ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 23-34
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 23-34
DOI: 10.31857/S0869049922060028
EDN: FBWNJQ
Оригинальная статья / Original article
«Незаменимый союзник»: польско-британское
военно-политическое партнерство
как элемент «Глобальной Британии»1
© Д. Л. КУВШИНОВ, А. С. МОРОЗОВ
Кувшинов Дмитрий Леонидович, Национальный исследовательский институт мировой эконо-
мики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (Москва, Рос-
сия), kuvshinov@imemo.ru. ORCID: 0000-0003-4327-4506
Морозов Александр Сергеевич, ООО «Национальный центр информатизации», a.s.morozov@
my.mgimo.ru. ORCID: 0000-0001-8005-7119
Статья посвящена польско-британскому сотрудничеству в сфере безопасности и обороны в пе-
риод активной трансформации внешнеполитической парадигмы Соединенного Королевства, а так-
же на фоне качественных изменений восприятия угроз западными странами в период 2017-2022 гг.
Отмечено, что обе страны все больше рассматривают мировые процессы с точки зрения конкурен-
ции и даже соперничества различных систем. Многоформатное сотрудничество Варшавы и Лондо-
на укладывается в логику теории альянсов и сигнализирует о повышенном запросе на собственную
безопасность. В Великобритании Польшу считают сильным в военном отношении государством,
которое находится «на передовой» в масштабном противостоянии в Восточной Европе, что неми-
нуемо требует британского участия для укрепления собственной обороноспособности «на дальних
подступах». Подобное видение в последние годы перенимает и Варшава. По результатам оценки
документального, военно-технического и политического содержания польско-британского партнер-
ства сделан вывод, что союзники стремятся на взаимовыгодной основе выполнить свои запросы на
обеспечение безопасности преимущественно в двустороннем формате.
1 Финансирование. Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и тех-
нологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведе-
ние крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглаше-
ние № 075-15-2020-783).
Funding. The article was prepared within the project “Post-Crisis World Order: Challenges and Technologies,
Competition and Cooperation” supported by the grant from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian
Federation program for research projects in priority areas of scientific and technological development (Agreement
no. 075-15-2020-783).
23
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 23-34
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 23-34
Ключевые слова: Великобритания, Польша, «Глобальная Британия», альянс, безопасность
Цитирование: Кувшинов Д.Л., Морозов А.С. (2022) «Незаменимый союзник»: польско-британское военно-
политическое партнерство как элемент «Глобальной Британии» // Общественные науки и современность. № 6.
С. 23-34. DOI: 10.31857/S0869049922060028, EDN: FBWNJQ
“The Indispensable Ally”: UK-Poland Political-Military
Partnership as Part of Global Britain
© D. KUVSHINOV, A. MOROZOV
Dmitrii L. Kuvshinov, Primakov National Research Institute of World Economy and International
Relations of Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), kuvshinov@imemo.ru. ORCID: 0000-0003-
4327-4506
Alexander S. Morozov, National Center of Informatization LLC, a.s.morozov@my.mgimo.ru.
ORCID: 0000-0001-8005-7119
Abstract. The article focuses on UK-Poland security and defense cooperation during the period of
active transformation of the United Kingdom’s foreign policy paradigm and qualitative changes in the
threat perceptions in the West (2017-2022). It’s noted that both countries have increasingly viewed global
processes in terms of systemic competition and even rivalry. The multi-format cooperation between
Warsaw and London fits into the logic of alliance theory and indicates an increased demand for their own
security. The UK sees Poland as a militarily strong “frontline” state in a major confrontation in Eastern
Europe, and therefore British involvement is implied to strengthen its own defence capacity “in the far
reaches”. The same perspective has increasingly been shared in Warsaw in recent years. On assessing the
institutional, technical and political content of the Polish-British partnership, it is concluded that the allies
tend to pursue their security demands on a mutually beneficial basis predominantly in a bilateral format.
Key words: United Kingdom, Poland, Global Britain, alliance, security
Citation: Kuvshinov D., Morozov A. (2022) “The Indispensable Ally”: UK-Poland Political-Military Partnership as
Part of Global Britain. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 6, pp. 23-34. DOI: 10.31857/S0869049922060028,
EDN: FBWNJQ
«Новая стратегия Великобритании направлена на вовлечение в дела Тихоокеанского
региона, при этом обязательства, связанные с ЕС, отходят на второй план. На мой взгляд,
если Великобритания хочет выйти на мировой уровень, ей следует начать с Европы. Здесь
вам не только рады, здесь вы просто незаменимы», - заявил министр иностранных дел
Польши З. Рау на V польско-британском Бельведерском форуме в сентябре 2021 г.2
Последующие месяцы продемонстрировали, что Великобритания и не уходила из Вос-
точной Европы. Наблюдается определенный парадокс: выйдя из ЕС и тем самым значи-
тельно ограничив свою возможность влиять на дела континента, Великобритания деклара-
тивно сместила главный фокус своей внешней политики с Европы на Индо-Тихоокеанский
регион3. Внешнеполитическая стратегия консервативного правительства «Глобальная
2 Wspólne interesy Polski i UK na Polsko-Brytyjskim Forum Belwederskim. 17 września 2021. Londynek.net.
3 Global Britain in a Competitive Age. The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign
Policy. P. 66.
24
Д. Л. Кувшинов, А. С. Морозов. «Незаменимый союзник»: польско-британское военно-политическое партнерство...
D. Kuvshinov, A. Morozov. “The Indispensable Ally”: UK-Poland Political-Military Partnership as Part of Global Britain
Британия» ожидаемо акцентировала внимание на стратегических контактах с игроками
по всему миру, а не только в рамках «домашнего» региона, что подтверждает создание
нашумевшего альянса АУКУС (AUKUS). В возникшей после референдума 2016 г. системе
британских внешнеполитических приоритетов Польша, которую Британия ранее рассма-
тривала лишь в качестве «одного из» партнеров по НАТО в Восточной Европе, заняла
неожиданно высокое положение. В декабре 2017 г. стороны подписали польско-британ-
ское Соглашение о сотрудничестве в области обороны и безопасности. Оно стало вторым
после Ланкастерских соглашений с Францией (2010 г.) договором о военном сотрудниче-
стве Великобритании со страной-членом ЕС [Годованюк 2020, 45]. Данный факт вкупе с
нетривиальным британским вовлечением в дела региона Центрально-Восточной Европы
(далее - ЦВЕ) в последние месяцы ставит вопрос о характере стратегического партнер-
ства Лондона и Варшавы. Чтобы ответить на него, необходимо определить: какое значение
регион ЦВЕ имеет в рамках «Глобальной Британии» и почему именно Польша оказалась
форпостом стратегии Соединенного Королевства в Европе; каковы особенности военно-
политического взаимодействия двух стран и можно ли говорить о полноценном военном
союзе; какое место двустороннее сотрудничество занимает в рамках НАТО; как видят пер-
спективы взаимоотношений из Лондона и Варшавы.
В последние годы в сфере стратегической безопасности наблюдается тренд на умно-
жение и диверсификацию альянсов при сокращении количества их членов. Яркими при-
мерами тенденции служат АУКУС и «Ромб», украинская «стратегия малых альянсов»4 и
стремительное развитие сети стратегических партнерств Лондона под эгидой «Глобальной
Британии». В Европе после кризиса 2014 г. помимо традиционных «больших форматов»
секьюритизации (НАТО и ЕС) возникают новые, субрегиональные объединения: Бухарест-
ская девятка, Объединенный экспедиционный корпус, «Инициатива трех морей» и пр.
С точки зрения теории альянсов (исследовательский подход теории международных
отношений, развивающийся в рамках реализма), тренд на возрастание количества фор-
мальных союзов связан, с одной стороны, со стремлением государств «хеджировать» раз-
личные внешние угрозы в связи со смещающейся конфигурацией сил в рамках региональ-
ного комплекса безопасности5 [Buzan, Weaver 2003] и, с другой стороны, с относительной
надежностью формализованных альянсов, в основе которых лежит репутационный капи-
тал его членов [Истомин 2017b, 101; Snyder 1997, 35]. Системы альянсов традиционно
выступают важным элементом геополитической стратегии США [Истомин 2017a, 215].
Те же тенденции наблюдаются во внешней политике Лондона в рамках концепта «Гло-
бальной Британии»: только в мае 2022 г. Великобритания заключила Соглашение о взаим-
ном доступе с Японией и подписала Политическую декларацию солидарности с Швецией
и Финляндией.
В ЦВЕ глобальная тенденция к увеличению количества альянсов ложится на субреги-
ональную специфику. В сфере внешней политики и безопасности страны ЦВЕ традици-
онно стремятся к культурной и политической консолидации с Западом6 и воспринимают
Россию как угрозу собственной безопасности, в соответствии с чем внешнеполитическое
целеполагание происходит по двум векторам. С одной стороны, государства действуют
по асимметричной логике «примыкания» [Grigorescu 2008, 281], которая объясняет их
4 Кулеба Д. Настало время малых альянсов. Вот, зачем мы их создаем. LIGA.net. 18 октября 2022. (https://
5 Monaghan S. The Joint Expeditionary Force: Global Britain in Northern Europe? Center for Strategic and Interna-
6 Kundera M. (1984) The Tragedy of Central Europe. New York Review of Books. vol. 31, no. 7. pp. 33-38.
25
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 23-34
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 23-34
намерение вступить в НАТО: в ее основе лежит обмен различными типами благ (безопас-
ность меньшей стороны альянса в обмен на автономию). С другой стороны, страны ЦВЕ
хотят установить равновесное сотрудничество в сфере безопасности в рамках субрегиона
[Orzelska-Staczek, Bajda 2021, 8], для чего необходимы потенциал и мотивация консолиди-
ровать регион изнутри в качестве автономной секьюритизированной единицы. С данной
тенденцией связаны множественные форматы взаимодействия в ЦВЕ, в которых после
2014 г. стали сильнее делать акцент на безопасности. Как дихотомия описанных тенден-
ций отражена во внешней и оборонной стратегии Польши?
«Глобальная Британия» в Центрально-Восточной Европе
«Глобальная Британия» представляет собой стратегический внешнеполитический
дискурс действующего консервативного правительства, который приняли после реше-
ния о выходе страны из ЕС (2016 г.). Он направлен на усиление внеевропейской ком-
поненты британской торговой, дипломатической и военной деятельности. Со временем
концепт стали неразрывно ассоциировать с внешнеполитическим видением Кабинетов
тори и дискурсом брекзита. Однако он выражает и объективный запрос на более про-
активную международную роль Соединенного Королевства, для чего необходимо не
только активизировать политические и экономические контакты, но и модернизиро-
вать вооруженные силы в соответствии с задачами безопасности. По данной причине
было бы неверно отождествлять эту внешнеполитическую парадигму лишь с правитель-
ством консерваторов. Следует ожидать, что она сохранит актуальность и в случае, если
к власти придут лейбористы.
Помимо инвестиций в собственный военный потенциал (в первую очередь в военно-
морской флот и стратегические ядерные силы), Великобритания намерена укреплять и
активизировать глобальную сеть союзов и партнерств с военным измерением прежде
всего в Индо-Тихоокеанском регионе (далее - ИТР). В «домашнем» евроатлантическим
регионе Лондон сохраняет акцент на «особых отношениях» с США и собственной роли
«ведущего члена Альянса в Европе»7, одновременно развивая более узкие форматы в
сфере безопасности, которые не входят в систему НАТО. Среди таких контактов можно
отметить Объединенный экспедиционный корпус со странами Северной Европы, страте-
гическое оборонное партнерство с Парижем и многочисленные двусторонние форматы
взаимодействия со странами восточного фланга НАТО, самым активным из которых стало
англо-польское стратегическое партнерство.
Несмотря на провозглашенный в Комплексном обзоре «поворот в Индо-Пацифику»,
эмпирические данные свидетельствуют о том, что Великобритания в последние годы зна-
чительно закрепилась в ЦВЕ. Помимо упомянутых форматов сотрудничества, важными
элементами британской активности в субрегионе по линии НАТО стали Расширенное
передовое присутствие (в его рамках британские войска размещены в Польше и Эстонии)
и Адаптированное передовое присутствие в Румынии. Новые стратегические документы
подчеркивают необходимость обеспечивать свободу судоходства в Черном море в сотруд-
ничестве с Болгарией, Грецией, Румынией и Турцией8. В 2015-2022 гг. британская армия
проводила программу обучения украинских военнослужащих под кодовым названием
Операция «Орбитал». 29 апреля 2022 г. было объявлено, что летом 2022 г. пройдут учения
7 Global Britain in a Competitive Age… P. 6.
8 Ministry of Defence (2021) Defence in a Competitive Age. P. 30.
26
Д. Л. Кувшинов, А. С. Морозов. «Незаменимый союзник»: польско-британское военно-политическое партнерство...
D. Kuvshinov, A. Morozov. “The Indispensable Ally”: UK-Poland Political-Military Partnership as Part of Global Britain
8 тыс. британских военнослужащих (самого большого контингента со времен холодной
войны) на востоке Европы - на территории от Финляндии до Северной Македонии9.
Причины противоречия между вектором на закрепление в ИТР и реальной беспре-
цедентной военно-политической активизацией Лондона в ЦВЕ лежат в динамике «осо-
бых отношений» Великобритании с США, а точнее во внешнеполитических приоритетах
Вашингтона. При последних администрациях США усилился тренд на сдерживание Китая
в военном отношении в регионе ИТР и сопряженная риторика менее активного вовле-
чения США в европейскую повестку безопасности. Сложившаяся тенденция повышает
роль Лондона как силы внутри Альянса и, в некотором смысле, как «прокси» Вашингтона.
В результате Великобритания, как ожидают, будет демонстрировать свою вовлеченность
и приверженность безопасности континента, в особенности на его восточных рубежах
[Андреева 2018, 48].
Польша в системе региональной безопасности ЦВЕ
Британские интересы в Восточной Европе в целом сводятся к сдерживанию России,
которая, по мнению британских стратегов, ставит цель разрушить основы существующего
либерального мирового порядка и выступает «наиболее острой» прямой угрозой инте-
ресам Лондона. В рамках данной концепции Польша представляет собой стратегически
важную территорию.
Следует отметить, что взгляды Лондона и Варшавы на линию поведения в отношении
Москвы в целом совпадают. Их стратегия сводится к жесткому противодействию всем
попыткам изменить статус-кво. Возможно, Польша в этом вопросе даже более принципи-
альна, учитывая сложную историю взаимоотношений с восточным соседом. Великобри-
тания рассчитывает, что практически любые инициативы в сфере безопасности и обороны
на двустороннем и многостороннем треках найдут отклик у польского правительства.
В стратегических документах Британии по внешней и оборонной политике 2015 и 2021 гг.
была отмечена важность именно военного сотрудничества с Польшей в интересах укре-
пления восточных рубежей Североатлантического альянса10 - не в последнюю очередь
из-за мощного потенциала польских сухопутных сил.
Большое значение для Лондона имеет и логистический фактор. Во-первых, в случае
конфликта в Восточной Европе тяжелую технику в больших количествах можно перебро-
сить только по морю - у польских ВМС есть четыре базы на Балтийском побережье, две
из которых расположены рядом с крупнейшими морскими портами страны. Во-вторых,
разветвленная сеть железнодорожных путей и автомобильных дорог позволяет доставлять
технику из Германии и балтийских портов к границе Калининградской области России, в
страны Балтии, к польско-белорусской границе и на Украину, причем у любого маршрута
на большой части пути есть хотя бы один дублер. В-третьих, в непосредственной близости
от всех потенциальных линий соприкосновения находятся крупные аэродромы с взлетно-
посадочными полосами с бетонным покрытием. Такая логистическая инфраструктура
позволяет в короткие сроки обеспечивать крупные поставки военной техники и оборудо-
вания через воздушные, морские и сухопутные пути снабжения.
9 British Army Exercises Boost Presence across Europe. Press Release. Gov.uk. 29 April 2022. (https://www.gov.
uk/government/news/british-army-exercises-boost-presence-across-europe).
10 Ministry of Defence (2015) National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015. A Secure
and Prosperous United Kingdom. P. 51; Ministry of Defence (2021) Ibid. P. 30.
27
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 23-34
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 23-34
Польско-британское партнерство: взгляд из Варшавы
Будучи крупнейшим в военно-техническом отношении игроком в субрегионе, Польша
представляет интерес в качестве ведущего союзника в ЦВЕ для многих евроатлантиче-
ских держав. Впрочем, Варшава тоже выстраивает систему стратегических партнерств
в соответствии с особой логикой. Выше были обозначены две тенденции ее политики в
сфере безопасности: стремление к консолидации с Западом и создание более узких форма-
тов безопасности в рамках субрегиона. Как будет показано в дальнейшем, сотрудничество
с Лондоном отвечает обеим тенденциям.
На первый взгляд, в системе союзнических приоритетов Варшавы Лондон значительно
уступает Вашингтону, стратегическое партнерство с которым - долгосрочная максима
польской внешней политики. В польских стратегических документах, действовавших
после 2014 г. (Стратегии национальной безопасности 2014 г. и 2020 г., Приоритеты внеш-
ней политики Польши на 2012-2016 гг. и 2017-2021 гг., Оборонная концепция 2017 г.),
Великобритания упомянута всего пять раз, причем дважды - в контексте экономических
последствий брекзита11. Впрочем, можно проследить рост интереса к Лондону как к стра-
тегической силе в субрегионе: если в 2012 г. Великобританию считали лишь «важным
союзником по НАТО»12, то в 2017 г. Польша поставила задачу «активно продвигать сотруд-
ничество между Соединенным Королевством и ЕС в сфере безопасности и обороны»13,
«приветствует растущую активность Великобритании в регионе (на восточном фланге
НАТО - прим. авт.) и надеется на укрепление общих связей»14. В то же время роль Польши
как ключевого союзника по НАТО в ЦВЕ выступает константой стратегического целепо-
лагания Лондона: в шести британских стратегических документах («белые книги» Мини-
стерства обороны и Министерства по выходу из ЕС, 1998-2021 гг.) она упомянута в таком
качестве шестнадцать раз, в том числе шесть раз в последних двух «белых книгах»15.
Таким образом, интерес Варшавы к сотрудничеству с Лондоном возрос в 2016-2017 гг.:
именно в этот период США наиболее остро критиковали механизм коллективной безопас-
ности НАТО, а британское присутствие в ЦВЕ активизировалось как следствие Варшав-
ского саммита Альянса. После того как внимание Вашингтона к европейскому региону
снизилось, в видении Варшавы его место стал занимать Лондон. В двух польских страте-
гических документах 2017 г. отмечено возрастание угроз безопасности страны со стороны
восточного соседа и значительное превосходство Российской Федерации над восточно-
европейскими членами НАТО в области обычных вооружений. Одновременно сделан
акцент на роли Великобритании в системе безопасности ЦВЕ. В конце декабря 2017 г.
стороны заключили комплексное Соглашение о сотрудничестве в области обороны и без-
опасности. После подписания данного документа инфраструктура двусторонних военных
контактов Лондона по степени развитости уступает только партнерству с Вашингтоном и
Парижем; Варшавы - только с Вашингтоном.
Акценты «Глобальной Британии» оптимально соотносятся и с внутрирегиональными
приоритетами Польши. Она стремится устанавливать автономные секьюритизированные
форматы, в которых будет играть передовую роль: в первую очередь речь идет о Више-
градской четверке (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), Бухарестской девятке и «Иници-
11 Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Poland. (2017) Polish Foreign Policy Strategy, 2017-2021. P. 3, 14.
12 Biuro Bezpieczeństwa Narodowego (2012) Priorytety polskiej polityki zagranicznej, 2012-2016. P. 17.
13 Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Poland. (2017) Ibid. P. 8.
14 Ministerstwo obrony narodowej (2017) Koncepcja obronna Rzeczypospolitej Polskiej. S. 45.
15 Ministry of Defence (2015) Ibid. P. 51, 53 92; Ministry of Defence (2021) Ibid. P. 21, 35, 74.
28
Д. Л. Кувшинов, А. С. Морозов. «Незаменимый союзник»: польско-британское военно-политическое партнерство...
D. Kuvshinov, A. Morozov. “The Indispensable Ally”: UK-Poland Political-Military Partnership as Part of Global Britain
ативе трех морей». Следует отметить, что формирование субрегиональных группировок
в ЦВЕ и укрепление конкретных двусторонних связей в обход структур Альянса не осла-
бляет НАТО, поскольку в той или иной степени способствует укреплению его «восточного
фланга» - одной из целей Стратегической концепции 2022 г.
Лондон заинтересован в упомянутых многосторонних форматах как в проекции соб-
ственного влияния в регионе - наряду с созданным в 2015 г. Объединенным экспедици-
онным корпусом на Балтийском море (ОЭК). Польша в то время не присоединилась к
нему из-за отсутствия военно-технических возможностей, однако нарастающее в послед-
ние месяцы военно-морское сотрудничество Лондона и Варшавы может в перспективе
способствовать включению Польши в ряды ОЭК. Сотрудничество Лондона с четырьмя
странами Вишеградской группы все более сосредотачивается на повестке безопасности.
Примером данной динамики служат встречи на высшем уровне сразу двух форматов
северо-восточного фланга НАТО - Вишеграда16 и ОЭК17, которые прошли в марте 2022 г.
в Лондоне на фоне обострения геополитической ситуации в субрегионе.
Особое место в конвергенции стратегических интересов Лондона и Варшавы зани-
мает «Инициатива трех морей» - многосторонний формат, посвященный вопросам реги-
ональной инфраструктурной связности и энергетической безопасности (в отличие от
более ориентированной на вопросы обороны Бухарестской девятки). Как было отмечено
в спонсированном членом британского парламента Д. Кавчиньским докладе Королевского
объединенного института оборонных исследований (RUSI), «Инициатива трех морей»
представляет особый интерес для Лондона в связи с акцентом Комплексного обзора на
военно-морском потенциале и обеспечении безопасности судоходства в Балтийском и
Черном морях18. Инициатива не включает в себя военно-политическое измерение, однако
актуальные на сегодняшний день вопросы европейской энергетической безопасности
повышают ее значимость, а проекты логистических связей между тремя морями (Балтий-
ским, Адриатическим и Черным) важны для «Глобальной Британии» как в торгово-эконо-
мическом, так и военно-стратегическом отношении.
Динамика военно-политического сотрудничества в 2017-2022 гг.
До многосторонних и двусторонних договоренностей на Варшавском саммите НАТО
(2017 г.) Польша и Великобритания взаимодействовали в сфере безопасности только в
рамках общеевропейских инициатив и в формате «Северной группы» (британская ини-
циатива 2010 г. по сути представляла собой форум министров обороны стран Северной
Европы, Балтии, Германии и Польши, на котором обсуждался широкий круг вопросов)19.
В декабре 2017 г. Великобритания и Польша подписали бессрочный двусторонний
договор о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности. Партнерство включает в
себя следующие области: расширение возможностей по совместному развертыванию
16 UK - Visegrád Group (V4) Joint leaders’ Statement. Press Release. Gov.uk. 8 March 2022. (https://www.gov.uk/
government/news/uk-visegrad-group-v4-joint-leaders-statement-8-march-2022).
17 Prime Minister to Host Nordic and Baltic Leaders as He Pushes to Bolster European Resilience and Defence.
baltic-leaders-as-he-pushes-to-bolster-european-resilience-and-defence).
18 Report: Three Seas Initiative and the Opportunities for Global Britain. London: RUSI. 2021. ( https://emerging-
europe.com/wp-content/uploads/2021/09/Report-on-the-Three-Seas-Initiative.pdf).
19 Depledge D. (2012) Looking North: Britain’s Revitalised Interest in the Northern Areas of Europe. Commentary.
interest-northern-areas-europe).
29
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 23-34
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 23-34
вооруженных сил и их оперативному взаимодействию, военно-промышленное взаимо-
действие, военная логистика, развитие личных связей между вооруженными силами
путем создания подразделений-побратимов, создание необходимой свободы передвиже-
ния вооруженных сил сторон по территориям Великобритании и Польши, кибербезопас-
ность, обмен разведданными в области военного планирования и обороны и стратеги-
ческие коммуникации.
В Договоре отдельно следует выделить Статью 5 «Развертывание и применение сил»,
в которой указано, что одна страна может ввести контингент на территорию другой
«совместно или от имени» по письменному запросу и с заранее определенными целями
и полномочиями, хотя подобные действия и относятся к суверенному праву сторон. При-
чем, согласно Статье 6, Британия и Польша обязуются предоставлять друг другу сведения
о доступных для военного развертывания объектах и оборудовании, а также необходимые
ресурсы20.
Фактически Соглашение создает для Британии суверенные возможности для прове-
дения военных операций на территории своего союзника. Лондон получает, во-первых,
способность выстроить тесное сотрудничество с Варшавой по многим аспектам военного
планирования и индустриального взаимодействия, а во-вторых, легальный механизм при-
менения своих вооруженных сил в Европе в обход процедур НАТО.
По всей видимости, именно эту двустороннюю процедуру ввели в действие в пред-
дверии обострения украинского кризиса. 7 февраля 2022 г. на встрече министров обороны
Великобритании и Польши было объявлено о развертывании в последней дополнительно
350 морских пехотинцев21. Более того, 17 марта 2022 г. министр обороны Великобритании
Б. Уоллес объявил об отправке в Польшу батареи зенитно-ракетного комплекса среднего
радиуса действия «Скай Сейбр»22. Ранее в декабре 2021 г. также на основе двусторон-
них договоренностей 140 военных инженеров прибыли на польско-белорусскую границу
для укрепления пограничных сооружений23. С учетом британского контингента в боевой
группе НАТО под командованием США (размещена в Польше в 2017 г. в рамках согласо-
ванной на Варшавском саммите 2016 г. программы усиленного передового присутствия),
общая численность британских военных специалистов в стране достигает 750 человек в
составе только боевых подразделений.
Британия и Польша активно развивают военно-техническое сотрудничество, в рамках
которого, помимо стрелкового оружия и боеприпасов, идут и поставки современных и
дорогостоящих образцов боевой техники. В феврале 2022 г. британская компания «Баб-
кок» победила в конкурсе на разработку проекта фрегата для польских военно-морских
сил. Фрегат «Тип 31», который в том числе станет одним из основных классов кораблей
Королевского ВМФ, в польском флоте получит название «Мечник». Всего планируется
построить три фрегата. Примечательно, что в данном случае Великобритания не продает
готовые корабли, а обеспечивает инженерно-проектировочные услуги, поставляет дви-
гатели, вооружение, радары и сенсоры стоимостью 1,8 млрд долл. США. Сами корабли
20 Treaty between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Republic of Poland on Defence
and Security Cooperation. Warsaw, 21 December 2017. Entered into force on 4 July 2018.
world/uk/uk-defence-minister-says-send-further-350-troops-poland-2022-02-07/).
world/europe/uk-deploy-sky-sabre-missile-defence-system-poland-says-minister-2022-03-17/).
23 UK to Provide Engineering Support to Poland amid Border Pressures. Press Release. Gov.uk. 9 December 2021.
30
Д. Л. Кувшинов, А. С. Морозов. «Незаменимый союзник»: польско-британское военно-политическое партнерство...
D. Kuvshinov, A. Morozov. “The Indispensable Ally”: UK-Poland Political-Military Partnership as Part of Global Britain
строят на польских верфях24. Также следует отметить подписанный 25 апреля 2022 г.
контракт на разработку польской системы противовоздушной обороны «Нарев», которая
будет использовать ракеты британского производства «CAMM», уже применяемые в бри-
танских вооруженных силах25. Такой уровень кооперации, который включает в себя транс-
фер технологий и обучение персонала, демонстрирует приоритетное значение сотруд-
ничества с Польшей, а также рост ее обороноспособности и технологического уровня
вооруженных сил.
В целом характер военно-технического и организационного взаимодействия Велико-
британии и Польши указывает на стремление Лондона создать независимую от структур
и процедур НАТО платформу в Восточной Европе для «сдерживания России». Велико-
британия добивается поставленной цели, повышая уровень совместимости вооруженных
сил, унифицируя техническое оснащение армий двух стран, а также формируя приви-
легированный формат двустороннего сотрудничества. Во многом такой упор именно на
двусторонний диалог в военно-политической области призван выполнить цели и задачи
британской внешней политики по поддержанию как минимум статус-кво в международ-
ных отношениях, с одной стороны26, и стимулировать сотрудничество с европейскими
партнерами в условиях «горького послевкусия» брекзита, с другой. Одновременно Лон-
дон продолжает активно взаимодействовать с Варшавой в рамках Североатлантического
альянса, играя традиционную роль «самого сильного европейского союзника». В совокуп-
ности двусторонний и многосторонний треки отношений позволяют полностью обеспе-
чить потребности и запросы Великобритании, и Польши в сфере безопасности, дополняя
друг друга и формируя всеобъемлющую конструкцию общей безопасности.
Партнерство в свете украинского кризиса 2022 г.
Еще 30 января 2022 г., на фоне стремительного нарастания напряженности в отноше-
ниях России и Украины, Великобритания предложила усилить военное присутствие Севе-
роатлантического альянса в Восточной Европе. Как уже было отмечено выше, в начале
февраля 2022 г., после визита польского министра обороны М. Блащака в Лондон, в соот-
ветствии с польско-британским соглашением 2017 г. был укреплен британский военный
контингент в Польше.
Спустя неделю министры иностранных дел Украины, Польши и Великобритании
выпустили совместное заявление, в котором анонсировали создание трехстороннего пар-
тнерства в области безопасности27. После начала российской специальной военной опе-
рации на Украине 24 февраля 2022 г. Британии пришлось отказаться от проекта и вместо
этого вступить в коалицию с Нидерландами и Канадой по координации гуманитарной,
экономической и оборонной поддержки Украины. Тем не менее, оказываемую помощь
Лондон активно согласует с Варшавой и Бухарестом [Ананьева 2022, 129-130].
С 24 февраля логистическое значение Польши многократно возросло: если первый
пакет британской военной помощи Украине доставили в период с 17 по 19 января на
news/2022/04/first-look-at-polands-new-miecznik-frigate/).
25 UK-Poland Launch Collaboration on Cutting-Edge Missile System. 25 April 2022. (https://www.gov.uk/
government/news/uk-poland-launch-collaboration-on-cutting-edge-missile-system).
26 Global Britain in a Competitive Age… P. 12.
27 United Kingdom, Poland and Ukraine Foreign Ministers’ Joint Statement, 17 February 2022. Gov.uk. (https://
31
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 23-34
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 23-34
военные аэродромы под Киевом, то объявленный 23 февраля второй пакет уже мог не
достичь пункта назначения. Польское руководство за несколько дней организовало воен-
ные поставки через аэропорт города Жешув (примерно 70 км от границы с Украиной) и
далее по автомобильным дорогам к погранпереходам28. Об особой роли Варшавы в тран-
зите военных грузов Б. Джонсон говорил во время телефонного разговора с президентом
Польши 28 февраля29. Прямые переговоры глав правительств двух стран проходили также
1 и 8 марта в Варшаве, а 24 марта - на саммите НАТО в Брюсселе. 28 марта последо-
вали телефонные переговоры Б. Джонсона и А. Дуды, 4-5 апреля Варшаву посетила глава
Форин-офиса Л. Трасс. 7 апреля польский лидер прибыл в Лондон, где обсудил с Б. Джон-
соном расширение сотрудничества в области безопасности и обороны30.
Интенсивная программа политических контактов на высоком и высшем уровнях прак-
тически завершилась спустя два месяца после начала острой фазы конфликта между Рос-
сией и Украиной. Однако данная пауза лишь отражает тот факт, что стороны выстроили
систему поставок вооружений через польскую границу и достигли принципиальных поли-
тических договоренностей о дальнейшей координации внешнеполитических действий.
Польша наравне с Британией демонстрирует крайне жесткую позицию по всем аспектам
Украинского кризиса - по этой причине в сентябре 2022 г. в Варшаве особо приветство-
вали назначение Л. Трасс премьер-министром31. Варшава стала важным идеологическим
союзником Соединенного Королевства внутри единой Европы, активно лоббируя наибо-
лее жесткие санкционные меры в отношении России32. Великобритания, фактически задав
тренд на отказ от российских углеводородов33, не может влиять на согласование санкци-
онных мер в ЕС - особенно в условиях продолжающихся разногласий об окончательном
урегулировании в отношении Протокола по Северной Ирландии. Тем не менее, прочный
консенсус между Лондоном и Варшавой по вопросам ценностей и повестке безопасности
позволяет Британии проводить свои интересы в рамках европейских структур, используя
двусторонние связи как инструмент опосредованного влияния.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьева Е.В. (2022) Британия // В: Этап специальной военной операции на Украине. Анатомия
антироссийской политики в Европе: монография. А.А. Громыко (рук.), А.С. Айвазян и др. М.: Ин-т
Европы РАН. 194 с.
Андреева Т.Н. (2018) Политика первого кабинета Т. Мэй в области обороны и безопасности //
Мировая экономика и международные отношения. Т. 62. № 6. С. 45-55.
28 NATO Members Mount Huge Operation to Resupply Ukrainian Fighters. The Wall Street Journal. 8 March 2022.
29 PM Call with President Andrzej Duda of Poland: 28 February 2022. Press Release. Gov.uk. (https://www.gov.uk/
government/news/pm-call-with-president-andrzej-duda-of-poland-28-february-2022).
30 PM Meeting with President Andrzej Duda of Poland: 7 April 2022. Press release. Gov.uk. (https://www.gov.uk/
government/news/pm-meeting-with-president-andrzej-duda-of-poland-7-april-2022).
31 Ананьева Е.В. (2022) Смена караула в Британии // Международная жизнь. 8 сентября. (https://interaffairs.
ru/news/show/36913).
russia-ukraine-business-executive-branch-europe-slovakia-596b3d94c8d70c916223e185f1173b04).
news/uk-to-phase-out-russian-oil-imports).
32
Д. Л. Кувшинов, А. С. Морозов. «Незаменимый союзник»: польско-британское военно-политическое партнерство...
D. Kuvshinov, A. Morozov. “The Indispensable Ally”: UK-Poland Political-Military Partnership as Part of Global Britain
Годованюк К.А. (2020) «Глобальная Британия» в преддверии Брекзита. М.: Институт Европы
РАН. 161 с.
Истомин И.А. (2017) «Дилемма альянсов» в развитии военно-политических союзов США //
Ситуационные анализы: международные институты в современной мировой политике. Выпуск 6.
С. 215-265.
Истомин И.А. (2017) Современная западная теория военно-политических альянсов. Достижения
и лакуны // Международные процессы. Т. 15. № 4. С. 93-114.
Buzan B., Weaver O. (2003) Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge:
Cambridge University Press. 592 p.
Grigorescu A. (2008) East and Central European Countries and the Iraq War: The Choice between
“Soft Balancing” and “Soft Bandwagoning” // Communist and Post-Communist Studies. Vol. 41. No. 3.
Pp. 281-299.
Orzelska-Staczek A., Bajda P. (2021) Security Aspects of Regional Cooperation in Central Europe:
Visegrád Group, Bucharest Nine, and the Three Seas Initiative // On-line Journal Modelling the New
Europe. No. 37. Pp. 4-23.
Snyder G.H. (1997) Alliance Politics. Ithaca: Cornell University Press. 432 p.
REFERENCES
Ananieva E.V. (2022) Britaniya [Britain]. In: Etap special’noj voennoj operacii na Ukraine. Anatomiya
antirossijskoj politiki v Evrope: monografiya. Eds(s): A.A. Gromyko. Moscow: In-t Evropy RAN. 194 p.
Andreyeva T.N. (2018) Politika pervogo kabinyeta T. Mey v oblasti oborony i bezopasnosti [May
First Cabinet’s Defence and Security Policy]. World Economy and International Relations. vol. 62, no. 6,
pp. 45-55.
Buzan B., Weaver O. (2003) Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge:
Cambridge University Press. 592 p.
Godovanyuk K.A. (2020) “Global’naya Britania” v preddverii Brekzita [Global Britain on the Eve of
Brexit]. Moscow: RAS Institute of Europe. 161 p.
Istomin I.A. (2017) “Dilemma alyansov” v razvitii voyenno-politicheskikh soyuzov SShA [“The
Alliance Dilemma” in the Development of US Political-Military Alliances]. Situation analyses:
International institutions in contemporary world politics. issue 6, pp. 215-265.
Istomin I.A. (2017) Sovremennaya zapadnaya teoriya voyenno-politicheskikh alyansov. Dostizheniya
i lakuny [Contemporary Western Theory of Political-Military Alliances. Achievements and Gaps].
International processes. vol. 15, no. 4, pp. 93-114.
Grigorescu A. (2008) East and Central European Countries and the Iraq War: The Choice between “Soft
Balancing” and “Soft Bandwagoning”. Communist and Post-Communist Studies. vol. 41, no. 3, pp. 281-299.
Orzelska-Staczek A., Bajda P. (2021) Security Aspects of Regional Cooperation in Central Europe:
Visegrád Group, Bucharest Nine, and the Three Seas Initiative. On-line Journal Modelling the New Europe.
no. 37, pp. 4-23.
Snyder G.H. (1997) Alliance Politics. Ithaca: Cornell University Press. 432 p.
33
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 23-34
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 23-34
Информация об авторах
Кувшинов Дмитрий Леонидович, старший лаборант-исследователь Сектора политических
проблем европейской интеграции, Отдел европейских политических исследований, Национальный
исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова
РАН. Адрес: Профсоюзная ул., д. 23, Москва, 117997. E-mail: kuvshinov@imemo.ru
Морозов Александр Сергеевич, ведущий аналитик, ООО «Национальный центр информати-
зации». Адрес: Бережковская наб., д. 38, стр. 1, Москва, 121059. E-mail: a.s.morozov@my.mgimo.ru
About the authors
Dmitrii L. Kuvshinov, Senior Research Assistant, Section for Political Aspects of European Integration,
Department for European Political Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and
International Relations, Russian Academy of Sciences. Address: 117997, Moscow, Profsoyuznaya Street,
23. E-mail: kuvshinov@imemo.ru
Alexander S. Morozov, Lead Analyst, National Center of Informatization LLC. Address: 121059,
Moscow, Berezhkovskaya Embankment, 38, building 1. E-mail: a.s.morozov@my.mgimo.ru
Статья поступила в редакцию / Received: 14.10.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 20.10.2022
Статья принята к публикации / Accepted: 1.12.2022
34