ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
УДК 316.752
DOI: 10.31857/S0869049923030103
EDN: GISASI
ЦЕННОСТИ И ИННОВАЦИИ
VALUES AND INNOVATION
Оригинальная статья/ Original article
Ценностные ориентации руководителей
и управление инновациями на предприятиях
© А.А. КОВАЛЕНКО, М.А. МАЛЫШЕВ
Коваленко Александр Александрович, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия),
akovalenko777@mail.ru. ORCID: 0000-0002-4021-2433
Малышев Максим Алексеевич, МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия), malyshevma@
my.msu.ru. ORCID: 0000-0002-4672-6005
Ценности и ценностные ориентации отвечают за направленность развития индивида, отражают
характеристики его личности и определяют его поведение. Ранее они не были предметом исследова-
ний общественных наук в СССР и России, однако в настоящее время эта тема приобретает особую
важность и актуальность. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций в инно-
вационной деятельности руководителей российских компаний (на примере предприятий литейно-
го производства и металлургии). Данная работа продолжила изучение инновационных ценностей
руководителей в экономике знаний, проведенных в 2011-2012 гг. В них представлены проблемы
инновационного развития современных предприятий в контексте анализа ценностных ориентаций.
Были рассмотрены вопросы о том, какие инновации требуются предприятиям в первую очередь,
что именно ценят руководители в подчиненных, соответствуют ли корпоративные ценности ком-
паний стратегиям их развития, с какими проблемами сталкиваются творческие люди и какие спо-
собы признания талантов применяют на предприятиях, какие формы организации инновационной
деятельности имеют приоритет. Результаты исследования сопоставлены с лучшими практиками и
особенностями ведущих компаний Японии и Южной Кореи с целью разработать рекомендации и
предложения для России.
Ключевые слова: управление, инновации, ценности, стратегия, предприятие, социальное пар-
тнерство
Цитирование: Коваленко А.А., Малышев М.А. (2023) Ценностные ориентации руководителей и управле-
ние инновациями на предприятиях // Общественные науки и современность. № 3. С. 146-164. DOI: 10.31857/
S0869049923030103, EDN: GISASI.
146
А.А. Коваленко, М.А. Малышев. Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях
A. Kovalenko, M. Malyshev. Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises
Value Orientations of Managers and
Innovation Management at Enterprises
© A. KOVALENKO, M. MALYSHEV
Alexander A. Kovalenko, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), akovalenko777@
mail.ru. ORCID: 0000-0002-4021-2433
Maksim A. Malyshev, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), malyshevma@
my.msu.ru. ORCID: 0000-0002-4672-6005
Abstract. Values and value orientations are key components of the individual’s development: they
reflect the characteristics of his/her personality and determine personal behavior. At one time value orienta-
tions fell out of the focus of social sciences in Russia, but at present this topic has particular importance and
relevance. The results of a study of value orientations in the innovation activity of the CEO’s of Russian en-
terprises (case studies of foundry and metallurgy enterprises) are presented. This analysis is a continuation
of studies of innovative values of leaders in the knowledge economy conducted in 2011-2012. It is aimed
at finding the innovative development problems of modern enterprises in the context of value orienta-
tions. What innovations are required by enterprises in the first place, what managers value in subordinates,
whether corporate values correspond to the enterprise development strategy, what problems creative people
face and what methods of recognition of talents are used, what forms of organization of innovative activity
are prioritized and which are not, - these questions were answered in this study. The results are compared
with the best practices and features of the leading companies in Japan and South Korea in order to develop
recommendations and proposals.
Keywords: management, innovations, values, strategy, enterprise, social partnership
Citation: Kovalenko A., Malyshev M. (2023) Value Orientations of Managers and Innovation Management at
Enterprises. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 3, pp. 146-164. DOI: 10.31857/S0869049923030103, EDN:
GISASI.
В плановой экономике времен СССР ценностный подход к управлению практически
не применяли. Интересы и цели человека в такой системе не рассматривали, либо изучали
в рамках профессиональной этики [Карпова 2008, 140-144]. На сегодняшний день ценно-
сти и ценностные ориентации представляют особый интерес, особенно при рассмотрении
социальных аспектов инновационной деятельности предприятий. Анализ ценностных
ориентаций в сочетании с изучением мотивации руководителей предприятий обогащают
представления о существующих методах управления инновациями, проблемах их разра-
ботки и внедрения, а также позволяет найти пути их решения.
Обзор подходов к определению понятия ценностей
Ценности и ценностные ориентации выступали предметом научного интереса психо-
логов, социологов и философов (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, У. Томас и другие).
Большой интерес вызывают разные научные точки зрения на связанные между собой
понятия - ценности и ценностные ориентации.
В психологии ценностные ориентации выступают важнейшим компонентом миро-
воззрения личности или групповой идеологии, в котором отражаются стремления лич-
ности или группы в отношении каких-либо обобщенных ценностей. Помимо прочего, они
147
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
выполняют регуляторную функцию в жизнедеятельности человека [Нугаева, Криводонова
2012, 120-128].
По Н.А. Журавлевой ценностные ориентации - это «относительно устойчивая соци-
ально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее
смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся
в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения» [Журавлева 2016,
156-161]. На них основаны оценки окружающей действительности, а также формируется
предрасположенность к социальной активности. К.В. Прядко, как и С.Л. Рубинштейн,
рассматривает их как определенную направленность сознания и поведения, которая про-
является в действиях [Прядко 2015, 132-139].
Согласно определению, принятому в социологической науке, ценность - это «особое
общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или
социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая
им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначе-
нием этих вещей, духовных явлений» [Осипов 2000, 402]. Социология толкует ценност-
ные ориентации как «разделяемые личностью социальные ценности, которые высту-
пают в качестве целей и основных средств их достижения, а также являются важнейшим
фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение»
[Осипов 2000, 225]. По мнению С.А. Кравченко, ценность - «любая часть социальной
реальности, в отношении которой индивид занимает оценочную позицию» [Кравченко
2004, 480].
У. Томас и Ф. Знаменский ввели в социологию понятие «ценностные ориентации»,
считая, что ценности существуют в реальности и проявляются в поведении. Ценностные
ориентации, в свою очередь, связаны с социальным процессом, который влияет на пове-
дение индивида через разделяемую систему ценностей: это когнитивный процесс, кото-
рый помогает индивиду определить, что верно, а что неверно в определенных ситуациях
[Khemani 2015].
Ценностная ориентация - четкое устремление человека, которое выступает важней-
шей целью его жизнедеятельности [Кравченко 2004, 266]. Групповым ценностям дано
следующее определение: «социальная и культурная значимость определенной деятельно-
сти, выраженная в ценностных ориентациях, способствующая групповому поведению»
[Кравченко 2004, 479].
Ценности интерпретируют как идеал, эталон. Первый элемент механизма форми-
рования ценностных ориентаций - ценности, характерные для конкретного социума в
определенный момент развития, которые социум принимает и разделяет. Второй эле-
мент - это ценности организации, которые провозглашает, развивает и поощряет ее
менеджмент. Они могут проявляться в виде результата. Третьим элементом выступают
ценности бизнес-деятельности: сложившиеся ориентиры и регуляторы сферы экономи-
ческой деятельности, ее идеалы и императивы. Перечисленные элементы формируют у
актора определенные установки, связанные с выполнением инициатив, а также опреде-
ляют критерии оценки внешнего мира и собственной активности. Четвертый элемент
механизма - факторы внешней среды: политические, экономические, социальные, куль-
турные и др. [Магомедова 2017, 119-123]. Для данного исследования важны второй и
третий элемент механизма - совокупность провозглашенных, реализуемых и поощряе-
мых руководством ценностей, которые формируют установки, связанные с поддержкой
инициатив инновационной деятельности, критериями ее успешности и своего участия
в этой работе.
148
А.А. Коваленко, М.А. Малышев. Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях
A. Kovalenko, M. Malyshev. Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises
Краткий обзор методологии
В 2011 г. в РАНХиГС директор центра социальных и психологических исследований
Е.С. Яхонтов, Т.А. Нестик, Ш. Каххарова провели исследование «Инновационные цен-
ности руководителей в экономике знаний» [Отчет «Инновационные ценности руководи-
телей… 2011]. Инновационные ценности в данном случае связали с отношением органи-
зации к инновациям, инновационной культурой и с проблемами управления инновациями.
Исследование направлено на развитие инновационного потенциала российских компаний.
Было опрошено 118 респондентов из 8 федеральных округов: 48% менеджеров высшего
звена, 34% менеджеров среднего звена, 3% менеджеров нижнего звена и 14% специали-
стов. Респонденты представляли организации из следующих отраслей экономики: потре-
бительские товары и услуги (21%), оборудование и обслуживание предприятий промыш-
ленности (10%), образование (18%), консалтинговые услуги (14%), финансовый сектор
(7%), химическая промышленность (6%), строительство (8%), здравоохранение (3%),
сельское хозяйство (3%). Четверть из представленных организаций существовала 5 лет,
еще четверть - от 5 до 10 лет, 15% - от 10 до 15 лет, свыше 35% - более 15 лет. Числен-
ность персонала организаций составляла: до 50 человек (25%), до 100 человек (16%), до
250 человек (14%), до 500 человек (13%), до 1 тыс. человек (6%), до 2 тыс. человек (7%),
до 5 тыс. человек (9%), свыше 5 тыс. человек (10%).
В 2012 г. данная исследовательская группа при участии В.В. Кривошапкина провела
еще одно исследование (Якутск-Москва, май-июнь 2012) [Инновационные ценности руко-
водителей… 2012]. Было опрошено 748 респондентов разных районов Республики Саха
(Якутия), которые работали в органах государственной власти (42%) и местного само-
управления (8%), бюджетных учреждениях (38%) и муниципальных учреждениях (6%).
По отраслям участники распределились так: строительство (4%), государственный сектор
(53%), здравоохранение и медицина (12%), потребительские товары (1%), сельское хозяй-
ство (5%), финансовый сектор (1%), образование (22%), консультационные услуги (2%).
На основе первого исследования в 2019-2020 гг. также были изучены инновационные
ценности руководителей. Обработка результатов завершилась в 2021 г. В работе была дана
оценка российским предприятиям литейного производства и металлургии. Поскольку
более 90% изделий машиностроительных производств включают литые детали, данные
производства формируют важную заготовительную базу для машиностроения. Техноло-
гии литейного производства используют в современных машинах и механизмах. Соот-
ветственно, исследования ценностных ориентаций руководителей предприятий в этой
отрасли крайне важны для развития промышленности и принятия важных решений.
Основным методом исследования был опрос, который проводился с помощью фор-
мализованной анкеты. Данный метод был выбран, чтобы снизить влияние исследователя
на респондентов. В опросе участвовали респонденты из 70 предприятий: руководители
разного уровня (высшего уровня - 9%, среднего - 64%, нижнего - 14%) и ведущие спе-
циалисты предприятий (13%). География исследования охватила следующие регионы:
Брянская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курганская, Ленинградская, Московская,
Новосибирская, Нижегородская, Омская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Свердлов-
ская, Тульская и Челябинская области, Республики Чувашия и Башкортостан, Удмуртская
Республика. Респонденты преимущественно представляли малые и средние предприятия
с численностью сотрудников до 1,5 тыс. человек (среднее значение - 780, медиана - 320).
Возраст участников опроса составил от 25 до 59 лет (среднее значение - 37, медианное -
36). Большинство респондентов имели высшее образование. Помимо упомянутого ранее
инструментария, в настоящем исследовании применялся разработанный автором метод,
149
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
который он использовал при анализе инновационного потенциала российских предпри-
ятий [Коваленко 2014]. Эмпирические данные обрабатывали с помощью программ Excel
и SPSS, затем был произведен их содержательный анализ. Итоги исследования представ-
лены в виде таблиц и рисунков, которые содержат результаты анализа и статистической
обработки полученных данных. Нумерация вопросов, указанная в таблицах и рисунках,
соответствует нумерации этих вопросов в исследовательской анкете для респондентов.
Анализ данных исследования
Можно утверждать, что инновации представляют собой основной залог выживания
компании в условиях жесткой конкуренции в современных условиях. Инновации играют
важную роль как в развитии национальной экономики (макроуровень), так и в достижении
целей отдельных предприятий (микроуровень). По результатам исследования, во-первых,
следует отметить, что значительная часть респондентов осознают важность инноваций.
Так, 74% из них указывают на необходимость технологических инноваций. На второе
место по важности опрошенные поместили инновации продукции (услуг) (69%). На тре-
тьем месте оказались маркетинговые инновации (59%). Распределение ответов представ-
лено в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
Инновации, необходимые для компании
Table 1
Required corporate innovations1
№ п/п
Вопрос 3. Какие инновации необходимы Вашей компании?1
Кол-во ответов
%
1
Продукции /услуг
48
69
2
Управленческие
13
19
3
Маркетинговые
41
59
4
Технологические
52
74
5
Затрудняюсь
0
0
Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой
[Отчет … 2011].
Source: compiled from the materials from the study by E.S. Yakhontova, T.A. Nestik, Sh. Kakhkharova
[Отчет … 2011].
Рисунок 1. Инновации, необходимые для компании
Figure 1. Required corporate innovations
1 Нумерация вопросов здесь и далее по тексту указана так, как эти вопросы были представлены в анкете,
предлагаемой респондентам.
150
А.А. Коваленко, М.А. Малышев. Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях
A. Kovalenko, M. Malyshev. Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises
Таблица 2
Что руководители высшего звена больше всего ценят в подчиненных
Table 2
What top managers value the most in their subordinates
Вопрос 17. Отметьте, что более всего ценит Ваши руководители
Кол-во
%
п/п
высшего звена в подчиненных:
ответов
1
Профессионализм
58
83
2
Ум, эрудицию и широкий кругозор
12
17
3
Самостоятельность
22
31
4
Послушание и исполнительность
24
34
5
Творчество и креативность
9
13
6
Ответственность
41
59
7
Честность
36
51
8
Открытость новому
8
11
9
Принципиальность
7
10
10
Коммуникабельность
11
16
11
Связи в профессиональной среде
20
29
12
Умение не доставлять хлопоты и проблемы руководству
21
30
13
Амбициозность
3
4
14
Непритязательность
25
36
15
Лидерские компетенции
2
3
16
Командность
9
13
Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой
[Отчет … 2011].
Source: compiled from the materials from the study by E.S. Yakhontova, T.A. Nestik, Sh. Kakhkharova
[Отчет… 2011].
Рисунок 2. Что ценят руководители высшего звена в подчиненных
Figure 2. What top managers value the most in their subordinates
151
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
Примечательно, что большая часть руководителей-участников опроса понимают необ-
ходимость и важность инноваций, однако их ценностные ориентации не в полной мере
соответствуют инновационному развитию. Руководители больше всего ценят в подчинен-
ных профессионализм (83%), ответственность (59%), честность (51%) и непритязатель-
ность (36%). Примечательно, что послушание и исполнительность (34%) они ставят выше,
чем самостоятельность (31%), а умение не доставлять хлопоты руководству (30%) - выше,
чем творчество и креативность (13%), эрудицию и широкий кругозор (12%), а также
открытость новому (8%).
По результатам можно предположить, что инновационные ценности не являются при-
оритетными для руководителей: они не доминируют, наблюдаются некоторые противо-
речия в структуре ценностей. Так, отвечая на вопрос, что более всего они ценят в сотруд-
никах, большинство из них отметили следующие пункты: персональная ответственность
(69%), креативность (63%), сотрудничество и работа в команде (56%). В то же время за
качества, значимые для инновационного развития, проголосовало гораздо меньше участ-
ников: открытость новому (16%), ориентация на долгосрочную перспективу (17%), про-
активность и действия на опережение (21%), непрерывное профессиональное и личност-
ное развитие (34%), доверие (36%). Распределение ответов на этот вопрос представлено в
таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3
Что респонденты больше всего ценят в сотрудниках
Table 3
What respondents value the most in employees
Вопрос 10. Что более всего Вы цените в сотрудниках?
Кол-во
%
п/п
(можно выбрать не более 5 вариантов)
ответов
1
Креативность
44
63
2
Способность работать в ситуации неопределенности
26
37
3
Рискованность в принятии решений
7
10
4
Персональная ответственность
48
69
5
Уважение
21
30
6
Непрерывное профессиональное и личностное развитие
24
34
7
Проактивность, действия на опережение
15
21
8
Стабильность
5
7
9
Сотрудничество и работу в команде
39
56
10
Ориентация на клиента
16
23
11
Высокое качество
23
33
12
Исполнительность
20
29
13
Доверие
25
36
14
Ориентация на долгосрочную перспективу
12
17
15
Перфекционизм
0
0
16
Открытость к новому
11
16
17
Другое (напишите)
0
0
100
Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой
[Отчет … 2011].
Source: compiled from the materials from the study by E.S. Yakhontova, T.A. Nestik, Sh. Kakhkharova
[Отчет … 2011].
152
А.А. Коваленко, М.А. Малышев. Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях
A. Kovalenko, M. Malyshev. Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Что более всего Вы цените в сотрудниках?»
Figure 3. Distribution of answers to the question: “What do you value most in employees?”
На многих предприятиях отмечается недостаточная значимость корпоративных ценно-
стей, которые ориентировали бы на инновационное развитие (и эти требования были бы вне-
сены во внутренние документы). Недостаточно четко выражена корпоративная идеология,
которая находит отражение в таких документах, как стратегия управления персоналом (49%),
кодекс делового поведения (23%) и политика управления персоналом (21%). 21% респонден-
тов сообщили, что у них в компаниях такие документы отсутствуют (таб. 4, рис. 4).
Таблица 4
Документы, раскрывающие корпоративные ценности
Table 4
Documents revealing corporate values
Вопрос 2. В каких корпоративных документах раскрыты
Кол-во
%
п/п
корпоративные ценности?
ответов
1
Стратегия управления персоналом
34
49
2
Политика управления персоналом
15
21
3
Корпоративный кодекс делового поведения /этики
16
23
4
Корпоративный стандарт управления культурой
4
6
5
Таких документов пока нет
15
21
6
Затрудняюсь
4
6
7
Другое
0
Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой
[Отчет … 2011].
Source: compiled from the materials from the study by E.S. Yakhontova, T.A. Nestik, Sh. Kakhkharova
[Отчет … 2011].
153
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
Рисунок 4. Документы, раскрывающие корпоративные ценности
Figure 4. Documents revealing corporate values
Согласно опыту японских предприятий, одним из ведущих принципов управления
современными предприятиями выступает целенаправленная поддержка и стимулирова-
ние сотрудников к инновационной деятельности. Среди подобных мер в компаниях-участ-
ницах исследования преобладают: советы по доработке или реализации (53%), мораль-
ная поддержка (49%), экспертиза предложений сотрудников (46%). Наименее популярны
материально-техническая помощь в реализации (24%), информационная поддержка
(23%), команда исполнителей (23%) и финансовая помощь (11%). Распределение ответов
представлено в таблице 5 и на рисунке 5, респонденты могли выбрать несколько вариан-
тов ответов.
Таблица 5
Меры поддержки творческой и инновационной деятельности
Table 5
Measures to support creative and innovative activities
Вопрос 5. Какую поддержку творческой и инновационной
Кол-во
%
п/п
деятельности можно получить в Вашей компании?
ответов
1
Совет по доработке или реализации
37
53
2
Экспертиза предложения
32
46
3
Моральная поддержка
34
49
4
Материально-техническая помощь в реализации
17
24
5
Информационная поддержка
16
23
6
Команда исполнителей
16
23
7
Реклама
1
1
8
Признание таланта
5
7
9
Доверие
8
11
10
Финансовая
8
11
11
Другое (определите)
0
0
Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой
[Отчет … 2011].
Source: compiled from the materials from the study by E.S. Yakhontova, T.A. Nestik, Sh. Kakhkharova
[Отчет … 2011].
154
А.А. Коваленко, М.А. Малышев. Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях
A. Kovalenko, M. Malyshev. Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises
Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Какую поддержку творческой
и инновационной деятельности можно получить в Вашей компании?»
Figure 5. Distribution of answers to the question: “What kind of support for creative
and innovative activities can you get in your company?”
Примечательно, что лишь 7% компаний финансируют разного рода стажировки, обу-
чение и участие в конференциях по развитию новаторской деятельности. В основном
поддержка новаторов выражается в создании условий для профессионального роста
(46%), предоставлении льгот (44%) или других бонусов (дополнительных вознагражде-
ний) (41%). В то же время повышаются требования к новаторам и к качеству выполняе-
мых работ (36%), также к их должностным обязанностям добавляются дополнительные
задачи, что в целом свойственно инновационным процессам. Подробная информация о
формах признания таланта новаторов представлена в таблице 6 и на рисунке 6. Респон-
денты могли выбрать несколько вариантов ответов.
Результаты исследования свидетельствуют о проблемах в механизмах управления
инновациями, которые тормозят инновационный процесс. Среди изменений в инноваци-
онной активности предприятия респонденты особо выделяют уменьшение численности
новаторов и высококвалифицированных сотрудников (64%), ухудшение инновацион-
ного климата (60%), уменьшение количества рационализаторских предложений (26%).
Респонденты из тех предприятий, которые уделяют достаточно внимания инновацион-
ной деятельности, отмечают успешное выполнение инновационных проектов (21%),
создание новых высокотехнологичных рабочих мест (19%), и увеличение численности
новаторов и высококвалифицированных сотрудников (10%). Полное распределение
ответов представлено в таблице 7 и на рисунке 7, респонденты могли выбрать несколько
вариантов ответов.
155
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
Таблица 6
Способы признания талантов новаторов
Table 6
Methods of recognition of innovators’ talents
Вопрос 11. В каких формах выражается признание таланта и заслуг
Кол-во
%
п/п
новаторов в Вашей компании?
ответов
1
Дополнительные бонусы
29
41
2
Профессиональный рост
32
46
3
Особые условия работы (гибкий график, лучшая техника, рабочее место и пр.)
31
44
4
Повышенные требования к качеству и количеству выполняемых работ
25
36
5
Приоритетность в финансировании проектов
3
4
6
Вовлечение в работу с молодыми специалистами (кураторства, наставничество)
7
10
7
Дополнительные задания, выходящие за рамки должностных обязанностей
13
19
8
Особое внимание руководства (поздравление с праздниками и успехом,
8
11
подарки ко дню рождения и пр.)
9
Повышение статуса в коллективе (приглашение на встречи, совещания,
14
20
обращение за консультациями и пр.)
10
Информирование о заслугах в корпоративных СМИ
4
6
11
Корпоративные награды
13
19
12
Финансирование стажировок, обучения и участия в конференциях
5
7
(вне общего лимита)
13
Частые ротации
0
0
14
Оплата специализированной литературы, доступа к современным источни-
3
4
кам информации
15
Помощь в получении патентов и грантов
0
0
16
Другое
0
0
Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой
[Отчет … 2011].
Source: compiled from the materials from the study by E.S. Yakhontova, T.A. Nestik, Sh. Kakhkharova
[Отчет … 2011].
Рисунок 6. Способы признания талантов новаторов
Figure 6. Methods of recognition of innovators’ talents
156
А.А. Коваленко, М.А. Малышев. Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях
A. Kovalenko, M. Malyshev. Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises
Таблица 7
Изменения инновационной активности предприятий
Table 7
Changes in companies’ innovation activity
Вопрос 7. Какие изменения в инновационной активности
Кол-во
%
п/п
произошли в Вашей компании за последние годы?
ответов
1
Увеличилась численность новаторов и высококвалифицированных
7
10
сотрудников
2
Сократилась численность новаторов и высококвалифицированных
45
64
сотрудников
3
Созданы новые высокотехнологичные рабочие места
13
19
4
Увеличилось количество рационализаторских предложений
8
11
5
Уменьшилось количество рационализаторских предложений
18
26
6
Улучшился инновационный климат
7
10
7
Ухудшился инновационный климат
42
60
8
Успешно исполнены инновационные проекты
15
21
9
Свернута инновационная активность, закрыты инновационные проекты
9
13
10
Затрудняюсь ответить
0
0
Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой
[Отчет … 2011].
Source: compiled from the materials from the study by E.S. Yakhontova, T.A. Nestik, Sh. Kakhkharova
[Отчет … 2011].
Рисунок 7. Распределение ответов по вопросу изменения инновационной активности предприятий
Figure 7. Distribution of answers to the question about the changes in companies’ innovation activity
Результаты исследования показывают значительный дисбаланс между успешными прак-
тиками управления инновациями и реальным положением дел на предприятиях. Так, боль-
шинство респондентов внедряют технические советы (81%). Далее с большим отрывом идут
профессиональные конференции и мероприятия обмена опытом (33%), введение параме-
тров инновационности в состав ключевых показателей эффективности (KPI) (24%). Однако
такие формы, как венчурные дочерние предприятия (2%), инкубаторы (центры) инноваций
(3%), системы управления знаниями (8%), конкурсы идей (11%), менее популярны. Таким
образом, деятельность большинства предприятий по управлению инновациями не соответ-
ствует современным представлениям об успешном инновационном развитии (таб. 8, рис. 8).
157
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
Таблица 8
Формы инновационной деятельности
Table 8
Forms of innovative activities
Вопрос 8. В каких формах Ваша компания организует
Кол-во
инновационную деятельность персонала?
%
п/п
ответов
(выделите один или несколько вариантов)
1
Инкубаторы (центры) инноваций
2
3
2
Венчурные дочерние предприятия
2
3
3
Технический совет
57
81
4
Подразделения НИОКР
9
13
5
Сетевые (виртуальные) группы новаторов
0
0
6
Центры компетенций
14
20
7
Конкурсы идей
8
11
8
Система управления знаниями / Портал знаний
3
4
9
Введение показателей инновационности в состав KPIs подразделений
17
24
10
Введение показателей инновационности в состав моделей компетен-
7
10
ций, по которым оцениваются руководители и специалисты
11
Профессиональные конференции и другие мероприятия по обмену
23
33
идеями и опытом
12
Создание престижного корпоративного сообщества новаторов
1
1
Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой
[Отчет … 2011].
Source: compiled from the materials from the study by E.S. Yakhontova, T.A. Nestik, Sh. Kakhkharova
[Отчет … 2011].
Рисунок 8. Формы инновационной деятельности
Figure 8. Forms of innovative activities
158
А.А. Коваленко, М.А. Малышев. Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях
A. Kovalenko, M. Malyshev. Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises
Что касается выражения инновационной и творческой активности, наиболее распро-
странены организация и участие в обмене опытом (66%), генерация идей и рационали-
заторских предложений (34%), инициация организационных изменений (33%). Меньше
всего ответов пришлось на привлечение в компанию креативных сотрудников (7%). Лишь
четверть указали на то, что в их организациях тестируют инновационные идеи. Полные
данные по формам инновационной активности представлены в таблице 9 и на рисунке 9,
респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
Таблица 9
Проявление инновационной активности
Table 9
Manifestation of innovative activity
Вопрос 13. В какой форме выражается Ваша
Кол-во
%
п/п
инновационная активность?
ответов
1
Генерация идей и рационализаторские предложения
24
34
2
Экспертиза идей и предложений
22
31
3
Организация тестирования инновационных идей
18
26
4
Организация и участие в обмене опытом
46
66
5
Инициация организационных изменений
23
33
6
Помощь и поддержка новаторов и креативных коллег
14
20
7
Финансирование инновационных проектов
0
0
8
Создание и поддержка творческого климата
22
31
9
Привлечение в компанию креативных сотрудников
5
7
10
Другое
0
0
Источник: составлено по материалам исследования Е.С. Яхонтовой, Т.А. Нестика, Ш. Каххаровой
[Отчет «… 2011].
Source: compiled from the materials from the study by E.S. Yakhontova, T.A. Nestik, Sh. Kakhkharova
[Отчет … 2011].
Рисунок 9. Проявление инновационной активности
Figure 9. Manifestation of innovative activity
159
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
Информация - ценный ресурс для любого предприятия. Участники исследования в
основном получают данные о значимых событиях в своей области из Интернета (81%)
и специализированных СМИ (79%), а также на конференциях в РФ (64%). За остальные
источники информации проголосовало значительно меньше респондентов.
Обсуждение результатов исследования
Обсуждая результаты настоящего исследования, целесообразно сравнить получен-
ные данные с успешным опытом зарубежных стран, например, Японии и Южной Кореи.
Они традиционно занимают первые места в рейтингах инновационных и технологичных
стран мира. Экономический рост в ряде азиатских стран во второй половине XX в. сопут-
ствовал изменению культуры и преобразованию ключевых ценностей [Бойкова, Салазкин
2007, 52-63].
Л. Моррис указывает на важность менеджера инноваций - человека, который отве-
чает за инновационную деятельность, поддерживает и осуществляет ее2. Ответственность
за инновации должна входить в функциональную обязанность конкретного персонала,
но в то же время они должны быть заботой каждого. Такие ценности характерны и для
компаний Южной Кореи, в частности, для Samsung. Каждый сотрудник Samsung может
внести вклад в инновации - а не только разработчики новых продуктов. Все работники
понимают, что инновации представляют собой важнейшую составляющую их работы.
Каждый сотрудник старается предложить что-либо новое [Эндрю 2008, 207-208]. Один
из способов сделать такое мышление частью работы каждого сотрудника - сформировать
понятный язык инноваций и использовать его в деятельности предприятия. В таком слу-
чае сотрудники начнут «мыслить на одной волне» и придерживаться общих ценностей.
Понимая важность инноваций, руководители предприятий не уделяют должного вни-
мания таким элементам инновационной деятельности, как ротация (6%), стажировки (9%)
и обучение (10%). К примеру, для японских компаний характерна стабильность в передаче
мастерства из поколения в поколение, что считается ключевым аспектом сохранения ква-
лифицированной рабочей силы в японской промышленности.
Анализ результатов показал, что на подавляющем большинстве представленных в
исследовании предприятий практически не интересуются идеями сотрудников. Так, отве-
чая на вопрос о формах организации инновационной деятельности в компании, лишь 11%
респондентов выбрали вариант «Конкурс идей». Лишь на 34% предприятий используют
такую форму инновационной деятельности, как генерация идей и рационализаторских
предложений, на 31% - экспертизу идей и предложений. Внесение предложений и идей
зависит не от творческих способностей работников, а от умения руководства наладить
этот процесс. Соответственно, отсутствие идей - проблема менеджмента [Масааки 2006,
130].
Согласно результатам, большинство предприятий не фиксируют цели инновационного
развития. Только 14% из них делают акцент на инновационности как составной части
корпоративной модели.
Очень важно, что высшее руководство ценит профессионализм сотрудников, однако
руководители не уделяют достаточно внимания творчеству и креативности. В то же время
креативность высоко оценивают респонденты, большинство из которых являются руково-
2 Morris L. Creating the Innovation Culture. Geniuses, Champions and Leaders. Innovation Labs. 2007. (https://
www.innovationlabs.com/CreatingInnovationCulture.pdf).
160
А.А. Коваленко, М.А. Малышев. Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях
A. Kovalenko, M. Malyshev. Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises
дителями среднего звена. Однако они менее заинтересованы в профессиональном и лич-
ностном развитии сотрудников.
Противоречивость заметна в ответах на вопрос о том, какие качества руководители
высшего звена ценят в подчиненных. Так, 83% отмечают профессионализм, 59% - ответ-
ственность, 51% - честность. Также большое количество голосов набрали: непритязатель-
ность (36%), послушание и исполнительность (34%), самостоятельность (31%), умение
не доставлять хлопоты и проблемы руководству (30%). В то же время такие важные для
инновационной деятельности качества, как творчество и креативность (13%), командность
(13%), открытость новому (11%) и лидерские способности (3%) менее востребованы.
Отчетливо прослеживается недостаток в методах развития кадрового инновационного
потенциала, которые также не сочетаются со стратегией инновационного развития (в слу-
чае ее наличия). Как уже отмечалось, на предприятиях Японии и Южной Кореи в процесс
активно вовлекают самые разные категории сотрудников, которые могут привнести инте-
ресные и перспективные идеи. Согласно ответам респондентов, в инновационных про-
цессах их предприятий участвует высшее руководство (63%), менеджеры среднего звена
(87%), менеджеры нижнего звена (50%), специалисты (50%) и высококвалифицированные
рабочие (27%).
Характерными проблемами, с которыми сталкиваются творческие люди и инноваци-
онные проекты, выступают бюрократизм (67%), равнодушие и скептицизм коллег (54%),
загруженность рутинной работой (51%). 51% опрошенных указали на отсутствие иннова-
ционных идей, 47% - на недостаточный уровень компетенций.
Выводы и рекомендации
Важно отметить, что исследования 2011 и 2012 гг. по изучению ценностных ориен-
таций руководителей и работа, завершенная в 2021 г., показывают сопоставимые резуль-
таты - несмотря на то, что в них представлены разные отрасли.
Успех инновационной деятельности обусловлен вниманием к обучению и подготовке
персонала, инвестициям в развитие человеческого капитала, организации системы пере-
дачи знаний, привлечению и удержанию сотрудников с творческим подходом к делу,
вовлечению различных групп работников в инновационные процессы - в том числе при
поддержке профсоюзов.
Необходимо развивать корпоративные ценности и выстраивать на их основе принципы
управления инновациями, направленные на активность всех сотрудников; формировать
«единый язык инноваций», который станет стержнем корпоративной идеологии, декла-
рируемой во всех корпоративных документах. Участие сотрудников в инновационной
деятельности должно стать ценностью и ориентиром не только для их самих, но и для
руководства компании. Оно должно видеть в этом новые возможности, преодолевая раз-
розненность и несогласованность ради общих усилий по развитию конкурентных пре-
имуществ предприятий.
161
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бойкова М.В., Салазкин М.Г. (2007) Корея: опережающие стратегии // Форсайд. Т. 1. № 4. С. 52-63.
Журавлева Н.А. (2016) Социально-психологические характеристики системы ценностных ори-
ентаций управленческого персонала // Вестник современной науки. № 16. С. 156-161.
Инновационные ценности руководителей в экономике знаний. Результаты исследования (2012)
Высшая школа международного бизнеса Российской академии народного хозяйства и государствен-
ной службы при Президенте РФ и Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия).
Капрова Ю.А. (2008) Ценностно-ориентированный подход к формированию организационной
культуры российских предприятий // Известия Российского государственного педагогического уни-
верситета им. А.И. Герцена. № 37. С. 140-144.
Коваленко А.А. (2014) Исследование мотивации инновационной деятельности // Государственное
управление. Электронный вестник. № 47. (http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/47_2014kovalenko.
htm).
Кравченко С.А. (2004) Социологический энциклопедический русско-английский словарь: более
10 000 единиц. М.: ООО «Издательство АСТ».
Магомедова Э.Ш. (2017) Ценностные ориентации молодых руководителей бизнес-организаций:
процесс и механизмы формирования // Вектор Науки ТГУ. № 2. С. 119-123.
Нугаева О.Г., Криводонова Ю.Е. (2012) Психологическая сущность и соотношение понятий
«ценности» и «ценностные ориентации» // Специальное образование. № 2. С. 120-128.
Отчет «Инновационные ценности руководителей в экономике знаний». Результаты исследова-
ния (2011) Высшая школа международного бизнеса Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ. (http://cnt-consult.ru/russia/service/analyses/Report%20
Innovation%20Mangerment%20GSIB%20with%20Statistic%2028062011.pdf).
Прядко К.В. (2015) Взаимосвязь мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных
ориентаций личности работников организации // Перспективы науки и образования. № 3. С. 132-139.
Ритцер Дж. (2002) Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер.
Эндрю Дж. П. (2008) Возврат на инновации: практическое руководство по управлению инновация-
ми в бизнесе. Пер. с англ. С.С. Гуринович. Науч. ред. И.В. Лазукова. Минск: Гревцов Паблишер. 304 с.
Социологический энциклопедический словарь (2000) Ред.: В. Осипов. М.: Издательство НОРМА.
Khemani A. (2015) Value Orientation of Employees and Its Impact on Performance: An Empirical
Study of Selected Higher Education Institutions. Research Scholar. Department of Management. Faculty of
Social Sciences, Dayalbagh Educational Institute.
REFERENCES
Bojkova M.V., Salazkin M.G. (2007) Koreya: operezhayushhie strategii [Korea: Forward Strategies].
Forsajd. vol. 1, no. 4. pp. 52-63.
Endryu Dzh. P. (2008) Vozvrat na innovacii: prakticheskoe rukovodstvo po upravleniyu innovaciyami
v biznese [Return to Innovation: A Practical Guide to Managing Innovation in Business]. Translation from
English: S.S. Gurinovich. Ed(s): I.V. Lazukova. Minsk: Grevcov Pablisher. 304 p.
Innovacionnye cennosti rukovoditelej v ekonomike znanij. Rezul’taty issledovaniya [Innovative Val-
ues of Leaders in the Knowledge Economy. Research Results] (2012) Vysshaya shkola mezhdunarodnogo
biznesa Rossijskoj akademii narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente RF i Institut
upravleniya pri Prezidente Respubliki Saha (YAkutiya).
Kaprova YU.A. (2008) Cennostno-orientirovannyj podhod k formirovaniyu organizacionnoj kul’tury
rossijskih predpriyatij [Value-oriented Approach to the Formation of the Organizational Culture of Russian
162
А.А. Коваленко, М.А. Малышев. Ценностные ориентации руководителей и управление инновациями на предприятиях
A. Kovalenko, M. Malyshev. Value Orientations of Managers and Innovation Management at Enterprises
Enterprises]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena.
no. 37, pp. 140-144.
Khemani A. (2015) Value Orientation of Employees and Its Impact on Performance: An Empirical
Study of Selected Higher Education Institutions. Research Scholar. Department of Management. Faculty of
Social Sciences, Dayalbagh Educational Institute.
Kovalenko A.A. (2014) Issledovanie motivacii innovacionnoj deyatel’nosti [Research of Innovation
Motivation]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. no. 47. (http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/
item/47_2014kovalenko.htm).
Kravchenko S.A. (2004) Sociologicheskij enciklopedicheskij russko-anglijskij slovar’: Bolee 10 000
edinic [Sociological Encyclopedic Russian-English Dictionary: More than 10,000 Units]. Moscow:
OOO «Izdatel’stvo AST».
Magomedova E.SH. (2017) Cennostnye orientacii molodyh rukovoditelej biznes-organizacij: process i
mekhanizmy formirovaniya [Value Orientations of Young Leaders of Business Organizations: The Process
and Mechanisms of Formation]. Vektor Nauki TGU. no. 2, pp. 119-123.
Nugaeva O.G., Krivodonova YU.E. (2012) Psihologicheskaya sushchnost’ i sootnoshenie ponyatij
«cennosti» i «cennostnye orientacii» [Psychological Essence and Correlation of the Concepts of «Values»
and «Value Orientations»]. Special’noe obrazovanie. no. 2, pp. 120-128.
Otchet «Innovacionnye cennosti rukovoditelej v ekonomike znanij». Rezul’taty issledovaniya [Report
«Innovative Values of Managers in the Knowledge Economy». Research Results] (2011) Vysshaya shko-
la mezhdunarodnogo biznesa Rossijskoj akademii narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri
Prezidente RF. (http://cnt-consult.ru/russia/service/analyses/Report%20Innovation%20Mangerment%20
GSIB%20with%20Statistic%2028062011.pdf).
Pryadko K.V. (2015) Vzaimosvyaz’ motivacionnyh faktorov trudovoj deyatel’nosti i cennostnyh ori-
entacij lichnosti rabotnikov organizacii [The Relationship of Motivational Factors of Labor Activity and
Value Orientations of the Personality of Employees of the Organization]. Perspektivy nauki i obrazovaniya.
no. 3, pp. 132-139.
Ritcer Dzh. (2002) Sovremennye sociologicheskie teorii [Modern Sociological Theories]. 5th ed. Saint-
Petersburg: Piter.
Sociologicheskij enciklopedicheskij slovar [Sociological Encyclopedic Dictionary] (2000) Ed(s):
G.V. Osipov. Moscow: Izdatel’stvo NORMA.
Zhuravleva N.A. (2016) Social’no-psihologicheskie harakteristiki sistemy cennostnyh orientacij uprav-
lencheskogo personala [Socio-psychological Characteristics of the System of Value Orientations of Mana-
gerial Personnel]. Vestnik sovremennoj nauki. no. 16, pp. 156-161.
163
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 3. С. 146-164
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 3, pp. 146-164
Информация об авторах
Коваленко Александр Александрович, соискатель, кафедра управления персоналом факуль-
тета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. Адрес: 119991, Россия, Москва,
Ленинские горы, д. 1. E-mail: akovalenko777@mail.ru
Малышев Максим Алексеевич, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии
управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. Адрес: 119991,
Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: malyshevma@my.msu.ru
About the authors
Alexander A. Kovalenko, Applicant, Faculty of Public Administration, Lomonosov Moscow State
University. Address: 119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory, GSP-1. E-mail: akovalenko777@mail.ru
Maksim A. Malyshev, Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Faculty of Public
Administration, Lomonosov Moscow State University. Address: 119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory,
GSP-1. E-mail: malyshevma@my.msu.ru
Статья поступила в редакцию/Received: 05.02.2023
Статья поступила после рецензирования и доработки/Revised: 27.03.2023
Статья принята к публикации/Accepted: 15.04.2023
164