Журнал прикладной химии. 2019. Т. 92. Вып. 9
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ
УДК 544.342-13
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА
И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ
2,2′-БИС(БИЦИКЛО[2.2.1]ГЕПТАНА) В КИСЛОРОДЕ
© М. В. Бермешев1, И. В. Кочетов2, В. Г. Певгов3*,
В. О. Самойлов1, С. В. Шорунов1
1 Институт нефтехимического синтеза им А. В. Топчиева РАН,
119991, г. Москва, Ленинский пр., д. 29
2 Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН,
119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинский пр., д. 53
3 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет),
141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9
* E-mail: pevgov@bk.ru
Поступила в Редакцию 23 апреля 2019 г.
После доработки 13 июня 2019 г.
Принята к публикации 13 июня 2019 г.
Проведено теоретическое исследование состава продуктов сгорания и их термодинамических пара-
метров для 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде в широком диапазоне температур и давлений.
2,2′-Бис(бицикло[2.2.1]гептан) потенциально может использоваться в качестве компонента топлива
в камерах сгорания жидкостных ракетных двигателей для первых ступеней ракет-носителей. По-
лученное для продуктов сгорания 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде среднее значение мо-
лярной массы, равное примерно 26 а. е. м., близко к аналогичным величинам для метана в кислороде,
в то время как плотность его более чем в 2 раза превосходит плотность жидкого метана. Данное
обстоятельство позволяет рассчитывать на меньшую массу баков в случае использования для ракет
2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) по сравнению с массой баков, в которых будет помещаться экви-
валентное количество метана. Полученные результаты могут быть использованы для проведения
расчетов профилей сопел и параметров камер сгорания жидкостного реактивного двигателя.
Ключевые слова: ракетное топливо; ЖРД; норборнен; продукты сгорания; метан
DOI: 10.1134/S0044461819090147
Выбор компонентов ракетного топлива оста-
к компонентам топлива. В числе эксплуатационных
ется одной из важных проблем в ракетостроении.
требований — высокая энергоемкость и определен-
Несмотря на большой набор химических соедине-
ный набор необходимых физико-химических харак-
ний, пригодных для использования в этом качестве,
теристик (достаточно высокая плотность, термоста-
реальное применение нашел весьма узкий круг про-
бильность, широкий интервал жидкого состояния,
дуктов. Это обусловлено целым рядом зачастую про-
низкая вязкость и др.).
тиворечивых эксплуатационных, экономических,
Поиск новых эффективных компонентов топлив
экологических и других требований, предъявляемых для различных двигателей и создание экономически
1207
1208
Бермешев М. В. и др.
и экологически оправданных методов их получения
сгорания по сравнению с керосином, обусловленной
(на базе доступного и дешевого сырья) является весь-
высвобождением дополнительной тепловой энергии
ма актуальной и востребованной задачей.
при разрыве С-С-связей напряженных алициклов в
В случае жидкостного реактивного двигателя
процессе горения. Кроме того, данный вид топлив, как
(ЖРД) достижение даже небольшого выигрыша в
правило, имеет большую плотность по сравнению с
удельном импульсе при невысокой стоимости то-
керосином, а предлагаемые процессы их синтеза пред-
плива будет определять заметное конкурентное пре-
ставляются нам экономически привлекательными, от-
имущество. Является востребованным получение
носительно несложными и экологически безопасными
новых синтетических видов топлива, сравнимых с
с учетом доступности исходного сырья в России,
керосином по стоимости производства, но имеющих
относительно небольших количеств реагентов, рас-
больший удельный импульс.
творителей и катализаторов, необходимых для син-
Настоящая работа посвящена исследованию ново-
теза, простоты и минимального числа синтетических
го синтетического топлива 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]-
стадий, ведущих к целевым продуктам, возможности
гептана). Выполнено теоретическое исследование
регенерации и повторного использования растворите-
состава продуктов сгорания и термодинамических
лей, катализаторов и непрореагировавших реагентов.
параметров для 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в
Одними из препаративно-доступных классов на-
кислороде в широком диапазоне температур и давле-
пряженных высокоэнергоемких углеводородов яв-
ний. Приведены результаты расчетов концентраций
ляются норборнен (бицикло[2.2.1]гептен-2) и его
продуктов сгорания и термодинамические функции
производные, которые также широко используются
продуктов сгорания. Эти данные необходимы для
в настоящее время в народном хозяйстве для изго-
проведения расчетов профилей сопел и параметров
товления синтетического каучука, эпоксидных смол,
камер сгорания, для моделирования ЖРД с использо-
лекарственных препаратов, душистых веществ, син-
ванием 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) с целью выяс-
теза олигомеров, полимеров. В данной работе мы
нения перспективности их практического внедрения.
исследовали свойства производного норборнена —
В настоящее время основными ракетными топли-
2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) [4, 5]. Это веще-
вами являются керосины типа Т1пп и РГ-1. Физико-
ство было синтезировано из 5-винил-2-норборнена.
химические и эксплуатационные характеристики
Структурная схема молекулы 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]-
топлива РГ-1 определяются спецификой его состава
гептана) имеет вид
(33% моно-, 36% ди- и 5% трициклических нафте-
нов). Имеющиеся данные предварительных отече-
ственных и зарубежных исследований [1-3] позво-
ляют говорить о возможности повышения плотности
топлива более чем на 5-10% (достижение величин
0.87-0.92 г·см-3 и в перспективе еще выше) и уве-
Характеристики топлив на основе 2,2′-бис(би-
личения удельного импульса на примерно такую же
цикло[2.2.1]гептана) сравниваются с аналогичными
величину при сохранении и даже повышении терми-
характеристиками топлива на основе метана, который
ческой стабильности.
в настоящее время активно обсуждается в качестве
При создании возвращаемых ступеней ракето-
кандидата на роль перспективного ракетного топлива.
носителей важной задачей является использование
Диапазон устойчивой работы камеры сгорания за-
высокотермостабильных топлив, характеризующихся
висит от многих факторов: конструкции камеры, рода
низкой коксуемостью, что требуется для охлаждения
топлива, давления в камере, температуры и состава
двигателя. Необходимость многократного запуска
среды и др. Как правило, этот диапазон определяется
двигателя при каждом новом старте может суще-
экспериментально.
ственно ужесточить требования к образованию на-
Одним из наиболее важных показателей совер-
гара на внутренних системах подачи топлив, в баке,
шенства жидкостных ракетных двигателей являет-
в самом двигателе, что может потребовать модифи-
ся величина удельного импульса тяги, зависящая
кации топлив и изменения их состава. Как правило,
прежде всего от энергетических возможностей ис-
современные керосиновые топлива типа РГ-1 и RP-1
пользуемого топлива, проявляющихся, в частности,
(в варианте низкого содержания серы) термостабиль-
в температуре его горения. Вместе с тем известно,
ны до температуры 430-450°С.
что удельный импульс тяги существенно зависит
Каркасные напряженные высокоэнергоемкие угле-
также от значения молекулярной массы истекающих
водородные топлива обладают повышенной теплотой
продуктов горения.
Теоретическое исследование состава и термодинамических параметров продуктов сгорания...
1209
В идеализированном случае, когда не учитыва-
была выполнена с помощью программы Chemical
ются неустойчивости, скачки уплотнений и неравно-
Workbench*** [6]. Для нахождения равновесного со-
весные процессы, уравнение для расчета удельного
става при заданных температуре и давлении исполь-
импульса тяги можно представить в виде
зовался принцип максимума энтропии газовой смеси.
Описание программной реализации этого метода
приведено в [6]. Термодинамические свойства отдель-
(1)
ных веществ брались из работ [1, 2]. Необходимые
для проведения таких расчетов термодинамические
функции вновь синтезированного вещества в широ-
где Rуд — удельная газовая постоянная, Rуд = R/μ;
ком диапазоне температур получены нами и описаны
R — универсальная газовая; μ — молекулярный вес
в [4, 5].
смеси газов; Т — температура продуктов сгорания;
Полученные в работе результаты позволяют про-
k — показатель адиабаты расширения, зависящий от
изводить оценки эффективности применения полу-
состава продуктов сгорания и температуры газов; рс
ченного топлива.
и рк — давление на срезе сопла и давление в камере
сгорания соответственно.
Обсуждение результатов
Отметим, что удельная газовая постоянная растет
с уменьшением молекулярного веса смеси газов.
Ниже приведены предварительные результаты тер-
модинамических расчетов состава и характеристик
продуктов сгорания 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана)
Экспериментальная часть
с кислородом при давлении 300 атм в широком ди-
В работе расчетным путем (численный экспе-
апазоне температур. Давление выбрано исходя из
римент) находился равновесный состав продуктов
близости его величины к параметрам современных
сгорания различных топлив в зависимости от их на-
мощных ЖРД. Данные этих расчетов необходимы для
чального состава, конечной температуры и давления
исследования характеристик сопел и камер сгорания.
газовой смеси. Эта задача сводится к задаче опреде-
На рис. 1, а, б приведены типичные расчетные
ления такого состава продуктов сгорания, который
зависимости концентрации продуктов сгорания
обеспечивает минимум потенциала Гиббса смеси
2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде от тем-
при неизменном количестве атомарных составов: С,
пературы в камере сгорания для различных коэффи-
Н и О, равных составам исходной смеси. При этом
циентов избытка кислорода α. Видно заметное при-
используется правило аддитивности потенциала
сутствие оксида углерода(II) и водорода в продуктах
Гиббса, который находится как сумма соответству-
сгорания. Этим объясняется снижение среднего моле-
ющих потенциалов Гиббса отдельных компонентов.
кулярного веса продуктов сгорания при температурах
Потенциалы Гиббса простых веществ — продуктов
выше 1500 K, что будет обсуждаться далее.
реакции хорошо известны и затабулированы в широ-
На рис. 2, 3 приведены термодинамические ха-
ком диапазоне температур.*,**
рактеристики продуктов сгорания 2,2′-бис(бицик-
В такой постановке задача сводится к нахождению
ло[2.2.1]гептана) в кислороде, которые являются
минимума функционала в многомерном пространстве
исходными данными для проведения газодинамиче-
с размерностью, равной количеству учитываемых при
ских расчетов камеры сгорания и сопла. Названные
проведении расчетов компонентов. Мы решали эту
расчеты предназначены для оптимизации условий
задачу с помощью программного комплекса TERRA.
использования топлива и для проектирования специ-
Часть расчетов равновесного состава продук-
ализированных камер сгорания и сопел.
тов сгорания в зависимости от температуры газа
Важную роль расчеты будут играть для сопостав-
ления измерений проводимых характеристик ЖРД с
модельными расчетами. Такой подход полезен в двух
* Термодинамические свойства индивидуальных
аспектах:
веществ / Ред. В. П. Глушко, Л. В. Гурвич, Г. А. Бергман,
— в силу сложности получения полного набора
И. В. Вейц, В. А. Медведев, Г. А. Хачкурузов, В. С. Югман.
экспериментальных результатов привязка к расчетам
Т. 1. Кн. 2. М.: Наука, 1978. С. 12, 18, 24, 25, 31, 37, 43, 45.
ограниченного набора параметров позволит спрогно-
** Термодинамические свойства индивидуальных
веществ / Ред. В. П. Глушко, Л. В. Гурвич, Г. А. Бергман,
И. В. Вейц, В. А. Медведев, Г. А. Хачкурузов, В. С. Югман.
*** Программа Chemical Workbench (CWB 4.0.9150).
Т. 2. Кн. 2. М.: Наука, 1979. С. 12, 17, 23-29, 33, 39, 43-63.
1210
Бермешев М. В. и др.
Рис. 1. Зависимость от температуры расчетных концентраций продуктов сгорания 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана)
в кислороде при различных коэффициентах избытка кислорода.
а) α = 0.6; б) α = 1, P = 300 атм.
Рис. 2. Зависимость от температуры расчетных энтальпии (а, кривая 1), внутренней энергии (а, кривая 2), энтропии
(б, кривая 3) и расчетной теплоемкости при постоянном давлении (в, кривая 4) и постоянном объеме (в, кривая
5), отношения теплоемкостей Ср/Сv (г, кривая 6) продуктов сгорания 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде
(Р = 300 атм, α = 0.75).
Теоретическое исследование состава и термодинамических параметров продуктов сгорания...
1211
Рис. 3. Зависимость расчетной скорости звука (а, кривая 1) и средней массы моля продуктов сгорания 2,2′-бис(би-
цикло[2.2.1]гептана) в кислороде (б, кривая 2) и метана в кислороде (б, кривая 3) (Р = 300 атм, α = 0.75).
зировать характеристики, которые в прямом экспери-
в кислороде. Видно, что при высокой температуре
менте трудноизмеримы;
сгорания средняя масса моля продуктов сгорания
— для модели горения важную роль играют гра-
существенно снижается. Снижается она и при умень-
ничные условия на входе компонентов топлива в ка-
шении содержания кислорода в смеси, что являет-
меру сгорания, такие граничные условия могут быть
ся обоснованием необходимости работы ЖРД при
уточнены в результате измерений.
пониженном по сравнению со стехиометрическим
Как было показано ранее, важнейшей характе-
содержании кислорода. Приведенная зависимость
ристикой топлива, определяющей его удельный
объясняется большим содержанием в 2,2′-бис(би-
импульс, является средняя молекулярная масса
цикло[2.2.1]гептане) водорода, который приводит
продуктов сгорания. Чем легче продукты сгорания,
к появлению более легких продуктов сгорания при
тем больший удельный импульс может быть дос-
избытке топлива по сравнению с окислителем. Из
тигнут.
результатов, представленных на рис. 4, а, следует, что
Согласно формуле (1) величина средней массы
при температурах сгорания выше 1500 K, которые на
моля продуктов сгорания сильно влияет на удельный
практике реализуются в камерах сгорания, средняя
импульс топлива. На рис. 4, а, кривые 1-3 приведена
молярная масса приближается к значению 24-26 и
рассчитанная средняя масса моля продуктов сгора-
мало отличается от таковой для продуктов сгорания
ния для сжигания 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана)
метана в кислороде (рис. 3, б, кривая 3).
Рис. 4. Расчетные зависимости средней массы моля (а, кривые 1-3) и концентрации (б) продуктов сгорания 2,2′-бис(-
бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде (P = 300 атм).
а) α = 0.6 (1), 0.67 (2), 0.75 (3); б) α = 0.8.
1212
Бермешев М. В. и др.
Рис. 5. Расчетные концентрации продуктов сгорания метана в кислороде.
Давление (атм): a - 1, б — 300.
Для сравнения характеристик топлива 2,2′-бис(би-
продуктов сгорания приходится около 10 МДж вы-
цикло[2.2.1]гептана) с метаном, использование ко-
деляющейся энергии. Для полного окисления 1 кг
торого в настоящее время обсуждается и готовится
2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) (при низшей удель-
во всех развитых странах, разрабатывающих косми-
ной теплоте сгорания 42.7 МДж·кг-1) согласно сте-
ческие технологии, были проведены расчеты кон-
хиометрии требуется 3.5 кг кислорода. Таким об-
центрации продуктов сгорания метана в кислороде в
разом, на 1 кг образующихся продуктов сгорания
зависимости от температуры горения (рис. 4, б; 5, а, б).
приходится 9.5 МДж выделяющейся энергии. Столь
Из сравнения рис. 5, а и б видно, что при горении
малая разница по сравнению с аналогичной энергией
метана при пониженном давлении при температурах,
метана легко компенсируется существенно большей
развивающихся в камерах сгорания ЖРД, начинают
плотностью 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана), равной
заметную роль играть процессы диссоциации молеку-
0.98 кг·л-1, по сравнению с плотностью 0.41 кг·л-1
лярных продуктов сгорания. Этот процесс чаще ока-
метана: низшие объемные удельные теплоты сгора-
зывается вредным, так как на диссоциацию молекул
ния составляют 41.8 и 20.5 МДж·дм-3, следователь-
уходит часть кинетической энергии и уменьшается
но, при одинаковом объеме бака при использовании
удельный импульс.
2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) можно запасти при-
Приведенные расчетные зависимости дают основу
мерно вдвое большее количество энергии. Выигрыш
для детальных расчетов профилей сопел и параме-
в меньшем весе бака может компенсировать преиму-
тров камер сгорания жидкостного реактивного двига-
щество метана в теплоте сгорания.
теля в случае использования 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]-
гептана) совместно с кислородом в качестве компо-
Выводы
нентов топлива. Без проведения численных расчетов
можно сделать некоторые предварительные заключе-
В работе проведено теоретическое исследование
ния о конкурентоспособности 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]-
состава продуктов сгорания и термодинамических
гептана) по сравнению с метаном.
параметров для 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кис-
При приблизительном равенстве средних моле-
лороде в широком диапазоне температур и давлений.
кулярных масс их продуктов сгорания в исследо-
Проведено сравнение характеристик синтезированно-
ванных рабочих диапазонах температур ключевую
го 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) с аналогичными
роль играет температура, достигаемая при сгорании
характеристиками метана. Показано, что перспектив-
рассматриваемых продуктов сгорания. Для полного
ность метана в качестве ракетного топлива кажется
сгорания 1 кг метана (при низшей удельной тепло-
преувеличенной. 2,2′-Бис(бицикло[2.2.1]гептан) явля-
те сгорания 50 МДж·кг-1) согласно стехиометрии
ется перспективным кандидатом на использование в
требуется 4 кг кислорода, т. е. на 1 кг полученных
ЖРД для первых ступеней ракет-носителей.
Теоретическое исследование состава и термодинамических параметров продуктов сгорания...
1213
Результаты расчетов концентраций продуктов
carbons, nanofluids and energetic ionic liquids // Chem.
сгорания и термодинамические функции продук-
тов сгорания подготовлены для проведения расчетов
org/10.1016/j.ces.2017.11.044
[2] Harrison K. W., Harvey B. G. Renewable high density
сопел и камер сгорания, для моделирования ЖРД с
fuels containing tricyclic sesquiterpanes and alkyl
использованием 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) с
diamondoids // Sustain. Energ. Fuels. 2017. V.1. P. 467-
целью выяснения перспективности их практического
внедрения.
[3] Аверьков И. С., Демская И. А., Катков Р. Э., Разнос-
чиков В. В., Самсонов Д. А., Тупицын Н. Н., Янов-
Финансирование работы
ский Л. С. Анализ энергетических возможностей
Работа выполнена при финансовой поддерж-
составных углеводородных горючих для кислород-
ке Министерства науки и высшего образования
ных двигателей космических ракетных ступеней //
Космическая техника и технологии. 2017. Т. 4. № 19.
Российской Федерации (уникальный идентификатор
С. 46-51.
работ (проекта) RFMEFI60417X0181, соглашение
[4] Ушаков Н. В. Селективное гидрирование 5-ви-
№14.604.21.0181 от 26.09.2017).
нилнорборн-2-ена и другие методы синтеза
2-винилнорборнана // ЖПХ. 2018. Т. 91. № 5. С.
Конфликт интересов
631-650 [Ushakov N. V. Selective Hydrogenation
Авторы заявляют об отсутствии конфликтов инте-
of 5-Vinylnorborn-2-ene and Other Methods for the
реса, требующих раскрытия в данной статье.
Synthesis of 2-Vinylnorbornane // Russ. J. Appl.
Информация об авторах
org/10.1134/S1070427218050026].
[5] Шорунов С. В., Пискунова Е. С., Петров В. А., Бы-
Бермешев Максим Владимирович, д.х.н., ORCID
ков В. И., Бермешев М. В. Селективное гидрирова-
ние 5-винил-2-норборнена до 2-винилнорборнана //
Кочетов Игорь Валерианович, к.ф-м.н., ORCID
Нефтехимия. 2018. Т. 58. № 6. С. 712-719 [Shorunov
S. V., Piskunova E. S., Petrov V. A., Bykov V. I.,
Певгов Вячеслав Геннадьевич, к.ф-м.н., ORCID
Bermeshev M. V. Selective Hydrogenation of 5-Vinyl-
2-Norbornene to 2-Vinylnorbornane // Petrol. Chem.
Самойлов Вадим Олегович, к.х.н., ORCID https://
org/10.1134/S0965544118120125].
orcid.org/0000-0003-2455-8765
[6] Deminsky M., Chorkov V., Belov G., Cheshigin I.,
Шорунов Сергей Валерьевич, к.х.н., ORCID
Knizhnik A., Shulakova E., Shulakov M., Iskandarova I.,
Alexandrov V., Petrusev A., Kirillov I., Strelkova M.,
Umanski S., Potapkin B. Chemical Workbench--
Список литературы
integrated environment for materials science // Comput.
[1] Zhang X., Pan. L, Zou J.-J. Review on synthesis and
properties of high-energy-density liquid fuels: Hydro-
org/10.1016/S0927-0256(03)00105-8.