ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 7-22
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 7-22
DOI: 10.31857/S0869049922060016
EDN: FBNEDO
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
GLOBAL POLITICS
Оригинальная статья / Original article
Тотальные санкции Запада против России
в контексте «интегрированного сдерживания»1
© Н.И. БУБНОВА
Бубнова Наталия Игоревна, Национальный исследовательский институт мировой экономики
и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (Москва, Россия),
nataliaibubnova@gmail.com. ORCID: 0000-0002-1434-4133
Беспрецедентные по масштабу санкции со стороны США и других западных стран после начала
специальной военной операции России на Украине стали, наряду с поставками вооружений, основ-
ным способом противодействия российской политике. Вводились ограничения, которые не только
направлены против российского государства и его военного потенциала, но и затрагивают широкие
слои населения. Охватывается период с февраля по конец 2022 г. Исследованы санкции против от-
раслей, которые имеют отношение к военно-политической области: финансовый сектор, нефтегазо-
вый комплекс, металлургия, транспорт, оборонная отрасль, сотрудничество в космосе. Особое вни-
мание уделено так называемым «вторичным» санкциям, имеющим цель перекрыть «обходные пути»
и не дать России организовать сбыт санкционной продукции, проводить финансовые транзакции,
получать товары и технологии. Анализируется позиция различных стран в данной области. Рассмо-
трены оценки воздействия санкций как на российскую экономику и политику, так и на экономику
вводивших их стран, а также на глобальный рынок и международные отношения в целом. Сделан
вывод о долгосрочном влиянии санкций на переформатирование мировой системы.
Ключевые слова: санкции, политика США, пакеты санкций ЕС, российская экономика, постав-
ки энергоресурсов, нефтяное эмбарго, «параллельный импорт», «вторичные» санкции, оборонная
промышленность, дефолт
Цитирование: Бубнова Н.И. (2022) Тотальные санкции Запада против России в контексте «интегрирован-
ного сдерживания» // Общественные науки и современность. № 6. С. 7-22. DOI: 10.31857/S0869049922060016,
EDN: FBNEDO
1 Основано на исследовании Н.И. Бубновой «Тотальные санкции в военно-политическом ракурсе: санк-
ционная реакция США и других западных стран на российскую специальную военную операцию на Украине
(2022 г.)» (готовится к публикации).
7
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 7-22
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 7-22
Total Sanctions of the West Against Russia
in the Context of “Integrated Deterrence”
© N. BUBNOVA
Natalia I. Bubnova, Primakov Institute of World Economy and International Relations of the Russian
Academy of Sciences (Moscow, Russia), nataliaibubnova@gmail.com. ORCID: 0000-0002-1434-4133
Abstract. The sanctions introduced by the United States and other Western countries after the beginning
of Russia’s special military operation in Ukraine were intended, along with the military assistance to
Ukraine, as the major instrument in countering Russia’s actions. These measures were aimed not only
against the Russian state and its military potential and encompassed not only targeted individual and
sectoral sanctions, but affected the population at large. The article covers the period from February till the
end of 2022 and is focused on the industries most closely related to this country’s military-political stance:
the finance sector, the oil and gas exports, the metallurgy, transportation, defense production, and high tech.
Special attention is given to “secondary” sanctions which had the goal to prevent Russia from bypassing
restrictions and creating alternative schemes to sell its sanctioned goods, accomplish financial transactions
and receive the parts and technologies it needed. Various viewpoints on the consequences of the sanctions
for the Russian economy and policy are described, as well as for the European and global market and
international relations at large.
Keywords: sanctions, US policies, EU sanctions, Russia’s economy, energy supplies, oil embargo,
“parallel import”, “secondary” sanctions, defense industry, default
Citation: Bubnova N. (2022) Total Sanctions of the West Against Russia in the Context of “Integrated Deterrence”.
Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 6, pp. 7-22. DOI: 10.31857/S0869049922060016, EDN: FBNEDO
Начатая в феврале 2022 г. специальная военная операция России на Украине вызвала
активное противодействие со стороны США, европейских стран и десятков других госу-
дарств. По выражению исполнительного директора Центра новой американской без-
опасности Р. Фонтейна, «Соединенные Штаты были вовлечены в войну практически
каждым из возможных способов, кроме прямых боевых действий против [России]»2.
Они оказывают экономическое давление, обеспечивают военно-техническую помощь
Киеву, предоставляют ему доступ к данным западной разведки, а также пытаются добиться
желаемых результатов через дипломатические, межгосударственные и неофициальные
каналы. Подобные шаги соответствуют линии на противодействие России в рамках кон-
цепции «интегрированного сдерживания», которую администрация Дж. Байдена закрепила
в новой американской «Стратегии национальной безопасности»3 (октябрь 2022 г.). Док-
трина обосновала применение в противостоянии с державами-конкурентами всех инстру-
ментов в их непосредственной взаимосвязи: военных (не переходя порог к вооруженному
конфликту), политических, экономических, информационных - а также интеграцию уси-
2 Chalfant Morgan, Kelly Laura, Lillis Mike. Intel leaks show US success in Ukraine - but come with risks.
The Hill. 7 May 2022. (https://thehill.com/news/administration/3480041-intel-leaks-show-us-success-in-ukraine-but-
come-with-risks/).
3 National Security Strategy. October 2022. The White House. Washington. 48 p. P. 22.
8
Н.И. Бубнова. Тотальные санкции Запада против России в контексте «интегрированного сдерживания»
N. Bubnova. Total Sanctions of the West Against Russia in the Context of “Integrated Deterrence”
лий с союзниками и партнерами США, которая рассматривается как реальное американ-
ское ассиметричное преимущество4.
Одновременно в Вашингтоне целенаправленно отказывались от прямого военного
вмешательства в события на Украине, делая упор на предупреждении регионального или
глобального вооруженного конфликта, а также подчеркивая необходимость предотвра-
щать эскалацию конфронтации до стадии применения ядерного оружия. Санкции, наряду
с поставками вооружений Украине, стали основным инструментом американской поли-
тики в частности и западной стратегии в целом в отношении действий России на Украине.
Рассмотрены санкции и другие антироссийские меры западных государств и корпора-
ций в отраслях экономики, развитие которых влияет на отечественный ВПК. Ограничения
в таких секторах, как производство товаров народного потребления, общественное пита-
ние, фармацевтика, строительство, деревообработка и социально-культурная сфера либо
остаются за рамками анализа, либо затронуты лишь косвенно. Соответственно, проблема
поставок зерна не рассматривается, хотя ее и продолжают обсуждать в свете военно-поли-
тических вопросов и действий в области национальной безопасности.
Введение санкций
Против России ввели беспрецедентное количество санкций: по некоторым подсчетам,
общее количество мер превысило одиннадцать тысяч, а санкционная политика породила сво-
его рода «ренессанс некооперативности» [Афонцев 2019]5. Соединенные Штаты отменили
статус наибольшего благоприятствования в торговле с Россией, повысили пошлины для
целого ряда российских товаров (металлургическая продукция, удобрения и др.). Государ-
ства-члены ЕС также отказали России в режиме наибольшего благоприятствования и при-
няли по отношению к ней различные ограничения. Особенную активность по введению
санкций, помимо США, проявляли страны Балтии, Великобритания и Польша. Несмотря
на то что Беларусь не принимает участие в специальной военной операции, ее тоже рас-
сматривали как сторону конфликта и ввели против нее ограничительные меры, поскольку с
территории страны выдвигались российские войска и военная техника.
Параллельно применялись как персональные санкции в отношении российского
правительства и элит, так и секторальные ограничения против связанных с обороной
отраслей промышленности РФ и других секторов российской экономики, с последстви-
ями которых сталкивалось и население в целом. Блокирующие меры были направлены
как против физических, так и против юридических лиц. Секторальные санкции подраз-
умевали специфические запреты в отношении конкретных отраслей индустрии. Однако
в соответствии с президентским Исполнительным указом 14024 Дж. Байдена (2021 г.)
вводились и так называемые «гибридные» меры (сочетание персональных ограничений с
секторальными) против физических и юридических лиц, которые работали с компаниями
из подсанкционных отраслей российской промышленности.
ЕС, Великобритания, Япония, а потом и США ввели ограничения против представите-
лей руководства России, которые затем неоднократно расширялись, охватывая их замести-
телей, родственников и ближний круг, патриарха РПЦ, депутатов Государственной думы и
самой Думы как учреждения, а также владельцев, глав и топ-менеджеров ведущих россий-
4 Перекликаясь по названию с «ядерным сдерживанием», новая концепция дополняет его, включая элемент
«интегрированного сдерживания» как основополагающий. См.: National Security Strategy 2022. P. 21.
5 В Госдуме раскрыли, когда санкции ЕС в полной мере ударят по России. ОСН. 11 октября 2022. (https://
www.osnmedia.ru/ekonomika/v-gosdume-raskryli-kogda-sanktsii-es-v-polnoj-mere-udaryat-po-rossii/).
9
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 7-22
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 7-22
ских корпораций, руководителей российских банков. Были анонсированы санкции против
назначенных глав в местных органах власти ЛНР, ДНР, в Херсонской и Запорожской обла-
стях. Россия вводила ответные меры, и 3 мая вышел Указ Президента РФ № 252 о запрете
сделок, расчетов и торговли с лицами, находящимися под санкциями РФ.
Государственные санкции «сверху» вводились Западом параллельно с массовым исхо-
дом из России международных компаний. Свернули или приостановили свою деятельность
более 1,4 тыс. фирм - преимущественно европейских, но также японских, тайваньских,
южнокорейских, австралийских и др. (800 из них сообщили, что закрыли свой бизнес в
России)6. Уход с российского рынка международных корпораций и их пенитенциарные меры
имели последствия для отечественной экономики, которые, возможно, были сопоставимы
с эффектом собственно санкций. Ситуацию усугублял отток капиталов и массовый отъезд
из России зарубежных и высококвалифицированных российских специалистов, значитель-
ный рост эмиграции в целом, который произошел сразу после начала специальной военной
операции и усилился после объявления частичной мобилизации. Первоначально санкции
преследовали задачу повлиять на «поведение» России, добиться прекращения ею специ-
альной военной операции на Украине. Показательно, например, что именно такая цель
санкций7 была указана при создании (по инициативе украинского президента В. Зелен-
ского) международной экспертной группы Ермака-Макфола8, которую организовали спе-
циально для разработки рекомендаций по введению санкций. Однако, как представляется,
в дальнейшем цели США и западных стран трансформировались в сторону нанесения мак-
симального ущерба российской экономике, ослабления и изоляции России, чтобы лишить
ее в будущем финансовой, производственной и военно-технической базы для военных дей-
ствий за пределами страны. В принятой в октябре американской «Стратегии националь-
ной безопасности» говорилось, что введение санкций и экспортных ограничений призвано
«привести к деградации способность России вести в будущем агрессивные войны»9.
Санкционные меры не укладывались в русло традиционных международных взаимо-
отношений, не вписывались в категорию дипломатических акций. По сути, они принадле-
жали к арсеналу политики силового воздействия. Президент РФ В. Путин сравнил введен-
ные против России ограничения с «объявлением войны»10. Председатель Правительства
РФ М. Мишустин, в свою очередь, сказал, что санкции представляют собой тотальную
экономическую войну11.
США, европейские страны (при всех возникавших между ними противоречиях) и
другие государства мира проявили высокий уровень солидарности в вопросе антирос-
сийских санкций. К ним присоединились 65 из 193 государств-членов ООН. Линия Япо-
нии, которая также ввела ограничения наряду с Южной Кореей, Сингапуром и Тайванем,
6 Впервые список компаний, ушедших с российского рынка после начала специальной военной операции на
Украине, опубликовал Йельский университет. Перечень регулярно обновляется. См.: Over 1,000 Companies Have
Curtailed Operations in Russia - But Some Remain. Chief Executive Leadership Institute. Yale School of Management.
14 August 2022. (https://som.yale.edu/story/2022/over-1000-companies-have-curtailed-operations-russia-some-remain).
7 См. The International Working Group on Russian Sanctions. Stanford University. Freeman Spogli Institute for
International Studies. 2022. (https://fsi.stanford.edu/working-group-sanctions).
8 А. Ермак - руководитель Офиса президента Украины. М. Макфол - профессор Стэнфордского универси-
тета, директор Института международных исследований им. Фримена Спогли, с 2012 по 2014 гг. посол США в
России.
9 National Security Strategy 2022. P. 39.
10 Путин: Санкции против России сродни объявлению войны. RG.RU. 05.03.2022. (https://rg.ru/2022/03/05/
putin-sankcii-protiv-rossii-srodni-obiavleniiu-vojny.html).
11 Российско-белорусские переговоры. Новости - Правительство России. 03.10.2022. (http://government.ru/
news/46690/).
10
Н.И. Бубнова. Тотальные санкции Запада против России в контексте «интегрированного сдерживания»
N. Bubnova. Total Sanctions of the West Against Russia in the Context of “Integrated Deterrence”
отличалась особой жесткостью по сравнению с мерами, которые Токио предпринял после
крымских событий. Тогда премьер-министр С. Абэ, несмотря на введенные санкции, про-
должал курс на развитие отношений с Россией.
Принимая антироссийские меры, многие зарубежные государства и компании про-
демонстрировали готовность поступать вопреки своим коммерческим интересам, соот-
ветствуя тому «набору ценностей», соблюдения которого от них ожидали как государ-
ства-лидеры западного мира, так и общественные круги самих этих стран. Согласно
независимым исследованиям [Sonnenfeld, Tian, Zaslavsky, Bhansali, Vakil 2022], зарубеж-
ные компании понесли определенные убытки, сворачивая бизнес в России, однако в зна-
чительной мере компенсировали потери за счет роста цен на свои акции вследствие широ-
кой общественной поддержки их действий.
Однако со временем в вопросе санкций начали проявляться расхождения среди запад-
ных стран: более месяца шло согласование шестого пакета санкций ЕС. В результате доку-
мент приняли в гораздо более смягченном варианте (неполное эмбарго нефти, которое
распространилось на танкерные перевозки; отсутствие упоминаний о курсе на постепен-
ный отказ от российского газа; отключение от системы SWIFT еще нескольких, но не всех,
банков - в частности, за рамками санкций остался «Газпромбанк»). По итогам трудных
переговоров канцлер Германии О. Шольц в конце августа 2022 г. даже высказал предложе-
ние, чтобы решения в ЕС принимали не консенсусом, а большинством голосов12.
В западном мире сформировались два «лагеря». Первый, во главе с США и Велико-
британией13, включает в себя Польшу, страны Балтии и некоторые другие государства
Восточной Европы, которые поддерживают наращивание военных поставок и ужесточе-
ние санкций. Во второй вошли Германия, Франция, Италия и Венгрия - страны, кото-
рые с настороженностью отнеслись к перспективе затяжного конфликта и выступают за
поиск путей его урегулирования (правда, со временем позиция французского президента
Э. Макрона сместилась в сторону более жесткой). Страны, которые наиболее зависели от
поставок российской нефти, стремились избежать ухудшения отношений с Россией.
В то же время санкционная политика отражала фундаментальное противоречие амери-
канского курса: внутри страны существует установка на демократию и ее продвижение за
рубежом, в том время как на международной арене Вашингтон стремится к гегемонии и
оказывает давление на другие страны - в данном случае в пользу санкций.
Санкции и российская экономика
К полной блокаде российской экономики и быстрому ее коллапсу санкции, однако, не
привели. В октябре Банк России улучшил прогноз годового падения ВВП РФ до 3,0-3,5%14.
Отечественная экономика оказалась более устойчивой, чем предсказывали западные
политики и эксперты [Sonnenfeld, Tian 2022]. Избежать крупного падения помогли нако-
пленные запасы Федерального резервного фонда РФ (хотя половина из них, наряду с част-
ными активами, была заморожена Западом), взлетевшие цены на энергоносители (пока их
еще продавали в Европу, пусть и в меньших объемах), а также экстренные меры финансо-
12 Шольц призвал Евросоюз отказаться от принципа единогласия. Известия. 29 августа 2022. (https://
iz.ru/1387024/2022-08-29/sholtc-prizval-evrosoiuz-otkazatsia-ot-printcipa-edinoglasiia).
13 UK Sanctions relating to Russia. Gov.UK. Published 15 April 2019. Last updated 4 November 2022. Amendments
No. 1-16. (https://www.gov.uk/government/collections/uk-sanctions-on-russia).
14 Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров
Банка России 28 октября 2022 года. Банк России. (https://www.cbr.ru/press/event/?id=14272#highlight=прогноз).
11
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 7-22
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 7-22
вых органов РФ по адаптации экономики, смягчению и преодолению последствий санк-
ций15. Помимо прочего, российские банки сумели значительно заработать на стрессе во
втором и третьем квартале. Одновременно был принят закон, который установил возмож-
ность по решению суда временно вводить внешнее управление имуществом покинувших
Россию компаний, если они производят товары первой необходимости, а для их ухода не
было экономических оснований16. Кроме того, часть таких зарубежных предприятий не
сразу прекратили свою деятельность. Некоторые из них продали свой бизнес российским
операторам, что в значительной степени сохранило его потенциал для отечественной эко-
номики, даже если последние не располагали технологической и финансовой поддержкой
с Запада. Одновременно создавались обходные пути для финансовых и торговых отноше-
ний, происходила переориентация внешнеторгового взаимодействия в южном и юго-вос-
точном направлении, выстраивались схемы «альтернативного импорта» (хотя они сопро-
вождаются большими потерями и возрастанием цены транзакций).
Санкции, особенно секторальные, имели тяжелые экономические последствия для Рос-
сии, которые особенно усилились в условиях роста федеральных расходов на оборону и безо-
пасность. Первой целью ограничительных мер стал банковский сектор17, что характерно для
американской санкционной политики в ХХI в. [Timofeev 2020, 74]. Среди наиболее жестких
мер со стороны США можно выделить: заморозку хранящихся за рубежом денежных запасов
Федерального резервного фонда РФ (более 300 млрд долл.) и частных активов российских
клиентов, связанных с российской политикой на Украине; отключение многих российских
банков от системы SWIFT; блокирующие санкции против банков из американского списка
SDN18. Глава Европейской комиссии У. фон дер Ляйен, в свою очередь, сформулировала
следующие цели санкционной политики в сфере финансов: не дать российским банкам
«действовать в мировом масштабе», «по сути заблокировать российский экспорт и импорт»
и «сделать невозможным для [российского] Центрального банка сохранять ликвидность
своих активов»19. ЕС также наложил санкции на Национальный расчетный депозитарий РФ
(НРД) - крупнейший депозитарий ценных бумаг в России и единственный в стране с досту-
пом к международной финансовой системе. В США в дальнейшем ввели персональные санк-
ции против бывшего и действующего руководителей НРД Э. Астанина и В. Жидкова.
15 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 № 851 «О мерах по реализации
Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252» Официальный интернет-портал правовой
информации. 2022. 58 c.; Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях. Банк России. 2022. 30 c.
(https://cbr.ru/Content/Document/File/139354/financial_market_20220804.pdf) .
16 Законопроект № 104796-8. О внешней администрации по управлению организацией. СОЗД. 2022. (https://
sozd.duma.gov.ru/bill/104796-8).
17 Directive 4 Under Executive Order 14024 Prohibitions Related to Transactions Involving the Central Bank
of the Russian Federation, the National Wealth Fund of the Russian Federation, and the Ministry of Finance of the
Russian Federation. Department of the Treasury, Office of Foreign Assets Control. Washington DC. 2022. (https://
home.treasury.gov/system/files/126/eo14024_directive_4_02282022.pdf); Executive Order 14066 of March 8, 2022,
Prohibiting Certain Imports and New Investments With Respect to Continued Russian Federation Efforts to Undermine
the Sovereignty and Territorial Integrity of Ukraine.. Federal Register. Vol. 87, No. 47, March 10, 2022. (https://www.
federalregister.gov/documents/2022/03/10/2022-05232/prohibiting-certain-imports-and-new-investments-with-respect-
to-continued-russian-federation-efforts); Executive Order 14068 of March 11, 2022, on Prohibiting Certain Imports,
Exports, and New Investment with Respect to Continued Russian Federation Aggression. The White House. 11 March
2022.
(https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2022/03/11/executive-order-on-prohibiting-
certain-imports-exports-and-new-investment-with-respect-to-continued-russian-federation-aggression/).
18 Включение в список SDN (Specially Designated Nationals, особо обозначенные лица) предполагает практически
полный запрет на любые экономические транзакции с упомянутыми в нем физическими или юридическими лицами.
19 Swift banking sanctions against Russia agreed. The National. 27.02.2022. (https://www.thenationalnews.com/
world/europe/2022/02/27/swift-banking-sanctions-against-russia-agreed/).
12
Н.И. Бубнова. Тотальные санкции Запада против России в контексте «интегрированного сдерживания»
N. Bubnova. Total Sanctions of the West Against Russia in the Context of “Integrated Deterrence”
В седьмой санкционный пакет ЕС вошли запрет на госзакупки со стороны РФ и прием
российских депозитов, а также на поставки российского золота. Одновременно санкции
на ввоз последнего ввела Великобритания, на которую приходилось 90% его экспорта из
России20. В России прекратили свою деятельность международные аудиторские фирмы
и ведущие рейтинговые агентства, а для отечественных банков и предприятий были
ограничены возможности зарубежного заимствования. Таким образом крупнейшие мест-
ные компании оказались отключены от рынков капитала. Указом президента США от
6 апреля американским гражданам запретили любые новые инвестиции в российскую эко-
номику21. Выданные российским гражданам международные платежные карты перестали
обслуживать за рубежом, а российские карты «Мир» - в большинстве стран. Были забло-
кированы российские платежи по федеральным займам22, вследствие чего летом произо-
шел дефолт, который в России, однако, признавать отказались, поскольку, со своей стороны,
пытались провести платежи в полном объеме и в срок23. «Дефолт поневоле», впрочем, лишь
незначительно отразился на экономическом и финансовом положении России, так как из-за
санкций доступ страны к международному рынку инвестиций уже был ограничен.
Становой хребет российской экономики и главный ресурс финансовых поступлений в
бюджет страны (40% в 2022 г.24), а также источник энергии для отечественных производств
и горюче-смазочных материалов для военной техники - нефтегазовая отрасль - стала при-
оритетной целью санкций наряду с финансовой. В марте 2022 г. российская нефть ушла с
котировок международных бирж. После отказа США, а вслед за ними Великобритании25
от российской нефти и газа, и другие европейские страны поэтапно, но неуклонно начали
сворачивать импорт российских энергоресурсов. В рамках принятого ЕС шестого пакета
санкций26 государства-члены организации, как уже упоминалось выше, договорились вве-
сти с 5 декабря эмбарго на танкерные перевозки российской нефти, а с 5 февраля 2023 г. -
и нефтепродуктов27. Чтобы ограничить российские доходы от продажи нефти, страны
Большой семерки приняли решение установить директивный потолок цены на нее. Данный
шаг затем зафиксировали и в восьмом пакете санкций ЕС, который также запретил судам
перевозить нефть, проданную по цене сверх установленной. Страховым компаниям было
20 Загайнов М. Как эмбарго ЕС и Великобритании на российское золото скажется на экономике и бизнесе.
RG.RU. 1 июля 2022. (https://rg.ru/2022/07/21/probu-stavit-negde.html).
21 Prohibiting New Investment in and Certain Services to the Russian Federation in Response to Continued Russian
Federation Aggression. The White House. 6 April 2022. (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-
actions/2022/04/06/prohibiting-new-investment-in-and-certain-services-to-the-russian-federation-in-response-to-
continued-russian-federation-aggression/).
22 Notice on Russian Harmful Foreign Activities Sanctions General License 9C . US Department of the Treasury.
24 May 2022. (https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/recent-actions/20220524_33).
23 Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2022 № 394 «О временном порядке исполнения перед
резидентами и иностранными кредиторами государственных долговых обязательств Российской Федерации, вы-
раженных в государственных ценных бумагах, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте».
Официальный интернет-портал правовой информации. 22 июня 2022. 5 c.
24 Романова Л. Минфин ждет долю доходов бюджета от продажи нефти и газа в 2022 году выше 40%. Ведомо-
сти. 20 июня 2022. (https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/06/20/927599-minfin-byudzheta-prodazhi-nefti).
25 UK to phase out Russian oil imports. Gov.UK. 8 March 2022. (https://www.gov.uk/government/news/uk-to-
phase-out-russian-oil-imports).
26 Russia’s war on Ukraine: EU adopts sixth package of sanctions against Russia. Press Release. European
Commission. 3 June 2022. (https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_2802).
27 Эмбарго охватило более 2/3 общего объема импортируемой из России в Европу нефти. Запрет распростра-
нялся на перевозки морем, но не по трубопроводам, по которым ее получают, в частности Венгрия, Германия
и Польша. Под него не попала транспортировка нефти или нефтепродуктов из третьих стран, если они только
загружаются и вывозятся из России или проходят через ее порт транзитом, при условии, что они не принадлежат
российскому владельцу.
13
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 7-22
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 7-22
предписано не предоставлять услуги таким судам. Турция в свою очередь объявила, что не
будет пропускать через Босфор танкеры без надлежащим образом оформленной страховки.
Был резко сокращен импорт Европой российского газа. В то же время Москва выдви-
нула требование оплачивать его в рублях, что, предположительно, должно было обезопасить
сделки для российской стороны - так полученные Россией за газ средства не смогут замо-
розить на счетах европейских или американских банков. Согласно предложенной схеме,
контрагент должен открыть рублевый счет в российском «Газпромбанке», который будет
конвертировать полученные платежи в рубли. России удалось согласовать план со многими
европейскими странами, а с Китаем и Индией страна перешла на расчеты в национальных
валютах. Однако прокачка газа по «Северному потоку» полностью прекратилась в октябре
2022 г. после взрывов на ветках газопровода. Европейские страны замещали импорт газа из
России поставками из Норвегии и Нидерландов, Израиля и Египта, Катара и Алжира, Азер-
байджана и Австралии28 (откуда Великобритания впервые за шесть лет получила партию
сжиженного природного газа). Страны ЕС также вели переговоры о приобретении газа с
Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией29. В то же время в России не
хватало танкеров и нефтепроводов, чтобы переориентировать на восток весь объем поставок
нефти. Строительство новых, по расчетам специалистов30, может занять более десяти лет.
Чтобы в полной мере переориентировать поставки газа в азиатском направлении, России, по
оценкам Мирового энергетического агентства, потребуется по меньшей мере десять лет31, а
при удачном ведении дел и огромных инвестициях, - около пяти лет.
Также с 10 августа вступило в силу эмбарго на экспорт российского угля в страны ЕС, а
в Великобритании решили отказаться от него к концу 2022 г. Компаниям из ЕС запретили
предоставлять страховые услуги российским предприятиям при поставках угля по всему
миру. Из-за санкций лишился заказов «Росатом», у которого в различных странах были
заключены сотни контрактов. Сначала в ЕС, а затем и в США подняли вопрос об отказе
от импорта урана из России [Castillo-Peters, von Hippel 2022], которая поставляет пятую
часть всего потребляемого Старым Светом атомного топлива.
Вследствие как секторальных, так и персональных санкций существенно пострадала
отечественная металлургия. США ввели блокирующие санкции против «Северстали» и
ее владельца, против «Магнитогорского металлургического комбината» (ММК) и аффи-
лированных с ним предприятий (активы предприятия были заморожены, а глава совета
директоров внесен в санкционный список), персональные санкции против председателя
совета директоров «Трубной металлургической компании» и др. В марте Евросоюз объ-
явил запрет на импорт из России стального проката, арматуры, стальных листов, сварных
и бесшовных труб, что президент В. Путин назвал недобросовестной конкуренцией.
По свидетельству А. Леонова, вице-президента ассоциации «Русская сталь», куда
входят крупнейшие отечественные металлургические компании, в июне 2022 г. произ-
водство стали и сталелитейных сплавов в стране снизилось на 20-50% из-за санкций32.
Останавливались доменные печи и прокатные линии, сократился выпуск продукции
из металла. Одновременно Россия перестала получать металлургическую продукцию
28 EU imports of energy products - recent developments. Eurostat. Statistics Explained. 2022. (https://ec.europa.eu/
eurostat/statistics-explained/index.php?title=EU_imports_of_energy_products_-_recent_developments).
29 Далаа Мустафа, Семиз Мухаммед, Аксой Халиме Афра. Может ли газ стран Персидского залива победить
холод в Европе? ИноСМИ. 12 октября 2022. (https://inosmi.ru/20221012/energetika-256734433.html).
30 Тихонов С. Россия начала строительство второго газопровода в Китай. RG.RU. 26 июля 2022. (https://
rg.ru/2022/07/26/pod-silu-sibiri.html).
31 РФ может потребоваться 10 лет для доведения поставок газа в Азию до уровня экспорта в ЕС. ТАСС.
5 июля 2022. (https://tass.ru/ekonomika/15127985).
32 Сталелитейные компании РФ в июне снизили производство на 20-50%. ТАСС. 8 июля 2022. (https://tass.
ru/ekonomika/15164895).
14
Н.И. Бубнова. Тотальные санкции Запада против России в контексте «интегрированного сдерживания»
N. Bubnova. Total Sanctions of the West Against Russia in the Context of “Integrated Deterrence”
из-за рубежа, от которой зависели многие отрасли ее промышленности. В свою очередь,
Австралия запретила экспорт в Россию глинозема и алюминиевой руды, которые исполь-
зуют в производстве алюминия - металла, необходимого для отечественной оборонной
промышленности и машиностроения, одного из ключевых пунктов российского экспорта.
За два года до рассматриваемого периода в России начали разрабатывать крупнейшее Удо-
канское месторождение меди, но исследователи Йельского университета в своем докладе
писали, что «ведущие страны-потребители меди, в частности Китай, уже договариваются
о приобретении новых запасов меди у африканских и центральноазиатских партнеров, без
того чтобы даже рассматривать Россию в качестве потенциального источника нового про-
изводства меди» [Sonnenfeld, Sokolowski, Wyrebkowski, Kasprowicz 2022, 36].
Наряду с банковско-финансовым, энергетическим и металлургическим сектором, наи-
более пострадали от санкций авиационная и автомобильная отрасли, железнодорожный
транспорт, машиностроение, высокотехнологичные производства, IT-индустрия и отрасли,
использовавшие в работе импортные детали и зарубежные технологии, возможности полу-
чения которых были ограничены. Половина автомобильного бизнеса в России была связана
с европейскими поставками, и спад производства в секторе составил более 90%33.
Крупные международные транспортные фирмы приостановили свою деятельность
в России. Из страны ушли компании, которые осуществляют контейнерные перевозки.
Пятый пакет европейских санкций уже в апреле 2022 г. ввел полный запрет на работу рос-
сийских и белорусских операторов грузовых перевозок на дорогах стран-членов ЕС. Дан-
ный шаг остановил автодорожные перевозки в Европу и из нее (исключение было сделано
для транспортировки сельскохозяйственных грузов и продуктов, гуманитарной помощи,
а также нефтепродуктов). Финляндия закрыла железнодорожное сообщение через свою
границу. ОАО «РЖД» оказалось под санкциями, которые включали запрет на получение
финансирования. Компания Siemens расторгла контракты на поставку и техобслуживание
поездов «Сапсан» и «Ласточка»34. Финская железнодорожная компания VR Group списала
все свои поезда «Аллегро» (и запасные части к ним), которые обеспечивали грузовой
транзит между Хельсинки и Санкт-Петербургом. Испанский производитель составов
«Стриж» (находятся в эксплуатации у РЖД) Talgo, хотя и не объявил санкций, перестал
предоставлять сервисное обслуживание. Санкции против РЖД затронули и вагоны метро,
трамваи, электропоезда.
В РФ с 10 октября был введен запрет на грузоперевозки транспортными средствами
«недружественных стран» на срок до конца года35.
Европейские страны, включая Великобританию и Норвегию, еще в конце февраля
закрыли свое небо для полетов российской авиации, затем аналогичное решение при-
няли и Соединенные Штаты и Канада36. Ведущие американские компании Boeing и Air-
bus отказались обслуживать российские авиалинии. В ЕС запретили продавать в Россию
самолеты, комплектующие и оборудование для них37, а также прекратили обслуживание
33 О промышленном производстве в январе-мае 2022 года. Росстат. 2022. 12 c. (https://rosstat.gov.ru/storage/
mediabank/105_29-06-2022.html).
34 РЖД направили в Совет ЕС заявление об отмене ограничений против компании. ТАСС. 19 июля 2022.
(https://tass.ru/ekonomika/15255261).
35 С 10 октября 2022 г.по 31 декабря 2022 г. вводится запрет на перевозку грузов по территории РФ транс-
портными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам из недружественных государств. Консуль-
тантПлюс. 2022. (http://www.consultant.ru/law/hotdocs/77325.html/).
36 США закрыли небо для российских самолетов. РБК. 2 марта 2022. (https://www.rbc.ru/politics/02/03/2022/
621f7b349a79470f0ccddcc5).
37 Council Regulation (EU) 2022/328 of 25 February 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning
restrictive measures in view of Russia’s actions destabilising the situation in Ukraine. Official Journal of the European Union,
L 49. English edition. Volume 65. (https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2022:049:FULL).
15
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 7-22
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 7-22
и лизинг российских машин. Отечественный авиапарк, который почти на 80% состоял
из самолетов зарубежного производства38, после введения санкций перестал получать
комплектующие. На поставку авионики были также введены санкции. «Роскосмос»
предложил Министерству транспорта и Росавиации перевести отечественный авиапарк
на навигацию с использованием отечественной системы ГЛОНАСС (Глобальная навига-
ционная спутниковая система) вместо GPS39. Тем не менее, из-за отсутствия доступа к
зарубежному оборудованию и комплектующим возникали проблемы и с обеспечением
функционирования российской группировки спутников ГЛОНАСС.
Министерство финансов США ввело санкции против ведущих отечественных судо-
строительных предприятий. Европейские порты закрыли для российских судов и для
кораблей, которые сменили флаг с российского на иной после 24 февраля. Под западные
запреты не попала перевозка нефти или нефтепродуктов из третьих стран в случае, если
их только загружают и вывозят из России или они проходят через ее порт транзитом, но
сам груз не принадлежит российскому собственнику.
Сначала в ЕС и Великобритании, а затем в США приняли ограничительные меры про-
тив российской Государственной транспортной лизинговой компании, которая поставляет в
лизинг воздушный, водный и железнодорожный транспорт, а также и ее дочерних фирм40.
США, ЕС, Великобритания и Япония также ввели санкции против российской обо-
ронной отрасли, запретив поставки военной техники и продукции двойного назначения.
Те западные компании, которые и после 2014 г. продолжали продавать в Россию боеприпасы
и комплектующие для военной техники и оборудования, прекратили торговые отношения с
отечественными предприятиями. В один из первых пакетов американских санкций вошли
меры против восьми заместителей министра обороны, руководителей ряда оборонных
предприятий России и несколько десятков компаний-разработчиков инженерной продукции
для российского ВПК: НИИ «Вектор», АО «Микрон», предприятия «Сертал» и «Серния
инжиниринг», деятельность которых связана с военными программами. Были приняты бло-
кирующие санкции в отношении двадцати двух предприятий российской оборонной про-
мышленности. А 16 ноября США ввели новые ограничения против 42 физлиц и компаний,
связанных с российским ВПК. США также запретили поставки в Россию полупроводников
и высокотехнологичных электронных компонентов, в том числе электроники для истреби-
телей и ракет, которую ранее удавалось ввозить в страну. В рамках пятого пакета санкций
Евросоюз объявил эмбарго на экспорт высокотехнологичных товаров на общую сумму в
10 млрд евро41, а также вооружений. Затем седьмой пакет запретил продавать в Россию про-
дукцию двойного назначения. Сворачивалось сотрудничество в освоении космоса.
Поставленная российским руководством задача заместить поставки комплектующих и
высокотехнологичного оборудования собственными силами и за счет импорта из других
38 Статистика Минтранса: сколько у России сейчас самолетов и каких. Ассоциация туроператоров. 29 апреля
2022. (https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/59791.html).
39 «Роскосмос» предложит Минтрансу и Росавиации заменить GPS на ГЛОНАСС. РИА Новости. 22 апреля
2022. (https://ria.ru/20220422/gps-1784841045.html).
40 Council Implementing Regulation (EU)
2022/581 No
269/2014 concerning restrictive measures in re-
spect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine. Doc-
ument
32022R0581. ST/7878/2022/INIT. EUR-Lex.
8 April
2022. (https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/
TXT/?uri=CELEX%3A32022R0581); Russia-related Designations, Designations Updates, and Designation Removal; Is-
suance of Russia-related General Licenses; Publication of Russia-related Frequently Asked Questions. U.S. Department of
Treasury. Release date 08/02/2022. (https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-sanctions/recent-actions/20220802).
41 ЕС согласовал пятый пакет санкций против России с угольным эмбарго и готовит новые ограничения в отно-
шении поставок российских энергоносителей. Neftegas.RU. 8 апреля 2022. (https://neftegaz.ru/news/politics/733122-
es-soglasoval-pyatyy-paket-sanktsiy-protiv-rossii-s-ugolnym-embargo-i-gotovit-novye-ogranicheniya-v-/).
16
Н.И. Бубнова. Тотальные санкции Запада против России в контексте «интегрированного сдерживания»
N. Bubnova. Total Sanctions of the West Against Russia in the Context of “Integrated Deterrence”
стран была сопряжена со значительными трудностями. При этом воздействие от части санк-
ций должно было в полной мере проявиться не сразу, а в четвертом квартале года, в следую-
щем полугодии и далее в течение ряда лет42. Эксперты Центрального банка РФ высказывали
мнение, что процесс компенсирующего развертывания отечественных производств - т. н.
вынужденной «обратной индустриализации» - продлится несколько лет, причем она будет
происходить за счет инвестиционных проектов по импортозамещению «на основе развития
менее передовых технологий»43 и сопровождаться неизбежным падением производства.
Последствия антироссийских санкций для Европы, США и других стран
В то же время западные санкции нанесли большой ущерб европейскому рынку и
мировой экономике в целом. Германия, крупнейшая экономика ЕС, оказалась на пороге
рецессии. Ведущие эксперты обратили внимание на то, что инфляция в еврозоне достигла
рекордно высокого показателя в 10,7% в октябре 2022 г., а в странах Балтии из-за резкого
роста цен на топливо и продовольствие показатель превысил 22%44.
Европейские страны активно искали пути замещения российских поставок углево-
дородного топлива, однако очевидно, что привлеченных ресурсов недостаточно, чтобы
полностью удовлетворить спрос. Вследствие прекращения импорта из России нефти и
нефтепродуктов население стран ЕС лишилось недорогих видов топлива. Европейский
совет принял решение сократить потребление газа на 15% в зимний период 2022 г.45
Пострадали европейские предприятия, которые используют как саму нефть, так и дизель,
вакуумный газойль и др. Германии пришлось выделить 200 млрд долл., чтобы помочь
потребителям и предприятиям, которые с трудом выживают в условиях высоких цен на
энергоносители46. По оценкам экономистов, курс на отказ от российского газа будет стоить
промышленно развитым странам Европы падения роста ВВП с 3,2 в 2022 г. до 0,6% в 2023 г.,
а странам Центральной и Восточной Европы снижения роста на 3% ВВП и повышения
инфляции во всем Старом Свете47. Нехватка газа сказалась и на химической промышленно-
сти стран ЕС и других секторах, где его используют как компонент в производстве продук-
ции: машиностроение, металлургия, изготовление стекла, строительная индустрия, выпуск
азотных удобрений. Менялась структура мировой экономики, поскольку санкции, наряду
с карантинами из-за пандемии COVID-19, вели к разрыву торговых цепочек и взаимосвя-
зей глобальной экономической системы. «Риск инфляции, и даже экономической рецессии,
стагфляции, теперь нависает над мировой экономикой. Европейские страны начали зада-
ваться вопросом, не были ли они обмануты США»48, - отмечал директор Института между-
народных отношений при Китайском народном университете Ван Ивэй.
42 Виноградова Е. Эксперты назвали 3 фактора, которые определят «поворотный пункт» кризиса. РБК.
14 июля 2022. (https://www.rbc.ru/economics/14/07/2022/62ceaa089a79478d5e6c21b8).
43 Обратная индустриализация. Б.О. 25 апреля 2022. (https://bosfera.ru/bo/obratnaya-industrializaciya).
44 We can’t keep treating talk of negotiations to end the Ukraine war as off limits. The Guardian. 3 Nov 2022.
(https://www.theguardian.com/commentisfree/2022/nov/03/ukraine-russia-war-negotiated-settlement).
45 Member states commit to reducing gas demand by 15% next winter. European Council. Council of the European
Union. 26 July 2022. (https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/07/26/member-states-commit-to-
reducing-gas-demand-by-15-next-winter/).
46 We can’t keep…
47 Alfred Kammer’s Opening Remarks - October 2022 EUR Regional Briefing. International Monetary Fund.
October 14, 2022. (https://www.imf.org/en/News/Articles/2022/10/14/sp-alfred-kammer-opening-remarks-at-the-EUR-
press-briefing)..
48 Siqi Cao. EU’s new sanctions against Russia “largely symbolic,” reflects US’ declining leadership. Global Times.
14 July 2022. (https://www.globaltimes.cn/page/202207/1270570.shtml /).
17
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 7-22
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 7-22
Предположение о преднамеренной попытке Вашингтона ослабить экономические
позиции Европы заслуживает отдельного изучения. Тем не менее очевидно, что Соеди-
ненные Штаты, которые продают сжиженный газ, оказались в выигрыше. Кроме того,
из-за роста цен на энергоресурсы такие энергоемкие предприятия, как заводы по про-
изводству удобрений, цинка, меди, алюминия и др. стали переводить из Европы в США.
Принятый в США в августе 2022 г. закон о борьбе с инфляцией дополнительно стимули-
ровал «переезд» предприятий зарубежных компаний на американский рынок с помощью
льгот в энергообеспечении и снижения налогообложения49.
В результате собственных санкций ЕС и ответных российских мер европейским ави-
акомпаниям пришлось перестраивать маршруты и отменять рейсы. Уже в середине лета
Евросоюз вынужден был снять запрет на поставки в Россию ряда товаров, технологий и
услуг авиационной отрасли «…в той мере, в какой необходимо для обеспечения деятель-
ности Международной организации гражданской авиации»50.
Экономические проблемы повлияли и на политику. Неслучайно премьер-министр Вен-
грии В. Орбан обратил внимание на то, что в 2022 г. политический кризис произошел
сразу в четырех европейских странах: Великобритании, Болгарии, Эстонии и Италии51.
Затем сменились правительства в Швеции и Дании.
Однако во многих аспектах последствия санкционного режима почувствовали и
Соединенные Штаты. Сам Байден говорил о «путинской инфляции», «налоге Путина» и
«путинском росте цен»52 (инфляция в США к концу года составила рекордные за послед-
ние десятилетия 8%). Внутри самих США именно ему и администрации Демократиче-
ской партии ставили в вину то, что трактовали как неумение остановить вооруженный
конфликт в центре Европы, - такой же критике руководство страны подверглось годом
ранее за провальный вывод американских войск из Афганистана [Бубнова 2022].
Особое внимание на Западе уделяли проблеме, связанной со введением «вторичных»
санкций, которые должны были перекрыть обходные пути и не дать России получать
товары, комплектующие и технологии через различного рода «серые» схемы или за счет
«альтернативного» импорта. Данные в докладе Института Петерсона [Chorzempa 2022, 1]
свидетельствуют о том, что импорт в Россию из стран, не участвующих в санкциях, нало-
женных на Россию непосредственно из-за операции на Украине, упал за первые четыре
месяца ее проведения почти на 40%. Данные цифры подтверждали, что и в этих странах
остерегались идти поперек линии Запада, чтобы не подпасть под санкции. В конце сентя-
бря 2022 г. Министерство финансов объявило, что США будут более агрессивно продви-
гать «вторичные» меры53. Однако позже заместитель помощника американского министра
по климату и экономике в энергетическом секторе К. Вольфрам объявила, что США не
49 By the numbers: The Inflation Reduction Act. The White House. 15 August 2022. (https://www.whitehouse.gov/
briefing-room/statements-releases/2022/08/15/by-the-numbers-the-inflation-reduction-act).
50 Цит. по: Ардашова П. ЕС снял запрет на поставки России ряда товаров и услуг для авиационной от-
расли. RG.RU. 21 июля 2022. (https://rg.ru/2022/07/21/es-snial-zapret-na-postavki-rossii-riada-tovarov-i-uslug-dlia-
aviacionnoj-otrasli.htm).
51 Орбан рассказал, какими проблемами для Европы обернулись санкции. РИА Новости. 23 июля 2022.
(https://ria.ru/20220723/sanktsii-1804477390.html).
52 Wingrove J., Fabian J. Biden Says He’s Focused on Inflation, But Again Blames Putin. Bloomberg. 10 June
2022. (https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-06-10/biden-says-he-s-focused-on-inflation-but-again-blames-
putin?leadSource=uverify%20wall).
53 «Мира» не будет. США вынуждают отказываться от российской платежной системы. РИА Новости.
28 сентября 2022. (https://ria.ru/20220928/ekonomika-1820105079.html).
18
Н.И. Бубнова. Тотальные санкции Запада против России в контексте «интегрированного сдерживания»
N. Bubnova. Total Sanctions of the West Against Russia in the Context of “Integrated Deterrence”
будут использовать «вторичные» санкции против зарубежных покупателей российской
нефти, которые платят за нее выше фиксированной цены54.
В принятом в начале октября восьмом санкционном пакете ЕС впервые были специ-
ально предусмотрены «вторичные санкции». Многие эксперты отметили декларативный
характер принятого Европарламентом 23 ноября решения о признании России государ-
ством-спонсором терроризма55, однако оно не только создает новый прецедент в отноше-
нии к России, но и упрощает введение «вторичных» санкций, а также формально легити-
мизирует конфискацию замороженных российских активов.
Между тем, во многих странах не спешили поддержать западные санкции или при-
соединиться к ним, поскольку воспринимали действия США и их партнеров как направ-
ленные на поддержание их постколониальной гегемонии и, исходя из собственных эко-
номических и политических интересов, стремились не портить отношения с Россией.
Компании из Китая, Турции, Индии и некоторых других стран, не пожелавших вводить
санкции, замещали западных импортеров российских товаров или же делали ставку на
увеличение своей доли на освободившемся российском рынке.
Несмотря на неоднозначное отношение Китая к российской специальной военной опе-
рации, его чиновники выступали против «все более возмутительных санкций»56, хотя и не
обозначали столь же недвусмысленно стремление помогать России. В Китае проявляют
осторожность, используя ситуацию с точки зрения своей выгоды, но стремясь не попасть
под «вторичные» ограничения. Тем не менее, если в 2021 г. основным торговым партнером
России был Евросоюз, на который приходилось 36% отечественных экспортно-импортных
операций57, то к лету 2022 г. его доля сократилась и на первое место вышел именно Китай.
По состоянию на конец 2022 г. объем российско-китайской торговли оценивают в 190 млрд
долл.58 В то же время очевидно, что санкции имели демонстрационный характер и в отноше-
нии Китая, который остается главным конкурентом США. Как отмечал индийский политолог,
профессор Центра политического анализа в Дели Б. Челлани59, опираясь на российский опыт,
Китай и другие страны получили возможность изучить параллельные пути экономических
связей и финансовых расчетов. В данном плане одним из последствий санкций стал импульс
к переходу мировой финансовой системы от опоры на доллары и расчетов в долларах и евро
к более диверсифицированной системе - с участием национальных валют и расширением
присутствия китайских и прочих незападных платежных систем на финансовых рынках.
Очевидно, что Вашингтон и Запад также допустили просчет, оценивая свои возмож-
ности воздействовать на Москву. Санкции не повлияли на военно-политические решения
российских властей. О том, что такие ограничения, как правило, не достигают желаемых
политических результатов, неоднократно писали американские исследователи [Mulder
2022]. О подобном эффекте в России предупреждала и автор данной статьи еще в 2015 г.
54 The U.S. will not use secondary sanctions to enforce a Russian oil price cap. Oil&Gas by Enercom. 26 September
2022. (https://www.oilandgas360.com/the-u-s-will-not-use-secondary-sanctions-to-enforce-a-russian-oil-price-cap/).
55 European Parliament declares Russia a state sponsor of terrorism. Reuters. 23 November 2022. (https://www.
reuters.com/world/europe/european-lawmakers-declare-russia-state-sponsor-terrorism-2022-11-23/).
56 Цит. по: В Китае назвали санкции Запада против России возмутительными - Welt. Regnum. 20 марта 2022.
(https://regnum.ru/news/3538767.html).
57 Доля товарооборота России с не поддержавшими санкции странами составила 46%. Finexpertiza. 21 марта
2022. (https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/dolya-tovarooborota-rossii/).
58 Объем торговли России и Китая в 2022 году может достичь $185-190 млрд ТАСС. 5 августа 2022. (https://
tass.ru/ekonomika/15401195).
59 Chellaney Brahma. Putin’s war and the mirage of the rules-based order. Australian Strategic Policy Institute. 23
March 2022. (https://www.aspistrategist.org.au/putins-war-and-the-mirage-of-the-rules-based-order/).
19
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 7-22
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 7-22
[Бубнова 2015, 85-87] по следам пакетов санкций западных стран после присоединения
Крыма к России. Аналогично тому, как российская специальная военная операция способ-
ствовала сплочению Запада, так и носившие тотальный, неизбирательный характер санк-
ции раздражали значительную часть российского населения, провоцировали рост антиза-
падных настроений и способствовали поддержке в обществе курса на противостояние с
Западом. По мнению многих экспертов, санкции в большей мере повредили именно тем
категориям российского населения, которые были ориентированы на сотрудничество с
Европой и США и открытость миру. 10 ноября Министерство торговли США объявило об
исключении России из списка стран с рыночной экономикой60. Данное решение не только
приносит репутационные потери, но и дает США возможность широко применять против
России повышенные пошлины, не учитывая требования ВТО по обеспечению свободной
торговли. 14 ноября страны-члены ООН на Генеральной Ассамблее организации боль-
шинством голосов проголосовали за резолюцию о создании международного механизма
для обеспечения выплат Украине репараций со стороны России. Подробный анализ этого
решения выходит за рамки данной работы, но сам факт того, что документ поддержали
94 государства - большинство стран мира (Китай вместе с Россией, а также еще 12 стран
голосовали против) - несомненно заслуживает внимания.
* * *
По мере продолжения российской специальной военной операции западные лидеры
все реже говорили о возможности снять часть санкций в обмен на уступки России (хотя
в Германии до взрывов на «Северном потоке» звучали мнения, что условия урегулирова-
ния на Украине должны включать возобновление поставок российского газа). Некоторые
санкции пересматривали и отменяли, однако таких случаев было очень немного, и проис-
ходили они под давлением обстоятельств: в результате судебных решений, когда ограни-
чения оказывались неэффективными (не смогли воспрепятствовать поступлению денеж-
ных средств для финансирования российского военного строительства), или в ситуации
избыточного сопутствующего ущерба для принявших их или же третьих стран.
Возникают вопросы о том, будет ли население западных государств продолжать под-
держивать меры против России в ущерб собственным жизненным интересам в условиях
ухудшения экономического положения. По данным американского новостного портала
Axios, интерес американцев к событиям на Украине, который резко возрос в феврале
2022 г., в дальнейшем неуклонно падал. Уже к концу весны 2022 г. среди иноязычных
пользователей Интернета в 22 раза уменьшилось количество интеракций с новостями,
связанных с Украиной61. По результатам опроса Европейского совета по международным
отношениям (проводился в июне среди жителей европейских стран), только польские
респонденты среди предложенных вариантов ответа на вопрос о том, чего следует доби-
ваться, выбирали «справедливость», а не прекращение конфликта. В целом по континенту
лишь 25% населения считали более важным «наказать Россию»62.
60 U.S. Department of Commerce Revokes Russia’s Market Economy Status in Antidumping Proceedings. Official
Website of the International Trade Administration. 10 November 2022. (https://www.trade.gov/press-release/us-
department-commerce-revokes-russias-market-economy-status-antidumping-proceedings).
61 World looks elsewhere as Ukraine war hits 100 days. Axios. 03.06.2022. (https://www.axios.com/2022/06/02/
ukraine-russia-war-social-media-interest).
62 Peace versus Justice: The coming European split over the war in Ukraine. European Council on Foreign
Relations. 15 June 2022. (https://ecfr.eu/publication/peace-versus-justice-the-coming-european-split-over-the-war-in-
ukraine/#peace-versus-justice).
20
Н.И. Бубнова. Тотальные санкции Запада против России в контексте «интегрированного сдерживания»
N. Bubnova. Total Sanctions of the West Against Russia in the Context of “Integrated Deterrence”
Когда в августе 2022 г. американский Конгресс потребовал, чтобы Государственный
департамент причислил Россию к государствам-спонсорам терроризма, критики инициативы
отмечали, что большую часть предполагаемых подобной мерой запретов (запреты на экс-
порт военной продукции, товаров двойного назначения, технологий) против России уже и так
ввели. Хотя специальная команда в Белом доме совместно с группой KleptoCapture Мини-
стерства юстиции и международной экспертной группой Ермака-Макфола предлагала новые
персональные, финансовые и энергетическим санкции63, многие политики в западных стра-
нах считают, что экономические ресурсы на исходе, и весь возможный арсенал ограничений
уже действует. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасно-
сти Ж. Боррель всего через месяц после начала российской военной операции говорил, что
ЕС находится на грани своих возможностей в плане введения новых мер. Однако количе-
ственно списки экспортного контроля и блокирующих санкций продолжают расширяться и
могут увеличиваться и дальше. Со своей стороны представитель МИД КНР Чжао Лицзень
заявил, что для урегулирования конфликта на Украине нужно в первую очередь прекратить
санкции64. Между тем известно, что в Соединенных Штатах процедура снятия ограничений
сопряжена с внутриполитической борьбой и сложным бюрократическим процессом. Осо-
бенно сложно отменить санкции, которые закреплены в законах. К ним относятся как испол-
нительные указы, принятые еще при администрации Обамы после присоединения Крыма, так
и акты 2021-2022 гг.: например, одобренное обеими палатами Конгресса решение об отказе
от закупок российских нефти и газа и закон, который позволяет конфисковать собственность
у российских владельцев бизнеса и направлять эти активы на помощь украинцам. Даже в
том случае, если стороны успешно преодолевают соответствующие политические проблемы,
обычно проходят многие годы, прежде чем отмена санкций становится возможной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афонцев С.А. (2019) Санкции и международные институты: перспективы снижения санкцион-
ных рисков для России // Вестник международных организаций. Т. 14. № 3. С. 48-68.
Бубнова Н.И. (2022) Вывод американских войск из Афганистана и политика Вашингтона: что
пошло не так? // Россия и современный мир. Институт научной информации РАН. Институт эконо-
мики РАН. № 3. C. 72-93. DOI: 10.31249/rsm/2022.03.05.
Бубнова Н.И. (2015) Российско-американские отношения в контексте украинского кризиса: Но-
вые ипостаси холодной войны // Россия и современный мир. № 2 . С. 81-97.
Castillo-Peters D., von Hippel F. (2022) US and EU Imports of Russian Uranium and Enrichment
Services Could Stop. Here’s How // Bulletin of the Atomic Scientists. 5 August 2022. (https://thebulletin.
org/2022/08/us-and-eu-imports-of-russian-uranium-and-enrichment-services-could-stop/).
Chorzempa M. (2022) Export Controls against Russia are Working - With the Help of China // Peterson
Institute for International Economics. 27 June 2022. (https://www.piie.com/blogs/realtime-economic-
issues-watch/export-controls-against-russia-are-working-help-china).
Mulder N. (2022) How America Learned to Love (Ineffective) Sanctions // Foreign Policy. 30 January
2022. (https://foreignpolicy.com/2022/01/30/us-sanctions-reliance-results/).
63 Working Group Paper № 6. Why and How to Confiscate Russia’s Sovereign Assets to Help Rebuild Ukraine.
Stanford University. The International Working Group on Russian Sanctions. 11 October 2022; Working Group
Paper № 8. Rosatom and Civilian Nuclear Power: Recommendations for Sanctions against the Russian Federation.
The International Working Group on Russian Sanctions. 14 November 2022.
64 Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian’s Regular Press Conference on 6 April 2022. Ministry of Foreign
Affairs of the People’s Republic of China. (https://www.fmprc.gov.cn/eng/xwfw_665399/s2510_665401/202204/
t20220406_10665019).
21
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 7-22
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 7-22
Timofeev I.N. (2020) “Sanctions for Sanctions Violation”: U.S. Department of Treasury Enforcement
Actions Against the Financial Sector // Полис. Политические исследования. № 6. С. 73-90. DOI:
10.17976/jpps/2020.06.06.
REFERENCES
Afontsev S.A. (2019) Sankcii i mezhdunarodnye instituty: perspektivy snizheniya sankcionnyh riskov
dlya Rossii [Sanctions and International Institutions: How to Reduce Sanction Risks for Russia?]. Vestnik
mezhdunarodnyh organizatsyi. vol. 14, no. 3, pp. 48-68.
Bubnova N.I. (2022) Vyvod amerikanskih voysk iz Afganistana i politika Vashingtona: chto poshlo ne
tak? [The Withdrawal of U.S. Forces from Afghanistan and American Policy: What Went Wrong?]. Rossiya
i sovremennyy mir. no 3, pp. 72-93. DOI: 10.31249/rsm/2022.03.05.
Bubnova N.I. (2015) Rossiysko-amerikanskiye otnosheniya v kontekste ukrainskogo krizisa: Novye
ipostasi holodnoy voyny [Russian-American Relations in the Context of the Ukrainian Crisis: New
Incarnations of the Cold War]. Rossiya i sovremennyi mir. no. 2, pp. 81-97.
Castillo-Peters D., von Hippel F. (2022) US and EU Imports of Russian Uranium and Enrichment
Services Could Stop. Here’s How. Bulletin of the Atomic Scientists. 5 August 2022. (https://thebulletin.
org/2022/08/us-and-eu-imports-of-russian-uranium-and-enrichment-services-could-stop/).
Chorzempa M. (2022) Export Controls against Russia are Working - With the Help of China. Peterson
Institute for International Economics. 27 June 2022. (https://www.piie.com/blogs/realtime-economic-
issues-watch/export-controls-against-russia-are-working-help-china).
Mulder N. (2022) How America Learned to Love (Ineffective) Sanctions. Foreign Policy. 30 January
2022. (https://foreignpolicy.com/2022/01/30/us-sanctions-reliance-results/).
Timofeev I.N. (2020) “Sanctions for Sanctions Violation”: U.S. Department of Treasury Enforcement
Actions Against the Financial Sector. Polis. Politicheskiye issledovaniya. no. 6, pp. 73-90.
Информация об авторе
Бубнова Наталия Игоревна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник На-
ционального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им.
Е.М. Примакова Российской академии наук. Адрес: Профсоюзная ул., д. 23, Москва, 117997. E-mail:
nataliaibubnova@gmail.com
About the author
Natalia I. Bubnova, Candidate of Sciences (History), Leading Research Fellow, Primakov National
Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences. Address:
Profsoyuznaya str. 23, Moscow 117997 Russia. E-mail: nataliaibubnova@gmail.com
Статья поступила в редакцию / Received: 14.11.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 24.11.2022
Статья принята к публикации / Accepted: 1.12.2022
22