Журнал прикладной химии. 2019. Т. 92. Вып. 5
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ
УДК 536.463, 662.61
ГОРЕНИЕ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА В ГАЗОГЕНЕРАТОРЕ
ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
ПРИ БОЛЬШОМ СОДЕРЖАНИИ МЕТАЛЛА
© А. В. Байков1,2, А. Ф. Жолудев2, М. Б. Кислов2, И. В. Пучковский2,
М. С. Шаров1,2, А. В. Шиховцев2, Л. С. Яновский1,2
1 Центральный научно-исследовательский институт авиационного моторостроения
им. П. И. Баранова, Москва
2 Институт проблем химической физики РАН, г. Черноголовка Московской обл.
E-mail: shav@icp.ac.ru
Поступила в Редакцию 28 сентября 2018 г.
После доработки 30 января 2019 г.
Принята к публикации 4 февраля 2019 г.
Исследованы особенности горения твердого топлива с высоким содержанием металла (свыше 40%) в
условиях отдельно расположенного газогенератора воздушно-реактивного двигателя. Показано, что
твердое топливо с высоким содержанием металла горит в режиме преимущественного тепловы-
деления в конденсированной фазе. Установлено, что металлическое горючее в условиях конденсиро-
ванной фазы служит не простым поглотителем тепла, а играет активную роль в процессе горения.
Окисление металла в условиях конденсированной фазы обеспечивает поддержание теплового баланса
конденсированной фазы при горении твердого топлива.
Ключевые слова: твердое топливо; газогенератор; воздушно-реактивный двигатель; горение; метал-
лическое горючее; окислитель; горючее-связующее; твердый остаток
DOI: 10.1134/S0044461819050037
В настоящее время в большинстве промышленно
дого топлива вытекает из сопла двигателя, создавая
развитых стран мира ведутся активные работы по соз-
силу тяги [1].
данию ракет с прямоточными воздушно-реактивными
Чтобы повысить теплотворную способность то-
двигателями (ПВРД) на твердом топливе. Интерес к
плива и увеличить дальность полета ракеты, в состав
их созданию вызван тем, что такие двигатели спо-
газогенераторного топлива вводят частицы алюми-
собны обеспечить в 2-3 раза большую дальность
ния, магния, бора. При этом массовую долю метал-
полета, чем традиционные ракетные двигатели на
лических частиц в заряде стремятся по возможности
твердом топливе (РДТТ). В ПВРД на твердом топливе
увеличить. Так, например, в патенте [2] предлагается
горение топлива, как правило, происходит в отдель-
топливо, содержащее 52% металлического горючего
но расположенном газогенераторе. Образовавшиеся
(бор), 25% окислителя (перхлората аммония) и 23%
продукты сгорания истекают из газогенератора в
горючего-связующего (каучука).
воздушный тракт камеры сгорания ПВРД, где они
Цель данной работы заключалась в исследовании
догорают после смешения с атмосферным воздухом.
процесса горения металлизированного топлива с тем,
Горячий воздух вместе с продуктами догорания твер-
чтобы увеличить долю металлического горючего в за-
567
568
Байков А. В. и др.
топлива торцевого горения 3 имеет бронирование 4,
предотвращающее его горение по боковым поверхно-
стям. В газогенераторе размещены вольфрам-рение-
вые термопары с открытым спаем 5. Одна термопара
служит для определения температуры газов вблизи
от горящей поверхности, другая — для определения
температуры перед соплом. Давление измеряется
по отдельному каналу 6, открывающемуся в при-
соединенный объем газогенератора. Для измерения
давления в камере газогенератора используются тен-
зометрические датчики давления. Воспламенение
заряда производится с помощью воспламенителя,
инициируемого с помощью электрозапала, провода
от которого выводятся через сопло.
Типичные циклограммы давления и температуры
продуктов сгорания в объеме газогенератора, полу-
ченные в экспериментах, представлены на рис. 2.
В проведенных экспериментах стационарное горение
Рис. 1. Схема стендового газогенератора, предназна-
топлива происходило при давлении 0.5-1.0 МПа, без
ченного для испытания модельных образцов твердого
проявлений неустойчивости, с линейной скоростью
топлива.
3.3-3.4 мм·с-1.
1 — силовой корпус, 2 — теплозащитное покрытие, 3
Анализ результатов проведенных исследований.
заряд твердого топлива, 4 — бронировка заряда, 5 — тер-
Согласно современным представлениям о процессе
мопары, 6 — канал измерения давления.
горения твердого топлива, разложение перхлората
аммония является основным источником тепла, обе-
ряде для повышения дальности полета ракеты, на
спечивающим нагревание и разложение твердого
которой это топливо используется.
вещества заряда в условиях конденсированной фазы
Экспериментальные исследования модельного
(или К-фазы) [4-6]. Образовавшиеся при этом газы
газогенератора твердого топлива. На рис. 1 пред-
горят над твердой поверхностью и создают тепловой
ставлена схема твердотопливного газогенератора,
поток, который поступает в К-фазу, поддерживая
который использовался для исследования характери-
в ней тепловой баланс, необходимый для горения
стик горения модельных образцов твердого металли-
топлива.
зированного топлива. Газогенератор имеет силовой
Но в случае топлива с составом, указанным в па-
корпус 1, который воспринимает давление образу-
тенте [3], выделение тепла от разложения перхлората
ющихся при горении топлива газов. Для защиты от
аммония способно обеспечить менее 50% от общего
контакта с горячими газами корпус имеет теплоза-
количества тепла, необходимого для нагревания и
щитное покрытие на основе каучука 2. Заряд твердого
разложения твердого топлива (рис. 3).
Рис. 2. Циклограммы давления и температуры газов в газогенераторе при горении образца твердого топлива.
Горение твердого топлива в газогенераторе воздушно-реактивного двигателя при большом содержании металла
569
вой поток в данном случае не превышает 50 кВт·м-2,
что примерно на два порядка меньше величины,
необходимой для поддержания теплового баланса.
Остается предположить, что в К-фазе существуют до-
полнительные источники тепла, присутствие которых
не учитывается в традиционной теории.
Экспериментальные исследования отдельных
аспектов процесса горения высокометаллизирован-
ного топлива. Для проверки гипотезы о дополнитель-
ных источниках тепла были проведены эксперименты
по сжиганию модельных образцов твердого топлива
в бомбе постоянного давления [8]. Для проведения
экспериментов использовались модельные смеси,
Рис. 3. Изменение энтальпии продуктов разложения
имитирующие образцы твердого топлива, которые
К-фазы твердого топлива и количества тепла, которое
проходили испытания в условиях стендового газо-
может выделиться в К-фазе за счет разложения окис- генератора.
лителя в зависимости от температуры поверхности
Составы образцов, проходивших испытания в бом-
твердого топлива для топлива, аналогичного топливу, бе постоянного давления, представлены в табл. 1.
указанному в патенте [3].
Образцы топлива готовили в лабораторных ус-
1 — энтальпия продуктов разложения твердого топлива, ловиях. Использовали мелкодисперсный перхлорат
2 — количество тепла при разложении перхлората ам-
аммония с максимальным диаметром частиц 50 мкм,
мония.
порошок алюминия АСД-4 и мелкодисперсный по-
рошок аморфного бора БСД-УП3-Э. В качестве ка-
Поскольку горение твердого топлива возможно
тализатора, способствующего ускорению горения
только при поддержании теплового баланса в К-фазе,
топлива, использовалось металлоорганическое сое-
можно предполагать, что недостающее тепло К-фаза
динение ДАФ [1,1-диэтилферроцен (C5H4C2H5)2Fe].
получает за счет теплового потока, приходящего из
Образцы имели цилиндрическую форму диаметром
газовой фазы. Но, как показывают оценки [7], тепло-
7 мм и длиной 10-11 мм. Каждый образец помещали
Таблица 1
Составы модельных образцов твердого топлива, аналогичных по составу образцам топлива,
проходившим испытания в условиях газогенератора
Катализатор
Окислитель
Металлическое горю-
ДАФ-2
№ состава
Горючее-связующее, мас%
(ПХА), мас%
чее, мас%
(сверх 100%
основного состава)
1
30.0
Синтетический изопреновый каучук — 30.0
Al — 40.0
3.0
2
30.0
Синтетический изопреновый каучук — 30.0
B — 40.0
3.0
2*
30.0
Синтетический изопреновый каучук — 30.0
B — 40.0
0.0
3
30.0
Cинтетический диеновый каучук — 30.0
Инертный имитатор
3.0
металла Al2O3
40.0
4
30.0
Cинтетический диеновый каучук — 30.0
Инертный имитатор
3.0
металла MgO —
40.0
5
30.0
Cинтетический диеновый каучук — 30.0
Zr — 32.8
3.0
B — 8.2
* Cостав не содержал катализатора ДАФ.
570
Байков А. В. и др.
Таблица 2
Результаты испытаний образцов топлива в приборе высокого давления
Скорость горения,
Твердый
№ состава
Давление, МПа
Масса образца, г
испытания
мм·с-1
остаток, мас%
1
1
1.0
3.3
1.02
59.7
2
1
2.0
4.1
1.03
58.7
3
2
4.6
5.5
0.88
62.3
4
2
1.0
2.35
1.0
56.0
5
2
2.0
3.7
0.98
56.1
6
2
5.0
5.4
1.0
64.0
7
2*
2.0
2.4
1.15
64.4
8
Контрольный
2.0
3.9
0.88
65.9
образец
топлива
9
3
5.0
Горение
1.20
отсуствует
10
4
5.0
Горение
1.18
отсутствует
11
5
2.0
5.2
1.50
52.3
12
5
2.0
5.3
1.03
54.0
в стакан из текстолита, который оставлял свобод-
диспергируется в твердом виде вместе с металличе-
ной только одну торцевую поверхность, по которой
скими частицами.
происходило горение. Перед установкой в стакан
При замене металлического горючего в образце на
негорящие поверхности образца покрывали эпоксид-
инертное вещество (испытания № 9, 10, табл. 2) го-
ным клеем. Контрольный образец твердого топлива
рения образцов не наблюдалось. Это свидетельствует
готовили путем вырезания цилиндрического образца
о том, что дополнительное тепловыделение в К-фазе
из заряда заводского изготовления и также устанав-
твердого топлива связано в основном с окислением
ливали в стакан из текстолита.
металлических частиц. Окисление горючего-связу-
Все образцы сжигали в бомбе постоянного дав-
ющего тоже вносит определенный вклад (испытание
ления емкостью 3 л. Повышенное давление созда-
№ 7), но он не является ведущим, так как при отсут-
валось путем заполнения свободного объема бомбы
ствии металла в заряде горение твердого топлива
сжатым азотом. Результаты проведенных испытаний
становится невозможным.
представлены в табл. 2. Как показали эксперименты,
Замена частиц бора на алюминий не приводит к
при сжигании образцов топлива в бомбе постоянного
существенному изменению скорости горения. Но
давления диспергирование твердых частиц из тексто-
введение в состав топлива химически более актив-
литового стакана в объем бомбы происходило не пол-
ного тяжелого металла — циркония дает увеличение
ностью. Часть твердого остатка оставалась в стакане,
скорости горения на 40% по сравнению с алюмини-
а часть выбрасывалась во внутренний объем. Это
ем (испытания № 1 и 11). Это подтверждает точку
давало возможность собрать весь образовавшийся
зрения, что основным источником дополнительного
твердый остаток и определить его массу. Полученная
тепловыделения в К-фазе является окисление метал-
масса остатка во всех случаях была больше массы
лических частиц в потоке продуктов термического
металла, содержащегося в образце. Это свидетель-
разложения окислителя.
ствует о том, что только часть горючего-связующего
Отметим, что в условиях бомбы газофазное горе-
газифицируется при горении образца, а остальное ние над твердой поверхностью заряда происходило
Горение твердого топлива в газогенераторе воздушно-реактивного двигателя при большом содержании металла
571
в условиях пористого шлака, заполнявшего сгорев-
Жолудев Анатолий Федорович, ORCID: https://
ший объем. При этом изменение режима газофазного
orcid.org/0000-0002-6537-9846
горения не оказало заметного влияния на скорость
Кислов Михаил Борисович, ORCID: https://orcid.
горения твердого топлива. Это также свидетельствует
org/0000-0001-7058-3369
о том, что при горении твердого топлива опреде-
Пучковский Игорь Владиславович, ORCID: https://
ляющую роль играют тепловые процессы в К-фазе
orcid.org/0000-0003-1726-4304
твердого топлива.
Байков Алексей Витальевич, ORCID: https://orcid.
org/0000-0002-9286-6180
Выводы
Шаров Михаил Сергеевич, ORCID: https://orcid.
org/0000-0002-7980-7434
1. Горение твердого топлива с высоким содержа-
Яновский Леонид Самойлович, ORCID: https://
нием металла происходит в условиях, когда выделе-
orcid.org/0000-0002-2603-6795
ния тепла от разложения окислителя (перхлората
аммония) недостаточно для поддержания теплового
баланса К-фазы, необходимого для горения.
Список литературы
2. Недостающее тепло К-фаза получает за счет
[1] Александров В. Н., Быцкевич В. М., Верхоломов В. К.,
частичного окисления металлических частиц газо-
Граменицкий М. Д., Дулепов Н. П., Скибин В. А.,
образным потоком продуктов разложения окислителя
Суриков Е. В., Хилькевич В. Я., Яновский Л. С.
непосредственно в условиях К-фазы.
Интегральные прямоточные воздушно-реактивные
двигатели на твердых топливах. Основы теории и
Финансирование работы
расчета / Под ред. Л. С. Яновского. М. Академкнига,
2006. 343 с.
Работа выполнена на средства Института про-
[2] Цуцуран В. И. Введение в технологию энерго-
блем химической физики РАН по теме 008920150221
насыщенных материалов. М.: Изд-во МО РФ, 2007.
«Исследования рабочих процессов при горении твер-
300 с.
дых топлив в камере сгорания высокоскоростного
[3] Pat. US (publ. 1976). Boron-Fuel-Rich Propellant
прямоточного воздушно-реактивного двигателя» при
Composition.
финансовой поддержке программой Президиума РАН
[4] Манелис Г. Б., Назин Г. М., Рубцов Ю. И., Стру-
«Фундаментальные основы прорывных технологий
нин В. А. Термическое разложение и горение взрыв-
в интересах национальной безопасности» (тема
чатых веществ и порохов. М.: Наука, 1996. 224 с.
«Разработка твердых топлив и горючих для газоге-
[5] Шленский О. Ф. Горение и взрыв материалов. М.:
Машиностроение. 2012 216 с.
нераторов прямоточных…»).
[6] Решетников С. М., Решетников И. С. Анатомия
горения. М.:НГСС, Нефтегазсофтсервис, 2014.
Конфликт интересов
247 с.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта инте-
[7] Baikov A. V., Olesova N. I., Razmyslov I. V., Puchkov-
ресов, требующего раскрытия в данной статье.
skij I. V., Toktaliev P. D., Shikhovtsev A. V., Yanov-
skiy L. S. // Proc. 11th Int. High Energy Materials Conf.
Exhibit (HEMCE-2017). Pune, India, 23-25 November
Информация об авторах
2017. V. 1 P. 27-36.
Шиховцев Алексей Владимирович, ORCID: https://
[8] Бахман Н. Н., Беляев А. Ф. Горение гетерогенных
orcid.org/0000-0003-3307-6768
конденсированных систем. М.: Наука, 1967. 226 с.