ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 105-117
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 105-117
DOI: 10.31857/S0869049922040086
EDN: EYKAIY
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
POLITICAL PROCESSES
Оригинальная статья / Original Article
Победа левых сил в Гондурасе: ее причины
и предпосылки модернизации государства
© А.Н. ПЯТАКОВ, А.В. ХАРЛАМЕНКО
Пятаков Андрей Николаевич, Институт Латинской Америки Российской академии наук (Мо-
сква, Россия), anpyatakov@yandex.ru. ORCID 0000-0002-3934-958X
Харламенко Александр Владимирович, Институт Латинской Америки Российской академии
наук (Москва, Россия), aharlamenko@yandex.ru. ORCID 0000-0002-6146-607X
В ноябре 2021 г. состоялись всеобщие выборы в Гондурасе, по итогам которых после десяти-
летнего перерыва к власти пришли левые силы. Впервые в истории страны государство возглавила
женщина - Сиомара Кастро. В статье анализируется логика политического процесса и нарастание
противостояния между основными акторами политической арены Гондураса, которое открыло веер
возможностей для оппозиционных сил. Рассмотрены основные государственные реформы пред-
шествующего правительства Хуана Орландо Эрнандеса, ставшие основой для роста социального
недовольства. Проанализирована предвыборная программа С. Кастро как платформа для возмож-
ной модернизации государства. Базовая гипотеза исследования состоит в следующем утверждении.
Итоги выборов 2021 г. ознаменовали собой слом двух ключевых тенденций политической истории
Гондураса: перманентная государственная нестабильность, выражающаяся в высокой частоте госу-
дарственных переворотов, и доминирование на протяжении последних сорока лет двухпартийной
системы. Авторы делают вывод о том, что гондурасский эпизод прихода к власти левых сил - орга-
ничная часть разворачивающегося в латиноамериканском регионе отката правой волны и выхода на
политическую авансцену новых политических сил.
Ключевые слова: Гондурас, политический процесс, выборы, государственный переворот, со-
циальные протесты, вооруженные силы, модернизация государства
Цитирование: Пятаков А.Н., Харламенко А.В. (2022) Победа левых сил в Гондурасе: ее причины и
предпосылки модернизации государства // Общественные науки и современность. № 4. С. 105-117. DOI:
10.31857/S0869049922040086, EDN: EYKAIY
105
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 105-117
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 105-117
The Left Victory in Honduras:
Its Causes and the State Modernization Prerequisites
© A. PIATAKOV, A. KHARLAMENKO
Andrey N. Piatakov Latin America Institute of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia),
anpyatakov@yandex.ru. ORCID 0000-0002-3934-958X
Aleksandr V. Kharlamenko, Latin America Institute of the Russian Academy of Sciences (Moscow,
Russia), aharlamenko@yandex.ru. ORCID 0000-0002-6146-607X
Abstract. As a result of the November 2021 general elections in Honduras, leftist forces came to
power after a ten-year break, and, for the first time in the history of that country, a woman, Xiomara Castro,
became head of state. The article analyzes the logic of the political process and the growing confrontation
between the main actors on the Honduras political arena, which opened up a wide range of opportunities
for the opposition forces. The main state reforms of the previous government of Juan Orlando Hernandez,
which became the basis for social discontent, are considered. The electoral program of X. Castro is analyzed
as a platform for the eventual state modernization. The basic hypothesis of the study is the following. The
results of the 2021 elections marked the breakdown of two key trends in the Honduran political history:
the permanent state instability expressed in the high frequency of state coups, and the dominance of the
two-party system during the past forty years. The authors conclude that the Honduran case of the left forces
coming to power is an organic part of the rollback of the rightist wave that unfolded recently in the Latin
American region, and the emergence of new political forces at the policy proscenium.
Keywords: Honduras, political process, elections, coup d’état, social protests, armed forces, state
modernization
Сitation: Piatakov A.N., Kharlamenko A.V. (2022) The Left Victory in Honduras: Its Causes and State Modernization
Prerequisites. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 4, pp. 105-117. DOI: 10.31857/S0869049922040086, EDN:
EYKAIY
Гондурас - центральноамериканская страна с драматичной политической историей.
В современной отечественной политологии ее мало изучают из-за периферийности и
отсталости страны, но процессы, происходящие в ней в последние годы, заставляют более
пристально вглядеться в перипетии ее внутриполитической жизни. Обычно эта страна
ассоциируется с такими негативными феноменами общественной жизни, как преступ-
ность, насилие, наркобизнес и т. д. Для данного имиджа есть действительно немало осно-
ваний [Мартынов и др. 2017], однако последние события показывают, что появляются
предпосылки для модернизации и трансформации государства. Стимулом для возможного
процесса перемен стали всеобщие выборы в ноябре 2021 г. Именно это событие стало
информационным и аналитическим поводом для обращения исследовательского внима-
ния к Гондурасу.
Фундаментальные тенденции политической истории Гондураса
Прежде чем перейти к анализу текущих событий, необходимо воссоздать общий
исторический контекст, на фоне которого прошедшие выборы выглядят неординарным
событием. В политической истории Гондураса можно выделить две основные тенденции,
которые на выборах причудливым образом переплелись и в итоге оказались, выражаясь
философским языком, сняты.
106
А.Н. Пятаков, А.В. Харламенко. Победа левых сил в Гондурасе: ее причины и предпосылки модернизации государства
A. Piatakov, A. Kharlamenko. The Left Victory in Honduras: Its Causes and the State Modernization Prerequisites
Первая тенденция - перманентная нестабильность как неотъемлемый атрибут вну-
триполитических процессов страны. Достаточно сказать, что за 158 лет истории Гонду-
раса - с основания республики (1824 г.) до перехода к современным формам политической
системы (1982 г.) - страна пережила 262 гражданских войны, смену 156 правительств и
введение 13 конституций [Страны… 1986]. Основным инструментом непрекращающихся
политических потрясений на протяжении многих десятилетий служили государственные
перевороты, которые обеспечивали политическое доминирование выходцев из военных
кругов. В XXI в. Гондурас стал «пионером» продвижения этой своей - и в целом лати-
ноамериканской - традиции в новых условиях. В июне 2009 г. в стране произошел пер-
вый в новом веке успешный государственный переворот, в результате чего насильственно
отстранили от власти законно избранного президента М. Селайю. Формально первым
госпереворотом XXI в. в Латинской Америке можно считать путч в Венесуэле в 2002 г.,
однако он был кратковременным и не привел к свержению президента У. Чавеса [Даба-
гян 2004], в связи с чем данное событие целесообразно квалифицировать лишь как репе-
тицию гондурасских событий. Именно государственный переворот в Гондурасе 2009 г.
стал отправной точкой последующих процессов дестабилизации и отстранения от власти
президентов в ряде стран Латинской Америки [Ивановский 2018]. В контексте всеобщих
выборов в Гондурасе, как будет показано ниже, электоральная кампания оппозиции шла
под знаком «реванша» после событий более чем десятилетней давности. Данное обстоя-
тельство представляет собой первую «точку пересечения» давней политической тенден-
ции нестабильности с сегодняшним днем.
Истоки второй фундаментальной тенденции более приближены к современному
этапу и восходят к 1982 г., когда Гондурас наряду с другими латиноамериканскими госу-
дарствами вступил в фазу так называемого «демократического транзита». C принятием
новой Конституции произошел переход власти к гражданскому правительству. С тех пор
на протяжении сорока лет у власти поочередно находились две старейшие традицион-
ные партии: Национальная (Partido Nacional de Honduras, PNH) и Либеральная (Partido
Liberal de Honduras, PLH). По временному параметру президентами чаще становились
представители второй политической организации [Чумакова 2010]. В режиме герметич-
ной двухпартийности любая «третья сила» с властными амбициями оказывалась вне
соперничества и не могла преодолеть доминирование двух основных партий. Однако
ситуация изменилась после государственного переворота 2009 г., когда супруга свергну-
того президента Сиомара Кастро создала новую партию левоцентристского толка «Сво-
бода и новое основание» (Partido Libertad y Refundación, LIBRE). За годы, прошедшие с
государственного переворота, ей удалось наработать значительный политический капи-
тал и завоевать доверие населения [Калашников 2015]. Победа основательницы LIBRE
в 2021 г. во внутриполитическом измерении знаменовала собой слом устоявшейся тен-
денции двухпартийности и выход на авансцену новой политической силы. Таким обра-
зом, указанные тренды непосредственным образом связаны с историческими выборами
2021 г. Одновременно победа С. Кастро имела и региональное измерение. Ее избрание
закрепило наметившуюся с 2020 г. в Латинской Америке тенденцию выхода на полити-
ческую авансцену левых сил новой формации (т.н. «новых левых»). Избрание С. Кастро
президентом Гондураса стало третьим латиноамериканским эпизодом данного тренда
после Перу [Воротникова 2021] и Чили.
Далее будет рассмотрены непосредственные предпосылки победы «третьей силы» и
логика политической борьбы в предыдущие пять лет, которая состояла в последователь-
ном разворачивании ряда протестных волн.
107
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 105-117
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 105-117
Первая волна внутриполитической нестабильности (2017-2018 гг.)
Начальной точкой современного политического цикла в Гондурасе стали всеобщие
выборы 26 ноября 2017 г., спровоцировавшие первый - постэлекторальный - кризис, кото-
рый стал самым конфликтным и напряженным во внутриполитической жизни с 2009 г.
Десятая с начала «демократического транзита» в 1980 г. [Дьякова 2017] электоральная
кампания существенно отличалась от предыдущих. Конституция от 1982 г., которая дей-
ствует и в настоящее время, запрещала переизбрание президента. Однако к 2017 г. ситу-
ация изменилась: в апреле 2015 г. данное положение удалось пересмотреть без консуль-
таций с обществом, через решение Конституционной палаты Верховного суда. Данное
событие не вызвало крупных инцидентов, поскольку президент Х. Эрнандес выступал как
консолидированный представитель традиционных элит, который устраивал все ветви вла-
сти. Гондурасский политический истеблишмент сделал ставку на сценарий преемствен-
ности консенсусного кандидата, в результате чего стала возможной реформа Основного
закона. Снятие ограничений на переизбрание президента определило конфронтацион-
ный и максимально накаленный характер выборов 2017 г., а также логику политического
противостояния во время второго президентского мандата Х. Эрнандеса. В свою очередь,
электоральная кампания 2017 г. во многом определила победу левых сил в 2021 г., поэтому
ее логика и хронология заслуживают детального рассмотрения.
Х. Эрнандес, претендовавший на первое в истории Гондураса переизбрание на пост
президента, вошел в предвыборную гонку уже в разгар избирательных кампаний, умело
сочетая государственные интересы, административный ресурс и сугубо электоральные
цели. В президентской гонке участвовали девять кандидатов, но основная интрига была
сконцентрирована вокруг двух фигур - действующего президента и С. Насрайа, который
выступал единым кандидатом от оппозиционного блока, созданного на волне обществен-
ного неприятия перспективы переизбрания действующего президента. Оппозиционный
блок носил сугубо электоральный характер и был создан на основе тактического компро-
мисса. На прошедших в марте 2017 г. праймериз партия LIBRE избрала в качестве канди-
дата от партии С. Кастро, у которой был опыт борьбы за президентский пост, хотя она и
проиграла в 2013 г. Тем не менее, LIBRE посчитала обоснованным войти в предвыборный
альянс с близкой по политической ориентации партией и поддержать более известного
кандидата - С. Насрайа, основателя Антикоррупционной партии (Partido Antiсorrupción,
PAC) и популярного спортивного комментатора.
Голосование протекало в штатном режиме, однако первые признаки аномальности
избирательного процесса проявились весьма быстро. При подсчете 92% бюллетеней
разница между кандидатами составила чуть более 40 тыс. голосов в пользу Х. Эрнан-
деса, который получил 1,3 млн голосов. Столь малого разрыва в электоральной истории
Гондураса не наблюдалось никогда. Кандидат от оппозиции потребовал полного пере-
счета голосов. Требование сопровождалось первыми протестами в защиту демократии
в 18 департаментах страны. Столкновения, с элементами вандализма, привели к жерт-
вам: 7 погибших и 20 раненых. Кульминацией начальной фазы протестов стала попытка
штурма Вычислительного центра Высшего избирательного совета (TSE) 30 ноября, кото-
рую остановили применением слезоточивого газа. В условиях эскалации противостояния
власти ввели на территории страны комендантский час сроком на 10 дней. Данная мера
имела паллиативный эффект: протесты спорадически вспыхивали в ключевых городах,
включая столицу, но в менее агрессивных формах. Атмосферу неопределенности уси-
лила информация о том, что официальные итоговые результаты объявят только спустя
22 дня после выборов - беспрецедентный случай в истории страны. В итоге в назначен-
108
А.Н. Пятаков, А.В. Харламенко. Победа левых сил в Гондурасе: ее причины и предпосылки модернизации государства
A. Piatakov, A. Kharlamenko. The Left Victory in Honduras: Its Causes and the State Modernization Prerequisites
ный срок - 18 декабря - TSE обнародовал окончательные результаты пересчета голосов,
одновременно подведя итоги парламентских и муниципальных выборов. Х. Эрнандес
заручился поддержкой 1,41 млн избирателей (42,9%), опередив своего соперника только
на 1,5%. Важным симптомом стабилизации гондурасской демократии стал тот факт, что
кандидат от правого Патриотического альянса (APH), отставной генерал Р. Васкес занял
четвертое место, собрав всего 0,20% голосов. Во время государственного переворота
2009 г. генерал занимал должность командующего Главным штабом Вооруженных сил и
был одним из координаторов силового свержения М. Селайи. Низкий показатель дове-
рия избирателей к его фигуре показал, что гражданское общество не видит военных в
роли властей предержащих. Симптоматично, что одним из первых Х. Эрнандеса поздра-
вил с победой не государственный лидер, а представитель международной кредитной
организации - директор департамента по делам Западного полушария Международного
валютного фонда (IMF) А. Вернер1.
Оппозиционный альянс однозначно квалифицировал победу Х. Эрнандеса как «элек-
торальный переворот»2, а ее кандидат С. Насрайа предупредил, что фальсификации, обе-
спечившие переизбрание Х. Эрнандеса, могут спровоцировать гражданскую войну.
Подведение официальных итогов отнюдь не означало завершения конфликтной фазы
противостояния. М. Селайя на правах координатора Оппозиционного альянса объявил о
крупных манифестациях и созыве общенациональной забастовки. Марши протеста сотря-
сали ключевые города страны - Тегусигальпу и Сан-Педро-Сула - вплоть до 20 декабря.
В более или менее жесткой форме протесты длились до февраля 2018 г. Ключевым эпи-
зодом противостояния стал караван на столицу 23 февраля 2018 г., однако энтузиазм про-
тестующих уже находился на спаде, и никаких политических эффектов он не возымел.
С точки зрения социальных издержек итоги постэлекторального кризиса были неуте-
шительны. Согласно данным итогового доклада Комиссии ООН по правам человека,
опубликованного в марте 2018 г., в ходе протестов было зафиксировано 22 убитых со
стороны гражданских и 1 со стороны полицейских, а также 232 раненых и более тысячи
задержанных3. Одним из политических последствий постэлекторального кризиса стало
формирование гражданского объединения «Конвергенция против преемственности»
(Convergencia contra el Continuismo), которое сыграло ключевую роль в организации
протестов конца 2019 г.
Вторая волна общественных протестов в политическом контексте 2019 г.
В целом для мира [Пятаков 2020] и для Латинской Америки в частности [Окунева
2020] 2019 г. стал годом скачкообразного всплеска социальных протестов. Глобальная
протестная волна, «накрыв» большинство стран региона, прокатилась и по Центральной
Америке. Гондурас в данном контексте стал одним из ярких примеров общемировой и
региональной тенденции, пережив два мощных протестных «прилива».
Поводом для первого (апрель-июнь 2019 г.) стало обсуждение конгрессом полемиче-
ского Закона о реструктуризации и трансформации систем здравоохранения и образова-
1 El FMI felicita a Hernández y le reafirma apoyo para nuevo acuerdo económicо. La Prensa. 08.01.2018.
(https://www.laprensa.hn/honduras/fmi-joh-juan_orlando_hernandez-reafirma-apoyo-nuevo_acuerdo_economico-
EALP1141173).
2 Crecen las protestas tras el golpe electoral en Honduras. Telesur. 18.12.2017. (https://www.telesurtv.net/news/
Crecen-las-protestas-tras-el-golpe-electoral-en-Honduras-20171218-0006.html).
3 Crisis electoral dejó 23 muertos: informe de ONU. La Prensa. 15.03.2018. (https://www.laprensa.hn/honduras/
crisis-electoral-muertos-informe-onu-KBLP1159883).
109
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 105-117
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 105-117
ния4. Положения, вызвавшие всплеск недовольства среди населения, предполагали наде-
лить работодателей в этих сферах полномочиями по разрыву в одностороннем порядке
контрактов по оказанию услуг, а также децентрализовать системы управления в данных
социальных сферах. Предложения вызвали опасения, что приватизация медицинских и
образовательных учреждений начнет ускоряться. Профсоюзы медиков и учителей в мае
2019 г. провели длительную (22 дня) общенациональную забастовку, а студенты ключе-
вых университетов решили организовать массовую манифестацию. В течение этого срока
повседневная работа учреждений двух сфер была практически парализована. Во всех слу-
чаях требование было одним - отмена закона, подрывающего, по мнению профсоюзов,
стабильность систем здравоохранения и образования. Волнения носили далеко не мирный
характер: протестующие перекрывали ключевые автодороги, осаждали здание конгресса
(в итоге второе чтение по дискуссионному закону было отменено), поджигали покрышки
близ административных зданий и дипломатических миссий (31 мая протестующие подо-
жгли фасад посольства США в Тегусигальпе) и пр. Под давлением общества правитель-
ство отменило новые нормы, но одновременно оно приостановило планы по увеличению
государственного инвестирования в сферы здравоохранения и образования5.
Второй всплеск протестов, стимулированный извне и связанный с проблемой корруп-
ции, носил более политизированный характер. Коррупционная проблема в высших эше-
лонах власти была и остается главным «нервом» внутриполитической жизни Гондураса.
В Латинской Америке антикоррупционные общественные протесты не раз уже выступали
«мотором» политических потрясений (Бразилия в 2013 и 2016 гг., Перу в 2018-2020 гг.,
Доминиканская Республика в 2018-2019 г.) [Ивановский 2017].
Антикоррупционные протесты стартовали в середине 2019 г. Поводом послужил вер-
дикт Прокуратуры Южного округа Нью-Йорк, в котором действующего президента Гон-
дураса обвиняли в финансировании предвыборной кампании 2013 г. средствами в объеме
1,5 млн долл., полученными якобы от торговли наркотиками, что шло вразрез с провозгла-
шенной им антинаркотической стратегией [Морозов 2016]. На гондурасскую обществен-
ность данное событие произвело весьма сильное впечатление и вызвало многотысячные
марши за отставку президента. Дополнительным стимулом к протестной активности стал
излишне жесткий приговор в отношении бывшей первой леди страны Р.Э. Лобо (жена
экс-президента П. Лобо), арестованной в феврале 2018 г. Ей предъявили обвинения в
финансовых махинациях с государственными фондами. Данные коррупционные скан-
далы способствовали укреплению в общественном сознании крайне негативного образа
исполнительной власти, и вся череда президентских правлений после переворота 2009 г.
стала восприниматься как узурпация власти. Итогом данной цепочки событий стало обра-
щение в прокуратуру от группы оппозиционных политиков, которые требовали задержать
президента на основании совершенных ранее преступлений, связанных с наркотрафиком,
отмыванием денег и пр.6
Перечисленные кризисы стали фактором самых мощных антикоррупционных манифе-
стаций в нестабильном 2019 г. Уличные беспорядки, сопровождавшиеся поджогом авто-
мобилей и грабежом магазинов, стартовали 18 октября и прошли одновременно в девяти
(из 18) департаментах страны. Стремительно вспыхнув, к 24 октября они уже пошли на
4 PL rechaza Ley de Reestructuración: Atenta contra los derechos de los trabajadores. Tiempo. 26.04.2019. (https://
tiempo.hn/pl-rechaza-la-ley-de-reestructuracion/).
5 Planes de inversión en Salud y Educación están en suspenso. El Heraldo. 22.06.2019. (https://www.elheraldo.hn/
pais/1295686-466/honduras-planes-de-inversión-en-salud-y-educación-están-en-suspenso).
6 Piden orden de captura contra gobernante de Honduras por narcotráfico. CRITERIO. 15.10.2019. (https://criterio.
hn/piden-orden-de-captura-contra-gobernante-de-honduras-por-narcotrafico/).
110
А.Н. Пятаков, А.В. Харламенко. Победа левых сил в Гондурасе: ее причины и предпосылки модернизации государства
A. Piatakov, A. Kharlamenko. The Left Victory in Honduras: Its Causes and the State Modernization Prerequisites
спад. Тем не менее, беспорядки стали органичным «кусочком пазла» общерегионального
социального взрыва, а во внутриполитическом измерении выступили основой для форми-
рования нового межпартийного объединения между ключевыми оппозиционными парти-
ями - «Коалиции единства оппозиции против диктатуры».
Перманентные социальные волнения 2019 г. существенно дискредитировали пре-
зидента и подорвали его социальную базу. Как результат, в феврале 2020 г. Х. Эрнан-
дес принял решение не идти на второе переизбрание и анонсировал широкие электо-
ральные реформы с целью успокоить накаленное общество. Протесты имели важное
последствие в законодательном измерении. Чтобы застраховаться от нового всплеска
антикоррупционных протестов, в начале 2020 г. был принят новый вариант Уголовного
кодекса, получивший в народе название «Кодекс безнаказанности»7. Акции протеста
против коррупции отныне приравняли к актам терроризма, а сроки за участие в подоб-
ных волнениях значительно увеличивали. Спорная и явно ангажированная реформа
уголовного законодательства в целом работала на консервацию проблемы коррупции в
гондурасcком социуме.
Пандемия COVID-19: репрессии и попытки модернизации государства
Серьезным вызовом для гондурасских властей стала пандемия коронавируса. Система
здравоохранения продемонстрировала неспособность проводить профилактику в экс-
тремальных условиях. В данном контексте правительство избрало силовой сценарий
сдерживания пандемии, предчувствуя коллапс национальной системы здравоохранения.
Президентским декретом от 10 февраля 2020 г. в стране было объявлено чрезвычайное
положение сроком до 2 августа, однако затем его последовательно пролонгировали вплоть
до кануна всеобщих выборов. Комендантский час запрещал выход на улицу и любое пере-
мещение граждан.
Чрезвычайное положение ввели профилактически еще до выявления первого случая
заражения коронавирусом. Параллельно в стране стремительно развивалась эпидемия
денге, и ВОЗ настоятельно рекомендовала принять экстренные меры, так что пандемия
COVID-19 наложилась на меры по борьбе с денге. Первый в стране случай заражения
COVID-19 был зафиксирован 16 марта 2020 г. В рамках чрезвычайного положения пре-
кращали действие статьи конституции, гарантировавшие гражданам свободы самовыра-
жения, перемещения и ассоциации (проведение митингов), а силовые ведомства получили
полномочия задерживать граждан на неопределенный срок, обыскивать дома и нарушать
границы частной собственности. Также власти закрыли границы. Основным методом про-
филактики коронавирусной инфекции власти избрали разворачивание милитаризованных
контрольных пунктов как в местах наиболее интенсивного заражения, так и в целом на
общенациональном уровне. Данный метод практиковали многие страны региона, но Гон-
дурас в этом плане стал рекордсменом: в 2020 г. функционировало до тысячи подобных
пунктов по всей стране. В контексте пандемии военных привлекали не только к обеспе-
чению карантинных мер, но и к выполнению управленческих функций. Так, бригадный
генерал Х.Э. Бульнес руководил правительственной комиссией по контролю за фондом
стратегических инвестиций Гондураса, созданным для решения неотложных антикризис-
ных задач. В распоряжение Фонда поступило 3,7 млрд лемпир (151 млн долл.) из госу-
7 Castillo A. Nuevo Código Penal en Honduras: ¿Retroceso o Modernización en la Justicia Penal Hondureña?
Aguilar Castillo Love. 18.8.2018. (https://www.aguilarcastillolove.com/articles/2020/8/18/entra-en-vigor-nuevo-cdigo-
penal-en-honduras-un-retroceso-u-modernizacin-en-la-justicia-penal-hondurea).
111
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 105-117
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 105-117
дарственного бюджета. Уже к июлю 2020 г. генерал попал в поле зрения прокуратуры за
нецелевое расходование средств8.
Было бы односторонне сводить весь спектр реагирования властей на вызовы пан-
демии к сугубо репрессивным методам. В плане социальной поддержки правительство
применило следующие меры: заморозка цен на продукты базовой продуктовой корзины,
открытие льготных кредитных линий для мелких и средних производителей продоволь-
ствия, государственные субсидии для крестьян. Также в течение месяца среди 3,2 млн
гондурасцев бесплатно распределяли продуктовые наборы (ведущую роль в логистике и
раздаче продовольствия сыграли вооруженные силы)9. Тем не менее, принятые меры не
удовлетворили потребности общества: гондурасцы нарушали карантинные меры, соци-
альное недовольство перманентно росло. Только с марта по июль 2020 г. за нарушение
предписаний было задержано и помещено под стражу 47 тыс. граждан10.
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что пандемийный год в целом увеличил недоволь-
ство гондурасского общества. Социальные протесты не ушли в прошлое - наоборот, пан-
демия стимулировала рост протестных настроений. По оценкам Комиссии при ООН по
правам человека, за первые полгода ограничений в 87 муниципалитетах прошли 611 про-
тестных акций, а к предвыборному октябрю 2021 г. их количество увеличилось до 111511.
Поскольку в стратегии гондурасского правительства по сдерживанию пандемии явно пре-
валировала репрессивная составляющая, фактор COVID-19 стал катализатором нараста-
ния общественного возмущения внутриполитическим курсом в целом. В такой критиче-
ской ситуации Гондурас вошел в электоральный 2021 г.
В контексте пандемии власти предприняли ряд шагов по модернизации государства.
Центральной линией реформаторской деятельности правительства Х. Эрнандеса стало
внесение корректив в электоральное законодательство. Преследовалась четкая цель -
сгладить негативные последствия спорной поправки 2015 г. о возможности переизбрания.
По мнению многих обозревателей, реформы в целом носили косметический характер12, не
затрагивая глубинных основ системы.
В плане трансформации электоральных институтов произошло существенное пре-
образование Верховного избирательного трибунала: его функции были равномерно рас-
пределены между двумя новыми инстанциями. Национальный электоральный совет стал
отвечать за организацию и административное управление выборами, а избирательный
суд - за решение процедурных вопросов в ходе избирательных кампаний. Можно предпо-
ложить, что данная реформа была направлена на создание более сбалансированной инсти-
туциональной структуры.
Другим важным изменением стала ревизия списков избирателей, в результате чего гон-
дурасский электорат к 2021 г. сократился на 800 тыс. избирателей по сравнению с 2017 г.
8 Más responsabilidades a cambio de más impunidad: FF. AA. y su rol en la pandemia. 29.07.2020. (https://
contracorriente.red/2020/07/29/mas-responsabilidades-a-cambio-de-mas-impunidad-ff-aa-y-su-rol-en-la-pandemia/).
9 Cronología de las medidas económicas del gobierno en beneficio de la población frente a la emergencia por
coronavirus. Gobierno de la República de Honduras. 26 de marzo de 2020. ( https://www.cnbs.gob.hn/blog/2020/03/31/
cronologia-de-las-medidas-economicas-del-gobierno-en-beneficio-de-la-poblacion-frente-a-la-emergencia-por-el-
coronavirus/).
10 Servir y proteger en tiempos de pandemia. Contra Corriente. 18.07.2020. (https://contracorriente.red/2020/07/18/
servir-y-proteger-en-tiempos-de-pandemia-%EF%BB%BF/).
11 Monitoreo de manifestaciones Covid-19. La Oficina del Alto Comisionado de las Naciones Unidas para los
Derechos Humanos (2020, 2021). (https://datastudio.google.com/reporting/dc0665e9-8cc8-4c34-abdc-b294713d999e/
page/PEdPB?s=rISZhHiKy1c).
12 Honduras, con nueva Ley Electoral pero con pocas reformas. Expediente Publico. 27.05.2021. (https://www.
expedientepublico.org/honduras-con-nueva-ley-electoral-pero-con-pocas-reformas/).
112
А.Н. Пятаков, А.В. Харламенко. Победа левых сил в Гондурасе: ее причины и предпосылки модернизации государства
A. Piatakov, A. Kharlamenko. The Left Victory in Honduras: Its Causes and the State Modernization Prerequisites
в результате введения нового Национального удостоверения личности, предоставляю-
щего право голоса. К выборам его успели получить не все избиратели, поскольку процесс
выдачи тормозился.
Ключевым и финальным шагом на пути реформ стал Закон о выборах, который кон-
гресс принял 25 мая 2021 г. Новый законодательный акт заменил прежний аналогичный
документ от 2004 г. Фундаментальное отличие старого закона от нового состояло в том, что
первый был преимущественно нацелен на формирование многопартийной системы, а вто-
рой в большей степени отвечал двухпартийному контуру. Например, согласно предыдущему
Закону о выборах, малые партии, набравшие менее 2% голосов избирателей, лишали реги-
страции. 148-я статья нового закона отменяла этот порог. Вводился новый, более мягкий
критерий: партии стало достаточно получить минимум одного депутата в Конгрессе или
одного муниципального мэра, чтобы не выбыть из общенационального партийного списка13.
Интересным новшеством стало введение идентификации избирателя по отпечатку пальца
перед голосованием. Здесь Гондурас явно пошел по пути Венесуэлы, где подобная практика
дублирования источников идентификации применяется на протяжении многих лет. Такая
двойная регистрация позволила минимизировать риски подтасовок и фальсификаций на
выборах. Всеобщие выборы 2021 г., которые во многом переформатировали политическое
пространство Гондураса, состоялись в соответствии с новым Законом.
Электоральная кампания и выборы 2021 г.
В информационной повестке Гондураса перспектива предстоявших выборов опреде-
лилась еще в разгар пандемии, когда 13 сентября 2020 г. была утверждена хронограмма
электоральных событий, в частности, дата первичных выборов - 14 марта 2021 г.14 Про-
шедшие в срок внутрипартийные выборы определили кандидатов. От партии власти им
стал лидер внутрипартийного движения «Единство и надежда», политик палестинского
происхождения Н. Асфура, бухгалтер по специальности. С 2014 г. он занимал пост мэра
Столичного округа Тегусигальпа. Параллельно возглавляя крупную строительную фирму,
он приобрел известность, реализовав ряд инфраструктурных проектов в столице и ее при-
городах. Его критики отмечали дефицит социальной повестки развития в деятельности Н.
Асфура на посту мэра, т. е. профессионально-корпоративные интересы для него стояли на
первом месте. Он редко появлялся на федеральном телевидении и не был публичной фигу-
рой, обходя стороной социальные сети. Относительный взлет его популярности в основ-
ном обусловлен инерцией былой поддержки Х. Эрнандеса, которая после кризисных лет
хоть и оставалась весомой, но продолжала снижаться, а также мобилизацией администра-
тивного ресурса.
Будущее показало, что высокая поддержка кандидатуры Н. Асфура по итогам первич-
ных выборов была кратковременным явлением, сделав его «халифом на час». Против него
работала также узость его предвыборных обещаний. Как представитель бизнеса, в пред-
выборной кампании он сделал ставку преимущественно на предпринимательские круги.
В его планах особое место занимал приоритет развития частного сектора экономики с
упором на стимулирование микро-, малых и средних предприятий. Планы, призванные
удовлетворить интересы крупного капитала, касались привлечения внешних иностранных
13 Ley Electoral de Honduras. 2021. Todolegal. (https://todolegal.app/laws/172-ley-electoral-de-honduras).
14 Consejo Nacional Electoral hace oficial la convocatoria para elecciones del 14 de marzo de 2021. HRN.
13.09.2020. (https://www.radiohrn.hn/consejo-nacional-electoral-hace-oficial-la-convocatoria-para-elecciones-del-14-
de-marzo-de-2021).
113
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 105-117
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 105-117
инвестиций с приоритетом аграрной отрасли. Кроме того, в предлагаемых им реформах
прослеживались определенная «местечковость» и дефицит государственного общефеде-
рального подхода. Будучи мэром крупного столичного центра, он лоббировал собствен-
ные интересы. В частности, Асфура предлагал провести децентрализацию страны, в ходе
которой мэры и муниципалитеты городов получили бы больше автономии как в полити-
ческом, так и в экономическом плане. Пакет законов о децентрализации уже был внесен в
Конгресс, но до сих пор не ратифицирован. Данные планы шли явно вразрез со стратегией
администрации Х. Эрнандеса, однако Н. Асфура намеревался продавить свои корпоратив-
ные интересы.
По итогам первичных выборов в партии LIBRE, прямом оппоненте PLH, победу одер-
жала С. Кастро. О решении принять участие в президентской гонке Кастро объявила в
январе 2020 г., и она активно влилась в информационно-политическое пространство Гон-
дураса. В день выборов рейтинг кандидата от LIBRE составлял 50,5%. Поначалу LIBRE
вела предвыборную кампанию довольно вяло, понимая, что на стороне власти админи-
стративный ресурс. Качественный перелом произошел за полтора месяца до голосования,
когда 14 октября 2021 г. С. Кастро и С. Насрайа сформировали предвыборный альянс ана-
логичный тому, который имел место на выборах 2017 г. На этот раз блок получил назва-
ние «Национальное оппозиционное единство Гондураса». Вслед за формированием пре-
зидентского тандема рейтинг С. Кастро заметно пошел вверх. Ее политическая фигура
стала воплощением политического реванша, связанного с восстановлением справедли-
вости после государственного переворота 2009 г.: будучи женой и товарищем по партии
свергнутого М. Селайи, она выступала непосредственным продолжателем его политиче-
ской линии. Ее стремление к президентству выступало и как компенсация за проигрыш
на выборах 2013 г.
Безусловно, сыграл роль и широкий комплекс социально ориентированных - и во
многом революционных для Гондураса - предвыборных обещаний кандидата от LIBRE.
Ключевым во внутриполитической сфере стало обещание С. Кастро провести референдум
о созыве Конституционной ассамблеи с целью модернизации действующего уже более
сорока лет Основного закона. Здесь воодушевляющую роль явно сыграл недавний чилий-
ский опыт [Дьякова 2021]. Также немаловажно, что данный пункт указывает на преем-
ственность С. Кастро с плеядой политиков первой волны левого поворота в Латинской
Америке (У. Чавес в Венесуэле, Э. Моралес в Боливии и Р. Корреа в Эквадоре), которые
ставили во главу угла предвыборных обещаний конституционную перезагрузку своих
государств [Ивановский 2019]. Данный критерий выступает определяющим при квалифи-
кации С. Кастро как левоориентированного политика.
Предвыборная команда партии LIBRE разработала пакет из 30 социально-экономиче-
ских мер, которые планировалось ввести в течение первых 100 дней правления. Централь-
ным слоганом кампании стало выражение «Перемены уже происходят!» (El cambio es ya!).
В первую очередь предполагалось включить механизмы государственного регулирования
ценообразования на энергетическом рынке и снизить стоимость электроэнергии и бен-
зина. Беднейших 700 тыс. гондурасцев предлагалось освободить от платы за электриче-
ство, если месячное потребление в семье не превышает 150 киловатт. На рынке труда
планировалось создать 200 тыс. рабочих мест. Пожалуй, ключевым внутриэкономическим
обещанием стала отмена Органического закона о создании Зон занятости и экономиче-
ского развития (Zonas Empleo y Desarrollo Económico, ZEDE)15. Данный проект выступал
15 Perfil del Candidato a la Presidencia por el Partido Nacional. Xiomara Castro. Elecciones Honduras. (https://
www.eleccioneshonduras.hn/xiomara-castro-candidato-presidencial-honduras-2021).
114
А.Н. Пятаков, А.В. Харламенко. Победа левых сил в Гондурасе: ее причины и предпосылки модернизации государства
A. Piatakov, A. Kharlamenko. The Left Victory in Honduras: Its Causes and the State Modernization Prerequisites
столпом и основным брендом экономической повестки двух мандатов Х. Эрнандеса, но
его крайне негативно восприняло общество, поскольку данные зоны де-факто выступали
площадкой доминирования иностранного капитала, действовавшего в ущерб интересам
местных работников и производителей16.
Весь спектр пунктов предвыборной программы С. Кастро дает основание констатиро-
вать, что на политическом поле Гондураса она выступала самым радикальным и оппози-
ционным политиком, способным привлечь значительную часть политически ангажиро-
ванного электората.
Состоявшиеся 28 ноября всеобщие выборы прошли в целом в спокойной обстановке и
без серьезных инцидентов. Финальный бюллетень, изданный 19 декабря по итогам подсчета
100% голосов, констатировал: кандидат LIBRE заручилась поддержкой 51,12%, набрав 1,7
млн голосов (данный уровень поддержки стал самым высоким с проведения в Гондурасе
демократических выборов в 1981 г.). Симптоматично, что никто из соперников не стал оспа-
ривать итоги выборов. Базовая причина победы LIBRE в 2021 г. состоит в постепенной эро-
зии социальной поддержки правительства Х. Эрнандеса. После его переизбрания по стране
прокатились волны общественного недовольства, которые медленно, но неуклонно подта-
чивали его электоральную базу. Относительные социальные успехи и достижения раство-
рились в проблемах, обусловленных политическим кризисом и пандемией. Это обстоятель-
ство вовсе не обеспечивает автоматическое благоприятствование новым властям, которым
предстоит столкнуться с прежними трудностями уже в новых условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воротникова Т.А. (2021) Левые в Перу: долгий путь наверх // Общественные науки и современ-
ность. № 4. С. 104-115. DOI: 10.31857/S086904990016056-3.
Дабагян Э.С. (2004) Чавес - это всерьез и надолго. Итоги кризиса, потрясшего Венесуэлу // Ла-
тинская Америка. № 11. С. 49.
Дьякова Л.В. (2017) Миражи демократии. Исторический идеал и современность в контекcте Ла-
тинской Америки // Латинская Америка. № 8. С. 5-18.
Дьякова Л.В. (2021) Государство, демократия и незавершенность социального проекта: чилий-
ский опыт // Латинская Америка. № 8. С. 6-21. DOI: 10.31857/S0044748X0015376-2.
Ивановский З.В. (2017) Коррупция как системный фактор // Латинская Америка. № 2. С. 12-35.
Ивановский З.В. (2019) Латинская Америка в новом тысячелетии: социальная панорама и ди-
намика политических процессов (окончание) // Латинская Америка. № 8. С. 6-22. DOI: 10.31857/
S0044748X0005576-2.
Ивановский З.В. (2018) Политические сдвиги в Латинской Америке. Региональные и глобальные
последствия «правого поворота» (обзор выступлений на «круглом столе») // Латинская Америка.
№ 5. С. 6-27.
Калашников Н.В., Ивановский З.В., Морозов Д.В., Пятаков А.Н., Вершинина И.М., Константи-
нова Н.С., Харламенко А.В. (2015) Гондурас: инерция на пути перемен. Серия «Саммит». М.: ИЛА
РАН. 120 с.
16 Другое название зон развития ZEDE - «модельные города» (ciudades modelos), которые де-факто пред-
ставляют собой «государство в государстве». Они обладают полной юридической и законодательной автоно-
мией. В них действует частное, отличное от федерального, законодательство, которое направлено на защиту
интересов инвесторов. Проект «модельных городов» в Гондурасе (к концу 2021 г. функционируют три едини-
цы) - очень острая проблема, болезненно воспринимаемая обществом. Фактически они выступают механизмом
консервации социально-экономического неравенства и поляризации гондурасского социума.
115
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 4. С. 105-117
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 4, pp. 105-117
Мартынов Б.Ф., Ивановский З.В., Воротникова Т.А., Дьякова Л.В., Пятаков А.Н., Шинкарен-
ко А.А., Щербакова А.Д. (2017) Современная организованная преступность в странах Латинской
Америки и Карибского бассейна. М.: ИЛА РАН. 272 с.
Морозов Д.В. (2016) Гондурас: итоги антинаркотической стратегии правительства Хуана Эрнан-
деса // Латинская Америка. № 3. С. 32-38.
Окунева Л.С. (2020) Латинская Америка пришла в движение: в чем смысл социальных проте-
стов октября 2019 года? // Латинская Америка. № 1. С. 8-21. DOI: 10.31857/S0044748X0007755-9.
Пятаков А.Н. (2020) Феномен социальных протестов в Латинской Америке в 2019 г. Глобальный
контекст и эквадорский case-study // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные
отношения и мировая политика. Т. 12. № 2. С. 7-43. DOI: 10.48015/2076-7404-2020-12-2-7-43.
Страны Центральной Америки. Тенденции экономического и социально-политического разви-
тия. М.: Наука. 1986. С. 202.
Чумакова М.Л. (2010) Политический кризис в Гондурасе // Латинская Америка. № 3. С. 4-19.
REFERENCES
Chumakova M.L. (2010) Politicheskij krizis v Gondurase [Political Crisis in Honduras]. Latinskaya
Amerika. no. 3, pp. 4-19.
Dabagyan E.S. (2004) Chaves - eto vser’ez i nadolgo. Itogi krizisa, potryasshego Venesuelu [Chavez is Se-
rious and for a Long Time. The Results of the Crisis that Shook Venezuela]. Latinskaya Amerika. no. 11, p. 49.
D’yakova L.V. (2017) Mirazhi demokratii. Istoricheskij ideal i sovremennost’ v kontekste Latinskoj
Ameriki [Mirages of Democracy. Historic Ideal and Modernity in the Context of Latin America]. Latinskaya
Amerika. no. 8, pp. 5-18.
D’yakova L.V. (2021) Gosudarstvo, demokratiya i nezavershennost’ social’nogo proekta: chilijskij opyt
[The State, Democracy and the Incompleteness of the Social Project: The Chilean Experience]. Latinskaya
Amerika. no. 8, pp. 6-21. DOI: 10.31857/S0044748X0015376-2.
Ivanovskij Z.V. (2017) Korrupciya kak sistemnyj factor [Corruption as a System Factor]. Latinskaya
Amerika. no. 2, pp. 12-35.
Ivanovskij Z.V. (2019) Latinskaya Amerika v novom tysyacheletii: social’naya pano-rama i dinamika
politicheskih processov [Latin America in the New Millennium: Social Panorama and Dynamics of Political
Processes]. Latinskaya Amerika. no. 8, pp. 6-22. DOI: 10.31857/S0044748X0005576-2
Ivanovskij Z.V. (2018) Politicheskie sdvigi v Latinskoj Amerike. Regional’nye i global’nye posledstviya
«pravogo povorota» (obzor vystuplenij na «kruglom stole») [Political Changes in Latin America: Regional
and Global Consequences of the «Right Shift» (Review of Reports at the «Round Table»)]. Latinskaya
Amerika. no. 5, pp. 6-27.
Kalashnikov N.V., Ivanovskij Z.V., Morozov D.V., Pyatakov A.N., Vershinina I.M., Konstantinova
N.S., Harlamenko A.V. (2015) Gonduras: inerciya na puti peremen [Honduras: Inertia on the Road to
Changes]. Seriya «Sammit». Moscow: ILA RAN. 120 p.
Martynov B.F., Ivanovskij Z.V., Vorotnikova T.A., D’yakova L.V., Pyatakov A.N., Shinkarenko A.A.,
Sherbakova A.D. (2017) Sovremennaya organizovannaya prestupnost’ v stranah Latinskoj Ameriki i
Karibskogo bassejna [Contemporary Organized Crime in Latin America and the Caribbean]. Moscow: ILA
RAN. 272 p.
Morozov D.V. (2016) Gonduras: itogi antinarkoticheskoj strategii pravitel’stva Huana Ernandesa
[Honduras: Results of the Government’s Anti-Drug Strategy]. Latinskaya Amerika. no. 3, pp. 32-38.
Okuneva L.S. (2020) Latinskaya Amerika prishla v dvizhenie: v chem smysl social’-nyh protestov
oktyabrya 2019 goda? [Latin America Set in Motion: What is the Meaning of Social Protests in October
2019?]. Latinskaya Amerika. no. 1, pp. 8--1. DOI: 10.31857/S0044748X0007755-9.
116
А.Н. Пятаков, А.В. Харламенко. Победа левых сил в Гондурасе: ее причины и предпосылки модернизации государства
A. Piatakov, A. Kharlamenko. The Left Victory in Honduras: Its Causes and the State Modernization Prerequisites
Pyatakov A.N. (2020) Fenomen social’nyh protestov v Latinskoj Amerike v 2019 g. Global’nyj kontekst
i ekvadorskij case-study [The 2019 Social Protests in Latin America: Global Context and Ecuadorian Case
Study]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika.
vol. 12, no. 2, pp. 7-43. DOI: 10.48015/2076-7404-2020-12-2-7-43.
Strany Central’noj Ameriki. Tendencii ekonomicheskogo i social’no-politicheskogo razvitiya [Countries
of Central America. Trends in Economic and Socio-Political Development] (1986) Moscow: Nauka. p. 202.
Vorotnikova T.A. (2021) Levye v Peru: dolgij put’ naverh [The Left in Peru: A Long Way to the Top].
Obshchestvennye nauki i sovremennost’. no. 4, pp. 104-115. DOI: 10.31857/S086904990016056-3.
Информация об авторах
Пятаков Андрей Николаевич, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Цен-
тра аналитических разработок Института Латинской Америки Российской академии наук. Адрес:
ул. Большая Ордынка, д. 21/16, Москва, 115035. E-mail: anpyatakov@yandex.ru
Харламенко Александр Владимирович, кандидат философских наук, ведущий научный со-
трудник Центра аналитических разработок Института Латинской Америки Российской академии
наук. Адрес: ул. Большая Ордынка, д. 21/16, Москва, 115035. E-mail: aharlamenko@yandex.ru
About the authors
Andrey N. Piatakov, Candidate of Political Sciences, Leading Research Fellow, Analytic Department,
Latin America Institute of the Russian Academy of Sciences. Address: 115035, Moscow, B. Ordynka Street,
21/16. E-mail: anpyatakov@yandex.ru
Aleksandr V. Kharlamenko, Candidate of Sciences (Philosophy), Leading Research Fellow, Analytic
Department, Latin America Institute of the Russian Academy of Sciences. Address: 115035, Moscow,
B. Ordynka Street, 21/16. E-mail: aharlamenko@yandex.ru
Статья поступила в редакцию / Received: 18.03.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 14.04.2022
Статья принята к публикации / Accepted: 21.04.2022
117