ЭТНИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОРЫ
В
СЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
В ПОНИМАНИИ МЕСТНЫХ МУСУЛЬМАН
М
ОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.О. Никитичева
Алена Олеговна Никитичева | http://orcid.org/0000-0002-1470-7715 | alengus2112@gmail.com |
независимый исследователь (Москва, Россия)
Ключевые слова
ислам, Московская область, этническая идентичность, религиозная идентичность,
Всероссийская перепись населения
Аннотация
В статье представлены результаты полевой работы 2014-2021 гг. в местных религиоз-
ных организациях мусульман Московской области. Автор изучает аспекты этнической
и религиозной идентичностей мусульман. Особое внимание уделено отношению му-
сульман региона - граждан РФ - к Всероссийской переписи населения 2020-2021 гг.
В статье рассматриваются подходы и идеи, отраженные в исследованиях, посвящен-
ных переписям населения в России, анализируются языковая, этническая, религиозная
и гражданская идентичности изучаемого сообщества, обсуждается проблема опреде-
ления численности мусульман в Московской области. Автор отмечает тенденцию к
снижению доверия респондентов к результатам Всероссийской переписи населения.
Наряду с этим было выявлено, что мусульмане региона выражают мнение о необходи-
мости фиксации религиозной принадлежности в следующих переписных кампаниях и
официальных документах.
сероссийская перепись населения - важнейшее мероприятие для всех,
кому интересны социальные вопросы и этнокультурная проблематика,
В
поскольку перепись остается важным инструментом изучения этническо-
го состава и языковой ситуации, а ее результаты надолго становятся необхо-
димым компонентом профессиональных публикаций об актуальном состоянии
общества в целом.
Отношение жителей страны к такому масштабному событию может быть не
менее значимым предметом исследования, чем статистические данные о соста-
ве населения. Помимо общего неоднозначного восприятия гражданами опросов
и иных добровольных мероприятий, необходимо отметить тот факт, что науч-
Статья поступила 24.06.2021 | Окончательный вариант принят к публикации 07.02.2022
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Никитичева А.О. Этнический и религиозный факторы Всероссийской переписи населения в
понимании местных мусульман Московской области // Этнографическое обозрение. 2022. № 4.
С. 192-208. https://doi.org/10.31857/S0869541522040108 EDN: HYDRZG
Nikiticheva, A.O. 2022. Etnicheskii i religioznyi faktory Vserossiiskoi perepisi naseleniia v ponimanii
mestnykh musul’man Moskovskoi oblasti [Ethnic and Religious Factors in the Russian Census as Local
Muslims of the Moscow Region Understand Them]. Etnograficheskoe obozrenie 4: 192-208. https://
doi.org/10.31857/S0869541522040108 EDN: HYDRZG
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
Никитичева А.О. Этнический и религиозный факторы Всероссийской переписи...
193
ные работы о правилах учета тех или иных личных данных, о формах фиксации
в опросных листах этнической идентичности могут напрямую повлиять на ха-
рактер участия людей в переписи. Более того, публичная научная дискуссия о
способах изучения и различения культур может серьезно усилить имеющиеся
тенденции в межэтнических отношениях, поскольку “научные классификации
и академический дискурс можно считать важными инструментами институа-
лизации этнических различий…” (Соколовский 2010: 409). Это влечет за собой
серьезную ответственность исследователей, поскольку их обсуждения могут
привести к реификации этнических границ (Соколовский 2012: 89). Поэтому
особенно важно прослеживать реакцию населения и на научный дискурс, и на
процесс проведения переписи населения, и на ее результаты.
Очевидно, что не все культурное многообразие страны может быть зафикси-
ровано и изучено методами переписи. Оставшиеся “за кадром”, объединенные
на основе самых разных принципов группы людей тем не менее могут предста-
вить свое видение ситуации. В данной статье внимание будет уделено конкрет-
ному сообществу - мусульманам Московской области, активным участникам
местных религиозных организаций, и их отношению к Всероссийской перепи-
си населения 2020-2021 гг. Важно отметить, что мусульманское сообщество
Московской области неоднородно: этнически оно состоит из представителей
разных народов; институционально даже сунниты объединены в рамках трех
разных муфтиятов. При этом восприятие местными мусульманами этнокуль-
турной специфики региона, а также самого процесса и результатов переписи
населения еще не изучались.
Этничность, язык и религия в описании населения России
Целые направления научных исследований посвящены проблематике, кото-
рая может проявиться в беседе респондента с переписчиком: изучение связи
религиозной и языковой идентичностей с этнической; конструирование иден-
тичности; этноконфессиональные аспекты во взаимодействии с государством и
в отношении к языковой политике. Немаловажно и доверие граждан к переписи
населения, готовность принять в ней участие. Именно эти вопросы обсужда-
лись с участниками данного исследования.
На подготовительном этапе особое внимание было уделено методике специ-
алистов Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения кон-
фликтов ИЭА РАН, в работах которых системно отражается конструктивист-
ский подход к интерпретации данных. Концептуальные рамки конструктивизма
остаются актуальными для понимания культурного разнообразия и активного
включения членов общества в процесс создания и изменения культурных гра-
ниц (Попков, Топорков 2006: 89-90). Знаменитый своим научным подходом
антрополог Ф. Барт, один из основоположников конструктивизма в теории эт-
ничности, в своей программной работе отмечал, что именно взаимодействие
культур, наличие социальных процессов исключения и включения позволяют
культурам вырабатывать маркеры границ (Барт 2006: 10).
Одним из главных таких маркеров является языковая принадлежность. Со-
циальные последствия усиления роли того или иного языка в повседневности
и различные смежные темы вообще отмечаются специалистами как важней-
шие направления исследований этничности в обществе (Дробижева 2006: 90).
Поэтому языковому аспекту было уделено особое внимание в полевом иссле-
довании. Но и здесь остается ряд спорных деталей. Так, специалисты отме-
чали, что от формулировки вопроса - “говорят” люди на том или ином языке,
“владеют” им или “используют” его - будет зависеть репрезентативность дан-
194
Этнографическое обозрение № 4, 2022
ных. При опросе выбор в пользу глагола “говорить” или “использовать” мог бы
стать важным шагом и к получению более корректных данных, и к снижению
общественного напряжения (Соколовский 2010: 397). Относительно дискуссии
вокруг понимания и роли родного языка, в том числе возможности иметь два
родных языка, особенно подробно писал академик В.А. Тишков (Тишков, Акба-
ев 2019: 23). Тема родного языка на протяжении десятилетий остается крайне
уязвимой, порождающей конфликтные обсуждения, которые обостряются в пе-
риоды переписей населения.
В регионах Урало-Поволжья в эти периоды ожидаемо возобновляются при-
зывы по возможности “улучшить” показатели - “вывести” титульный этнос на
первое место. Авторы отмечают, что при такой трактовке задач переписи ста-
тистические манипуляции кратно усиливаются. В регионах проводится плано-
мерная информационная подготовка населения к выбору того или иного “нуж-
ного” варианта в графах “национальность” и “родной язык”, при этом нарастает
противодействие со стороны общественных организаций и отдельных лидеров
мнений (Габдрафиков 2019: 194-195). Во многих публичных заявлениях ключе-
вой остается идея безусловной связи языковой принадлежности с этнической.
Во время последней переписи звучали опасения, что риск искажения результа-
тов ради политических целей сохраняется1.
Часто акцентируют внимание на проблеме языка лидеры мнений, чье влия-
ние становится все более значимым в постоянно расширяющемся информаци-
онном пространстве. Многие старожилы из числа мусульман Московской об-
ласти сохраняют семейные и культурные связи с Урало-Поволжьем и активно
включены в этот дискурс2. Вот как об этом говорил один из респондентов:
В Московской области среди татар и башкир заметен призыв обязательно участвовать
в переписи населения, записываться татарами и башкирами. Я вижу в последнее время
ажиотаж среди башкир и татар на разных сайтах и в группах. Причем мессенджер “Ват-
сап”, как я думаю, является основным источником таких сообщений и инструментом их
массовой рассылки. У меня, например, наверное, половина контактов в этом мессендже-
ре сейчас активно пересылают такие сообщения (ПМА 2021: Динислам Шарипов).
В 2020-2021 гг. серьезнейшие коррективы в проведение переписи были
внесены пандемией коронавируса3. Больше времени для распространения по-
лучили тревожные сообщения (и призывы), как именно стоит заполнить опро-
сный лист, активно распространяемые неравнодушными пользователями. Эти
рассылки могли сильнее обычного повлиять на представления людей о целях
Всероссийской переписи населения, об объективности и перспективах приме-
нения полученных в ее ходе данных. Установить хотя бы приблизительно про-
цент населения, указавшего в переписных листах ту или иную национальность
под влиянием каких-либо публикаций, акций, флешмобов, на основе собствен-
ных убеждений или вдохновившись примером лидеров мнений - крайне затруд-
нительная задача. В период переписи могут озвучиваться различные “угрозы”
существованию народа (либо “истинному” отражению данных в результатах
переписи). В иерархии таких угроз на одном из первых мест остается пробле-
ма языка, численность носителей которого в сознании многих жителей страны
тождественна численности самого народа4.
Академик В.А. Тишков в 2019 г. отмечал: “…доминирующий в государстве
язык, да еще и с мировым статусом, всегда будет иметь преимущества на так
называемом языковом рынке” (Тишков 2019: 140). В случае мусульман Подмо-
сковья этот тезис подтверждается полевыми данными: языком межкультурного
общения мусульманского сообщества сегодня стал русский язык. Исключение
составляют шииты (хотя среди подмосковных шиитов русский язык также ак-
Никитичева А.О. Этнический и религиозный факторы Всероссийской переписи...
195
туален на открытых публичных мероприятиях) (ПМА 2021: Подольск; шииты
хутба; 04.04.2021). Тем не менее в ходе полевой работы проявилась символиче-
ская важность указания языка своего народа в качестве основания для опреде-
ления этнической идентичности мусульман.
Вероисповедание как основа для создания сообщества - особый, сложный
в имеющихся условиях предмет рассмотрения: отдельного вопроса о вероиспо-
ведании в опросном листе переписи населения просто нет. Зарубежный опыт
демонстрирует примеры того, как сильная религиозная идентичность мусуль-
ман в европейских странах может реально повлиять на сплочение их групп.
В Великобритании, по свидетельству экспертов, вопрос о вероисповедании в
опросный лист переписи населения был добавлен именно под влиянием му-
сульманского сообщества (Ammerman 2007: 31). В России (как и во многих дру-
гих странах, проводивших перепись населения) вероисповедание исторически
рассматривалось как важнейшая характеристика человека. В отечественных
переписях населения вопрос о вероисповедании задавался в 1897 и в 1937 гг.
Данные, полученные во время всесоюзной кампании 1937 г., стали неожидан-
ными для руководства страны: верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше
оказалось больше, чем неверующих: 56,7%. Таким образом, материалы пере-
писи 1937 г. несли угрозу самим исследователям (Пучков 2008: 110). Эти ре-
зультаты были аннулированы, а в дальнейшем характеристики конфессиональ-
ного состава населения с помощью переписей не изучались (Чумакова 2012:
106-133). В 2015 г. А.Е. Суринов, на тот момент руководитель Федеральной служ-
бы государственной статистики, отметил, что вопрос о религии не был включен
в анкету 2010 г. по рекомендации представителей традиционных конфессий5.
В 2020-2021 гг. ситуация не изменилась. Поэтому для выявления актуальной
численности верующих и в изучении корреляции между ответами об этнично-
сти и религиозной принадлежности пока можно опираться только на социоло-
гические данные и косвенные показатели.
Региональный контекст и оценка численности
мусульманского населения
Историография изучения ислама в России и идентичности российских му-
сульман обширна и требует отдельного рассмотрения. Здесь же остановлюсь
лишь на ряде важных публикаций, имеющих отношение к теме моего иссле-
дования. Работы, посвященные различным аспектам ислама в Подмосковье (и,
как нередко обозначают авторы, в Московском регионе вообще) можно условно
разделить следующим образом: рассматривающие отдельные сюжеты в рам-
ках описания общей ситуации в России (напр.: Амиров 2009; Асадуллин 2014;
Ярлыкапов 2016); изучающие влияние миграции (напр.: Деминцева и др. 2017);
представляющие собой обзоры истории формирования и развития мусульман-
ских институций и лидерства (напр.: Гаврилов, Шевченко 2010; Мухетдинов,
Хабутдинов 2011; Бустанов, Кемпер 2016); анализирующие локальные прак-
тики, локальные истории и биографии (напр.: Гузаиров 2009; Сафаров 2014);
социологические исследования (напр.: Мчедлова 2015). Весомый вклад в описа-
ние истории и современной жизни старожильческого мусульманского населения
внесли сами представители общин, в числе которых были историки, этнографы
и общественные деятели. Значимым событием стал выпуск энциклопедического
словаря “Ислам в Москве” (Хайретдинов 2008) в рамках серии “Ислам в Россий-
ской Федерации”. С 2015 г. проводится ежегодная конференция “Ислам в Мо-
сковском регионе”, по итогам которой выпускается сборник статей (см., напр.:
Аббясов 2020).
196
Этнографическое обозрение № 4, 2022
Специфика изучения мусульманских общин Московской области состо-
ит в том, что для их членов проживание в регионе сопряжено с постоянным
межкультурным общением, в том числе с позиции религиозного меньшинства.
Ислам здесь имеет свою историю, при этом особенно важный ее период начал-
ся на рубеже XIX-XX вв., когда отмечался общий рост численности населения
столицы и окрестных земель. Тогда фиксировалось и расширение мусульман-
ской общины региона. В самой Москве в начале XX в. насчитывалось 5,9 тыс.
мусульман (Гаврилов, Шевченко 2010: 82). На территории нынешней Москов-
ской области сложилось сразу несколько масштабных поселений (часто сло-
бодского типа) татар, переселившихся из регионов Урало-Поволжья. Именно
татарские соседские объединения стали в Подмосковье первыми общинами,
для которых было важно сохранение мусульманских традиций. В конце XX в.
на их основе возникли официально зарегистрированные местные религиозные
организации мусульман городов и поселений Московской области. Наиболее
влиятельные из них, отвечающие интересам местных сообществ, были созда-
ны в середине 1990-х годов. Руководство и актив общин (учредители, советы
общин, постоянные участники мероприятий) - граждане России, главным об-
разом из числа татар, башкир и народов Северного Кавказа, а также русских
приверженцев ислама.
Местные мусульмане региона обладают объединяющим сообщество опы-
том, что позволяет проводить исследование их мнений по конкретным темам.
Более того, заметной чертой сообщества является ориентир на создание пози-
тивного имиджа, в том числе через адаптацию мигрантов к уже сложившейся в
общинах жизни. Международные миграционные процессы последних десяти-
летий кардинально изменили и увеличили состав прихожан, но участие ново-
прибывшего населения либо временных мигрантов в управлении общинами му-
сульман региона остается слабым. Между тем риторика уязвимости татарской
идентичности в новых условиях довольно ощутима, хотя она обосновывается
не только миграционными процессами, но и влиянием русского немусульман-
ского населения. Несколько меньшую тревожность за сохранение этнической
целостности показывают азербайджанцы-шииты, проживающие в Московской
области.
Специалисты, исследовавшие влияние миграционных процессов на мусуль-
манские общины в других регионах России еще в 2015 г., видели серьезный
конфликтный потенциал в несовпадении поведенческих стратегий местных и
приезжих мусульман. В этом случае, по мнению ученых, высока вероятность
создания новоприбывшими независимых молельных комнат либо демонстра-
тивный отказ от принятия норм местной мусульманской общины (Шмелев,
Потапова 2015: 149). Мусульмане - старожилы Подмосковья рассказывают,
что такой конфликт приводит и к созданию ячеек “проповедников”, которые
действуют в разных городах и могут вербовать сторонников в уже созданных
общинах (ПМА 2021).
Даже неполный перечень аспектов влияния миграции на мусульман региона
не позволяет говорить о гомогенности этого сообщества. Поэтому в данном ис-
следовании акцент был сделан на гражданах России, проживающих в регионе
на протяжении многих лет - с рождения или с юности. Речь идет о людях, кото-
рые постоянно участвуют в ключевых мероприятиях местных религиозных ор-
ганизаций мусульман (пятничном намазе, меджлисах и собраниях по семейным
событиям, в Ураза-байраме и Курбан-байраме, в обучении религии, в открытых
празднованиях, например, по случаю годовщины исторического события).
Поскольку численность приверженцев тех или иных религий в регионе
(особенно в центре миграционных потоков) на данный момент может быть при-
Никитичева А.О. Этнический и религиозный факторы Всероссийской переписи...
197
ведена только приблизительно, мы рассмотрим несколько подходов к ее опре-
делению в настоящих условиях. Доля представителей народов, традиционно
исповедующих ислам (около 65 народов России), по сведениям одних источни-
ков, составляет примерно 11% от всего населения страны (Зорин 2017: 20). Без-
условно, в этом вопросе необходимо учитывать мнение человека (Пучков 2008:
109): нужно говорить не о численности общностей, традиционно исповедую-
щих ту или иную религию, а о количестве людей, идентифицирующих себя как
ее последователей (Зорин 2017: 20). По данным других источников, например,
общероссийского опроса 2011-2012 гг., соотношение приверженцев традици-
онных религий таково: 59-75% - православные христиане, 5-6% - мусульмане
(Романов, Степанов 2012: 54); на эти цифры можно ориентироваться как на
нижнюю границу численности исповедующих ислам. Интересно отметить, что
председатель Духовного управления мусульман Московской области Р.Р. Аббя-
сов (ПМА 2017) в своих оценках близок к первой позиции: по его мнению, в
Подмосковье местные мусульмане составляют около 10% от всего населения
(Никитичева 2020: 151). Р.Р. Аббясов основывается не только на сведениях об
этническом составе населения, а на целом комплексе показателей, среди кото-
рых посещаемость мечетей и культурных центров. Согласно его подходу, если
по данным Федеральной службы государственной статистики численность на-
селения региона на 2021 г. составляет 7 708 499 человек, то не менее 770 тыс.
жителей являются последователями ислама.
Важно отметить, что только официально зарегистрированные религиозные
организации могут вести открытую деятельность. Поэтому для оценки числен-
ности мусульман необходимо учитывать не только данные Министерства юсти-
ции РФ (МЮ РФ) по таким организациям, но и данные, полученные в ходе
постоянной полевой работы по выявлению малочисленных либо номинально
формализованных объединений.
Согласно информации, приведенной на официальном сайте МЮ РФ, на
момент проведения исследования в Московской области было зарегистриро-
вано 84 религиозные организации мусульман. Часть из них имеют собствен-
ное помещение или здание (культурный центр, реже мечеть), что позволяет им
расширять круг прихожан. Большинство из таких общин представляют ЦРО
Духовное управление мусульман Московской области (фактически в составе
ЦРО Духовное управление мусульман Российской Федерации), менее широко в
регионе представлен Московский муфтият ЦРО Духовное собрание мусульман
России, свое представительство имеет и ЦРО Центральное духовное управле-
ние мусульман России (действующая община в г. Сергиев Посад); некоторые
организации официально действуют вне муфтиятов (шииты).
При попытке оценить численность мусульман в этих общинах важно учи-
тывать три разных показателя, соответствующие трем важнейшим обрядовым
мероприятиям, объединяющим верующих: 1) количество активных членов, ор-
ганизующих жизнь общины и регулярно собирающихся на меджлисы - Совет
общины (в Подмосковье в среднем это от 15 до 30 и более человек); 2) количе-
ство прихожан на пятничном намазе (обычно варьирует от 300 до 2 тыс. чело-
век, но есть и другие данные, резко отличающиеся в обе стороны); 3) количе-
ство участников двух больших праздников - Ураза-байрам и Курбан-байрам (от
500 до 7 тыс. человек; число прихожан в эти дни резко увеличивается за счет
иностранных мигрантов). Численность мусульман региона в последнем случае
можно уточнить и по сведениям о предоставляемых для коллективной празд-
ничной молитвы площадках. Здесь необходимо ориентироваться на данные до
введения ограничений из-за пандемии коронавируса: в 2019 г. было выделено
39 официальных площадок в Московской области.
198
Этнографическое обозрение № 4, 2022
На мой взгляд, второй показатель должен рассматриваться как основной для
определения количества постоянно проживающих в регионе мусульман, но эта
идея требует проверки, которую трудно осуществить без статистики. При этом
остается проблема подсчета мусульман, которые не посещают коллективные
молитвы, например, большого числа женщин. Тем не менее даже с учетом этих
деталей мы можем предположить, что 84 общины Подмосковья сегодня объ-
единяют не менее 96 тыс. постоянно проживающих в регионе мусульман (по
среднему показателю числа прихожан, участвующих в пятничном намазе).
Остается вопрос о наличии в регионе примеров резидентной концентра-
ции иностранных мигрантов из стран традиционного распространения ислама.
Социологические данные позволяют предположить наличие гипотетического
российского паттерна складывания районов компактного проживания (вокруг
рынков). Исследования, проведенные в г. Москве, позволили заметить, что, “не-
смотря на ассимиляционные процессы, в том числе за счет строительства но-
вых зданий в местах резидентной концентрации мигрантов, уровень сегрегации
растет, поскольку именно мигранты формируют спрос на эту недвижимость”
(Варшавер и др. 2020: 225-253). Отмечается также процесс “пространственно-
го перераспределения” представителей разных этнических групп. Некоторые
исследователи даже указывают рубеж, за которым наступает якобы неминуемая
этнизация кварталов: 17% этнически отличных от остального населения жите-
лей. “Реалистичность осуществления подобного прогноза значительно выше на
южных, восточных и северных окраинах, чем в центре или на юго-западе сто-
лицы…” - предупреждал автор обзора в 2004 г. (Вендина 2004). Исследователи
отмечают, что в г. Москве сохраняется слабая информированность населения, в
том числе молодежи, о других народах и культурах, имеет место влияние этни-
ческих стереотипов и предрассудков (Остапенко и др. 2019: 95).
Даже если регионы компактного проживания мусульман есть в Московском
регионе, то, во-первых, возникли они, вероятнее всего, только в последние
10-15 лет, а во-вторых, сегодня они редко становятся базовой структурой для
официально зарегистрированной организации мусульман (с неофициальными
объединениями ситуация иная).
Методы полевого исследования
В статье приводится анализ данных, полученных в 2014-2021 гг. в ходе по-
левой работы в Московской области. Основными методами, используемыми
мной, были включенное наблюдение и глубинное интервью с представителями
зарегистрированных религиозных организаций мусульман региона (активиста-
ми, являющимися гражданами Российской Федерации). Дополнительно был
привлечен массив материалов онлайн-опроса, проведенного в апреле 2021 г.
среди 50 активных участников общин, в котором были задействованы только
адресные обращения: использовались постоянные контакты, сформированные
в ходе полевой работы; опросный лист в открытом доступе не размещался. Ре-
зультаты опроса были использованы для получения дополнительной, менее
персонализированной информации. После сбора всех материалов (полевых и
полученных в ходе опроса) была предпринята попытка сопоставить мнения
мусульман региона по ряду вопросов, связанных с переписью населения. Сто-
ит указать, что мнения людей, “номинально” считающих себя мусульманами,
практически не учитывались, поскольку они довольно редко полноценно уча-
ствуют в жизни общин.
Следовательно, в данном исследовании имеет смысл говорить о презентации
мнения именно активных участников мусульманских организаций, граждан Рос-
Никитичева А.О. Этнический и религиозный факторы Всероссийской переписи...
199
сийской Федерации, а не всего мусульманского населения региона. Наибольшее
число респондентов, принявших участие в исследовании, оказалось в категории от
35 до 50 лет, что сопоставимо с возрастом многих лидеров общин мусульман Мо-
сковской области. Большинство опрошенных - мужчины (три четверти опрошен-
ных), что представляется вполне логичным, поскольку именно мужчины руководят
и коллективной молитвой, и самой общиной. При этом женщины, может быть, и
немногочисленная, но неотъемлемая часть актива любой заметной общины му-
сульман. Более половины респондентов отметили, что имеют высшее образование,
вариант “без образования” не был выбран ни разу (такое соотношение само по себе
формирует область для новых изысканий, хотя показатель требует верификации).
Активисты мусульманских общин Подмосковья об участии
во Всероссийской переписи населения
Многие респонденты отметили, что участие в переписи населения - это
гражданский акт, показывающий открытость государству, а также ответствен-
ность перед своим народом:
Я был настроен очень серьезно, потому что рассматривал свое участие с практической
точки зрения <…> Например, показать, что нужна поддержка татарского языка у нас
<…> Потому что не взаимодействовать с государством невозможно, нельзя иначе по-
менять жизнь к лучшему. И я был очень расстроен, что люди слабо поддержали идею
участвовать в переписи (ПМА 2021: Рустам Гарипов).
Такое мнение достаточно распространено, поэтому можно говорить, что в
обсуждении мусульманами вопросов переписи населения заметно пересечение
этнической, религиозной и гражданской идентичностей. Можно предположить,
что отношение к участию в переписи и к ее результатам в какой-то мере кос-
венно свидетельствует о доверии к государству вообще. В этой работе, как уже
отмечалось, не рассматривается отношение к переписи новоприбывшего насе-
ления и временных мигрантов-мусульман, замечу только, что лояльность го-
сударству этих групп неоднократно анализировалась специалистами в рамках
различных проектов (см., напр.: Рочева и др. 2020: 503).
В исследовании, которому посвящена данная статья, за полгода до основ-
ного этапа переписи респондентам были предложены вопросы: когда пройдет
переписная кампания (большинство опрошенных не смогли дать ответ)? какие
задачи она решает? будут ли достоверны полученные в ее ходе данные о чис-
ленности народов? как правильно определить свою принадлежность к тому или
иному народу (об основаниях определения этнической идентичности)? Были
заданы и вопросы, проясняющие отношение респондентов к дискуссии о со-
отношении гражданской идентичности с другими элементами самосознания -
более половины опрошенных отметили, что гражданская идентичность не про-
тиворечит этнической. Эти данные сопоставимы с результатами масштабного
исследования, проведенного в 2008 г. в 14 городах России - тогда 57,7% респон-
дентов указали, что, не отрицая своей национальной (этнической) принадлеж-
ности, они могут отметить национальность “россиянин” (Тишков, Степанов
2009: 36). Анализируя данные 2008 г., специалисты уточняли: “С одной сто-
роны, подобный характер ответов есть свидетельство неустойчивости этниче-
ских категорий, а с другой - еще более важное свидетельство потенциальной
готовности населения к усилению процессов нациестроительства, процессов
гражданской интеграции” (Шабаев 2011: 71).
Проблема состоит в том, что, по-видимому, формирование мнения о госу-
дарственных проектах может в значительной степени зависеть не от самого
200
Этнографическое обозрение № 4, 2022
вопроса, а от общего уровня доверия (или недоверия) к официальной инфор-
мации. Если в сообществе сформировался скептицизм по отношению к офи-
циальным источникам информации, то можно предположить распространение
критического взгляда даже на вопросы, не связанные с политикой. Безуслов-
но, проблема доверия к контролирующим институтам государства и к научным
данным требует отдельного рассмотрения.
В процессе исследования респондентам задавался вопрос: “Считаете ли Вы,
что результаты переписи отражают реальный состав населения страны?” Толь-
ко треть опрошенных ответила на него утвердительно, две трети распредели-
лись по вариантам “нет” и “затрудняюсь ответить”.
В периоды проведения прошлых переписей этот момент также отмечался
специалистами. Так, в 2011 г. были опубликованы результаты опроса среди
жителей Москвы, свидетельствующие о радикальном недоверии значительной
части москвичей к государственным мероприятиям вообще и к Всероссийской
переписи населения в частности:
Респонденты высказывали сомнения в том, что перепись, как мероприятие государ-
ственного масштаба, действительно может быть инструментом адекватной социально-
экономической и этнической политики. Лишь 40% опрошенных москвичей заявило, что
перепись населения проводить необходимо, тогда как 39% не знают, нужна ли перепись
стране или нет. Пятая часть опрошенных была против проведения переписей населения
(Кульбачевская 2011: 44-62).
В данном исследовании вопрос о том, как респонденты видят основания
определения этнической идентичности, включал несколько вариантов ответов,
в том числе была возможность вписать свой. Вариант “самоопределение” наме-
ренно был исключен. Было важно выяснить, будет ли он насколько значим для
респондента, чтобы быть указанным (без подсказки) в графе “другое”. В итоге
“самоопределение” как основу этнической идентичности указал только один
из 50 участников опроса, несколько большая готовность к такой позиции была
озвучена в интервью. Достаточно ожидаемой оказалась популярность ассоциа-
ции этнической принадлежности с религиозной: треть респондентов отметили
вероисповедание как одно из оснований этнического самоопределения челове-
ка, хотя категория “этнический мусульманин” обычно воспринимается крайне
негативно мусульманами региона.
В ответ на вопрос: религия или этничность/землячество для постоянных
прихожан мусульманских общин Московской области является решающим
фактором объединения? - руководители организаций единогласно назвали ре-
лигию:
Мы скорее выбираем мусульманскую основу для объединения. Мы осознанно не делаем
акцент на национальности ни во время проповедей, ни во время мероприятий. И за по-
следние 10 лет мы видим динамику, сейчас люди в мечетях области все меньше делают
акцент на национальности, а раньше это было сплошь и рядом (ПМА 2021: Вильдан
Габидуллин).
Происхождение и этническая принадлежность родителей как основания
этнической идентичности были наиболее популярны среди участников иссле-
дования; знание родного языка выбрали более половины респондентов. Полу-
ченные данные свидетельствуют об актуальности темы языковой политики и
проблемы сохранения родного языка в сообществе мусульман.
Даже номинальное указание в различных официальных формах (анкетах,
бланках и пр.) татарского, азербайджанского языков, языков народов Северного
Кавказа, народов Средней Азии и других в качестве родного остается одобряе-
Никитичева А.О. Этнический и религиозный факторы Всероссийской переписи...
201
мой в мусульманском сообществе моделью поведения. В этом случае язык (от-
личный от русского) понимается не как средство реальной коммуникации, а как
признак самобытности народа:
Для статистики значения не имеет, если человек язык свой родной не знает. Его все
равно запишут, например, татарином, киргизом или таджиком. Но мы должны понимать,
что язык - это основа. Если ты считаешь себя представителем какой-то нации, то ты
должен хотя бы половиной языка обладать, хотя бы просто уметь разговаривать <…>
У нас людей, которые только заявляют о своей принадлежности, называют манкурта-
ми - такой человек не знает ни своего языка, ни традиций. Если таких и дальше будет
много, то и наш язык исчезнет, и литература исчезнет, ничего не будет передаваться сле-
дующим поколениям. Поэтому вопросы языка, национальности и религии важнейшие,
они должны присутствовать общим блоком в переписи населения. А сейчас там много
лишних вопросов, например, о доходах человека, о том, где и как он проживает (ПМА
2021: Руслан Саберов).
Сохранение реальных навыков владения родными языками (или обучение
им, если сохранить язык на должном уровне не удалось) постулируется как
важнейшая задача каждой мусульманской семьи, несмотря на то что обучение
арабскому - языку вероучительной традиции - тоже считается необходимым
элементом домашнего воспитания детей.
Вопрос об указании национальности (этнической принадлежности) в офи-
циальных документах вызывал особый интерес респондентов. Полученные
результаты позволяют предположить, что среди активных участников религи-
озных организаций мусульман Московской области (граждан России) широко
поддерживается мнение о необходимости внесения такой графы (“националь-
ность”/“этническая принадлежность”) в документы, удостоверяющие личность.
Респонденты отмечали, что именно так можно было бы повысить доверие к мест-
ным мусульманам со стороны немусульман (последние увидели бы в документе
запись “татарин”, а не, например, “представитель народов дальнего зарубежья”).
По-видимому, этот момент не только говорит о желании продемонстрировать
свою этническую принадлежность, но и высвечивает проблему этнических гра-
ниц, из-за которых коммуникация между (условно) мусульманскими и (условно)
немусульманскими народами Подмосковья остается затрудненной и уязвимой
для конфликтов по причинам, не связанным с религией.
В повседневной риторике жителей Подмосковья популярна идея создания
моноэтничной/монокультурной среды как фактора комфортного существова-
ния. Данных о степени распространенности идеи сейчас нет, но отношение к
этническим анклавам, регионам компактного проживания, местам резидентной
концентрации людей, принадлежащих к одной этнической культуре, по-види-
мому, неоднозначно не только в научных кругах (где обычно они рассматрива-
ются скорее как угрожающий фактор).
Бóльшая часть участников опроса на вопрос “Есть ли в Вашем городе или
районе компактное поселение или проживание по соседству семей представи-
телей каких-либо народов (ранее прибывших из других регионов России или
других стран)?” дала утвердительный ответ. При этом во время интервью вы-
сказывались серьезные сомнения в том, насколько корректно такие кварталы
называть “закрытыми” или гомогенными:
В некоторых населенных пунктах, где большой частный сектор - там можно встретить,
что примерно половина улицы уже заселена мусульманскими семьями <…> В много-
квартирных домах можно встретить ситуацию, когда вся лестничная клетка - это семьи
конкретного народа <…> Но это не закрытые кварталы (ПМА 2021: Динислам Шарипов).
202
Этнографическое обозрение № 4, 2022
Такого мнения придерживаются многие участники исследования, они отме-
чают, что в регионе есть несколько домохозяйств, объединяющих семьи пред-
ставителей конкретных народов, в том числе мусульманских, но, с их точки
зрения, об этнизации целых районов говорить не приходится.
Примечательно, что идея создания этнокультурно гомогенных кварталов не
встретила одобрения у большинства интервьюируемых (напомним, что в ос-
новном это лидеры общин). При этом более половины участников опроса (сре-
ди них превалируют простые прихожане) указали, что относятся к появлению
этнических кварталов положительно. Такой результат задает новое направле-
ние исследованиям, требующее привлечения как статистических данных, так и
полевых материалов, поскольку место регистрации людей зачастую не совпада-
ет с местом их фактического проживания.
* * *
На основе полученных данных можно сказать, что темы, связанные с эт-
ничностью, этнокультурным разнообразием, его сохранением и развитием,
популярны среди активных участников мусульманских организаций региона.
При этом Всероссийская перепись населения 2020-2021 гг., по-видимому, не
является для них главным источником таких сведений. Только треть респон-
дентов воспринимают результаты переписи в части этнического состава как до-
стоверные. Остается открытым вопрос о степени влияния на отношение к теме
этничности личного мнения людей из ближнего круга, авторитетных лиц среди
лидеров общины, колумнистов различных средств массовой информации, пу-
блицистов и иных людей.
Можно предположить, что у местных подмосковных мусульман достаточно
четко выражены этническая и гражданская идентичности. Полученные данные
свидетельствуют о том, что более половины участников исследования не ви-
дят противоречия между российской идентичностью и чувством причастности
конкретной этнической общности. Половина опрошенных поддержала идею
указывать в паспорте и других документах национальность, но это может быть
обусловлено самыми разными причинами.
Основаниями для определения своей этнической принадлежности для
участников исследования в основном служат происхождение и этническая при-
надлежность родителей, а также знание родного языка. Поэтому в дальнейшем
можно прогнозировать повышенное внимание мусульман региона ко всем со-
бытиям и решениям, связанным с изучением языков народов России. Треть ре-
спондентов считают основанием этнической идентичности вероисповедание.
В процессе исследования было выявлено, что принадлежность респонден-
тов к категории “мусульмане” оказалась настолько важной, что они указывали
ее в открытых вопросах и отдельно выделяли в интервью. Более того, многие
мусульмане Подмосковья, граждане Российской Федерации, считают важным
внесение вопроса о вероисповедании в опросный лист следующей переписи.
Обсуждение фактора формирования этнических кварталов (или районов
компактного проживания каких-либо народов, отличных от русского) в Москов-
ской области и отношение к нему респондентов дало неожиданные результаты.
В беседах с людьми речь шла именно об этнических, а не о мусульманских
кварталах. Многие участники исследования из числа прихожан общин отме-
тили, что относятся к такому явлению одобрительно. Дальнейшее изучение
этнорелигиозной картины региона с точки зрения возможности формирования
кварталов и районов компактного проживания мусульман, по моему мнению,
требует серьезного внимания.
Никитичева А.О. Этнический и религиозный факторы Всероссийской переписи...
203
Примечания
1
“...в Башкортостане перепись населения понимают как некий вариант
идеологической войны и национальной башкирской мобилизации” (Искандер
Измайлов) (Неужели кто-то считал, что татары согласятся отказаться от сво-
его языка, культуры и памяти предков? // Деловая электронная газета “Биз-
несOnline”. 08.05.2021. https://www.business-gazeta.ru/article/508546)
2 Активисты (активные участники общин) - в основном нижегородские,
мордовские и пензенские татары, но встречаются представители и других групп
татар, и других народов, включая русских.
3 Росстат еще не знает дату начала переписи населения // Международная
информационная группа
“Интерфакс”. https://www.interfax.ru/russia/763699
(дата обращения: 28.04.2021);
“Люди привыкают, что мы один народ”. Черкесские активисты - о переписи
населения // Кавказ.реалии (ресурс включен в Реестр иностранных СМИ - иноа-
гентов). https://www.kavkazr.com/a/30779284.html (дата обращения: 28.04.2021).
4 Сообщение, распространяемое в числе прочих среди мусульман Москов-
ской области посредством мессенджера “Ватсап” весной 2021 г. (орфография и
пунктуация сохранены): “Дорогие друзья, родственники, одноклассники, му-
сульман кардәшләрем! Наша страна готовится к переписи населения. В блан-
ках очень двояко будет поставлен вопрос о родном языке: страна проживания
Россия, а затем вопрос о РАЗГОВОРНОЙ речи - вот здесь будьте очень внима-
тельны, убедительная просьба в этом разделе ставить ТАТАРСКИЙ язык, даже,
если вы знаете хоть одно слово на татарском языке, а дополнительный язык
ставьте русский. Все это делается для уменьшения % соотношения количества
татарского народа, что повлечет уменьшение нашего статуса, ввиду чего мы
потеряем школы, классы по изучению татарского языка, библиотеки, ВУЗы, те-
атры, и. т.д. Нет языка - нет народа. Будьте внимательны! Дорожите своими
корнями, историей, национальностью, языком и народом!!!”
5 «Росстат изучал этот вопрос и обратился “к нашим основным конфесси-
ям, и было единодушное мнение, что этот вопрос задавать не следует”. Имен-
но поэтому в законе о переписи такого вопроса пока нет, но возможность его
появления прорабатывается» (Владыкина Т. Вопрос о вероисповедании поя-
вится в опросе переписи населения // Интернет-портал “Российской газеты”.
20.04.2015. https://rg.ru/2015/04/20/perepis-site-anons.html).
6 В опросе были выделены следующие возрастные категории: 18-25 лет,
25-35 лет, 35-50 лет, старше 50 лет.
Источники и материалы
Аббясов 2020 - Аббясов Р.Р. (ред.) Ислам в Московском регионе: материалы
IV межрегиональной научной конференции. Ногинск, 22 октября 2020 г. М.:
Издательский дом “Читай”, 2020.
Гузаиров 2009 - Гузаиров Р.Г. (сост.) Татары Подмосковья: историко-литера-
турная хроника жизни и дел татар Московской области с древнейших времен и
до наших дней. М.: Арба Т-XXI, 2009.
ПМА 2017 - Полевые материалы автора. Интервью Аббясова Р.Р.
ПМА 2021 - Полевые материалы автора. Папка “Глубинные интервью с ак-
тивистами местных религиозных организаций мусульман Московской области
на тему отношения к переписи населения”.
Хайретдинов 2008 - Хайретдинов Д.З. (ред.) Ислам в Москве: энциклопеди-
ческий словарь. Нижний Новгород: Издательский дом “Медина”, 2008.
204
Этнографическое обозрение № 4, 2022
Научная литература
Амиров Я.Б. Исламская составляющая российской идентичности. Автореф.
дис. … канд. филос. наук. ФГОУ ВПО “Российская академия государствен-
ной службы при Президенте Российской Федерации”, Москва, 2009.
Асадуллин Ф.А. Многонациональный мир Москвы: от города к мегаполису.
М.: Диалог цивилизаций, 2014.
Барт Ф. (ред.) Этнические группы и социальные границы. Социальная органи-
зация культурных различий / Пер. с англ. И. Пильщикова. М.: Новое изда-
тельство, 2006.
Бустанов А.К., Кемпер М. Ислам по-русски: анализ современной исламской ли-
тературы в России: учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский государ-
ственный университет, 2016.
Варшавер Е., Рочева А., Иванова Н. Места резидентной концентрации мигран-
тов в российских городах: есть ли паттерн? // Социологическое обозрение.
2020. Т. 19. № 2. C. 225-253.
Вендина О.И. Москва этническая: грозит ли городу геттоизация? // Демоскоп
weekly. 2004. http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0177/tema05.php
Габдрафиков И.М. Зигзаги этностатистики: особенности переписей населе-
ния в Башкирии в 1989, 2002, 2010 гг. и прогноз на 2020 гг. // Измерение
культурного многообразия. Языковая ситуация, переписи, полевая этно-
статистика / Ред. М.Ю. Мартынова, В.В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2019.
С. 193-196.
Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Ислам и православно-мусульманские отношения
в России в зеркале истории и социологии. М.: Культурная революция, 2010.
Деминцева Е.Б., Зеленова Д.А., Космидис Е.А., Опарин Д.А. Возможности адап-
тации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографиче-
ское обозрение. 2017. Т. 4. № 4. С. 80-109.
Дробижева Л.М. Методологические проблемы этносоциологических исследо-
ваний // Социологический журнал. 2006. № 3/4. С. 89-101.
Зорин В.Ю. Мусульмане России: реалии формирования гражданской идентич-
ности // Власть. 2017. № 8. C. 39-48.
Кульбачевская О.В. Общественные реакции на перепись // Этнологический мо-
ниторинг переписи населения / Ред. В.В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2011.
С. 44-62.
Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Ислам в России в XVIII - начале XXI вв.:
модернизация и традиции. Нижний Новгород: ННГУ им. Лобачевского,
2011.
Мчедлова М.М. Ислам и единство российского общества: современность и
исторический опыт // Ислам в современном мире. 2015. № 1. С. 93-102.
Никитичева А.О. Русские мусульмане Подмосковья: аспекты самопонимания и
роль в общинах // Ислам в современном мире. 2020. № 3. С. 145-164.
Остапенко Л.В., Старченко Р.А., Субботина И.А. Русская молодежь Москвы
в системе межэтнического взаимодействия // Вестник антропологии. 2019.
№ 4 (48). C. 88-105.
Попков Ю.В., Топорков В.Т. Этничность реальная или воображаемая: новый
конструктивизм // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2006. Т. 4. Вып. 2.
С. 88-92.
Пучков П.И. Соотношение этнического и конфессионального в России // Ре-
лигия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных
процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008.
С. 109-134.
Никитичева А.О. Этнический и религиозный факторы Всероссийской переписи...
205
Романов М.В., Степанов В.В. (ред.) Религия в российском обществе. Традици-
онные религиозные и либеральные взгляды. М.: Общественная палата РФ,
2012.
Рочева А.Л., Варшавер Е.А., Иванова Н.С. Уязвимые группы в чрезвычайных
ситуациях: солидарность и доверие государству как основа стратегий ми-
грантов в России во время пандемии COVID-19 // Мониторинг обществен-
ного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 488-511.
Сафаров М.А. Посещение мечети в современной религиозной практике москов-
ских татар // Антропологический форум. 2014. № 23. C. 108-122.
Соколовский С.В. Вторая всероссийская перепись населения: категоризация на-
селения и политика идентичности // Ab Imperio. 2010. № 4. С. 393-414.
Соколовский С.В. Прошлое в настоящем российской антропологии // Ан-
тропологические традиции: стили, стереотипы, парадигмы / Ред. и сост.
А.Л. Елфимов. М.: НЛО, 2012. C. 78-108.
Тишков В.А. Языковая ситуация и языковая политика в России (ревизия катего-
рий и практик) // Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 127-144.
Тишков В.А., Акбаев Х.М. “Народ не умирает с языком” или “Язык не живет
без народа”? Диалог ученых о конфликте вокруг родного языка // Смерть
языка - смерть народа? Языковые ситуации и языковые права в России и
сопредельных государствах / Отв. ред. Е.И. Филиппова, С.В. Соколовский.
М.: ИЭА РАН; Горячая линия - Телеком, 2019. С. 19-39.
Тишков В.А., Степанов В.В. Кем себя считают россияне // Этнополитическая
ситуация в России и сопредельных государствах в 2008 г.: ежегодный доклад
сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов /
Ред. В.А. Тишков, В.В. Степанов. М.: ИЭА РАН, 2009. С. 63-83.
Чумакова Т. “Карта религий” для неудавшейся всесоюзной переписи 1937 г.:
забытая страница советского религиоведения // Государство. Религия. Цер-
ковь. 2012. № 3-4 (30). С. 106-133.
Шабаев Ю.П. Этнический национализм и гражданская нация в современной
России // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государ-
ствах в 2010 году. Ежегодный доклад сети этнологического мониторинга и
раннего предупреждения конфликтов / Ред. В.А. Тишков, В.В. Степанов. М.:
ИЭА РАН, 2011. С. 69-83.
Шмелев А.П., Потапова Ю.С. Влияние миграционных процессов на мусуль-
манское сообщество России // Ислам в современном мире. 2015. № 11 (2).
С. 145-152.
Ярлыкапов А.А. Российский ислам в контексте ситуации на Ближнем Востоке //
Валдайские записки. 2016. № 48.
Ammerman N.T. Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives. Oxford:
Oxford University Press, 2007.
R e s e a r c h A r t i c l e
Nikiticheva, A.O. Ethnic and Religious Factors in the Russian Census as Local
Muslims of the Moscow Region Understand Them [Etnicheskii i religioznyi
faktory Vserossiiskoi perepisi naseleniia v ponimanii mestnykh musul’man
Moskovskoi oblasti]. Etnograficheskoe obozrenie, 2022, no. 4, pp. 192-208. https://
doi.org/10.31857/S0869541522040108 EDN: HYDRZG ISSN 0869-5415 © Russian
Academy of Sciences © Institute of Ethnology and Anthropology RAS]
Alena Nikiticheva | https://orcid.org/0000-0002-1470-7715 | alengus2112@gmail.com |
independent researcher (Moscow, Russia)
206
Этнографическое обозрение № 4, 2022
Keywords
Islam, Moscow region, ethnic identity, religious identity, Russian Census
Abstract
The article presents the outcome of fieldwork and research conducted in Muslim
religious organizations of the Moscow region in 2014-2021. I focus on various aspects
of the ethnic and religious identities of Muslims local to the region, paying special
attention to their attitudes toward the Russian Census of 2020-2021. I examine the
approaches and ideas reflected in studies of population censuses in Russia, analyze
the linguistic, ethnic, religious, and civic identity of the community, and discuss the
problem of determining the numbers of Muslims residing in the Moscow region.
Pointing to the general trend toward the declining trust in official results of the
Russian Census, I argue that Muslims of the region begin expressing the idea of
introducing a special section on religious identity in forthcoming census campaigns
and related official documents.
References
Amirov, Y.B. 2009. Islamskaia sostavliaiushchaia rossiiskoi identichnosti [Islamic
Component in the Russian Identity]. PhD diss. abstract, Russian Academy of
Public Administration (RAPA).
Ammerman, N.T. 2007. Everyday Religion: Observing Modern Religious Lives.
Oxford: Oxford University Press.
Asadullin, F.A. 2014. Mnogonatsional’nyi mir Moskvy: ot goroda k megapolisu
[Moscow Multinational World: From Town to Metropolis]. Moscow: Dialog
tsivilizatsii.
Bart, F. 2006. Etnicheskie gruppy i sotsial’nye granitsy. Sotsial’naia organizatsiia
kul’turnykh razlichii [Ethnic Groups and Social Borders: Social Organizing of the
Cultural Differences], translated by I. Pilshchikov. Moscow: Novoe izdatel’stvo.
Bustanov, A.K., and M. Kemper. 2016. Islam po-russki: analiz sovremennoi islamskoi
literatury v Rossii: uchebnoe posobie [Islam in Russian: Analysis of Modern
Islamic Literature in Russia: Tutorial]. St. Petersburg: Sankt-Petersburgskii
gosudarstvennyi universitet.
Chumakova, T. 2012. “Karta religii” dlia neudavsheisia vsesoiuznoi perepisi 1937 g.:
zabytaia stranitsa sovetskogo religiovedeniia [“The Religion Map” for Failed
1937 Soviet Census]. Gosudarstvo. Religiia. Tserkov’ 3-4 (30): 106-133.
Demintseva, E.B., D.A. Zelenova, E.A. Kosmidis. and D.A. Oparin.
2017.
Vozmozhnosti adaptatsii detei migrantov v shkolah Moskvy i Podmoskov’ia
[Adaptation of Migrant Children in the Schools of Moscow and the Moscow
Region]. Demograficheskoe obozrenie 4 (4): 80-109.
Drobizheva, L.M.
2006. Metodologicheskie problemy etnosotsiologicheskikh
issledovanii
[Methodological Problems of the Ethnosociological Studies].
Sotsiologicheskii zhurnal 3/4: 89-101.
Gabdrafikov, I.M. Zigzagi etnostatistiki: osobennosti perepisei naseleniya v Bashkirii
v 1989, 2002, 2010 gg. i prognoz na 2020 gg. [Ethnostatistics Zigzagging:
1989, 2002, 2010 Bashkiria Census Features and the Forecast for 2020].
In Izmerenie kul’turnogo mnogoobraziia. Yazykovaia situatsiia, perepisi, polevaia
etnostatistika [Measuring Cultural Diversity: Language Situation, Censuses,
Field Ethnostatistics], edited by M.Y. Martynova and V.V. Stepanov, 193-196.
Moscow: IEA RAN.
Gavrilov, Y.A., and A.G. Shevchenko. 2010. Islam i pravoslavno-musul’manskie
otnosheniia v Rossii v zerkale istorii i sotsiologii [Islam and Orthodox-Muslim
Relations in Russia in Reflection of History and Sociology]. Moscow: Kul’turnaia
revoliutsiia.
Никитичева А.О. Этнический и религиозный факторы Всероссийской переписи...
207
Kulbachevskaya, O.V. 2011. Obshchestvennye reaktsii na perepis’ [Public Reactions
to Census]. In Etnologicheskii monitoring perepisi naseleniia [Ethnological
Monitoring of the Population Census], edited by V.V. Stepanov, 44-62. Moscow:
IEA RAN.
Mchedlova, M.M. 2015. Islam i edinstvo rossiiskogo obschestva: sovremennost’
i istoricheskii opyt [Islam and Unity of the Russian Society: Modernity and
Historical Experience]. Islam v sovremennom mire 1: 93-102.
Mukhetdinov, D.V., and A.Y. Khabutdinov. 2011. Islam v Rossii v XVIII - nachale
XXI vv.: modernizatsiia i traditsii [Islam in Russia in the 18th - Early 21st Century].
Nizhnii Novgorod: NNGU im. Lobachevskogo.
Nikiticheva, A.O. 2020. Russkie musul’mane Podmoskov’ia: aspect samoponimaniia
i rol’ v obschinakh [Russian Muslims in the Moscow Region: Aspects of Self-
Understanding and the Role in Communities]. Islam v sovremennom mire 3:
145-164.
Ostapenko, L.V., R.A. Starchenko, and I.A. Subbotina. 2019. Russkaia molodezh’
Moskvy v sisteme mezhetnicheskogo vzaimodeistviia [Russian Youth in Moscow
in the System of Interethnic Relations]. Vestnik antropologii 4 (48): 88-105.
Popkov, I.V., and V.T. Toporkov. 2006. Etnichnost’ real’naia ili voobrazhaemaia:
novyi konstruktivizm [Real or Imaginary Ethnicity: New Constructivism]. Vestnik
NGU. Seriia: Filosofiia 4 (2): 88-92.
Puchkov, P.I. 2008. Sootnoshenie etnicheskogo i konfessional’nogo v Rossii
[Ethnic and Religious Correlation in Russia]. In Religiia v samosoznanii
naroda (religioznyi faktor v identifikatsionnykh protsessakh) [Religion in the
People Consciousness (Religious Factor in Identification Processes)], edited by.
M.P. Mchedlov, 109-134. Moscow: Institut sotsiologii RAN.
Rocheva, A.L., E.A. Varshaver, and N.S. Ivanova. 2020. Uiazvimye gruppy v
chrezvychainykh situatsiiakh: solidarnost’ i doverie gosudarstvu kak osnova
strategii migrantov v Rossii vo vremia pandemii COVID-19 [Vulnerable Groups in
Disasters: Solidarity and Trust in Government as the Basis for Migrant Strategies
in Russia during the COVID-19 Pandemic]. Monitoring obshchestvennogo
mneniia: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny 6: 488-511.
Romanov, M.V., and V.V. Stepanov. 2012. Religiia v rossiiskom obshchestve.
Traditsionnye religioznye i liberal’nye vzgliady [Religion in Russian Society:
Traditional Religious and Liberal Views]. Moscow: Obshchestvennaia palata RF.
Safarov, M.A. 2014. Poseshchenie mecheti v sovremennoi religioznoi praktike
moskovskikh tatar [Visiting a Mosque in Modern Religious Practice of Moscow
Tatars]. Antropologicheskii forum 23: 108-122.
Shabaev, Y.P. 2011. Etnicheskii natsionalizm i grazhdanskaia natsiia v sovremennoi
Rossii
[Ethnic Nationalism and Civil Nation in Modern Russia]. In
Etnopoliticheskaia situatsiia v Rossii i sopredel’nykh gosudarstvakh v 2010 g.
Ezhegodnyi doklad seti etnologicheskogo monitoringa i rannego preduprezhdeniia
konfliktov [Ethnopolitical Situation in Russia and Border States in 2010: Annual
Report of Network of Ethnological Monitoring and Early Warning Conflict -
EAWARN], edited by V.A. Tishkov and V.V. Stepanov: 69-83. Moscow:
IEA RAN.
Shmelev, A.P., and Y.S. Potapova. 2015. Vliianie migratsionnykh protsessov na
musul’manskoe soobshchestvo Rossii [The Impact of the Migration Processes on
the Islamic Community of Russia]. Islam v sovremennom mire 11 (2): 145-152.
Sokolovskiy, S.V. 2010. Vtoraia vserossiiskaia perepis’ naseleniia: kategorizatsiia
naseleniia i politika identichnosti [Second Russian Census: Categorization of the
Population and Identity Politics]. Ab Imperio 4: 393-414.
Sokolovskiy, S.V. 2012. Proshloe v nastoiashchem rossiiskoi antropologii
[The
208
Этнографическое обозрение № 4, 2022
Past in the Present of Russian Anthropology]. In Antropologicheskie traditsii:
stili, stereotipy, paradigmy [Anthropological Traditions: Styles, Stereotypes,
Paradigms], edited by A.L. Elfimov, 78-108. Moscow: NLO.
Tishkov, V.A. 2019. Yazykovaia situatsiia i yazykovaia politika v Rossii (reviziia
kategorii i praktik) [Language Situation and Language Policy in Russia (Revising
Categories and Practices)]. Polis. Politicheskie issledovaniia 3: 127-144.
Tishkov, V.A., and K.M. Akbaev. 2019. “Narod ne umiraet s yazykom” ili “Yazyk
ne zhivet bez naroda?” Dialog uchenykh o konflikte vokrug rodnogo yazyka
[“Peoples don’t Die with Language” or “Language doesn’t Live without People”?].
In Smert’ yazyka - smert’ naroda? Yazykovye situatsii i yazykovye prava v Rossii
i sopredel’nykh gosudarstvakh [Language Loss Means People Loss? Language
Situations and Linguistic Rights in Russia and Border States], edited by
S.V. Sokolovskiy and E.I. Filippova, 19-39. Moscow: IEA RAN, Goriachaia
liniia - Telecom.
Tishkov, V.A., and V.V. Stepanov. 2009. Kem sebia schitaiut rossiiane [Who are
Rossians: Regional Perceptions]. In Etnopoliticheskaia situatsiia v Rossii i
sopredel’nykh gosudarstvakh v 2008 g.: ezhegodnyi doklad seti etnologicheskogo
monitoringa i rannego preduprezhdeniia konfliktov [Ethnopolitical Situation in
Russia and Border States in 2008: Annual Report of Network of Ethnological
Monitoring and Early Warning Conflict - EAWARN], edited by V.A. Tishkov and
V.V. Stepanov, 63-83. Moscow: IEA RAN.
Varshaver, E., A. Rocheva, and N. Ivanova. 2020. Mesta rezidentnoi kontsentratsii
migrantov v rossiiskikh gorodakh: est’ li pattern? [Residential Concentrations
of Migrants in Russian Cities: Is There a Pattern?]. Sotsiologicheskoe obozrenie
19 (2): 225-253.
Vendina, O.I. 2004. Moskva etnicheskaia: grozit li gorodu gettoizatsiia? [Ethnic
Moscow: Does the City Face Ghettoization?]. Demoskop weekly. http://www.
demoscope.ru/weekly/2004/0177/tema05.php
Yarlykapov, A.A. 2016. Rossiiskii islam v kontekste situatsii na Blizhnem Vostoke
[Russian Islam and the Situation in the Middle East]. Valdaiskie zapiski 48.
Zorin, V.Y. 2017. Musulmane Rossii: realii formirovania grazhdanskoi identichnosti
[Muslims of Russia: The Reality of Shaping of the Civic Identity]. Vlast’ 8: 39-48.