СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ АЙНОВ В ЖИВОПИСНЫХ РАБОТАХ И ГРАВЮРАХ
XVI - НАЧАЛА XIX В.: ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ?
М.В. Осипова
Марина Викторовна Осипова | https://orcid.org/0000-0001-9486-1861 | ainu07@mail.ru |
к. и. н., доцент, старший научный сотрудник отдела этнографии Сибири | Музей антро-
пологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), РАН (Университетская наб. 3,
Санкт-Петербург, 199034, Россия)
Ключевые слова
айны, визуальный образ, портрет, сюжетная композиция, визуальный источник,
историко-этнографический источник
Аннотация
В статье рассматриваются основные визуальные источники XVI - начала XIX в., кото-
рые знакомят зрителя с коренным малочисленным народом тихоокеанских островов -
айнами в период бытования их традиционной культуры. Шелковые и бумажные свитки,
гравюры в книгах всегда привлекали внимание к айнской теме. Дискуссионными оста-
ются многие вопросы этнической истории народа, его расовая принадлежность, истоки
орнамента и татуировки. Появившиеся в период Эдо портреты айнов, выполненные
японскими, российскими и европейскими художниками и граверами, способствовали
распространению знаний об этом народе. Но зачастую визуальные образы отражали
субъективный, часто политически ангажированный взгляд мастера на передаваемый
художественными средствами объект. Несмотря на это, изучая живописные работы,
гравюры и рисунки, можно получить определенное представление о внешнем облике
айнов и особенностях их материальной и духовной культуры. Цель данной статьи -
рассмотреть возможность использования образцов изобразительного искусства
в качестве историко-этнографического источника.
Информация о финансовой поддержке
Исследование проведено в рамках плана НИР МАЭ РАН
рение - один из основных каналов получения информации человеком. Мозг,
осознавая и анализируя увиденное, активно конструирует видимый мир, а
З
средством этого конструирования является визуализация - воспринимаемое
зрительно и наглядно изображение, в том числе в виде рисунка или фотографии.
Статья поступила 20.02.2023 | Окончательный вариант принят к публикации 20.04.2023
Ссылки для цитирования на кириллице / латинице (Chicago Manual of Style, Author-Date):
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах XVI - начала XIX в.:
историко-этнографический источник или художественный вымысел? // Этнографическое обозре-
ние. 2023. № 3. С. 187-205. https://doi.org/10.31857/S0869541523030107 EDN: CPQKFZ
Osipova, M.V. 2023. Vizual’nyi obraz ainov v zhivopisnykh rabotakh i graviurakh XVI - nachala XIX v.:
istoriko-etnograficheskii istochnik ili khudozhestvennyi vymysel? [Visual Image of the Ainu in Paintings
and Engravings of the 16th - Early 19th Centuries: Historical and Ethnographic Source or Artist’s
Imagination?]. Etnograficheskoe obozrenie 3: 187-205. https://doi.org/10.31857/S0869541523030107
EDN: CPQKFZ
Этнографическое обозрение | ISSN 0869-5415 | Индекс 70845 | https://eo.iea.ras.ru
© Российская академия наук | © Институт этнологии и антропологии РАН
188
Этнографическое обозрение № 3, 2023
Именно рисунок был одной из первых попыток человека представить увиденное
другим членам сообщества (Zeki 1992: 33; Полякова 2012: 180). Именно рисунок
с расширением знаний о мире играл в определенном смысле просветительскую
роль, знакомя зрителя с новыми образами, историческими событиями, страна-
ми, народами. Поэтому основная тема и цель этой статьи - анализ ранних изо-
бражений айнов, коренного малочисленного народа тихоокеанских островов,
в историко-этнографическом аспекте и изучение возможности использования
рисунков в качестве источникового материала.
Работ, рассматривавших вопрос визуализации образа айнов в изобразитель-
ном искусстве, немного. Это в основном статьи японских ученых Тории Рюдзо
(鳥居龍蔵), Киндаити Кёсукэ (金田一京助), Сасаки Тосикадзу (佐々木利和),
Такакура Синъитиро (高倉新一郎), Синмё Хидэхито (新明英仁), Сираиси Эри
(白石絵理), изучавших хранящиеся в музейных коллекциях и библиотеках шел-
ковые и бумажные свитки (какэмоно - 掛物 и эмакимоно - 絵巻物) и - частично -
иллюстрации к книгам, которые сегодня в рамках визуальной антропологии
могут рассматриваться как равноценные другим источники. В своих работах
ученые концентрировали внимание на времени и истории создания изобра-
жений, их типах, жанрах - например айну-э (イヌ絵) - или личности авторов.
В отечественной науке в последнее десятилетие тоже стали появляться ста-
тьи (А.Ю. Синицына, С.П. Сорокиной, А.Е. Жабревой, Е.А. Вишленковой,
Н.О. Михайловой и др.), в которых рисунки, гравюры, художественные полотна
представлены в качестве источника, способного расширить знания об особен-
ностях какого-либо предмета или явления.
Подкрепленное литературным описанием, произведение изобразительного
искусства или иллюстрация в научном труде дает возможность сравнить нарисо-
ванное и написанное и может рассказать о многом: о том историческом периоде
и событиях, в контексте которых создавалось полотно или рисунок, о расовой
принадлежности изображенных героев и их антропологическом типе, об осо-
бенностях костюмов и аксессуаров. И здесь уместен вопрос: могут ли образцы
изобразительного искусства считаться надежным источниковым материалом для
этнографов и историков, так как зачастую они носят субъективный, а порой и
ангажированный характер. Художник фактически принуждает зрителя принять
свое представление о запечатленном объекте, иногда абсолютно неузнаваемом.
Это справедливо и в отношении представителей коренных народов (в частности
айнов1): их визуальные образы, созданные живописцами иной (японской, рос-
сийской, европейской), по их собственному мнению, более развитой культуры,
иногда далеки от действительности. Не является ли сюжетная композиция или
портрет, на которые ссылается исследователь, плодом фантазии художника?
К визуальным источникам, повествующим о жизни айнов в XVI - начале
XIX в., можно отнести: 1) шелковые свитки с сюжетами, посвященными встре-
чам представителей этого народа с японскими правителями или военным
столкновениям с японцами; 2) иллюстрации к запискам ученых, обобщивших
устные и письменные свидетельства японских чиновников, по поручению пра-
вительственных органов побывавших в местах проживания айнов; 3) зарисов-
ки с натуры, сделанные художниками, в обязательном порядке присутствовав-
шими на кораблях мореплавателей, совершавших кругосветные путешествия.
Все изображения айнов можно разделить на портреты и сюжетные композиции.
В данной статье речь пойдет о портретах XVI - начала XIX в.
Портрет считается одним из самых сложных жанров изобразительного ис-
кусства. Художник, представляя человека (или группу людей), должен пере-
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах...
189
дать его характерные черты, эмоциональное состояние и душевный настрой.
А с историко-этнографической точки зрения портрет должен раскрывать образ
через особенности внешности, одежды, позы, через предметы, которые персо-
наж держит в руках, через детали обстановки.
Если на рисунках и гравюрах эпох Хэйан (794-1185) и Камакура (1185-1333)
были запечатлены сюжетные композиции, героями которых были жители
земли варваров Эдзо ти (蝦夷地), своей внешностью и одеждой отличавши-
еся от японских чиновников и священнослужителей, то эпоха Эдо в Японии
(1603-1868), именуемая в Европе ранним Новым временем или поздним Сред-
невековьем, принесла новые веяния. С началом кругосветных путешествий в
Стране восходящего солнца, а затем и в странах Старого Света, и в Россий-
ской империи стали появляться научные труды о неведомой территории Эдзо,
проиллюстрированные помимо сюжетных композиций портретами отдельных
местных жителей. Это книги японских авторов: “Японо-китайская иллюстри-
рованная энциклопедия трех начал” (Вакан сансай дзуэ - 和漢三才図会) (1712),
автор Тэрадзима Рёан (寺島良安, 1654-?); “Описание Эдзо” (Эдзо ти - 蝦夷志)
(1720), автор Араи Хакусэки (新井白石, 1657-1725); “Иллюстрированное опи-
сание айнских земель Мацумаэ” (Мацумаэ эдзоти дзуси - 松前蝦夷地圖誌)
(1737/1939?), автор Сакакура Гэндзиро (坂倉源次郎, ?-?); “Записки об Эдзо”
(Эдзо ти - 蝦夷志) (1785), автор Хаяси Сихэй (林子平, 1738-1793); “Описание
Северного Эдзо” (Кита Эдзо цусэцу - 北蝦夷圖説) (1855), автор Мамия Риндзо
(間宮林蔵, 1780-1844); “Удивительные виды острова Эдзо” (Эдзо сима кикан -
蝦夷島奇観) (1799), автор Мураками Симанодзё (村上嶋之允, 1760-1808) (вто-
рое имя Хата Авакимаро - 秦檍丸). Портреты айнов можно встретить в россий-
ских изданиях, таких как “Описание всех в российском государстве обитающих
народов…” (1777) этнографа и путешественника И.Г. Георги и “Атлас к путе-
шествию вокруг света капитана И.Ф. Крузенштерна” (1813), а также в книге
английского мореплавателя У. Броутона “Путешествие открытий в северную
часть Тихого океана…” (1804). Однако наиболее содержательными с позиций
этнографии являются выполненные на шелке портреты 11 айнских вождей и од-
ной женщины из серии “Исю Рэцудзо”(夷酋列像) (1790) японского художника
Какидзаки Хакё (蠣崎波響, 1764-1826); портреты не раз копировались разными
авторами (их переносили на шелк, бумагу, дерево). Обращаясь к перечислен-
ным визуальным источникам, следует учитывать цели, которые преследовали
авторы изображений: хотели ли они передать свои впечатления от увиденного
или стремились точно отобразить действительность?
Прежде чем говорить о портретах айнов как историко-этнографическом
источнике, необходимо упомянуть о том, как характеризовали этот коренной
народ японцы и европейцы. В качестве примера можно привести отображаю-
щие общий настрой слова Сакакура Гэндзиро: “Все они нравом прямодушны и
глупы. Не имея плодов цивилизации, они остаются дикарями, обликом подоб-
ные животным…” (Щепкин 2022: 165). Исходя из этого описания, можно пред-
ставить, каким образом изображали айнов художники.
Антропологический тип айнов в работах художников
В этнической истории айнов самым главным и до сих пор нерешенным оста-
ется вопрос их расовой принадлежности. Сегодня в интернете можно встретить
следующие описания представителей этого коренного народа: “айны изначально
выглядели больше, как европейцы, нежели чем азиаты” (Синельщикова 2019);
190
Этнографическое обозрение № 3, 2023
Рис. 1. Эдзо (Тэрадзима 1712).
Источник: 寺島良安 (尚順) 編『和漢三才図会』中之巻,中近堂,17-21.
国立国会図書館デジタルコレクション
https://dl.ndl.go.jp/pid/898161 (参照 2023-04-23)
“крепкие, светлокожие и ясноглазые воины, они совершенно не похожи на ази-
атов, у них больше преобладают европейские черты” (Гольд 2014). Но если рас-
сматривать первые портреты айнов, то эти слова не подтверждаются.
Так, рисунок к статье, озаглавленной “Эдзо”, из “Японо-китайской иллю-
стрированной энциклопедии трех начал” во многом повторяет полотна эпохи
Хэйан. На них воинственные жители северо-востока о-ва Хонсю (современная
территория региона Тохоку, включающего префектуры Акита и Иватэ), имену-
емые тогда эмиси (эбису, эдзо - 蝦夷), изображались полумифическими суще-
ствами с рогами и лицами демонов (свиток 1517 г., художник Тоса Мицунобу
[土佐光信, 1434-1535]) или коленопреклоненными людьми неопределенной
расы (свиток 1069 г., художник Хата-но Титэй [秦致貞, 901-1200]) (Sasaki 1993:
219-220). На рисунке к статье “Эдзо” изображен мужчина - представитель этого
народа, держащий в руках натянутый лук со стрелой (см. Рис. 1); в комментари-
ях сказано, что внешностью эти люди “напоминают духов-якша” (Щепкин 2022:
54), в буддийской мифологии духов лесов и гор - привычной среды обитания
эдзо. Автор рисунка Тэрадзима Рёан придал лицу персонажа злобное выраже-
ние, телу - угрожающую позу; мужчина ассоциируется со злыми духами, вре-
дящими людям. На портрете обозначен и самый яркий антропологический при-
знак, отличающий эмиси (эбису, эдзо) от японцев, который подчеркивался всеми
художниками во все времена - повышенная волосатость мужской половины айн-
ского сообщества. Такой образ вполне соответствует и описанию, данному се-
веро-восточным племенам в “Нихон сёки”: “…эти восточные дикари неистовы
по характеру и нападают внезапно… и все промышляют разбоем. Кроме того,
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах...
191
Рис. 2. Тёсама. Какидзаки Хакё. 1790
(© Le musée des Beaux-Arts et d’Archéologie de Besançon - Photographie P. Guenat; М0332-3796).
Reproduced with permission of the Museum of Fine Arts and Archeology of Besançon
192
Этнографическое обозрение № 3, 2023
Рис. 3. а) Курилец (Георги 1777: табл. 75)
б) Айны бухты Вулканов (Broughton 1804)
в горах есть дурные божества, а в полях вредоносные демоны. Они чинят поме-
хи на перекрестьях дорог, преграждают пути, всячески терзают людей. Среди
восточных дикарей самые сильные - эмиси” (Нихон сёки б.г.).
В трудах Араи Хакусэки, Сакакура Гэндзиро, Хаяси Сихэя и Мамия Риндзо
создается иной визуальный образ айнов. Здесь на портретах (жанр жэньу), вы-
полненных под влиянием китайской живописной традиции (стиль гунби - “тща-
тельная кисть”) с ее точно выписанными контурными линиями и повышенным
вниманием к деталям (Чай Хун 2014: 22), изображены скорее представители
восточноазиатской (дальневосточной) расы - люди со смуглой кожей, жесткими
прямыми черными волосами, сильно развитой складкой верхнего века, относи-
тельно узким и высоким лицом, утолщенными губами.
Портреты айнов серии “Исю Рэцудзо” резко отличаются от всех, созданных
ранее. Написанные художником и поэтом Какидзаки Хакё не в китайской, а в
западной манере, стилизованные изображения людей характеризуются нарочи-
той декоративностью, преувеличенными деталями внешности и костюма при
формальном сохранении антропологических особенностей (см. Рис. 2). У изо-
браженных мужчин густые, сросшиеся в одну линию брови, большие носы и
уши, длинные бороды, повышенная волосатость тел, огромные глаза с яркими
зрачками и обращающей на себя внимание белизной белков. Такие причудливые
визуальные образы, в которых сочетаются реальность и гротеск, в некоторой
степени являются плодом фантазии художника (Исю Рэцудзо 2015).
На страницах книги И.Г. Георги “Описание всех в российском государстве
обитающих народов…” впервые появляется портрет курильского айна (Георги
1777: табл. 75), но, как справедливо заметила Е.А. Вишленкова, граверами
Х. Ротом и Д. Шлеппером, авторами иллюстраций, не была проведена «визуаль-
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах...
193
Рис. 4. а) Изображение Айно, жителя острова Эзо (Атлас 1813: табл. LXVII)
б) Грудное изображение женщины народа, называемого Айно (Атлас 1813: табл. LXVIII)
ная граница между “русскими” и “не-русскими”» (Вишленкова 2007: 69-70). По-
этому, глядя на портрет, трудно определить расовую принадлежность курильца
(см. Рис. 3а). Это справедливо и для гравюры из книги У. Броутона (см. Рис. 3б),
где на портретах мужчины и женщины, написанных в западной манере, изобра-
жены и не азиаты, и не европейцы (Broughton 1804: 98-99, 105): у них прямые
или волнистые мягкие волосы, широкий разрез глаз, средне или сильно выступа-
ющий нос, тонкие или умеренно толстые губы, сильная или средняя волосатость
лица и тела, цвет кожи разный - от светлого до темного.
Ближе всего к созданию истинного внешнего облика айнов подошел есте-
ствоиспытатель, художник и гравер В.Г. Тилезиус фон Тиленау (1767-1857),
участник кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна. Выполненные по его
рисункам портреты вполне определенно указывают на антропологические при-
знаки курильской (айнской) расы (Атлас 1813: табл. LXXVII, LXXVIII). У айна и
айнки с о-ва Эдзо смуглая кожа, темные и жесткие волосы, развитый волосяной
покров, крупный нос и большой рот (см. Рис. 4а,б), что полностью соответствует
описанию, оставленному казаком О. Аргуновым, который встречался с куриль-
скими айнами лично:
Курильцы возрастом (ростом. - М.О.) средние, а больше что малые, а очень дебелых мало
в них находится, но больше сухощавые… Лица больше что круглы и широки, носы него-
раздо высокие, но короткие, щеки толсты, рот велик, толстые губы, зубы белые, велики и
широки, бороды и ус густы, широки и черные, волосы на голове густы, недолги, жестки
и черны… Кожа на теле жестка и смугла и больше таких что очень черны и по большей
части мохнаты, а именно на грудях, на руках, на ногах, на спине и на крыльцах, почти и
на всем теле (Полевой 1988: 76).
194
Этнографическое обозрение № 3, 2023
Рис. 5. Айны Северного Эдзо (Мамия 1855)
Оружие, орудия промысла и животные айнов
на рисунках и гравюрах
Следующей темой историко-этнографического сюжета могут стать запечат-
ленные на рисунках и гравюрах орудия промысла и оружие айнов. Об охотни-
чьих традициях и воинственности этого народа говорят исторические источники
и устные предания. На многих портретах из серии “Исю Рэцудзо”, помещен-
ных в книгах “Описание Северного Эдзо” и “Удивительные виды острова Эдзо”,
у мужчин в руках лук и колчан со стрелами, копье или меч (см. Рис. 5)
(Мамия 1855; Ezo Shima Kikan n.d.; Исю Рэцудзо 2015: 27, 29, 31, 33, 35, 41). Меч
был важным предметом мужской жизни мира айнов - именно он использовался
в междоусобной борьбе, в столкновениях с нивхами и тунгусо-маньчжурами,
в борьбе с японцами, о чем свидетельствуют многочисленные жанровые сце-
ны. Меч был не только грозным оружием, но и маркером высокого социального
и имущественного статуса владельца. Доказательством этому служат портрет
айна из “Удивительных видов острова Эдзо” Мураками Симанодзё (Ezo Shima
Kikan n.d.) и портрет мужчины с мечом из “Записок об Эдзо” Араи Хакусэки
(позднее изображение было напечатано в книге с одноименным названием
Хаяси Сихэя), в комментарии к которому говорится: “На этом рисунке изображен
знатный человек, который может быть начальником-отона. <…> Айн на этом
рисунке одет в китайскую одежду, в головном уборе из Московии, а на поясе -
японский меч” (Щепкин 2022: 187). Айны считали себя потомками божеств
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах...
195
(камуй сани) и во владении оружием пытались быть под стать своему культурно-
му герою Аиойна камуя, владевшему воспламеняющимся мечом. А.М. Соколов,
кроме трех перечисленных (оружие, атрибут героя/божества, маркер статуса),
определил и другие функции айнского меча (апотропей; посредник в общении
с божествами; подношение; атрибут свадебного обряда; штраф за провинность;
оплата; игрушка; инструмент для использования в хозяйственных целях; пред-
мет погребального культа; материал для изготовления орудий) (Соколов 2022:
20-69). Отметим, что в эпоху Эдо айнам было запрещено иметь боевые мечи.
Важную роль в жизни айнов еще с неолитических времен играл лук (ку),
о чем свидетельствуют археологические находки (Соколов 2014: 325). И это не
случайно. Вторым по значимости после рыболовства промыслом у айнов счи-
талась охота, где главным образом использовался лук. Размер айнского лука ва-
рьировался от 60 см до 4 м. На рисунках из серии “Исю Рэцудзо” представлены
небольшие луки - до 1,5 м. История сохранила имя гравера, иллюстрировавшего
второй том “Описания Северного Эдзо” - Дзютансай (重探斎), на его черно-бе-
лых рисунках изображены охотники в зимней и летней одежде с копьем и лу-
ком в руках (Мамия 1990: 112; 1855). Стоит упомянуть, что лук был не только
промысловым, но и боевым оружием айнов. А.М. Соколов привел выдержку из
китайского источника Синь Тан Шу, в котором говорилось о том, что эмиси де-
монстрировали превосходное искусство стрельбы из лука (Соколов 2014: 326).
Об этом свидетельствует и свиток с сюжетом подавления восстания эмиси вой-
ском генерала Саканоуэ-но Тамурамаро (坂上 田村麻呂, 758-811).
На картинах часто изображалась добыча охотника. На одном из рисунков
серии “Исю Рэцудзо” старейшина Нотикуса несет на себе убитого оленя (его
мясо было одним из основных компонентов рациона айнов), на другом - к поясу
старейшины Симоти приторочены добытые им утки, на третьем - старейши-
на Ининкари ведет на веревке живого медвежонка: его ловили и выращивали в
селении для медвежьего праздника йомантэ (Исю Рэцудзо 2015: 33, 35, 37).
Неизменным спутником человека была собака. О ее значимой роли в жизни
айнов писал еще Мамия Риндзо: “Важнейшим занятием аборигенов является
разведение собак. <…> Все они служат человеку… Есть много примеров хо-
рошего, заботливого обращения туземцев с собаками. Собаки платят хозяину
любовью и не покидают его ни днем, ни ночью. Эти люди живут с собаками
буквально одной семьей” (Мамия 1990: 108). Собаки айнов служили им охран-
никами, тягловой силой - их запрягали в нарты, пищей, они сопровождали душу
медведя-первопредка к горному духу. Из 11 иллюстраций ко второму тому “Опи-
сания Северного Эдзо” на восьми изображены собаки. В “Исю Рэцудзо” возле
старейшин Ининкари и Пороя - на поводке собаки (Исю Рэцудзо 2015: 35, 39).
Животные написаны с большой любовью; рисунки отличаются реалистично-
стью благодаря тщательно воспроизведенным деталям: передана структура шер-
сти, ее цвет, физиологические особенности собак (см. Рис. 5).
Одежда, обувь и аксессуары
На японских шелковых полотнах, на рисунках и гравюрах, посвященных
айнской теме, можно найти немало наглядного материала, дающего представ-
ление об одежде и обуви людей в XVI - начале XIX в. В большинстве своем на
портретах простолюдинов и старейшин их одежда (зимняя и летняя, верхняя и
нижняя) тщательно, детально выписана и отличается высокой достоверностью.
Можно заметить, что для ее изготовления использовались не только ткани (в том
196
Этнографическое обозрение № 3, 2023
числе растительного происхождения) промышленного и кустарного производ-
ства, но и другие материалы. Каждый вид одежды имел собственное название:
эдзо-нисики и дзиттоку (айнск. сантачимип/манчюкосонто) - шелковые хала-
ты из Китая; сярампэ (шелковая) или чимип (хлопковая) - одежда из японских
тканей; аттус - одежда из растительных волокон; ур - одежда из кожи/шкур
животных/птиц/рыб (рапур - из птичьей кожи, юкур - из оленьих шкур, моур -
из шкурок мелких зверей, чепур - из рыбьей кожи, камуйрус - из меха нерпы,
сетарус - из меха собаки, исорус - из шкуры медведя) (Китахара 2016).
Одежда изображенного на портрете человека указывала на его статус в айн-
ском обществе. Обеспеченные, высокого ранга мужчины и женщины одевались
иначе, чем простолюдины. Как сообщается в рукописи Хаяси Сихэя, богачи но-
сили халаты в основном из тканей японского, китайского или российского про-
изводства, люди среднего достатка - перешитую из старой одежду из импортной
материи и халаты из тканей собственного производства, все элементы костюма
бедняков были исключительно из материи, изготавливаемой айнками (Щепкин
2022: 187-189).
Одежда и другие изделия иностранного производства могут рассказать и о
внешнеторговых связях айнов. Эта страница истории коренного народа до сих
пор привлекает ученых. Самым ранним свидетельством наличия у айнов одеж-
ды, изготовленной в других странах, в частности в Китае, Сасаки Тосикадзу счи-
тает иллюстрацию к статье “Эдзо” из книги Тэрадзима Рёана. Исследователь
предположил, что на изображенном мужчине поверх айнского халата аттус
надет китайский, полученный в результате Сантан-торговли (Sasaki 1993: 220).
Подтвердить это предположение трудно, так как рисунок очень схематичен и
выполнен в черно-белой гамме. Но уже в “Описании Северного Эдзо” Мамия
Риндзо и мужчины, и женщины одеты в халаты из китайского шелка (Мамия
1855), что подтверждается текстом: “Сантаны привозят сюда цветные шелковые
ткани и парчу. Покрой одежды здесь иной, чем в Эдзо, это хорошо видно на
иллюстрациях” (Мамия 1990: 104). Наиболее полно тема айнской одежды китай-
ского покроя или сшитой из китайской ткани отражена в серии “Исю Рэцудзо”.
На 11 портретах из 12 люди изображены в нисики и дзиттоку, и в комментари-
ях всегда упоминается Сантан - так называли айны и японцы торговый путь,
соединявший в XVI-XVIII вв. северную часть Китая с Курилами, Хоккайдо и
Японией. Сантан проходил через Приамурье и Сахалин - территорию прожи-
вания нанайцев, ульчей и нивхов. По “Северному шелковому пути” из Китая
и Маньчжурии к народам Нижнего Амура, а от них к айнам поступали мань-
чжурские шелковые костюмы и шелковая ткань, хлопчатобумажные костюмы
и ткань (хлопковая хоуси, сатин сари), ковры, нитки, иглы (Sasaki 2015: 121).
Мураками Симанодзё в своем свитке “Удивительные виды острова Эдзо” сооб-
щал: “Парчу производили в Сучжоу. Затем она попадала к монгольскому племени
даттан (кит. дада), а от них в результате меновой торговли через Сантан на Эдзо”
(Сасаки 1995: 18). Такую одежду из шелковой или парчовой ткани со вставками
желтого и голубого цвета, с вышитыми золотыми и серебряными нитями мо-
тивами зооморфного орнамента и изображениями мифологических существ, в
частности драконов, надевали на официальные мероприятия. Представители
династии Цин продавали такие ткани через Сантан, кроме того, они награждали
старейшин айнских селений шелковыми одеждами манпао, буфу и чаофу, кото-
рые в Японии и на Нижнем Амуре назывались сантан фуку и сантан нисики.
Представители клана Мацумаэ, управлявшие Хоккайдо, даже ввели правило для
хоккайдских старейшин: появляться на приемах одетыми в дзиттоку (Shiraishi
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах...
197
Рис. 6. Икотой. Какидзаки Хакё. 1790
(© Le musée des Beaux-Arts et d’Archéologie de Besançon - Photographie P. Guenat; М0332-3800).
Reproduced with permission of the Museum of Fine Arts and Archeology of Besançon.
198
Этнографическое обозрение № 3, 2023
2022: 100). О шелковых и хлопчатобумажных халатах жителей Кунашира упо-
минал Г.В. Стеллер: “Остров этот называется Кунашир <…> Его жители носят
длинные шелковые или из китайчатой материи балахоны…” (Стеллер 1999: 33).
Каждый кусочек ткани ценился на вес золота. Халат мог быть изготовлен даже
из старых фрагментов ткани, сшитых вместе в целое полотнище. Затем на го-
товое изделие наносилась вышивка или аппликация. Н.В. Рудановский в своем
отчете указывал, что богатые айны Сахалина под верхнюю одежду надевали по
несколько халатов мандшу, получаемых ими от маньчжуров, бедные же под шу-
бой носили актус (аттус) - халат из луба вяза или осины (Рудановский 2003:
163), что подтверждается имеющимися изображениями.
С приходом русских на Камчатку у жителей северных Курильских островов
появилась возможность приобретать ткани и одежду российского производства:
Сами жители любят разное суконное, хлопчатобумажное, шелковое и льняное платье и
рубахи, за которые они очень дорого платят русским <…> Они носят одежду из наи-
лучшего сукна, самых ярких цветов, пунцовую, синюю и т.п., носят суконные рубашки
с галунами, украшают платья золотыми и серебряными пуговицами и платят за все это
бешеные деньги (Стеллер 1999: 37, 182).
Икотой - айнский старейшина из Аккэси (см. Рис. 6) и старейшина Цукиноэ
с о-ва Кунашир (в серии “Исю Рэцудзо”), помимо китайских халатов нисики,
одеты в российские военные суконные кафтаны красного цвета; на некоторых
старейшинах белые лосины, а на ногах европейская обувь (Исю Рэцудзо 2015:
25, 27, 29, 31). Это указывает на то, что жители островов Кунашир и Итуруп од-
ними из первых наладили торговые отношения с русскими. Сасаки Сиро счита-
ет, что наличие китайской и русской одежды у айнов очень определенно характе-
ризует “политическую и экономическую ситуацию в Северо-Восточной Азии”,
сложившуюся в этот период (Sasaki 2015: 123).
Хотелось бы обратить внимание на то, что практически на всех образцах
одежды, изготовленных самими айнами, отмечаются традиционные геометриче-
ские орнаментальные композиции, а в некоторых случаях можно увидеть “мел-
кие и крупные крестики”, не свойственные орнаментам соседствующих этно-
сов, что было отмечено еще патером Д. де Анджелисом во время посещения им
Эдзо в 1621 и 1622 гг. (Schütte 1952: 75-76; Грааф, Наарден 2005: 40). Вопрос об
истоках айнского орнамента является до сих пор предметом дискуссий ученых.
Обращают на себя внимание зафиксированные художниками мужские и жен-
ские аксессуары. На всех без исключения портретах можно видеть серьги нин-
кари, а на женщинах еще и бусы с серебряным зеркалом ситоки (см. Рис. 7).
И серьги, и зеркало (металлическая круглая пластина), часто изготовленное из
цубы - гарды от японского меча, служили амулетами, оберегающими владельцев
от проникновения в тело злых духов. А.М. Соколов высказал мысль, что зеркала
ситоки имели отношение к культу божества солнца Чуф камую, а стеклянные
бусины были предметом меновой торговли с коренными народами Сахалина, но
есть сведения, что они производились японцами специально для айнов (Соколов
2007: 138-140).
Часто на портретах в руках мужчин можно видеть странный предмет с
круглой основой, от которой отходят две отдельные полосы или, как назвал их
Хаяси Сихэй, ножки. Этот аксессуар держит, например, старейшина Тёсама
на изображении из серии “Исю Рэцудзо” (см. Рис. 2) (Исю Рэцудзо 2015: 25).
Это кувагата - металлическая рогообразная накладка на самурайский шлем.
Айны называли этот предмет пэра/кирай-усь-томи камуй - “божество, у кото-
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах...
199
Рис. 7. Женщина с татуировкой. Источник: Араи Хакусэки. Эдзо ти. 新井白石 『蝦夷志』
https://digital.library.wisc.edu/1711.dl/3YQ7HOQB5ZJFT9C
200
Этнографическое обозрение № 3, 2023
Рис. 8. Изображение айнской женщины. Источник: Мураками Симанодзё.
Эдзо сима кикан. 秦檍丸『蝦夷島奇観』,氏家厚時写,万延1 [1860].
国立国会図書館デジタルコレクション
https://dl.ndl.go.jp/pid/2540810 (参照 2023-04-06) DOI 10.11501/2540810
рого растут рога”, он служил амулетом, отгоняющим заклятых врагов и болез-
ни: “Когда айны заболевают, они кладут этот предмет у изголовья для молитвы”
(Щепкин 2022: 208). Кроме того, кувагата была символом власти (Соколов 2014:
496-497).
Японские художники и граверы предпочитали изображать мужчин, но жен-
ские портреты все-таки встречаются. И в этой связи возникает тема айнской
женской татуировки. Как и упомянутый выше орнамент, рисунок, наносивший-
ся на лицо и руки женщины, до сих пор остается часто обсуждаемым аспектом
в исследовании культуры айнов. Непроясненными до конца остаются моменты,
связанные с истоками этой традиции, а также с тем, в каком возрасте, с какой
целью и кем наносились на кожу определенные узоры (Осипова 2016: 95-108).
И в этом контексте возникает вопрос: встречалась ли женская татуировка на ри-
сунках и гравюрах XVI - начала XIX в.? Известно, что и мужчины наносили на
свои лица тату, достаточно взглянуть на портрет курильца из книги И.Г. Георги.
В записях А.С. Полонского читаем: “В прежние времена оба пола, но после толь-
ко одне женщины расшивали черною краскою разные узоры на губах и руках до
самых локтей, в полном уповании достигнуть через то блаженство по смерти”
(Полонский 1994: 29). Однако трудов эпохи Эдо с портретами татуированных
людей немного, и рисунок на лице отличается схематичностью, а представлен-
ные описания узоров не совпадают с теми, которые запечатлены на фотографиях.
У Араи Хакусэки и Хаяси Сихэя - это тонкие и изысканные цветочные узоры
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах...
201
(см. Рис. 6) (Щепкин 2022: 129, 187), хотя во всех более поздних источниках
запечатлена татуировка на лице в виде усов, а на руках - в виде геометрических
узоров, что подтверждается известным портретом девушки с ткацким станком
(см. Рис. 8) из книг Мураками Симанодзё (Ezo Shima Kikan n.d.) и Мацуура
Такэсиро (Санко: эдзо нисси - 三航蝦夷日誌).
* * *
Подводя итог, можно сказать, что произведения изобразительного искусства
с определенной долей условности можно рассматривать как историко-этногра-
фический источник. Так, решение вопросов расовой принадлежности и антро-
пологического типа народа на их основании затруднительно. Здесь срабатывает
фактор зачастую субъективного восприятия действительности художником, на
которого оказывали серьезное влияние внешние факторы. Японские и европей-
ские художники, с позиции представителей “цивилизованных” народов воспри-
нимая айнов как “варваров”, стремились подчеркнуть их “инаковость”. Что же
касается объектов материальной культуры, то рисунки и гравюры могут рассма-
триваться как вполне надежные источники для получения информации о предме-
тах, бытовавших в определенный период времени, а в качестве дополнительных
могут быть привлечены фольклорные материалы. Необходимо отметить, что и
сама книга, содержащая иллюстрации, может стать объектом исследования.
И здесь нельзя не согласиться с Сасаки Сиро, который, приводя в качестве при-
мера серию портретов “Исю Рэцудзо”, подчеркивал, что это не только живопис-
ное произведение, но важный исторический источник, “который следует рас-
сматривать в контексте мировой истории, а не только истории северных границ
Японии и культуры айнов” (Sasaki 2015: 123).
Примечания
1 До позднего Средневековья племена, населявшие северо-восточную часть
Хонсю, острова Хоккайдо, Сахалин и Курильские острова, именовались эмиси
(эбису, эдзо - 蝦夷), этноним “айны” в научной литературе появился в XIX в.
Источники и материалы
Араи
1720
- Араи Х. Эдзо ти.
1720. https://digital.library.wisc.edu/1711.
dl/3YQ7HOQB5ZJFT9C
Атлас 1813 - Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна.
СПб.: Морская типография, 1813.
Георги 1777 - Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих
народов, так же их житейских обрядов, вере, обыкновений, жилищ, одежд
и прочих достопамятностей. В 4-х частях. Часть третия, Семоядские, ман-
джурские и восточные сибирские народы. Переведено с немецкого. СПб.:
Иждивением книгопродавца К.В. Миллера, у содержателей типографии
Вейтбрехта и Шнора, 1777.
Гольд 2014 - Гольд А. Японский нацвопрос. Несколько слов об истории айнов //
East Russia. 04.02.2014. https://www.eastrussia.ru/material/yaponskiy_natsvopros
Исю Рэцудзо 2015 - Исю Рэцудзо: эдзо-си имэ:дзи о мэгуру хито моно сэкай.
Sapporo: Hokkaido Museum, 2015. (на япон. и англ. яз.)
202
Этнографическое обозрение № 3, 2023
Мамия 1855 - Мамия Р. Кита Эдзо цусэцу. 1855. Vol. 2. (на япон. яз.) https://search.
library.wisc.edu/digital/AS57CZK5HJYT638M (дата обращения: 15.01.2012).
Нихон сёки б.г. - Нихон сёки. Анналы Японии. Свиток VII, Небесный повели-
тель Опо-тараси-пико-вакэ-но сумэра-микото. Государь Кэйко: Небесный
повелитель Вака-тараси-пико но сумэра-микото. Государь Сэйму / Перев.
Л.М. Ермаковой, А.Н. Мещерякова. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/
Japan/VIII/720-740/Nihon_seki_I/frametext7.htm (дата обращения: 09.12. 2012).
Синельщикова 2019 - Синельщикова Е. Кто такие айны и почему их существо-
вание в России скрывается до сих пор // Узнай Россию. 26.06.2019. https://
ru.rbth.com/read/346-who-are-ainu-people
Тэрадзима 1712 - Тэрадзима Р. Вакан сансай дзуэ. Кокурицу Коккайтосёкан дэд-
зитару корекусён. https://doi.org/10.11501/898161
Ezo Shima Kikan n.d. - Ezo Shima Kikan (“Unusual Views of Ezo [Hokkaido], painted
handscroll, Hata Awagimaro (1760-1808) // Akg-Images. https://www.akg-
images.co.uk/archive/-2UMEBMY8TA48L.html (дата обращения: 18.02.2023).
Научная литература
Вишленкова Е.А. Тело для народа, или “увидеть русского дано не каждому” //
Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 3. С. 64-99.
Грааф де Т., Наарден Б. Описание нивхов и айнов и территорий их проживания
в XVII веке по книге Н. Витсена “Северная и Восточная Тартария” // Крае-
ведческий бюллетень. 2005. № 4. С. 3-62.
Китахара Д. “Синри уреспа” (сосэн но кураси) 15 // Сироро. 2016. No. 7.
(на япон. яз.) https://ainugo.nam.go.jp/siror/monthly/201607.html
Мамия Р. Описание Северного Эдзо // Краеведческий бюллетень. 1990. № 2.
С. 85-130.
Осипова М.В. Декоративно-прикладное искусство айнов: от прошлого к на-
стоящему (Очерки о духовной культуре айнов). Хабаровск: ХКМ им.
Н.И. Гродекова, 2016.
Полевой Б.П. Неопубликованное сочинение О. Аргунова о северных айнах
(к 250-летию начала камчатских исследований С.П. Крашенинникова) //
Советская этнография. 1988. № 3. С. 72-83.
Полонский А.С. Курилы // Краеведческий бюллетень. 1994. № 3. С. 3-86.
Полякова В.Е. Визуализация как эффективный метод представления информа-
ции в сознании человека // Альманах современной науки и образования.
2012. № 4 (59). С. 180-181.
Рудановский Н.В. “Поездки мои по острову Сахалину я делал осенью и зи-
мою…”. Отчеты лейтенанта Н.В. Рудановского. 1853-1854 гг. // Вестник
Сахалинского музея. 2003. № 10. С. 137-166.
Сасаки Т. Искусство айнов. Ремесла айнов. № 354. Токио: Сибундо, 1995.
(на япон. яз.)
Соколов А.М. Украшения и пояса в быту и культуре айнов // Этнографическое
обозрение. 2007. № 2. С. 138-149.
Соколов А.М. Айны: от истоков до современности. СПб.: МАЭ РАН, 2014.
Соколов А.М. Пламенеющие клинки айнов. СПб.: МАЭ РАН, 2022.
Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки. Петропавловск-Камчатский: Камчат-
ский печатный двор, 1999.
Чай Хун К вопросу изучения специфики китайской традиционной живописи //
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 11-12. C. 21-23.
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах...
203
Щепкин В.В. Айны глазами японцев: неизвестная коллекция А.В. Григорьева.
СПб.: Арка, 2022.
Broughton W.R. A Voyage of Discovery to the North Pacific Ocean: In which the Coast
of Asia, from the Lat. of 35° North to the Lat. of 52° North, the Island of Insu
(Common Known under the Name of the Land of Jesso), The North, South, and
East Coast of Japan, the Lieuchieux and the Adjacent Isles, as well as the Coast
of Corea, have been Examined and Surveyed. L.: T. Cadell and W. Davies, 1804.
Sasaki T. On Ainu-e - Pictorial Descriptions of Ainu Life and Customs // European
Studies on Ainu Language and Culture / Ed. J. Kreiner. Munchen: Indicium-Verl.,
1993. Р. 217-227.
Sasaki S. The Ainu in Northeast Asia // Ishuretsuzo, the Images of Ezo. Tracing
Persons, Things and the World =夷酋列像: 蝦夷地イメージをめぐる人・物・
世界. Ishū retsuzō: Ezochi imēji o meguru hito mono sekai. Sapporo: Ishūretsuzō
ten Jikkō Iinkai; Hokkaidō shinbunsha, 2015. P. 121-123.
Schütte J.F. Map of Japan by Father Girolamo de Angelis // Imago Mundi. 1952. Vol. 9.
P. 73-78.
Shiraishi E. Fictitious Images of the Ainu: Ishu Retsuzo and Its Back Story // Japan
Review: Journal of the International Research Center for Japanese Studies. 2022.
Vol. 36. P. 89-109.
Zeki S. The Visual Image in Mind and Brain // Scientific American. 1992. Vol. 267 (3).
P. 69-76.
R e s e a r c h A r t i c l e
Osipova, M.V. Visual Image of the Ainu in Paintings and Engravings of the
16th - Early 19th Centuries: Historical and Ethnographic Source or Artist’s Imagination?
[Vizual’nyi obraz ainov na zhivopisnykh polotnakh i graviurakh XVI - nachala XIX v.:
istoriko-etnograficheskii istochnik ili khudozhestvennyi vymysel?]. Etnograficheskoe
obozrenie, 2023, no. 3, pp. 187-205. https://doi.org/10.31857/S0869541523030107
EDN: CPQKFZ ISSN 0869-5415 © Russian Academy of Sciences © Institute of
Ethnology and Anthropology RAS]
Marina Osipova | https://orcid.org/0000-0001-9486-1861 | ainu07@mail.ru |
Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera),
Russian Academy of Sciences (3 University Emb., St. Petersburg, 199034, Russia)
Keywords
Ainu, visual image, portrait, composition, visual source, historical source, ethnographic
source
Abstract
The article examines the main visual sources of the 16th - early 19th centuries, in which
the images of the Ainu were introduced. The silk and paper scrolls, engravings in the
books always attracted attention to the Ainu theme. Many issues in the ethnic history
and physical anthropological type of the people, as well as the origins of their ornaments
and tattoos remain debatable. The portraits of the Ainu that appeared during the Edo
period, made by Japanese, Russian, and European artists and engravers, contributed to
the spread of knowledge about this people. However, these visual images often reflected
the artist’s subjective, often politically biased, views of the object. Despite this fact,
one can get a certain idea of the Ainu appearance and the features of their material and
204
Этнографическое обозрение № 3, 2023
spiritual culture by studying these canvases, engravings and illustrations. The purpose
of this article is to consider the possibility of using pieces of art as a historical and
ethnographic source.
References
Broughton, W.R. 1804. A Voyage of Discovery to the North Pacific Ocean: In which
the Coast of Asia, from the Lat. of 35° North to the Lat. of 52° North, the Island of
Insu (Common Known under the Name of the land of Jesso), The North, South, and
East Coast of Japan, the Lieuchieux and the Adjacent Isles, as well as the Coast
of Corea, have been Examined and Surveyed. London: T. Cadell and W. Davies.
Chai, Khun. 2014. K voprosu izucheniia spetsifiki kitaiskoi traditsionnoi zhivopisi
[On the Issue of Studying the Specific of Chinese Traditional Painting]. Austrian
Journal of Humanities and Social Sciences 11-12: 21-23.
Graaf, de T., and B. Naarden. 2005. Opisanie nivkhov i ainov i territorii ikh prozhivaniia
v XVII veke po knige N. Vitsena “Severnaia i Vostochnaia Tartariia” [Description
of the Nivkhi and Ainu and the Territories of Their Residence in the 17th Century
according to N. Witsen’s Book “Northern and Eastern Tartaria”]. Kraevedcheskii
biulleten 4: 3-62.
Kitahara, J. 2016. Shinri~tsuureshipa (sosen no kurashi) 15 [Shinri Uresipa (ancestrial
life) 15]. Shiroro 7. https://ainugo.nam.go.jp/siror/monthly/201607.html
Mamiia, R. 1990. Opisanie Severnogo Edzo [The Description of The Northern Ezo].
Kraevedcheskii biulleten’ 2: 85-130.
Osipova, M.V. 2016. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo ainov: ot proshlogo k
nastoiashchemu (Ocherki o dukhovnoi kul’ture ainov) [Ainu Decorative Art: From
Past to Present (Essays about Ainu Spiritual Culture)]. Khabarovsk: KhKM im.
N.I. Grodekova, 2016.
Polevoi, B.P.
1988. Neopublikovannoe sochinenie O. Argunova o severnykh
ainakh (k 250-letiiu nachala kamchatskikh issledovanii S.P. Krasheninnikova)
[O. Argunov’s Unpublished Work about the Northern Ainu (On the 250th
Anniversary of the Beginning of Kamchatka Research by S.P. Krasheninnikov].
Sovetskaia etnografiia 3: 72-83.
Poliakova, V.E. 2012. Vizualizatsiia kak effektivnyi metod predstavleniia informatsii v
soznanii cheloveka [Vizualization as an Effective Method of Representing Information
in the Human Mind]. Al’manakh sovremennoi nauki i obrazovaniia 4 (59): 180-181.
Polonskii, A.S. 1994. Kurily [Kuriles]. Kraevedcheskii biulleten’ 3: 3-86.
Rudanovskii, N.V. 2003. “Poezdki moi po ostrovu Sakhalinu ia delal osen’iu i zimoiu…”.
Otchety leitenanta N.V. Rudanovskogo. 1853-1854 gg. [“I made My Trips around
Sakhalin Island in Autumn and Winter…”: Lieutenant N.V. Rudanovsky’s Reports;
1853-1854]. Vestnik Sakhalinskogo muzeia 10: 137-166.
Sasaki, T. 1993. On Ainu-e - Pictorial Descriptions of Ainu Life and Customs.
In European Studies on Ainu Language and Culture, edited by J. Kreiner,
217-227. Munchen: Indicium-Verl.
Sasaki, T. 1995. Ainu no kogei. No. 354 [Ainu Crafts. No. 354]. Tokyo: Shibundo.
Sasaki, S. 2015. The Ainu in Northeast Asia. In Ishuretsuzo, the Images of Ezo: Tracing
Persons, Things and the World = 夷酋列像 : 蝦夷地イメージをめぐる人・物・
世界 , 121-123. Sapporo: Ishūretsuzō ten Jikkō Iinkai; Hokkaidō shinbunsha.
Schütte, J.F. 1952. Map of Japan by Father Girolamo de Angelis. Imago Mundi 9:73-78.
Shchepkin, V.V.
2022. Ainy glazami yapontsev: neizvestnaia kollektsiia
A.V. Grigor’eva [The Ainu through the Eyes of the Japanese: The Unknown
Collection of A.V. Grigoriev]. St. Petersburg: Arka.
Осипова М.В. Визуальный образ айнов в живописных работах и гравюрах...
205
Shiraishi, E. 2022. Fictitious Images of the Ainu: Ishu Retsuzo and Its Back Story.
Japan Review: Journal of the International Research Center for Japanese Studies
36: 89-109. http://doi.org/10.15055/00007772
Sokolov, A.M. 2007. Ukrasheniia i poiasa v bytu i kul’ture ainov [Jewelry and Belts
in the Everyday Life and Culture of the Ainu]. Etnograficheskoe obozrenie 2:
138-149.
Sokolov, A.M. 2014. Ainy: ot istokov do sovremennosti [The Ainu: From the Origin to
Present]. St. Petersburg: MAE RAN, 2014.
Sokolov, A.M. 2022. Plameneiushchie klinki ainov [The Flaming Blades of the Ainu].
St. Petersburg: MAE RAN, 2022.
Steller, G.V. 1999. Opisanie zemli Kamchatki [Description of the Land of Kamchatka].
Petropavlovsk-Kamchatskii: Kamchatskii pechatnyi dvor.
Vishlenkova, E.A. 2007. Telo dlia naroda, ili “uvidet’ russkogo dano ne kazhdomu”
[The Body for the People or “Not Everyone Can See a Russian”]. Sotsiologicheskoe
obozrenie 6 (3): 64-99.
Zeki, S. 1992. The Visual Image in Mind and Brain. Scientific American 267 (3):
69-76.