ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 48-59
DOI: 10.31857/S0869049922050033
EDN: EZXCUH
Оригинальная статья / Original Article
Энергетический вектор современной
европейской экономики и политики1
© М.В. КЛИНОВА
Клинова Марина Вилениновна, Национальный исследовательский институт мировой эконо-
мики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (Москва, Рос-
сия), marina.v.klinova@gmail.com. ORCID 0000-0002-8548-9356
В статье анализируется влияние заявленного в ЕС энергетического перехода к низкоуглерод-
ной экономике с преимущественным применением ВИЭ на конкурентоспособность и устойчивое
развитие в интеграционном объединении. Выделены экономические и геополитические факторы
трансформации энергетики. Рассмотрен выбор ЕС в пользу ядерной энергетики и природного газа
как наименее загрязняющих окружающую среду в условиях развивающегося энергетического кри-
зиса. Уделено внимание реформированию ядерной энергетики во Франции - стране с традицион-
но наиболее развитой сетью АЭС. Подчеркнуто, что намеченное в ЕС введение трансграничного
углеродного налога может повлиять не только на экологию, но и на расклад сил на энергетическом
рынке. Определена важность государственной политики и межгосударственного сотрудничества в
снижении выбросов парниковых газов и развитии экологически чистой энергетики. Сделан вывод о
риске рецессии из-за политики ухода от российских энергоносителей.
Ключевые слова: энергетический переход, низкоуглеродная экономика, ископаемое топливо,
ВИЭ, государство, межгосударственное сотрудничество
Цитирование: Клинова М.В. (2022). Энергетический вектор современной европейской экономики и полити-
ки // Общественные науки и современность. № 5. С. 48-59. DOI: 10.31857/S0869049922050033, EDN: EZXCUH.
1 Финансирование. Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и тех-
нологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического
развития (Соглашение No 075-15-2020-783).
Funding. The article was prepared within the project “Post-crisis world order: challenges and technologies,
competition and cooperation” supported by the grant from Ministry of Science and Higher Education of the Russian
Federation program for research projects in priority areas of scientific and technological development (Agreement
No. 075-15-2020-783).
48
М.В. Клинова. Энергетический вектор современной европейской экономики и политики
M.V. Klinova. Energy Policy in Contemporary European Economics and Politics
Energy Policy in Contemporary European
Economics and Politics
© M.V. KLINOVA
Marina V. Klinova, The Primakov Institute of World Economy and International Relations of the Russian
Academy of Sciences (Moscow, Russia), marina.v.klinova@gmail.com. ORCID 0000-0002-8548-9356
Abstract. The article analyzes the impact of the declared in the EU energy transition to a low-carbon
economy with the predominant use of renewables on competitiveness and sustainable development.
The economic and geopolitical factors of energy transformation are highlighted. The choice the EU made
in favor of nuclear energy and natural gas as the least polluting in the context of the ongoing energy crisis
is considered. Attention is paid to the reform of nuclear power in France, the country with the traditionally
most developed nuclear power plants network. It is emphasized that the EUs’ planned Carbon Border
Adjustment Mechanism (CBAM) could affect not only the environment, but also the balance of power in
the energy market. The importance of state policy and interstate cooperation in reducing greenhouse gas
emissions and developing clean energy is determined. It is concluded that there is a risk of recession due to
the policy of avoiding Russian fossils.
Keywords: energy transition, low-carbon economy, fossils, renewables, nation-state, ntergovernmental
cooperation
Сitation: Klinova M.V. (2022) Energy Policy in Contemporary European Economics and Politics. Obshchestvennye
nauki i sovremennost’, no. 5, pp. 48-59. DOI: 10.31857/S0869049922050033, EDN: EZXCUH.
Состояние и конкурентоспособность любой национальной экономики во многом зави-
сят от степени обеспеченности энергоресурсами и их качества. Среди факторов повыше-
ния конкурентоспособности экономики исследователи, в частности, выделяют заявлен-
ную «экологизацию энергетики» с закреплением экологических целей в горизонтах на
2020, 2030 и 2050 гг.2, чтобы сократить ущерб человеческой деятельности на окружаю-
щую среду и биоразнообразие, что в итоге должно привести к изменению климата на
планете. Большая часть потепления произошла в период, начиная с 1975 г.3
Выработка стратегии борьбы с изменением климата в XXI в. стала глобальной
повесткой и приобрела общественную значимость и масштабы. В связи с данной тен-
денцией в Европейском союзе (ЕС) на наднациональном уровне провозглашен так
называемый энергетический переход с постепенным отказом от ископаемого и углево-
дородного сырья в пользу возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В ЕС предпо-
лагают, что рост ВИЭ может также стимулировать занятость за счет создания рабочих
мест в новых «зеленых» технологиях4. По данным Евростата, в 2020 г. на ВИЭ при-
ходились 22,1% потребляемой энергии в ЕС, что примерно на 2 п. п. превосходит цель
в 20%, поставленную в принятом Евросоюзом в 2007 г. пакете мер по климату и энер-
2 О различных оценках развития зеленой энергетики и энергетического вектора политики ЕС см., напри-
мер: [Зимаков 2021; Рогинко 2021, Piskulova 2020].
3 World of Change: Global Temperatures. Earth Observatory. 2022. (https://earthobservatory.nasa.gov/world-of-
change/global-temperatures).
4 Renewable energy statistics. Eurostat. July 8 2022. (https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.
php?title=Renewable_energy_statistics).
49
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 48-59
гетике «20-20-20»5. В 2020 г. потребление твердого ископаемого топлива в ЕС снизилось
на 18,4% по сравнению с 2019 г. - до самого низкого значения с 1990 г.6 Такое направле-
ние развития получило дополнительный импульс в виде геополитических конфликтов,
связанных со специальной военной операцией в Украине и заявленным руководством
ЕС намерением отказаться от импорта углеводородов из России. Важная роль в данных
процессах принадлежит государствам, поскольку такой вектор энергетической политики
потребует - наряду с политической волей руководства стран ЕС - больших первоначаль-
ных инвестиций с длительным сроком окупаемости. Помимо прочего, он также повлечет
за собой повышение общего уровня цен.
Итальянский исследователь А. Пронтера указывает на дихотомию энергетической
политики в отношении России: с одной стороны, возвращается геополитика, с дру-
гой - сохраняется «экономизация» международной энергетической динамики [Prontera
2017, 2]. Таким образом, к экономическим факторам - изначальному посылу заботы о
состоянии окружающей среды и сохранения биоразнообразия и развития в этих целях
экологически чистой энергетики - присоединяются факторы геополитические. Среди них
и энергетическая безопасность, угрозой которой в ЕС считают чрезмерную зависимость
от одного поставщика энергоресурсов (прежде всего нефти и газа), и специальные эконо-
мические меры, которые, помимо прочего, предусматривают введение эмбарго на импорт
российских энергоносителей.
При такой постановке вопроса состояние окружающей среды в климатической
повестке может отойти на второй план - что, собственно, и происходит, когда реаними-
руют проекты использования угля, от которых намеревались отказаться в соответствии с
принципами закрепленного в «Европейской зеленой сделке» (European Green Deal, EGD,
2019) курса на безуглеродную энергетику7.
В последнее время ВИЭ заменяют собой преимущественно не уголь, а природный
газ, который в ЕС поставляет в основном Россия. Более половины новой возобновляемой
генерации с 2019 г. заменила газовую энергию, треть - ядерную, и только шестая часть
заменила уголь.
На первый план выдвигается политический фактор (энергетическая безопасность),
который связан с бесперебойными поставками энергоресурсов. Наряду с последним есть
и другие способы обеспечения такого рода безопасности: самостоятельное производство
угля, нефти и газа; развитие ВИЭ и ядерной энергетики; производство электроэнергии
из других энергоресурсов; диверсификация импорта энергоресурсов [Mara et al. 2022, 3].
Диверсификации источников энергии можно достигнуть за счет расширения местных
ресурсов - в том числе ВИЭ.
Еще в 2004 г. производство ВИЭ было настолько низким, что его не принимали во
внимание при оценке уровня энергетической безопасности. После глобального финан-
сово-экономического кризиса 2008-2009 гг. ВИЭ стали играть одну из важных ролей во
всех расчетах [Stavytsky et al. 2018, 222]. По данным Евростат, доля ВИЭ и биотоплива в
выработке электроэнергии в ЕС непрерывно увеличивалась на протяжении первых двух
десятилетий ХХI в. К 2020 г. доля ВИЭ составила 22,1% потребляемой энергии, что на
5
2020 climate & energy package. Brussels: European Commission. (https://ec.europa.eu/clima/eu-action/climate-
strategies-targets/2020-climate-energy-package_en).
6 Energy statistics. Eurostat Database. (https://ec.europa.eu/eurostat/web/energy/data/database).
7 The European Green Deal. Brussels: European Commission. 2019. Pp. 1-24. (https://ec.europa.eu/info/sites/
default/files/european-green-deal-communication_en.pdf).
50
М.В. Клинова. Энергетический вектор современной европейской экономики и политики
M.V. Klinova. Energy Policy in Contemporary European Economics and Politics
2 п. п. больше целевого показателя в 20%8. Данная положительная динамика - самая впе-
чатляющая среди всех прочих источников. Так, за счет солнечной энергии генерируют
около десятой части своего национального спроса на электроэнергию как страны с более
высоким (Испания и Кипр), так и с более низким (Нидерланды и Германия) излучением.
Если такая государственная политика продолжится, она «будет способствовать созданию
рынка солнечной энергии в любой точке Европы» [Moore et al. 2022, 25].
Тем не менее в 2021 г. доля ВИЭ сократилась до 37%, хотя ветровая и солнечная энер-
гетика «били рекорды» в развитии, впервые превзойдя природный газ по выработке элек-
троэнергии. На ископаемые виды топлива в 2021 г. по-прежнему приходилось 37% про-
изводства электроэнергии в ЕС по сравнению с 39% в 2019 г., на ядерную энергию - 26%
[Moore et al. 2022, 5]. Последний вид топлива наиболее экологичен из вышеназванных.
Таким образом, свыше 3/4 потребления энергии зависит от трех основных видов иско-
паемого топлива (углеводородов), которые при сжигании выделяют парниковые газы и по
своей природе относительно невозобновляемы. Исследователь из РЭУ им. Г.В. Плеханова
еще в 2015 г. писал о рисках сохранения сложившейся структуры выработки электроэнер-
гии для окружающей среды и населения, что «противоречит принципам устойчивого раз-
вития, соответствие которым должно быть положено в основу функционирования эконо-
мики любого государства» [Сидоров 2015; 246, 248].
Экономическая стратегия, которая во многом определяет конус будущего, остается
основным вектором реализации политических целей. При слабой экономике невозможно
устойчивое и долгосрочное продвижение по пути решения политических задач. В марте
2022 г. Ф. Закария, ученик С. Хантингтона, писал о конце «старого мира», «золотого века
глобализации», в котором экономика доминирует над политикой9. По его мнению, поста-
новка во главу угла экономического роста (с целенаправленным развитием торговли,
технологий, проведением реформ) была возможна в атмосфере, когда состояние наци-
ональной безопасности не внушало беспокойства. После 24 февраля 2022 г. ситуация
изменилась: в ходе «триумфа политики над экономикой» и возможного отката назад от
30-летней эры глобализации принимаются меры, которые ставят в приоритет националь-
ную безопасность для цепочек поставок в своей экономике и - «самодостаточность выше
эффективности»10.
В результате провозглашения ухода от чрезмерной зависимости от других стран -
в том числе в сфере энергетики (в 2020 г. доля импорта в целом в энергетике ЕС составила
57,5% против 50% в 1990 г., а в 2021 г. только на РФ пришлось 43,5% импорта природного
газа в ЕС11) - признаком новой экономической реальности стал рост инфляции. В евро-
зоне в годовом исчислении в июле 2022 г. она достигла 8,9% против 8,6% в июне, 8,1%
в мае того же года. С большим отрывом от других составляющих основной вклад в рост
инфляции вносит энергетика (39,7% в июле 2022 г.). «Чемпионы» по росту инфляции в
8 Renewable energy statistics. Eurostat. 2022. (https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=
Renewable_energy_statistics).
9 Цит. по: «Nous assistons à la fin de la “pax americana”. La Russie, qui dispose du plus grand arsenal nucléaire
au monde, défie l’Amérique de manière frontale». Propos recueillis par Marc-Olivier Bherer. Le Monde. 03.05.2022.
(https://www.lemonde.fr/idees/article/2022/05/02/guerre-en-ukraine-nous-avons-quitte-l-ancien-monde-dans-lequel-l-
economie-a-pendant-trente-ans-domine-le-politique_6124404_3232.html).
10 Zakaria F. Putin’s invasion of Ukraine marks the beginning of a post-American era. Washington Post. 10.03.2022.
(https://www.washingtonpost.com/opinions/2022/03/10/why-the-west-cant-let-putin-win-in-ukraine/).
11 Energy statistics - an overview (https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Energy_statistics_-_
an_overview); In focus: Reducing the EU’s dependence on imported fossil fuels (2022). Brussels: European Commission.
20.04. (https://ec.europa.eu/info/news/focus-reducing-eus-dependence-imported-fossil-fuels-2022-avr-20_en).
51
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 48-59
еврозоне - страны Балтии12. Во многом данная динамика связана с энергетикой (рост цен
на мировых рынках, экономические санкции против России в этой сфере). Инфляция вле-
чет за собой снижение покупательной способности, но именно потребление по-прежнему
вносит основной вклад в прирост ВВП стран ЕС. Производство дорожает преимуще-
ственно из-за роста цен на электроэнергию. Как следствие, снижается конкурентоспособ-
ность продукции. В еврозоне эти факторы традиционно усугубляются сочетанием щедрых
социальных программ, досрочного выхода на пенсию и распространенности неполной
занятости [Сидоров 2014, 31]. В случае прерывания поставок российского природного
газа вкупе с ростом инфляции существует риск рецессии и дальнейшего снижения конку-
рентоспособности продукции ЕС на внешних рынках.
Отказ от углеводородов (ископаемого топлива), выполнение поставленной в ЕС цели
к 2050 г. достичь «углеродной нейтральности»13 и нулевого баланса выбросов парнико-
вых газов потребует коренной перестройки экономической модели, производства и стиля
жизни: передвижения, жилищного хозяйства и даже системы питания. Специалист по
климату К. Голлье скептически относится к цели достижения нулевых выбросов: «Никто
не может сегодня представить, на что будет похожа полностью декарбонизированная
Европа»14. Тем не менее в ЕС на наднациональном уровне вплотную занялись вопросами
финансирования энергоперехода, в частности, разрабатывая так называемую таксономию
ЕС (по классификации инвестиций) в ее «зеленой» части - то есть с учетом климатиче-
ского и экологического фактора (см. подробнее [Худякова 2019, 17].
Приведем в качестве примера программу энергоперехода Франции. Президент страны
поручил премьер-министру обеспечить
«экологическое планирование» (planification
écologique). Предполагается в том числе борьба против «импортируемого загрязнения
окружающей среды», которое связано с потребляемой на территории Франции продук-
цией15. Предусмотрены также экономия энергии, применение ВИЭ, дальнейшее развитие
ядерной энергетики. С помощью ядерных технологий развивается производство водорода,
который можно хранить и применять для производства электроэнергии. Э. Макрон офици-
ально объявил о строительстве 6 реакторов типа EPR2. Первый из них планируется начать
строить в 2028 г. и ввести в эксплуатацию к 2035 г. Планируется также создать еще 8 реак-
торов и приложить дополнительные усилия по использованию ВИЭ - ветровой и солнеч-
ной энергии - в том числе из-за рубежа16 [Reprendre 2022, 7]. К 2023 г. во Франции наме-
чено предложить к принятию Многолетнюю энергетическую программу (programmation
pluriannuelle de l’énergie, PPE). Задача представителей государства на местах - согласовать
интересы граждан (в том числе фермеров) и экологические цели.
Однако в очередной раз экономика «поправляет» политику. Невзирая на политическую
волю руководства стран ЕС, полностью избавиться от энергозависимости от России в кра-
тко- и среднесрочной перспективе вряд ли получится, несмотря на предложенный Между-
12 Le taux d’inflation annuel de la zone euro en hausse à 8,9%. Eurostat. 29.07.2022. (https://ec.europa.eu/eurostat/
documents/2995521/14644650/2-29072022-AP-FR.pdf/b7328647-18aa-9e03-0516-4f0cf56de755?t=1659018438819).
13 2050 long-term strategy. European Commission. (https://ec.europa.eu/clima/eu-action/climate-strategies-targets/
2050-long-term-strategy_en).
14 Climat: vers un réchauffement de +2,7°C, alerte l’ONU. Le Point. 27.06. 2022. (https://www.lepoint.fr/
environnement/climat-pourquoi-la-pression-s-accroit-sur-les-etats-20-10-2021-2448693_1927.php).
15 Что перекликается с перспективами введения в ЕС в течение 2020-х гг. механизма трансграничного угле-
родного налога (Carbon border adjustment mechanism, CBAM).
16 Reprendre en main notre destin énergétique! Élysée. 10.02.2022. P. 7. (https://www.elysee.fr/front/pdf/elysee-
module-19285-fr.pdf).
52
М.В. Клинова. Энергетический вектор современной европейской экономики и политики
M.V. Klinova. Energy Policy in Contemporary European Economics and Politics
народным энергетическим агентством (МЭА) план из 10 пунктов по снижению зависимо-
сти ЕС от российского природного газа17.
В свете заявлений французского руководства о планах расширять использование
ядерной энергетики необходимо учитывать имеющийся отрицательный опыт по реа-
лизации проектов в данной сфере. В частности, речь идет о строительстве (сроки кото-
рого постоянно откладывались, а сметы росли) АЭС с Европейским водо-водяным
реактором третьего поколения (EPR, European Pressurized Reactor) во французском г.
Фламанвиль и на финском о. Олкилуото. Так, смета на французскую АЭС выросла,
по оценкам EDF, сначала втрое (с 3 млрд евро до 12,4 млрд евро, а по данным Счет-
ной палаты Франции - и до 19,1 млрд евро), сроки увеличились на 10 лет. Сроки
постройки АЭС в Финляндии выросли с заявленных еще в 2003 г. 48 мес. до 177 мес.,
то есть растянулись на 15 лет. Стоимость возросла как минимум втрое - с 3 млрд евро
до 10 млрд евро18. С учетом данного опыта достижение поставленных целей в срок
представляется сомнительным.
Из-за состояния ядерной энергетики во Франции (впервые в истории страны оста-
новлены 28 из 56 АЭС, 12 из 56 АЭС необходим ремонт и техобслуживание поражен-
ного коррозией оборудования)19 власти страны сначала сделали ставку на российский
газ как на наиболее чистое ископаемое топливо. Для Франции важно, чтобы в данной
геополитической ситуации Германия не потеряла доступ к природному газу из Рос-
сии (на который ориентировалась ФРГ, не желая использовать ядерную энергетику),
чтобы не лишиться возможности производить электроэнергию в нужных (в том числе
для Франции) количествах. Однако в середине июня 2022 г. у Франции исчез доступ
к российскому трубопроводному газу из-за прерывания потока между Францией и
Германией (который с начала года сократился на 60%). Газохранилища Франции по
состоянию на тот период были заполнены лишь на 52%20, в целях экономии энергии
зимой могут отключать электричество. О сокращении газовых потоков на 15% объ-
явила Италия (60% запасов); поставлена задача заполнить хранилища на 90%, на что
выделены нужные средства.
Чтобы смягчить резкий рост цен на энергоносители, который усугубляет риск пре-
кращения поставок российского газа, правительство Франции реализует ядерную страте-
гию. Для получения средств на приведение в порядок ядерной энергетики запланирована
национализация крупнейшего в Европе производителя атомной энергии - Electricité de
France (EDF), где государству и так принадлежат 84% капитала. Однако, как подчерки-
вают в ведущем агентстве по информации о европейских энергетических рынках Montel,
даже при национализации обремененной долгами EDF компанию придется реструктури-
17 Cм. подробнее: A 10-Point Plan to Reduce the European Union’s Reliance on Russian Natural Gas. International
Energy Agency. March 3, 2022. Pp. 1-12.
18 Wajsbrot Sh. Nucléaire: l’avertissement de la Cour des comptes sur les nouveaux EPR. Les Echos. 09.07.2020.
(https://www.lesechos.fr/industrie-services/energie-environnement/nucleaire-la-cour-des-comptes-pose-des-conditions-
a-la-construction-de-nouveaux-epr-en-france-1222587). [Folz 2019, 9-10]. Finlande: les malheurs d’Areva devraient
coûter très cher à l’État. Le Point. 11.12.2020. (https://www.lepoint.fr/economie/finlande-les-malheurs-d-areva-
devraient-couter-tres-cher-a-l-etat-11-12-2020-2405272_28.php).
19 Wajsbrot Sh. (2022). Electricité: le parc nucléaire risque de tourner au ralenti pendant plusieurs années. Les Echos.
18.05.
(https://www.lesechos.fr/industrie-services/energie-environnement/electricite-le-parc-nucleaire-risque-de-
tourner-au-ralenti-pendant-plusieurs-annees-1407726).
20 “Aiuteremo operatori e gestore a reperire e stoccare l’energia”. Sky.tg24. 02.06.2022. (https://tg24.sky.it/
economia/2022/07/02/siccita-gas-cingolani-intervista).
53
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 48-59
ровать21 в рамках борьбы с европейским энергетическим кризисом. Трудности, с кото-
рыми сталкивается EDF, могут подорвать континентальный план оперативно отказаться
от российского газа22. Компания рискует из экспортера дешевой энергии превратиться в
ее импортера.
О планах реформировать энергетику Франции в рамках инвестиционного плана
«Франция 2030» официально объявил президент Э. Макрон, поставив задачу за 30 лет
снизить энергопотребление на 40% и проводить «более экологичную, более суверенную»
политику, которая будет повышать покупательную способность. Данные цели собираются
осуществить путем достижения энергетической независимости Франции через реинду-
стриализацию страны. Поскольку на ископаемые виды топлива приходится значительная
часть энергопотребления Франции, президент в своей речи в промышленном центре в
Бельфоре поставил перед государством цель стать «первой крупной страной в мире, изба-
вившейся от зависимости от ископаемых видов топлива»23. Как подчеркнул Э. Макрон,
она может быть достигнута только при соблюдении двух условий: сокращения потребле-
ния энергии и увеличения мощностей по производству безуглеродной энергии. В данном
контексте планируется, наряду с развитием ВИЭ, строительство новых ядерных реакто-
ров на период энергетического перехода в рамках «Европейской зеленой сделки»24. В ЕС
одобряют инвестиции в ядерную энергетику, которая способствует сокращению выбросов
CO2 при приоритетной значимости развития ВИЭ.
Также принимаются меры по энергосбережению. Так, с 1 июля 2022 г. запрещается
установка новых отопительных котлов на мазуте и угле (в случае поломки уже уста-
новленных возможна их починка), разрешена установка котлов на биотопливе. Одно-
временно отменяется субсидия в форме «энергетического бонуса» (prime d’énergie) и
бонуса за сертификат энергосбережения (certificats d’économie d’énergie, CEE). Постав-
щики энергии могут предоставлять финансовую помощь частным лицам для частич-
ного или полного финансирования работ по энергосбережению в их домах. Данные
средства предлагают, чтобы побудить энергораспределительные компании поощрять
своих клиентов (домохозяйства или предприятия) экономить энергию. Правительство
еще с 2006 г. предписывает под угрозой санкций обосновывать и применять финан-
совые стимулы в этих целях. Чтобы получить право на помощь в форме сертификата
энергосбережения, домохозяйства должны были занимать жилье, построенное более
двух лет назад, и провести работы по утеплению, переходу на более энергоэффек-
тивное оборудование и т. д. В перечне упоминалось двести различных видов работ.
Размер бонуса зависел от дохода собственника. В качестве дополнительного стимула
правительство установило надбавки на определенные виды работ - в том числе на
капитальный ремонт и утепление.
Однако с 1 июля 2022 г. государство больше не оплачивает работы по утеплению чер-
даков, крыш и нижних этажей. Потери могут составлять до 40% стоимости изоляции.
21 Tetrel S. (2022). Même nationalisée, EDF devra être réformée - analystes. Montel Group. 24.03. (https://www.
montelnews.com/fr/news/1308556/mme-nationalise-edf-devra-tre-rforme--analystes).
22 Morison R., De Beaupuy F. EDF Nuclear Failures Undermine Europe’s Push to Exit Russian Gas. Bloomberg.
27.05.2022. (https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-05-27/edf-nuclear-failures-undermine-europe-s-push-to-
exit-russian-gas).
23 Reprendre en main notre destin énergétique! Élysée. Le 10 février 2022. (https://www.elysee.fr/emmanuel-
macron/2022/02/10/reprendre-en-main-notre-destin-energetique).
24 EU taxonomy: Complementary Climate Delegated Act to accelerate decarbonization. 02.02.2022. European
Commission. (https://ec.europa.eu/info/publications/220202-sustainable-finance-taxonomy-complementary-climate-
delegated-act_en).
54
М.В. Клинова. Энергетический вектор современной европейской экономики и политики
M.V. Klinova. Energy Policy in Contemporary European Economics and Politics
Одновременно расширяется возможность использовать энергетический бонус и систему
MaPrimeRenov (помощь на обновление жилья в целях энергосбережения), что способно
компенсировать до 50% стоимости работ. Создается также возможность доступа к бес-
процентной ссуде на проведение «энергетической реновации» (éco-PTZ, prêt à taux zéro).
Отдельно стимулируют энергопотребителей, которые начали работы по энергосбереже-
нию не в 2022 г., а годом ранее, в 2021 г.25
Премьер-министр Франции Э. Борн как представитель исполнительной ветви государ-
ственной власти вскоре после вступления в должность сделала противоречивые заявления
по поводу энергетического перехода. С одной стороны, она сказала, что государство не
будет подчинять экологии экономику и достигать экологических целей в ущерб экономи-
ческому положению уязвимых слоев населения, памятуя о плачевном опыте протестов
«желтых жилетов», которые начались после введения экологического налога на топливо.
С другой стороны, подчеркнула важность ускорения энергетического перехода - но так,
чтобы французы не меняли привычный стиль жизни26.
В условиях заявленного в ЕС энергетического перехода в выигрыше должны оказаться
компании, использующие ВИЭ (прежде всего ветровую и солнечную энергию), кото-
рые тем самым избавились от платы за углеродный след - трансграничного углеродного
налога (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), который вступит в силу с 2026 г.
В переходный период (с января 2023 г. до 2026 г.) налог не взимается. Он относится только
к импорту и не имеет отношения к предприятиям стран ЕС: для последних существует
плата за разрешения на выбросы (AAU Assigned Amount Units) в рамках т. н. Системы
торговли квотами на выбросы ЕС (EU ETS, EU Emissions Trading System). Однако вряд ли
СВАМ на самом деле введут не только в 2026 г., но и позднее - свою роль сыграют новей-
ший энергетический кризис в ЕС и связанный с ним пересмотр безуглеродной повестки и
программы опоры на ВИЭ.
CBAM призван «примирить» климатическую повестку - «Европейскую зеленую
сделку» - и торговые интересы. Россия рассматривает эту меру скорее как экономиче-
скую, нежели экологическую, что отмечено в докладе европейского аналитического цен-
тра по изменению климата Sandbag [Assous 2021, 50]. Подобная политика ограничивает
доступ на рынки ЕС более дешевой и конкурентоспособной продукции из стран с разви-
вающейся экономикой, несущей сильный «углеродный след».
Трансграничный углеродный налог стал основой пакета предложенных в 2021 г.
мер Еврокомиссии (ЕК) (Fit for 55), Плана климатических целей в рамках «Европейской
зеленой сделки» - Климатического закона, который предусматривает сокращение выбро-
сов CO2 в ЕС к 2030 г., не менее чем на 55% по отношению к уровню 1990-х гг. и до нуле-
вого уровня к 2050 г.27
Год назад РФ оценивала свой экспорт в ЕС, который может затронуть углеродное регу-
лирование, в 7,6 млрд долл. Правда, запрет ЕС на импорт продукции российской черной
25 Allard L. Travaux d’économies d’énergie: ce qui change au 1er juillet. Le Point. 01.07.2022. (https://www.
lepoint.fr/immobilier/travaux-d-economies-d-energie-ce-qui-change-au-1er-juillet-01-07-2022-2481708_31.php).
26 EXCLUSIF. Élisabeth Borne: «Sortir des énergies fossiles exigera une transformation radicale». Le Point/
AFP.
18.09.2021.
(https://www.lepoint.fr/politique/exclusif-elisabeth-borne-sortir-des-energies-fossiles-exigera-
une-transformation-radicale-02-06-2022-2478036_20.php). Elisabeth Borne: «Nous ne ferons pas l’écologie contre
l’économie». Le Monde. 02.06.2022. (https://www.lemonde.fr/politique/article/2022/06/02/elisabeth-borne-nous-ne-
ferons-pas-l-ecologie-contre-l-economie_6128651_823448.html#xtor=AL-32280270-[default]-[android]).
27 Fit for 55. European Council. July 2021. (https://www.consilium.europa.eu/en/policies/green-deal/fit-for-55-the-
eu-plan-for-a-green-transition/); European Climate Law. Official Journal of the European Union. 9.7.2021. P. 5.
55
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 48-59
металлургии вывел из-под углеродного налогообложения эту важную статью российского
экспорта, в связи с чем указанная сумма может быть ниже как минимум вдвое.
Интересы российских экспортеров могут сильно пострадать от введения углерод-
ного налога - предполагается, что сборы вырастут с 442 млн евро в 2026 г. до 1,9 млрд в
2035 г. Данный прогноз также можно снизить вдвое с учетом введенных санкций в отно-
шении российской продукции черной металлургии. Впрочем, эксперты Sandbag сочли
эти суммы небольшими по сравнению с 91,4 млрд евро - стоимостью импорта ЕС из
России в 2019 г.28
По оценкам МЭА, сокращение выбросов к 2050 г. потребует от ЕС «беспрецедент-
ного межгосударственного сотрудничества». Согласованные действия государств
способствуют привлечению инвестиций частного сектора и достижениям в области
технологий чистой энергетики. Опыт показывает, что государства играют решаю-
щую роль в ускорении вывода новых технологий на рынок и их распространении29.
Они разрабатывают нормативные документы, на основе которых функционируют
рынки и финансовые системы. Правительствам стран ЕС предстоит проработать
детали реализации климатической программы, а политика по сокращению выбро-
сов СО2 позволит Евросоюзу подтвердить лидерство в борьбе с изменением климата.
Роль государства заключается в организации образования, профессиональной под-
готовки и обмена знаниями; в финансировании исследований и разработок и помощи
компаниям по внедрению инноваций30; в защите интеллектуальной собственности,
использовании государственных закупок и инвестировании в инфраструктуру.
ЕК в феврале 2022 г. приняла спорное решение присвоить «зеленый ярлык» ядер-
ному топливу и природному газу31 на период энергетического перехода, что вызвало
возражения в ЕС - несмотря на то, что для ядерной энергетики характерны доступная
цена и низкие выбросы парниковых газов за счет использования радиоактивных метал-
лов вместо сжигания ископаемого топлива. Включение ядерной и газовой генерации в
«Зеленую таксономию» можно рассматривать как признание запланированных сроков
перехода к безуглеродной энергетике излишне оптимистичными.
В целом отношение к ядерной энергии еще в 1970-х гг., до аварии на Чернобыльской
АЭС, было неоднозначным32 - в том числе из-за ядерных отходов. Данная позиция получила
дополнительный стимул после аварии на японской АЭС Фукусима-1 (2011 г.). Из стран ЕС
только Франция продолжила ядерную программу. Европарламент в июле 2022 г. признал
28 New study shows limited trade impacts of European Carbon Border Adjustment Mechanism. Sandbag.
30.08.2021.(https://sandbag.be/index.php/2021/08/30/new-study-shows-limited-trade-impacts-of-european-carbon-
border-adjustment-mechanism/).
29 Net Zero by 2050. A Roadmap for the Global Energy Sector. Special Report IEA. October 2021. Pp. 186,
187,
189.
(https://iea.blob.core.windows.net/assets/deebef5d-0c34-4539-9d0c-10b13d840027/NetZeroby2050-
ARoadmapfortheGlobalEnergySector_CORR.pdf).
30 Правда, исследователи задаются вопросом, в какой мере государство должно инвестировать в ВИЭ, чтобы
финансово стимулировать повышение их рентабельности - см.: [Bhandari V. et al. 2017, 82].
31 Taxinomie de l’UE: la Commission présente un acte délégué complémentaire relatif aux objectifs climatiques,
pour accélérer la décarbonation. Bruxelles. European Commission. le 2 février 2022. (https://ec.europa.eu/commission/
presscorner/detail/fr/ip_22_711).
32 Ее развитие тормозится «снизу» оппозицией в Японии и Нидерландах; замедлялось в Западной Германии,
Швейцарии, Италии, Австрии, Швеции. От атомной энергетики отказались в Норвегии, Австралии, Новой Зе-
ландии, двух канадских провинциях. Неопределенные перспективы были в Дании и ряде американских штатов.
Против этого вида энергетики выступали в Великобритании, Канаде, Испании, Бразилии, Индии, Таиланде и
других странах - см.: Lovins A.B. Energy strategy: The road not taken? Foreign Affairs. October 1 1976. (https://www.
foreignaffairs.com/articles/united-states/1976-10-01/energy-strategy-road-not-taken).
56
М.В. Клинова. Энергетический вектор современной европейской экономики и политики
M.V. Klinova. Energy Policy in Contemporary European Economics and Politics
ядерную энергию и природный газ чистыми видами энергии со статусом промежуточного
решения на время энергетического перехода, поддержав ЕК и ее Дополнительный закон
о климате33. Специалисты считают ядерную энергетику сравнимой с ВИЭ по влиянию на
окружающую среду и климат. Одновременно она значительно дешевле и требует меньших
площадей для размещения34.
* * *
Трансформация энергетики в ЕС - важный стратегический вызов на пути дости-
жения устойчивого развития. В то же время ставятся противоречащие друг другу цели: в
нынешней ситуации экология, ВИЭ и энергопереход идут в ущерб экономическому росту.
Цели экологической повестки - противодействие изменению климата и поддержка био-
разнообразия - осложнились в 2022 г. геополитическим фактором: стремлением уйти или
по крайней мере снизить зависимость от поставок энергоносителей из России, которая
обладает крупнейшими в мире запасами ископаемого топлива. На данном фоне улучши-
лось отношение к ядерной энергетике. Политика Евросоюза провоцирует стагфляцию,
спад экономики в отдельных странах и может еще больше снизить конкурентоспособность
промышленной продукции (по сравнению с китайской) на внешних рынках, поскольку в
основу издержек производства заложены цены на энергоносители.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зимаков А.В. (2021) Экологизация энергетики как фактор конкурентоспособности // В: Европей-
ский союз в мировом хозяйстве: проблемы конкурентоспособности. Ред.: Хесин Е.С.. М.: ИМЭМО
РАН. С. 52-67.
Рогинко С.А. (2021) Европейский трансграничный углеродный шантаж: риски и возможности
хеджирования // Европейская аналитика 2021. М.: Институт Европы РАН. С. 46-61.
Сидоров А.А. (2015) Использование возобновляемых источников энергии как средство дости-
жения устойчивого развития России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные
науки. № 6-2. С. 238-242.
Сидоров А.А. (2014) Кризис конкурентоспособности еврозоны // Международная экономика.
№ 3. С. 30-39.
Худякова Л.С. (2019) Создание системы устойчивого финансирования в Европейском союзе //
Мировая экономика и международные отношения. Т. 63. № 7. С. 16-22.
Assous A. et al. (2021) A Storm in a Teacup Impacts and Geopolitical Risks of the European Carbon
Border Adjustment Mechanism. Sandbag. Report. August. Рp. 1-64. (https://9tj4025ol53byww26jdkao0x-
wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/E3G-Sandbag-CBAM-Paper-Eng.pdf).
Bhandari V. et al. (2017) Interacting Policies in Power Systems: Renewable Subsidies and a Carbon Tax
// The Electricity Journal. Vol. 30. Issue 6. Рp. 80-84.
Folz J.-M. (2019) La construction de l’EPR de Flamanville // Rapport au Président Directeur Général
d’EDF.Р. Octobre. Pp. 1-33.
33 Дополнительный акт делегирования по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним,
охватывающий определенные виды газовой и ядерной деятельности» (англ. Complementary Delegated Act on
climate change mitigation and adaptation covering certain gas and nuclear activities).
34 Road to EU Climate Neutrality by 2050. Brussels: ECR Group and Renew Europe. January 2021. (https://
ecrgroup.eu/files/Energy_Study_Full.pdf).
57
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 5. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 5, pp. 48-59
Mara D. et al. (2022) The Place of Energy Security in the National Security Framework: An Assessment
Approach // Energies. Vol. 15. Issue 2. Рp. 1-29. (https://www.mdpi.com/1996-1073/15/2/658/htm).
Moore Ch. et al. (2022) Gas Crisis Interrupts EU Coal Exit // European Electricity Review. Ember.
Pp. 1-33 (https://ember-climate.org/app/uploads/2022/02/Report-EER.pdf).
Piskulova N. (2020) Drivers of EU-Russian Cooperation on Environmental Issues: The View from
Russia // EUREN Brief no. 10. January. (http://188.127.251.150/wp-content/euinrussiapdf/EUREN_
Brief_10_Piskulova.pdf).
Prontera A. (2017) The New Politics of Energy Security in the European Union and Beyond. States,
Markets, Institutions. N.Y.: Routledge.
Stavytskyy A. et al. (2018) Estimating the Interrelation between Energy Security and Macroeconomic
Factors in European Countries // Journal of International Studies. Vol. 11. No. 3. Рp. 217-238.
REFERENCES
Assous A. et al. (2021) A Storm in a Teacup Impacts and Geopolitical Risks of the European Carbon
Border Adjustment Mechanism. Sandbag. Report. August. Рp. 1-64. (https://9tj4025ol53byww26jdkao0x-
wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/E3G-Sandbag-CBAM-Paper-Eng.pdf).
Bhandari V. et al. (2017) Interacting Policies in Power Systems: Renewable Subsidies and a Carbon
Tax. The Electricity Journal. vol. 30, issue 6, pp. 80-84.
Folz J.-M. (2019) La construction de l’EPR de Flamanville. Rapport au Président Directeur Général
d’EDF.Р. Octobre. pp. 1-33.
Khudyakova L.S. (2019) Sozdaniye sistemy ustoychivogo finansirovaniya v Yevropeyskom soyuze
[Launching a Sustainable Financial System in the European Union]. Mirovaya ekonomika i mezhdunaro-
dnye otnosheniya. no. 7, pp. 16-22.
Mara D. et al. (2022) The Place of Energy Security in the National Security Framework: An Assessment
Approach. Energies. vol. 15, issue 2, pp. 1-29. (https://www.mdpi.com/1996-1073/15/2/658/htm).
Moore Ch. et al. (2022) Gas Crisis Interrupts EU Coal Exit. European Electricity Review. Ember.
pp. 1-33. (https://ember-climate.org/app/uploads/2022/02/Report-EER.pdf).
Piskulova N. (2020) Drivers of EU-Russian Cooperation on Environmental Issues: The View from
Russia. EUREN Brief no.
10. January. (http://188.127.251.150/wp-content/euinrussiapdf/EUREN_
Brief_10_Piskulova.pdf).
Prontera A. (2017) The New Politics of Energy Security in the European Union and Beyond. States,
Markets, Institutions. New York: Routledge.
Roginko S.A. (2021) Yevropeyskiy transgranichnyy uglerodnyy shantazh: riski i vozmozhnosti
khedzhirovaniya [European Cross-Border Carbon Blackmail: Risks and Opportunities for Hedging]. In:
Yevropeyskaya analitika 2021. Moscow: Institut Yevropy RAN. pp. 46-61.
Sidorov A.A. (2014) Krizis konkurentosposobnosti yevrozony [Eurozone Competitiveness Crisis].
Mezhdunarodnaya ekonomika. no. 3, pp. 30-39.
Sidorov A.A. (2015) Ispolʹzovaniye vozobnovlyayemykh istochnikov energii kak sredstvo dostizheniya
ustoychivogo razvitiya Rossii [The Use of Renewables as a Means of Achieving Sustainable Development
in Russia]. Gumanitarnyye, sotsialʹno-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki. no. 6-2, pp. 238-242.
Stavytskyy A., Kharlamova G. et al. (2018) Estimating the Interrelation between Energy Security and
Macroeconomic Factors in European Countries. Journal of International Studies. vol. 11, no. 3, pp. 217-238.
Zimakov A.V. (2021). Ekologizatsiya energetiki kak faktor konkurentosposobnosti [Ecologization
of Energy as a Factor of Competitiveness]. In: Yevropeyskiy soyuz v mirovom khozyaystve: problemy
konkurentosposobnosti. Ed(s): Hesin E.S. Moscow: IMEMO RAN. Pp. 52-67.
58
М.В. Клинова. Энергетический вектор современной европейской экономики и политики
M.V. Klinova. Energy Policy in Contemporary European Economics and Politics
Информация об авторе
Клинова Марина Вилениновна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник
Центра европейских исследований Национального исследовательского института мировой эконо-
мики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН. Адрес: Профсоюзная ул., д. 23,
Москва, 117997. E-mail: marina.v.klinova@gmail.com
About the author
Marina V. Klinova, Doctor of Sciences (Economics), Leading Research Fellow, Center for European
Studies, Primakov National Resarch Institute of World Economy and International Relations of the Russian
Academy of Sciences (IMEMO RAS). Address: 117997, Moscow, Profsoyuznaya Street, 23. E-mail:
marina.v.klinova@gmail.com
Статья поступила в редакцию / Received: 09.07.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 29.08.2022
Статья принята к публикации / Accepted: 05.09.2022
59