Журнал прикладной химии. 2020. Т. 93. Вып. 6
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ НА ИХ ОСНОВЕ
УДК 547.313; 541.64
СРАВНЕНИЕ ПРОТИВОТУРБУЛЕНТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИМЕРОВ
ИЗ ВЫСШИХ ОЛЕФИНОВЫХ МОНОМЕРОВ
(ГЕКСЕН, ОКТЕН, ДЕЦЕН, ДОДЕЦЕН)
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ АГЕНТОВ СНИЖЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО
СОПРОТИВЛЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
© А. Н. Тавторкин, И. Ф. Гавриленко, Н. Н. Костицына, С. А. Корчагина, М. С. Чинова
Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН,
119991, г. Москва, Ленинский пр., д. 29
E-mail: tavtorkin@yandex.ru
Поступила в Редакцию 9 октября 2019 г.
После доработки 20 ноября 2019 г.
Принята к публикации 14 декабря 2019 г.
Проведены сравнительные исследования (гельпроникающая хроматография и противотурбулентная
эффективность на турбулентном реометре) сверхвысокомолекулярных полимеров из серии высших
альфа-олефинов (гексен, октен, децен, додецен), используемых в качестве агентов гидродинамиче-
ского сопротивления. Установлено, что активность гексена в полимеризации на титан-магниевом
катализаторе при прочих равных условиях существенно превышает активности октена, децена и
додецена (конверсия гексена за 24 ч выше почти в 1.5 раза, чем конверсии остальных мономеров за это
же время), причем скорости полимеризации последних различаются незначительно. Средневесовые
молекулярные массы всех полимеров различаются ненамного, ~6 млн Да для полигексена и ~5 млн Да
для всех остальных. В то же время противотурбулентные эффективности полимеров показали
существенную зависимость от природы исходных мономеров — противотурбулентная эффектив-
ность быстро снижается при увеличении молекулярной массы соответствующего альфа-олефина
(в 3-4 раза при переходе от полигексена к полидодецену).
Ключевые слова: агент снижения гидродинамического сопротивления; DRA; высшие олефины; ти-
тан-магниевый катализатор; турбулентный реометр
DOI: 10.31857/S004446182006002X
Противотурбулентные присадки (ПТП) на осно-
мания исследователей и вызвал быстрый рост публи-
ве сверхвысокомолекулярных полиолефинов ши-
каций в научной и патентной литературе [2-6]. На
роко применяются в трубопроводном транспорте
настоящий момент поисковая система SciFinder на-
при прокачке нефти и нефтепродуктов, поскольку
ходит 2169 ссылок по ключевым словам drag reducing
благодаря эффекту Томса [1] позволяют увеличить
polymer. Тем не менее отсутствует единая общепри-
скорость транспортировки углеводородных жидко-
знанная теория, объясняющая противотурбулентную
стей, а также снизить расходы электроэнергии при
эффективность полимеров (в обзоре [7] можно озна-
эксплуатации насосов, перекачивающих эти жидко-
комиться с тремя группами гипотез), возможно, из-за
сти. Естественно, такой эффект не остался без вни-
недостатка экспериментальных данных, а именно
788
Сравнение противотурбулентной эффективности полимеров...
789
исследований различных полимеров одинаковыми
где DR — противотурбулентная эффективность (drag
методами. Для получения полиолефиновых противо-
reduce), tр — время истечения фиксированного объема
турбулентных присадок обычно используются терми-
раствора полимера через капилляр, t0 — время исте-
нальные линейные алкены — гексен, октен, децен и
чения чистого растворителя [5, 8]. Исследование мо-
иногда додецен. При этом, как правило, исследуются
лекулярно-массовых характеристик полимеров прово-
полимеры, полученные только из одного из мономе-
дили на гельпроникающем хроматографе PL GPC-220,
ров или из смеси мономеров. Поэтому по литератур-
колонка PL Olexis (диапазон измеряемых масс 103-
ным данным очень трудно сравнивать между собой
107 Да), откалиброванная по полистиролу. Элюент —
полиолефины из разных мономеров, поскольку для
тетрагидрофуран, 1 мл·мин-1, температура 40°C.
получения полимеров используются различные ус-
Синтез этилата магния. Через загрузочный люк в
ловия полимеризации (разные катализаторы, разные
реактор загружали в токе азота 531 г (21.85 моль) ме-
температуры синтеза, и т. д.) и разные методы их ис-
таллического магния, 5 г свежепрокаленного хлорида
следования и критерии качества (характеристическая
аммония и 1.5 л этилового спирта. Реактор нагревали
вязкость, молекулярно-массовые характеристики, ско-
до 60°C при перемешивании реакционной смеси и
рость истечения в капилляре турбулентного реометра,
после начала бурной стадии процесса (интенсивное
снижение давления в трубопроводе и т. д.).
выделение водорода) добавляли 8 л абсолютного эти-
Цель данной работы — восполнить этот пробел и
лового спирта из мерной емкости в течение 2 ч, под-
сравнить между собой высшие олефины в качестве
держивая температуру реакционной смеси ~70-75°C.
сырья для производства противотурбулентных при-
После добавления спирта смесь нагревали до ~75°C
садок.
при перемешивании до полного разложения металли-
ческого магния (прекращение выделения водорода).
Затем реактор охладили, внесли 5 л толуола и отогна-
Экспериментальная часть
ли спирт до температуры кипения смеси 109-110°C.
Подготовка реагентов. Этанол кипятили над
Полученную суспензию этилата магния (2.5 кг) в
металлическим магнием до завершения реакции и
толуоле использовали в синтезе катализатора.
перегоняли в атмосфере аргона или азота. Толуол
Синтез титан-магниевого катализатора.
сушили над натрием, дегазировали в вакууме и на-
В 30-литровый реактор помещали суспензию по-
сыщали аргоном. Гептан очищали от воды и кисло-
лученного этилата магния, 10 л абсолютного толу-
рода воздуха аналогично толуолу. Гексен-1 (Aldrich,
ола, нагревали реактор до 60°C и добавляли 7.5 л
97%), октен-1 (Aldrich, 98%), децен-1 (Aldrich, 94%)
тетрахлорида титана, дозируя его из мерной емкости
и додецен-1 (Aldrich, 95%) сушили натрием в атмос-
с такой скоростью, чтобы температура реакционной
фере аргона. Тетрахлорид титана (марка ОТТ-0, ТУ
смеси не превышала 105°C (но не опускалась ниже
1715-455-05785388-2011) и триизобутилалюминий
90°C). После добавления тетрахлорида титана в ре-
(Aldrich, 257206-500G) использовали без очистки.
актор вносили 588 мл донора (диметиловый эфир
Для синтеза этилата магния использовали стеклян-
2-бутил-2-этилпропандиола-1,3) и поддерживали тем-
ный реактор (Ablize) номинальным объемом 10 л (об-
пературу реакционной смеси 112-114°C при переме-
щий объем 15 л), снабженный механической мешал-
шивании со скоростью 120 об·мин-1 в течение 4 ч в
кой с электрическим приводом, ректификационной
атмосфере аргона. Далее смесь охлаждали, раствор
колонкой, нисходящим холодильником, рубашкой для
над осадком декантировали, осадок промывали 15 л
теплоносителя, термостатом и мерными емкостями
абсолютного толуола при 50°C, добавляли 10 л абсо-
для загрузки жидких реагентов.
лютного толуола, 5 л тетрахлорида титана и нагрева-
Для синтеза титан-магниевого катализатора (ТМК)
ли реакционную смесь до 113-114°C при перемеши-
использовали стеклянный реактор (Ablize) номиналь-
вании со скоростью 80 об·мин-1 в течение 3 ч. Затем
ным объемом 30 л (общий объем 40 л), снабженный
смесь охладили, раствор на осадком декантировали,
механической мешалкой с электрическим приводом,
осадок промыли сначала 15 л абсолютного толуола,
обратным холодильником, рубашкой для теплоноси-
потом пятикратно 10 л абсолютного гептана при 50°C
теля, термостатом и мерными емкостями для загрузки
и заполнили реактор гептаном до общего объема сме-
жидких реагентов.
си 25 л. Получено 25 л катализатора с концентрацией
Измерение эффективности полимеров в качестве
титана 0.1 моль·л-1.
ПТП проводили с использованием турбулентного
Методика полимеризации. В трехгорлую двухлит-
реометра, гептана в качестве растворителя. Эффек-
ровую колбу, снабженную механической мешалкой
тивность определяли по формуле DR = 1 - (tр/t0)2,
с электрическим приводом и охлаждающей смесью
790
Тавторкин А. Н. и др.
(лед с хлоридом натрия), помещали 1 л алкена и ох-
лаждали до -20°C. Далее вносили 5 мл (20 ммоль)
триизобутилалюминия и 100 мкл 0.1 М титан-магни-
евого катализатора при интенсивном перемешивании.
Реакционную смесь отбирали шприцем, дозировали в
10 мл банки (по три банки на каждое время), закрыва-
емые септой, и помещали в охлаждаемую смесь (вода
со льдом). Через определенные промежутки времени
(см. таблицу) вскрывали по три банки, промывали
50 мл ацетона и 50 мл 0.1%-ного раствора ионола в
метаноле. Далее полимеры высушивали в вакууме
при комнатной температуре до постоянной массы,
взвешивали и подсчитывали усредненный выход.
Рис. 1. Кинетические кривые координационной полиме-
ризации высших альфа-олефинов.
Обсуждение результатов
1 — гексен, 2 — октен, 3 — децен, 4 — додецен.
В ходе данной работы были проведены синтез и
исследования полимеров в одинаковых условиях для
катализатора. При этом была установлена особен-
максимально точного сравнения между собой основ-
ность — увеличение молекулярной массы мономера
ных мономеров, применяемых для приготовления
от гексена к октену приводит к заметному снижению
противотурбулентной присадки, — гексен, октен,
скорости полимеризации, однако дальнейшее уве-
децен и додецен. Полимеризацию проводили в массе
личение массы мономера не приводит к заметному
мономера с использованием титан-магниевого ката-
изменению скорости процесса (рис. 1). Возможно,
лизатора. Следует отметить, что для синтеза сверх-
такая особенность связана с пространственными фак-
высокомолекулярных полиолефинов, используемых
торами — увеличение длины цепи при переходе от
в приготовлении противотурбулентных присадок,
гексена к октену заметно увеличивает пространствен-
чаще всего используется трихлорид титана, активи-
ные препятствия при взаимодействии с активным
рованный алюминийорганическим сокатализатором
центром катализатора. Мы полагаем, что дальнейшее
[9-12]. Тем не менее, по литературным данным, более
увеличение длины цепи не приводит к снижению ак-
перспективным является именно титан-магниевый
тивности из-за большего удаления дополнительных
катализатор. В обзоре [6] отмечается, что в общем
атомов углеродной цепи от активного центра.
случае титан-магниевые катализаторы Циглера-Натта
Полученные полимеры были исследованы двумя
демонстрируют более высокую по сравнению с TiCl3
методами — гельпроникающей хроматографией и из-
производительность. Авторы [13] полагают, что при-
мерением эффективности на турбулентном реометре.
менение разработанного ими титан-магниевого ка-
тализатора решает задачу повышения молекулярной
массы полигексена, получаемого при повышенной
температуре полимеризации. В работе [8] показано,
что для достижения 30%-ного снижения гидроди-
намического эффекта необходимо использовать в
3-4 раза меньше полимера, полученного на ТМК,
в сравнении с полимером, полученным на TiCl3 в
близких условиях. В качестве критериев оценки по-
лимеров использовали противотурбулентную эффек-
тивность, определяемую на турбулентном реометре,
и молекулярно-массовые характеристики, определя-
емые на гельпроникающем хроматографе.
Для сравнения реакционной способности мономе-
ров в координационной полимеризации были прове-
дены кинетические эксперименты в одинаковых ус-
Рис. 2. Сравнение противотурбулентных эффективно-
ловиях — полимеризация в массе мономера (1 л) при
стей полимеров гексена (1), октена (2), децена (3) и
охлаждении до 0°C под действием титан-магниевого
додецена (4) (полимеризация 8 ч).
Сравнение противотурбулентной эффективности полимеров...
791
Полимеризация гексена, октена, децена и додецена в массе
Противотурбулентная эффективность, %
Продолжительность
Мономер
Выход, %
Mw, млн
Mw/M
n
опыта
полимеризации, ч
0.25 ppm
0.5 ppm
1
Гексен
1
1.5
26.7
36.3
5.83
2.90
2
»
2
2.6
23.9
35.5
5.85
2.91
3
»
3
4.1
22.0
32.0
5.87
2.89
4
»
5
5.6
23.0
32.0
5.88
2.95
5
»
8
8.35
23.0
36.3
5.85
2.90
6
»
24
28.4
25.7
39.7
5.81
2.78
7
»
36
56.5
24.5
38.6
5.78
2.80
8
»
168
96.3
6.3
8.3
5.62*
2.84
9
Октен
1
2.75
13.4
18.2
4.83
2.84
10
»
3
3.75
12.4
23.0
4.88
2.70
11
»
5
4.90
12.5
23.3
5.14
2.88
12
»
8
7.00
12.4
23.1
5.40
2.95
13
»
24
18.15
16.3
23.7
5.47
2.65
14
»
72
31.5
13.4
23.0
5.44
2.89
15
»
192
70.0
15.5
24.5
5.71
3.07
16
»
336
91.0
9.3
17.3
5.64
2.88
17
Децен
1
2.05
8.3
14.3
5.47
3.02
18
»
3
3.73
8.3
15.3
5.62
2.74
19
»
5
5.50
8.7
14.3
5.62
2.70
20
»
8
7.50
9.3
18.2
5.46
2.65
21
»
24
20.82
7.9
14.3
5.30
2.79
22
»
96
66.0
8.3
13.4
5.33
2.65
23
»
336
93.0
8.3
11.4
5.47
3.02
24
Додецен
1
2.05
5.2
10.4
5.35
3.02
25
»
3
3.73
7.3
14.3
5.22
2.74
26
»
5
5.50
6.3
12.4
5.25
2.70
27
»
8
7.50
5.2
13.4
5.17
2.57
28
»
24
20.82
7.3
11.4
5.37
2.65
29
»
336
90.2
6.3
10.4
5.12
2.51
* Mw растворимой фракции.
Результаты исследования на турбулентном реометре
пени конверсии мономера, что вполне обычно при
показали быстрое снижение противотурбулентной
координационной полимеризации. Исключение
эффективности при переходе от гексена к додецену
наблюдается лишь для гексена — резкое снижение
(рис. 2). Так, например, при концентрациях поли-
противотурбулентной эффективности (примерно в
мера 0.5 ppm противотурбулентная эффективность
4 раза) при конверсии >90% (см. таблицу, опыт № 8).
полигексена составляет 36.3%, полиоктена — 23.1%,
Молекулярная масса полигексена при этом изменяет-
полидецена — 18.2%, полидодецена — 13.4% (см.
ся не столь резко. Снижение эффективности можно
таблицу, опыты № 5, 12, 20, 27).
объяснить тем, что при получении данного полимера
Молекулярные массы (Mw) и противотурбулент-
наблюдается образование нерастворимых фракций
ные эффективности практически не зависят от сте-
в продукте полимеризации, в результате истинная
792
Тавторкин А. Н. и др.
концентрация полимера существенно ниже расчет-
цен, додецен), поскольку соответствующие полиме-
ной. В случае остальных полимеров нерастворимые
ры не образуют балластных (нерастворимых) фрак-
фракции не образуются во всем диапазоне конверсий.
ций. Данные выводы верны в случае приготовления
Можно предположить, что на высоких степенях кон-
противотурбулентных присадок для легких нефтей
версии во всех продуктах полимеризации образуются
и светлых нефтепродуктов, поскольку использован-
разветвленные или сшитые полимеры и для полигек-
ный при измерении противотурбулентной эффек-
сена, что приводит к образованию нерастворимых
тивности гептан наиболее близок именно к таким
фракций. В случае остальных полимеров более длин-
жидкостям.
ные заместители улучшают растворимость. Кроме то-
го, полиоктены, полидецены и полидодецены имеют
Благодарности
заметно меньшие молекулярные массы, что также
В работе использовано оборудование ЦКП «Новые
улучшает растворимость.
нефтехимические процессы, полимерные композиты
Сопоставив данные по активности мономеров,
и адгезивы».
молекулярным массам и эффективности полимеров,
мы полагаем, что в случае гексена скорость роста
Финансирование работы
цепи заметно выше, чем в случае остальных мо-
номеров, но при этом скорости обрыва цепи очень
Работа выполнена в рамках госзадания Института
близки, что и приводит к значительно более высокой
нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН.
молекулярной массе и соответственно более высо-
кой противотурбулентной эффективности полигек-
Конфликт интересов
сена. В ряду полиоктен-полидецен-полидодецен
Авторы заявляют об отсутствии конфликта инте-
средневесовые молекулярные массы полимеров раз-
ресов, требующего раскрытия в данной статье.
личаются незначительно. Тем не менее в этом ряду
наблюдается явное снижение противотурбулентной
эффективности. Необходимо учитывать, что моле-
Информация об авторах
кулярные массы, определяемые методом гельпрони-
Тавторкин Александр Николаевич, к.х.н.,
кающей хроматографии, не являются абсолютными.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2161-3928
У данных полиолефинов могут быть разные кон-
Корчагина Софья Александровна,
станты Марка-Куна-Хаувинка (которые для этих
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6360-6569
полимеров пока неизвестны) и соответственно раз-
Чинова Мария Сергеевна,
ные реальные молекулярные массы при одинаковых
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3456-7876
массах, определяемых методом гельпроникающей
Гавриленко Инна Федоровна, к.х.н.,
хроматографии.
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5200-2644
Костицына Наталья Николаевна, к.х.н.,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9826-1046
Выводы
Получаемый при прочих равных условиях поли-
Список литературы
гексен обладает значительно большей молекуляр-
ной массой и большей противотурбулентной эф-
[1] Toms B. A. Some observations on the flow of linear
фективностью, чем остальные полимеры. Однако
polymer solutions through straight tubes at large
высокая конверсия гексена (>90%) приводит к об-
Reynolds numbers // Proceedings of the 1st International
разованию нерастворимых фракций полимера, что
Congress on Rheology. 1949. V. 2. P. 135-141.
[2] Wang Y., Yu B., Zakin J. L., Shi H. Review on drag
снижает противотурбулентную эффективность. При
reduction and its heat transfer by additives // Advances
использовании методов полимеризации, предпола-
Mech. Eng. 2011. ID 478749.
гающих неполную конверсию (<<90%), предпочти-
https://doi.org/10.1155/2011/478749
тельно использовать гексен, поскольку этот мономер
[3] Virk P. S. Drag reduction fundamentals // AIChE J.
обеспечивает наибольшую противотурбулентную
1975. V. 21. N 4. P. 625-656.
эффективность. Если использовать методы, предпо-
https://doi.org/10.1002/aic.690210402
лагающие практически количественную конверсию
[4] White C. M., Mungal M. G. Mechanics and prediction
(>90%, блочная полимеризация), нежелательно при-
of turbulent drag reduction with polymer additives //
менять гексен, необходимо использовать олефины с
Ann. Rev. Fluid Mech. 2008. V. 40. P. 235-256. https://
бóльшим количеством атомов углерода (октен, де-
doi.org/10.1146/annurev.fluid.40.111406.102156
Сравнение противотурбулентной эффективности полимеров...
793
[5] Несын Г. В., Манжай В. Н., Сулейманова Ю. В.,
A review of predictive theories and the effects of
Станкевич В. С., Коновалов К. Б. Механизм
polymer structure // Progress Polym. Sci. 1990. V. 15.
действия, оценка эффективности и особенно-
N 3. P. 507-549.
сти получения полимерных антитурбулентных
https://www.doi.org/10.1016/0079-6700(90)90005-L
присадок для транспорта углеводородных жид-
[8] Пат. РФ 2579588 (опубл. 2016). Противотурбу-
костей // Высокомолекуляр. соединения. 2012.
лентная присадка и способ ее получения.
Т. 54A. № 1. С. 65-72 [Nesyn G. V., Manzhai V. N.,
[9] Пат. РФ 2481357 (опубл. 2013). Способ получения
Suleimanova Yu. V., Stankevich V. S., Konovalov K. B.
противотурбулентной присадки суспензионного
Polymer drag-reducing agents for transportation of
типа, снижающей гидродинамическое сопротивле-
hydrocarbon liquids: Mechanism of action, estimation
ние углеводородных жидкостей.
of efficiency, and features of production // Polym. Sci.
[10] Pat. US 2003069330 (publ. 2003). Polymer
Ser. A. 2012. V. 54. N 1. P. 61-67.
compositions useful as flow improvers in cold fluids.
https://doi.org/10.1134/S0965545X12010051].
[11] Pat. US 6576732 (publ. 2003). Drag-reducing
[6] Ивченко П. В., Нифантьев И. Э., Тавторкин А. Н.
polymers and drag-reducing polymer suspensions and
Полиолефиновые противотурбулентные присад-
solutions.
ки // Нефтехимия. 2016. Т. 56. № 6. С. 553-566.
[12] Pat. US 2004167297 (publ. 2004). Method of
https://www.doi.org/10.7868S0028242116060058
preparing a polymer under predetermined temperature
[Ivchenko P. V., Nifantev I. E., Tavtorkin A. N.
conditions, and apparatus therefor.
Polyolefin drag reducing agents // Petrol. Chem. 2016.
[13] Пат. РФ 2230074 (опубл. 2004). Способ приготов-
V. 56. N 9. P. 775-787.
ления катализатора и способ получения агента
https://doi.org/10.1134/S096554411609005X].
снижения гидродинамического сопротивления на
[7] Morgan S. E., McCormick Ch. L. Water-soluble
основе полигексена, получаемого с использовани-
copolymers. XXXII. Macromolecular drag reduction.
ем этого катализатора.