СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА НОМЕРА:
ПРОФЕССИЯ И ОБЩЕСТВО: ЛЮБОВЬ ЗА ДЕНЬГИ
(отв. ред. - О.Д. Фаис-Леутская, А.А. Новик)
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ
ПРОСТИТУЦИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ
О.Д. Фаис-Леутская, А.А. Новик
Оксана Давидовна Фаис-Леутская
|
http://orcid.org/0000-0002-2757-2434
|
oxana-fais@yandex.ru | к. и. н., старший научный сотрудник центра европейских
исследований | Институт этнологии и антропологии РАН (Ленинский пр. 32а, Москва,
119991, Россия)
Александр Александрович Новик | http://orcid.org/0000-0002-1123-1109 | njual@mail.ru |
к. и. н., заведующий центром европейских исследований, ведущий научный сотрудник |
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Универ-
ситетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия)
Ключевые слова
страны Европы, национальная проституция, традиционное общество, полевая работа,
современность
Аннотация
Настоящая статья представляет собой введение к блоку публикаций, посвященных месту
проституции в современных культуре и повседневности, а также эмическому видению
населением различных регионов Европы этого явления. Модель оказания (преимуще-
ственно женщинами) канонических интимных услуг за плату, получившая, в частности,
название “национальная (традиционная) проституция”, сформировалась в конце XIX в.
и до недавнего времени превалировала на рынке секса. Приходится констатировать, что,
в отличие от древних (культовых, патриархальных) и многих современных (“иноэт-
ничных” - ввиду активизации миграционных процессов; “иногендерных” - мужской,
трансгендерной проституции; “инновационных” - webcam и т.д., связанных с расшире-
нием сектора эскорт-услуг) видов проституции, “традиционная” форма, продолжая оста-
ваться востребованной, а порой и доминирующей, крайне редко предстает объектом ис-
следования. Авторы публикаций, вошедших в настоящий блок, предпринимают попытку
полевого изучения, этнографической реконструкции и антропологического анализа фено-
мена “традиционной проституции” на примере ряда европейских стран - Греции, Албании,
Испании и Италии (двух ее регионов - Сардинии и Сицилии). В тематический блок вошли
статьи С.А. Сидневой, А.А. Новика, А.Н. Кожановского, А. Мажиа, О.Д. Фаис-Леутской.
Информация о финансовой поддержке
Исследование проведено в рамках планов НИР ИЭА РАН и МАЭ РАН
Статья поступила 01.03.2023 | Окончательный вариант принят к публикации 07.04.2023
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропологическое исследование европейской про-
ституции: опыт и перспективы
// Этнографическое обозрение.
2023.
№ 3. С. 5-22.
https://doi.org/10.31857/S0869541523030016 EDN: COKAHG
Fais-Leutskaia, O.D., and A.A. Novik. 2023. Antropologicheskoe issledovanie evropeiskoi prostitutsii:
opyt i perspektivy [Anthropological Study of European Prostitution: Experiences and Perspectives].
Etnograficheskoe obozrenie 3: 5-22. https://doi.org/10.31857/S0869541523030016 EDN: COKAHG
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
6
Этнографическое обозрение № 3, 2023
ема проституции в течение длительного времени не перестает привле-
кать внимание исследователей. Большой интерес к ней обусловлен тем,
Т
что речь идет о чрезвычайно многогранном, полиформном, древнем
(с легкой руки Р. Киплинга широкое распространение получило определение
проституции как “древнейшей на земле профессии”1) и одновременно вне-
временном, дожившем до наших дней и, по всей видимости, не собирающем-
ся сдавать позиции явлении. Свою роль, несомненно, играет и “пикантность”
этой темы, поскольку, по словам итальянского семиотика Дж. Марроне, «ни-
что не волнует людей больше, чем пища, смерть и секс, - эти сюжеты остаются
наиболее “рейтинговыми” и востребованными как в повседневности, так и в
науке» (Marrone 2022: 82). Иллюстрируя эту, высказываемую неоднократно и
до него мысль Дж. Марроне апеллирует к двум произведениям киноискусства -
фильмам М. Феррери “Большая жратва” (1973) и П. Гринуэя “Повар, вор, его
жена и ее любовник” (1989).
Объем посвященных феномену проституции исследований, зарубежных и
отечественных, поражает воображение (Bullough et al. 1977). Достаточно мно-
гочисленны и получившие широкую известность произведения художественной
литературы, затрагивающие тему проституции и вносящие немалый вклад в ос-
вещение и осмысление этого явления. В этом ряду тексты, принадлежащие перу
средневековых японских авторов, романы русских и европейских классиков
(Г. де Мопассана, Л.Н. Толстого, Э. Золя, Ф.М. Достоевского, А.И. Куприна)
и современных латиноамериканских писателей (Г. Гарсия Маркеса, Ж. Амаду,
П. Коэльо и др.), произведения литераторов последнего поколения.
Однако вернемся к интерпретации проблем проституции в академическом
дискурсе. На первый взгляд эта тема представляется настолько разработанной,
что, кажется, трудно добавить что-либо новое. Действительно, на протяжении
длительного времени проблемам проституции и проституток уделяли при-
стальное внимание не только мыслители-моралисты, идеологи разных эпох, но
и врачи, юристы, общественные и церковные деятели, представители право-
охранительных органов и государственные мужи. Впоследствии к ним прим-
кнули историки, социологи, психологи и психиатры, религиоведы, мифологи,
философы, а в наши дни - специалисты по миграциям, сексологи, политики,
представители социальных и общественных движений, такие, например, как
правозащитники, феминистки и т.д. Проституция исследовалась в ее профан-
ной и сакральной ипостасях, в ее древних и современных формах, с разных
точек зрения и в различных ракурсах.
Как показывает анализ библиографии, между второй половиной XIX
и началом ХХ в. во всем мире, включая Россию, тема проституции и про-
ституток (ибо тогда проституция в глазах окружающего мира еще была по
преимуществу женским занятием), скандальная и запретная, начинает ста-
новиться весьма популярной и злободневной, ее освещение впервые вызы-
вает общественный резонанс, наблюдается всплеск исследовательской ак-
тивности. В численном отношении преобладают работы медиков: И. Блоха,
немецкого дерматолога, психиатра и психоаналитика, основателя сексологии
(Bloch 1912), его соотечественника, дерматовенеролога А. Блашко (Blaschko
1893; 1900), американского терапевта В.В. Зангера (Sanger 1913), француз-
ского сифилидолога Л. Мартино (Martineau 1885), знаменитого итальянского
психиатра и криминалиста Ч. Ломброзо (Lombroso, Ferrero 1893), целого ряда
российских врачей (Кузнецов 1871; Тарновский 1888; Поспелов 1890; Покров-
ская 1900; Манасеин 1904; Сабинин 1905; др.); немало работ юристов (Frégier
Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропологическое исследование...
7
1840; Mayhew 1861; Ахшарумов 1889; Дерюжинский 1902; Елистратов 1903,
1909; др.), а также журналистов и писателей-публицистов, обличающих про-
ституцию как общественный порок и пытающихся выявить ее корни (напр.,
Wardlaw 1842, 1843; Dufour 1851; Гиляровский 1887; Fuchs 1909-1912; Sorge
1919)2. Важно отметить, что выходившая за рубежом литература на данную
тему с разной степенью оперативности переводилась и печаталась в России,
выдерживая порой несколько изданий - к примеру, книга французского врача
Э. Дюпуи (Дюпуи 1907, 1991).
Исторические события бурного ХХ в., преимущественно его первой поло-
вины (в частности, установление в Италии, Испании и Германии тоталитар-
ных режимов, в системе нравственных координат которых проститутки были
категорией населения не просто маргинальной, а подлежащей сегрегации и
даже уничтожению), повлекшие за собой изменение морально-идеологиче-
ских установок и, как следствие, векторов научного поиска, обусловили дли-
тельный перерыв в активном изучении феномена проституции. Новый виток
интереса к нему в странах Европы и мира, во многом предопределенный сек-
суальной революцией и детабуизацией ряда запретных прежде тем, начинается
в 1970-е годы и не утихает до сих пор. В России тема проституции переживает
подъем и становится остроактуальной в эпоху перестройки и в последовавшие
за ней годы. Изменение социальной парадигмы и многих морально-этических
приоритетов и норм повлекло за собой концептуальную либерализацию и ро-
мантизацию порицаемых ранее видов деятельности. В наши дни, утратившая
былую повышенную остроту и притягательность, эта тема становится объек-
том преимущественно социологического (Габиани, Мануильский 1987; Голод
1988, 1999; Голосенко, Голод 1998; Русакова, Яковлева 2010; Русакова 2018),
криминологического (напр., Хотченков 1991; Станская 2005), исторического
(напр., Ильюхов 2007) и гендерного (напр., Ходырева 2006) анализа.
Однако, как подчеркивают специалисты, было бы серьезной ошибкой утвер-
ждать, что проституция “относится к числу изученных и даже сколько-либо
изученных явлений” (Ruggiero 1989: 27). Если говорить о различных аспектах
этого феномена, различных полях и ракурсах его исследования, то необходимо
признать, что тема проституции освещена неполно и неравномерно (Ibid.).
Во-первых, даже поверхностный взгляд на состояние изученности темы
убедительно доказывает, что, по сравнению с такими “составляющими” этого
гигантского исследовательского поля, как секс и эротика, проституция нечасто
становится объектом научного интереса, анализа и исторической реконструк-
ции. В этом плане показателен пример шеститомного фундаментального ака-
демического труда “История сексуальности в культуре”, изданного в Оксфорде
в 2011 г. и охватывающего период с древнейших времен до наших дней. Заяв-
ленная составителями тема проституции не получает полноценного освещения
и фактически оказывается вытесненной и задавленной другими сюжетами: ге-
теро- и гомосексуальностью; сексуальными отклонениями и девиациями; эро-
тикой; связанными с сексом верованиями и правовыми нормами, медициной,
патологией и заболеваниями; определением места секса в народной культуре
и т.д. (Peakman 2011). От внимания исследователей нередко ускользает и фе-
номен “старой доброй”, или - если пользоваться заимствованным и достаточ-
но точным термином - “национальной (традиционной)” проституции (Gibson
1989: 47)3. Под ней понимается совокупность сформировавшихся в конце XIX в.
в странах Старого и Нового Света и дошедших до наших дней специфичных
национальных моделей оказания за плату канонических сексуальных услуг
8
Этнографическое обозрение № 3, 2023
преимущественно женщинами в публичных домах или в съемных помещениях
(indoors), либо вне их, “на улице” (outdoors), с сутенером или без него.
При этом исследования древних сакральных или средневековых форм про-
ституции (см., напр.: Bullough, Brundage 1994, 1999; Rossiaud 1996) в числен-
ном, а порой и в качественном отношении превалируют над исследованиями
сегодняшней (или относящейся к недавнему прошлому) практики продажи
сексуальных услуг. Многие работы, вышедшие в последние десятилетия, тяго-
теют к многоохватности и обобщениям, а конкретика часто приносится в жерт-
ву масштабности и описательности (Roberts 1992; Hope Ditmore 2006; Ringdal
2007; Carroll 2018); к тому же некоторые из подобных “глобальных” изданий
на поверку оказываются претендующими на научность откровенно популяр-
ными публикациями склонных к графомании авторов, муссирующих “пикант-
ную тему” (напр., Князькин 2006; Штереншис 2006).
Во-вторых, среди исследований, посвященных современной проституции,
работы, затрагивающие “национальную (традиционную)”, т.е. женскую ее
форму, оказываются, как отмечают многие ученые (напр., Mollica 2015: 11),
в несомненном меньшинстве по сравнению с изучающими мужскую, трансген-
дерную, детскую, виртуальную, “миграционную” и др. (хотя это во многом
объясняется и изменившимися в наши дни реалиями рынка сексуальных услуг,
иначе говоря - “спросом и предложением”, и сегодняшней, продиктованной
политическими факторами и социальной модой либерализацией нравов, и де-
табуизацией многих прежде запретных в обществе сексуальных тем, в том чис-
ле и темы гомосексуальности и трансгендерности).
В-третьих, далеко не все “грани” проституции в равной степени получили
полноценное научное освещение на сегодняшний день, тем более если вполне
обоснованно рассматривать “торговлю собой” не как профессию, а как слож-
ное общественное явление. Это “не просто совокупность проституток и их
поведения, а плюс способы и агенты организации их деятельности… и посто-
янные потребители проституции, спрос со стороны которых ее воспроизво-
дит” (Голосенко, Голод 1998: 14), и - добавим - окружающий и оценивающий
проституток социум. Уточним в этой связи: если работы историков, медиков,
социологов, юристов, а с недавних пор сексологов, специалистов по миграци-
ям и философов внесли весомый вклад в изучение феномена проституции, то,
например, исследования психологов, в которых делается попытка осмысления
личностной специфики женщин, продающих себя за деньги, на сегодняшний
день можно отнести к новаторским в мировой науке (см., напр.: Löw, Ruhne
2011), а публикаций этнографов, этнологов, антропологов, посвященных
“национальной (традиционной)” проституции практически нет.
Разумеется, нельзя не вспомнить в этой связи работы “классиков” - М. Мид
(Mead 1928) или Б. Малиновского (Malinowski 1929), а также исследования
М. Фуко (Foucault 1980), однако они концентрируют внимание на интерпре-
тации в парадигме антропологии проблем сексуальности человека, а не на
исследовании конкретного феномена проституции. И хотя в последние деся-
тилетия начинают появляться немногочисленные, но ценные в научном отно-
шении этнографические документальные описания бытия и повседневности
проституток, часто построенные на свидетельствах самих “тружениц панели”
(Tabor 1971; Delacoste, Alexander 1987; Kelly 2008; Adler 2013; Centini 2019;
Bernieri 2021), и антропологические исследования проституции (Whelehan
2001; Perlongher 2008; Maksimowski 2012; Dewey, Zheng 2013; Roy 2019),
в целом состояние этнографической/антропологической изученности этого
Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропологическое исследование...
9
явления оставляет желать лучшего. Часто исследования, позиционируемые как
антропологические, таковыми не являются. Так, например, безусловно значи-
мый в научном отношении труд И.С. Кона (Кон 1997) охарактеризовать как
антропологический (как это заявлено) можно с определенной натяжкой: исто-
рические, социологические и сексологические методы и подходы к проблеме
явно берут верх над антропологическими, а тема проституции “тонет” среди
других социально-эротических сюжетов. Пример квазиантропологического
труда - работа бразильского историка и социолога Ф. Кунья Феррари (Cunha
Ferrari 2022), предпринявшего смелую, но увы(!) не совсем удачную попытку
осмыслить в философско-антропологическом ключе и в глобальном масштабе
вопросы маскулинности, сексуальной культуры и проституции.
Хуже всего при этом приходится, как уже было сказано выше, феномену
“национальной проституции”. Крайне невелико число регионоведческих
исследований эмпирики этого явления, посвященных его конкретным чертам
и проявлениям в отдельных странах и ареалах (напр., Perkins, Lovejoy 2007),
его тщательному и детальному анализу4. И если публикации о проституции в
Новом Свете, например в США, не говоря уже о странах Латинской Америки
(Prostitution in the Americas n.d.) или Азии (напр., Truong 1990), обладают до-
статочно солидной библиографией, то проституция в странах Европы значи-
тельно реже становится объектом изучения.
Отметим, что в современном европейском и мировом этнографическом/
антропологическом дискурсе крайне скупо освещаются не только сугубо “вну-
тренние” проблемы проституции, но и такие вопросы, как, например, восприя-
тие социумом “тружениц на ниве платного секса”, отношение к ним, их место
в локальной социальной иерархии в недавнем прошлом и в наши дни. Анализ
этих аспектов мог бы если не способствовать решению проблемы проституции
в мире, то, по крайней мере, внести свой (пусть скромный) вклад в дело ее
декриминализации и оптимизации контроля над ней.
Состояние изученности проституции в отдельных регионах Европы, таких
как, например, Средиземноморье и Балканы, можно охарактеризовать как пла-
чевное. Тем не менее эти территории, благодаря специфике социального и куль-
турного микроклимата, характеру исторического прошлого и политическим
пертурбациям на протяжении времени, напластованию различных традиций,
социальных норм и морально-этических установок, культурной консерватив-
ности и тяготению к сохранению традиционности, во многом определяющих
специфику бытования того или иного социокультурного феномена, в том числе
и проституции, необычайно интересны с научной точки зрения. Отсутствие
такого рода исследований актуализирует и этнографическую реконструкцию,
и антропологическое изучение продолжающей оставаться востребованной,
а часто и доминирующей в европейских регионах “национальной (традицион-
ной)” проституции во всем ее богатстве и многообразии.
Как известно, все регионы Европы в ХХ - начале XXI в. были включены,
пусть и в разной степени, в глобальные процессы размывания традиционных
устоев, бытовых привычек и патриархального уклада, характеризовавшего
семейную жизнь подавляющего числа жителей Старого Света. Свобода отно-
шений между полами, снятие табу на обсуждение интимной сферы в коллек-
тивном (более узком) и общественном (более широком) дискурсах, пренебре-
жение к заведенным порядкам и, как следствие, стремительное разрушение
прежнего института брака (учитывая существовавший на протяжении веков
порядок выбора, а скорее навязывания, брачного партнера, запреты на разво-
10
Этнографическое обозрение № 3, 2023
Рис. 1. Уличная сцена, один из информантов экспедиции.
Булькиза, Албания. Сентябрь 2010 г. Фото А.А. Новика
ды при церковном венчании), размывание авторитета церкви и т.д. - все эти
новые веяния принимались постепенно, с оглядкой на мнение окружающих,
прежде всего “продвинутых” соседей по континенту, часто в силу экономи-
ческой, а значит и политической, целесообразности. Проституция, точнее ее
легализация (выход из подполья), виделась особенно вопиющим и вызыва-
ющим отторжение у консервативной части общества “нововведением”. Так,
еще в первые десятилетия ХХ в. совместное проживание мужчины и женщины
без заключения брака в большинстве европейских стран воспринималось как
грубое нарушение заведенного порядка. Обратимся за примером к Албании,
во многом сохраняющей архаичные взгляды и практики до настоящего вре-
мени (архаика и заброшенность многих албанских городов иногда бросается
в глаза; см., напр., Рис. 1). В 1922 г. произошел заслуживающий упоминания
эпизод, хорошо иллюстрирующий настроения и реальности начала прошлого
века. В Дурресе, крупнейшем порте Албании, бдительные соседи сообщили в
Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропологическое исследование...
11
полицейский участок о “непозволительном совместном проживании” адвоката
Йована М. и некой Сабрие С. (AQSh 1922). Незамедлительно вызванная в по-
лицию, смущенная женщина не смогла предъявить чиновникам свидетельства
о браке и лишь пожимала плечами - она со своим гражданским мужем (такого
термина в то время и вовсе не существовало) прожила пять лет, не оформляя
отношений, так как он был православным, а она мусульманкой. Заподозрив
возможное занятие проституцией, скрываемое за ширмой совместного прожи-
вания, полиция поспешила выслать женщину из Дурреса. Адвокату потребо-
вались неимоверные усилия, хождение по инстанциям и обращения к властям,
прежде чем ему возвратили гражданскую жену. Министерство же внутренних
дел, оказавшись в проигрыше, не успокоилось: раз сомнительной особе позво-
лили вернуться в Дуррес, ей строжайше запретили въезжать в столицу страны -
Тирану (Baxhaku, Kapo 2014: 155-156).
Борьба за либерализацию сексуальных отношений и легализацию про-
ституции в Европе в течение ХХ в. спорадически обострялась. Лидерами в
этой непростой схватке стали Дания и Нидерланды: в соперничестве друг с
другом именно они первыми на планете разрешили порнографию, проститу-
цию, однополые связи и браки, усыновление детей однополыми родителями и
т.д. (о подведенной под эти “нововведения” законодательной базе в Дании и
Нидерландах см.: Danish Policy 2023; Prostitution 2023). При этом выступаю-
щие инициатором кампании за изменение отношения к этим вопросам в умах
и сознании подданных Нидерланды порой не успевали за Данией с принятием
того или иного решения парламентом. Получив пример “передовых” стран,
другие государства Европы и мира также отваживались на соответствующие
реформы. На современную ситуацию в сфере интима, личной жизни и сексу-
альных услуг в странах Старого Света влияет становящееся все более общим
законодательство Европейского Союза (обязательные к исполнению или нося-
щие рекомендательный характер акты и юридические тексты публикуются и
выкладываются на официальном сайте ЕС) (EUR-Lex 2023).
Чтобы стать членом Евросоюза, странам-кандидатам необходимо гармони-
зировать законодательную базу. Сохраняющиеся в уголовных кодексах ряда
стран статьи, предусматривающие не только гражданскую, но и уголовную от-
ветственность за проституцию, под давлением еврочиновников подвергаются
сиквестированию либо полной отмене. При этом в странах - членах объедине-
ния соответствующее законодательство может разниться. К примеру, в Швеции
отменено наказание за занятие проституцией, но введена административная
ответственность для потребителей услуг “жриц любви”. Франция, где прости-
туция находилась на легальном положении, по примеру Швеции в 2016 г. ввела
штрафы для клиентов, оставив право торговать собой “по собственной воле”.
Германия легализовала проституцию и взяла ее, как и следовало ожидать, под
контроль. В Италии древнейшая профессия, можно сказать, в фаворе (она не
запрещена и находится вне контроля), но под запретом оказалось сутенерство.
Кажущаяся полной свобода в Нидерландах также имеет подводные камни: в
королевстве запрета на проституцию и содержание домов терпимости не было
почти никогда, а вот легализованы “милые” учреждения специальным законом
были лишь в 2000 г.
При этом важно, что декриминализация (снятие уголовной ответствен-
ности) и либерализация (наивысшая степень которой - признание в качестве
трудовой деятельности со всеми вытекающими правами, социальными начис-
лениями, назначением пенсий и проч.) проституции коррелируют с ужесто-
12
Этнографическое обозрение № 3, 2023
чением (и весьма существенным) наказания за другие, связанные с ней виды
активности: втягивание в интим-услуги близких и дальних родственников,
коллег по работе (младших старшими по положению), мигрантов - за содей-
ствие им в получении виз, вида на жительство, в заключении фиктивных бра-
ков и т.д., а главные “вишенки на торте” - вступление в связь с малолетними
и несовершеннолетними, а также трафик проституток и организация каналов
вовлечения в эту деятельность новых лиц, что не только оценивается выно-
сящими судебные вердикты как современная работорговля, но и обществом
воспринимается исключительно негативно (что не всегда случается с други-
ми видами преступлений - к примеру, со страниц печати и из уст обывателей
часто раздается вопрос: почему за наркотики такие большие сроки?) (Kodi
Penal 2014 [1995]; Danish Policy 2023; Prostitution 2023; АМАЭ 2022: 46-48).
В сегодняшней Европе регулярно вспыхивают скандалы, связанные с тра-
фиком проституток, расследуются и другие преступления сексуального харак-
тера. Очень часто в этих случаях вину пытаются свалить на других - на чужих.
Это справедливо даже для освещения темы проституции в научной литерату-
ре. Так, в исследовании актуальных этнологических проблем, опубликованном
Этнографическим музеем Гамбурга, говорится:
Открытие границ в 1989 г. привело к феномену чрезвычайного распространения яв-
ления проституции в Вене, Берлине и многих других городах ˂…˃ В странах Востока
быстро распространилась молва, что на Западе женщины могут быстро заработать лег-
кие деньги. Они [женщины] происходили из всех страт общества, даже гимназистки из
Чехии, бывшие монастырские послушницы из Польши и студентки из Украины направ-
лялись в Западную Европу (Girtler 1999: 122).
По-видимому, в Гамбурге, порте мирового значения, до появления “десанта”
восточноевропейских женщин о проституции слыхом не слыхивали!
Не проходит и недели, чтобы в странах ЕС не случались какие-то громкие
задержания проституток и их покровителей - и тогда национальные СМИ, по-
зиционирующие свою объективность, как правило, педалируют именно тему
чужих. Так, в Италии пресса регулярно поднимает шумиху, привлекая внима-
ние к разоблачению албанских кланов проституток и сутенеров. А албанские
СМИ начинают кампанию по освещению, к примеру, “накрытия” очередного
борделя, которым руководил экстрадированный из Греции гражданин - пусть
и этнический албанец, но чужой, поскольку жил в другой стране (один такой
случай произошел в октябре 2018 г., когда L.Sh., 40-летний житель с. Горай,
округ Кучова, был осужден судом высшей инстанции Грамша на девять лет
тюремного заключения за “организацию проституции с отягчающими обстоя-
тельствами, согласно ст. 114/a/1/6 Уголовного кодекса Албании”) (Ekstradohet
nga Greqia 2018; см. также: Kodi Penal 2014 [1995]). Однако, как показывает
практика, инициаторами, посредниками и конечными потребителями услуг по
большей части являются свои - “старые добрые” европейцы.
До бурных событий ХХ в. благонравные пуфмуттер расценивались как
дань традиции, пережиток старорежимных правил и заведенного порядка удов-
летворения сексуальных потребностей. В наши дни, при самом либеральном
подходе к проституции (при добродушном, а порой и восхищенном восприятии
“жриц любви”), в ряде стран неоднозначным остается отношение к содержате-
лям публичных домов или заведений под безобидными вывесками служб зна-
комств, массажных салонов, салонов красоты, саун и проч., в действительности
оказывающих интимные услуги за плату. Более того, согласно исследовани-
Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропологическое исследование...
13
ям, проведенным социологами и антропологами, деятельность хозяев борде-
лей воспринимается как эксплуатация (Голосенко, Голод 1998; Peakman 2011).
На этот счет можно привести многочисленные комментарии в интернет-блогах,
а также высказывания в прессе знаменитостей и представителей истэблиш-
мента (недавно одна американская звезда сказала: “Я уже привыкла к прости-
туткам, но ненавижу сутенеров”) (см., также: Люди не могут 2022).
Гармонизация законодательств не приводит автоматически к единым мне-
ниям/суждениям о проституции и одинаковым ее оценкам не только жителя-
ми всего европейского континента, но и гражданами отдельных стран. Разные
взгляды на этот феномен отражают как специфику разных социальных страт
и возрастных категорий, конфессиональную принадлежность, происхожде-
ние индивидов (региональное, локальное или этническое), так и особенности
укорененности тех или иных подходов к морально-нравственным устоям об-
щества, т.е. мы имеем дело прежде всего с очень личными и нередко измен-
чивыми приоритетами и “позволениями” для себя, что требует изучения при
помощи не количественных, а качественных методов.
“Цивилизованное” отношение к проституции - плод работы в течение мно-
гих последних десятилетий различных акторов (кукловодов?), формирующих
общественное мнение: законодателей, политиков, представителей прессы, пе-
дагогов, исследователей, деятелей культуры и искусства и др. Разобраться в
сложных механизмах смены парадигмы в отношении феномена проституции
в разных обществах, отличающихся историческими судьбами, культурным и
социальным опытом, моральными приоритетами и проч., призваны работы ан-
тропологов, взявших на себя труд изучения такого сложного и многогранного
явления, как предоставление сексуальных услуг за плату.
В предлагаемом ниже блоке статей делается попытка решения этих задач
на материале, детально иллюстрирующем бытование проституции в Греции,
Албании, Испании и двух регионах Италии (Сардинии и Сицилии). Предлагая
зарисовки, отражающие региональную специфику практики предоставления
“любви за деньги”, авторы в первую очередь основываются на своих полевых
исследованиях, что сообщает представленным публикациям особую научную
ценность.
Изучение проституции не только позволяет осветить историческое и совре-
менное бытование этого феномена, проанализировать роль, которую “работни-
цы” (а порой и “работники”) “сферы платных любовных услуг” традиционно
играли и играют в социуме, рассмотреть особенности эмического восприятия
и оценки обществом представительниц древнейшей профессии, но и про-
ливает свет на само это общество, на его мораль и традиции, нравственные,
правовые и гендерные установки, этические и поведенческие преференции,
ментальные и духовные нормы, тем самым внося существенный вклад в иссле-
дование культурных, социальных, политических реалий Европы и в развитие
антропологической европеистики в целом.
Примечания
1 В начале 1889 г. был опубликован сборник рассказов Р. Киплинга “Чер-
ным по белому”. Действие одного из них - “В городской стене” - происходит в
Британской Индии, а героиня рассказа, прекрасная куртизанка Лалан, сравни-
ваемая с древнегреческими гетерами, как раз и является представительницей
“самой древней в мире профессии” (Kipling 1889).
14
Этнографическое обозрение № 3, 2023
2 Наряду с публицистическими нередки были “литературные произведе-
ния” откровенно порнографического характера (напр.: Бабиков 1870).
3 Этому понятию близок по значению британский концепт common
prostitution (The Crown Prosecution Service 2004).
4 Имеющиеся работы касаются преимущественно средневековой регио-
нальной конкретики (Karras 1998; Findlen et al. 2003; Geremek 2006; др.).
Источники и материалы
АМАЭ 2022 - Новик А.А. Балканская экспедиция - 2022. Этнолингвистиче-
ские исследования на Балканах. Полевая тетрадь. Автограф. 29.07.2022 -
17.08.2022; 28.08.2022 - 25.09.2022 // Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. Б/н. 98 л.
Бабиков 1870 - Бабиков К.И. Продажные женщины. Проституция. Картины
публичного разврата на востоке, в античном мире, в средние века, в насто-
ящее время во Франции, Англии, России и других государствах Европы.
М.: Типографии И. Смирнова и П.Е. Шюман, 1870.
Гиляровский 1887 - Гиляровский В.А. Трущобные люди: этюды с натуры.
М.: Тип. бр. Вернер, 1887.
Люди не могут 2022 - Люди не могут быть товаром: 7 мифов о проституции //
VOICE. 14.11.2022. https://www.thevoicemag.ru/lifestyle/stil-zhizni/lyudi-ne-
mogut-byt-tovarom-7-mifov-o-prostitucii
AQSh 1938 - Arkivi Qendror i Shtetit. Tiranë. Dosjet 1938.
Bernieri 2021 - Bernieri C. (a cura di) Wanda. L’ultima maitresse. Milano: Jouvence,
2021.
Danish Policy 2023 - Danish Policy on Prostitution and Trafficking for Sexual
Exploitation // EUCPN. European Crime Prevention Network. 2023. https://
eucpn.org/document/danish-policy-on-prostitution-and-trafficking
Ekstradohet nga Greqia 2018 - Ekstradohet nga Greqia i dënuari për prostitucion në
Shqipëri // indeksADMonline. 23.10.2018. https://indeksonline.net/ekstradohet-
nga-greqia-i-denuari-per-prostitucion-ne-shqiperi
EUR-Lex 2023 - EUR-Lex: EU law. 2023. https://eur-lex.europa.eu/homepage.html
Fuchs 1909-1912 - Fuchs E. Illustrierte Sittengeschichte vom Mittelalter bis zur
Gegenwart. V. 1-3. München: Albert Langen, 1909-1912.
Kipling 1889 - Kipling R. In Black and White. Allahabad: A.H. Wheeler, 1889.
Kodi Penal 2014 [1995] - Kodi Penal i Republikës së Shqipërisë. Miratuar me ligjin
nr. 7895, datë 27.01.1995. Botim i Qendrës së Botimeve Zyrtare, dhjetor 2014.
https://www.drejtesia.gov.al/wp-content/uploads/2017/11/Kodi_Penal-1.pdf
Prostitution 2023 - Prostitution // Government of the Netherlands. 2023. https://
www.government.nl/topics/prostitution
Prostitution in the Americas s.d. - Prostitution in the Americas // Wikipedia. n.d.
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Prostitution_in_the_Americas (дата обраще-
ния: 25.02.2023).
Roy 2019 - Roy P.K. The Role of State in Prostitution: An Anthropological
Exploration in a Frontier City of Bangladesh // Zenobo.org. September 4, 2019.
https://zenodo.org/record/3386549#.Y8DwyE_P2Um
Sorge 1919 - Sorge W. Geschichte der Prostitution. Berlin: Potthof, 1919.
The Crown Prosecution Service 2004 - The Crown Prosecution Service: Offences
Against Public Morals and Decency
// Archive.org.
12.05.2004. http://
www.cps.gov.uk/legal/section12/chapter_d.html
Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропологическое исследование...
15
Wardlaw 1842 - Wardlaw R. Lectures on Female Prostitution: Its Nature, Extent,
Effects, Guilt, Causes, and Remedy. Glasgow: J. Maclehose, 1842.
Wardlaw 1843 - Wardlaw R. Lectures on Magdalenism: Its Nature, Extent, Effects,
Guilt, Causes, and Remedy. Glasgow: Redfield, 1843.
Научная литература
Ахшарумов Д.Д. Проституция и ее регламентация. Доклад обществу русских
врачей в Риге. Рига: Тип. Л. Бланкенштейна, 1889.
Габиани А.А., Мануильский М.А. Цена “любви” (обследование проституток в
Грузии) // Социологические исследования. 1987. № 6. С. 61-68.
Голод С.И. Проституция в контексте изменения половой морали // Социологи-
ческие исследования. 1988. № 2. С. 65-70.
Голод С.И. Сексуальная эмансипация женщин и проблема Другого // Журнал
социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. № 2. С. 105-114.
Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в
России (история и современное состояние вопроса). СПб.: Петрополис,
1998.
Дерюжинский В.Ф. Международная борьба с торговлею женщинами. СПб.:
Типография Сената, 1902.
Дюпуи Э. Проституция в древности и половые болезни. СПб.: Журнал “Тайна
жизни”, 1907.
Дюпуи Е. Проституция в древности. Кишинев: Logos: Л.Ф. “AZ”, 1991.
Елистратов А.И. О прикреплении женщины к проституции (Врачебно-поли-
цейский надзор). Казань: Типография Имп. ун-та, 1903.
Елистратов А.И. Борьба с проституцией в Европе. Казань: Типография Имп.
ун-та, 1909.
Ильюхов А.А. Проституция в России с ХVII века до 1917 года. М.: Новый хро-
нограф, 2007.
Князькин И.В. Всемирная история проституции. М.: АСТ; СПб.: СОВА, 2006.
Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке.
М.: О.Г.И., 1997.
Кузнецов М.Г. Проституция и сифилис в России. СПб.: Изд-во В.С. Балашева,
1871.
Манасеин М.П. Отчет о деятельности комиссии для обсуждения вопроса о
врачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи с общим вопро-
сом о борьбе с нею, состоящей при II отделении Русского общества ох-
ранения народного здравия // Русский медицинский вестник. 1904. № 10.
С. 334-345; № 11. С. 401-408.
Покровская М.И. Борьба с проституцией. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1900.
Поспелов А.И. Санитарный надзор за проституцией в Париже и Брюсселе: из
путевых заметок по заграничному путешествию по Парижу и Брюсселю.
СПб.: Паровая скоропечатня П.О. Яблонского, 1890.
Русакова М.М. Опыт “накопленных неудач” женщин, вовлеченных в проститу-
цию // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия, Социология.
2018. Т. 11. Вып. 4. С. 439-454.
Русакова М.М., Яковлева А.А. Региональная специфика современной россий-
ской проституции (на примере Санкт-Петербурга и Оренбурга) // Петер-
бургская социология сегодня. 2010. № 2. С. 455-471.
Сабинин А.Х. Проституция. Сифилис и венерические болезни. Половое
16
Этнографическое обозрение № 3, 2023
воздержание. Профилактика проституции. Историко-профилактический
этюд. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1905.
Станская А.А. Проституция несовершеннолетних - социальная и правовая
проблема общества. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.
Тарновский В.М. Проституция и аболицианизм. Доклад русскому сифилидо-
логическому и дерматологическому обществу. СПб.: Издание К. Риккера,
1888.
Хотченков Ю.М. (ред.) Проституция и преступность. М.: Юридическая лите-
ратура, 1991.
Ходырева Н.В. Современные дебаты о проституции. Гендерный подход. СПб.:
Алетейя, 2006.
Штереншис М. Всемирная история всемирной проституции. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006.
Adler L. La Vie Quotidienne Dans Les Maisons Closes: 1830-1930. Paris: Fayard,
2013.
Baxhaku F., Kapo K. Gra të përgjithshme. Histori prostitucioni shqiptar në periudhën
e Zogut. Tiranë: Dituria, 2014.
Blaschko A. Syphilis und Prostitution vom Standpunkt der öffentlichen
Gesundheitspflege. Berlin: Karger, 1893.
Blaschko A. Hygiene der Prostitution und venerischen Krankheiten. Jena:
G. Fischer, 1900.
Bloch I. Die Prostitution. Berlin: L. Marcus, 1912.
Bullough V. et al. A Bibliography of Prostitution. N.Y.: Garland, 1977.
Bullough V.L., Brundage J.A. Sexual Practices and the Medieval Church. Amherst:
Prometheus Books, 1994.
Bullough V.L., Brundage J.A. (eds.) Handbook of Medieval Sexuality. N.Y.:
Routledge, 1999.
Carroll J.L. Sexuality Now: Embracing Diversity. Boston: Cengage Learning, 2018.
Centini M. Bordelli torinesi: Quando le case chiuse erano aperte. Torino: Il Punto -
Piemonte in Bancarella, 2019.
Cunha Ferrari P. Antropologia da Masculinidade, da Prostituição e do Sexo: Estudos
de Gênero. Rio de Janeiro: Novas Edições Acadêmicas, 2022.
Delacoste F., Alexander P. (eds.) Sex Work: Writings by Women in the Sex Industry.
San Francisco: Cleis Press, 1987.
Dewey S., Zheng T. Ethical Research with Sex Workers: Anthropological Approaches.
N.Y.: Springer, 2013.
Dufour P. Histoire de la prostitution chez tous les peuples du monde: depuis
l’antiquité la plus reculée jusqu’à nos jours. Paris: Seré, 1851.
Findlen P., Fontaine M., Osheim D.J. Beyond Florence: The Contours of Medieval
and Early Modern Italy. Redwood City: Stanford University Press, 2003.
Foucault M. The History of Sexuality. Vol. 1. N.Y.: Vintage Books, 1980.
Frégier H.A. Des classes dangereuses de la population dans les grandes villes, et des
moyens de les rendre meilleures. Paris: Chez J.-B. Baillière, 1840.
Geremek B. The Margins of Society in Late Medieval Paris. Cambridge: Cambridge
University Press, 2006.
Gibson M. Il caso italiano // La storia della prostituzione / a cura di G. Ruggiero.
Firenze: Giunti, 1989. P. 47-50.
Girtler R. Prostitution und Pornographie im 19. und 20. Jahrhundert // Unser Europe.
Beiträge zur europaischen Kulturgeschichte (Mitteilungen aus dem Museum für
Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропологическое исследование...
17
Völkerkunde Hamburg; Neue Folge, Bd. 29) / Hrsg. W. Köpke, B. Schmelz.
Bonn: Holos, 1999. S. 115-127.
Hope Ditmore M. Encyclopedia of Prostitution and Sex Work. Vol. I-II. Santa
Barbara: Greenwood Publishing Group, 2006.
Karras R.M. Common Women: Prostitution and Sexuality in Medieval England.
Oxford: Oxford University Press, 1998.
Kelly P. Lydia’s Open Door: Inside Mexico’s Most Modern Brothel. Berkeley:
University of California Press, 2008.
Lombroso C., Ferrero G. La donna delinquente: la prostituta e la donna normale.
Torino: L. Roux, 1893.
Löw M., Ruhne R. Prostitution: Herstellungsweisen einer anderen Welt. Berlin:
Suhrkamp, 2011.
Malinowski B. The Sexual Life of Savages in North-Western Melanesia: An
Ethnographic Account of Courtship, Marriage and Family Life among the
Natives of the Trobriand Islands, British New Guinea. N.Y.: Harvest Books,
1929.
Maksimowski S. A Brief History of the Anthropology of Sexuality, and Theory in
the Field of Women’s Sex Work // The University of Western Ontario Journal of
Anthropology. 2012. Vol. 20. No. 1. P. 23-38.
Marrone G. Gustoso e saporito. Introduzione al discorso gastronomico. Firenze;
Milano: Bompiani, 2022.
Martineau L. La prostitution clandestine. Paris: A. Delahaye et É. Lecrosnier, 1885.
Mayhew H. London Labour and the London Poor: Encyclopaedia of the Condition
and Earnings of Those That will Work, Those That cannot Work, and Those That
will Not Work: The London Street-Folk… L.: Griffin; Bohn, 1861.
Mead M. Coming of Age in Samoa: A Psychological Study of Primitive Youth for
Western Civilization. N.Y.: William Morrow & Company, 1928.
Peakman J. (ed.) A Cultural History of Sexuality, 6 vols. Oxford: Berg Publishers,
2011.
Perkins R., Lovejoy F. Call Girls: Private Sex Workers in Australia. Perth: University
of Western Australia Press, 2007.
Perlongher N. O negócio do michê - A prostituição viril em São Paulo. São Paulo:
Fundação Perseu Abramo, 2008.
Mollica M. Cose erotiche e proibite di Sicilia e d’Italia. Milano: Erotica, 2015.
Ringdal N.J. Love for Sale: A World History of Prostitution. N.Y.: Grove Atlantic,
Inc., 2007.
Roberts N. Whores in History: Prostitution in Western Society. N.Y.: Harper Collins,
1992.
Rossiaud J. Medieval Prostitution. N.Y.: Barnes & Noble, 1996.
Ruggiero G. Vizi e virtù nel Rinascimento // La storia della prostituzione / a cura di
G. Ruggiero. Firenze: Giunti, 1989. P. 25-39.
Sanger W.W. The History of Prostitution: Its Extent, Causes, and Effects throughout
the World. N.Y.: Medical Publishing Co, 1913.
Tabor P. Pauline’s: Memoirs of The Madam on Clay Street. Chicago: Touchstone
Publishing Company, 1971.
Truong T.-D. Sex, Money and Morality: Prostitution and Tourism in Southeast Asia.
L.: Zed Books, 1990.
Whelehan P. An Anthropological Perspective on Prostitution: The World’s Oldest
Profession. Lewiston: Mellen, 2001.
18
Этнографическое обозрение № 3, 2023
E d i t o r’ s I n t r o d u c t i o n
Fais-Leutskaia, O.D., and A.A. Novik. Anthropological Study of European
Prostitution: Experiences and Perspectives [Antropologicheskoe issledovanie
evropeiskoi prostitutsii: opyt i perspektivy]. Etnograficheskoe obozrenie, 2023,
no. 3, pp. 5-22. https://doi.org/10.31857/S0869541523030016 EDN: COKAHG
ISSN 0869-5415 © Russian Academy of Sciences © Institute of Ethnology and
Anthropology RAS
Oxana Fais-Leutskaia | http://orcid.org/0000-0002-2757-2434 | oxana-fais@yandex.ru |
Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
(32-a Leninsky prospect, Moscow, 119991, Russia)
Alexander Novik
|
http://orcid.org/0000-0002-1123-1109
|
njual@mail.ru
|
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian
Academy of Sciences (3 University Emb., St. Petersburg, 199034, Russia)
Keywords
European countries, national prostitution, traditional society, field work, modernity
Abstract
This article is an introduction to the journal’s special theme on “Profession and
Society: Love for Money” where contributors discuss the place of prostitution in
modern culture and everyday life and attempt to examine the phenomenon as viewed
locally, in emic perspectives, in various regions of Europe. The canonical model of
providing (mostly by women) intimate services for a fee, which became generically
known as “national” or “traditional” prostitution, took its distinctive shape in the
late 19th century and remained dominant in the market of sexual services up until
the recent time. This model, oddly enough, has been understudied in the humanities
and social sciences and has received less attention than, for example, some ancient
(cult, patriarchal) or modern forms of prostitution (among the latter are “ethnic”
forms, which emerged due to the intensification of migration processes, “gender-
specific” - such as male or transgender - forms, or various “innovative” forms
that have arisen due to the use of webcams, technologies, etc.). The contributors
(S.A. Sidneva, A.A. Novik, A.N. Kozhanovsky, A. Maxia, and O.D. Fais-Leutskaia)
present an array of viewpoints on the phenomenon of traditional prostitution,
offering perspectives grounded in field studies, ethnographic reconstruction, and
anthropological analysis of cases examined in a few European regions (Greece,
Albania, Spain, Sardinia, and Sicily).
References
Adler, L. 2013. La Vie Quotidienne Dans Les Maisons Closes: 1830-1930 [Daily
Life In Brothels: 1830-1930]. Paris: Fayard.
Akhsharumov, D.D. 1889. Prostitutsiia i ee reglamentatsiia. Doklad obshchestvu
russkikh vrachei v Rige [Prostitution and Its Regulation: Report to the Society of
Russian Doctors in Riga]. Riga: Tipograhyiia L. Blankenshteina.
Baxhaku, F., and K. Kapo. 2014. Gra të përgjithshme. Histori prostitucioni shqiptar
në periudhën e Zogut [Common Women: History of Albanian Prostitution in the
Zogu Period]. Tiranë: Dituria.
Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропологическое исследование...
19
Blaschko, A. 1893. Syphilis und Prostitution vom Standpunkt der öffentlichen
Gesundheitspflege [Syphilis and Prostitution from the Point of View of Public
Health Care]. Berlin: Karger.
Blaschko, A. 1900. Hygiene der Prostitution und venerischen Krankheiten [Hygiene
of Prostitution and Venereal Diseases]. Jena: G. Fischer.
Bloch, I. 1912. Die Prostitution [The Prostitution]. Berlin: L. Marcus.
Bullough, V., et al. 1977. A Bibliography of Prostitution. New York: Garland.
Bullough, V.L., and J.A. Brundage, eds. 1999. Handbook of Medieval Sexuality.
New York: Routledge.
Bullough, V.L., and J.A. Brundage. 1994. Sexual Practices and the Medieval Church.
Amherst: Prometheus Books.
Carroll, J.L. 2018. Sexuality Now: Embracing Diversity. Boston: Cengage Learning.
Centini, M. 2019. Bordelli torinesi: Quando le case chiuse erano aperte [Turin
Brothels: When Closed Houses Were Open]. Torino: Il Punto - Piemonte in
Bancarella.
Cunha Ferrari, P. 2022. Antropologia da Masculinidade, da Prostituição e do Sexo:
Estudos de Gênero [Anthropology of Masculinity, Prostitution and Sex: Gender
Studies]. Rio de Janeiro: Novas Edições Acadêmicas.
Delacoste, F., and P. Alexander, eds. 1987. Sex Work: Writings by Women in the Sex
Industry. San Francisco: Cleis Press.
Deriuzhinskii, V.F. 1902. Mezhdunarodnaia bor’ba s torgovleiu zhenshchinami
[International Fight Against Trafficking in Women]. St. Petersburg: Tipografiia
Senata.
Dewey, S., and T. Zheng. 2013. Ethical Research with Sex Workers: Anthropological
Approaches. New York: Springer.
Dufour, P. 1851. Histoire de la prostitution chez tous les peuples du monde: depuis
l’antiquité la plus reculée jusqu’à nos jours [History of Prostitution among All
the Peoples of the World: From the Most Remote Antiquity to the Present Day].
Paris: Seré.
Dupouy, E. 1907. Prostitutsiia v drevnosti i polovye bolezni [Prostitution in Antiquity
and Sexual Diseases]. St. Petersburg.
Dupouy, E. 1991. Prostitutsiia v drevnosti [Prostitution in Antiquity]. Kishinev:
Logos: L.F. “AZ”.
Elistratov, A.I.
1903. O prikreplenii zhenshchiny k prostitutsii (Vrachebno-
politseiskii nadzor) [On the Attachment of a Woman to Prostitution (Medical
and Police Supervision)]. Kazan’: Tipografiia Imperatorskogo universiteta.
Elistratov, A.I. 1909. Bor’ba s prostitutsiei v Evrope [The Fight Against Prostitution
in Europe]. Kazan’: Tipografiia Imperatorskogo universiteta.
Findlen, P., M. Fontaine, and D.J. Osheim. 2003. Beyond Florence: The Contours
of Medieval and Early Modern Italy. Redwood City: Stanford University Press.
Foucault, M. 1980. The History of Sexuality. Vol. 1. New York: Vintage Books.
Frégier, H.A. 1840. Des classes dangereuses de la population dans les grandes villes,
et des moyens de les rendre meilleures [Dangerous Classes of the Population in
the Big Cities, and Ways to Make Them Better]. Paris: Chez J.-B. Baillière.
Gabiani, A.A., and M.A. Manuilskii.
1987. Tsena
“liubvi” (obsledovanie
prostitutok v Gruzii) [The Price of “Love” (Study of Prostitutes in Georgia)].
Sotsiologicheskie issledovaniia 6: 61-68.
Geremek, B. 2006. The Margins of Society in Late Medieval Paris. Cambridge:
Cambridge University Press.
Gibson, M. 1989. Il caso italiano [The Italian Case]. In La storia della prostituzione
20
Этнографическое обозрение № 3, 2023
[History of the Prostitution], edited by G. Ruggiero, 47-50. Firenze: Giunti.
Girtler, R. 1999. Prostitution und Pornographie im 19. und 20. Jahrhundert
[Prostitution and Pornography in the 19th and 20th Centuries]. In Unser Europe.
Beiträge zur europaischen Kulturgeschichte (Mitteilungen aus dem Museum für
Völkerkunde Hamburg; Neue Folge) [Our Europe: Contributions to European
Cultural History (News from the Museum of Ethnology. Hamburg; Neue Folge)],
edited by W. Köpke and B. Schmelz, 29: 115-127. Bonn: Holos.
Golod, S.I. 1988. Prostitutsiia v kontekste izmeneniia polovoi morali [Prostitution
in the Context of Changing Sexual Morality]. Sotsiologicheskie issledovaniia 2:
65-70.
Golod, S.I. 1999. Seksual’naia emansipatsiia zhenshchin i problema Drugogo
[Sexual Emancipation of Women and the Problem of the Other]. Zhurnal
sotsiologii i sotsial’noi antropologii II (2): 105-114.
Golosenko, I.A., and S.I. Golod. 1998. Sotsiologicheskie issledovaniia prostitutsii
v Rossii (istoriia i sovremennoe sostoianie voprosa) [Sociological Studies of
Prostitution in Russia (History and Current State of the Issue)]. St. Petersburg:
Petropolis.
Hope Ditmore, M. 2006. Encyclopedia of Prostitution and Sex Work. Vol. I-II. Santa
Barbara: Greenwood Publishing Group.
Iliukhov, A.A. 2007. Prostitutsiia v Rossii s XVII veka do 1917 goda [Prostitution in
Russia from the 17 Century to 1917]. Moscow: Novyi khronograf.
Karras, R.M. Common Women: Prostitution and Sexuality in Medieval England.
Oxford: Oxford University Press, 1998.
Kelly, P. 2008. Lydia’s Open Door: Inside Mexico’s Most Modern Brothel. Berkeley:
University of California Press.
Khodyreva, N.V. 2006. Sovremennye debaty o prostitutsii. Gendernyi podkhod [The
Modern Debate about Prostitution: Gender Approach]. St. Petersburg: Aleteiia.
Khotchenkov, Y.M., ed. 1991. Prostitutsiia i prestupnost’ [Prostitution and Crime].
Moscow: Yuridicheskaia literatura.
Kon, I.S. 1997. Seksual’naia kul’tura v Rossii. Klubnichka na berezke [Sexual
Culture in Russia: Strawberry on a Birch Tree]. Moscow: O.G.I.
Kniazkin, I.V. 2006. Vsemirnaia istoriia prostitutsii [The World History of
Prostitution]. Moscow: AST; St. Petersburg: SOVA.
Kuznetsov, M.G. 1871. Prostitutsiia i sifilis v Rossii [Prostitution and Syphilis in
Russia]. St. Petersburg: Izdatel’stvo V.S. Balasheva.
Lombroso, C., and G. Ferrero. 1893. La donna delinquente: la prostituta e la donna
normale [The Criminal Woman: The Prostitute and the Normal Woman]. Torino:
L. Roux.
Löw, M., and R. Ruhne. 2011. Prostitution: Herstellungsweisen einer anderen Welt
[Prostitution: Ways of Manufacturing Another World]. Berlin: Suhrkamp.
Maksimowski, S. 2012. A Brief History of the Anthropology of Sexuality, and
Theory in the Field of Women’s Sex Work. The University of Western Ontario
Journal of Anthropology 20 (1): 23-38.
Malinowski, B. 1929. The Sexual Life of Savages in North-Western Melanesia:
An Ethnographic Account of Courtship, Marriage and Family Life among the
Natives of the Trobriand Islands, British New Guinea. New York: Harvest Books.
Manasein, M.P. 1904. Otchet o deiatel’nosti komissii dlia obsuzhdeniia voprosa o
vrachebno-politseiskom nadzore za prostitutsiei v sviazi s obshchim voprosom
o bor’be s neiu, sostoiashchei pri II otdelenii Russkogo obshchestva okhraneniia
narodnogo zdraviia [Report on the Activities of the Commission to Discuss the Issue
Фаис-Леутская О.Д., Новик А.А. Антропологическое исследование...
21
of Medical and Police Supervision of Prostitutes in Connection with the General
Issue of Combating It, Consisting of the II Branch of the Russian Society for the
Protection of Public Health]. Russkii meditsinskii vestnik 10: 334-345; 11: 401-408.
Marrone, G. 2022. Gustoso e saporito. Introduzione al discorso gastronomico
[Tasty and Flavorful: Introduction to Gastronomic Discourse]. Firenze; Milano:
Bompiani.
Martineau, L. 1885. La prostitution clandestine [Clandestine Prostitution]. Paris:
A. Delahaye et É. Lecrosnier.
Mayhew, H. 1861. London Labour and the London Poor: Encyclopaedia of the
Condition and Earnings of Those that will Work, Those that Cannot Work, and
Those That will not Work: The London Street-Folk… London: Griffin; Bohn.
Mead, M. 1928. Coming of Age in Samoa: A Psychological Study of Primitive Youth
for Western Civilization. New York: William Morrow & Company.
Mollica, M. 2015. Cose erotiche e proibite di Sicilia e d’Italia [Erotic and Forbidden
Things of Sicily and Italy]. Milano: Erotica.
Peakman, J., ed. 2011. A Cultural History of Sexuality, 6 vols. Oxford: Berg
Publishers.
Perkins, R., and F. Lovejoy. 2007. Call Girls: Private Sex Workers in Australia.
Perth: University of Western Australia Press.
Perlongher, N. 2008. O negócio do michê - A prostituição viril em São Paulo [Michê’s
Business: Virile Prostitution in San Paulo]. San Paulo: Fundação Perseu Abramo.
Pokrovskaia, M.I.
1900. Bor’ba s prostitutsiei
[Fighting with Prostitution].
St. Petersburg: Tipographiia P.P. Soikina.
Pospelov, A.I. 1890. Sanitarnyi nadzor za prostitutsiei v Parizhe i Briussele: iz
putevykh zametok po zagranichnomu puteshestviiu po Parizhu i Briusseliu
[Sanitary Supervision of Prostitution in Paris and Brussels: From Travel
Sites on the Overseas Route to Paris and Brussels]. St. Petersburg: Parovaia
skoropechatnia P.O. Yablonskogo.
Ringdal, N.J. 2007. Love for Sale: A World History of Prostitution. New York: Grove
Atlantic, Inc.
Roberts, N. 1992. Whores in History: Prostitution in Western Society. New York:
Harper Collins.
Rossiaud, J. 1996. Medieval Prostitution. New York: Barnes & Noble.
Ruggiero, G. 1989. Vizi e virtù nel Rinascimento [Vices and Virtues in the
Renaissance]. In La storia della prostituzione [History of the Prostitution],
edited by G. Ruggiero, 25-39. Firenze: Giunti.
Rusakova, M.M. 2018. Opyt “nakoplennykh neudach” zhenshchin, vovlechennykh
v prostitutsiiu [The Experience of “Accumulated Failures” of Women Involved
in Prostitution]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia Sotsiologiia
11 (4): 439-454.
Rusakova, M.M., and A.A. Yakovleva. 2010. Regional’naia spetsifika sovremennoi
rossiiskoi prostitutsii (na primere Sankt-Peterburga i Orenburga) [Regional
Specialization of Modern Russian Prostitution (On the Example of St. Petersburg
and Orenburg)]. Peterburgskaia sotsiologiia segodnia 2: 455-471.
Sabinin, A.K. 1905. Prostitutsiia. Sifilis i venericheskie bolezni. Polovoe vozderzhanie.
Profilaktika prostitutsii. Istoriko-profilakticheskii etiud [Prostitution; Syphilis
and Venereal Diseases; Sexual Impact; Prevention of Prostitution; Historical and
Preventive Etiology]. St. Petersburg: Tipographiia P.P. Soikina.
Sanger, W.W. 1913. The History of Prostitution: Its Extent, Causes, and Effects
throughout the World. New York: Medical Publishing Co.
22
Этнографическое обозрение № 3, 2023
Shterenshis, M. 2006. Vsemirnaia istoriia vsemirnoi prostitutsii [The World History
of World Prostitution]. Rostov-na-Donu: Feniks.
Stanskaia, A.A. 2005. Prostitutsiia nesovershennoletnikh - sotsial’naia i pravovaia
problema obshchestva [Prostitution of Minors is a Social and Legal Problem of
Society]. St. Petersburg: Yuridicheskii tsentr Press.
Tabor, P. 1971. Pauline’s: Memoirs of The Madam on Clay Street. Chicago:
Touchstone Publishing Company.
Tarnovskii, V.M.
1888. Prostitutsiia i abolitsianizm. Doklad russkomu
sifilidologicheskomu i dermatologicheskomu obshchestvu [Prostitution and
Abolitionism: Report to the Russian Syphilidological and Dermatological
Society]. St. Petersburg: Izdanie K. Rikkera.
Truong, T.-D. 1990. Sex, Money and Morality: Prostitution and Tourism in Southeast
Asia. London: Zed Books.
Whelehan, P. 2001. An Anthropological Perspective on Prostitution: The World’s
Oldest Profession. Lewiston: Mellen.