ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 1. С. 121-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 1, pp. 121-136
DOI: 10.31857/S0869049923010082
EDN: FCRNTD
Оригинальная статья / Original article
Уровень востребованности высшего образования
в Германии
© Ф.А. ТАСКИН
Таскин Федор Александрович, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени пер-
вого Президента России Б.Н. Ельцина» (Екатеринбург, Россия), taskinf@mail.ru. ORCID: 0000-0002-
9210-4274
Рассмотрено формирование, состояние и особенности системы высшего образования в Герма-
нии на современном этапе. Приведены преимущества высшего образования в немецких вузах. Оце-
нена востребованность высшего образования разных ступеней среди населения. Представлены и
проанализированы данные Федерального статистического управления Германии по количеству и
типам высших учебных заведений, численности студентов вузов и их распределению по предмет-
ным группам за зимние семестры 2019/2020-2021/2022 гг., а также по численности первокурсников
немецких вузов по землям в зимние семестры 2020/2021-2021/2022 гг. Изучена статистика о кон-
курентоспособности выпускников на рынке труда Германии. Оценена их средняя первоначальная
годовая зарплата в зависимости от направления подготовки и полученной квалификации. Сделан
вывод о высоком уровне востребованности высшего образования среди населения Германии, а так-
же о конкурентных преимуществах людей с высшим образованием на рынке труда.
Ключевые слова: высшее образование, высшие учебные заведения, студент, бакалавр, магистр,
зарплата, Германия
Цитирование: Таскин Ф.А. (2023) Уровень востребованности высшего образования в Германии // Обще-
ственные науки и современность. № 1. С. 121-136. DOI: 10.31857/S0869049923010082, EDN: FCRNTD.
121
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 1. С. 121-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 1, pp. 121-136
The Level of Demand for Higher Education in
Germany
© F. TASKIN
Fedor A. Taskin, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
(Yekaterinburg, Russia), taskinf@mail.ru. ORCID: 0000-0002-9210-4274
Abstract. The article studies the formation, current state and features of the system of Germanys’
higher education at the present stage. The advantages of obtaining higher education in German universities
are defined. The level of demand for higher education of various levels among the population is estimated.
The data of the Federal Statistical Office of Germany on the number and types of higher education
institutions, on the number of students of higher educational institutions and their distribution by subject
groups for the winter semesters 2019/2020-2021/2022 is presented and analyzed, as well as the data on the
number of first-year students of German universities by state in winter semesters 2020/2021-2021/2022.
The data on the competitiveness of graduates of higher educational institutions in the German labor market
is studied. The average initial annual salary of university graduates is estimated depending on the field of
training and the qualifications received. The conclusion is made about the high level of demand for higher
education among the German population, as well as about competitive advantages people with higher
education have in the labor market.
Keywords: higher education, higher educational institutions, student, bachelor, master, salary, Germany
Citation: Taskin F. (2023) The Level of Demand for Higher Education in Germany. Obshchestvennye nauki i
sovremennost’, no. 1, pp. 121-136. DOI: 10.31857/S0869049923010082, EDN: FCRNTD.
Интерес к системе высшего образования Германии обусловлен тем, что оно сохра-
няет конкурентоспособность и качество на протяжении длительного периода истории.
Сделать вывод о современных тенденциях развития и востребованности высшего обра-
зования в Германии возможно, проанализировав: количественные показатели по типам
учебных заведений; численность студентов по различным предметным группам, учебным
заведениям и землям Германии; уровень заработной платы выпускников вузов. Резуль-
таты проведенного исследования могут быть полезны в разработке стратегии развития
как отдельного вуза, так и целого сегмента системы высшего образования Германии или
других стран. Возможно применение опыта Германии в России.
Система высшего образования
Система высшего образования в Германии имеет большую историю, которая начина-
ется с XIV в. [Антропов 2019, 210]. Карлов университет в Праге, основанный 7 апреля
1348 г. императором Карлом IV, считается первым университетом Священной Римской
империи германской нации. Уже в конце XIV в. появились университеты в Вене (1365),
Гейдельберге (1386), Кельне (1388) и Эрфурте (1392) [Каргин 2020, 131]. Студентов в них
обучали по четырем направлениям: медицина, философия, теология и юриспруденция.
В начале XIX в. произошло становление классического немецкого университета, осно-
ванного на идеях В. Гумбольдта. В конце XIX - начале XX вв. была введена профессио-
нальная специализация системы высшего образования. В 70-ые годы XX в. в дополнение
к университетам и техническим университетам стали открываться специализированные
122
Ф.А. Таскин. Уровень востребованности высшего образования в Германии
F. Taskin. The Level of Demand for Higher Education in Germany
высшие учебные заведения. В конце XX - начале XXI вв. в системе высшего образования
Германии стала наблюдаться большая дифференциация между типами вузов и уровнями
программ (бакалавриат/магистратура) [Lee, Müller 2019, 435; Münch, Schäfer 2014, 75;
Reimer, Pollak 2010, 418; Triventi 2013, 62].
Современная система высшего образования Германии имеет развитую сеть государ-
ственных и частных высших учебных заведений, а также большое количество направлений
подготовки. Высшее образование страны успешно конкурирует в международных рейтин-
гах. Германия располагается на 3-ем месте (после США и Великобритании) в рейтингах
THE, QS и Shanghai (чтобы быть сопоставимым с THE и QS, в нем учитывается только
континентальный Китай), а также в рейтинге мировых университетов Webometrics1. Соот-
ветственно, страну можно считать одним из лучших мест в мире по уровню обучения.
Лидирующие позиции в мировых и национальных списках занимают Мюнхенский уни-
верситет им. Людвига-Максимилиана, Мюнхенский технический университет, Гейдель-
бергский университет им. Рупрехта и Карла, Берлинский университет им. Гумбольдта и
Берлинский технический университет.
По данным Федерального статистического управления, в зимнем семестре 2021/2022 гг.
на территории современной Германии действовали 422 высших учебных заведения2.
В таб. 1 перечислены различные типы учреждений и их количество в каждой из категорий.
Таблица 1
Высшие учебные заведения Германии в зимние семестры
2019/2020-2021/2022 гг.
Table 1
Higher education institutions in Germany in the winter semesters
2019/2020-2021/2022
2019/2020 гг.
2020/2021 гг.
2021/2022 гг.
Коли-
Коли-
Коли-
Тип заведения
Доля,
Доля,
Доля,
п/п
чество,
чество,
чество,
%
%
%
ед.
ед.
ед.
1.
Университеты
107
25,2
108
25,6
108
25,6
2.
Педагогические вузы
6
1,4
6
1,4
6
1,4
3.
Богословские колледжи
16
3,8
16
3,8
16
3,8
4.
Художественные колледжи
52
12,3
52
12,3
52
12,3
5.
Университеты прикладных наук
213
50,2
210
49,8
210
49,8
6.
Административные колледжи
30
7,1
30
7,1
30
7,1
Итого:
424
100,0
422
100,0
422
100,0
Источник: составлено по Hochschularten (Wintersemester). Statistisches Bundesamt (Destatis). 2022.
(https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Bildung-Forschung-Kultur/Hochschulen/Ta-
bellen/hochschulen-hochschularten.html).
Source: compiled from Hochschularten (Wintersemester). Statistisches Bundesamt (Destatis).
2022.
(https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Bildung-Forschung-Kultur/Hochschulen/Ta-
bellen/hochschulen-hochschularten.html).
1 Рейтинг университетов Германии. Global Dialog. 2022. (https://www.globaldialog.ru/countries/germany/
higher_education/rejting-universitetov-germanii/).
2 Bildung - das Digitale Magazin. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2022. (https://www.destatis.de/DE/
Mediathek/Digitales-Magazin/Bildung/_inhalt.html#579808).
123
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 1. С. 121-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 1, pp. 121-136
В общей структуре высших учебных заведений наиболее представлены университеты
прикладных наук, наименее - педагогические вузы. Популярность первых связана с тем,
что они предлагают своим студентам более практико-ориентированную подготовку с обя-
зательной производственной практикой в немецких компаниях - в основном по инженер-
ным, экономическим и социальным специальностям.
За последние 20 лет количество высших учебных учреждений Германии возросло в
несколько раз за счет появления как новых высших школ, так и частных образовательных
учреждений (например, Высшая юридическая школа им. Буцериуса в Гамбурге) [Антро-
пов 2019, 211]. В зимнем семестре 2021/2022 в Германии действовали 115 частных выс-
ших учебных заведений3. Они имеют ряд преимуществ перед государственными: меньшее
количество студентов, лучшее финансирование, более гибкий подход к перечню образова-
тельных программ, ориентация на запросы рынка труда, отсутствие системы квот для аби-
туриентов. Основным их недостатком выступает высокая стоимость обучения - 4-8 тыс.
евро за семестр.
Доступ к высшему образованию в Германии гарантирует государство. Возмож-
ность его получения закреплена в федеральных и региональных законодательных актах.
В Основном законе Федеративной Республики Германия указано, что высшее образо-
вание должно быть доступно каждому независимо от пола, возраста, социального и
профессионального статуса, предшествующего образования, политических взглядов
и национальности. Также, согласно закону, у всех граждан должна быть возможность
получать знания и умения, необходимые для полноценного участия в трудовой и обще-
ственной жизни4.
У системы образования Германии есть свои особенности. Ею децентрализовано управ-
ляют немецкие земли [Самсонова 2021, 107], которые издают региональные законы о
высшем образовании, например, Закон о высшем образовании Нижней Саксонии5. Феде-
ральный закон об образовании не имеет приоритета над нормативами территориальных
образований. Государственные власти формируют и имплементируют образователь-
ные стандарты и требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Остальные
вопросы земли решают самостоятельно [Вязовская, Иванова 2018, 37; Ананин, Крекель
2020, 13]. Они определяют потребность в тех или иных специалистах, устанавливают объ-
емы финансирования, а также заключают между собой соглашения о взаимном сотрудни-
честве в области образования и науки [Оганян 2021, 33; Титор 2022, 76].
Высшее образование в Германии контролирует государство, преподаватели считаются
государственными служащими. Также власти осуществляют надзор за деятельностью
высших учебных заведений в своих сферах ответственности. Согласно Рамочному закону
о высшем образовании6, академические вопросы они не контролируют [Титор 2022, 76].
Университеты обладают автономностью. Каждый из них утверждает несколько обязатель-
ных для изучения предметов, остальные предметы студенты могут выбирать самостоя-
тельно в рамках существующей учебной программы.
Система образования Германии ориентирована на актуальные тенденции развития
страны. Высшие учебные заведения оперативно разрабатывают и внедряют новые обра-
3 Bildung - das Digitale Magazin. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2022. (https://www.destatis.de/DE/
Mediathek/Digitales-Magazin/Bildung/_inhalt.html#579808).
4 Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. Deutscher Bundestag. 1949. (https://www.bundestag.de/gg).
5 Niedersächsisches Hochschulgesetz (NHG). Niedersächsischen Ministerium für Wissenschaft und Kultur. 2002.
(http://www.schure.de/22210/nhg.htm).
6 Hochschulrahmengesetz. Bundesministerium der Justiz. 1976. (https://www.gesetze-im-internet.de/hrg/).
124
Ф.А. Таскин. Уровень востребованности высшего образования в Германии
F. Taskin. The Level of Demand for Higher Education in Germany
зовательные программы в соответствии с текущими потребностями экономики, страны и
общества [Алчинова 2018, 11].
В 1999 г. Германия подписала Болонскую Декларацию. К 2010 г. все высшие учебные
заведения страны перешли на Болонскую систему образования с двухэтапным обучением.
Степень бакалавра (Bachelor) считается первой профессиональной квалификационной
степенью, продолжительность обучения по ней составляет 3-4 года [Фабарисов 2022,
105], после чего студент может выйти на рынок труда и обретает право получить более
высокую квалификацию в рамках магистерской степени.
Магистр (Master) - вторая ступень высшего образования, диплом выдается после
1-2 лет подготовки. Магистратура позволяет приобрести более глубокую специализа-
цию и реализовать себя в научно-исследовательской работе. Поступить в нее можно сразу
после бакалавриата, либо через нескольких лет профессиональной деятельности. Маги-
стерская степень необходима для допуска к обучению в аспирантуре.
Программы бакалавриата и магистратуры подлежат аккредитации специальными
аккредитационными агентствами (ACQUIN, AHPGS, AKAST, ASIIN, Evalag и др.), кото-
рые высшие учебные заведения выбирают самостоятельно [Титор 2022, 73]. Система
аккредитации децентрализована, но она регламентируется Порядком аккредитации про-
грамм бакалавриата и магистратуры7.
Образование в государственных университетах бесплатное - студенты оплачивают
только административный взнос (100-300 евро за семестр), который покрывает рас-
ходы на транспорт, членство в студенческих сообществах, абонемент в библиотеку и
др. В частных высших учебных заведениях предусмотрена ежегодная плата [Мякинина
2021, 145].
Следует отметить, что в Германии существует большое количество различных стипен-
диальных фондов и организаций (DAAD, Deutschlandstipendium, Heinrich Boell Stiftung,
Hans-Seidel-Stiftung, Stiftung der Deutschen Wirtschaft, Alexander-von-Humboldt-Stiftung и
др.). Они на конкурсной основе предоставляют выплаты талантливым студентам, кото-
рые имеют высокую академическую успеваемость, а также активно участвуют в науч-
ной и общественной жизни. Например, Deutschlandstipendium выплачивает студентам
вузов-участникам программы (310 вузов) 300 евро ежемесячно в течение как минимум
двух семестров8. Стипендия позволяет студентам полностью или частично покрыть свои
расходы на административные взносы, проживание и питание. Alexander-von-Humboldt-
Stiftung предлагает большое количество ежемесячных выплат в размере от 2150 до
2750 евро для различной целевой аудитории. У фонда есть специальные пособия на обу-
чение в аспирантуре, научно-исследовательскую деятельность и участие в семинарах и
проектах9.
В немецких высших учебных заведениях нет вступительных экзаменов. Прием аби-
туриентов проводят на основании проходного балла аттестата. Чтобы поступить на боль-
шинство программ, достаточно иметь средний балл от 3,0 до 1,5 (по шкале от 1,0 до
6,0 баллов) [Дрокова, Токарева 2016, 54]. Кроме того, в некоторых немецких вузах наряду
7 Einführung eines Akkreditierungsverfahrens für Bachelor-/Bakkalaureus- und Master-/Magisterstudiengänge.
Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 03.12.1998. Kultusministerkonferenz. (https://www.kmk.org/fileadmin/
veroeffentlichungen_beschluesse/1998/1998_12_03-Bachelor-Master-Akkred.pdf ).
8 Стипендии и гранты в Германии. Учеба в Германии. 2022. (https://euni.ru/informatsiya/statji/obuchenie-v-
vuze/stipendii-i-granty).
9
10 стипендий для учебы в Германии. Аbroads. 2022. (https://abroadz.com/10-stipendij-dlya-ucheby-v-
germanii/).
125
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 1. С. 121-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 1, pp. 121-136
с конкурсом аттестатов проводят специальные тесты на пригодность к учебе. Не все
выпускники школ, получив квалификацию для поступления в высшие учебные заведения,
потом учатся в них. В 2020 г. только 185 тыс. молодых людей пошли в высшие учебные
заведения сразу после выпуска из школы. Коэффициент перехода составил 48%10.
Средний возраст студентов в зимнем семестре 2021/2022 составил 23,5 года. Конкурс
аттестатов не всегда позволяет поступить на желаемую специальность с первого раза,
поэтому в вузах Германии насчитывается менее 1% учащихся, которым при поступлении
не исполнилось 18 лет. Доля студентов, которые приходят в вуз после 25 лет, составляет
около 14% [Антропов 2019, 211].
Численность студентов немецких вузов за последние три зимних семестра представ-
лена в таб. 2.
Таблица 2
Численность студентов высших учебных заведений Германии
в зимние семестры 2019/2020-2021/2022 гг.
Table 2
The number of students in German higher education institutions
in the winter semesters 2019/2020-2021/2022
2019/2020 гг.
2020/2021 гг.
2021/2022 гг.
Тип заведения
Числен-
Числен-
Числен-
п/п
Доля,
Доля,
Доля,
ность,
ность,
ность,
%
%
%
чел.
чел.
чел.
1.
Университеты
1749734
60,5
1751960
59,5
1725461
58,7
2.
Педагогические вузы
25557
0,9
26090
0,9
26292
0,9
3.
Богословские колледжи
2467
0,1
2512
0,1
2495
0,1
4.
Художественные колледжи
36547
1,3
37473
1,3
37084
1,3
5.
Университеты прикладных наук
1023146
35,4
1069995
36,3
1090251
37,0
6.
Административные колледжи
53598
1,8
56115
1,9
60332
2,0
Итого:
2891049
100,0
2944145
100,0
2941915
100,0
Источник: составлено по Studierende nach Bundesländern und Hochschularten. Statistisches Bundesamt
(Destatis).
2022. (https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Bildung-Forschung-Kultur/
Hochschulen/_inhalt.html).
Source: compiled from Studierende nach Bundesländern und Hochschularten. Statistisches Bundesamt
(Destatis).
2022. (https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Bildung-Forschung-Kultur/
Hochschulen/_inhalt.html).
За последние десять лет количество студентов высших учебных заведений значительно
возросло. Если в зимнем семестре 2010/2011 гг. университеты прикладных наук посещали
684 тыс. человек (31% от всех студентов Германии), то в 2020/2021 гг. их насчитывалось
уже 1 млн 70 тыс. (36%)11.
10 Bildung - das Digitale Magazin. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2022. (https://www.destatis.de/DE/
Mediathek/Digitales-Magazin/Bildung/_inhalt.html#579808).
11 Ibid
126
Ф.А. Таскин. Уровень востребованности высшего образования в Германии
F. Taskin. The Level of Demand for Higher Education in Germany
В зимнем семестре 2021/2022 гг. в вузах учились более 2,9 млн студентов. Большин-
ство приходилось на университеты: более 58% в общем объеме. Тем не менее числен-
ность учащихся в университетах немного снизилась, а в университетах прикладных наук
и административных колледжах - возросла. Причина заключается в том, что образование
в университетах ориентировано прежде всего на последующую научную и исследователь-
скую деятельность. Специализированные учебные заведения, в свою очередь, выпускают
практико-ориентированных специалистов, которые больше востребованы на рынке труда
[Каргин 2020, 133].
По данным Федерального статистического управления Германии, в немецких вузах
изучают 273 предмета, которые можно разделить на девять основных предметных групп.
Как студенты распределились по предметным группам в зимних семестрах 2019/2020-
2021/2022 гг., можно увидеть в таб. 3.
Таблица 3
Распределение студентов немецких вузов по предметным группам
в зимние семестры 2019/2020-2021/2022 гг.
Table 3
Distribution of students of German universities by subject groups
in the winter semesters 2019/2020-2021/2022
2019/2020 гг.
2020/2021 гг.
2021/2022 гг.
Предметная группа
Числен-
Числен-
Числен-
п/п
Доля,
Доля,
Доля,
ность,
ность,
ность,
%
%
%
чел.
чел.
чел.
1.
Гуманитарные науки
332440
11,5
326408
11,1
320804
10,9
2.
Спорт
29207
1,0
30944
1,1
30629
1,0
3.
Юридические, экономические и
1082326
37,4
1128572
38,3
1131886
38,5
социальные науки
4.
Математика, естественные науки
322086
11,1
319264
10,8
316132
10,8
5.
Медицинские науки
186835
6,5
188774
6,4
197787
6,7
6.
Сельскохозяйственные, лесные и
диетологические науки, ветери-
63381
2,2
65127
2,2
64422
2,2
нарная медицина
7.
Технические науки
774687
26,8
782679
26,6
776246
26,4
8.
Искусство, искусствоведение
95521
3,3
98781
3,4
100548
3,4
9.
Другие предметы
4566
0,2
3596
0,1
3461
0,1
Итого:
2891049
100,0
2944145
100,0
2941915
100,0
Источник: составлено по Insgesamt nach Fächergruppen. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2022.
(https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Bildung-Forschung-Kultur/Hochschulen/Ta-
bellen/studierende-insgesamt-faechergruppe.html).
Source: compiled from Insgesamt nach Fächergruppen. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2022. (https://
www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/Bildung-Forschung-Kultur/Hochschulen/Tabellen/
studierende-insgesamt-faechergruppe.html).
127
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 1. С. 121-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 1, pp. 121-136
Наибольшей популярностью у студентов пользуются юридические, экономические
и социальные науки, их доля в рассматриваемом периоде составила 38,5%. На протяже-
нии трех последних семестров растет интерес учащихся к юридическим, экономическим,
социальным и медицинским наукам, искусству и искусствоведению. Снижается спрос на
гуманитарные, естественные и технические науки, а также на математику.
Численность первокурсников в общем количестве студентов немецких вузов за зимние
семестры 2020/2021 и 2021/2022 гг. приведена в таб. 4.
Таблица 4
Численность первокурсников немецких вузов по землям
в зимние семестры 2020/2021-2021/2022 гг.
Table 4
The number of first-year students of German universities by state
in the winter semesters 2020/2021-2021/2022
2020/2021 гг.
2021/2022 гг.
Численность
в т.ч. перво-
Численность
в т.ч. перво-
Земля/ город
п/п
студентов,
курсников,
студентов,
курсников,
чел.
чел.
чел.
чел.
Земли Западной Германии
1.
Баден-Вюртемберг
360630
56977
357342
54610
2.
Бавария
404705
66262
404090
63404
3.
Берлин
199421
25755
203869
27908
4.
Бремен
37646
5923
37393
5165
5.
Гамбург
116393
14255
119110
13955
6.
Гессен
266903
35413
262759
31259
7.
Нижняя Саксония
208395
26833
197246
25656
8.
Северный Рейн-Вестфалия
779199
98770
764565
89756
9.
Рейнланд-Пфальц
123644
15616
121060
14104
10.
Саар
31461
5086
31835
4764
11.
Шлезвиг-Гольштейн
66805
10634
67447
9527
Итого (с Берлином):
2595202
361524
2566716
340108
Земли Восточной Германии
1.
Бранденбург
50615
7778
50549
7142
2.
Мекленбург-Передняя
39131
6163
39041
5582
Померания
3.
Саксония
107576
17417
105868
15812
4.
Саксония-Анхальт
55017
8034
54823
7366
5.
Тюрингия
96604
17781
124918
19835
Итого (без Берлина):
348943
57173
375199
55737
Всего:
2944145
418697
2941915
395845
Источник: составлено по Studienanfänger: Bundesländer, Semester, Nationalität, Geschlecht. Statist-
isches Bundesamt (Destatis). 2022. (https://www-genesis.destatis.de/genesis/online?sequenz=tabelleErge
bnis&selectionname=21311-0014&zeitscheiben=1#abreadcrumb).
128
Ф.А. Таскин. Уровень востребованности высшего образования в Германии
F. Taskin. The Level of Demand for Higher Education in Germany
Source: compiled from Studienanfänger: Bundesländer, Semester, Nationalität, Geschlecht. Statistisches
Bundesamt (Destatis). 2022. (https://www-genesis.destatis.de/genesis/online?sequenz=tabelleErgebnis&s
electionname=21311-0014&zeitscheiben=1#abreadcrumb).
В 2020 г. в немецкие высшие учебные заведения поступило 418697 человек, а в 2021 г. -
на 5,5% меньше (395845 человек). Прирост численности студентов наблюдался только в
вузах Берлина, Гамбурга и Тюрингии.
В целом в землях Западной Германии обучается в 7 раз больше студентов, чем в землях
Восточной Германии. Тенденцию можно объяснить тем, что в первой из них расположено
больше вузов. Также граждан страны и иностранцев привлекает широкий спектр культур-
ных и образовательных возможностей в Берлине, Гамбурге и Бремене.
Средняя продолжительность обучения на бакалаврских программах в 2020 г. составила
7,2 семестра, в педагогических вузах с получением степени преподавателя - 10,2 семе-
стра. В бакалавриате и магистратуре вместе с получением степени магистра (без степени
магистра в области преподавания) студенты в среднем учатся 12,3 семестра. Обучение в
педагогических вузах с получением степени магистра длится дольше, так как предусма-
тривает, кроме освоения профильных предметов, обязательное прохождение преддиплом-
ной практики в течение 18 месяцев12.
Доля выпускников вузов, впервые получивших высшее образование, выше среди жен-
щин: в 2010 г. - 31% женщин и 28% мужчин, в 2020 г. - 34% женщин и 27% мужчин13.
Выпускники вузов на рынке труда
Выпускники немецких университетов реже остаются без трудовой занятости. В целом
по стране уровень безработицы составляет 5,4%, однако среди специалистов с высшим
образованием показатель немного превышает 2%14.
У людей с дипломами выше шанс получить работу, чем у граждан без них. По данным
ежегодного исследования рынка труда Германии компанией StepStone, в 2020 г. выпуск-
ники вузов зарабатывали на 36% больше остальных15. Специалисты и руководители с выс-
шим образованием, получают в среднем 67,4 тыс. евро в год - на 17 тыс. евро больше, чем
их коллеги без диплома (49,7 тыс. евро)16. Оклад также зависит и от стажа работы - зар-
платы молодых специалистов ниже, чем у опытных сотрудников.
В таб. 5 указана средняя первоначальная годовая зарплата выпускников вузов Герма-
нии по направлениям обучения.
Самую высокую первоначальную зарплату получают выпускники медицинских, есте-
ственнонаучных и инженерных направлений, самую низкую - те, кто изучал дизайн, архи-
тектуру, гуманитарные и социальные науки.
12 Bildung - das Digitale Magazin. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2022. (https://www.destatis.de/DE/
Mediathek/Digitales-Magazin/Bildung/_inhalt.html#579808).
13 Ibid.
14 Erwerbslose und Erwerbstätige. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2022. (https://www.destatis.de/DE/Themen/
Arbeit/Arbeitsmarkt/Erwerbslosigkeit/Tabellen/erwerbslose.html;jsessionid=84613C9450A41B36EFAC222B1
1B91970.live722).
15 Зарплаты выпускников в Германии. Study-in-Germany. 2020. (https://www.study-in-germany.ru/zarplati-
vipusknikov).
16 Там же.
129
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 1. С. 121-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 1, pp. 121-136
С приобретением опыта заработок выпускников существенно увеличивается. Напри-
мер, врачи с профильным образованием и стажем получают 92,3 тыс. евро в год, финан-
совые эксперты - 76,4 тыс. евро, юристы и инвестиционные консультанты - 70 тыс. евро.
Сотрудники банков ежегодно зарабатывают 65 тыс. евро, инженеры - 64,5 тыс. евро, спе-
циалисты по информационным технологиям - 60,5 тыс. евро17.
Специалисты с дипломом бакалавра менее востребованы на рынке труда Германии, чем
магистры. Только треть выпускников из первой категории работает по профилю [Sakbaeva
2020, 21] из-за высокой конкуренции со стороны обладателей диплома магистра.
Таблица 5
Средняя первоначальная годовая зарплата выпускников вузов
Table 5
Average initial annual salary of university graduates
Средняя первоначальная
№ п/п
Направление
годовая зарплата, евро
1.
Медицина и стоматология
52668
2.
Естественные науки (биология, химия и т. п.)
48812
3.
Экономическая инженерия
48696
4.
Инженерные науки
47481
5.
Юриспруденция
46524
6.
Математика и информатика
46191
7.
Экономическая информатика
45566
8.
Экономические науки
43033
9.
Психология
42829
10.
Геология и геологические науки
41452
11.
Преподавательская деятельность
41253
12.
Социальные науки
39599
13.
Дизайн
36525
14.
Архитектура
36009
15.
Воспитательная педагогика
35917
16.
Гуманитарные науки
35151
17.
История и культурология
34764
Источник: составлено по Зарплаты в Германии: исследование StepStone 2020. Study-in-Germany.
2020. (https://www.study-in-germany.ru/zarplati-2020).
Source: compiled from Salaries in Germany: a study StepStone 2020. Study-in-Germany. 2020. (https://
www.study-in-germany.ru/zarplati-2020).
17 Зарплаты выпускников в Германии. Study-in-Germany. 2020. (https://www.study-in-germany.ru/zarplati-
vipusknikov).
130
Ф.А. Таскин. Уровень востребованности высшего образования в Германии
F. Taskin. The Level of Demand for Higher Education in Germany
В последние годы возрос спрос на обучение в магистратуре. Около 45% бакалавров
2019 г. получили степень магистра в 2021 г. В то же время уровень интереса зависел от
направления подготовки. Примерно 33% бакалавров в области права, экономики и соци-
альных наук перешли на следующую академическую ступень в 2021 г., однако в области
математики и естественных наук показатель составил 80%18. Чтобы повышать заинтере-
сованность студентов в продолжении обучения, высшим учебным заведениям необходимо
предлагать новые гибкие возможности непрерывного образования, а также обучать меж-
дисциплинарным компетенциям [Auferkorte-Michaelis 2018, 180].
В таб. 6 приведено сравнение средней зарплаты выпускников с дипломами бакалавра
и магистра.
Таблица 6
Средняя первоначальная годовая зарплата выпускников
бакалавриата и магистратуры
Table 6
Average initial annual salary of bachelor and master graduates
Средняя первоначальная
Прирост
годовая зарплата, евро
зарплаты,
Профессия
п/п
%
Бакалавр
Магистр
1.
Инженерия
45484
48930
7,6
2.
Информационные технологии
42992
46845
9,0
3.
Закупки, снабжение, логистика
42527
48033
12,9
4.
Финансы
41437
47055
13,6
5.
Продажи
41053
47821
16,5
6.
Управление персоналом
39095
43566
11,4
7.
Естественнонаучные исследования и работа
37477
43921
17,2
в лаборатории
8.
Маркетинг и коммуникации
36203
42010
16,0
9.
Администрация и секретариат
35324
41118
16,4
10.
Дизайн и архитектура
33406
39818
19,2
11.
Образование и социальная работа
32794
39188
19,5
Источник: составлено по Зарплаты выпускников в Германии. Study-in-Germany. 2020. (https://www.
study-in-germany.ru/zarplati-vipusknikov).
Source: compiled from Graduate salaries in Germany. Study-in-Germany. 2020. (https://www.study-in-
germany.ru/zarplati-vipusknikov).
Выпускники с дипломом магистра во всех сферах занятости получают заработную
плату на 8-19% выше, чем обладатели степени бакалавра. Наибольшая разница просле-
живается в образовании, социальной работе, дизайне и архитектуре, наименьшая - в обла-
стях инженерии и информационных технологиях.
18 Bildung - das Digitale Magazin. Statistisches Bundesamt (Destatis). 2022. (https://www.destatis.de/DE/
Mediathek/Digitales-Magazin/Bildung/_inhalt.html#579808).
131
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 1. С. 121-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 1, pp. 121-136
Заключение
Высшие учебные заведения Германии предлагают огромный перечень направлений
подготовки в соответствии с потребностями рынка труда. Качество высшего образования
в Германии считается одним из лучших в мире.
Структура высших учебных заведений включает университеты, педагогические вузы,
богословские, художественные и административные колледжи, университеты прикладных
искусств. Наибольшую долю в общей численности высших учебных заведений занимают
университеты прикладных наук. Их востребованность связана с практико-ориентирован-
ной подготовкой студентов.
Наибольшее количество студентов обучается в университетах, которые предлагают все
ступени высшего образования и возможность научной и исследовательской деятельности.
В последнее время наблюдается снижение численности обучающихся в университетах:
в зимнем семестре 2021/2022 гг. по сравнению с зимним семестром 2019/2020 гг. числен-
ность студентов сократилась на 1,4%. В то же время за аналогичные периоды наблюда-
ется рост численности обучающихся в университетах прикладных искусств - на 6,6%,
и в административных колледжах - на 12,6%. Данная тенденция связана с большей вос-
требованностью на рынке труда специалистов, обладающих не только теоретическими, но
и практическими знаниями, которые дают специализированные учебные заведения.
Уровень востребованности высшего образования среди населения страны высок, и он
растет с каждым годом. Если в 2010 г. 37% молодых людей поступили в высшие учебные
заведения сразу после окончания школы, то в 2020 г. коэффициент перехода составил 48%.
Германия выделяется тем, что не все молодые люди стремятся поступить в вузы
в год получения школьного диплома. Средний возраст студентов в зимнем семестре
2021/2022 гг. составлял 23,5 года. Данная статистика объясняется тем, что многие моло-
дые люди предпочитают посвятить несколько лет путешествиям, волонтерским услугам и
профессиональной деятельности.
Наибольшей популярностью у обучающихся пользуются юридические, экономиче-
ские и социальные науки. Растет интерес к медицинским наукам, искусству и искусство-
ведению.
Численность студентов в высших учебных заведениях Западной Германии (включая
Берлин) значительно превышает численность студентов в землях Восточной Германии как
по общему значению - в 7 раз, так и по численности первокурсников - в 6 раз. Указан-
ная тенденция связана с тем, что в Западной Германии расположено большое количество
вузов, которые занимают лидирующие позиции в мировых и национальных рейтингах, и
крупных городов (Берлин, Гамбург, Мюнхен, Бремен), в которых можно не только вос-
пользоваться широким спектром образовательных возможностей, но и посещать куль-
турно-досуговые мероприятия.
В 2010 г. доля студентов, получивших степень бакалавра, составила 59% от поступив-
ших на первый курс, в 2020 г. - 61%. В среднем около 45% выпускников бакалавриата по
всем направлениям продолжают обучение в магистратуре.
Высшее образование необходимо, чтобы начать работать по многим специальностям,
таким как врач, адвокат, преподаватель, научный сотрудник и др. Диплом вуза в несколько
раз увеличивает шансы на высокооплачиваемую и престижную работы - как в Германии,
так и в других странах. Уровень безработицы среди лиц с высшим образованием значи-
тельно ниже, чем у лиц без образования. Специалисты с дипломами получают увеличен-
ную заработную плату по сравнению с людьми без образования. Причем чем выше закон-
ченная ступень образования, тем более высокую заработную плату получают сотрудники.
132
Ф.А. Таскин. Уровень востребованности высшего образования в Германии
F. Taskin. The Level of Demand for Higher Education in Germany
Академическое образование не только гарантирует своему владельцу финансовую ста-
бильность, но и уважение на работе и в обществе.
Представляется, что общим для любой страны может служить вывод о том, что
для повышения востребованности выпускников высших учебных заведений на рынке
труда необходимо повышать профессиональную ориентацию обучающихся; развивать
способность студента самостоятельно получать новые знания в областях, которым он
ранее не был обучен, умение творчески подходить к разнообразию получаемой науч-
ной и практической информации и способность критически оценивать результаты своей
деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алчинова В.А. (2018) История развития системы высшего образования в Германии // Молодежь
и наука: шаг к успеху: сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции перспек-
тивных разработок молодых ученых: в 3 т., Курск, 22-23 марта 2018 года. Юго-Западный государ-
ственный университет; Московский политехнический университет. Курск: Закрытое акционерное
общество «Университетская книга». С. 8-12.
Ананин Д.П., Крекель Р. (2020) Иерархичность системы высшего образования Германии: исто-
риографический анализ // Университетское управление: практика и анализ. Т. 24. № 1. С. 9-27. DOI:
10.15826/umpa.2020.01.001.
Антропов Р.В. (2019) Высшее образование в Германии: ситуация в вузах и рынок труда выпуск-
ников // Наука и образование: актуальные исследования и разработки: Материалы II Всероссийской
научно-практической конференции. Чита, 25-26 апреля 2019 года. Отв. ред.: Н.С. Кузнецова. Чита:
Забайкальский государственный университет. С. 209-213.
Вязовская Т.Н., Иванова О.А. (2018) Организационно-правовые основы высшего образования
в европейских государствах - участниках болонского процесса: сравнительно-правовой анализ //
Право и практика. № 4. С. 35-42.
Дрокова Е.А., Токарева О.Ю. (2016) Система высшего образования в Германии // Вестник на-
учного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. № 1. С. 53-56.
Каргин Е.А. (2020) Национальная специфика систем высшего образования в Великобритании,
Германии и России // Социология религии в обществе позднего модерна. Т. 9. С. 128-140.
Мякинина С.Б. (2021) Сравнительный анализ правового регулирования высшего образования
в Германии и Финляндии // Современное социально-гуманитарное образование: векторы разви-
тия в год науки и технологий: материалы VI международной конференции, Москва, 22-23 апреля
2021 года. Московский педагогический государственный университет, Институт социально-гума-
нитарного образования. М.: Московский педагогический государственный университет. С. 143-149.
DOI: 10.37492/ETNO.2021.36.37.018.
Оганян К.М. (2021) Стратегии высшего образования в США и Германии // Образование в по-
ликультурном обществе: Коллективная монография. СПб: Российский государственный педагоги-
ческий университет им. А. И. Герцена. С. 30-37.
Самсонова Е.Н. (2021) Система управления высшим образованием в Федеративной Республике
Германия на современном этапе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыс-
лового флота: психолого-педагогические науки. № 2. С. 101-107. DOI: 10.46845/2071-5331-2021-
2-56-101-108.
Титор С.Е. (2022) Управление образованием в Германии // E-Management. Т. 5. № 1. С. 69-79.
DOI: 10.26425/2658-3445-2022-5-1-69-79.
133
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 1. С. 121-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 1, pp. 121-136
Фабарисов Т.И. (2022) Анализ эффективности системы финансирования высшего образования
Германии и ее влияние на подготовку молодых специалистов // Трансформации общественно-
го сознания в переходную эпоху: материалы международной научно-практической конференции,
Нижний Новгород, 21-22 апреля 2021 года. Нижегородский государственный лингвистический
университет им. Н.А. Добролюбова; Ванадзорский государственный университет им. О. Туманя-
на. Н. Н.: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.
С. 92-201.
Auferkorte-Michaelis N., Linde F. (2018) Diversität lernen und lehren - ein Hochschulbuch // Verlag
Barbara Budrich. 411 p. (https://www.jstor.org/stable/j.ctvbkjx58).
Lee S. J., Müller L. (2019) Institutional Stratification and Its Effects on Wages of Higher Education
Graduates in Germany and South Korea // European Journal of Higher Education. No. 9. Pp. 433-451.
DOI: 10.1080/21568235.2019.1666290.
Münch R., Schäfer L. O. (2014) Rankings, Diversity and the Power of Renewal in Science: A Com-
parison between Germany, the UK and the US // European Journal of Education. No. 49. Pp. 60-76. DOI:
10.1111/ejed.12065.
Reimer D., Pollak R. (2010) Educational Expansion and Its Consequences for Vertical and Horizontal
Inequalities in Access to Higher Education in West Germany // European Sociological Review. No. 26.
Pp. 415-430. DOI: 10.1093/esr/jcp029.
Sakbaeva M.A. (2020) About the Higher Education System of the Federal Republic of Germany //
Актуальные научные исследования в современном мире. № 6-8. С. 19-22.
Triventi M. (2013) The Role of Higher Education Stratification in the Reproduction of Social Inequality
in the Labor Market // Research in Social Stratification and Mobility. No. 32. Pp. 45-63. DOI: 10.1016/j.
rssm.2013.01.003.
REFERENCES
Alchinova V.A. (2018) Istoriya razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya v Germanii [The History
of the Development of the Higher Education System in Germany]. Molodezh’ i nauka: shag k uspekhu:
sbornik nauchnykh statey 2-y Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii perspektivnykh razrabotok molodykh
uchenykh: v 3 t., Kursk, 22-23 marta 2018 goda. Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy universitet; Moskovskiy
politekhnicheskiy universitet. Kursk: Zakrytoye aktsionernoye obshchestvo «Universitetskaya kniga».
Pp. 8-12.
Ananin D.P., Krekel’ R.
(2020) Iyerarkhichnost’ sistemy vysshego obrazovaniya Germanii:
istoriograficheskiy analiz [Hierarchy of the German Higher Education System: Historiographical Analysis].
Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz. vol. 24, no. 1, pp. 9-27. DOI: 10.15826/umpa.2020.01.001.
Antropov R.V. (2019) Vyssheye obrazovaniye v Germanii: situatsiya v vuzakh i rynok truda
vypusknikov [Higher Education in Germany: The Situation in Universities and the Labor Market of
Graduates]. Nauka i obrazovaniye: aktual’nyye issledovaniya i razrabotki: Materialy II Vserossiyskoy
nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chita, 25-26 aprelya 2019 goda. Ed(s): N.S. Kuznetsova. Chita:
Zabaykal’skiy gosudarstvennyy universitet. Pp. 209-213.
Auferkorte-Michaelis N., Linde F. (2018) Diversität lernen und lehren - ein Hochschulbuch. Verlag
Barbara Budrich. 411 p. (https://www.jstor.org/stable/j.ctvbkjx58).
Vyazovskaya T.N., Ivanova O.A. (2018) Organizatsionno-pravovyye osnovy vysshego obrazovaniya
v yevropeyskikh gosudarstvakh - uchastnikakh bolonskogo protsessa: sravnitel’no-pravovoy analiz
[Organizational and Legal Foundations of Higher Education in European Countries Participating in the
Bologna Process: A Comparative Legal Analysis]. Pravo i praktika. no. 4, pp. 35-42.
134
Ф.А. Таскин. Уровень востребованности высшего образования в Германии
F. Taskin. The Level of Demand for Higher Education in Germany
Drokova Ye.A., Tokareva O.YU. (2016) Sistema vysshego obrazovaniya v Germanii [The System
of Higher Education in Germany]. Vestnik nauchnogo obshchestva studentov, aspirantov i molodykh
uchenykh. no. 1, pp. 53-56.
Kargin Ye.A. (2020) Natsionalʹnaya spetsifika sistem vysshego obrazovaniya v Velikobritanii, Germanii
i Rossii [National Specificity of Higher Education Systems in Great Britain, Germany and Russia].
Sotsiologiya religii v obshchestve pozdnego moderna. vol. 9, pp. 128-140.
Myakinina S.B. (2021) Sravnitel’nyy analiz pravovogo regulirovaniya vysshego obrazovaniya v Ger-
manii i Finlyandii [Comparative Analysis of the Legal Regulation of Higher Education in Germany and Fin-
land]. Sovremennoye sotsial’no-gumanitarnoye obrazovaniye: vektory razvitiya v god nauki i tekhnologiy:
materialy VI mezhdunarodnoy konferentsii, Moskva, 22-23 aprelya 2021 goda. Moskovskiy pedagogiches-
kiy gosudarstvennyy universitet, Institut sotsial’no-gumanitarnogo obrazovaniya. Moscow: Moskovskiy
pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet. Pp. 143-149. DOI: 10.37492/ETNO.2021.36.37.018.
Oganyan K.M. (2021) Strategii vysshego obrazovaniya v SSHA i Germanii [Higher Education Strate-
gies in the USA and Germany]. Obrazovaniye v polikul’turnom obshchestve: Kollektivnaya monografiya.
Saint-Petersburg: Rossiyskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. A. I. Gertsena. Pp. 30-37.
Samsonova Ye.N. (2021) Sistema upravleniya vysshim obrazovaniyem v Federativnoy Respublike
Germaniya na sovremennom etape [The System of Higher Education Management in the Federal Republic
of Germany at the Present Stage]. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota:
psikhologo-pedagogicheskiye nauki. no. 2, pp. 101-107. DOI: 10.46845/2071-5331-2021-2-56-101-108.
Titor S.Ye. (2022) Upravleniye obrazovaniyem v Germanii [Education Management in Germany]. E-
Management. vol. 5, no. 1, pp. 69-79. DOI: 10.26425/2658-3445-2022-5-1-69-79.
Fabarisov T.I. (2022) Analiz effektivnosti sistemy finansirovaniya vysshego obrazovaniya Germanii i
yeye vliyaniye na podgotovku molodykh spetsialistov [Analysis of the Effectiveness of the German Higher
Education Financing System and its Impact on the Training of Young Professionals]. Transformatsii ob-
shchestvennogo soznaniya v perekhodnuyu epokhu: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy
konferentsii, Nizhniy Novgorod, 21-22 aprelya 2021 goda. Nizhegorodskiy gosudarstvennyy lingvistiches-
kiy universitet im. N.A. Dobrolyubova; Vanadzorskiy gosudarstvennyy universitet im. O. Tumanyana.
Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskiy gosudarstvennyy lingvisticheskiy universitet im. N.A. Dobrolyubova.
Pp. 92-201.
Lee S. J., Müller L. (2019) Institutional Stratification and Its Effects on Wages of Higher Education
Graduates in Germany and South Korea. European Journal of Higher Education. no. 9, pp. 433-451. DOI:
10.1080/21568235.2019.1666290.
Münch R., Schäfer L. O. (2014) Rankings, Diversity and the Power of Renewal in Science: A Com-
parison between Germany, the UK and the US. European Journal of Education. no. 49, pp. 60-76. DOI:
10.1111/ejed.12065.
Reimer D., Pollak R. (2010) Educational Expansion and Its Consequences for Vertical and Horizontal
Inequalities in Access to Higher Education in West Germany // European Sociological Review. No. 26.
Pp. 415-430. DOI: 10.1093/esr/jcp029.
Sakbayeva M.A. (2020) O sisteme vysshego obrazovaniya Federativnoy Respubliki Germanii [About
the Higher Education System of the Federal Republic of Germany]. Aktual’nyye nauchnyye issledovaniya
v sovremennom mire. no. 6-8, pp. 19-22.
Triventi M. (2013) The Role of Higher Education Stratification in the Reproduction of Social Inequality
in the Labor Market. Research in Social Stratification and Mobility. no. 32, pp. 45-63. DOI: 10.1016/j.
rssm.2013.01.003.
135
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 1. С. 121-136
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 1, pp. 121-136
Информация об авторе
Таскин Фeдор Александрович, аспирант департамента «Международные отношения» ФГАОУ
ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Адрес:
620002, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19. E-mail: taskinf@mail.ru
About the author
Fedor A. Taskin, Postgraduate Student, Department of International Relations, Ural Federal University
named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. Address: 19, Mira street, Yekaterinburg, Sverdlovsk
region, Russia, 620002. E-mail: taskinf@mail.ru
Статья поступила в редакцию/ Received: 8.11.2022
Статья поступила после рецензирования и доработки/ Revised: 20.12.2022
Статья принята к публикации/ Accepted: 15.02.2023
136