ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 5. С. 62-72
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 5, pp. 62-72
УДК 327.8:061.1ЕС+325(497-15)
DOI: 10.31857/S0869049923050052
EDN: MQBHKA
Оригинальная статья/ Original article
Управление транзитной миграцией
в регионе Западных Балкан1
© С.А. ГОРОХОВ, М.М. АГАФОШИН, Р.В. ДМИТРИЕВ
Горохов Станислав Анатольевич, Институт Африки РАН (Москва, Россия), stgorohov@yandex.
ru. ORCID: 0000-0001-9984-6054
Агафошин Максим Михайлович, Институт Африки РАН (Москва, Россия), agafoshinmm@
gmail.com. ORCID: 0000-0002-0245-0481
Дмитриев Руслан Васильевич, Институт Африки РАН (Москва, Россия), dmitrievrv@yandex.
ru. ORCID: 0000-0003-4018-9832
Европейский миграционный кризис превратил государства Западных Балкан в важнейший тран-
зитный регион из стран Азии и Африки в государства Европейского союза. Именно ЕС как основной
реципиент переселенцев проводит активную политику по управлению миграцией на территории
стран западнобалканского региона. Главной целью политики руководства ЕС становится снижение
масштабов нелегальных переселений и реформирование системы предоставления убежища за счет
ее секьюритизации и экстернализации. В свою очередь государства Западных Балкан, взяв курс на
евроинтеграцию, вынуждены следовать всем политическим решениям властей ЕС. Однако данные
решения приводят к увеличению миграционного давления на страны региона, фактически превра-
щая Западные Балканы в буферную зону, которая выполняет функцию фильтрации нелегальных
мигрантов.
Ключевые слова: Западные Балканы, Европейский союз, транзитная миграция, миграционная
политика, экстернализация, секьюритизация
Цитирование: Горохов С.А., Агафошин М.М., Дмитриев Р.В. (2023) Управление транзитной мигра-
цией в регионе Западных Балкан // Общественные науки и современность. № 5. С. 62-72. DOI: 10.31857/
S0869049923050052, EDN: MQBHKA.
1 Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00123,
Funding. The research was supported by the Russian Science Foundation, grant No. 22-18-00123, https://rscf.ru/en/
project/22-18-00123/
62
С.А. Горохов, М.М. Агафошин, Р.В. Дмитриев. Управление транзитной миграцией в регионе Западных Балкан
S. Gorokhov, M. Agafoshin, R. Dmitriev. Transit Migration Management in the Western Balkans
Transit Migration Management
in the Western Balkans
© S. GOROKHOV, M. AGAFOSHIN, R. DMITRIEV
Stanislav Gorokhov, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia),
stgorohov@yandex.ru. ORCID: 0000-0001-9984-6054
Maksim Agafoshin, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia),
agafoshinmm@gmail.com. ORCID: 0000-0002-0245-0481
Ruslan Dmitriev, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia),
dmitrievrv@yandex.ru. ORCID: 0000-0003-4018-9832
Abstract. The European migrant crisis has turned the Western Balkans states into the most important
transit region from Asia and Africa to the European Union. Being the main recipient of migrants the EU
carries an active migration management policy on the territory of the Western Balkan region. The main
purposes of the EU’s migration policy are to reduce the scale of illegal migration and reform the asylum
system by means of securitization and externalization. In turn, the Western Balkans states heading for
European integration are forced to follow all the political decisions of the EU authorities in the field of
migration, hoping for an early entry into the organization. However, these decisions lead to an increase in
migration pressure on the countries of the region, actually turning the Western Balkans into a buffer zone
that performs the function of filtering the flows of illegal migrants.
Keywords: Western Balkans, European Union, transit migration, migration policy, externalization,
securitization
Citation: Gorokhov S., Agafoshin M., Dmitriev R. (2023) Transit Migration Management in the Western Balkans.
Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 5, pp. 62-72. DOI: 10.31857/S0869049923050052, EDN: MQBHKA.
Территорию региона Западных Балкан можно очертить по-разному, исходя из геогра-
фических, геополитических или культурно-этнических принципов. В контексте анализа
миграции и ее регулирования предпочтительнее использовать геополитический принцип.
Само понятие «Западные Балканы» возникло в Брюсселе в 1999 г. в результате Процесса
стабилизации и ассоциации (SAP), который предусматривал возможное членство стран
Балканского полуострова в ЕС2 [Pippan 2004]. Первым шагом на пути их интеграции стала
готовность соответствовать Копенгагенским критериям3, включая «уважение к демокра-
тическим ценностям ЕС и приверженность их продвижению». Исходя из соблюдения дей-
ствующих правил первыми в ЕС были приняты Словения и Хорватия.
Ныне в регион Западных Балкан входят Албания, Босния и Герцеговина (БиГ), Северная
Македония, Сербия, Черногория, а также частично признанная Республика Косово. Обла-
дающий культурными, этническими и религиозными особенностями Балканский регион
заметно отличается от стран Западной Европы, составляющих ядро Евросоюза. Поэтому
балканские страны было решено принимать в ЕС постепенно, не все сразу, подготавливая
их общество к «демократическим ценностям ЕС». Однако политические элиты Евросоюза
прекрасно осознают важное геополитическое значение этих стран [Пономарева, Арляпова
2023]. Один из классиков западной политической мысли З. Бжезинский писал, что Балканы
ec.europa.eu/enlargement-policy/glossary/stabilisation-and-association-process_en).
3 European Council in Copenhagen 21-22 June 1993 Conclusions of the Presidency. European Commission.
63
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 5. С. 62-72
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 5, pp. 62-72
«…расположенные по обе стороны неизбежно возникающей транспортной сети, которая
должна соединить по более правильной прямой самые богатые районы Евразии и самые
промышленно развитые районы Запада с крайними точками на Востоке…имеют важное
значение с геополитической точки зрения» [Бжезинский 1999, 150]. Поэтому в ЕС пони-
мают необходимость разработки многоаспектной политики в отношении Западных Бал-
кан, цель которой - добиться полного экономического и политического доминирования в
регионе. Необходимым условием достижения этой цели становится стремление устранить
в регионе влияние других политических игроков, прежде всего России и Китая, а также
Турции и арабских стран Персидского залива [Калоева 2019; Markovic, Khaze 2022].
Согласно официальной позиции ЕС, перспектива вступления в этот союз должна стать
стимулом для реформ на Западных Балканах. Страны региона на протяжении многих лет
вынуждены были модернизировать экономику и законодательство, чтобы соответствовать
критериям Процесса стабилизации и ассоциации. В дополнение к действовавшим нор-
мам Евросоюз инициировал новые региональные инициативы сотрудничества с Запад-
ными Балканами [Щербак 2021]. Так возникли Брдо-Брионский (2013 г.) и Берлинский
(2014 г.) процессы, в рамках которых обсуждают вопросы модернизации миграционного
законодательства, легальной миграции, а также противодействия потокам нелегальной
миграции на Западных Балканах. Кроме того, с 2018 г. проводятся ежегодные саммиты
ЕС - Западные Балканы, в повестку которых традиционно включают вопросы, касающи-
еся миграции населения и сотрудничества в области пограничного контроля. В настоящее
время все государства региона получили официальный статус кандидатов на вступление
в ЕС. Однако имея в виду пример Турции, которая располагает этим статусом уже почти
четверть века, можно предположить, что вступление государств Западных Балкан в ЕС
отнюдь не гарантировано [Hasanova 2022].
Транзитная миграция на Западных Балканах: действия ЕС
Одной из основных причин усиленного внимания Евросоюза к интеграции государств
Западных Балкан стало стремление ограничить доступ на свою территорию мигрантов
из развивающихся стран [Абрамова 2015; Тимакова 2022]. Особую актуальность для ЕС
вопросы миграционной политики приобрели в 2015 г., когда всего за несколько лет Евро-
союз вынужден был принять 2,5 млн беженцев4 - беспрецедентный случай в послевоенной
европейской истории. Ключевым направлением для перемещений в Европу стал Балкан-
ский маршрут, позволявший переселенцам из стран Ближнего Востока и Африки, минуя
Западные Балканы, добираться до Западной и Северной Европы, прежде всего Германии и
Швеции [Агафошин, Горохов, Дмитриев 2023]. Так, из почти 1 млн беженцев, нашедших
убежище в Германии в 2015 г., около 800 тыс. следовали через Западные Балканы, в том
числе более 600 тыс. были зарегистрированы в центре приема в Прешеве (Сербия)5. Таким
образом, благодаря своему геополитическому положению Западные Балканы стали регио-
ном транзитной миграции, своеобразным мостом для переселенцев из развивающихся
стран, стремящихся обосноваться в ЕС. Рекордное количество прибытий в Европейский
союз по Балканскому маршруту пришлось на 2015 г. (табл. 1). В дальнейшем оно стало
4 First instance decisions on applications by citizenship, age and sex annual aggregated data. Eurostat. 30.06.2023.
5 Mandić D. (2017). Anatomy of a Refugee Wave: Forced Migration on the Balkan Route as Two Processes.
route-as-two-processes/).
64
С.А. Горохов, М.М. Агафошин, Р.В. Дмитриев. Управление транзитной миграцией в регионе Западных Балкан
S. Gorokhov, M. Agafoshin, R. Dmitriev. Transit Migration Management in the Western Balkans
сокращаться вследствие прежде всего изменения миграционной политики ЕС в рамках
тренда на обеспечение безопасности.
Таблица 1.
Нелегальные пересечения границ EC через Западно-Балканский маршрут,
2009 г. - июль 2023 г.
Table 1.
Illegal border crossings of the EU on the Western Balkan route, 2009 - July 2023
Год
Количество нелегальных пересечений границы, чел.
2009
3089
2010
2371
2011
4658
2012
6291
2013
19957
2014
43355
2015
764033
2016
130325
2017
12179
2018
5869
2019
15152
2020
26969
2021
61735
2022
145600
2023 июль
52232
Источник: составлено авторами по Monitoring and risk analysis. Migratory map. Frontex. 07.08.2023.
Source: compiled by the authors on the basis of Monitoring and risk analysis. Migratory map. Frontex.
Слабо контролируемое масштабное перемещение в Европу людей из регионов с иными
культурой, религией и образом жизни привело к ужесточению в странах ЕС общественного
дискурса относительно иммиграции. В результате вопросы миграционной политики стали
частью широкой дискуссии об обеспечении безопасности стран Евросоюза, их защиты
от угроз экономической нестабильности, терроризма и роста преступности. Наблюдалась
своего рода дегуманизация переселенцев, которых стали воспринимать как угрозу нацио-
нальной безопасности и социальной сплоченности европейских стран [Арбатова 2022],
а само прибытие в Евросоюз миллионов мигрантов приобрело отрицательную коннота-
цию, получив название «европейского миграционного кризиса». Во многих странах ЕС на
выборах усилилась поддержка партий с антимиграционной риторикой [Агафошин 2020].
Таким образом, Евросоюз столкнулся с насущной необходимостью выработать новую
миграционную политику, чтобы управлять масштабными потоками беженцев и нелегаль-
ных мигрантов, а также повысить эффективность защиты и безопасности государств-чле-
нов. Решение этой сложной задачи предполагало тесное сотрудничество с соседями, в том
числе в регионе Западных Балкан. Вследствие восприятия роста количества переселенцев
как угрозы безопасности и вынесения миграционного регулирования в область внешней
политики сформировались главные тренды миграционной политики Союза, обусловив-
шие ее секьюритизацию и экстернализацию. Страны Западных Балкан были вынуждены
65
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 5. С. 62-72
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 5, pp. 62-72
следовать в фарватере миграционной политики ЕС, соответствие которой оценивалось
в качестве одного из критериев их готовности к членству в организации.
Первоначально, в 2015 г., Евросоюз, как и государства Западных Балкан, оказался совер-
шенно не готов к резкому росту миграционных потоков, что объясняет несколько запозда-
лую реакцию на эту тенденцию. Миграционная политика ЕС формировалась поэтапно, как
ответ на развитие миграционного кризиса, в центре которого оказались Западные Балканы.
Начало кризиса пришлось на весну 2015 г., когда, не справляясь с наплывом беженцев,
Греция временно приостановила их регистрацию на своей территории и позволила про-
двигаться дальше через Западные Балканы в страны Западной и Северной Европы. Таким
образом, фактически было приостановлено действие Дублинского регламента - фунда-
ментального документа миграционной политики ЕС, согласно которому ответственность
за предоставление убежища лежит на государстве, которое оказалось первым для беженца,
вступившего на территорию Евросоюза6. Реагируя на миграционный кризис, страны Запад-
ных Балкан выработали три возможные стратегии: ничего не делать, предоставив мигран-
там возможность самим решать свои проблемы; активно содействовать их транзиту через
свою территорию; закрыть границы, остановив потоки беженцев. Нередко все три стратегии
комбинировались, что еще более усугубляло кризис в регионе [Abikova, Piotrowicz 2021].
В октябре 2015 г. по итогам саммита в Брюсселе с целью разрешить кризис был при-
нят «План действий из 17 пунктов» (так называемый План Юнкера). В этом документе
страны Западных Балкан (Македония, Сербия и Албания) впервые были названы реги-
оном транзитной миграции, подчеркивалась необходимость совместного с ними управ-
ления миграционными потоками. Основные элементы нового плана - предложения по
совершенствованию сухопутного пограничного контроля между странами за пределами
ЕС и Шенгенской зоны, распределение квот по приему мигрантов между странами Евро-
союза и строительство лагерей для ищущих убежище. Таким образом, ЕС официально
перешел к стратегии сдерживания миграционных потоков на своей периферии, то есть
в странах транзитной миграции7.
В марте 2016 г. между ЕС и Турцией было заключено соглашение, направленное на
сдерживание потоков нелегальной миграции, которое предусматривало возвращение в
Турцию всех новых нелегальных мигрантов, пересекших ее границу и оказавшихся в Гре-
ции8. Это соглашение привело к официальному закрытию Западно-Балканского маршрута
в результате совместной блокировки своих государственных границ всеми странами вдоль
маршрута. В результате численность нелегальных мигрантов, использовавших маршрут,
стала сокращаться (табл. 1), однако более 75 тыс. из них оказались запертыми в границах
отдельных транзитных стран, что привело к возникновению в регионе лагерей их времен-
ного размещения [Kogovšek, Šalamon 2016].
В июне 2016 г. ЕС принял Глобальную стратегию по внешней политике и политике
безопасности, в которой к ряду новых угроз причислили миграцию, интегрируя ее регули-
рование во внешнеполитическую деятельность объединения. Был формально закреплен
тренд на секьюритизацию миграционной политики9, который проявился как на общеев-
6 Regulation (EU) No 604/2013 of the European Parliament and of the Council. 26 June 2013. 30.06.2023. (http://
data.europa.eu/eli/reg/2013/604/2013-06-29).
7 Meeting on the Western Balkans Migration Route: Leaders Agree on 17-point plan of action. European
8 Implementing the EU-Turkey Statement - Questions and Answers. European Commission. 30.06.2023. (https://
ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/MEMO_16_4321).
european-external-action-service_en).
66
С.А. Горохов, М.М. Агафошин, Р.В. Дмитриев. Управление транзитной миграцией в регионе Западных Балкан
S. Gorokhov, M. Agafoshin, R. Dmitriev. Transit Migration Management in the Western Balkans
ропейском уровне, так и на уровне отдельных стран. В мае 2016 г. ввели пограничный
контроль в некоторых странах Шенгенской зоны (Австрия, Германия, Хорватия, Венгрия,
Словакия и др.), что способствовало уменьшению мощности потоков трансграничной
нелегальной миграции по Западно-Балканскому маршруту. В сентябре 2016 г. было при-
нято решение о расширении полномочий агентства Европейского союза по безопасно-
сти внешних границ - Фронтекс (Frontex), преобразованного в полноценное Европейское
агентство пограничной и береговой охраны10. В результате агентство стало нести ответ-
ственность за комплексный пограничный контроль на внешних границах ЕС и эффек-
тивность управления миграционными потоками. Как предполагалось, активное взаимо-
действие Фронтекс с национальными пограничными службами всех европейских стран
должно было обеспечить высокий уровень безопасности стран Евросоюза.
Противодействуя миграции, некоторые страны ЕС пошли по пути еще большей секью-
ритизации. Так, Венгрия - одна из ключевых стран на Западно-Балканском маршруте -
в марте 2017 г. приняла рестриктивный закон, запрещающий беженцам свободно пере-
мещаться по своей территории, а спустя месяц завершила продолжавшееся почти два
года строительство заграждений на границе с Сербией [Четверикова 2017]. Вследствие
этого Балканский маршрут изменил направление, и мигранты, миновав Сербию и обходя
венгерскую территорию, направлялись через Хорватию и Словению в Австрию и далее в
страны Западной и Северной Европы. Летом 2015 г., когда было заявлено о начале строи-
тельства стены на венгерско-сербской границе, это событие вызвало в Евросоюзе большое
возмущение, однако к 2023 г. барьеры были возведены уже на 19 внешних границах ЕС,
а их общая протяженность увеличилась по сравнению с 2014 г. с 315 км до 2048 км11.
Тем не менее нельзя сказать, что в борьбе против нелегальной миграции Евросоюз пола-
гается исключительно на строительство стен на границах. В ноябре 2017 г. с целью повы-
сить эффективность контроля и выявлять случаи подделки документов и мошенничества с
использованием персональных данных был утвержден регламент въезда-выезда в страны
ЕС12. Этот регламент предусматривает создание автоматизированной системы регистрации
пересечения границ, а также возможность отказа во въезде иностранным гражданам, пере-
секающим внешние границы ЕС. Иначе говоря, ЕС создал единую систему, позволяющую
в том числе ускорить рассмотрение заявлений об убежище с занесением биометрических
данных просителей в систему Eurodac (единая база данных отпечатков пальцев и ладоней).
Действуя таким образом, Евросоюз стремится достичь основных целей своей миграцион-
ной политики: с одной стороны, сделать свою территорию более доступной для легальных
иммигрантов, с другой - затруднить проникновение нелегальных мигрантов.
Секьюритизация миграционной политики и ужесточение пограничного контроля в
странах Западных Балкан привели к трансформации тактики самих переселенцев. При-
спосабливаясь к новым стандартам политики ЕС, мигранты находят возможность мино-
вать контроль на европейских границах, используя новые маршруты проникновения
в Евросоюз. Постепенно Балканский маршрут претерпевал изменения: мигранты все
больше использовали в качестве транзитной территорию Боснии и Герцеговины, Албании
10 European Border and Coast Guard: final approval. Council of the EU and the European Council. 30.06.2023.
document/EPRS_BRI(2022)733692).
12 Regulation (EU) 2016/399 of the European Parliament and of the Council of 9 March 2016 on a Union Code
on the rules governing the movement of persons across borders (Schengen Borders Code). 30.06.2023. (https://eur-lex.
europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32016R0399).
67
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 5. С. 62-72
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 5, pp. 62-72
и Черногории, и с 2019 г. количество нелегальных пересечений границ стран Западных
Балкан вновь стало расти (табл. 1).
Новые вызовы миграции: реакция ЕС
Очередное обострение на юго-восточной границе ЕС произошло в конце февраля -
начале марта 2020 г., когда более 117 тыс. сирийских беженцев прорвались на террито-
рию Греции, после того как Турция открыла для них границу с целью шантажировать
страны ЕС в период эскалации военного конфликта в сирийском Идлибе [Власова 2021;
Hüseyinoğlu, Utku 2021]. Только закрытие почти всеми странами региона Западных Балкан
своих границ в марте 2020 г. в связи с пандемией COVID-19 позволило к концу года стаби-
лизировать ситуацию на Балканском маршруте. Эти события еще раз показали важность
создания в ЕС эффективных механизмов взаимодействия в сфере управления миграцион-
ными процессами с государствами транзитных регионов.
Именно в этом русле продолжило развиваться сотрудничество со странами Западных
Балкан. ЕС стал целенаправленно проводить линию на встраивание стран региона в свое
нормативно-правовое пространство: еще в 2009 г. был введен в действие Пражский про-
цесс, направленный на совместное регулирование миграции на обширной территории,
включающей и Западные Балканы. Исходя из требований ЕС в странах региона было
обновлено миграционное законодательство. Изменения касались прежде всего норм пре-
доставления убежища и временной защиты, а также организации контрольных мероприя-
тий на границе. В течение 2015-2021 гг. соответствующие нормативно-правовые доку-
менты были утверждены всеми странами региона13.
Новые подходы к решению проблем миграции нашли свое воплощение в представлен-
ном в сентябре 2020 г. Еврокомиссией проекте Пакта о миграции и убежище14. В случае его
одобрения всеми 27 странами Союза он должен прийти на смену действующему с 1990 г.
Дублинскому регламенту. Пакт представляет собой, скорее, корректировку тех положе-
ний, которые в настоящее время уже лежат в основе общей миграционной политики ЕС.
По документу, предложено вынести процедуры пограничного контроля и предоставления
убежища в страны за пределами ЕС, в том числе в государства Западных Балкан. Вво-
дится ускоренная процедура рассмотрения заявления об убежище в странах транзита с
использованием совместимых с Euroda региональных дактилоскопических систем, пред-
усматривается реадмиссия тех лиц, чьи заявления были отклонены15. Таким образом, в
соответствии с политикой по развитию внешнего управления (экстернализация) мигра-
ционными процессами ЕС возлагает на транзитные страны Западных Балкан ответствен-
ность за временное размещение мигрантов, рассмотрение ходатайств о предоставлении
им политического убежища и отправку их обратно на родину в случае отказа в предостав-
лении статуса беженца. В рамках нового Пакта о миграции и убежище были достигнуты
соглашения, предусматривающие доступ Фронтекс к управлению государственными гра-
ницами на территории Западных Балкан16, что фактически позволяет Евросоюзу взять в
свои руки контроль за миграционными потоками в регионе.
14 What is the New Pact on Migration and Asylum of the EU? European Commission. 30.06.2023. (https://home-
affairs.ec.europa.eu/policies/migration-and-asylum/new-pact-migration-and-asylum_en).
15 Communication from the Commission on a New Pact on Migration and Asylum. European Commission.
16 Cooperation with third countries. Strengthening the EU’s external borders. Council of the EU and the European
68
С.А. Горохов, М.М. Агафошин, Р.В. Дмитриев. Управление транзитной миграцией в регионе Западных Балкан
S. Gorokhov, M. Agafoshin, R. Dmitriev. Transit Migration Management in the Western Balkans
В 2022 г. в странах Западных Балкан было зарегистрировано 145,6 тыс. (по другим
данным 192,3 тыс.17) нелегальных пересечений границы мигрантами, что в 2,3 раза пре-
вышает показатели предыдущего года и почти в 25 раз - 2018 г. Это самый высокий пока-
затель для региона с 2015 г.
Реакцией Еврокомиссии на увеличение миграционного давления на Западно-Балкан-
ском маршруте в определенной мере стало принятие Плана действий ЕС по Западным
Балканам. Этот документ увидел свет в преддверии саммита «ЕС-Западные Балканы»,
который состоялся 8 декабря 2022 г. в Тиране. План предусматривает принятие 20 опе-
ративных мер, объединенных в пять направлений: 1) усиление пограничного контроля
на миграционных маршрутах; 2) введение оперативных процедур предоставления убе-
жища и дополнительных возможностей для приема просителей убежища; 3) активизация
борьбы с незаконным ввозом в ЕС мигрантов; 4) расширение сотрудничества в области
реадмиссии; 5) согласование визовой политики стран региона и ЕС18.
Исходя из приоритетных направлений сотрудничества Евросоюза со странами региона
на тиранском саммите был принят документ по противодействию незаконной миграции,
составленный на основе разработанного Еврокомиссией Плана действий ЕС по Западным
Балканам. Для улучшения процедур пограничного контроля, борьбы с незаконным ввозом
мигрантов и торговлей людьми Брюссель одобрил финансовую помощь странам Западных
Балкан в объеме 70 млн евро. Одной из важных целей Тиранского саммита было согласо-
вание со странами региона визовой политики, позволяющей не допустить проникновения
в Евросоюз мигрантов из государств, с которыми западнобалканские страны имеют согла-
шение о безвизовом пересечении границ. Прежде всего имеются в виду африканские,
азиатские и латиноамериканские страны, такие как Бурунди, Иран, Куба и др. Наличие
у половины стран региона соглашения о безвизовом режиме с Россией также не уклады-
вается в русло русофобской политики Брюсселя и вызывает в ЕС резкое недовольство.
Еще один болезненный вопрос, по которому ЕС пока не удается прийти к общему
мнению со странами региона - программа экономического гражданства. Так, в 2019 г.
в Черногории был принят закон, согласно которому лица, инвестирующие в ее экономику
сумму более 250 млн евро, могут получить «золотые паспорта», то есть стать гражданами
страны. По мнению Еврокомиссии, данный проект угрожает внутренней безопасности
стран ЕС и даже может привести к отмене безвизового режима для Черногории19.
Заключение
Несмотря на все попытки Евросоюза ограничить незаконную миграцию на свою тер-
риторию, в последние годы она только растет. Так, в 2022 г. было зафиксировано более
330 тыс. нелегальных пересечений границ ЕС20, что на 64% больше, чем годом ранее.
При этом на страны Западных Балкан пришлась почти половина всех нелегальных перехо-
western-balkans-2022).
eu-action-plan-western-balkans_en).
19 Mirkovic М. Montenegro external relations briefing: EU Western Balkan Summit 2022: where is Montenegro
briefing-eu-western-balkan-summit-2022-where-is-montenegro-in-the-eu-process/).
20 EU’s external borders in 2022: Number of irregular border crossings highest since 2016, Frontex. 30.06.2023.
crossings-highest-since-2016-YsAZ29).
69
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 5. С. 62-72
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 5, pp. 62-72
дов границы и, судя по тенденции первой половины 2023 г., их территория останется важ-
ным регионом транзитной миграции для нелегалов. В этой связи руководство ЕС крайне
заинтересовано в полном контроле над миграцией и пограничными службами этого важ-
ного с геополитической точки зрения региона, превращении его в буферную зону, защит-
ный барьер на пути нелегальных мигрантов. Такая стратегия Брюсселя в отношении
Западных Балкан подразумевает, что реформирование миграционных законодательств
стран региона будет продолжено под усиленным внешним влиянием, как и оказание этим
странам ограниченной финансовой помощи в рамках управления миграционными про-
цессами. Однако подобная политика ЕС вряд ли приближает их к обретению статуса пол-
ноправных членов организации.
В самом регионе Западных Балкан нарастают скептические настроения по отношению
к ЕС. Так, к 2022 г. общественная поддержка членства в Евросоюзе снизилась на шесть
процентных пунктов по сравнению с 2015 г. и составляет сейчас 60%, однако в Боснии и
Герцеговине она достигает лишь 50%, а в Сербии - 38%21. Усиление недовольства насе-
ления выбранным элитами экономическим курсом имеет своим следствием масштабную
эмиграцию. Можно сказать, что граждане западнобалканских государств «вступают» в ЕС
быстрее, чем их страны. Депопуляция в регионе приобрела угрожающие масштабы. Напри-
мер, 37% граждан Албании22 и более половины населения Боснии и Герцеговины живут за
их пределами; по этому показателю эти два государства занимают соответственно первое и
второе места в Европе23. На место уехавших местных жителей приходят мигранты из раз-
вивающихся стран Азии и Африки. Вероятно, руководство ЕС вполне устраивает подобная
ситуация, ведь главное для него - обеспечение безопасности государств-членов Евросоюза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Абрамова И.О. (2015) Африканская трансграничная миграция и проблемы международной без-
опасности // Ученые записки Института Африки РАН. № 2(33). С. 127-136.
Abramova I.O. (2015) Afrikanskaya transgranichnaya migratsiya I problem mezhdunarodnoi bezopas-
nosti [African Trans-border Migration and Problems of International Security]. Uchenye zapiski Instituta
Afriki RAN. no. 2(33), рp. 127-136. (In Russ.)
Агафошин М.М. (2020) Миграционный фактор трансформации политического ландшафта в
странах Евросоюза // Геополитика и экогеодинамика регионов. Т. 6. № 3. С. 116-125.
Agafoshin M.M. (2020) Migratsionnyi factor transformatsii politicheskogo landshafta v stranakh Evro-
soyuza [Migration Factor of Transformation of the Political Landscape in the EU Countries]. Geopolitika I
ekogeodinamika regionov. vol. 6. no. 3, рp. 116-125. (In Russ.)
Агафошин М.М., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. (2023) Пространственная трансформация мигра-
ционной системы в период кризиса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле.
№ 1. С. 29-43. DOI: 10.21638/spbu07.2023.102
Agafoshin M.M., Gorokhov S.A., Dmitriev R.V. (2023) Prostranstvennaya transformaciya migracionnoj
sistemy v period krizisa [Spatial transformation of the migration system during the crisis]. Vestnik Sankt-Peter-
burgskogo universiteta. Nauki o Zemle. vol. 68. no. 1, рp. 29-43. DOI: 10.21638/spbu07.2023.102. (In Russ.)
21 Taylor P. (2022) Seize the geopolitical moment. The Western Balkans and European security. 30.06.2023. (https://
23 Kondan S. (2020) Southeastern Europe Looks to Engage its Diaspora to Offset the Impact of Depopulation.
70
С.А. Горохов, М.М. Агафошин, Р.В. Дмитриев. Управление транзитной миграцией в регионе Западных Балкан
S. Gorokhov, M. Agafoshin, R. Dmitriev. Transit Migration Management in the Western Balkans
Арбатова Н.К. (2022) Миграционная угроза безопасности ЕС: предрассудки и реальность // Ми-
ровая экономика и международные отношения. Т. 66. № 2. С. 61-70. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-
66-2-61-70
Arbatova N.K. (2022) Migracionnaya ugroza bezopasnosti ES: predrassudki i real’nost’ [Migration
Threat to EU Security: Prejudices and Realities]. Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya.
vol. 66. no. 2, рp. 61-70. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-2-61-70 (In Russ.)
Власова К.В. (2021) Греко-турецкое противостояние и его влияние на регион Восточного Среди-
земноморья // Современная Европа. № 3. С. 27-37. DOI: 10.15211/soveurope320212737
Vlasova K.V. (2021) Greko-turetskoe protivostoyaniye i ego vliyanie na region Vostochnogo
Sredizemnomor’ya [Greek-Turkish Confrontation and its Influence on the Eastern Mediterranean]. Sovre-
mennaya Evropa. no. 3, pp. 27-37. DOI: 10.15211/soveurope320212737 (In Russ.)
Бжезинский З. (1999) Великая шахматная доска. Господство Америки и его стратегические им-
перативы. М.: Международные отношения. 256 с.
Bzhezinskii Z. (1999) Velikaya shakhmatnaya doska. Gospodstvo Amerik i ego strategicheskie impera-
tivy [The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives]. Moscow: Mezhdun-
arodnye otnosheniya. 256 p. (In Russ.)
Калоева Е.Б. (2019) Отечественные и зарубежные исследователи о настоящем и будущем За-
падных Балкан. (Аналитический обзор) // Актуальные проблемы Европы. № 3. С. 235-265. DOI:
10.31249/ape/2019.03.11
Kaloeva E.B. (2019) Otechestvennye i zarubezhnye issledovateli o nastoyashchem i budushchem Za-
padnykh Balkan. (Analiticheskii obzor) [Domestic and Foreign Researchers on the Present and the Future
of the Western Balkans (The Analytical Review)]. Aktual’nye problemy Evropy. no. 3, pp. 235-265. DOI:
10.31249/ape/2019.03.11 (In Russ.)
Пономарева Е.Г., Арляпова Е.С. (2023) Западные Балканы: тренды влияния внешних интересан-
тов // Дискурс-Пи. Т. 20. № 1. С. 86-106. DOI: 10.17506/18179568_2023_20_1_86
Ponomareva E.G., Arlyapova E.S. (2023). Zapadnye Balkany: trendy vliyaniya vneshnih interesantov
[Western Balkans: Influence Trends of External Stakeholders]. Diskurs-Pi. vol. 20. no. 1, pp. 86-106. DOI:
10.17506/18179568_2023_20_1_86 (In Russ.)
Тимакова О.А. (2022) Взаимодействие Евросоюза со странами Юго-Восточного Средиземно-
морья: от «кольца друзей» к «кольцу огня» // Азия и Африка сегодня. № 2. С. 29-37.DOI: 10.31857/
S032150750015837-2
Timakova O.A. (2022) Vzaimodeistvie Evrosoyuza so stranami Yugo-Vostochnogo Sredizemnomor’ya:
ot «kol’tsa druzei» k «kol’tsu ognya» [European Union interaction with South-Eastern Mediterranean:
From «Ring of friends» to «Ring of fire»]. Aziya i Afrika segodnya. no. 2, pp. 29-37.DOI: 10.31857/
S032150750015837-2 (In Russ.)
Четверикова А.С. (2017) Положение стран Вишеградской группы в условиях обострения мигра-
ционного кризиса в ЕС // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. № 4.
С. 130-143. DOI: 10.23932/2542-0240-2017-10-4-130-143
Chetverikova A.S. (2017) Polozhenie stran Vishegradskoj gruppy v usloviyah obostreniya migra-
cionnogo krizisa v ES [Position of the Countries of the Visegrad Group in Conditions of the Worsening
European Migration Crisis]. Kontury global’nykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo. vol. 10. no. 4,
рp. 130-143. DOI: 10.23932/2542-0240-2017-10-4-130-143 (InRuss.)
Щербак И.Н. (2021) Западные Балканы в стратегии Евросоюза // Научно-аналитический вестник
ИЕ РАН. № 3. С. 41-47. DOI: 10.15211/vestnikieran320214147
Shcherbak I.N. (2021) Zapadnye Balkany v strategii Evrosoyuza [The Western Balkans in EU’s Strategy].
Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN. no. 3, pp. 41-47. DOI: 10.15211/vestnikieran320214147 (In Russ.)
Abikova J., Piotrowicz W. (2021) Shaping the Balkan corridor: Development and changes in the migra-
tion route 2015-16 // International Migration. vol. 59. no 5, рp. 248-265. DOI: 10.1111/imig.12828
71
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 5. С. 62-72
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 5, pp. 62-72
Hasanova Ja.V. (2022) EU’s Eastward Enlargement Policy in the 1990s and Turkey // Voprosy Istorii.
no. 1-2, рp. 177-190. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202201Statyi68
Hüseyinoğlu A., Utku D.E. (2021). Turkish-Greek Relations and Irregular Migration at the Southeast-
ern most Borders of the EU: The 2020 Pazarkule Case // Migration Letters. vol. 18. no. 6, рp. 659-674.
DOI:10.33182/ml.v18i6.1235
Kogovšek, Šalamon N. (2016) Asylum Systems in the Western Balkan Countries: Current Issues //
International Migration. vol. 5. no. 6, рp. 151-163. DOI: 10.1111/imig.12273
Markovic, Khaze N. (2022) Perceptions of the EU in the Western Balkans vis-à-vis Russia and China //
European Foreign Affairs Review. vol. 27. no. 1, рp. 81-108. DOI: 10.54648/eerr2022006
Pippan C. (2004) The Rocky Road to Europe: The EU’s Stabilisation and Association Process for the
Western Balkans and the Principle of Conditionality // European Foreign Affairs Review. vol. 9. no. 2, рp.
219-245. DOI: 10.54648/eerr2004014
Информация об авторах
Горохов Станислав Анатольевич, доктор географических наук, профессор, ведущий научный
сотрудник Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН. Адрес:
123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1. E-mail: stgorohov@yandex.ru
Агафошин Максим Михайлович, кандидат географических наук, старший научный сотрудник
Центра глобальных и стратегических исследований Института Африки РАН. Адрес: 123001, Россия,
Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1. E-mail: agafoshinmm@gmail.com
Дмитриев Руслан Васильевич, доктор географических наук, заместитель директора Института
Африки РАН. Адрес: 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1. E-mail: dmitrievrv@yandex.ru
About the authors
Stanislav A. Gorokhov, Doctor of Sciences (Geography), Professor, Leading Research Fellow, Centre
for Global and Strategic Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. Address:
30/1, Spiridonovka str., Moscow, Russian Federation, 123001. E-mail: stgorohov@yandex.ru
Maksim M. Agafoshin, Candidate of Sciences (Geography), Senior Research Fellow, Centre for
Global and Strategic Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. Address: 30/1,
Spiridonovka str., Moscow, Russian Federation, 123001. E-mail: agafoshinmm@gmail.com
Ruslan V. Dmitriev, Doctor of Sciences (Geography), Deputy Director, Institute for African Studies,
Russian Academy of Sciences. Address: 30/1, Spiridonovka str., Moscow, Russian Federation, 123001.
E-mail: dmitrievrv@yandex.ru
Статья поступила в редакцию / Received: 01.07.2023
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 09.08.2023
Статья принята к публикации / Accepted: 30.10.2023
72