Неорганические материалы, 2019, T. 55, № 6, стр. 604-608

Восстановление оксидных соединений ниобия магнием в режиме горения

В. М. Орлов 1*, М. В. Крыжанов 1

1 Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева ФИЦ КНЦ Российской академии наук
184209 Мурманская обл., Апатиты, Академгородок, 26а, Россия

* E-mail: orlov@chemy.kolasc.net.ru

Поступила в редакцию 18.09.2018
После доработки 08.11.2018
Принята к публикации 28.11.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Исследованы параметры процесса восстановления Nb2O5 и Mg4Nb2O9 магнием в режиме горения и характеристики полученных порошков ниобия. Определена зависимость скорости и температуры горения от параметров шихты. Показано, что использование в качестве прекурсора для восстановления ниобата магния позволяет увеличить степень восстановления, а также удельную поверхность порошков ниобия в 15–25 раз.

Ключевые слова: порошок ниобия, магниетермическое восстановление, пентаоксид ниобия, ниобат магния, горение, адиабатическая температура, скорость горения, температура горения, удельная поверхность

ВВЕДЕНИЕ

Порошки ниобия с развитой поверхностью рассматриваются, главным образом, в качестве материала для изготовления анодов конденсаторов портативных устройств бытового назначения [1], где они вполне конкурентоспособны с танталовыми конденсаторами. Одним из способов получения порошков Nb с развитой поверхностью является магниетермическое восстановление пентаоксида

(1)
${\text{N}}{{{\text{b}}}_{{\text{2}}}}{{{\text{O}}}_{{\text{5}}}} + 5{\text{Mg}} = 2{\text{Nb}} + 5{\text{MgO}}.$

Поскольку реакция (1) характеризуется высокой адиабатической температурой (Тад = 2658 K [2]), восстановление, как правило, ведут парами магния в течение нескольких часов для обеспечения полноты восстановления и требуемых характеристик порошков ниобия [3].

Большой удельный тепловой эффект реакции (1) (–2865 кДж/кг стехиометрической шихты [2]) позволяет реализовать взаимодействие в режиме горения. Однако восстановление в режиме объемного горения путем нагрева всей массы смеси Nb2O5 + Mg носит взрывной характер и сопровождается выбросом шихты из реакционной зоны [4]. Избежать взрыва позволяет реализация процесса в режиме послойного горения [5, 6]. Процесс протекает в спокойном режиме и завершается в течение нескольких секунд. Способ использован для получения порошков Та, W, Mo восстановлением их оксидов магнием и цинком [7].

Данные по параметрам процесса восстановления пентаоксида ниобия магнием в режиме горения и характеристикам полученных порошков в литературе отсутствуют. Кроме этого, представляло интерес установить, как повлияет на характеристики порошков ниобия использование в качестве прекурсора ниобата Mg4Nb2O9. При восстановлении парами магния использование ниобата вместо пентаоксида ниобия позволяет существенно увеличить удельную поверхность порошков [8]. Адиабатическая температура взаимодействия ниобата с магнием по реакции

(2)
${\text{M}}{{{\text{g}}}_{{\text{4}}}}{\text{N}}{{{\text{b}}}_{{\text{2}}}}{{{\text{O}}}_{9}} + 5{\text{Mg}} = 2{\text{Nb}} + 9{\text{MgO}}$

составляет 2338 K [8], что вполне достаточно для реализации взаимодействия в режиме горения.

Цель данной работы – исследование параметров горения смесей Nb2O5 и Mg4Nb2O9 с магнием и характеристик полученных порошков ниобия.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для определения зависимости адиабатической температуры реакции (2) от избытка восстановителя и температуры шихты (Тш) проводили предварительный термодинамический анализ при помощи программного комплекса TERRA [9], стандартную базу данных термодинамических свойств веществ которого дополнили расчетными характеристиками ниобата [2]. При расчетах рассматривали систему Mg4Nb2O9–Mg с избытком магния относительно стехиометрического количества 10, 25, 50 и 75%. Диапазон температуры исходных реагентов составлял 300–1100 K с шагом изменения 100 K. Моделирование взаимодействия проводили в интервале 300–3000 K в среде аргона при давлении 0.1 МПа, ионизированные вещества из расчета исключали. Подробно методика анализа изложена в работе [10].

Исходными материалами для восстановления служили порошки пентаоксида ниобия производства ОАО “Соликамский магниевый завод” с удельной поверхностью 2.8 м2/г и ниобата Mg4Nb2O9 с удельной поверхностью 0.5 м2/г, полученного методом твердофазного спекания оксидов Nb2O5 и MgO; восстановителем – порошок магния марки МПФ-1 по ГОСТ 6001‑79. В качестве теплового балласта применяли хлорид натрия “х. ч.”, прокаленный на воздухе при 923 K в течение 4 ч.

Как и при восстановлении танталата магния в режиме горения [11], порошок ниобата характеризовался низкой реакционной способностью. Инициировать горение шихты на основе порошка ниобата в исходном состоянии при температуре ниже 673 K не удавалось. Чтобы увеличить реакционную способность ниобата использовали механическую активацию в шаровой мельнице. Внутренний диаметр барабана 155 мм, размольными телами служили стальные шары диаметром 8 мм. Масса разовой загрузки ниобата составила 50 г, соотношение размольные тела : загрузка – 50, скорость вращения мельницы 95 об./мин, время обработки 7 ч. Семь подготовленных таким образом партий усреднили тщательным перемешиванием. Содержание железа в порошке ниобата после активации составило 0.3–1.0%, после отмывки в 18%-ном растворе соляной кислоты в течение 6 ч концентрация железа уменьшилась до 0.04%. Удельная поверхность порошка ниобата увеличилась до 11 м2/г.

При получении шихты навеску пентаоксида ниобия 4–7 г или ниобата 9–10 г смешивали с порошком магния, взятым с избытком 10, 25, 50 или 75% относительно стехиометрического количества реакции (1) или (2) соответственно. Хлорид натрия добавляли в шихту в количестве 1 или 2 моля на 1 моль Nb2O5. Общую массу реагентов подбирали так, чтобы полностью заполнить объем пресс-формы. Реагенты тщательно перемешивали и прессовали в таблетки диаметром 20, высотой 16.7–22.4 мм с относительной плотностью 45–55%. При расчетах использовали следующие значения плотностей реагентов, г/см3: Nb2O5 – 4.60, Mg – 1.74, NaCl – 2.16 [12], Mg4Nb2O9 – 4.32 [13].

В центральной части таблетки на расстоянии 6–9 мм друг от друга сверлили 2 отверстия диаметром 0.8 мм и восстанавливали полученные таблетки в реторте-реакторе из нержавеющей стали с внутренним диаметром 100 и высотой 270 мм. Для этого таблетку закрепляли в вертикальные держатели, смонтированные на горизонтальной ниобиевой подставке для ее фиксации и надежного контакта с танталовой спиралью поджига, после чего в отверстиях размещали спаи вольфрам-рениевых термопар ВР5/20 из проволоки диаметром 300 мкм. Готовую сборку помещали в реактор, который вакуумировали до остаточного давления примерно 10 Па, заполняли аргоном до давления 0.15 МПа и инициировали реакцию, пропуская ток через спираль из танталовой проволоки. При исследовании влияния температуры шихты на скорость горения реактор предварительно нагревали в печи до необходимой температуры.

Продукты реакции обрабатывали 15%-ным раствором азотной кислоты для удаления избытка восстановителя и образовавшегося оксида магния. Подробно методики эксперимента и последующей обработки реакционной массы, а также принципиальная схема установки приведены в работе [6].

Среднее значение скорости горения (vг) рассчитывали как частное от деления расстояния между термопарами (l) на интервал времени между сигналами от термопар, соответствующими началу реакции τг : vг = lг.

Фазовый состав полученных продуктов исследовали с помощью рентгеновского дифрактометра XRD-6000 фирмы Shimadzu (CuKα-излучение) с использованием базы данных PDF-2. Величину удельной поверхности порошков измеряли адсорбционным статическим методом БЭТ, параметры пористости – методом BJH на приборе Micromeritics TriStar II 3020. Концентрацию кислорода и водорода в порошках определяли методом газоадсорбционной хромотографии в сочетании с импульсным нагревом на анализаторе К-671, магния – атомно-эмиссионным методом с индуктивно связанной плазмой на приборе Optima 8300.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Полученная на основании термодинамического анализа зависимость адиабатической температуры восстановления ниобата магнием от его избытка и температуры шихты приведена на рис. 1. Видно, что избыток магния служит эффективным тепловым балластом, снижающим температуру процесса, поскольку энтальпия испарения магния составляет 128 кДж/моль, или 5.3 кДж/г [14].

Рис. 1.

Зависимости адиабатической температуры магниетермического восстановления пентаоксида ниобия (1) и ниобата Mg4Nb2O9 (26) при избытке магния в шихте, %: 2 – 0, 3 – 10, 4 – 25, 5 – 50, 6 – 75.

При взаимодействии Nb2O5 с Mg в режиме горения реакция после инициирования самопроизвольно распространялась по всему объему таблетки в спокойном режиме, в отличие от восстановления нагревом смеси реагентов [4]. Продукты восстановления представляли собой плотные таблетки цилиндрической формы черного цвета (рис. 2). Этим они существенно отличались от продуктов восстановления таблеток Та2О5 + Mg, которые характеризовались слоистой структурой [6].

Рис. 2.

Вид таблетки после восстановления шихты Nb2O5 + 6.25Mg.

Параметры горения смеси Nb2O5 + Mg в зависимости от условий процесса и характеристики конечных продуктов приведены в табл. 1. Закономерности изменения параметров горения смеси Nb2O5 + Mg аналогичны полученным при горении смеси Ta2O5 + Mg [6]. Так, увеличение избытка магния в шихте привело к снижению температуры (табл. 1, опыты 2, 5 и 8), при этом скорость горения изменилась незначительно. Введение в шихту в качестве дополнительного теплового балласта хлорида натрия способствовало уменьшению как скорости, так и температуры горения (табл. 1, опыты 5–7). Это обусловлено расходом тепла, выделяющегося при реакции, на нагрев и испарение NaCl (температура кипения NaCl 1686 K [12]). Монотонное уменьшение температуры горения в данном случае отличается от наблюдавшегося при восстановлении пентаоксида тантала с использованием шихты, содержащей не менее 2 молей NaCl на 1 моль Ta2O5 [6]. В последнем случае происходил рост температуры горения, причиной которого было увеличение степени восстановления при введении в шихту хлорида натрия. Варьирование относительной плотности таблеток от 45 до 55% (табл. 2, № 1–3) к заметным изменениям параметров горения не привело.

Таблица 1.  

Параметры горения шихты Nb2O5 + Mg и характеристики полученных порошков

ρотн, % ΔmMg, % $\frac{{{\text{NaCl}}}}{{{\text{N}}{{{\text{b}}}_{{\text{2}}}}{{{\text{O}}}_{{\text{5}}}}}},$ мол. отн. vг, мм/с Тг, K Фазовый состав S, м2 СО, % СН, % СMg, %
1 45 10 6.7 2430 Nb, NbO, Mg3Nb6O11 0.54 4.2 н. о.* 0.23
2 50 –  5.5 2410 0.58 4.1 н. о.* 0.23
3 55 5.7 2460 0.50 4.4 н. о.* 0.24
4 50 25 5.1 2460 Nb, NbO 0.74 3.0 н. о.* 0.08
5 50 4.7 2180 Nb, NbH0.95, NbO 1.1 1.8 0.6 0.03
6 50 1 3.7 2110 Nb, NbH, NbO 3.8 2.0 0.6 0.10
7 2 3.1 1860 Nb, NbH, NbO 8.0 >1.5 0.5 0.30
8 75 5.0 2040 Nb, NbH0.95, NbO 1.6 1.0 0.7 0.06

Примечание. ρотн – относительная плотность таблетки; ∆mMg – избыток магния; vг и Тг – скорость и температура горения соответственно; S – удельная поверхность порошка; СО, СН и СMg – концентрация в порошке соответственно кислорода, водорода и магния; * Не обнаружен.

Таблица 2.  

Параметры горения смеси Mg4Nb2O9 + Mg и характеристики полученных порошков

ΔmMg, % vг, мм/с Тг, K Фазовый состав S, м2 СО, % СН, % СMg, %
1 10 3.7 1840 Nb, NbH0.95, NbO 6.4 7.2 0.4 0.4
2 25 2.5 2010 8.2 5.9 0.7 0.3
3 50 4.2 1870 16 6.4 0.8 0.4
4 75 3.5 1500 Nb, NbH0.95 38 10 0.8 0.9

Сравнение измеренной температуры горения с адиабатической, рассчитанной в работе [2], показывает, что при избытке магния в шихте 10–50% (табл. 1, опыты 1–5) измеренная температура горения меньше адиабатической на 100–250 K, что является следствием тепловых потерь. В случае избытка магния 75% (табл. 1, опыт 8), напротив, измеренная температура превышает адиабатическую примерно на 300 K. Причина этой аномалии в следующем. Расчет адиабатической температуры с использованием программного комплекса TERRA ведется при условии перехода всего магния в газообразное состояние. На практике при таком избытке магния основная его часть остается в жидком состоянии, т.е. тепло на его испарение не расходуется.

Причина превышения измеренной температуры над адиабатической при восстановлении шихты с добавкой хлорида натрия аналогична (табл. 1, опыты 6 и 7). При термодинамическом моделировании системы Nb2O5–Mg–NaCl [2] в случае избытка магния при температуре 1450 K учитывается эндотермическая реакция

(3)
$2{\text{NaC}}{{{\text{l}}}_{{\text{ж }}}} + {\text{M}}{{{\text{g}}}_{{\text{г }}}} = 2{\text{N}}{{{\text{a}}}_{{\text{г }}}} + {\text{MgC}}{{{\text{l}}}_{{{\text{2ж }}}}}.$

В эксперименте следов металлического натрия на холодных частях аппаратуры не наблюдалось.

По данным рентгенофазового анализа, в порошках присутствуют оксидные соединения (NbO, Mg3Nb6O11), что свидетельствует о неполном восстановлении. Однако в отличие от продуктов восстановления пентаоксида тантала, содержащих около 30% танталата Mg4Ta2O9 [6], количество Mg3Nb6O11, рассчитанное по содержанию магния, составляет всего 2.5%.

Количество монооксида ниобия в порошках рассчитано нами с учетом в общем содержании кислорода, обусловленного присутствием на поверхности ниобия слоя естественного аморфного оксида. Последний на поверхности высокочистого ниобия представляет собой сочетание слоев Nb2O5, NbO2 и NbO толщиной соответственно 10.2, 6.7 и 3.4 Å [15]. На основании этих данных количество кислорода, связанного с естественным оксидом, в порошке ниобия с поверхностью 1 м2/г составляет 2.6 мг, или 0.26%. Расчетное содержание монооксида ниобия (CNbO) в зависимости от избытка магния в шихте (ΔmMg) приведено на рис. 3. Присутствие гидридов ниобия NbH и NbH0.95 в порошках с удельной поверхностью более 1 м2/г обусловлено насыщением порошков водородом в процессе кислотной обработки реакционной массы.

Рис. 3.

Зависимости содержания монооксида ниобия от избытка магния в шихте в порошках, полученных восстановлением пентаоксида ниобия (1) и ниобата магния (2).

Исследование процесса восстановления Mg4Nb2O9 проводили на таблетках с относительной плотностью 55%. Использование шихты на основе активированного порошка ниобата позволило инициировать горение уже при комнатной температуре. Параметры горения в зависимости от избытка восстановителя и характеристики конечных продуктов приведены в табл. 2.

Сравнение данных табл. 1 и 2 показывает, что скорость и температура горения смесей Mg4Nb2O9 + + Mg меньше по сравнению с восстановлением пентаоксида ниобия, что обусловлено меньшим тепловым эффектом (–1975 кДж/кг стехиометрической шихты).

Несмотря на то что скорость и температура горения при избытке магния в интервале 10–50% менялись незначительно, удельная поверхность порошков, как и при восстановлении пентаоксида, с ростом избытка магния существенно увеличилась. При этом удельная поверхность порошков в 10–20 раз выше, чем у порошков, полученных в аналогичных условиях восстановлением пентаоксида. По той же причине, что и при восстановлении пентаоксида, в опытах с избытком магния 10–50% измеренная температура превышает адиабатическую примерно на 50–300 K. Степень восстановления ниобата растет с увеличением избытка магния. Расчетное содержание NbO в интервале избытка магния 10–50% убывает от 37 до 15%. При избытке магния в шихте 75% практически все количество кислорода в порошке обусловлено присутствием естественного поверхностного оксида.

Удельная поверхность порошков, так же как порошков Nb, полученных при восстановлении парами магния, определяется их пористой структурой. Зависимость суммарной поверхности пор (Sпор) от их среднего диаметра (dпор) для порошка с удельной поверхностью 38 м2/г приведена на рис. 4. Видно, что примерно 2/3 поверхности порошка обеспечивают поры диаметром менее 10 нм.

Рис. 4.

Зависимость суммарной поверхности пор от среднего диаметра для порошка ниобия с удельной поверхностью 38 м2/г (табл. 2, № 4).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впервые исследовано восстановление пентаоксида ниобия и ниобата Mg4Nb2O9 магнием в режиме горения. При восстановлении пентаоксида ниобия в отличие от восстановления пентаоксида тантала практически не синтезируется двойной оксид ниобия. Основной примесью в порошке ниобия при неполном восстановлении является монооксид ниобия. Избыток магния в шихте способствует более полному восстановлению. При увеличении избытка магния с 10 до 75% содержание монооксида ниобия уменьшилось с 23–25 до 4%. Добавление в шихту хлорида натрия увеличило удельную поверхность полученных порошков в 3–8 раз.

Использование в качестве прекурсора ниобата Mg4Nb2O9 привело к незначительному уменьшению скорости и температуры горения. При этом удельная поверхность порошков увеличилась в 10–20 раз по сравнению с поверхностью порошков, полученных восстановлением пентаоксида в тех же условиях. Степень восстановления по сравнению с восстановлением пентаоксида, в отличие от восстановления аналогичных соединений тантала, не увеличилась. Только при избытке магния 75% получен порошок с удельной поверхностью на уровне 40 м2/г, по данным рентгенофазового анализа не содержащий монооксид ниобия.

Список литературы

  1. Serjak W.A, Schechter L., Tripp T.B. et al. Passive Component Industry. 2000. Nov./Dec. P. 17–20.

  2. Крыжанов М.В., Орлов В.М., Сухоруков В.В. Термодинамическое моделирование магнийтермического восстановления ниобия и тантала из пентаоксидов // ЖПХ. 2010. Т. 83. Вып. 3. С. 381–385.

  3. Shekhter L.N., Tripp T.B., Lanin L.L. Method for Producing Tantallum/Niobium Metal Powders by the Reduction of Their Oxides with Gaseous Magnesium: Пат. 6171363 США, МПК7 B22F 9/22., Опубл. 09.01.01.

  4. Орлов В.М., Сухоруков В.В. Магниетермическое получение порошков ниобия // Металлы. 2010. № 2. С. 16–22.

  5. Won H.I., Nersisyan H.H., Won C.W. Combustion Synthesis-Derived Tantalum Powder for Solid-Electrolyte Capacitors // J. Alloys Comp. 2009. V. 478. Iss. 1–2. P. 716–720.

  6. Орлов В.М., Крыжанов М.В. Магниетермическое восстановление оксида тантала в режиме самораспространяющегося высокотемпературного синтеза // Металлы. 2010. № 3. С. 18–23.

  7. Won C.W., Nersisyan H.H., Won H.I. et al. Refractory Metal Nanopowders: Synthesis and Haracterization // Current Opinion Solid State Mater. Sci. 2010. V. 14. № 3–4. P. 53–68.

  8. Орлов В.М., Крыжанов М.В. Влияние состава прекурсора и условий восстановления на характеристики магниетермических порошков ниобия // Металлы. 2016. № 4. С. 20–26.

  9. Трусов Б.Г. Программная система ТЕРРА для моделирования фазовых и химических равновесий в плазмохимических системах [Электронный ресурс] 4 Международный симпозиум по теоретической и прикладной плазмохимии (Иваново, 13–18 мая 2005 г.): режим доступа: http://main.isuct.ru/files/ konf/ISTAPC2005/proc/2-11.pdf, свободный (дата обращения: 04.06.18).

  10. Орлов В.М., Крыжанов М.В. Термодинамическое моделирование процесса магниетермического восстановления танталатов магния и лития // Неорган. материалы. 2015. Т. 51. № 6. С. 680–684.

  11. Орлов В.М., Крыжанов М.В. Магниетермическое восстановление Mg4Ta2O9 в режиме горения // Неорган. материалы. 2018. Т. 54. № 9. С. 680–684.

  12. Волков А.И., Жарский И.М. Большой химический справочник. Мн.: Современная школа, 2005. 608 с.

  13. Сайт SpringerMaterials [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://materials.springer.com/isp/ crystallographic/docs/sd_0557040 (дата обращения: 07.06.18).

  14. Рабинович В.А., Хавин В.Я. Краткий химический справочник Л.: Химия, 1991. 432 с.

  15. Delheusy M. et al. X-ray Investigation of Subsurface Interstitial Oxygen at Nb/Oxide Interfaces // Appl. Phys. Lett. 2008. V. 92. № 10. P. 101911. https://doi.org/10.1063/ 1.2889474

Дополнительные материалы отсутствуют.