Физика и химия стекла, 2022, T. 48, № 5, стр. 635-654
Стекло и стекломатериалы для объектов дизайна окружающей среды
Е. А. Лазарева 1, *, Г. Ю. Лазарева 1, Ю. С. Тышлангян 1, О. А. Гладышева 1, А. С. Горочкун 1, В. И. Антюшина 1
1 Южно-Российский государственный политехнический университет им. М.И. Платова
Новочеркасск, ул. Просвещения, 132, Россия
* E-mail: lazarewa_urgtu@mail.ru
Поступила в редакцию 27.12.2021
После доработки 28.03.2022
Принята к публикации 07.06.2022
- EDN: FKTNIM
- DOI: 10.31857/S0132665122700019
Аннотация
Рассмотрены требования экологического дизайна к материалам для различных объектов окружающей среды. Представлены виды стекол и стеклокристаллических материалов для дизайна предметов окружающей среды. Показан широкий спектр способов обработки поверхности стекол и стекломатериалов, обусловливающих их высокую декоративную выразительность наряду с эксплуатационными свойствами. Приведена классификация стеклоизделий по способам формования и обработке поверхности, определяющим художественные, эксплуатационно-технические и физико-химические свойства стекол и стекломатериалов. Особое внимание уделено витражам и технологии их изготовления.
ВВЕДЕНИЕ
Концепция экологического дизайна выражает необходимость cохранять окружающую среду, создавать и использовать новые технологии материалов на основе отходов различных отраслей промышленности и ее вторичных продуктов с целью сохранения природных ресурсов и чистоты окружающей среды [1]. Основными задачами экологического дизайна являются, с одной стороны, улучшение уже созданной предметно-пространственной среды с помощью создания продуктов, соответствующих правилам и требованиям экологии природы, для гармоничной жизнедеятельности человека и защиты окружающей среды, с другой стороны, развитие самого общества в целом и стимулирование качеств человека, направленных на окружающую среду. В связи с этим при создании материалов для объектов дизайна учитываются как условия их получения, использования и утилизации, так и характеристики этих материалов11, 22, 33.
СТЕКЛО И СТЕКЛОМАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДИЗАЙНЕ
Наиболее распространенными в дизайне материалами, несомненно, являются стекло и стекломатериалы [2–6] (рис. 1). Cтекло и cтекломатериалы являются уникальными продуктами деятельности человека – это материалы c особыми свойствами, которые не имеют аналогов, cущественно отличающиеся своей экологичностью44. Как отмечено Н.Н. Качаловым – автором известной монографии о стекле [7], этот материал, благодаря своим природным художественным достоинствам, использовался людьми с незапамятных времен как излюбленный материал в изобразительном искусстве. С самого начала стеклоизделия выполняли как утилитарные, так и эстетические функции в организации гармоничной окружающей среды.
Cледует отметить, что с течением времени предметно-пространственная среда изменяется, разрушается единство эстетического восприятия, что вызывает новую проблему дизайна предметов окружающей среды – создается противоречие между изменяющимися условиями эксплуатации новой среды и эстетико-экологическими потребностями общества [1]. Исходя из этого, несомненно, актуальным является поиск художественных средств, применимых в современном дизайне предметно-пространственной среды (рис. 2).
Среди многочисленных cредств широкого ассортимента, используемых для современного дизайна окружающей среды, выделяется оcобая группа изделий – под общим названием “художественное стекло”55. По назначению изделия эту группу стекол подразделяют на утилитарные (рис. 3) и декоративные (рис. 4).
К первой группе относят предметы домашнего обихода – художественную столовую посуду, в числе которой особо выделяется группа крупных сосудов – чашки, вазы, блюда, кубки, предназначенные для призовых наград и предметов, салатницы, рюмки, графины, фужеры, наборы различных предметов, приборы для чая, столовые комплекты; предметы туалета – настольные пульверизаторы и др.
В группу изделий декоративного характера входят: предметы для эстетизации внутреннего пространства – интерьерные вазы для цветов, фруктов, конфет; различные украшения – запонки, бусы, броши и др.; декоративные композиции, панно; мозаичная живопись; цветные стеклянные витражи; малые архитектурные формы: сооружения, постройки, скульптуры и другие элементы из стекла и стекломатериалов – для украшения и функциональности объектов дизайна окружающей среды; монументальные стеклянные изделия: барельефы, монументальные вазы, торшеры, люстры – для внутреннего интерьера парадных общественных зданий; монументальная стеклянная скульптура; медали с изображением исторических памятников; мелкая скульптура66 [2].
Физико-химические основы производства стекол и стекломатериалов широко представлены в научной и специальной литературе77, 88, 99 [8–10]. Отталкиваясь от агрегатного состояния стекла, его возможно формовать, прессовать, раскатывать, выдувать. По окончанию процесса затвердевание стекла появляется возможность более грубой обработки, а именно: шлифовать, резать, сверлить, расписывать и т.д. Стекло имеет уникальную совокупность редких свойств таких, как: прозрачность, преломление и переливание светового луча на изгибах, гранях, цветопластичность и цветофактурность1010 [7]. В процессе окрашивания стекла и его глушения оно приобретает способность преобразовываться в камнеподобный материал, вследствие управляемой микрокристаллизации из матричного стекла, бесформенного по структуре, получают ситалл, исключительный материал по прочностным данным.
Отталкиваясь от результатов огромного количества экспериментов, проводимых технологами и конструкторами, были созданы различные по своим художественным и эксплуатационно-техническим свойствам виды стекол и стеклокристаллических материалов. К их числу относятся стекла и стеклокристаллические материалы, полученные в результате применения передовых нанотехнологий, определяющих компоновку модернизированной микроструктуры данных материалов. Полученные стекла, стекломатериалы и изделия из них обладают комплексом оптимальных эксплуатационно-технических, технологических и эстетических свойств1111, 1212.
Существует большое разнообразие способов формования и обработки изделий из стекломатериалов и стекла.
Отливка (впервые появился 2 тыс. лет до н. э.) – таким методом получают массивные изделия больших размеров, пластинки, заготовки для оптического стекла, скульптура (рис. 5).
Прокат, периодический появился 2 тыс. лет до н. э., а непрерывный только в 1919–1930 гг. Под действием одно- или двусторонних сжимающе-раскатывающих усилий от вращающихся валков стекломасса формуется в лист – таким методом изготавливают профильное стекло (коробчатого, швеллерного, уголкового и других сечений), армированное стекло, узорчатое стекло, мебельное стекло, облицовочную плитку, утолщенное стекло (рис. 6), коврово-мозаичную плитку. Разновидность проката – вальцевание, используют для изготовления труб большого диаметра1313.
Метод прессования возник во 2 тысячелетии до н. э., он заключается в изменении формы порции стекломассы, которая занимает свободное пространство между формой и пуансоном. Таким методом получают сплошные массивные изделия, экраны для электронно-лучевых трубок, плитки, стаканы, призмы, стеклянные изоляторы, сигнальные колпаки, бытовую и химическую посуду, стеклоблоки, строительные детали, декоративные изделия и др. (рис. 7).
Метод прессовыдувания появился в XIX в. и, как известно, применяется в основном для изготовления узкогорлой и широкогорлой тары. При этом способе сначала формуется заготовка, затем из нее выдувается стеклоизделие [10] (рис. 8).
Метод раздува, который стал популярным в 30-х гг. XX в., применяется для производства штапельного стеклянного волокна, стеклофибробетонов и стеклопластиков, а также широко для изготовления тепло- и звукоизоляции (рис. 9).
Методом выдувания изготавливают полые изделия: тонкостенные стаканы, банки, бутылки, тару для медицинских препаратов, колбы электрических ламп и радиоламп, художественные изделия, посуду для пищевой и химико-лабораторной промышленности, приборы и аппараты для химической отрасли, плафоны, колпаки (рис. 10).
Как известно1414, для получения качественного листового стекла применяют способ производства флоат-стекла, этим методом создают листовые стекла для зеркал, остекления фасадов, окон, стеклопакетов, триплекса и др. Флоат-стекло является основой для листовых стекол с покрытиями (рис. 11).
Методом вытягивания создают цветное и бесцветное листовое стекло, светофильтры, стеклянные трубы, тонкое листовое стекло и непрерывное стеклянное волокно (рис. 12).
Центробежное формование лежит в основе изготовления конусов электронно-лучевых трубок, бытовой посуды больших диаметров, линз для маяков, заготовок из стекла сфероидной плоской формы, штапельного стеклянного волокна и микрошариков (рис. 13).
Широкий спектр стеклоизделий: химико-лабораторную посуду, декоративные художественные изделия, елочные украшения, сувениры, – являющихся предметами дизайна окружающей среды, изготавливают способом ручного (гутного) формования (рис. 14).
Современное пеностекло, изготовленное в виде плит, щебня и гранул (рис. 15), которые применяются для тепло- и звукоизоляции, получают методом вспенивания.
Свободным формованием под действием поверхностного натяжения изготавливают полые микросферы (наполнители в композиционных материалах), микрошарики, бисер и др. (рис. 16). Для создания объектов дизайна окружающей среды с использованием стекла и стекломатериалов применяются также процессы экструдирования (рис. 17) и моллирования (рис. 18). Как известно [10], экструдирование работает по принципу придавливания стекломассы через профильное отверстие и обусловливает изготовление профилированных изделий различной длинны и сечений (шестигранник, квадрат, круг и др.), а моллирование позволяет осуществлять изгибание плоского стекла при нагреве под действием внешних усилий или сил тяжести. Используются эти методы в технологии мебельного стекла, оптического стекла, лобового автостекла, сферических отражателей, декоративных стеклоизделий, панорамных стекол и др.
В настоящее время огромный спектр стеклянных объектов дизайна окружающей среды расширяется благодаря совершенствованию способов обработки поверхности стекол, стекломатериалов и изделий из них1515, 1616 [2, 5]. Широкий ряд стеклоизделий подразделяется на виды в зависимости от характера своей поверхности: глянцевая, свободная от покрытий: узорчатая, волнистая, рубчатая, кованая, граненая, шагреневая; глянцевая с органической пленкой; глянцевая металлизированная: непрозрачная алюминированная, серебренная, золоченая; металлизированная (отражающая ИК-излучение, светофильтр); глянцевая полупроводящая: ирризирующая, электронагревная, ИК-отражающая, электропроводящая; глянцевая химически травленая: пониженного травления, упрочненная травлением; глянцевая с кремнийорганическим покрытием: гидрофобная, упрочненная; не глянцевая, свободная от покрытий: матированная узорчатая, сплошная; зернистая, “морозная” узорчатая, сплошная.
Существует также классификация стекол и стеклоизделий по способу обработки, в частности: тепловая: отжиг, закалка, отопка, наводка, кристаллизация; механическая (холодная) обработка поверхности: полировка-шлифовка оптического и листового стекла, дистировка, гравировка, притирка, гранение, матирование, нанесение “мороза”, сверление; химическая: полировка, матирование, изменение состава стекла (ионный обмен), упрочение травлением; механическая обработка краев: фацет, распиловка, резка, фигурный фацет; покрытие поверхности: упрочняющей, декоративной, электропроводящей пленкой; золь-гель покрытие; металлизация красками, в том числе силикатными, лаками; легкоплавкими стеклами и т.д.
Особая роль в дизайне отводится также стеклокристаллическим материалам и стеклам, полученным с использованием нанотехнологии, обусловливающей формирование усовершенствованной структуры этих материалов, обеспечивающей, в свою очередь, оптимальные показатели эстетических, физико-химических, эксплуатационно-технических, технологических и функциональных характеристик стекол, стекломатериалов и изделий из них [11]. Благодаря этому стало возможным производство широкого ассортимента художественных и архитектурно-строительных изделий, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к современным объектам дизайна окружающей среды [12–14].
Использование нанотехнологии при синтезе различных стекол и стеклокристаллических материалов с целью применения в технической эстетике и дизайне объектов строительства, архитектуры и окружающего предметного мира обеспечивает максимально возможный в каждом конкретном случае эстетико-оптический эффект, наблюдаемый на широком спектре изделий, используемых при создании объектов дизайна окружающей среды. В связи с этим, в технологии изготовления и художественной обработки стекла исключительно важным является разработка и применение научных основ управления цветностью материалов, рациональное применение теоретических основ цветокомпозиции. Кроме того, следует помнить о значимости рассмотрения физико-химических основ синтеза и обработки стекла и стеклокристаллических материалов, которые и предопределяют показатели функционально-эстетических параметров.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВИТРАЖЕЙ
Особое место в эстетической организации пространства среди изделий из стекла и стекломатериалов занимают витражи – фигуративная, орнаментальная или абстрактная композиция, выполненная из плашек цветного стекла (рис. 19). Совершенствование художественной обработки стекла и дизайн-технологий позволило значительно расширить функциональные и эстетические качества витражей [15]. В настоящее время витражные композиции декорируют не только световые проемы окон, дверей, полов и элементы осветительной арматуры – в виде абажуров, но и используются художниками-ювелирами для производства украшений в синтезе с металлом [16]. Витражная композиция – это отдельный вид монументально-декоративного искусства. Для перспективных изображений в монументально-декоративной живописи существуют специальные приемы. Перспективные изображения, располагаемые выше уровня глаз, должны отвечать условиям наблюдения – “снизу–вверх”, в таких случаях строят перспективу на наклонную плоскость. Перспективные изображения на неровных, искаженных поверхностях: сферических – купольная перспектива и на внутренних поверхностях цилиндра (крышах) – панорамная. В таких случаях в задачи дизайнера входит устранение различных видов неровностей – деформаций. Для полной передачи пространственной глубины на картинах используют все приемы композиции, как следствие и элементы перспективы [16]. Исходя из этого, для создания полноценного реалистического художественного произведения архитектор и дизайнер должны обладать знаниями законов перспективы и применять их на практике. Руководствуясь этими законами, художники, архитекторы и дизайнеры имеют возможность в полной мере воплотить в работе свои идеи и создавать витражные композиции по законам композиции и перспективы.
Реализация идей художников осуществляется с помощью широкого спектра приемов изготовления витражных композиций, начиная от средневековой техники – когда цветные плашки требуемой формы соединяли при помощи свинцовой оправы, и кончая новыми усовершенствованными методами, например холодной склейкой разноцветных кусков стекла или спеканием, химическим травлением стекла, гравировкой разнообразных рисунков струей песка, подающегося под большим давлением и др. Удивительно эстетичные и современные вещи можно создать с применением технологии фьюзинг (спекание), сущность которой заключается в термическом сплавлении кусочков бесцветного и цветного стекла по заданному рисунку в специальной печи для фьюзинга в интервале температур 800–850°С. При завершении процесса спекания получается красочное полотно, напоминающее витраж, не уступающее по своим прочностным характеристикам прочности оконного стекла. В основу технологии фьюзинга положено уникальное свойство стекла – при нагревании оно становится очень пластичным, а при достижении определенной температуры, становится жидким с минимальной для стекла вязкостью. В технологии задействовано множество характеристик самого материала, в частности такие, как: фактура, объем и цветность. Перед началом создания объекта дизайна окружающей среды специалисты тщательно подбирают стекла по вязкости и идентичности, по коэффициенту термического расширения, температуре плавления [17]. Полученные методом фьюзинга художественные композиции будут, несомненно, подчеркивать стиль и изящность интерьера, создавая при этом комфорт. Особенно на фьюзинг обращают свое внимание поклонники в интерьере “постмодернизма” и “хай-тека”.
Художественное стекло, изготовленное методом пескоструйной гравировки, имеет на поверхности глубокорельефную структуру или матированный рисунок. При этом рисунок может быть как частичным, так и полным, что позволяет создать на изделии уникальные изображения переменной глубины. Нанесение рисунка осуществляется с помощью абразивного материала, который под давлением сжатого воздуха подается на поверхность, при этом разрушая верхний слой обрабатываемого стекла. По этой методике рисунок может быть одно- и двусторонний. Декоративная обработка поверхности выполняется по заранее подготовленному и наклеенному трафарету. От используемого оборудования зависит качество полученного рисунка. Художественное изделие с пескоструйной гравировкой хорошо дополнит и подчеркнет простоту интерьеров в классическом стиле. В целом, в настоящее время известно несколько десятков видов и подвидов витражей, количество которых, несомненно увеличивается в связи с развитием науки, технологии и дизайна стекла и стекломатериалов. В настоящее время исключительно важным является расширение сырьевой базы для получения новых составов стекол и стекломатериалов путем утилизации промышленных отходов.
В связи с этим, для изготовления современных стекло-объектов дизайна окружающей среды применяются известные ресурсосберегающие технологии, в том числе с использованием отходов производства [18]. Так, авторами ряда работ1717, 1818, 1919, 2020, 2121, 2222 [11] получены цветные стекла и стекломатериалы с использованием природного, технического сырья и вторичных продуктов промышленности (рис. 1), а также способы изготовления художественных стеклоизделий22, в том числе с применением отходов стекла (рис. 2, 3), что весьма важно для экологизации дизайна окружающего пространства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, технология стекла и способы его обработки обусловили качество и широкие возможности применения различных видов стекол и стекломатериалов для создания разнообразных объектов дизайна окружающей среды. В настоящее время особую актуальность имеют исследования по разработке ресурсосберегающих технологий стекла и стекломатериалов с применением природного и технического сырья, а также вторичных продуктов промышленности. При утилизации техногенного сырья наряду с расширением сырьевой базы стекольной отрасли промышленности осуществляется исключительно важный процесс экологизации окружающей среды.
Список литературы
Уваров А.В. Экологический дизайн. История, теория и методология экологического проектирования. М.: Совпадение, 2015. 190 с.
Соловьев С.П., Динеева Ю.М. Стекло в архитектуре. М.: Стройиздат, 1981. 191 с.
Магай А.А., Дубынин Н.В. Современное стекло светопрозрачных фасадов многофункциональных высотных зданий // Вестник МГСУ. 2010. № 3. С. 36–42.
Воронцов В.М., Немец И.И. Стекло и керамика в архитектуре. Белгород: БГТУ, 2010. 106 с.
Лясин В.Ф., Саркисов П.Д. Новые облицовочные материалы на основе стекла. М.: Стройиздат, 1985. 192 с.
Кунина Н.З. Античное стекло в собрании Эрмитажа. С.-Петербург: ТОО издательство “АРС”, 1997. 359 с.
Качалов Н.Н. Стекло. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 463 с.
Маневич В.Е. Сырьевые материалы, шихта и стекловарение. М.: РИФ “Стройматериалы”, 2008. 223 с.
Панкова Н.А. Стекольная шихта и практика ее приготовления. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1997. 102 с.
Гулоян. Ю.А. Физико-химические основы технологии стекла. Владимир: Транзит-Икс, 2008.
Шевченко В.Я., Данилевич Я.Б., Гусаров В.В., Жабрев В.А. От фундаментальных исследований к разработке новых материалов и технологий // Инновации. 2008. № 6(116). С. 44–49.
Отческих К.А. “Умное стекло” в современной архитектуре // Молодой ученый. 2013. № 4(51). С. 86–88.
Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. М.: Изд-во АСВ, 2001. 200 с.
Магай А.А. Инновационные технологии в остеклении фасадов высотный зданий // Энергосовет. 2012. № 4(23). С. 48–52.
Аль-Нуман Л.А. Витраж в архитектуре. М.: АМА-Пресс, 2006. 208 с.
Виноградов В.Е. Базовые аспекты проектирования витражной композиции // Гуманитарные науки. Искусствоведение. 2016. № 3(35). С. 1–3.
Дайнеко В.В. Изделия из стекла в технологии фьюзинга и дефекты их изготовления // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Механика и машиностроение. 2014. № 3(8). С. 1–4.
Сидикова Т.Д. Технология получения стекла и стеклокристаллических материалов с применением отходов производства // Universum: химия и биология. Технологии материалов. 2018. № 4(46). С. 1–3.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Физика и химия стекла