Журнал прикладной химии. 2019. Т. 92. Вып. 9
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ
УДК 544.342-13
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА
И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ
2,2′-БИС(БИЦИКЛО[2.2.1]ГЕПТАНА) В КИСЛОРОДЕ
© М. В. Бермешев1, И. В. Кочетов2, В. Г. Певгов3*,
В. О. Самойлов1, С. В. Шорунов1
1 Институт нефтехимического синтеза им А. В. Топчиева РАН,
119991, г. Москва, Ленинский пр., д. 29
2 Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН,
119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинский пр., д. 53
3 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет),
141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9
* E-mail: pevgov@bk.ru
Поступила в Редакцию 23 апреля 2019 г.
После доработки 13 июня 2019 г.
Принята к публикации 13 июня 2019 г.
Проведено теоретическое исследование состава продуктов сгорания и их термодинамических пара-
метров для 2,2-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде в широком диапазоне температур и давлений.
2,2-Бис(бицикло[2.2.1]гептан) потенциально может использоваться в качестве компонента топлива
в камерах сгорания жидкостных ракетных двигателей для первых ступеней ракет-носителей. По-
лученное для продуктов сгорания 2,2-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде среднее значение мо-
лярной массы, равное примерно 26 а. е. м., близко к аналогичным величинам для метана в кислороде,
в то время как плотность его более чем в 2 раза превосходит плотность жидкого метана. Данное
обстоятельство позволяет рассчитывать на меньшую массу баков в случае использования для ракет
2,2-бис(бицикло[2.2.1]гептана) по сравнению с массой баков, в которых будет помещаться экви-
валентное количество метана. Полученные результаты могут быть использованы для проведения
расчетов профилей сопел и параметров камер сгорания жидкостного реактивного двигателя.
Ключевые слова: ракетное топливо; ЖРД; норборнен; продукты сгорания; метан
DOI: 10.1134/S0044461819090147
Выбор компонентов ракетного топлива оста-
к компонентам топлива. В числе эксплуатационных
ется одной из важных проблем в ракетостроении.
требований — высокая энергоемкость и определен-
Несмотря на большой набор химических соедине-
ный набор необходимых физико-химических харак-
ний, пригодных для использования в этом качестве,
теристик (достаточно высокая плотность, термоста-
реальное применение нашел весьма узкий круг про-
бильность, широкий интервал жидкого состояния,
дуктов. Это обусловлено целым рядом зачастую про-
низкая вязкость и др.).
тиворечивых эксплуатационных, экономических,
Поиск новых эффективных компонентов топлив
экологических и других требований, предъявляемых для различных двигателей и создание экономически
1207
1208
Бермешев М. В. и др.
и экологически оправданных методов их получения
сгорания по сравнению с керосином, обусловленной
(на базе доступного и дешевого сырья) является весь-
высвобождением дополнительной тепловой энергии
ма актуальной и востребованной задачей.
при разрыве С-С-связей напряженных алициклов в
В случае жидкостного реактивного двигателя
процессе горения. Кроме того, данный вид топлив, как
(ЖРД) достижение даже небольшого выигрыша в
правило, имеет большую плотность по сравнению с
удельном импульсе при невысокой стоимости то-
керосином, а предлагаемые процессы их синтеза пред-
плива будет определять заметное конкурентное пре-
ставляются нам экономически привлекательными, от-
имущество. Является востребованным получение
носительно несложными и экологически безопасными
новых синтетических видов топлива, сравнимых с
с учетом доступности исходного сырья в России,
керосином по стоимости производства, но имеющих
относительно небольших количеств реагентов, рас-
больший удельный импульс.
творителей и катализаторов, необходимых для син-
Настоящая работа посвящена исследованию ново-
теза, простоты и минимального числа синтетических
го синтетического топлива 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]-
стадий, ведущих к целевым продуктам, возможности
гептана). Выполнено теоретическое исследование
регенерации и повторного использования растворите-
состава продуктов сгорания и термодинамических
лей, катализаторов и непрореагировавших реагентов.
параметров для 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в
Одними из препаративно-доступных классов на-
кислороде в широком диапазоне температур и давле-
пряженных высокоэнергоемких углеводородов яв-
ний. Приведены результаты расчетов концентраций
ляются норборнен (бицикло[2.2.1]гептен-2) и его
продуктов сгорания и термодинамические функции
производные, которые также широко используются
продуктов сгорания. Эти данные необходимы для
в настоящее время в народном хозяйстве для изго-
проведения расчетов профилей сопел и параметров
товления синтетического каучука, эпоксидных смол,
камер сгорания, для моделирования ЖРД с использо-
лекарственных препаратов, душистых веществ, син-
ванием 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) с целью выяс-
теза олигомеров, полимеров. В данной работе мы
нения перспективности их практического внедрения.
исследовали свойства производного норборнена —
В настоящее время основными ракетными топли-
2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) [4, 5]. Это веще-
вами являются керосины типа Т1пп и РГ-1. Физико-
ство было синтезировано из 5-винил-2-норборнена.
химические и эксплуатационные характеристики
Структурная схема молекулы 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]-
топлива РГ-1 определяются спецификой его состава
гептана) имеет вид
(33% моно-, 36% ди- и 5% трициклических нафте-
нов). Имеющиеся данные предварительных отече-
ственных и зарубежных исследований [1-3] позво-
ляют говорить о возможности повышения плотности
топлива более чем на 5-10% (достижение величин
0.87-0.92 г·см-3 и в перспективе еще выше) и уве-
Характеристики топлив на основе 2,2′-бис(би-
личения удельного импульса на примерно такую же
цикло[2.2.1]гептана) сравниваются с аналогичными
величину при сохранении и даже повышении терми-
характеристиками топлива на основе метана, который
ческой стабильности.
в настоящее время активно обсуждается в качестве
При создании возвращаемых ступеней ракето-
кандидата на роль перспективного ракетного топлива.
носителей важной задачей является использование
Диапазон устойчивой работы камеры сгорания за-
высокотермостабильных топлив, характеризующихся
висит от многих факторов: конструкции камеры, рода
низкой коксуемостью, что требуется для охлаждения
топлива, давления в камере, температуры и состава
двигателя. Необходимость многократного запуска
среды и др. Как правило, этот диапазон определяется
двигателя при каждом новом старте может суще-
экспериментально.
ственно ужесточить требования к образованию на-
Одним из наиболее важных показателей совер-
гара на внутренних системах подачи топлив, в баке,
шенства жидкостных ракетных двигателей являет-
в самом двигателе, что может потребовать модифи-
ся величина удельного импульса тяги, зависящая
кации топлив и изменения их состава. Как правило,
прежде всего от энергетических возможностей ис-
современные керосиновые топлива типа РГ-1 и RP-1
пользуемого топлива, проявляющихся, в частности,
(в варианте низкого содержания серы) термостабиль-
в температуре его горения. Вместе с тем известно,
ны до температуры 430-450°С.
что удельный импульс тяги существенно зависит
Каркасные напряженные высокоэнергоемкие угле-
также от значения молекулярной массы истекающих
водородные топлива обладают повышенной теплотой
продуктов горения.
Теоретическое исследование состава и термодинамических параметров продуктов сгорания...
1209
В идеализированном случае, когда не учитыва-
была выполнена с помощью программы Chemical
ются неустойчивости, скачки уплотнений и неравно-
Workbench*** [6]. Для нахождения равновесного со-
весные процессы, уравнение для расчета удельного
става при заданных температуре и давлении исполь-
импульса тяги можно представить в виде
зовался принцип максимума энтропии газовой смеси.
Описание программной реализации этого метода
приведено в [6]. Термодинамические свойства отдель-
(1)
ных веществ брались из работ [1, 2]. Необходимые
для проведения таких расчетов термодинамические
функции вновь синтезированного вещества в широ-
где Rуд — удельная газовая постоянная, Rуд = R/μ;
ком диапазоне температур получены нами и описаны
R — универсальная газовая; μ — молекулярный вес
в [4, 5].
смеси газов; Т — температура продуктов сгорания;
Полученные в работе результаты позволяют про-
k — показатель адиабаты расширения, зависящий от
изводить оценки эффективности применения полу-
состава продуктов сгорания и температуры газов; рс
ченного топлива.
и рк — давление на срезе сопла и давление в камере
сгорания соответственно.
Обсуждение результатов
Отметим, что удельная газовая постоянная растет
с уменьшением молекулярного веса смеси газов.
Ниже приведены предварительные результаты тер-
модинамических расчетов состава и характеристик
продуктов сгорания 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана)
Экспериментальная часть
с кислородом при давлении 300 атм в широком ди-
В работе расчетным путем (численный экспе-
апазоне температур. Давление выбрано исходя из
римент) находился равновесный состав продуктов
близости его величины к параметрам современных
сгорания различных топлив в зависимости от их на-
мощных ЖРД. Данные этих расчетов необходимы для
чального состава, конечной температуры и давления
исследования характеристик сопел и камер сгорания.
газовой смеси. Эта задача сводится к задаче опреде-
На рис. 1, а, б приведены типичные расчетные
ления такого состава продуктов сгорания, который
зависимости концентрации продуктов сгорания
обеспечивает минимум потенциала Гиббса смеси
2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде от тем-
при неизменном количестве атомарных составов: С,
пературы в камере сгорания для различных коэффи-
Н и О, равных составам исходной смеси. При этом
циентов избытка кислорода α. Видно заметное при-
используется правило аддитивности потенциала
сутствие оксида углерода(II) и водорода в продуктах
Гиббса, который находится как сумма соответству-
сгорания. Этим объясняется снижение среднего моле-
ющих потенциалов Гиббса отдельных компонентов.
кулярного веса продуктов сгорания при температурах
Потенциалы Гиббса простых веществ — продуктов
выше 1500 K, что будет обсуждаться далее.
реакции хорошо известны и затабулированы в широ-
На рис. 2, 3 приведены термодинамические ха-
ком диапазоне температур.*,**
рактеристики продуктов сгорания 2,2′-бис(бицик-
В такой постановке задача сводится к нахождению
ло[2.2.1]гептана) в кислороде, которые являются
минимума функционала в многомерном пространстве
исходными данными для проведения газодинамиче-
с размерностью, равной количеству учитываемых при
ских расчетов камеры сгорания и сопла. Названные
проведении расчетов компонентов. Мы решали эту
расчеты предназначены для оптимизации условий
задачу с помощью программного комплекса TERRA.
использования топлива и для проектирования специ-
Часть расчетов равновесного состава продук-
ализированных камер сгорания и сопел.
тов сгорания в зависимости от температуры газа
Важную роль расчеты будут играть для сопостав-
ления измерений проводимых характеристик ЖРД с
модельными расчетами. Такой подход полезен в двух
* Термодинамические свойства индивидуальных
аспектах:
веществ / Ред. В. П. Глушко, Л. В. Гурвич, Г. А. Бергман,
— в силу сложности получения полного набора
И. В. Вейц, В. А. Медведев, Г. А. Хачкурузов, В. С. Югман.
экспериментальных результатов привязка к расчетам
Т. 1. Кн. 2. М.: Наука, 1978. С. 12, 18, 24, 25, 31, 37, 43, 45.
ограниченного набора параметров позволит спрогно-
** Термодинамические свойства индивидуальных
веществ / Ред. В. П. Глушко, Л. В. Гурвич, Г. А. Бергман,
И. В. Вейц, В. А. Медведев, Г. А. Хачкурузов, В. С. Югман.
*** Программа Chemical Workbench (CWB 4.0.9150).
Т. 2. Кн. 2. М.: Наука, 1979. С. 12, 17, 23-29, 33, 39, 43-63.
URL: http://www.kintech.ru
1210
Бермешев М. В. и др.
Рис. 1. Зависимость от температуры расчетных концентраций продуктов сгорания 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана)
в кислороде при различных коэффициентах избытка кислорода.
а) α = 0.6; б) α = 1, P = 300 атм.
Рис. 2. Зависимость от температуры расчетных энтальпии (а, кривая 1), внутренней энергии (а, кривая 2), энтропии
(б, кривая 3) и расчетной теплоемкости при постоянном давлении (в, кривая 4) и постоянном объеме (в, кривая
5), отношения теплоемкостей Ср/Сv (г, кривая 6) продуктов сгорания 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде
(Р = 300 атм, α = 0.75).
Теоретическое исследование состава и термодинамических параметров продуктов сгорания...
1211
Рис. 3. Зависимость расчетной скорости звука (а, кривая 1) и средней массы моля продуктов сгорания 2,2′-бис(би-
цикло[2.2.1]гептана) в кислороде (б, кривая 2) и метана в кислороде (б, кривая 3) (Р = 300 атм, α = 0.75).
зировать характеристики, которые в прямом экспери-
в кислороде. Видно, что при высокой температуре
менте трудноизмеримы;
сгорания средняя масса моля продуктов сгорания
— для модели горения важную роль играют гра-
существенно снижается. Снижается она и при умень-
ничные условия на входе компонентов топлива в ка-
шении содержания кислорода в смеси, что являет-
меру сгорания, такие граничные условия могут быть
ся обоснованием необходимости работы ЖРД при
уточнены в результате измерений.
пониженном по сравнению со стехиометрическим
Как было показано ранее, важнейшей характе-
содержании кислорода. Приведенная зависимость
ристикой топлива, определяющей его удельный
объясняется большим содержанием в 2,2′-бис(би-
импульс, является средняя молекулярная масса
цикло[2.2.1]гептане) водорода, который приводит
продуктов сгорания. Чем легче продукты сгорания,
к появлению более легких продуктов сгорания при
тем больший удельный импульс может быть дос-
избытке топлива по сравнению с окислителем. Из
тигнут.
результатов, представленных на рис. 4, а, следует, что
Согласно формуле (1) величина средней массы
при температурах сгорания выше 1500 K, которые на
моля продуктов сгорания сильно влияет на удельный
практике реализуются в камерах сгорания, средняя
импульс топлива. На рис. 4, а, кривые 1-3 приведена
молярная масса приближается к значению 24-26 и
рассчитанная средняя масса моля продуктов сгора-
мало отличается от таковой для продуктов сгорания
ния для сжигания 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана)
метана в кислороде (рис. 3, б, кривая 3).
Рис. 4. Расчетные зависимости средней массы моля (а, кривые 1-3) и концентрации (б) продуктов сгорания 2,2′-бис(-
бицикло[2.2.1]гептана) в кислороде (P = 300 атм).
а) α = 0.6 (1), 0.67 (2), 0.75 (3); б) α = 0.8.
1212
Бермешев М. В. и др.
Рис. 5. Расчетные концентрации продуктов сгорания метана в кислороде.
Давление (атм): a - 1, б — 300.
Для сравнения характеристик топлива 2,2′-бис(би-
продуктов сгорания приходится около 10 МДж вы-
цикло[2.2.1]гептана) с метаном, использование ко-
деляющейся энергии. Для полного окисления 1 кг
торого в настоящее время обсуждается и готовится
2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) (при низшей удель-
во всех развитых странах, разрабатывающих косми-
ной теплоте сгорания 42.7 МДж·кг-1) согласно сте-
ческие технологии, были проведены расчеты кон-
хиометрии требуется 3.5 кг кислорода. Таким об-
центрации продуктов сгорания метана в кислороде в
разом, на 1 кг образующихся продуктов сгорания
зависимости от температуры горения (рис. 4, б; 5, а, б).
приходится 9.5 МДж выделяющейся энергии. Столь
Из сравнения рис. 5, а и б видно, что при горении
малая разница по сравнению с аналогичной энергией
метана при пониженном давлении при температурах,
метана легко компенсируется существенно большей
развивающихся в камерах сгорания ЖРД, начинают
плотностью 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана), равной
заметную роль играть процессы диссоциации молеку-
0.98 кг·л-1, по сравнению с плотностью 0.41 кг·л-1
лярных продуктов сгорания. Этот процесс чаще ока-
метана: низшие объемные удельные теплоты сгора-
зывается вредным, так как на диссоциацию молекул
ния составляют 41.8 и 20.5 МДж·дм-3, следователь-
уходит часть кинетической энергии и уменьшается
но, при одинаковом объеме бака при использовании
удельный импульс.
2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) можно запасти при-
Приведенные расчетные зависимости дают основу
мерно вдвое большее количество энергии. Выигрыш
для детальных расчетов профилей сопел и параме-
в меньшем весе бака может компенсировать преиму-
тров камер сгорания жидкостного реактивного двига-
щество метана в теплоте сгорания.
теля в случае использования 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]-
гептана) совместно с кислородом в качестве компо-
Выводы
нентов топлива. Без проведения численных расчетов
можно сделать некоторые предварительные заключе-
В работе проведено теоретическое исследование
ния о конкурентоспособности 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]-
состава продуктов сгорания и термодинамических
гептана) по сравнению с метаном.
параметров для 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) в кис-
При приблизительном равенстве средних моле-
лороде в широком диапазоне температур и давлений.
кулярных масс их продуктов сгорания в исследо-
Проведено сравнение характеристик синтезированно-
ванных рабочих диапазонах температур ключевую
го 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) с аналогичными
роль играет температура, достигаемая при сгорании
характеристиками метана. Показано, что перспектив-
рассматриваемых продуктов сгорания. Для полного
ность метана в качестве ракетного топлива кажется
сгорания 1 кг метана (при низшей удельной тепло-
преувеличенной. 2,2′-Бис(бицикло[2.2.1]гептан) явля-
те сгорания 50 МДж·кг-1) согласно стехиометрии
ется перспективным кандидатом на использование в
требуется 4 кг кислорода, т. е. на 1 кг полученных
ЖРД для первых ступеней ракет-носителей.
Теоретическое исследование состава и термодинамических параметров продуктов сгорания...
1213
Результаты расчетов концентраций продуктов
carbons, nanofluids and energetic ionic liquids // Chem.
сгорания и термодинамические функции продук-
Eng. Sci. 2018. V.180. P. 95-125. DOI: https://doi.
тов сгорания подготовлены для проведения расчетов
org/10.1016/j.ces.2017.11.044
[2] Harrison K. W., Harvey B. G. Renewable high density
сопел и камер сгорания, для моделирования ЖРД с
fuels containing tricyclic sesquiterpanes and alkyl
использованием 2,2′-бис(бицикло[2.2.1]гептана) с
diamondoids // Sustain. Energ. Fuels. 2017. V.1. P. 467-
целью выяснения перспективности их практического
473. DOI: https://doi.org/10.1039/C6SE00108D
внедрения.
[3] Аверьков И. С., Демская И. А., Катков Р. Э., Разнос-
чиков В. В., Самсонов Д. А., Тупицын Н. Н., Янов-
Финансирование работы
ский Л. С. Анализ энергетических возможностей
Работа выполнена при финансовой поддерж-
составных углеводородных горючих для кислород-
ке Министерства науки и высшего образования
ных двигателей космических ракетных ступеней //
Космическая техника и технологии. 2017. Т. 4. № 19.
Российской Федерации (уникальный идентификатор
С. 46-51.
работ (проекта) RFMEFI60417X0181, соглашение
[4] Ушаков Н. В. Селективное гидрирование 5-ви-
№14.604.21.0181 от 26.09.2017).
нилнорборн-2-ена и другие методы синтеза
2-винилнорборнана // ЖПХ. 2018. Т. 91. № 5. С.
Конфликт интересов
631-650 [Ushakov N. V. Selective Hydrogenation
Авторы заявляют об отсутствии конфликтов инте-
of 5-Vinylnorborn-2-ene and Other Methods for the
реса, требующих раскрытия в данной статье.
Synthesis of 2-Vinylnorbornane // Russ. J. Appl.
Chem. 2018. V. 91. N 5. P. 728-745. DOI: https://doi.
Информация об авторах
org/10.1134/S1070427218050026].
[5] Шорунов С. В., Пискунова Е. С., Петров В. А., Бы-
Бермешев Максим Владимирович, д.х.н., ORCID
ков В. И., Бермешев М. В. Селективное гидрирова-
https://orcid.org/0000-0003-3333-4384
ние 5-винил-2-норборнена до 2-винилнорборнана //
Кочетов Игорь Валерианович, к.ф-м.н., ORCID
Нефтехимия. 2018. Т. 58. № 6. С. 712-719 [Shorunov
http://orcid.org/0000-0003-1198-4431
S. V., Piskunova E. S., Petrov V. A., Bykov V. I.,
Певгов Вячеслав Геннадьевич, к.ф-м.н., ORCID
Bermeshev M. V. Selective Hydrogenation of 5-Vinyl-
https://orcid.org/0000-0002-1178-992X
2-Norbornene to 2-Vinylnorbornane // Petrol. Chem.
Самойлов Вадим Олегович, к.х.н., ORCID https://
2018. V. 58. N 12. P. 1056-1063. DOI: https://doi.
org/10.1134/S0965544118120125].
orcid.org/0000-0003-2455-8765
[6] Deminsky M., Chorkov V., Belov G., Cheshigin I.,
Шорунов Сергей Валерьевич, к.х.н., ORCID
Knizhnik A., Shulakova E., Shulakov M., Iskandarova I.,
https://orcid.org/0000-0001-5965-7371
Alexandrov V., Petrusev A., Kirillov I., Strelkova M.,
Umanski S., Potapkin B. Chemical Workbench--
Список литературы
integrated environment for materials science // Comput.
[1] Zhang X., Pan. L, Zou J.-J. Review on synthesis and
Mater. Sci. 2003. V. 28. P. 169-178. DOI: https://doi.
properties of high-energy-density liquid fuels: Hydro-
org/10.1016/S0927-0256(03)00105-8.