; Qmax – максимальная емкость сорбента, ммоль/г. Количество поглощенного сорбтива волокнами определяли по убыли концентрации H3BO3 в растворе.

Равновесные характеристики оценивали по изотермам сорбции, полученным методом переменных концентраций.

Исследование структуры анионообменных волокон до и после сорбции борной кислоты (С = 0.1 моль/дм3) проводили методом ИК-спектроскопии. Спектры образцов снимали на приборе Brucker VERTEX-70 в интервале волновых чисел 4000–400 см–1 в режиме пропускания.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Борная кислота является слабой одноосновной кислотой (рКа = 9.24), которая растворяется в воде по типу кислот Льюиса за счет присоединения гидроксильного иона из воды [21]:

${\text{В(ОН}}{{{\text{)}}}_{{\text{3}}}}\,\,{\text{ + }}\,\,{{{\text{Н}}}_{{\text{2}}}}{\text{О\;}} \leftrightarrow {\text{В(ОН)}}_{{\text{4}}}^{ - }\,\,{\text{ + }}\,\,{{{\text{Н}}}_{3}}{{{\text{О}}}^{{\text{ + }}}}.$

В зависимости от концентрации бора в водных растворах он может находиться в различных молекулярных и ионных формах. При низких концентрациях (<0.02 М) в водных растворах преимущественно находятся формы B(OH)3 и ${\text{В}}\left( {{\text{ОН}}} \right)_{{\text{4}}}^{{\text{--}}}$; при высоких концентрациях (0.025–0.6 М) в диапазоне рН 6–10 образуются полиборат-ионы различного состава B3O3${\text{(ОН)}}_{{\text{4}}}^{ - }$, B4O5${\text{(ОН)}}_{{\text{4}}}^{ - }$, B5O6${\text{(ОН)}}_{{\text{4}}}^{ - }$ [22]. Вследствие этого следует обращать внимание на исследуемый концентрационный диапазон растворов сорбтива.

Установление возможности применения анионообменных волокон марки ФИБАН для извлечения B(OH)3 из водных растворов проводили на основе сравнения их статических емкостей по борной кислоте при концентрации внешнего раствора 0.1 М (табл. 1).

Таблица 1.  

Емкостные характеристики волокнистых сорбентов марки ФИБАН

Сорбент Количество поглощенного сорбтива, ммоль/г
ФИБАН А-1 1.3
ФИБАН А-5 2.4
ФИБАН А-6 1.4

Все исследуемые волокна способны к поглощению борной кислоты из водных растворов, однако отмечено, что сорбенты с низкоосновными группами обеспечивают больший процент извлечения аналита: A-5 > A-6 > A-1.

В дальнейшей работе проведено сравнение кинетических и равновесных характеристик сорбции волокнами А-1 и А-5, содержащих в качестве функциональных групп амины различной основности, соответственно, только четвертичные аммониевые основания или третичные и вторичные аминогруппы.

Кинетические кривые сорбции борной кислоты из водных растворов анионообменными волокнами ФИБАН А-1 и ФИБАН А-5 представлены на рис. 1.

Рис. 1.

Кинетические кривые сорбции борной кислоты анионообменными волокнами: 1 – ФИБАН А-1; 2 – ФИБАН А-5 (С0 = 0.1 М).

На высокоосновном сорбенте отмечается более низкая скорость достижения равновесного состояния, по сравнению с низкоосновным. Установлено, что время достижения равновесия в системе раствор борной кислоты – анионообменное волокно ФИБАН А-1 составляет 240 мин, для ФИБАН А-5 – 60 мин. Высокая скорость сорбционного процесса на волокнах может быть преимуществом по сравнению с гранульными аналогами [15].

Равновесные характеристики сорбции борной кислоты анионообменными волокнами различной основности исследовали на основе анализа изотермы сорбции в диапазоне концентраций сорбтива 0.005–0.5 моль/дм3 (рис. 2).

Рис. 2.

Изотермы сорбции борной кислоты анионообменными волокнами: 1 – ФИБАН А-1; 2 – ФИБАН А-5.

Полученные зависимости емкости волокон от концентрации борной кислоты в растворе имеют сложный вид. Так, изотерма сорбции H3BO3 волокном ФИБАН А-5 имеет вид S-образной кривой, относится по классификации IUPAC к IV-классу, на кривой отмечается два “плато” в области низких и высоких концентраций. При сорбции борной кислоты волокном А-1 также наблюдается кривая с перегибом вблизи концентрации внешнего раствора 0.25 моль/дм3, однако четкого второго “плато” не наблюдается. Полученные данные свидетельствуют о полимолекулярном характере поглощения H3BO3.

В работе проведен анализ изотерм сорбции до точек перегиба на первом “плато” (рис. 3) на основе линеаризации полученных данных в координатах уравнений сорбции (табл. 2).

Рис. 3.

Начальный участок изотерм сорбции борной кислоты волокнами ФИБАН А-5 (а) и ФИБАН А-1 (б): 1 – экспериментальные данные, 2–4 – изотермы, рассчитанные по данным линеаризации в координатах уравнений Ленгмюра, Фрейндлиха и Темкина соответственно.

Таблица 2.  

Уравнения сорбции, используемые в работе

Модель сорбции Уравнение
Ленгмюра $Q~\,\, = ~\,\,{{Q}_{{mono}}}\frac{{{{K}_{{{\text{L\;}}}}}~{{C}_{{{\text{равн}}}}}}}{{1~\,\, + ~\,\,{{K}_{{\text{L}}}}~{{C}_{{{\text{равн}}}}}}}$
Фрейндлиха $Q~~ = ~~\beta ~C_{{{\text{равн}}}}^{{1/n}}$
Темкина $\frac{Q}{{{{Q}_{{mono}}}}}~\,\, = \,\,~\frac{1}{\alpha }\ln (K~{{C}_{{{\text{равн}}}}})$

где Q – емкость сорбента, ммоль/г; Qmono – емкость монослоя, ммоль/г; KL – константа сорбционного равновесия Ленгмюра; Cравн – равновесная концентрация сорбтива во внешнем растворе, моль/дм3; n, β – константы уравнения Фрейндлиха; α – константа уравнения Темкина, K – константа сорбционного равновесия Темкина.

Оценка применимости используемых моделей сорбции к экспериментальным данным проводилась на основании анализа величин достоверности аппроксимации (R2) полученных зависимостей в линеаризованных координатах уравнений сорбции (табл. 3).

Таблица 3.  

Параметры моделей сорбции борной кислоты анионообменными волокнами

Модель сорбции R2
ФИБАН А-1 ФИБАН А-5
Ленгмюра 0.990 0.929
Фрейндлиха 0.989 0.888
Темкина 0.929 0.945

Согласно рис. 3б и табл. 3 можно сделать вывод о том, что модель Ленгмюра лучше других описывает характер сорбционного поглощения борной кислоты волокном ФИБАН А-1 в равновесных условиях. При этом изотерма сорбции H3BO3 волокном ФИБАН А-5 имеет более неоднозначный характер, величины R2 указывают на то, что уравнение Темкина лучше описывает полученную зависимость, однако, как видно на рис. 3а, результаты нельзя назвать удовлетворительными. Можно предположить, что данное явление связано с неравномерным заполнением сорбционного слоя на поверхности волокна А-5, в структуре которого находятся как третичные, так и вторичные аминогруппы. Фаза сорбента А-1 монофункциональна и содержит только четвертичные аммониевые основания в качестве реакционных центров, поэтому распределение сорбтива идет более равномерно.

При анализе изотерм сорбции во всем изученном диапазоне концентраций, можно прийти к выводу о том, что механизм поглощения борной кислоты анионообменными волокнами сложен и многовариантен. Исходя из свойств сорбтива, можно предполагать, что в области низких концентраций закрепление борной кислоты осуществляется за счет хемосорбции с образованием комплекса с участием ОН-группы сорбента. Например, взаимодействие четвертичного аммониевого основания с молекулой борной кислоты может проходить по следующей схеме:

(2)

Возможность протекания подобной реакции на ионообменниках приводится авторами работ [1, 15]. Такое взаимодействие возможно и в случае рассмотрения сорбции на анионообменнике А-5. Однако следует учитывать, что третичные и вторичные аминогруппы лишь частично диссоциированны, поэтому протекание такой гетерофазной реакции не является превалирующим механизмом поглощения борной кислоты. Вследствие того, что H3BO3 является кислотой Льюиса и бор имеет свободную p-орбиталь, возможно образование координационной связи типа N → B с вторичными и третичными недиссоцированными аминами, у которых атом азота имеет неподеленную электронную пару [23, 24]:

(3)

В реакциях (2) и (3) отмечается изменение координации бора из тригональной конфигурации в тетрагональную. Данный механизм закрепления сорбтива на поверхности сорбента подтверждается ИК-спектрами волокон после поглощения борной кислоты (рис. 4)

Рис. 4.

ИК-спектры образцов волокон ФИБАН А-1 (а) и А-5(б): 1 – форма, насыщенная борной кислотой, 2 – форма свободного основания.

Так, на ИК-спектрах образцов волокна, насыщенного борной кислотой (С0 = 0.1 М), появляются полосы поглощения для ФИБАН А-1 (рис. 4а) в области 711, 648 см–1, для ФИБАН А-5 в области 779, 714 см–1, соответствующие связи В–О, атом бора в которой находится в тетраэдрической координации. Однако в спектрах сорбентов также наблюдается появление полос поглощения в области 1075, 806 см–1 для ФИБАН А-1 и 915, 812 см–1 для ФИБАН А-5, которые характерны для связи В–О, в которой атом бора находится в тригональной координации. Данный факт связан с тем, что в области концентрации выше 0.025 М борная кислота присутствует в форме полиборатов и помимо реакций (2) и (3) возможна сорбция ассоциатов B3O3(OH)$_{4}^{ - }$, где бор находится в тригональной конфигурации. Предположение о дополнительном механизме поглощения хорошо коррелирует с наблюдаемым явлением сверхэквивалентной сорбции борной кислоты в области высоких концентраций (рис. 2). Это объясняет величины емкости сорбента ФИБАН А-5 относительно аналита, превышающие полную обменную емкость, указанную производителем. Сверхэквивалентная сорбция наблюдается не только на волокнистых, но и на гранульных сорбентах [1, 2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в настоящей работе установлена возможность применения анионообменных волокон марки ФИБАН как альтернативы высокоосновных и низкоосновных гранульных анионообменников при извлечении борной кислоты из водных растворов. Отмечена высокая скорость сорбции исследуемого соединения бора, что является важным преимуществом по сравнению с сорбентами другой геометрической формы.

Выявлено различное поведение низко- и высокоосновных волокон по отношению к борной кислоте в условиях равновесия. Отмечен многовариантный характер поглощения борной кислоты на сорбенте А-5, что обусловливает заполнение монослоя сорбента в области более низких концентраций, чем для высокоосновного образца А-1. Кроме того, величины емкости волокон при высоких концентрациях бора указывают на сверхэквивалентное поглощение сорбтива за счет формирования в фазе сорбента полиборатов.

Предполагаемые механизмы сорбции подтверждаются ИК-спектроскопическим исследованием волокнистых материалов до и после извлечения борной кислоты. В спектрах сорбентов, насыщенных борной кислотой, наблюдается появление полос поглощения, характерных для бора, находящегося как в тетрагональной, так и в тригональной конфигурации.

Работа выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках государственного задания ВУЗам в сфере научной деятельности на 2023–2025 годы, проект № FZGU-2023-0009.

Результаты исследований частично получены на оборудовании Центра коллективного пользования Воронежского государственного университета. URL: https://ckp.vsu.ru.

Список литературы

  1. Винницкий В.А., Чугунов А.С., Нечаев А.Ф. // Успехи в химии и химической технологии. 2013. Т. 27. № 6. С. 84.

  2. Винницкий В.А., Чугунов А.С., Нечаев А.Ф. // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института. 2013. № 20. С. 81.

  3. Каспаров О.В. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2013. Т. 49. № 6. С. 671.https://doi.org/0.7868/S0044185613060065

  4. Помогаева В.В., Новикова В.Н. // Российский инженер. 2017. Т. 3. № 2. С. 40.

  5. Магомедов А.С., Макарова А.С., Батукаев А.А. // Известия Чеченского государственного университета. 2019. № 2. С. 41.

  6. Аристархов А.Н., Яковлева Т.А. // Агрохимия. 2019. № 2. С. 21.

  7. Alharati A., Valout J.-P., Urbaniak S. et al. // Chemical Engineering and Processing: Process Intensification. 2018. V. 131. P. 227. https://doi.org/10.1016/j.cep.2018.07.019

  8. Boncukcuoǧlu R., Yilmaz A.E., Kocakerim M.M., Çopur M. // Desalination. 2004. Vol. 160. № 2. P. 159. https://doi.org/10.1016/S0011-9164(04)90006-9

  9. Попов Г.В. // ГИАБ. 2015. № 63. С. 261.

  10. Говорова Ж.М. // Вода и экология: проблемы и решения. 2017. № 1. С. 3.

  11. Nasef M.M., Nallappan M.L., Ujang Z. // Reactive and Functional Polymers. 2014. Vol. 85. P. 54. https://doi.org/10.1016/j.reactfunctpolym.2014.10.007

  12. Алексеев Л.С., Ивлева Г.А., Аль-Амри З. // Вестник МГСУ. 2011. № 8. С. 312.

  13. Запевалов М.А., Тулупов П.Е., Костин В.И., Сергиенко В.И. // Журн. прикладной химии. 1982. Т. 55. № 1. С. 148.

  14. Измайлова Д.Р., Мелешко В.П. // Теория и практика сорбционных процессов. 1968. № 2. С. 37.

  15. Липунов И.Н., Первова И.Г., Никифоров А.Ф. // Изв. вузов. Химия и хим. технология. 2021. Т. 64. Вып. 8. С. 42.

  16. Belova T.P., Ershova L.S. // Heliyon. 2021. V. 7. Iss. 2. e06141. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e06141

  17. Ting T.M., Nasef M.M., Aravindan D. et al. // J. Environmental Chemical Engineering. 2021. V. 9. № 3. P. 105208. https://doi.org/10.1016/j.jece.2021.105208

  18. Afolabi H.K., Nasef M.M., Ting T.M. et al. // Arabian J. Chemistry. 2021. V. 14. № 12. 103453. https://doi.org/10.1016/j.arabjc.2021.103453

  19. Валинурова Э.Р., Кудашева Ф.Х., Григорьева А.В., Камалтдинов И.М., Мавлетов М.В., Ковалева Л.А., Ахатов И.Ш. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2015. Т. 51. № 5. С. 483. https://doi.org/10.7868/S0044185615050277

  20. Мелентьева Г.А., Антонова Л.А. Фармацевтическая химия. М.: Медицина, 1985. С. 107.

  21. National Center for Biotechnology Information. PubChem. Compound Summary. Boric acid. https://pubchem.ncbi.nlm.nih.gov/compound/Boric-acid. (Дата обращения: 29 июня 2022 г.)

  22. Kochkodan V., Darwish N.B., Hilal N. // Boron separation processes. 2015. V. 2. P. 35.

  23. Ворончихина Л.И., Журавлев О.Е., Суворова А.М. // Вестник ТвГУ. Серия “Химия”. 2019. № 4(38). С. 132. https://doi.org/10.26456/vtchem2019.4.15

  24. Котенева И.В., Сидоров В.И., Мясоедов Е.М., Котлярова И.А. // Химическая промышленность сегодня. 2013. № 8. С. 35.

  25. Казицына Л.А., Куплетская Н.Б. Применение УФ-, ИК- и ЯМР-спектроскопии в органической химии. М.: “Высшая школа”, 1971. 264 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.