ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 75-88
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 75-88
DOI: 10.31857/S0869049922060065
EDN: FCJTBN
Оригинальная статья / Original article
Виртуализация городского пространства:
социально-политические перспективы и риски
© А.Л. БАРДИН
Бардин Андрей Леонидович, Национальный исследовательский институт мировой экономики
и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (Москва, Россия),
andreybardin@gmail.com. ORCID: 0000-0001-9526-9763
Исследованы существующие и перспективные подходы и стратегии использования инструмен-
тария метавселенных, с помощью которых в городах могут быть решены задачи социально-эко-
номического и политического развития. Показаны основные точки роста и проблемные аспекты,
связанные с технологиями виртуальной и смешанной реальности и ростом их влияния на обще-
ство. Обозначены наиболее перспективные практики, которые могут положительно воздействовать
на развитие виртуального сегмента городского пространства как способа повысить качество жизни
населения.
Ключевые слова: город, метавселенная, ИКТ, виртуальное пространство, цифровой двойник,
метаэкономика, ценностные размежевания, цифровые разрывы
Цитирование: Бардин А.Л. (2022) Виртуализация городского пространства: социально-политические пер-
спективы и риски // Общественные науки и современность. № 6. С. 75-88. DOI: 10.31857/S0869049922060065,
EDN: FCJTBN
75
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 75-88
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 75-88
Virtualization of Urban Space:
Socio-Political Perspectives and Risks
© A. BARDIN
Andrei L. Bardin, Primakov National Research Institute of World Economy and International
Relations of Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), andreybardin@gmail.com. ORCID: 0000-
0001-9526-9763
Abstract. Existing and possible approaches to the use of metaverse digital tools by cities with the goals
of solving the problems of socio-economic and political development are examined, as well as several
metaverse strategies of cities. Advantages and disadvantages associated with the use of virtual and mixed
reality technologies are considered. The article outlines policy tools that potentially can have a positive
impact on development of virtual space beneficial for the citizens’ quality of life.
Keywords: city, metaverse, ICT, virtual space, digital twin, value cleavages, meta-economy, digital
divides
Citation: Bardin A. (2022) Virtualization of Urban Space: Socio-Political Perspectives and Risks. Obshchestvennye
nauki i sovremennost’, no. 6, pp. 75-88. DOI: 10.31857/S0869049922060065, EDN: FCJTBN
В современном мире крупные города - в особенности мегаполисы - выступают цен-
трами развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе
цифровых. Данные технологии пронизывают практически все измерения современной
городской политики. Они создают новые возможности для работы, образования, коммуни-
каций, финансовых операций и досуга, которые быстро становятся привычными: кажется,
что вызвать такси через приложение или оплатить счета за коммунальные услуги онлайн
можно было всегда. Стратегии развития современных городов редко обходятся без кон-
цептуализации будущего города как «умного» или «цифрового» [Barlow, Levy-Bencheton
2018], а ключевые международные рейтинги городов считают скорость доступа к Wi-Fi
и качество электронных государственных услуг важными индикаторами уровня жизни.
Судя по масштабам феномена «технологического бессознательного» [Trift 2004], можно
ожидать, что в ближайшие годы мегаполисы станут не только площадкой для апробации
новых цифровых решений, которые развивают виртуальные измерения городов, но и
будут двигаться в направлении взаимодействия и, возможно, конвергенции реального и
виртуального пространств.
Виртуализация городского пространства - процесс, который начался задолго до массо-
вого развития цифровых технологий в нынешнем его виде. Еще до становления «сетевого
общества» [Castells 1992] образ города складывался в результате деятельности писателей,
художников, создателей кинофильмов, со слов путешественников и журналистов. Мыс-
ленно пройтись по улицам города помогали книги, фильмы и другие артефакты культуры.
Сегодня цифровые технологии вывели эту возможность на принципиально новый уро-
вень. Так, благодаря образовательному проекту Discovery Tour от игровой студии Ubisoft
появилась уникальная возможность пройтись по городам Древней Греции и Древнего
Египта, воссозданным в играх серии Assassin’s Creed1, а в мире игры Minecraft энтузиасты
возводят копии как реальных городов вроде Лондона и Нью-Йорка, так и фэнтезийных -
1 Discovery Tour. Ubisoft. (https://www.ubisoft.com/en-gb/game/assassins-creed/discovery-tour).
76
А.Л. Бардин. Виртуализация городского пространства: социально-политические перспективы и риски
A. Bardin. Virtualization of Urban Space: Socio-Political Perspectives and Risks
Королевской гавани из сериала «Игра престолов» или Новиграда из цикла рассказов о
ведьмаке Геральте.
«Виртуальный город» (виртуальное измерение городского пространства) - один из
наиболее интересных объектов анализа, ведь он находится в стадии становления, и с каж-
дым годом грани его потенциала расширяются. Интерес к данной теме возрос в послед-
ние годы на фоне пандемии COVID-19: в кризисный период виртуальная сфера оказалась
важным средством выживания для специалистов многих отраслей. Так, проект Berlin(a)
live2 под эгидой властей германской столицы открыл музыкантам и исполнителям доступ
на «виртуальную сцену»: они смогли организовать онлайн-трансляции своих выступле-
ний и получать денежные взносы от зрителей. В ситуации, когда концертные площадки,
клубы и театры были закрыты, для многих артистов такой формат оказался единственным
средством заработка.
В то же время неоднозначные и противоречивые последствия внедрения новых цифро-
вых технологий наиболее остро ощущают в крупных городах - особенно в мегаполисах.
Возникают новые и усиливаются застарелые социально-политические разделения, в том
числе «цифровое неравенство» и «цифровые разрывы» (digital divides) [van Dijk 2020].
Исследователи российского Института развития информационного общества под цифро-
вым разрывом понимают «новый вид социальной дифференциации, связанный с обла-
данием различными возможностями использования современных ИКТ» [Глоссарий…
2009, 62]. Цифровые разрывы имеют и важные политические последствия: возникают
ярко выраженные различия и разделения между теми, кто использует, или, напротив, не
использует цифровые инструменты для участия в общественной и политической жизни
[Norris 2001].
Цифровые технологии не только создают новые возможности, но и несут в себе мно-
жество рисков, усиливая социальное неравенство. Между тем, взаимодействие чело-
века с цифровой реальностью становится интенсивнее. Данная работа фокусируется на
главных проблемных аспектах и точках роста использования городами инструментария
«метавселенных»: трехмерных пространств расширенной реальности (XR), объединяю-
щих дополненную реальность (AR, цифровое изображение накладывается на объект в
реальном мире), виртуальную реальность (VR, существует только в цифровом мире) и
смешанную реальность (MR, цифровой объект взаимодействует с объектом в реальном
мире). Целый ряд городов мира намерены адаптировать те или иные инструменты из
арсенала метавселенных для собственного развития, некоторые уже представили и соот-
ветствующие комплексные программы. Во многом подобные заявления стали следствием
высоких ожиданий рынка от новой технологии, которую многие эксперты считают «буду-
щим интернета»: так, по оценке компании McKinsey, к 2030 г. стоимость коммерческого
использования метавселенных достигнет 5 трлн долл. В результате возникнет «метаэко-
номика» - совокупность взаимодействий, связанных с созданием продуктов и услуг для
виртуального пространства3.
Еще до обострения кризиса вокруг Украины в начале 2022 г. технологию встречали
со скептицизмом: 46% респондентов - инноваторов, политиков, бизнесменов, исследо-
вателей и экспертов - в опросе Pew Research Center выразили мнение, что в ближайшие
годы метавселенная не сможет обрести подлинную иммерсивность (обеспечить эффект
полного погружения в виртуальную среду) и не станет значимой частью повседневной
2 Berlin (a)live: Livestreams für kulturelle Events aus Berlin, (https://www.berlinalive.de).
3 Value creation in the metaverse. McKinsey & Company. June 2022. (https://www.mckinsey.com/business-
functions/growth-marketing-and-sales/our-insights/value-creation-in-the-metaverse).
77
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 75-88
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 75-88
жизни4. Эксперты указывали, что поддержание работы масштабных виртуальных миров
потребует беспрецедентных вычислительных мощностей и огромных затрат энергии.
Обострение энергетического кризиса на фоне сложной геополитической обстановки сде-
лало данный аргумент еще более значимым. Однако представляется, что, несмотря на
ограничения, в том или ином виде отдельные элементы метавселенной все же будут инте-
грировать в виртуальное пространство городов - прежде всего в качестве площадки для
экспериментов и тестирования инноваций. Соответственно, они заслуживают изучения.
В качестве основного метода в данной статье применен контент-анализ стратегий раз-
вития городов и других документов городских администраций, а также научного и обще-
ственного дискурса. В силу обширности тематического поля рассмотрены те аспекты
вопроса, которые сами городские администрации считают приоритетными.
Метавселенная объектов
Технологию «цифрового двойника» на протяжении длительного времени широко при-
меняют на практике, что делает ее одним из наиболее продвинутых инструментов метав-
селенной. Цифровой двойник - виртуальная модель, которая отвечает на вопрос о том,
что изменится вследствие тех или иных перемен в городской среде. Среди ключевых пре-
имуществ этого инструмента можно выделить, во-первых, оперативность информирова-
ния. В классической статистике сбор данных требует значительного времени, за которое
они успевают устареть, цифровая же модель обновляется в режиме реального времени
на основе сведений датчиков интернета вещей. Во-вторых, цифровой двойник позволяет
отчасти решить проблему невозможности эксперимента: например, в нем можно смодели-
ровать виртуальное наводнение, чтобы понять, какие районы города наиболее пострадают
от него, и принять превентивные меры. Так, власти Хельсинки работают над интегра-
цией 3D-моделей города-спутника Эспоо с данными, поступающими в режиме реального
времени: результатом должна стать модель, с помощью которой можно прогнозировать
кризисные ситуации и методы реагирования на них. В Москве цифровой двойник города
используют в строительстве, чтобы оценивать, как новое здание впишется в архитектур-
ный облик столицы.
Цифровую модель можно применять и для решения проблем социально-политиче-
ского характера: например, чтобы анализировать уровень доступности образования и
принимать меры, чтобы гарантировать равный доступ к нему и не допустить сегрегацию
[Renzulli, Evans 2005], или понять, все ли жители города обеспечены необходимой инфра-
структурой [Ahmadi-Assalemi et al 2020].
В то же время некоторые специалисты отмечают амбивалентность данной технологии.
Как пишет П. Патимова, с появлением виртуального двойника города «в цифровую среду
перемещаются не только социальные взаимодействия, но и процесс производства город-
ского пространства. При этом видение развития города сквозь призму цифровых инстру-
ментов, таких как BIM-проектирование, ведет к углублению разрыва «между репрезента-
циями пространства (то есть замыслами его развития) и пространствами репрезентации
(реально существующими пространствами, которые несут символическое значение и
представляют ценности общества)». Автор указывает, что производство пространств в
цифровой среде, которая обладает собственной логикой, «отдаляет их и от работы с сим-
волическими значениями, и от пространственных практик, ведь чтобы модель легко экс-
4 Anderson J., Rainie L. The Metaverse in 2040. Pew Rasearch Center. 30.06.2022. (https://www.pewresearch.org/
internet/2022/06/30/the-metaverse-in-2040/).
78
А.Л. Бардин. Виртуализация городского пространства: социально-политические перспективы и риски
A. Bardin. Virtualization of Urban Space: Socio-Political Perspectives and Risks
портировалась в реальность, в ней должно быть как можно меньше коллизий (ошибок),
а значит, и случайностей» [Патимова 2021, 23]. Подобной ловушки надлежит избегать
специалистам, вовлеченным в программы развития города: смоделированная «в цифре»
идеальная модель может идти вразрез с запросами реальных горожан и спецификой
локального пространства, которую хорошо знают только местные жители. Самый легкий
способ попасть в эту ловушку - пренебрегать такими механизмами, как соучаствующее
проектирование, в ходе которого архитекторы консультируются с заинтересованными
лицами и рабочими группами пользователей.
Технология цифровых двойников объектов, в том числе «умных городов», широко рас-
пространена в городах Китая. По мере того, как интернет становится неотъемлемой частью
инфраструктуры самого разного назначения, «цифровое» измерение все сложнее отделить
от физического. В «умном городе» постоянно работает множество сенсоров и датчиков,
которые отслеживают состояние самых различных аспектов городской среды - например,
уровень загрязнения воздуха или износа транспортных конструкций. Цифровой двойник
помогает связать воедино множество показателей и систематизировать работу с данными.
Одновременно развитие виртуальных пространств китайских городов, сфокусированное
на создании копий объектов реального мира с целью отработки на них различных опе-
раций и ситуаций, постепенно выходит за рамки промышленности и инфраструктуры.
Например, крупнейший китайский мегаполис Шанхай использует технологию не только
для мониторинга состояния таких объектов, как мост Янпу и электростанция Наньши, но
и в сфере культуры: в цифровом двойнике городского музея истории можно отправиться
в виртуальный тур5.
Также Китай стремится комплексно развивать бизнес-экосистемы виртуальных миров
с акцентом на технологии, которые уже сегодня могут вносить вклад в городскую эко-
номику. Так, в августе 2022 г. муниципалитет Пекина представил документ, в которым
изложил планы применить в городской экономике технологии виртуальных аватаров.
Ее выделяют как важный элемент стратегии развития цифровой экономики КНР. В доку-
менте поставлена цель к 2025 г. создать виртуальную индустрию, которая будет приносить
более 50 млрд юаней. Власти планируют поддерживать существующие и создавать новые
инновационные стартапы, открывая совместные лаборатории с университетами и иссле-
довательскими организациями, а также проектируя и внедряя 3D-модели, - в том числе
посредством голографической технологии. По мнению авторов документа, цифровые ава-
тары перспективны в качестве виртуальных туристических гидов, сотрудников службы
поддержки клиентов, ведущих новостей и в ряде других сфер6. Таким образом, отдавая
приоритет «метавселенной объектов», города Китая также развивают и инструментарий
«метавселенной людей» - что, однако, сопряжено со значительно большими сложностями.
Еще один инструмент метавселенной, который города мира активно используют в при-
вязке к городским объектам - NFT (цифровая блокчейн-запись объекта). В рамках данной
статьи следует обратить внимание на применение технологии с целью продвигать иден-
тичность города и его имидж. В частности, с помощью NFT город популяризируют как
место проведения уникальных культурных мероприятий. Так, власти Сарагосы (Испания)
выпустили токены, посвященные трем праздникам (Cabezudos de la Pilara, El Berrugón,
La Forana), которые проходят в рамках ежегодного Фестиваля в честь Богородицы. Адми-
нистрация Манчестера (Великобритания) в партнерстве с известным цифровым художни-
5 Zhu Yuting. Virtual twin platforms a bridge to city’s future. Shine. 08.03.2022. (https://www.shine.cn/news/
metro/2203082846/).
6 Bejing Metaverse Strategy. (http://jxj.beijing.gov.cn/zwgk/zcwj/bjszc/202208/t20220805_2787349.html).
79
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 75-88
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 75-88
ком А. Болтоном опубликовала серию токенов Creation - цифровые картины с историей
становления профессионального футболиста, который стремится играть на знаменитой
«Манчестер-арене». Данный ход призван подчеркнуть статус Манчестера как одного из
главных мировых центров футбола.
Связанные с NFT инициативы, как правило, основаны на тематике, с которой город
уже ассоциируют в мире: узнаваемые образы, уникальные культурные символы, пред-
меты искусства и т.д. Такие объекты становятся манифестацией идентичности города,
ее маркерами в виртуальном пространстве. Инициативы, как правило, имеют phygital-
природу (physical + digital): они воплощают в цифровом формате некие реально суще-
ствующие или ранее существовавшие объекты и явления. В качестве примера конверген-
ции виртуального и реального можно привести интерактивную инсталляцию «Магазин
метавселенной», представленную в мае 2022 г. на городской «Неделе знаний» в Мель-
бурне. Посетители фестиваля заходили в физический магазин виртуальных продуктов,
на витрине которого расположились товары авторства местных цифровых художников в
формате NFT. Их можно было приобрести за криптовалюту и впоследствии использовать
в метавселенной7.
В 2021 г. в мировой практике обозначился тренд на создание токенов для реальных
объектов недвижимости. Покупка такого токена не дает права на недвижимость в реаль-
ном мире (однако уже проводятся эксперименты и с такой моделью). Выпуск NFT для
объектов исторического и культурного наследия города позволяет их приобретателям
владеть частью цифровой копии объекта, что придает обладателю особый статус в NFT-
сообществе, и представляет собой новую форму коллекционирования «истории города».
Так, в Атланте (США) выпустили токены викторианского особняка, дома Р. М. Роуз, при-
знанного объектом культурного наследия. 1 тыс. токенов «воплощают его историческую
и художественную ценность». Прибыль с продажи такого рода токенов можно направлять
на поддержание зданий (и других объектов исторического наследия города) в надлежа-
щем состоянии. Так виртуальная модель здания будет помогать сохранять ее физический
оригинал8. Развитие данного механизма в направлении коммерциализации городских
культурных символов, когда культура становится важной составляющей «городского биз-
неса», уместно концептуализировать в терминах «символической экономики», которую
выдвинула Ш. Зукин [Зукин 2015].
Метавселенная (для) людей
Столпами метавселенной выступают два таких важнейших для города сектора, как
ИКТ и цифровое творчество. Пространство метавселенной создают, с одной стороны,
посредством различных ИКТ (платформы и гарнитуры виртуальной реальности, игровые
движки, машинное обучение, блокчейн, 3D-графика, цифровые валюты, сенсоры и т. д.), с
другой стороны, контент для нее производят цифровые художники, геймдизайнеры и дру-
гие представители творческих профессий. Образуется синергия двух отраслей, поддержка
которых жизненно важна для конкурентоспособности города в условиях цифровой эко-
номики. Проекты в сфере метавселенной перспективны с точки зрения поддержки этих
отраслей и создания новых рабочих мест.
7 The Metaverse Store. Melbourne Knowledge Week
2022. (https://mkw.melbourne.vic.gov.au/event/the-
metaverse-store/).
8 Rufus Rose House. Official Site. (https://www.rufusrosehouse.net).
80
А.Л. Бардин. Виртуализация городского пространства: социально-политические перспективы и риски
A. Bardin. Virtualization of Urban Space: Socio-Political Perspectives and Risks
Город может воплощать такую стратегию, поддерживая образовательные программы
по освоению навыков, необходимых для востребованных профессий: среди них цифро-
вые дизайнеры, цифровые архитекторы, конструкторы виртуальных ассистентов, сцена-
ристы и др. Возникают и принципиально новые виды деятельности. Так, в Decentraland
(децентрализованная платформа в VR, одна из самых популярных площадок метавселен-
ных) работают виртуальные риэлторы, которые помогают пользователям приобретать
виртуальные участки земли, получая взамен цифровую валюту9. Метаэкономика откры-
вает широкие возможности для создателей цифрового контента благодаря NFT и маркет-
плейсам виртуальных товаров. С помощью NFT создатели контента могут защищать свои
авторские права и получать доход от создания цифровых продуктов, размещая их на таких
площадках, как Decentraland10.
В условиях новой «волны виртуализации» муниципалитетам следует обратить внима-
ние на следующие практики: создание благоприятной правовой и образовательной среды;
программы поддержки предпринимательских инициатив, способствующие превращению
идей в бизнес-проекты; поддержка таких инициатив через инкубационные и акселера-
ционные программы. В то же время важно правильно расставлять акценты, главным из
которых, как видится, должно стать развитие человеческого капитала. Примером такой
стратегии выступает программа развития метавселенной Дубая: ее главные цели - соз-
дать 40 тыс. виртуальных рабочих мест и за пять лет увеличить количество компаний в
сфере метавселенных и блокчейна в пять раз. Ожидается, что их выполнение принесет
дополнительные 4 млрд дирхамов в экономику города. В основе стратегии - акцент на
развитии талантов, а также на инвестиции в обучение разработчиков, создателей контента
и пользователей11. Первые практические шаги в заданном направлении связаны с совер-
шенствованием нормативных и регуляторных практик виртуальной сферы. Ключевую
роль в процессе играет Управление по регулированию виртуальных активов Дубая, кото-
рое в мае 2022 г. открыло представительство на площадке Sandbox. Инициативу властей
поддержали представители бизнеса - например, девелоперская компания Damac Group
планирует инвестировать 100 млн долл. в создание цифровых городов12, которые станут
«испытательным полигоном» для новых проектов в виртуальной сфере.
Неотъемлемым элементом метавселенной выступает цифровая идентификация поль-
зователя и 3D-аватар, который представляет его в виртуальном пространстве. Кастоми-
зация (оформление облика) своего аватара - одна из главных забот «жителя» метавсе-
ленной: внешний облик становится манифестацией цифровой идентичности, отражая
принадлежность к тому или иному сообществу. Другие участники должны легко счи-
тывать такой аватар. Появляются основы для огромного рынка цифровых объектов, что
стимулирует создание новых рабочих мест в сфере цифровой моды. Так, в марте 2022 г.
в метавселенной Decentraland состоялась первая Неделя моды метавселенной (Metaverse
Fashion Week). В мероприятии участвовали более 60 брендов и более 100 тыс. посетите-
лей. Примечательно, что «экологичность» виртуальной одежды («зеленая» составляющая
9 How the Metaverse Could Change Work. Harvard Business Review. 05.04.2022. (https://hbr.org/2022/04/how-
the-metaverse-could-change-work).
10 Decentraland - Marketplace. (https://market.decentraland.org).
11 Dubai Metaverse Strategy. The United Arab Emirates’ Government portal. (https://u.ae/en/about-the-uae/
strategies-initiatives-and-awards/local-governments-strategies-and-plans/dubai-metaverse-strategy).
12 Damac Group eyes move into the metaverse with $100 million investment in “digital cities” led by Ali Sajwani.
Arabian Business. 26.04.2022. (https://www.arabianbusiness.com/money/wealth/alternative-assets/damac-group-eyes-
move-into-the-metaverse-with-100-million-investment-in-digital-cities).
81
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 75-88
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 75-88
бренда входит в приоритетные ценности поколений Z и Альфа) выступает важным драй-
вером развития отрасли и появления модных домов, которые работают исключительно
«в цифре». Разработка одного из таких домов, Auroboros, стала примером взаимопроник-
новения реальностей: цифровое платье Venustrap Digital Dress можно «носить» и в реаль-
ном мире с помощью AR-фильтра в приложении Snapchat. В сентябре 2021 г. модный дом
Balenciaga в партнерстве с компьютерной игрой Fortnite выпустил коллекцию, доступную
как в игре, так и в реальной жизни.
Помимо создания новых рабочих мест и содействия развитию необходимых для само-
реализации в цифровой экономике навыков, город может создавать новые возможности
для практик демократического участия и вовлекать в свое развитие более широкую ауди-
торию, углубляя свою виртуальную составляющую. Так, участие граждан в формировании
бюджета города - один из важных механизмов «права на город» (Д. Харви). Традицион-
ные инструменты, такие как встречи с населением и заседания консультативных рабочих
групп, зачастую требуют существенных временных затрат и проводятся в неудобное для
работающих горожан время. В результате многие из них лишены реальной возможно-
сти участвовать в формировании городской политики и ее корректировке в соответствии
с нуждами населения. Также жителям зачастую крайне сложно разобраться в нюансах
процедур участия и в официальных формулировках, которые скорее скрывают смыслы,
чем доносят их до адресата. «Забор» из бюрократической терминологии непроницаем
для обычного жителя, что блокирует запрос активных граждан и организаций «третьего
сектора» на реальное участие в жизни города и провоцирует цепочку негативных реак-
ций - от роста недоверия к власти до агрессии. Виртуальные разработки помогают решить
данную проблему.
Так, город Шривпорт (штат Луизиана, США) разместил интернет-портал, на котором
бюджет города представлен в интерактивном понятном формате, а пользователь может
составлять собственные подборки информации и голосовать за предложения по коррек-
тировке бюджета13. Подобные инструменты соответствуют одному из ключевых трендов
городского развития: прогрессивные муниципалитеты стараются говорить с гражданами
«на одном языке», стремясь повысить доверие к власти и создать комфортное единое про-
странство коммуникаций. Упрощение языка и форматов взаимодействия муниципалитета
с населением - важная составляющая данного процесса. Растет запрос на способность
муниципалитетов посредством координационных механизмов делать участие граждан в
сотворчестве удобнее, не только обеспечивать возможность высказывать свое мнение о
проектах будущего городского пространства, но и предлагать собственные сценарии раз-
вития. Инструменты метавселенной предоставляют такие возможности - скажем, поль-
зователь сможет сконструировать собственный виртуальный макет детской площадки и
вынести его на широкое обсуждение (или предложить правки в другой вариант). Таким
образом, виртуальные городские сервисы имеют потенциал инновационных инструментов
конструирования будущего (futurecraft) и «спекулятивного проектирования» (speculative
design). Значимость таких средств для гибкого развития города подчеркивают К. Ратти
и М. Колдел, называя их инструментом переосмысления реальности и конструирования
ее альтернативного облика, которые позволяют взвесить его ограничения и возможности
[Ratti, Claudel 2016].
Виртуальная сфера открывает новые возможности для сокращения «коммуникацион-
ного разрыва» между муниципалитетом и жителями. Городской администрации крайне
13 The People’s Budget. City of Shreveport. (https://budget.shreveportla.gov).
82
А.Л. Бардин. Виртуализация городского пространства: социально-политические перспективы и риски
A. Bardin. Virtualization of Urban Space: Socio-Political Perspectives and Risks
важно говорить с жителями на одном языке по мере того, как меняются методы, площадки
и язык общения. В настоящее время примером успешной цифровой коммуникации такого
рода служат страницы (паблики) городов в социальных сетях, вовлекающие аудиторию в
общение. В будущем площадкой для общения и средством вовлечения горожан в диалог
может стать пространство метавселенной. Безусловно, чтобы предоставить такую возмож-
ность, город должен системно работать над сокращением «цифровых разрывов», помогая
жителям использовать цифровые инструменты для участия в политическом процессе.
На расширении возможностей для самовыражения горожан в социальной и политической
сферах сделал акцент в своей стратегии входа в метавселенную Сеул (Республика Корея).
В ноябре 2021 г. мэр города объявил о проекте «метавселенная Сеула», которая к 2023 г.
должна «обеспечить горожанам возможность удобно взаимодействовать с аватарами
чиновников для работы с жалобами и проведения консультаций, которые в настоящее воз-
можны только при личном визите в учреждения города». В центре дискурса властей ока-
зываются такие концепты, как «иммерсивность» и «взаимодействие». Власти планируют
инвестировать около 3 млрд евро в создание виртуальной копии города, инфраструктура
которой будет обеспечивать коммуникации с различными городскими инстанциями14.
Следует отметить, что технологии метавселенной не только создают новые каналы
коммуникации, но и позволяют переосмыслить и трансформировать пространство, в кото-
ром происходит взаимодействие горожанина и чиновника. В виртуальном пространстве
условный МФЦ (многофункциональный центр) может выглядеть как угодно. Приме-
ром «редизайна» выступают кастомизируемые виртуальные офисы, которые предлагает
VR-платформа компании Gather: они могут выглядеть как каюта капитана корабля с видом
на море, конференц-зал компании - как тронный зал в замке. Кастомизация пространства
способна повысить психологический комфорт взаимодействия с городскими структурами,
привнеся в него развлекательный элемент. В результате в жизнь города можно привлечь
новую аудиторию, прежде всего молодежь (если, например, будущий район будут обсуж-
дать в виртуальном сеттинге одной из популярных онлайн-игр).
Цифровые разрывы и «цифровые классы»
Выступая инновационной площадкой для коммуникаций, совместного творчества и
игр, «метавселенная людей» также несет и риски утечек персональных данных. Научное
и экспертное сообщества обеспокоены тем, что сам вход в метавселенную уже экспонен-
циально повышает подобные угрозы. Как показало исследование Калифорнийского уни-
верситета в Беркли и Мюнхенского технологического университета, участие в VR-игре
позволяет собрать более 25 типов персональных данных пользователей, к большинству из
которых невозможно получить доступ через мобильное приложение или веб-интерфейс.
Среди них - геопространственная телеметрия (рост, длина рук, межзрачковое расстояние,
размеры комнаты) и особенности поведения (язык, рукопожатие, голос, скорость реакции,
фокусировка зрения, восприятие цвета, когнитивные способности, физическая форма)15.
В случае утечки такие данные могут использовать как корпорации, так и криминальные
структуры. Более того, в пространстве «метавселенной людей» возникает и реальная
угроза «кражи личности» посредством таких технологий, как deepfake: «В случае нару-
14 Seoul, First Local Gov’t to Start New-Concept Public Service with “Metaverse Platform”. (http://english.seoul.
go.kr/seoul-first-local-govt-to-start-new-concept-public-service-with-metaverse-platform/)
15 Scientists predict unprecedented user privacy issues for the Metaverse. Tech News Space. (https://technewsspace.
com/scientists-predict-unprecedented-user-privacy-issues-for-the-metaverse/).
83
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 75-88
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 75-88
шения контура безопасности информационного хранилища идентичностью гражданина
не просто могут завладеть злоумышленники - она может быть полностью стерта, и такая
“цифровая смерть” отрежет жертв атаки от возможности реализации базовых социальных
прав» [Безруков и др. 2021]. Можно полагать, что подобные риски будут возрастать по
мере «сетевизации» общества, и их минимизация становится приоритетной задачей при
создании «метавселенной людей».
«Виртуализация» общества, форсированная заинтересованными в новом средстве
извлечения прибыли технологическими корпорациями, с высокой вероятностью обострит
уже существующие проблемы, связанные с разницей в отношении к цифровым техноло-
гиям и умении их использовать, а также углубит социальные размежевания, в том числе
«цифровые разрывы». Группы населения, которые не обладают средствами и навыками
для полноценной работы в виртуальном пространстве, останутся за рамками метаэконо-
мики. Часть из них воспримут такое положение как благо, однако другие будут ощущать
тревожность и исключенность из развития в «духе времени», а также отсутствие доступа
к перспективным рабочим местам. Сегодня наблюдается «алгоритмическое неравенство»
между теми, кто определяет и контролирует алгоритмы, на которых строится работа циф-
ровых сервисов. В будущем может возникнуть новое «цифровое классовое неравенство»
по признаку включенности в метаэкономику и доступа к ее ключевым ресурсам. В резуль-
тате неизбежно появятся новые и обострятся прежние социально-политические разделе-
ния в обществе.
Уже сейчас ряд экспертов предсказывают возникновение «цифровых классов» из-за
разницы в уровне доступа к ИКТ-технологиям и к большим данным. Так, С. Володен-
ков отмечает: «Если ранее под цифровым неравенством подразумевался неравномерный
доступ к каналам потребления информации, то сегодня мы считаем возможным в каче-
стве потенциальной угрозы определить вероятность формирования цифровых классов,
обладающих не столько разным уровнем доступа к информационно-коммуникационным
каналам, сколько разным уровнем доступа к большим данным, а также разным уровнем
компетенций в использовании Big Data» [Володенков 2019, 357-358]. При неравенстве
возможностей работы в виртуальном пространстве и включенности в метаэкономику
пропасть между «цифровыми классами» резко углубится и станет почти непреодолимой.
По аналогии с движением антиглобализма, в результате появятся группы населения, кото-
рые не разделяют идеи виртуализации и трансгуманизма, и выступают против миграции в
виртуальные миры, где контроль принадлежит ИТ-корпорациям. Такие группы будут фор-
мировать новые социальные движения (в том числе политического характера), направлен-
ные против виртуализации человеческого бытия и «цифрового отчуждения» [Семененко,
Лапкин, Пантин 2021, 71] как процесса, деструктивного для личности и для общества.
В результате углубятся социальные размежевания и цифровые разрывы внутри отдель-
ного города и между разными городами, что отразится во внутренней политике.
Тем не менее, тенденции цифровизации и виртуализации - это следствие технологи-
ческого развития, которое вряд ли можно обратить вспять. Соответственно, их необхо-
димо учитывать, проводя политику на городском и общегосударственном уровнях. Циф-
ровые разделения, разрывы и противоречия необходимо по возможности регулировать и
смягчать, не допуская социальной и политической дестабилизации, угрожающей суще-
ствованию общества и государства. Власти должны поддерживать усилия гражданского
общества по децентрализации виртуального пространства (например, упомянутые выше
автономные организации) нормативными инструментами и реальными мерами.
Примером такого инструмента выступает регулирование алгоритмов. Общества ста-
новятся все более «алгоритмически насыщенными» (algorithmically infused): все больше
84
А.Л. Бардин. Виртуализация городского пространства: социально-политические перспективы и риски
A. Bardin. Virtualization of Urban Space: Socio-Political Perspectives and Risks
решений принимают алгоритмы, которые кажутся нейтральными, но активно влияют на
выбор пользователя, предлагая ему контент определенного типа. Они способны приводить
к решениям, усугубляющим неравенство, в связи с чем возник термин «алгоритмическое
насилие» [Safransky 2020]. 1 марта 2022 г. в КНР вступил в силу свод правил, регулирую-
щих работу рекомендательных алгоритмов ИТ-компаний. Помимо прочего, пользователи
получили возможность выбирать и удалять ключевые слова, которые используют для фор-
мирования рекомендаций, а также вовсе отключать алгоритмы16.
Заключение
Используя цифровые инструменты, города могут повышать качество государственного
управления и смягчать социально-экономическое неравенство. Инструментарий метавсе-
ленной в рамках развития виртуального пространства способен открыть новые перспек-
тивы для партисипативного проектирования (участие жителей в изменении облика своего
района и города в целом), а также привлечь к нему новые группы населения - прежде
всего молодежь. Высокий уровень иммерсивности и качества пользовательского опыта
при применении таких инструментов сокращает коммуникационный разрыв между вла-
стью и населением, повышает эффективность предоставления государственных услуг за
счет удобного доступа к городским сервисам. С помощью инструментария метавселенных
можно привлекать в город туристов и талантливых личностей (например, разработчиков),
продвигать бренд города на мировой арене. Пользователи со всего мира, в том числе те,
кто не может посетить город, получают возможность познакомиться с его культурой, что
выступает важным фактором сокращения культурного неравенства. Например, власти
Ватикана с целью «демократизации искусства» создали NFT-галерею предметов из своей
коллекции17. Синергия ИКТ и цифрового творчества в пространствах смешанной реаль-
ности придает импульс развитию обеих отраслей, а спрос на виртуальные продукты - соз-
дает новые рабочие места и источники дохода.
Одной из центральных социально-политических проблем, связанных с возрастанием
значимости виртуальных инструментов в повседневной жизни, остается проблема утечки
или кражи персональных данных и их использования для влияния на пользователя. Соци-
олог Дж. Урри, рассуждая о принципиально новых горизонтах мобильности, которые
стали доступны в цифровую эпоху, предостерегал: «Многое из того, что раньше счита-
лось “частным” и близко касалось тела, теперь существует вне тела и вне “личности”…
Люди, сами того не осознавая, заключили дьявольскую сделку с машинами, позволившую
им делать много таких дел и перемещаться на такие расстояния, которые были просто
немыслимыми в прежние эпохи» [Урри 2012, 477]. При выходе в виртуальное простран-
ство необходимо соблюдать «цифровую гигиену» и меры предосторожности. Государство
и общественные организации должны содействовать в воспитании первой и обеспече-
нии вторых. Необходимо обеспечить защиту прав пользователя от субъектов «надзорного
капитализма» - сложившейся системы доминирования ИТ-корпораций, которые активно
собирают данные пользователей не только для анализа их предпочтений и прогноза пове-
дения, но и для направленного влияния на их поведение [Zuboff 2019].
16 Romero A. China Has Pioneered a Law To Empower People Over Algorithms. Medium.com. Mar 9 2022. (https://
onezero.medium.com/china-has-pioneered-a-law-to-empower-people-over-algorithms-70b29ba6285f).
17 The Vatican Will Create a NFT Gallery to “Democratize Art”. Art News. 02.05.2022. (https://www.artnews.com/
art-news/news/vatican-nft-gallery-1234627189/).
85
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 75-88
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 75-88
Другая актуальная проблема заключается в том, что многие государства, их экономики
и социальные сферы зависят от политики IT-корпораций и связанных с ними структур,
которые контролируют ключевые цифровые технологии, а зачастую и инфраструктуру.
Как отмечает А.О. Безруков и его коллеги, «перестройка принципов функционирования
международных экономических отношений и всей модели мировой геоэкономики предо-
ставляет ведущим “цифровым-неоколониалистам” современности новые возможности.
Продолжает увеличиваться разрыв - теперь уже цифровой - между глобальными провай-
дерами цифровых технологий и странами-реципиентами, постепенно подпадающими под
всё большую зависимость технологически развитых государств» [Безруков и др. 2021].
На фоне обострения геополитической ситуации задача обеспечения технологического
суверенитета приобретает особую значимость - в том числе и в части построения соб-
ственных виртуальных миров.
Резюмируя, можно сделать вывод, что нематериальные активы и репрезентация в
виртуальном пространстве становятся все более важным фактором развития городов и
их глобальной конкурентоспособности в условиях всеобъемлющей цифровизации. Ана-
лиз существующих тенденций свидетельствует о том, что они будут и дальше развивать
инструменты метавселенной. Города готовы финансировать экспериментальные формы
продвижения имиджа и бренда города, привлечения туристов, оказывать поддержку
новым отраслям экономики, создавать новые рабочие места, развивать стартап-экоси-
стемы, а также повышать качество электронных услуг для населения и вовлекать новые
группы населения в партисипативные форматы городского развития. В то же время, по
мере усложнения конструкций виртуальных пространств возрастают риски их использо-
вания, а также усиливаются цифровые разрывы как внутри городов, так и между ними.
Данные риски возможно минимизировать, повышая цифровую (в том числе алгоритмиче-
скую) грамотность, уровень технологического суверенитета и кибербезопасности, а также
поддерживая децентрализованные структуры, такие как децентрализованные автономные
организации (DAO) - онлайн-сообщества, управляемые консенсусом участников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безруков А.О., Мамонов М.В., Сучков М.А., Сушенцов А.А. (2021) Суверенитет и «цифра» //
Россия в глобальной политике. Т. 19. № 2. С. 106-119.
Володенков С.В. (2019) Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные обще-
ственно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мне-
ния: экономические и социальные перемены. № 5. С. 341-364. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.16.
Зукин Ш. (2015) Культуры городов. М.: Новое литературное обозрение. 419 с.
Патимова П. (2021) Город. Мифы, природа и насилие // Городские исследования и практики. Т. 6.
№ 4. С. 17-25. DOI: 10.17323/usp64202117-25.
Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. (2021) Социальные размежевания и политические
противостояния в научном дискурсе: критерии оценки и классификации // Полис. Политические
исследования. № 5. С. 56-77. DOI: 10.17976/jpps/2021.05.05.
Урри Дж. (2021) Мобильности. М.: Праксис. 576 с.
Хохлов Ю.Е. (2009). Глоссарий по информационному обществу. M.: Институт развития инфор-
мационного общества. 160 с.
Ahmadi-Assalemi G., Al-Khateeb H., Maple C., Epiphaniou G., Alhaboby Z.A., Alkaabi S., Alhaboby
D. (2020) Digital Twins for Precision Healthcare // In: Cyber Defence in the Age of AI, Smart Societies and
Augmented Humanity. Berlin: Springer. Pp. 133-158.
86
А.Л. Бардин. Виртуализация городского пространства: социально-политические перспективы и риски
A. Bardin. Virtualization of Urban Space: Socio-Political Perspectives and Risks
Barlow M., Levy-Bencheton C. (2018) Smart Cities, Smart Future: Showcasing Tomorrow. New York:
Wiley. 336 p.
Norris P. (2001) Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide.
Cambridge: Cambridge University Press.
Ratti C., Claudel M. (2016) The City of Tomorrow: Sensors, Networks, Hackers, and the Future of
Urban Life. New Haven: Yale University Press. 192 p.
Renzulli L.A., Evans L. (2005) School Choice, Charter Schools, and White Flight // Social Problems.
Vol. 52. No. 3. Pp. 398-418. DOI: 10.1525/sp.2005.52.3.398.
Safransky S. (2020) Geographies of Algorithmic Violence: Redlining the Smart City // International
Journal of Urban and Regional Research. Vol. 44. No. 2. Pp. 200-218.
Thrift N. (2004) Remembering the Technological Unconscious by Foregrounding Knowledges of
Position // Environment and Planning D: Society and Space. Vol. 22. No. 1. Pp. 175-190.
Van Dijk J. (2020) The Digital Divide. Cambridge, UK: Polity Press. 208 p.
Zuboff S. (2019) The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier
of Power. London: Profile Books. 704 p.
REFERENCES
Ahmadi-Assalemi G., Al-Khateeb H., Maple C., Epiphaniou G., Alhaboby Z.A., Alkaabi S., Alhaboby
D. (2020) Digital Twins for Precision Healthcare. In: Cyber Defence in the Age of AI, Smart Societies and
Augmented Humanity. Berlin: Springer. Pp. 133-158.
Barlow M., Levy-Bencheton C. (2018) Smart Cities, Smart Future: Showcasing Tomorrow. New York:
Wiley. 336 p.
Bezrukov A.O., Mamonov M.V., Suchkov M.A., Sushentsov A.A. (2021) Suverenitet i «tsifra» [Russia
in the Digital World: International Competition and Leadership]. Russia in Global Affairs. vol. 19, no. 2,
pp. 106-119.
Khokhlov Yu.E. (2009) Glossarii po informatsionnomu obshchestvu [Glossary on the Information
Society]. Moscow: Institute of the Information Society. 160 p.
Norris P. (2001) Digital Divide: Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide.
Cambridge: Cambridge University Press.
Patimova P. (2021) Gorod. Mify, priroda i nasilie [The City. Myths, Nature and Violence]. Urban
Studies and Practices. vol. 6, no 4, pp. 17-25. DOI: https://doi.org/10.17323/usp64202117-25.
Ratti C., Claudel M. (2016) The City of Tomorrow: Sensors, Networks, Hackers, and the Future of
Urban Life. New Haven: Yale University Press. 192 p.
Renzulli L.A., Evans L. (2005) School Choice, Charter Schools, and White Flight. Social Problems.
vol. 52, no. 3, pp. 398-418. DOI: 10.1525/sp.2005.52.3.398.
Safransky S. (2020) Geographies of Algorithmic Violence: Redlining the Smart City. International
Journal of Urban and Regional Research. vol. 44, no. 2, pp. 200-218.
Semenenko I.S., Lapkin V.V., Pantin V.I. (2021) Sotsial’nye razmezhevaniya i politicheskie
protivostoyaniya v nauchnom diskurse: kriterii otsenki i klassifikatsii [Social Cleavages and Political
Divides in a Theoretical Perspective: Criteria for Assessment and Classification]. Polis. Political Studies.
no. 5, pp. 56-77. DOI: 10.17976/jpps/2021.05.05.
Thrift N. (2004) Remembering the Technological Unconscious by Foregrounding Knowledges of
Position. Environment and Planning D: Society and Space. vol. 22, no. 1, pp. 175-190.
Urry J. (2007) Mobil’nosti [Mobilities]. Moscow: Praksis. 576p.
Van Dijk J. (2020) The Digital Divide. Cambridge, UK: Polity Press. 208 p.
87
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2022. № 6. С. 75-88
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2022, no. 6, pp. 75-88
Volodenkov S.V. (2019) Vliyanie tekhnologii internet-kommunikatsii na sovremennye obshchestvenno-
politicheskie protsessy: stsenarii, vyzovy i aktory [Influence of Internet Communication Technologies on
Contemporary Social and Political Processes: Scenarios, Challenges, and Actors]. Monitoring of Public
Opinion: Economic and Social Changes Journal. no. 5, pp. 341-364. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.16.
Zukin Sh. (2015) Kul’tury gorodov [The Cultures of Cities]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
419 p.
Информация об авторе
Бардин Андрей Леонидович, кандидат политических наук, Национальный исследовательский
институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской ака-
демии наук. Адрес: Профсоюзная ул., д. 23, Москва, 117997. E-mail: andreybardin@gmail.com
About the author
Andrei L. Bardin, Candidate of Political Science, Primakov National Research Institute of World
Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences. Address: 23, Profsoyuznaya Str.,
Moscow, Russian Federation, 117997. E-mail: andreybardin@gmail.com
Статья поступила в редакцию / Received: 8.10.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 6.11.2022
Статья принята к публикации / Accepted: 15.11.2022
88