ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 6. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 6, pp. 48-59
УДК 504.75.06
DOI: 10.31857/S0869049923060047
EDN: MRFOCN
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
GOVERNANCE PROBLEMS
Оригинальная статья/ Original article
Последствия изменения климата: адаптационное
управление для снижения глобальных рисков1
© Е.Н. НИКИТИНА, Н.А. ПОЖИЛОВА
Никитина Елена Николаевна, Национальный исследовательский институт мировой экономи-
ки и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (Москва, Россия), elenanikitina@bk.ru.
ORCID: 0000-0002-8431-7990
Пожилова Наталья Андреевна, Национальный исследовательский институт мировой эконо-
мики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (Москва, Россия), natalia229@mail.ru.
ORCID: 0000-0002-8404-1410
Неудачи адаптации к глобальным климатическим вызовам и растущим рискам природных бед-
ствий определяются совокупностью естественных и общественных факторов, которые приводят к
уязвимости человека, инфраструктуры и секторов экономики. Они обусловлены и недостатками
формирующейся системы ответных действий на международном, национальном и местном уров-
нях. Представлены результаты инновационного исследования, цель которого - анализ основных
подходов к решению проблемы приспособления общества к последствиям изменения климата. Про-
слеживаются особенности и тенденции развития национальной и глобальной систем адаптации,
а также трансформация роли ООН и ее специализированных учреждений при устранении барьеров
для соблюдения международных принципов и норм. Выявлен новый тренд во взаимодействии стран
глобального Севера и глобального Юга при формировании международного фонда по компенсации
ущерба от стихийных бедствий. Внедрение механизмов адаптационного управления меняет соци-
ально-экономические, правовые и институциональные структуры, создает многоуровневую архи-
тектуру климатической политики и мер, направленных на снижение ущерба, создание механизмов
защиты и предупреждения рисков. Структура системы адаптационного управления проанализирова-
1 Финансирование. Статья опубликована в рамках проекта «Посткризисное мироустройство: вызовы и тех-
нологии, конкуренция и сотрудничество» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведе-
ние крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглаше-
ние № 075-15-2020-783).
Funding. The article was prepared within the project “Post-crisis world order: challenges and technologies, competi-
tion and cooperation” supported by the grant from Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation
for research projects in priority areas of science and technology development (Agreement № 075-15-2020-783).
48
Е.Н. Никитина, Н.А. Пожилова. Последствия изменения климата: адаптационное управление для снижения глобальных рисков
E. Nikitina, N. Pozhilova. Consequences of Climate Change: Adaptive Governance for Global Risks Reduction
на с учетом климатических факторов и ответов на них. Прослежена взаимосвязь между глобальным
потеплением, таянием ледников, удвоением темпов повышения уровня Мирового океана, угрозами
для прибрежных и островных государств и мерами адаптации для снижения рисков от природных
бедствий; проведена атрибуция факторов основных тенденций ответных действий.
Ключевые слова: изменение климата, адаптационное управление, международный климатиче-
ский режим
Цитирование: Никитина Е.Н., Пожилова Н.А. (2023) Последствия изменения климата: адаптационное
управление для снижения глобальных рисков // Общественные науки и современность. № 6. С. 48-59. DOI:
10.31857/S0869049923060047, EDN: MRFOCN.
Consequences of Climate Change: Adaptive
Governance for Global Risks Reduction
© E. NIKITINA, N. POZHILOVA
Elena N. Nikitina, Primakov National Research Institute of World Economy and International
Relations of RAS (Moscow, Russia), elenanikitina@bk.ru. ORCID: 0000-0002-8431-7990
Natalia A. Pozhilova, Primakov National Research Institute of World Economy and International
Relations, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), natalia229@mail.ru. ORCID: 0000-0002-
8404-1410
Abstract. Failures in adaptation of society to global challenges resulting from climate change,
including risks of natural disasters, are defined by a combination of ecological and societal factors which
result in growing human vulnerability and damages to critical infrastructure and economic sectors. They are
attributed to a high extent to loopholes in the emerging system of adaptive governance and human responses
at global, national and local levels. Innovative analysis is presented of major trends and approaches to the
multidisciplinary problem of solving the problem of societal adaptation to climate change impact with
associated transformations of socio-economic, legal, institutional frameworks and multilevel architecture
of adaptation climate policy and measures towards sustainability risks reduction. The features and factors
in formation of national and global adaptation regimes, innovations in the United Nations system towards
overcoming the gaps in implementation of its universal principles and norms, are analyzed. Global North-
South interactions in the formation of the international fund for loss and damage are tracked. Major
approaches to the contemporary and future design of an adaptive governance system is studied through the
assessment of interactions and linkages between climate change, global ice melting, doubling of average
rates of sea-level rise during XXI century, flood risks for coastal areas and small island states, packages
of adaptation response measures aimed at damage mitigation by vulnerable regions, communities and
stakeholders. In this context the role of recent dynamic developments of international regimes governing
adaptation to global climate change challenges and societal vulnerability reduction is reflected on the basis
of unpacking the major quests in implementation and effectiveness of adaptation policies.
Keywords: climate change, adaptive governance, international climate change regime
Сitation: Nikitina E.N., Pozhilova N.A. (2023) Consequences of Climate Change: Adaptive Governance for Global
Risks Reduction. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, no. 6, pp. 48-59. DOI: 10.31857/S0869049923060047, EDN:
MRFOCN.
49
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 6. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 6, pp. 48-59
Особенности контекста
Проблема изменения климата и его последствий занимает приоритетное место в гло-
бальной повестке среди главных вызовов мировому устойчивому развитию на ближайшую
и долгосрочную перспективу. Фокус международной дискуссии сейчас сконцентрирован
на возможных вариантах трансформации системы международной климатической поли-
тики и ответных действий. До сих пор в ней наблюдаются серьезные пробелы. Сформиро-
ванная на основе Рамочной конвенции ООН по изменению климата 1994 г. (РКИК ООН) и
разработанного в ее рамках Парижского соглашения по климату 2016 г., она базируется на
двух равновеликих и тесно взаимосвязанных принципах регулирования. Первый - сохра-
нение глобального климата путем снижения выбросов парниковых газов (ПГ), перехода
на низкоуглеродное развитие и поддержку поглотителей ПГ (леса). Второй - адаптация к
последствиям за счет действий, направленных на снижение общественных рисков и уяз-
вимости общества.
Однако на практике прослеживается дисбаланс в действиях мирового сообщества по
решению климатической проблемы. Разработка мер по снижению выбросов для ограни-
чения глобального потепления на уровне 1,5-2,0°C в последние десятилетия находится
в приоритете, а формированию системы адаптации к последствиям изменения климата
уделяется непропорционально скромное внимание. Наблюдается диспропорция и в гло-
бальной структуре климатического финансирования. В середине прошлого десятилетия
менее одной пятой международных финансов было направлено на адаптацию, в то время
как остальная часть предназначалась для мер по сокращению выбросов. Согласно послед-
нему докладу ВМО (Всемирная метеорологическая организация) о состоянии глобаль-
ного климата (2022 г.), каждый из последних восьми лет был теплее, чем предыдущий.
Отмечается рост интенсивности и увеличение масштабов климатически обусловленных
природных бедствий: чрезвычайных ситуаций с негативными последствиями для безопас-
ности человека и устойчивого развития, а именно наводнений, штормов, циклонов, ано-
мальной жары, засух, лесных пожаров и медленно распространяющихся или «ползучих»
стихийных бедствий (повышение уровня Мирового океана, опустынивание, разрушение
многолетней мерзлоты).
Разрушительные природные явления затрагивают все страны независимо от уровня
их социально-экономического развития. Статистика показывает, что мировой ущерб от
стихийных бедствий постоянно растет. Так, в 2022 г. количество смертельных случаев от
них увеличилось в 2 раза по сравнению со среднегодовыми показателями за предыдущее
десятилетие, а экономический ущерб возрос на 17%2.
Формирование системы климатической адаптации крайне актуально и требует совер-
шенствования междисциплинарных подходов. Выбор ответных решений - непростая
задача. Ее приходится решать в условиях высокой неопределенности, в том числе отно-
сительно сценариев глобального потепления, последствий экосистемных изменений для
общества. Особенно трудна в этих условиях задача набора сопряженных ответных дей-
ствий, обуславливающих трансформацию международного климатического режима и его
имплементацию на различных уровнях. Развитие системы адаптационного управления
представляется перспективным направлением решения глобальной климатической про-
блемы в современных условиях и в долгосрочной перспективе.
2 CRED 2022 Disasters in Numbers. Brussels, CRED. 2022. (https://cred.be/sites/default/files/2022_EMDAT_
report.pdf).
50
Е.Н. Никитина, Н.А. Пожилова. Последствия изменения климата: адаптационное управление для снижения глобальных рисков
E. Nikitina, N. Pozhilova. Consequences of Climate Change: Adaptive Governance for Global Risks Reduction
Природные бедствия и глобальные риски
В ближайшей перспективе проблемы изменения климата будут в пятерке основных
вызовов мировому развитию, благополучию планеты и ее жителей [Мир 2035… 2017].
В научных кругах все шире распространяется мнение о том, что большинство стихий-
ных бедствий обусловлено не только природными факторами, но и деятельностью чело-
века [Kelman 2022]. Расселение в затапливаемых поймах рек, близкое размещение зданий
у побережья, нарушение строительных норм, ошибки территориального планирования
усугубляют климатические проблемы. Это в равной мере относится ко всем странам, хотя
степень их уязвимости может различаться и быть обратно пропорциональной уровню их
социально-экономического развития и возможностям для ответных действий.
Все чаще при оценке масштабов последствий климатических изменений выделяют про-
блемы, связанные с просчетами в управлении рисками на различных уровнях. В докладе
Международного экономического форума по глобальным рискам 2022 г. неудачи климати-
ческих действий (climate action failure) выделены в качестве серьезных вызовов мировому
развитию3. ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) оценивает работу системы
управления климатическими действиями как недостаточно эффективную4. Из-за этого
разрыв между количественными целями и фактическим сокращением уровня выбросов
постоянно растет5.
Оценки последствий и состояния дел в сокращении рисков представлены на фоне
роста масштабов природных бедствий и причиненного ими ущерба в [Тихомиров 2019].
В 2022 г. в мире было зарегистрировано 387 крупных стихийных бедствий с серьезными
социально-экономическими последствиями. Их количество превысило средний годовой
показатель (370) за период 2002-2021 гг. В 2023 г. от разрушительных климатических явле-
ний пострадало 185 млн человек. Количество смертельных случаев составило 30,7 тыс.,
а мировой экономический ущерб - 223,8 млрд долл.6 2023 год стал самым «дорогим» с
начала века с точки зрения затрат на ликвидацию их последствий.
Адаптация: как жить с риском?
В условиях роста глобальной климатической изменчивости вряд ли можно рассчиты-
вать на то, что в мире удастся полностью предотвратить негативные последствия сти-
хийных бедствий и связанные с ними риски. В то же время набор ответных действий по
снижению рисков и смягчению уязвимости общества представляется реальной альтерна-
тивой, предлагаемой для того, чтобы «жить с риском» и связанными с ним неопределен-
ностями.
Адаптация общества - это приспособление социальных, экономических и институци-
ональных систем к происходящим и будущим климатическим изменениям и их послед-
ствиям, направленное на предотвращение, снижение и компенсацию вызванного ими
3 The Global Risks Report 2022. 17th Edition. World Economic Forum. Geneva, Switzerland. 2022. 117 p. (http://
wef.ch/risks2022).
4 Adaptation Gap Report 2022: Too Little, Too Slow. Climate adaptation failure puts world at risk. UNEP. Nairobi.
2022.
5 Мировое сообщество пока не в состоянии выполнить цель ограничения глобального потепления к концу
века даже до 2.0°С; осуществляемые сейчас меры могут удержать его на 2.4-2.6°C.
6 CRED 2022 Disasters in Numbers. Brussels, CRED. 2022. (https://cred.be/sites/default/files/2022_EMDAT_
report.pdf).
51
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 6. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 6, pp. 48-59
ущерба, а также на использование новых возможностей в результате изменения климата.
Адаптация предусматривает совокупность мер и предполагает трансформацию в инсти-
тутах, правовых и социально-экономических механизмах, технологиях и поведении насе-
ления и отдельных групп акторов с целью снизить уязвимость общества, обслуживающей
инфраструктуры и секторов экономики.
В настоящее время актуально формирование адаптационного управления - интегри-
рованной системы политики и мер на международном, национальном и местном уров-
нях, предполагающей разработку стратегий, механизмов и инструментов контроля над их
имплементацией. Ее особенность заключается в том, что принципы полицентричности
применяют, привлекая и согласуя подходы и действия государств, муниципалитетов, биз-
неса, населения, некоммерческих организаций, фондов и других стейкхолдеров [Ники-
тина 2019]. Принимать решения в условиях неопределенности с учетом динамичного
взаимодействия трансформирующихся социально-экономических систем с климатиче-
ской изменчивостью - серьезный вызов. Он осложняется недостаточной предсказуемо-
стью последствий и соответствующих схем адаптации к природным бедствиям в буду-
щем [Judd, Horne, Bond 2023]. При инновационном подходе делают акцент на гибкости
и маневренности институциональных структур в условиях высокой неопределенности и
возможных неожиданных будущих климатических изменений [Young 2017]. Адаптация
нуждается в грамотном управлении, поскольку большинство неудачных ответов на кли-
матические вызовы связаны с ошибками в выборе его вариантов [Adger, Arnell, Tomkins
2005]. Представляется, что необходимо увеличить горизонт планирования климатической
политики и мер адаптации из-за высокой вариативности будущих сценариев и послед-
ствий глобального климатического вызова в долгосрочной перспективе.
В настоящее время во многих государствах начали адаптацию к последствиям кли-
матических изменений. К 2022 г. большинство участников международного климатиче-
ского режима разработали планы адаптации, стратегии, законодательство, националь-
ную и региональную адаптационную политику и меры. Количество подключающихся
к этому процессу стран ежегодно растет. Национальные системы адаптации, стратегии,
механизмы их имплементации многообразны и предполагают применение различных
инструментов. Если раньше основной фокус был на разработке стратегий и подходов, то
в последние годы делают акцент на конкретных мерах и контроле над их выполнением.
Наблюдается расширение участия и поддержки адаптации государств со стороны между-
народных институтов.
При этом отмечают и ряд серьезных проблем. Среди них - недостаточность финан-
совых ресурсов. Так, международные финансовые потоки, направляемые на адаптацию
в развивающихся странах, в 5-10 раз ниже их фактических потребностей, и разрыв уве-
личивается. Согласно оценкам, к 2030 г. ежегодная мировая потребность в финансовых
ресурсах для адаптации может составить 160-340 млрд долл., а к 2050 г. возрасти до
315-565 млрд долл.7 Без должного финансового обеспечения результаты адаптационных
мер не могут быть адекватными возрастающим климатическим рискам. Вместе с тем ана-
литики указывают, что высокий уровень финансирования не может компенсировать про-
счеты в управлении адаптацией [Порфирьев, Терентьев, Зинченко 2023].
Таким образом, существует разрыв между стратегиями адаптации и результатами их
имплементации: адаптация недостаточно активна, а меры принимают крайне медленно.
7 Adaptation Gap Report 2022: Too Little, Too Slow. Climate adaptation failure puts world at risk. UNEP. Nairobi.
2022.
52
Е.Н. Никитина, Н.А. Пожилова. Последствия изменения климата: адаптационное управление для снижения глобальных рисков
E. Nikitina, N. Pozhilova. Consequences of Climate Change: Adaptive Governance for Global Risks Reduction
К типичным недостаткам системы адаптационного управления, характерным для боль-
шинства стран глобального Севера и Юга, относятся следующие:
1) проблемы институциональной и секторальной координации;
2) пробелы интеграции политики адаптации в территориальное планирование;
3) недостаточное участие местного населения и стейкхолдеров в обсуждении и согла-
совании адаптационных решений;
4) коррупционная составляющая финансовых потоков от центра на места;
5) акценты на краткосрочных проектах в ущерб долгосрочной устойчивости.
Климат и лед:
последствия глобальных изменений
Среди климатических вызовов, требующих междисциплинарного подхода, особое
место занимают последствия таяния льдов, т. е. разрушение ледового покрова суши и
моря. В результате потепления наблюдается медленное повышение уровня Мирового оке-
ана и затопление низменных прибрежных районов континентальных и островных госу-
дарств. В решении этой проблемы рельефно прослеживаются особенности и тенденции,
характерные для глобального адаптационного управления: (а) последствия ускорения
«ползучих» природных бедствий; (б) высокая степень неопределенности и вариативности
их сценариев в долгосрочной перспективе; (г) синергия рисков и ответных действий в
случае сочетания с другими климатическими бедствиями (речные наводнения, эрозия и
разрушение берегов, штормы и циклоны, разрушение многолетней мерзлоты); (д) сово-
купность факторов и цепочки прямых и косвенных причинно-следственных связей в при-
родных и общественных трансформациях.
Таяние льдов и разрушение ледового покрова полярных районов, где сосредоточены
99% ледников планеты - основная причина ежегодно ускоряющегося повышения уровня
моря. По оценкам, изменение климата Арктики происходит сейчас в 3 раза быстрее, чем в
других регионах планеты; морской ледовый покров здесь сократился на 43% за последние
40 лет, а к середине столетия Арктика может стать свободной ото льда в летний период.
В течение XX в. зарегистрирован рост уровня Мирового океана на 17 см, а к 2100 г.
его повышение может составить от 0,5 до 2,0 м. Одновременно наблюдается и отступле-
ние горных ледников суши (покрывают около 11% площади континентов) умеренных и
тропических широт, а также разрушение многолетней мерзлоты (25% территории суши)8.
Такие природные трансформации приводят не только к повышению уровня Мирового
океана, но и к дальнейшему росту глобальной климатической изменчивости и интенсив-
ности природных бедствий.
В 2020 г. почти 11% мирового населения (около 900 млн чел.) проживало в низмен-
ных прибрежных районах, расположенных не выше 10 м над уровнем моря. Объем сосре-
доточенных здесь экономических активов исчислялся примерно в 6,5-11 млрд долл.9; к
2050 г. численность жителей на потенциально затапливаемых побережьях может достичь
1 млрд. Уязвимы побережья практически всех государств мира, например, Нидерландов
или Бангладеш. В особую зону риска входят урбанизированные территории с высокой
плотностью заселения, а также населенные пункты с преобладающим маргинальным
8 Arctic Climate Change Update 2021: Key Trends and Impacts. AMAP. Tromso, Norway. 148 p.
9 Climate Change 2022. Impacts, Adaptation and Vulnerability. Working Group II Contribution to the Sixth
Assessment Report of the IPCC. IPCC. Cambridge University Press, Cambridge, UK and NY, USA. 3068.
53
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 6. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 6, pp. 48-59
населением10. Уровень риска высок для береговых районов Восточной и Юго-Восточ-
ной Азии, Скандинавии, на востоке США и севере Канады. Социально-экономическая
уязвимость прибрежных районов бедных стран выше, чем богатых, поскольку у послед-
них сравнительно больше возможностей для мер по защите и стабилизации побережья, а
также обеспечения безопасности за счет более развитых систем раннего предупреждения
населения о природных бедствиях. Дело в том, что расходы на предотвращение разруши-
тельных последствий стихийных бедствий и защиту берегов ниже, чем ущерб от бездей-
ствия. По оценкам Zurich Insurance Company, в последнее десятилетие затраты на ликви-
дацию последствий природных бедствий, прежде всего наводнений и подтоплений, были
в среднем в 9 раз выше расходов на их предупреждение11.
Наступление моря: пакет для адаптации
Среди главных условий эффективности адаптационных мер - сочетания инструментов
управления и их тесная координация.
Структурные меры. Ключевая особенность адаптационного управления в прибреж-
ных районах - активное применение структурных мер. Инженерные и гидротехнические
сооружения составляют основу защиты прибрежных районов от затопления и предупреж-
дения его разрушительных последствий. Традиционно их широко используют развитые и
развивающиеся страны, а накопленный мировой опыт такой практики адаптации доста-
точно многообразен [Handbook of Water Resources… 2022, Measuring Vulnerability… 2013].
При наступлении моря на сушу практикуют возведение бетонных морских стен, дамб,
волнорезов, систем отводных каналов и резервуаров и др. Так, система защиты создана в
Амстердаме, а столица Мальдивских островов со всех сторон обнесена бетонной стеной.
Роль таких мер в национальных стратегиях прибрежной адаптации велика, и скорее всего
эти меры останутся эффективными на среднесрочную перспективу. Их активно приме-
няют в высоко-урбанизированных районах из-за дополнительных возможностей исполь-
зовать под строительство, инфраструктуру и в рекреационных целях.
Популярные в Японии «супер-дамбы» (например, в Токио) служат для размещения
торговых центров, парковок, складских помещений. Среди негативных аспектов - допол-
нительные затраты по их регулярному обслуживанию и поддержанию сохранности.
Они также могут содействовать дальнейшей урбанизации, создавая обманчивую уверен-
ность в безопасности прибрежных районов от подтопления. Вряд ли эти меры можно рас-
сматривать как действенные в долгосрочной перспективе при значительном повышении
уровня моря. Все большую популярность в густонаселенных и быстрорастущих городах
приобретают инженерные интервенции по «завоеванию территории» у моря: площадь
агломераций расширяют путем сооружения укрепленных насыпей, отдаляя тем самым
береговую линию от центра города. Согласно спутниковым данным, за последние три
десятилетия территория береговых зон в мире расширилась на 14-34 тыс. км2. Контроль
над выполнением защитных мер обычно входит в сферу ответственности государства.
Релокация. Наиболее действенный инструмент защиты от разрушительных послед-
ствий затопления - избегать заселения потенциально опасных районов. Следует под-
черкнуть, что в современных условиях переселение жителей (добровольная миграция,
10 По оценкам, если за сто лет увеличение уровня моря составит 0,15 м, то доля населения в зоне риска воз-
растет на 20%, при подъеме на 0,75 м - вдвое.
11 A look at five years of supporting communities building resilience against floods. Flood Resilience Alliance.
March 07, 2018. (https://www.zurich.com/en/knowledge/topics/flood-resilience/flood-resilience-alliance-2).
54
Е.Н. Никитина, Н.А. Пожилова. Последствия изменения климата: адаптационное управление для снижения глобальных рисков
E. Nikitina, N. Pozhilova. Consequences of Climate Change: Adaptive Governance for Global Risks Reduction
принудительное и плановое отселение) и перенос инфраструктуры из опасных и разру-
шающихся прибрежных районов оценивают как эффективный, но агрессивный способ
снижения уязвимости из-за многочисленных сопутствующих социально-экономических
издержек. Обычно его считают крайней мерой климатической адаптации, поскольку
вынужденное переселение обычно связано с сопротивлением и нежеланием местных
жителей покидать места традиционного проживания. Трудности отселения в безопасные
районы связаны и с серьезными финансовыми затратами, и с институциональными барье-
рами. Однако они могут быть преодолены за счет эффективных адаптационных стратегий,
применения материальных и финансовых стимулов, наличия привлекательных участков и
инфраструктуры в новых поселках. Так, проект строительства мощной береговой стены
в Джакарте одновременно предусматривает переселение жителей большинства прибреж-
ных жилых кварталов по программам реновации. Расширяют релокацию в арктических
районах Аляски и Канады, подверженных комбинации рисков наступления моря, таяния
вечной мерзлоты, береговой эрозии и разрушения зданий в прибрежных поселках.
Недавно в США была утверждена стимулирующая федеральная программа финанси-
рования переселения ряда деревень коренных жителей из прибрежных районов Аляски
из-за рисков изменения климата. На начальном этапе предусматривается выделение
по 25 млн долл. двум общинам коренных народов (Newtok, Napakiak) для полной или
частичной релокации. Еще четыре общины получили гранты по 5 млн долл. для учас-
тия в разработке будущих планов переселения или укрепления существующих домов и
инфраструктуры в зонах риска12. На подготовительной стадии будет отработана общая
институциональная модель федеральной помощи для отселения из климатически уяз-
вимых прибрежных поселков. Согласно оценкам 2020 г. американского Бюро по делам
индейцев, расходы на переселение местных жителей из климатически уязвимых районов
Аляски в следующие 50 лет могут составить 5 млрд долл.13
Регулирование и нормирование - это наиболее распространенный сквозной инстру-
мент адаптационного управления и составной элемент национальных и местных страте-
гий адаптации в большинстве стран. Схемы «умного» территориального планирования,
технические регламенты расселения в прибрежных районах, разрешения на строитель-
ство, лимиты для новых построек и инженерные нормы предусмотрены в соответству-
ющих разделах законодательства. В зависимости от локальных особенностей, системы
регулирования могут включать регламенты по эксплуатации инфраструктуры, промыш-
ленных и защитных сооружений, требования по освобождению от застройки береговой
линии и дельт впадающих в море рек, нормы по укреплению и подъему фундаментов
зданий и инфраструктуры, по совершенствованию их водонепроницаемости, укреплению
дренажных систем в городах, а также требования раннего оповещения населения о про-
гнозируемых стихийных бедствиях. Так, во Французской Полинезии на густонаселенных
островах стандарт строительства жилых домов на уровне 1,5 м над землей используют
как защитную меру против их подтопления, а соответствующие инженерные работы суб-
сидирует правительство по программе предотвращения рисков. В ряде стран требование
12 Финансирование программы релокации проводят за счет фондов в рамках «Акта по инвестициям в инфра-
структуру и рабочие места» в размере 115 млн долл. в 2021 г.; 17,7 млн долл. выделило Федеральное агентство
по чрезвычайным ситуациям, 2 млн долл. - Комиссия Денали. Rough-Polished. (http://www.rough-polished.com/ru/
arctica/128511.html).
13 BIA Branch of Tribal Climate Resilience Regional Assessment Report. Bureau of Indian Affairs Branch of Tribal
Climate Resilience and the United States Geological Survey. National Climate Adaptation Science Center. 2022. (https://
www.bia.gov/sites/default/files/dup/inline-files/12.2.22_final_draft_tcr_regional_assessment_bao_approved_508.pdf).
55
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 6. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 6, pp. 48-59
поднимать уровень зданий рассматривают как перспективный инструмент регулирования,
особенно для безопасности в дорогих районах, с которыми связаны высокие ожидания
получить доходы от продажи или аренды земельных участков и развития туризма. Задачи
регулирования также связаны с повышением информированности населения и бизнеса
относительно последствий стихийных бедствий, норм строительства жилья, используе-
мых материалов (например, кирпич вместо дерева).
Экономические инструменты. Среди наиболее распространенных инструментов в
последние годы можно выделить экономическую поддержку со стороны государства; сти-
мулы, поощрение инноваций по защите зданий, сооружений и территорий; инициативы
для местных жителей и секторов экономики по укреплению устойчивости к природным
рискам. Так, в Каталонии государственное финансирование предоставляют для укрепле-
ния пляжей и создания местных адаптационных фондов. На Аляске правительственная
поддержка и субсидии местным жителям становятся универсальным средством адаптаци-
онных программ. Экономические инструменты актуальны не только для местного населе-
ния, но и для развития бизнеса в прибрежных районах. Инициативы по созданию новых
рабочих мест и рынков товаров и услуг по защите от подтопления, поддержанию и обслу-
живанию прибрежной инфраструктуры, развитию малого и среднего бизнеса в туристи-
ческом секторе все чаще применяют в местных стратегиях адаптации. Интересны и новые
механизмы по стимулированию развития частно-государственного партнерства для мер
адаптации на побережьях, в том числе с привлечением частных компаний по недвижи-
мости к участию в инфраструктурных проектах, особенно в фешенебельных кварталах
прибрежных городов.
Активизируется практика применения заемных средств, а также систем налоговых
льгот для привлечения инвестиций в инфраструктуру защиты от подтопления. Наблюда-
ется расширение видов страховых и перестраховочных услуг, а в страховых продуктах
все чаще учитывают климатический фактор. Интересны практики ряда региональных
программ страхования рисков в чрезвычайных ситуациях. К ним относится проект Все-
мирного банка по созданию Тихоокеанской компании страхования от катастроф (Pacific
Catastrophe Insurance Company) для программ расширения доступности услуг страхова-
ния в регионе. Однако страхование климатических рисков в настоящее время развито
недостаточно, а доля страхового покрытия ущерба от природных бедствий, например, в
развивающихся странах, незначительна и пока не пользуется популярностью у местного
населения.
Мировая практика показывает, что главный барьер на пути снижения рисков от измене-
ния климата связан с необходимостью привлекать крупные финансовые ресурсы. Так, по
данным Счетной палаты правительства США, только на Аляске фактические расходы
федерального бюджета за 5-летний период 2016-2020 гг. на защиту поселков, восстанов-
ление и укрепление разрушенной из-за стихийных бедствий инфраструктуры составили
примерно 400 млн долл.14 Детальные глобальные оценки фактических и будущих финан-
совых потребностей для снижения уязвимости прибрежных районов достаточно противо-
речивы. Согласно недавним расчетам, мировые расходы на защиту побережий путем стро-
ительства дамб оценивают примерно в 12-71 млрд долл. при повышении уровня моря на
высоту 1,2 м [Hinkel et al. 2018]. Однако результаты анализа затрат показывают, что стро-
ительство гидротехнических сооружений с финансовой точки зрения может быть эффек-
14 Alaska Native Issues: Federal Agencies Could Enhance Support for Native Village Efforts to Address
Environmental Threats. U.S. Government Accountability Office. May 18, 2022. (https://www.gao.gov/products/gao-22-
104241).
56
Е.Н. Никитина, Н.А. Пожилова. Последствия изменения климата: адаптационное управление для снижения глобальных рисков
E. Nikitina, N. Pozhilova. Consequences of Climate Change: Adaptive Governance for Global Risks Reduction
тивной мерой защиты в основном для богатых или густонаселенных побережий, так как в
других районах они, скорее всего, не окупятся.
Необходимо подчеркнуть, что особо остро финансовые проблемы адаптации прояв-
ляются в странах глобального Юга и небольших островных государствах, не обладаю-
щих адекватным потенциалом для мобилизации необходимых ресурсов. В большинстве
случаев их бюджет на адаптацию прибрежных районов ограничен и зависит от помощи
международных доноров. Практика показывает, что иностранная помощь обычно лими-
тирована и краткосрочна. Например, ситуация в Бангладеш и Кирибати продемонстриро-
вала, что возможности привлечь необходимое оборудование и материалы за пределами
стартовых проектов финансирования ограничены. В странах, расположенных в бассейнах
Атлантического и Индийского океанов, 75% финансовой помощи предоставляют в виде
заемных средств, а остальную часть выделяют за счет грантов15.
Обычно помощь предоставляют под конкретные проекты и определенным секторам
экономики и направляют на приоритеты доноров, которые могут не совпадать с целями
островных государств-реципиентов.
Новые направления глобального взаимодействия
Представляется, что адаптация к последствиям глобальных климатических изме-
нений для снижения связанных с ними рисков становится новым важным сегментом
многостороннего взаимодействия и правового регулирования и имеет ряд особенностей
и тенденций.
Во-первых, происходит достаточно динамичное развитие глобального климатического
режима РКИК ООН и имплементации ее Парижского соглашения, предусматривающего
международные нормы регулирования адаптации (ст. 42-65), в том числе финансовые
аспекты и инновационные договоренности относительно компенсации ущерба особо уяз-
вимым странам и регионам. К концу 2022 г. отмечен прогресс во взаимодействии стран
Север-Юг по адаптации к последствиям природных бедствий. Так, на 27-й Климатической
конференции сторон было принято решение создать новый глобальный климатический
Фонд по компенсации ущерба и потерь особо уязвимых развивающихся стран. Этот фонд
дополняет систему многосторонних «зеленых» финансовых институтов, включающую
в т. ч. Зеленый климатический фонд, Фонд адаптации и др. [Худякова 2018]. Предпола-
гается, что финансировать его будут за счет ежегодных поступлений от стран с высо-
ким уровнем выбросов парниковых газов. Создание фонда - это итог трех десятилетий
динамичных международных переговоров. Они характеризовались противоречиями из-за
различий в интересах потенциальных доноров (ЕС и США - крупные производители
выбросов парниковых газов) и реципиентов финансовой помощи (развивающиеся страны
Группы 77, особо уязвимые к последствиям климатических изменений).
Во-вторых, прослеживается новая тенденция в системе ООН. Происходит усиление
таких специализированных учреждений, как Всемирная метеорологическая организа-
ция (ВМО), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и ЮНЕСКО, которые от
декларативного участия переходят к содействию конкретным программам адаптации.
Преодоление фрагментации в их деятельности стало прорывом в обеспечении мирового
устойчивого развития. Среди других изменений можно отметить, что учреждения ООН
15 UNEP’s Adaptation Gap Report 2023: Underfinanced. Underprepared - Inadequate investment and planning on
climate adaptation leaves world exposed. UNEP. 02 NOVEMBER 2023. (https://www.unep.org/resources/adaptation-
gap-report-2023).
57
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2023. № 6. С. 48-59
SOCIAL SCIENCES AND CONTEMPORARY WORLD, 2023, no. 6, pp. 48-59
усиливают координацию в принятии решений, регулярно проводят оценки фактического
состояния дел и эффективности мер по адаптации, поддерживают формирование систем
больших данных и мобилизации финансовых ресурсов, чтобы снизить уязвимость отдель-
ных стран и регионов перед стихийными бедствиями.
В-третьих, углубляют свои компетенции отдельные специализированные учреждения
и институты ООН. Например, интересные перспективы связаны с работой ее специального
органа по сокращению рисков природных бедствий (UN Disaster Risk Reduction, UNDRR).
Совместно с Всемирным банком и другими международными организациями создано гло-
бальное партнерство для программ адаптации к изменению климата, чтобы снизить риск
стихийных бедствий в развивающихся странах (The Global Facility for Disaster Reduction
and Recovery, GFDRR16) и выполнить Сендайскую глобальную рамочную стратегию 2015-
2030 гг. (Sendai Framework). Это направление тесно связано с деятельностью по семнад-
цати Целям ООН по устойчивому развитию к 2030 г., в частности, в рамках Цели № 13
(«Глобальный климат и устойчивое развитие»), а также разработанных в последнее деся-
тилетие многочисленных региональных программ снижения климатических рисков для
населения уязвимых стран. Представляется, что эффективность глобального сотрудниче-
ства в рамках ООН напрямую зависит от успешности выполнения ее программ и практи-
ческого вклада региональных, национальных и локальных акторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Мир 2035. Глобальный прогноз (2017) Ред.: Дынкин А.А. М.: Магистр. 352 с.
Mir 2035. Globalny prognoz [World in 2035. Global Forecast] (2017) Ed(s): Dynkin A.A. Moscow:
Magistr. 352 p. (In Russ.)
Никитина Е.Н. (2019) Изменение климата в Арктике: адаптация в ответ на новые вызовы // Кон-
туры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 12. № 5. С. 177-200.
Nikitina E.N. (2019) Izmenenie klimata v Arktike: adaptacziya v otvet na novy’e vy’zovy’ [Climate
Change in the Arctic: Adaptation to New Ahallenges]. Kontury global`nykh transformaczij: politika, eko-
nomika, pravo. vol. 12, no. 5, pp. 177-200 (In Russ.)
Порфирьев Б.Н., Терентьев Н.Е., Зинченко Ю.В. (2023) Планирование адаптации к изменениям
климата: мировой опыт и возможности для устойчивого социально-экономического развития Рос-
сии // Проблемы Прогнозирования. № 2. С. 154-168. DOI: 10.47711/0868-6351-197-154-168
Porfir`ev B.N., Terent`ev N.E., Zinchenko Yu.V. (2023) Planirovanie adaptacii k izmeneniyam klimata:
mirovoj opyt i vozmozhnosti dlya ustojchivogo soczialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Planning
of Adaptation to Climate Change: World Experience and Opportunities for Sustainable Socio-Economic
Development in Russia]. Problemy` Prognozirovaniya. no. 2, pp. 154-168. DOI: 10.47711/0868-6351-
197-154-168 (In Russ.)
Тихомиров С.Н. (2019) Международно-правовой аспект решения всеобщей проблемы роста
ущерба от стихийных бедствий // Государство и право. № 10. С. 121-129.
Tikhomirov S.N. (2019) Mezhdunarodno-pravovoj aspect resheniya vseobshhej problemy rosta ush-
herba ot stikhijnykh bedstvij [International Law Aspects in Solving Universal Problem of Growing Damage
from Natural Disasters]. Gosudarstvo i pravo. no. 10, pp. 121-129 (In Russ.)
16 Предусматривает финансовые механизмы по предоставлению грантов и научно-технической помощи
странам с акцентом на конкретных направлениях снижения рисков, защиту критической инфраструктуры, раз-
витии климатического обслуживания, обеспечении доступа к системам больших данных о рисках стихийных
бедствий.
58
Е.Н. Никитина, Н.А. Пожилова. Последствия изменения климата: адаптационное управление для снижения глобальных рисков
E. Nikitina, N. Pozhilova. Consequences of Climate Change: Adaptive Governance for Global Risks Reduction
Худякова Л.С. (2018) Реформа глобальных финансов в контексте устойчивого развития // Миро-
вая экономика и международные отношения. Т. 62. № 7. С. 38-47.
Khudyakova L.S. (2018) Reforma global`ny`kh finansov v kontekste ustojchivogo razvitiya [Reform
of Global Finance in the Context of Sustainable Development]. Mirovaya e`konomika i mezhdunarodny`e
otnosheniya. vol. 62, no. 7, pp. 38-47. (In Russ.)
Adger W., Arnell N., Tompkins E. (2005) Successful Adaptation to Climate Change Across Scales //
Global Environmental Change. No. 15. Pp. 77-86.
Handbook of Water Resources Management: Discourses, Concepts and Examples (2022). Ed(s): Bog-
ardi J., Gupta J. et al. Netherlands: Springer. 810 p.
Hinkel J. et al. (2018) The Ability of Societies to Adapt to Twenty-First-Century Sea-Level Rise //
Nature Climate Change. No. 8, pp. 570-578.
Judd M., Horne A.C., Bond N. (2023) Perhaps, Perhaps, Perhaps: Navigating Uncertainty in Environ-
mental Flow Management // Frontiers in Environmental Science. Vol. 11. DOI: 10.3389/fenvs.2023.1074896
Kelman I. (2020) Disaster by Choice: How Our Actions Turn Natural Hazards into Catastrophe. Ox-
ford, UK: Oxford University Press. 192 pp.
Measuring Vulnerability to Natural Hazards: Towards Disaster Resilient Societies (2013) Second
Edition. Ed(s): Birkmann J. Tokyo-NY-Paris: United Nations University Press. 720 p.
Young O.R. (2017) Governing Complex Systems: Social Capital for the Anthropocene. London,
Massachusetts: The MIT Press Cambridge. 279 p.
Информация об авторах
Никитина Елена Николаевна, кандидат экономических наук, заведующая сектором глобаль-
ных экономических проблем, Национальный исследовательский институт мировой экономики и
международных отношений им. Е.М.Примакова РАН. Адрес: 117997, Россия, Москва, Профсоюзная
ул., д. 23. E-mail: elenanikitina@bk.ru
Пожилова Наталья Андреевна, кандидат юридических наук, научный сотрудник, Националь-
ный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. При-
макова РАН. Адрес: 117997, Россия, Москва, Профсоюзная ул., д. 23. E-mail: natalia229@mail.ru
About the authors
Elena N. Nikitina, Candidate of Sciences (Economics), Head of Sector for Global Economic Problems,
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of
Sciences. Address: 117997, Russia, Moscow, Profsouznaya st., 23. E-mail: elenanikitina@bk.ru
Natalia A. Pozhilova , Candidate of Sciences (Law), Research Fellow, Primakov National Research
Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences. Address: 117997,
Russia, Moscow, Profsouznaya st., 23. E-mail: natalia229@mail.ru
Статья поступила в редакцию / Received: 29.04.2023
Статья поступила после рецензирования и доработки / Revised: 18.07.2023
Статья принята к публикации / Accepted: 30.10.2023
59