Пороховский А.А Трансфертное ценообразование: американский опыт и цифровая революция
Porokhovsky, A.A. Transfer Pricing: the American Experience and the Digital Revolution
УДК 334.722.8
JEL H26, K12, L11, L14,L53.
DOI: 10.31857/S2686673023040041
EDN: VAFGBE
Трансфертное ценообразование: американский опыт
и цифровая революция
А.А. Пороховский
Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова
Российской академии наук (ИСКРАН).
Российская Федерация, 121069 Москва, Хлебный переулок, д. 2/3;
МГУ имени М.В. Ломоносова, экономический факультет.
Российская Федерация, 119991 Москва, Ленинские горы, д.1 стр.46.
Researcher ID: N-1133-2013
Scopus Author ID: 57210344212
РИНЦ ID: 107834
ORCID: 0000-0001-5520-0550
e-mail: anapor@econ.msu.ru
Резюме. Феномен трансфертного ценообразования получает всё большее распро-
странение в крупнейших компаниях разных стран. Однако впервые оно начало внед-
ряться в американских концернах в начале прошлого века. Обычный рыночный меха-
низм не подходил для внутрифирменного управления, которое должно было решать за-
дачи обеспечения чёткого функционирования громадных корпоративных комплексов,
включающих множество звеньев. В наше время в условиях глобализации мировой эко-
номики огромное значение приобрели транснациональные компании, в рамках которых
перемещаются товары и услуги через границы всех стран мира. Поэтому трансфертные
цены приобрели международный характер и потребовался интернациональный контроль
за их применением для учёта национальных интересов каждого государства. В связи с
этим изданы официальные документы ООН и ОЭСР, налоговое и антимонопольное за-
конодательство ЕС и отдельных стран. Внедрение цифровых технологий оказало значи-
тельное влияние на механизм трансфертного ценообразования в США, в других странах
и на международном уровне. Цифровая революция не изменила природу трансферных
цен, но расширила их функции и сферу применения. Указанные вопросы являются
предметом настоящей статьи.
Ключевые слова: трансфертные цены, внутрифирменное управление, корпорация,
транснациональная компания, национальное трансфертное законодательство, цифровая
революция
Для цитирования: Пороховский А.А Трансфертное ценообразование: американский
опыт и цифровая революция. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023,
53(4): 49-60. DOI: 10.31857/S2686673023040041
EDN: VAFGBE
Transfer Pricing: the American Experience
and the Digital Revolution
A.A. Porokhovsky
49
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2023; 4: 49-60
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies,
Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
2/3 Khlebny Pereulok, 121069 Moscow, Russian Federation;
Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics.
1, build.46, Leninskie Gory, 119991. Moscow, Russian Federation
Researcher ID: N-1133-2013
Scopus Author ID: 57210344212
РИНЦ ID: 107834
ORCID: 0000-0001-5520-0550
e-mail: anapor@econ.msu.ru
Abstract: The phenomenon of transfer pricing is becoming more widespread in the largest
companies in different countries. However, for the first time it began to be implemented in
American concerns at the beginning of the last century. The usual market mechanism was not
suitable for intra-company management, which had to solve the tasks of ensuring the smooth
functioning of huge corporate complexes, including many links. Nowadays, in the context of
the globalization of the world economy, transnational companies have acquired great im-
portance, within which goods and services move across the borders of all countries of the
world. Therefore, transfer prices have acquired an international character and international con-
trol over their application was required to take into account the national interests of each state.
In this regard, official UN and OECD documents have been issued, the tax and antimonopoly
legislation of the EU and individual countries. The introduction of digital technologies has had
a significant impact on the transfer pricing mechanism in the United States, in other countries
and worldwide. The digital revolution has not changed the nature of transfer prices, but has
expanded their functions and scope. These issues are the subject of this article
Keywords: transfer prices, intra-company management, corporation, multinational compa-
ny, national transfer legislation, digital revolution.
For citation: Porokhovsky A.A. Transfer Pricing: the American Experience and the Digi-
tal Revolution. USA & Canada: Economics. Politics, Culture. 2023. 53(4): 49-60.
DOI: 10.31857/S2686673023040041
EDN: VAFGBE
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной экономической литературе, специальных журналах по бух-
галтерскому учёту, аудиту и налогообложению из года в год растёт число мате-
риалов по трансфертному ценообразованию. Система РИНЦ выдаёт данные на
начало 2023 г. о зарегистрированных более 10 тыс. публикациях. И это не слу-
чайно. Дело в том, что трансферные цены крупных компаний напрямую каса-
ются формирования налогооблагаемой базы, а значит величины налогов, по-
ступающих в государственную казну. Одновременно от политики трансфертно-
го ценообразования во многом зависит эффективность бизнеса. Ни одна сторо-
на не хочет упустить свою выгоду
Исторически сформировалось несколько сфер применения и контролиро-
вания трансфертного ценообразования:
-
внутрифирменные отношения между звеньями одной компании в рам-
ках национального правового пространства;
50
Пороховский А.А Трансфертное ценообразование: американский опыт и цифровая революция
Porokhovsky, A.A. Transfer Pricing: the American Experience and the Digital Revolution
-
внутрифирменные отношения между звеньями одной транснациональ-
ной компании в рамках международного правового пространства;
-
соблюдение налогового и антимонопольного национального и междуна-
родного законодательства, межгосударственных и региональных соглашений и
актов.
Наряду с этим трансфертное ценообразование «вторгается» в сферу тради-
ционного рыночного механизма и цен, вызывая теоретические и практические
дискуссии о повсеместном господстве или «провалах» рынка не только в обще-
ственном секторе, но и в бизнес-среде. Каждая из отмеченных сфер имеет об-
ширную научную литературу, богатый набор источников и управленческих
исследований, особенно в связи с наступлением в XXI веке эры цифровизации
по всему миру. Рамки статьи позволяют рассмотреть лишь некоторые аспекты
заявленной темы.
ИЗ ИСТОРИИ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Американские крупные промышленные компании в первые десятилетия
прошлого века начали внедрять во внутрикорпоративный оборот промежуточ-
ных деталей и узлов условно-расчётные цены, которые впоследствии стали
называться трансфертными. Потребность в таких ценах возникла в связи с тем,
что на базе сборочных и других промышленных технологий изменилась орга-
низация производства и структура компаний, что потребовало осваивать децен-
трализованное внутрикорпоративное управление при одновременном наделе-
нии отделений и других звеньев ответственностью за общие результаты дея-
тельности и прибыль компании. Поскольку структура и принципы управления
компании относятся к коммерческой тайне, постольку обсуждение внедрения
трансферных цен, их сути и функций происходило в школах бизнеса и на стра-
ницах деловых журналов лишь после того, как вновь наступало время для об-
новления внутрифирменных отношений. На это уходил не один год, а порой и
десятилетие. Однако постепенно накопилось достаточно материала из практики
управления компаниями не только для обсуждения прошлого опыта примене-
ния трансфертных цен, но и для выработки теоретических рекомендаций по
отработке механизма их роли в повышении эффективности большого бизнеса.
Как известно, по американскому законодательству акционерные общества
называются корпорациями. Именно крупные промышленные корпорации
имеют сложную структуру разного типа, управление которой не может обой-
тись без трансфертных цен. Примечательно, что в автомобильных, электротех-
нических, авиастроительных, металлургических, химических и других амери-
канских машиностроительных корпорациях внутрифирменный оборот состав-
ляет от 40 до 60% общего объёма продаж каждой компании, что свидетельствует
о большом экономическом значении трансфертных цен. [Dean, 1955]. Учёные
Института США и Канады и авторы журнала «США & Канада» c момента своего
51
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2023; 4: 49-60
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
создания изучают внутрифирменные отношения в американских компаниях,
обращая внимание на организацию управления и стимулирования персонала
крупных корпораций, включая трансфертное ценообразование как инструмент
управления [Панферова О.О., 2011]. В советское время в стране в середине про-
шлого века началось интенсивное формирование больших промышленных
комплексов и вопросы обеспечения их эффективной работы стали актуальными
для специалистов разного профиля, включая американистов, поскольку в этой
сфере фирмы США накопили богатый управленческий опыт [Пороховский
А.А., 1979]; [Пороховский А.А., 1981], вполне подходящий для налаживания ра-
боты таких гигантов, как КАМАЗ. ГАЗ, АВТОВАЗ и объединений других отрас-
лей.
Из года в год растущие размеры американских корпораций, включающие
разнородные отделения и другие производственные и вспомогательные звенья,
постоянно усложняли внутрикорпоративное разделение труда, требовали адек-
ватной системы мотивации и стимулирования для менеджеров среднего звена,
новой организации внутреннего контроля, учета и аудита за текущей деятель-
ностью всего персонала и конечными результатами работы компании. Одним из
принципов управления является соответствие у каждого работника и каждого
менеджера любого звена организации полномочий и ответственности. Особенно
это важно для децентрализованной структуры, где самостоятельность и инициа-
тива отдельного менеджера не должна противоречить стратегии развития всей
корпорации. Чтобы внутрифирменный механизм работал чётко, оказалось важ-
ным, во-первых, определить параметры деятельности каждого звена и, во-
вторых, наладить перманентный текущий контроль за выполнением установ-
ленных внутри корпорации показателей для поддержки оптимальной взаимо-
связи интересов менеджеров всех уровней.
Не углубляясь в теорию и практику управления большими промышленны-
ми организациями, можно обратить внимание на то, что условно-расчётные,
трансфертные цены имеют управленческую природу, которая отличает их от
обычных рыночных цен, образующихся как обычно стихийным образом на ос-
нове соотношения спроса и предложения на товары и услуги. Это не означает
полного отрыва трансфертных от рыночных цен, ибо конечный выпуск любой
фирмы реализуется по рыночным ценам, но при этом даже самая высокая сте-
пень децентрализации не отменяет строгой субординации уровней управления,
где высшие органы имеют решающие рычаги управления и финансовые ресур-
сы [Anton M., Ederer F., Gine M., Schmalz M.C. 2022:65]. Предпринимавшиеся по-
пытки привнести во внутрикорпоративные отношения конкурентный механизм
потерпели неудачу, так как нарушался целостный нерыночный механизм сугу-
бо корпоративного управления, подчиняющего все звенья достижению общих
целей компании. За многие десятилетия в рамках американских корпораций
сформировались определённые функции, которые в разных обстоятельствах
реализуются либо одновременно, либо каждая в отдельности:
52
Пороховский А.А Трансфертное ценообразование: американский опыт и цифровая революция
Porokhovsky, A.A. Transfer Pricing: the American Experience and the Digital Revolution
- регулирующая;
- контрольно-учётная;
- стимулирующая.
Хотя корпорации могут иметь различную децентрализованную управленче-
скую структуру - матричную, отделенческую, функциональную и другие, -
каждое её звено обязано в рамках отведённого времени произвести продукцию
или услуги высокого качества, установленного объёма и при допустимых из-
держках. Корпоративный план не допускает перевыполнения показателя по ко-
личеству из-за возможного сбоя внутрикорпоративной кооперации и наруше-
ния ритма деятельности всей компании, что снижает скорость оборота капита-
ла. Однако поощряется повышение производительности труда без потери каче-
ства, что обусловлено поддержкой имиджа фирмы и её конкурентных преиму-
ществ [Lazear E., Shaw K.L., Hayes G.E., Jedras J.M. 2022:88]. Ответственность за
достижение установленных параметров для заводов, отделений и других звеньев
в корпорации несут их менеджеры, которые поэтому заинтересованы в том, что-
бы трансфертные цены не искажали их реальную роль в достижении корпора-
тивных целей [Roberts J., Shaw K.L. 2022:28]. Поэтому процедура формирования
и окончательного установления величины трансфертных цен относится к одно-
му из самых сложных внутрифирменных процессов, так как здесь непосред-
ственно затрагиваются интересы всего управленческого персонала корпорации.
Не случайно для разрешения споров между менеджерами разных звеньев при
советах директоров создаются специальные комитеты, уполномоченные утвер-
ждать трансферные цены исходя прежде всего из интересов всей корпорации.
В ходе своей деятельности корпорация проходит разные этапы, в течение ко-
торых ей приходится решать самые разнообразные задачи в конкурентной
борьбе с другими фирмами. В таких условиях отдельным звеньям корпорации
устанавливаются индивидуальные цели, чтобы компания оставалась способной
отвечать на текущие тактические вызовы и быть готовой к стратегическому
движению. В результате одни заводы осваивают новые технологии, другие со-
вершенствуют действующие производственные методы, третьи разрабатывают
новый набор и дизайн товаров и услуг, четвёртые наращивают объём выпуска
при благоприятной рыночной конъюнктуре. Такое обилие задач ведёт к комби-
нированию внутри корпорации так называемых центров прибыли, издержек, инве-
стиций, инноваций, производительности, каждый из которых включён в систему
трансферного ценообразования. Условно-расчётный характер трансфертных
цен обусловливает сложную базу их формирования. В качестве основы исполь-
зуются:
-
издержки, или затраты;
-
договор;
-
рыночная аналогия.
Прежде всего трансфертные цены необходимы для обеспечения эффектив-
ного внутрикорпоративного бухгалтерского учёта и аудита, которые в свою
53
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2023; 4: 49-60
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
очередь служат чёткой настройке механизма функционирования всей корпора-
ции и её законопослушному поведению в национальной экономике. Практика
показывает, что в ряде случаев трансфертная цена может формироваться как
комбинация всех составляющих её основу. Поэтому существует много методов
расчёта трансфертных цен [5].
Дело в том, что нередко звенья корпорации поставляют друг другу изделия
и услуги как полуфабрикаты или промежуточные услуги, не обращающиеся на
открытом рынке. Тогда за основу берутся обоснованные издержки или договор
между звеньями, вовлечёнными в конкретный обмен. Если обнаруживаются на
рынке аналоги внутрифирменного продукта, то в этом случае учитывается ры-
ночная цена для определения трансфертной цены, но без ущерба для управ-
ленческих принципов концерна. Следует подчеркнуть, что при любом раскладе
и величине трансфертных цен окончательное решение по ним утверждается
высшим менеджментом фирмы.
Поскольку трансфертное ценообразование имеет прямое влияние на ры-
ночные цены товаров и услуг своей корпорации, постольку внутрифирменные
цены не могли не привлечь к себе внимания налоговых органов и антимоно-
польных служб правительства США. В процессе ряда судебных разбирательств
большому бизнесу удалось доказать, что трансферные цены - это внутрифир-
менные цены, которые не могут рассматриваться как рыночные, зависящие от
соотношения спроса и предложения, а значит, они не подпадают под антимо-
нопольный надзор.
Вместе с тем американское налоговое ведомство заинтересовано в том, чтобы
трансфертное ценообразование при прочих равных условиях не завышало
внутрифирменные затраты, что вело бы к занижению налогооблагаемой базы и,
следовательно, доходов государственной казны. Поэтому Служба внутренних
доходов Министерства финансов США (Internal Revenue Service, Department of the
Treasury) разработала целый комплекс документов, в которых указаны все раз-
решенные случаи использования трансферных цен в компаниях [3]; [4], а также
предложила корпорациям своеобразный экзаменационный тест для проверки
уровня обучения персонала, занимающегося трансфертным ценообразованием,
во избежание нарушений корпоративного налогообложения в этой сфере [8]. К
примеру, автомобильный концерн
«Дженерал моторс» (General Motors
Corporation) имел в 2021 г. на территории почти всех штатов США 118 заводов и
других корпоративных звеньев, а также свыше 4 тыс. точек собственной дилер-
ской сети, которые так или иначе вовлечены в систему трансфертного ценооб-
разования. Нельзя не отметить, что американский опыт трансфертного ценооб-
разования получил широкое распространение по всему миру [20]. Американ-
ское влияние заметно ощущается и в разработке документов ОЭСР (OECD) по
трансфертным ценам [22], и в подготовке аналогичных справочников ООН для
развивающихся стран уже в XXI веке [12]; [13].
54
Пороховский А.А Трансфертное ценообразование: американский опыт и цифровая революция
Porokhovsky, A.A. Transfer Pricing: the American Experience and the Digital Revolution
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
После распада СССР в мировой экономике укрепились позиции США как
единственного лидера. Повсеместное распространение рыночных принципов
по всему миру дополнилось активным и мощным внедрением цифровизации,
где американский бизнес также оказался на первых ролях. Глобализация миро-
вой экономики, ранее опиравшаяся на транснациональные корпорации, благо-
даря цифровой революции получила новый импульс для своего развития [23];
[Eaton J., Kortum S.S., Kramarz F. 2022:66]. В XXI веке многим людям кажется, что
глобальная сеть интернет, мобильные телефоны и другие цифровые устройства
существуют много лет. Между тем все эти явления относятся только к новейшей
истории, но даже за этот короткий период они значительным образом изменили
образ жизни каждого из нас, а также глубоко повлияли на бизнес-среду. В част-
ности оказалось, что трансфертное ценообразование чрезвычайно актуально
для сферы мировой торговли товарами и услугами, особенно в той её части, ко-
торая осуществляется крупными корпорациями [19]. Среди политиков и анали-
тиков возникли дискуссии о пользе или вреде самой глобализации [Razin A.,
2022:54], о размывании глобализацией национальных культурных ценностей и
традиций [Lowes S., 2022;39], об игнорировании транснациональными компани-
ями интересов стран, где работают их предприятия [16]. Более того, различные
международные организации и дискуссионные площадки (ОЭСР, Всемирный
экономический форум в Давосе и другие) стали обосновывать введение гло-
бального минимального корпоративного налога при определённой прибыли
многонациональных предприятий [Кондукторов А.С., 2022], чтобы справедливо
распределялась налогооблагаемая база данных фирм между государствами, где
они ведут свой бизнес.
Хотя транснациональные компании разных стран начали вести междуна-
родный бизнес ещё в XIX веке, но цементирующим фактором мировой эконо-
мики и торговли они стали в эру глобализации. Значительная доля капитала и
инвестиций, товаров и услуг в международном обороте относится к обороту
внутри крупных корпораций между их заводами и другими звеньями, разме-
щёнными в разных странах. Если внутри США налоговая служба зорко следит,
чтобы трансферные цены не нанесли ущерб государственным финансам, то в
международном масштабе другие государства также озабочены доходами своих
бюджетов от деятельности транснациональных компаний на своей территории.
Между тем в этом случае трансферные цены фактически становятся одним из
видов цен международной торговли, но регулируются они не мировым рынком,
а внутрифирменным механизмом крупных корпораций, которые заинтересова-
ны оптимизировать подобные цены таким образом, чтобы наибольший эффект
был для фирмы в целом [6]; [7]. Как известно, страны регулируют свои внешне-
экономические связи с помощью таможенного законодательства, которое при-
55
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2023; 4: 49-60
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
звано защитить доходы любого бизнеса от перевода за границу. В результате на
ниве трансферного ценообразования сталкиваются интересы не только корпо-
раций и государств, но и государств между собой, что требует как межгосудар-
ственного, так и международного регулирования. Следует подчеркнуть, что
здесь речь идет не только о взаимосвязях развитых и развивающихся стран, но и
об отношениях между развитыми экономиками [Johansson A., Skeie O.B., Sorbe S.
2016:16]; [Johansson A., Skeie O.B., Sorbe S., Menon K. 2017:63].
В связи с этим уже не первый десяток лет трансфертные цены транснацио-
нальных компаний стали предметом изучения, обобщения и выработки реко-
мендаций органами ОЭСР, которые регулярно проводят мониторинг транс-
фертного ценообразования, сравнивают и распространяют опыт разных стран
[9]; [10], вовлекают в этот процесс заинтересованный бизнес [14], реагируют на
последствия эпидемии COVID-19 [17], выпускают ежегодные обзоры по этой те-
матике [18]. Как принято в налоговых и финансовых документах, в изданиях
ОЭСР даются определения и методы формирования трансфертных цен, описы-
ваются процедуры согласования позиций сторон при наличии споров, а также
возможные причины для изменения или уточнения ранее принятых положений
при соблюдении открытости и гласности. Каждая страна сама принимает реше-
ние о присоединении к подготовленным коллективным документам.
Особый вызов трансфертному ценообразованию на национальном и между-
народном уровнях представила цифровизация, понадобилась финансовая и
экономическая оценка неосязаемых активов корпораций, искусственного ин-
теллекта, интернета вещей, сетевых эффектов и сетевых платформ [11]; [19],
чтобы выявить вклад любого звена на территории конкретной страны в нацио-
нальную налогооблагаемую базу. В результате процедура формирования
трансфертных цен не упростилась, а усложнилась. Выросло число спорных си-
туаций. Большой бизнес остался ведущей частью экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трансфертные цены, возникшие как важная часть внутрифирменного меха-
низма управления в крупных американских корпорациях постепенно стали
объектом внимания и регулирования федеральными органами США. По мере
расширения международной экспансии большого бизнеса трансфертное цено-
образование распространилось на глобальный уровень, вовлекая в своё регули-
рование все страны, где появились предприятия и другие звенья транснацио-
нальных компаний. Сам факт возникновения, становления и развития транс-
ферных цен свидетельствует о том, какую роль в современном капитализме иг-
рает большой бизнес, для которого внутренний национальный рынок давно
перестал быть достаточным, он активно проникает на рынки других стран. При
этом большие игроки конкурируют как за рынки сбыта, так и за рынки ресур-
сов.
56
Пороховский А.А Трансфертное ценообразование: американский опыт и цифровая революция
Porokhovsky, A.A. Transfer Pricing: the American Experience and the Digital Revolution
Россия как часть мирового рыночного пространства восприняла основные
его тенденции и закономерности, среди которых активное применение боль-
шими компаниями трансфертных цен. Как и в других странах, в Налоговом ко-
дексе России есть специальный раздел, где описаны определения и процедуры
трансфертного ценообразования [1]. Трансфертные цены проникли и в нашу
банковскую систему в связи с трансфертом финансовых продуктов [2:72]. Рос-
сийский опыт в применении трансфертных цен регулярно отражался в доку-
ментах ОЭСР [21:10].
Цифровизация упростила бухгалтерский учёт и аудит в компаниях. Однако
хотя трансфертные цены имеют условно-расчётный характер, они не сводятся
только к количественному определению, так как служат для стимулирования
менеджеров всех уровней, а также для оптимизации интересов предприятий и
других звеньев корпораций. Не случайно поэтому и в наши дни происходят
ожесточённые споры между сторонами при проектировании таких цен.
Материал статьи показывает, что при описании трансфертных цен исполь-
зуется обычная рыночная терминология. Между тем эти цены обслуживают
фактически нерыночный оборот продукции и услуг внутри экономических
комплексов транснациональных компаний, управляемых на основе производ-
ственных и финансовых планов. Известно, каких гигантских размеров достига-
ют такие корпорации, влияющие не только на свой персонал, но и на судьбы
многих стран. Растущая цифровизация усиливает господство транснациональ-
ного капитала.
ИСТОЧНИКИ
1. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть 1. Раздел V.1. Главы 14.1 -
14.6. Available at https://nalog.garant.ru/fns/nk/ (accessed: 14.01.2023).
2. Официальные документы. Раздел IV. Расшифровки, используемые при
расчете денежно-кредитных показателей. Вестник Банка России, № 58-59 (2390-
2391), 30.07.2022, 140 с. - с.72.
3. Title 26 - Internal Revenue. Chapter 1. Internal Revenue Service, Department of the
Treasury. Subchapter A - Income Tax. Available at: https://www.ecfr.gov/current/title-
-26/chapter-1/subchapter-A/part-1/subject-group-ECFR2ae24c44. (accessed:
17.01.2023).
4. Intercompany Transfer Price or Commission. Schedule P. Form 1120-IC-DISC.
Available at: https://www.irs.gov/Form1120ICDISC. (accessed: 17.01.2023).
5. OECD. 2010. Transfer Pricing Methods/ Centre for Tax Policy and Administration.
// OECD Publishing, Paris, July - 16 P.
6. OECD. 2011. Transfer Pricing Legislation - A Suggested Approach. / Centre for
Tax Policy and Administration. // OECD Publishing, Paris, June - 24 P.
7. OECD. 2012. Multi-Country Analysis of Existing Transfer Pricing Simplificatri-
on Measures / Centre for Tax Policy and Administration. // OECD Publishing, Paris, June -
155 P.
57
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2023; 4: 49-60
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
8. Transfer Pricing Examination Process // Publication 5300, Department of the
Treasury Internal Revenue Service, September 8, 2020, - 41 P.
9. OECD. 2015. Aligning Transfer Pricing Outcomes with Value Creation? Actions
8-10 - 2015 Final Reports // OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project, // OECD
Publishing, Paris - 192 P. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/9789264241244-en
10. OECD. 2015. Action 13: Guidance on the Implementation of Transfer Pricing
Documentation and Country-by-Country Reporting // OECD/G20 Base Erosion and
Profit Shifting Project// OECD Publishing, Paris - 10 P.
11. OECD. 2020. Transfer Pricing Guidance on Financial Transactions: Inclusive
Framework on BEPS Actions 4, 8-10 // OECD Publishing, Paris, February - 46 P. Avail-
able at: https:// www.oecd.org/tax/beps/transfer-pricing-guidance-on-financial-
transactions-inclusive-framework-on-beps-actions-4-8-10.htm (accessed: 16.01.2023).
12. United Nation Practical Manual on Transfer Pricing for Developing Countries.
2013. United Nation, New York - 484 p.
13. United Nation Practical Manual on Transfer Pricing for Developing Coun-
tries.2017. United Nation, New York - 668 P.
14. OECD.2022. OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises
and Tax Administrations /OECD Publishing, Paris - 659 P. Available at:
https://doi.org/10.1787/Oe655865-en
15. Corporate Tax Statistics. 4th Edition.2022 // OECD Publishing, Paris - 56 p.
16. Raising the Bar on Tax Transparency. 2022. Global Forum Annual Report. //
OECD Publishing, Paris -48 p. Available at: https://www.oecd.org/tax/transparency.
17. Guidance on the Transfer Pricing Implications of the COVID-19 Pandemic.
2020 // OECD Publishing, Paris - 31 p.
18. A Year in Review -2022. OECD Centre for Tax Policy and Administration. - 4 p.
Available at: https://www.oecd.org/tax. (accessed: 19.01.2023).
19.OECD. 2021 Statement on a Two-Pillar Solution to Address the Tax Challenges
Arising from the Digitalization of the Economy. // OECD/G20 Base Erosion and Profit
Shifting Project/ July 1st.-5 p.
20. Your bridge to worldwide transfer pricing services. 2010. // Transfer Pricing
Associates B.V.- Amsterdam, The Netherlands, September 14. - 6 p.
21. Russian Federation Transfer Pricing Country Profile. 2021 // OECD Publishing,
Paris July - 10 p. Available at: https://oe.cd/transfer-pricing-country-profiles. (ac-
cessed: 18.01.2023).
22. United States Transfer Pricing Country Profile. 2022 // OECD Publishing, Paris
February - 8 p. Available at: https://oe.cd/transfer-pricing-country-profiles. (ac-
cessed: 19.01.2023).
23. Artificial Intelligence Risk Management Framework (AI RMF 1.0). 2023 // U.S.
Department of Commerce, National Institute of Standards and Technology. January -
48 p. Available at: https://doi.org/10.6028/NIST.AI.100-1 (accessed: 26.01.2023).
58
Пороховский А.А Трансфертное ценообразование: американский опыт и цифровая революция
Porokhovsky, A.A. Transfer Pricing: the American Experience and the Digital Revolution
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кондукторов А.С. Введение глобального минимального корпоративного
налога. Экономика, налоги, право, 2022, №3, С. 110-117. DOI: 10.26794/1999-849X-
2022-15-3-110-117
Панферова О.О. Трансфертное ценообразование (опыт американских ком-
паний). США & Канада: экономика, политика, культура, 2011, №3, С. 53-64.
Пороховский А.А. Экономические отношения в монополистических объ-
единениях (на примере промышленных концернов). 1979. Москва, Издательство
Московского университета, 159 с.
Пороховский А.А. Трансфертное ценообразование в системе монопольного
ценообразования. Ленинская теория империализма и актуальные проблемы полити-
ческой экономии. Под ред. Н.А. Цаголова.1981. - Москва, Издательство Московско-
го университета, 357 с., с. 124-127.
REFERENCES
Alviarez , V.L., Chen Ch., Pandalai-Nayar, N., Varela, L., Yi, K-M., Zhang H.2022. Mul-
tinationals and Structural Transformation. NBER Working Paper 30494, September - 77 p.
Anton, M., Ederer, F., Gine, M., Schmalz, M.C. 2022. Common Ownership, Competi-
tion, and Top Management Incentives. NBER Working Paper 30785, December - 65 p.
Dean J. 1955. Decentralization and Intracompany Pricing. Harvard Business Review,
Vol.33, No.4, July-August, P.65-74.
Eaton, J., Kortum, S.S., Kramarz, F. 2022. Firm-to-Firm Trade: Imports, Exports,
and the Labor Market. NBER Working Paper 29685, January - 66 p.
Johansson, A., Skeie, O.B., Sorbe, S. 2016. Anti-Avoidance Rules Against Interna-
tional Tax Planning: A Classification. OECD Economics Departments Working Papers
No. 1356, December 19. - 16 p.
Johansson, A., Skeie, O.B., Sorbe, S., Menon, K. 2017. Tax Planning by Multina-
tional Firms: Firm-Level Evidence from a Cross-Country Database. OECD Economics
Departments Working Papers No. 1355, February 06. - 63 p.
Konduktorov, A.S. 2022. Vvedenie global'nogo minimal'nogo korporativnogo
naloga [Introduction of Global Minimum Corporate Tax] (In Russ.). Economics, Taxes
& Law, Vol. 15, No.3, P.110-117. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-3-110-117 (In Rus-
sian).
Lazear, E., Shaw, K.L., Hayes, G.E., Jedras, J.M. 2022. Productivity and Wages:
What was the Productivity-Wage Link in the Digital Revolution of the Past, and what
might occur in the AI Revolution. NBER Working Paper 30734, December - 88 p.
Lowes, S. 2022. Culture in Historical Political Economy. NBER Working Paper
30511, September - 39 p.
Panferova, O.O. 2011. Transfer Pricing: American Company Experience [Trans-
fertnoe tsenoobrazovanie (opyt amerikanskikh kompanii)] (In Russ.). USA & Canada:
Economics, Politics, Culture. No.3, P.53-64. (In Russian)
59
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT
2023; 4: 49-60
США & Канада: экономика, политика, культура / USA & Canada: economics, politics, culture
Porokhovsky, A.A. 1979. Economic Relations in the Monopoly Combines (Indus-
trial Corporations’ Experience) [Ekonomicheskie otnosheniia v monopolisticheskikh
ob"edineniiakh (na primere promyshlennykh kontsernov)] (In Russ.). Moscow, Lo-
monosov University Publishing - 159 p. (In Russian).
Porokhovsky, A.A. 1981. Transfer Pricing in the System of Monopoly Pricing
[Трансфертное ценообразование в системе монопольного ценообразования] (In
Russ.). Lenin’s Imperialism Theory and Actual Political Economy Issues. Ed. by N.A.
Tsagolov. Moscow, Lomonosov University Publishing, 357 p. - P.124-127.
Razin, A. 2022. Pros and Cons of Globalization: Income-Based Attitudes. NBER
Working Paper 30713, December - 54 P.
Roberts, J., Shaw, K.L. 2022. Managers and the Management of Organizations.
NBER Working Paper 30730, December - 28 P.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
ПОРОХОВСКИЙ Анатолий Алексан-
Anatoly A. POROKHOVSKY, Doc. Sci.
дрович, доктор экономических наук,
(Economics), Professor, Honored scien-
профессор, заслуженный деятель
tist of the Russian Federation, Chief Re-
науки РФ, главный научный сотрудник
search Fellow of the Georgy Arbatov In-
Института США и Канады имени ака-
stitute for U.S. and Canada Studies, Rus-
демика Г.А. Арбатова Российской ака-
sian Academy of Sciences (ISKRAN).
демии наук (ИСКРАН).
2/3 Khlebny per., Moscow, 121069,
Российская Федерация,
121069,
Russian Federation;
Москва, Хлебный переулок, 2/3;
Professor Department of Political
профессор кафедры политической
Economy Faculty of Economics, Lomon-
экономии экономического факультета
osov Moscow State University.
МГУ имени М.В. Ломоносова.
1, build 46, Leninskie Gory, Moscow,
Российская Федерация,
119991,
119991, Russian Federation.
Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46.
Статья поступила в редакцию / Received 5.02.2023
Поступила после рецензирования / Revised 15.02.2023.
Статья принята к публикации / Accepted 16.02.2023.
60