Зоологический журнал, 2019, T. 98, № 1, стр. 115-116

Научные ихтиологические школы молодых ученых
В. Г. Сиделева, Н. В. Чернова, К. В. Галактионов

В. Г. Сиделева 1, Н. В. Чернова 1*, К. В. Галактионов 1

1 Зоологический институт РАН
199034 С.-Петербург, Россия

* E-mail: nchernova@mail.ru

Полный текст (PDF)

В г. Звенигороде (Московская обл.), 15–21 апреля 2018 г. состоялась Третья Международная научная ихтиологическая школа молодых ученых. Впервые идея о проведении Школы была реализована в апреле 2013 г. Основную организацию взял на себя Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) при участии Федерального агентства по рыболовству, Отделения биологических наук РАН и Министерства образования и науки РФ. Первая школа была посвящена вопросам современного состояния и использования биологических ресурсов морей и внутренних водоемов России. Для проведения Школы был создан активно работающий Комитет, включавший специалистов высочайшего уровня из 17 научных институтов и профильных организаций. Колоссальная организационная работа, была выполнена сотрудниками ВНИРО, во главе с директором д.б.н. М.К. Глубоковским и заместителем председателя Организационно-программного комитета А.М. Орловым. Рабочая программа Первой Школы включала лекции известных ученых: академиков РАН Д.С. Павлова и Ю.Ю. Дгебуадзе, А.В. Адрианова, чл.-корреспондентов РАН М.В. Флинта и Е.А. Криксунова, а также докторов биологических наук – специалистов по теоретическим и практическим проблемам изучения биологических ресурсов рыб и беспозвоночных. В программу Первой Школы входили доклады по фундаментальным проблемам ихтиологии, гидробиологии и актуальным вопросам устойчивого использования биологических ресурсов. Кроме докладов, были ежедневные вечерние лекции, одну из которых прочитал Герой Советского Союза и Герой России чл.-корреспондент РАН А.Н. Чилингаров. Школа была посвящена 100-летию со дня рождения известного ихтиолога, профессора П.А. Моисеева, монография которого “Биологические ресурсы Мирового океана” (1969) актуальна до настоящего времени. Основной целью Школы явилось повышение квалификации молодых ученых и специалистов рыбной отрасли, вовлечение молодежи в исследования рыб и других гидробионтов. Формат проведения Первой Школы оказался очень удачным и был использован в последующих школах.

Вторая Научная Ихтиологическая Школа с международным участием состоялась традиционно в Звенигороде, с 20 по 24 апреля 2015 г. Она была посвящена теоретическим и прикладным аспектам комплексных исследований биологических ресурсов и среде их обитания. Вторая Школа была приурочена к 100-летию ученого-ихтиолога И.Б. Бирмана, широко известного исследованиями тихоокеанских лососей.

На Школе было прочитано 39 часовых лекций. В рамках Школы состоялось секционное заседание “Редкое, необычное и малоизученное в морях и океанах”, где участникам были показаны уникальные видеофильмы о жизни на глубинах. Помимо основных докладов, имели место вечерние лекции на темы, касающиеся основ научной этики, рекомендаций по написанию научных публикаций, с информацией о люминесцирующих бактериях-симбионтах рыб. К работе Школы проявили интерес и выступили с докладами депутаты Государственной Думы РФ академики РАН В.А. Черешнев и В.И. Кашин. Большой интерес вызвал обобщающий доклад заместителя министра сельского хозяйства РФ, руководителя Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестакова. Молодые ученые, участники Школы, представили результаты своих исследований в виде стендовых докладов.

На Третьей Школе молодых ученых рассматривались проблемы и перспективы рыболовства и аквакультуры в мировой науке и практике. Эта Школа посвящена выдающемуся организатору науки, ленинградскому ихтиологу и гидробиологу К.М. Дерюгину, 140-летие со дня рождения которого отмечается в 2018 г. Доклады-презентации распределялись по нескольким направлениям: водные биологические ресурсы и среда обитания гидробионтов в условиях меняющегося климата и возрастающей антропогенной нагрузки; перспективные методы исследований и добычи рыб, новые технологии переработки водных ресурсов; аквакультура и искусственное воспроизводство; использование фундаментальных подходов для решения прикладных задач. Рассматривались и другие вопросы, касающиеся изучения, рациональной эксплуатации и сохранения водных биологических ресурсов. Третья школа оказалась весьма представительной как по числу стран-участниц (Россия, Армения, Казахстан, Чешская Республика), так и по количеству докладов (табл. 1). В качестве лекторов, как и на предыдущих Школах, выступили мэтры науки. Молодые ученые подготовили более 70 стендовых докладов. Материалы докладов Школы охватывали исследования практически во всех океанах планеты, а также во внутренних морях и пресноводных бассейнах России. В ходе этих исследований был задействован целый комплекс экологических, этологических, морфологических и молекулярно-генетических методов.

Таблица 1.  

Характеристики Научных ихтиологических школ молодых ученых

Дата проведения Школы Число стран-участников Общее число участников Количество молодых ученых Число презентаций
14–19 апреля 2013 г. 1 169 140 31
20–24 апреля 2015 г. 3 240 210 39
15–21 апреля 2018 г 4 180 130 49

Все три Школы были организованы на высоком уровне, чему в немалой степени способствовала и предварительная работа Оргкомитета по привлечению спонсоров, что минимизировало финансовые расходы молодых ученых. Благодаря этому в работе Школ принимали участие специалисты из многих, даже отдаленных регионов России. Так, только из г. Петропавловск-Камчатский в работе последней Школы участвовали 16 молодых ихтиологов.

Значение Научной ихтиологической школы молодых ученых трудно переоценить, т.к. она предоставляет возможность ихтиологам и гидробиологам разных поколений и смежных специализаций собраться вместе, узнать о новых достижениях науки и обсудить результаты своих исследований. Регулярные звенигородские научные ихтиологические школы, одной из задач которых является пропаганда современных достижений дисциплин, изучающих рыб, а также привлечение молодых исследователей в ихтиологию и смежные области, особенно актуальны в условиях резкого сокращения числа студентов-ихтиологов на соответствующих кафедрах многих государственных университетов России. Отражением этого может служить некоторая пассивность участия в Школах молодых ученых европейской части России и Сибири, особенно заметная на фоне высокой активности молодых ученых Дальнего Востока.

На всех Школах голосованием аудитории выбирались лучшие устные и лучшие стендовые доклады. Все молодые участники получили свидетельства государственного образца о повышении квалификации по программе дополнительного профессионального образования “Государственное управление рыбохозяйственным комплексом России”.

Большинство презентаций, сделанных в процессе работы Школ, доступны на сайте ВНИРО; часть из них опубликована в Трудах ВНИРО (http://www.vniro.ru/ru/nauchnaya-deyatelnost/ obuchenie/shkola-molodykh-uchenykh).

Школа получила большое число положительных отзывов, как от молодых специалистов, так и от маститых ученых, принимавших в ней участие, что обусловило необходимость проведения подобных мероприятий в будущем. Работа очередной Научной ихтиологической Школы запланирована на апрель 2020 г.

Дополнительные материалы отсутствуют.