ВЕСТНИК ВИТ «ЭРА», том 2, номер 2, 2021
ЭЛЕКТРОННАЯ КОМПОНЕНТНАЯ БАЗА, ФОТОНИКА
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 656.078: 629.12.001.2: 004
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЕВАНТНОЙ
ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ТЕЗАУРУСА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
© 2021 г. Г.Е. Панамарев, О.Н. Панамарева*
ФГАУ «Военный инновационный технополис «ЭРА», Анапа, Россия
* E-mail: Onpanamar@mail.ru
Для организации системы управления морской деятельностью используются специализированные автома-
тизированные системы, решающие узконаправленные задачи. Каждая из этих систем ориентирована на соб-
ственные источники первичной информации и форматы данных. При осуществлении морской деятельности
задействованы автоматизированные системы многих акторов транспортного процесса. Формирование единого
экономико-инфокоммуникационного пространства на фоне стремительного развития технологии E-navigation,
интеграции технологий искусственного интеллекта и других ключевых технологий XXI века требует разработ-
ки механизмов комплексирования данных для системы поддержки принятия управленческих решений. В каче-
стве основы такого механизма предложено использовать технологии формирования релевантной информации
для организации профессионального тезауруса интеллектуальной геоинформационной системы автоматизиро-
ванной системы управления морской деятельностью. Цель исследования - формулирование сути технологии
формирования релевантной информации. Предмет исследования - процесс формирования релевантной ин-
формации для организации профессионального тезауруса автоматизированной системы управления сложны-
ми организационно-техническими процессами. Объект исследования - управление морской деятельностью.
На основе методов системного анализа выделена проблема релевантной информации для обозначенного про-
фессионального тезауруса, с помощью методов математической логики сформулирована технология ее фор-
мирования.
ВВЕДЕНИЕ
мами (СОТС) в условиях формирования единого
На фоне тотальной цифровизации, охватившей
экономико-коммуникационного пространства.
отношения и процессы в области как военной, так
Принятие превентивных мер особенно акту-
и гражданской экономики, вызовов постковидной
ально в условиях угрозы консциентальных войн
реальности, развития технологий искусственного
[20]. Обеспечение экономической безопасности
интеллекта, «интернет-вещей», геоинформацион-
напрямую связано с обороной страны [3; 26] и
ных технологий, роста объемов информации раз-
наоборот; а транспортная система - ключевая со-
ных форматов [1; 2; 6; 7; 10; 12; 17; 21; 22; 28; 29;
ставляющая инфраструктуры экономики России,
32; 36], необходимости своевременного принятия и
при этом морской транспорт и взаимодействующие
корректировки решений и др., вопросы формиро-
с ним другие виды транспорта (при реализации
вания механизма поддержки принятия управлен-
транспортно-экономических процессов) играют
ческих решений (ППУР), позволяющего осущест-
стратегическую роль в обеспечении националь-
влять оперативное, тактическое, стратегическое
ной безопасности Российской Федерации [13; 16;
и, главное, превентивное управление, - ключевая
19; 25]. Базовой тенденцией XXI века является
комплексная задача при организации интеллекту-
формирование единого инфокоммуникационного
альной автоматизированной системы управления
и хозяйственного (экономического) пространства,
сложными организационно-техническими систе-
позволяющего объединять усилия всех акторов
63
64
Г.Е. ПАНАМАРЕВ, О.Н. ПАНАМАРЕВА
экономическо-коммуникационных процессов в
ции транспортного процесса [4; 5; 7; 11; 17; 22; 23;
морских транспортных узлах, на подходах к ним
27-29], а также АСУ организаций государств-пар-
и в целом в море. Особенно это важно в условиях
тнеров [19; 25], в т.ч. ЕАЭС, АТР. Интеграция АСУ
развития «умного» транспорта (специальной тех-
МД в единое информационно-экономическое про-
ники) и «умных» портов [5; 10; 14; 15; 22].
странство позволит повысить скорость и эффек-
При разработке механизма интеллектуальной
тивность управления, обеспечив безопасность и
ППУР СОТС важно учитывать факт осуществле-
устойчивое развитие акторов, вовлеченных в мор-
ния в ближайшее десятилетие цифровой трансфор-
скую деятельность. При интеграции систем управ-
мации всей страны и перехода Российской эконо-
ления возникает проблема комплексирования дан-
мики (военной и гражданской) на использование
ных, которую в данной работе предложено решить
отечественных программных и аппаратных техно-
при помощи технологии формирования релевант-
логий. Кроме того, развитие геоинформационных,
ной информации на основе методов гармонизации,
инфокоммуникационных и интеллектуальных тех-
интеграции и слияния.
нологий, перспектива внедрения безэкипажных су-
В составе АСУ МД ГИС в основном исполь-
дов и кораблей [28; 29], переход на бесшовные тех-
зуется для отображения информации оператив-
нологии на транспорте - тренды, которые нельзя не
ного контроля и координации пространственных
учитывать при разработке механизмов совершен-
процессов в зоне ответственности АСУ МД. При-
ствования элементов АСУ МД. Система управле-
оритетная задача актуализация внимания лица,
ния морской деятельностью представляет сложную
принимающего решение (ЛПР), на возможности
многофакторную задачу, для решения которой в на-
возникновения и возникновении нештатных (ава-
стоящее время используются специализированные
рийных или опасных) ситуаций, на окончании
автоматизированные системы (такие как ГМССБ,
операций, препятствовавших проведению дру-
СУДС, АИИС и др.), которые автономно решают
гих плановых операций, на возможности начала
поставленные перед ними задачи. При этом осно-
новых плановых операций и т.д. Для реализации
вой почти всех АСУ МД являются геоинформаци-
этих функций ГИС должна предоставлять ЛПР ре-
онные системы (ГИС).
левантную информацию. Эта информация должна
В качестве основы механизма интеллектуальной
объективно отображать все те аспекты контролиру-
ППУР (как базовой составляющей интеллектуали-
емых пространственных процессов, которые вли-
зации ГИС для АСУ СОТС) в ранних работах, в т.ч.
яют на их безопасность, и обеспечивать принятие
в научной статье [16], предлагается использовать
адекватных и эффективных управленческих реше-
профессиональный тезаурус (ПТ) для автоматизи-
ний. Предоставляемая ГИС информация должна
рованных систем управления морской деятельно-
быть достаточной, но не избыточной. Перегрузка
стью (АСУ МД). Одним из проблемных моментов,
ГИС не релевантной и зашумленной информацией,
который необходимо учитывать при организации
которая часто является следствием бессистемности
ПТ, является необходимость наличия релевантной
информационных потоков в АСУ МД и хаотично-
информации, т.е. информации, соответствующей
сти развития их информационного обеспечения, не
целям, ожиданиям и потребностям пользователя
желательна.
[6; 8; 9; 11; 18; 21; 24; 35], в нашем случае лица,
В настоящее время в информационных систе-
принимающего решение (ЛПР).
мах активно внедряются элементы технологий ис-
Для целей организации системы управления
кусственного интеллекта (ИИ) в том числе, и для
морской деятельностью созданы и активно раз-
преобразования информации к релевантной форме.
виваются специализированные автоматизирован-
Проблема в том, что АСУ МД, подсистемы сбора
ные системы, которые решают узконаправленные
и обработки первичной информации, систематиза-
задачи. При этом каждая из систем ориентирова-
ция программного и информационного обеспече-
на на собственные источники первичной инфор-
ния развиваются параллельно друг друга в отрыве
мации и форматы данных. Особенно это просле-
или в недостаточной увязке, без учета потребно-
живается при управлении активностью акторов
стей и специфики интеллектуальных компонент
транспортно-экономических процессов в морских
ГИС.
транспортных узлах (МТУ). В пространстве МТУ
Базовыми понятиями при рассмотрении про-
задействованы АСУ частных и государственных
цессов в АСУ МД являются информационные
организаций, предприятий, учреждений разных
ресурсы, адаптированные для пересылки, сбора,
отраслей экономики, заинтересованных в реализа-
хранения и обработки. В процессе обработки ин-
ВЕСТНИК ВИТ «ЭРА», том 2, номер 2, 2021
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЕВАНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ...
65
формационных ресурсов задачами АСУ МД явля-
Таблица 1. Основные характеристики методов гармонизации,
интеграции и слияния информации
ются: минимизировать размерность информаци-
онных ресурсов; максимизировать достоверность
Определение/
Название
и точность информационных ресурсов; оптимизи-
Характери-
Пояснение
метода
стика метода
ровать информационные ресурсы к виду, удобному
для принятия обоснованного решения; обеспечить
распределение основных поня-
тий и их взаимоотношений (ПТ)
передачу информационных ресурсов, необходимых
по соответствующим предмет-
для управленческих воздействий.
стандартиза-
ным областям и/или сферам
Эффективное решение указанных задач невоз-
ция данных;
ответственности;
реализации
обеспечение доступа к первич-
можно без разработки технологии формирования
принципов
ным источникам информацион-
Гармониза-
релевантной информации в АСУ МД. Основой дан-
и механиз-
ных ресурсов может быть реше-
1
ция инфор-
мов доступа
но на двух уровнях: аппаратном
ной технологии являются методы гармонизации,
мации
к ИР, их
и программном;
интеграции и слияния информации (Information
унификации и
отличительная черта процесса
Fusion) и методы интеллектуальной обработки
минимизации
гармонизации информации - ре-
размерности
зультат гармонизации ориенти-
данных и извлечения новых знаний (Data Mining),
рован на большое число источ-
получившие освещение в ряде источников [11; 12;
ников информации и конечных
30-35], в табл. 1 [12; 30] сведены основные харак-
пользователей
теристики методов.
отличительная черта интеграции
Гармонизация информации играет важную роль
информации -результат направ-
лен на решения определенного
для АСУ МД, поскольку в общем виде можно вы-
класса задач управления;
делить такие типы информационных ресурсов, как:
она неизбежно приводит к уве-
неформализованные информационные ресурсы
личению объемов данных, что
обусловлено необходимостью
(ИР); формализованные информационные ресурсы;
разработка и
оперировать большими масси-
реализация
результаты измерений в формализованном виде;
вами данных в реальном или в
унифициро-
базы данных различных форматов; картографиче-
близком к реальному масштабу
ванных фор-
времени;
ские информационные ресурсы; метрологические
матов данных,
Интегра-
не предполагает физическое объ-
находящихся
и геоинформационные ресурсы. При этом каждый
2
ция инфор-
единение информации в одном
на в различ-
тип ИР имеет свой протокол доступа, способ и/или
мации
месте (все зависит от постав-
ных источ-
ленной задачи и конкретных
механизмам обработки.
никах для их
условий; например, для любого
предостав-
Касательно интеграции информации следует
формата, обеспечивающего на-
ления всем
вигационную безопасность пла-
отметить, что доступ к интегрированным данным
подсистемами
вания, обязательным является
осуществляется с использованием различных ме-
требование обеспечения каждого
ханизмов и зависит от двух основных факторов:
конкретного пользователя (дис-
петчера, штурмана и др.) полной
требуемой скорости обработки данных (реальное
информацией по тому району
время, или может быть определенная задержка);
плавания, где он находится или
необходимости параллельной обработки и/или ви-
предполагает быть)
зуализации большого числа данных, в зависимости
это процесс интеграции несколь-
от которых доступ обеспечивается напрямую в том
ких источников данных для
получения более согласованной,
формате, в котором эти данные хранятся. Иногда
совместная
точной и полезной информации,
требуется промежуточное преобразование данных;
обработка
чем та, которая предоставляется
такая необходимость появляется, как правило, в
разнородной
любым отдельным источником
информации,
данных;
системах визуализации данных для ЛПР АСУ МД
полученной
реализация процесса слияния
различного уровня иерархии управления, что обу-
в реальном
информации предполагает
Слияние
словлено техническими ограничениями графиче-
времени от
решение ряда организацион-
3
информа-
множества
ных, технических, правовых и
ских станций и производительностью сети и/или
ции
различных
социально-экономических задач,
процессоров. Таким образом, интеграция информа-
датчиков, в
аналогичных задачам гармониза-
ции должна заключаться в разработке и реализации
информацию,
ции и интеграции информации;
легко воспри-
на основе получаемой в ре-
в рамках АСУ МД специализированных форматов
нимаемую
зультате слияния информации
данных, единых для использования всеми состав-
человеком
можно контролировать объект
ными частями (подсистемами). Это выразится в
управления, проводить оценку
ситуации и принимать научно-
создании текущего профессионального тезауруса
обоснованные УР
системы [16], обеспечивающего единство в пред-
ВЕСТНИК ВИТ «ЭРА», том 2, номер 2, 2021
66
Г.Е. ПАНАМАРЕВ, О.Н. ПАНАМАРЕВА
ставлении предметной области управления в ГИС
данного механизма подобная сложная система про-
и программных средствах других элементов ин-
сто не сможет работать. На рис. 1 представлены
формационной инфраструктуры АСУ МД.
базовые элементы технологии формирования реле-
Слияние информации. Понятия слияния данных
вантной информации.
и слияния информации часто разделяются [12].
Рассмотрим эффект от технологии формирова-
Слияние данных понимается как организованное
ния релевантной информации в АСУ МД. Пусть
комбинирование данных в интересах анализа и
АСУ МД включает в себя множество Q подсистем.
принятия решения, а слияние информации - как
Для каждой подсистемы q Q заданы следующие
комбинирование данных для получения знания
конечные множества, соответствующие функциям
или как процесс соединения данных от различных
рассматриваемой подсистемы, представленные в
источников. Цель слияния данных - получение ин-
виде формул (1), (2) и (3), соответственно.
формации более высокого качества.
В настоящем исследовании слияние информа-
1
2
Φ
=
φ
,
φ φl
,
(1)
q
{
q
q
q
}
ции - это процесс организации и структуризации
информации с целью ее ориентации на решение
где: q Q - множество всех функций, выполняе-
определенного круга задач или определенного
мых подсистемой q в процессе ее целевого функ-
пользователя.
ционирования; l - количество таких функций;
Если учесть, что АСУ МД и ее элементы, а
также различные системы мониторинга являются
сложными и распределенными в пространстве, то
1
2
k
O
=
o
,
o
,...,o
,
(2)
q
{
q
q
q
}
становится очевидной идея слияния данных. Без
где: q Q - множество всех интерфейсов пред-
ставления функций, выполняемых подсистемой q в
процессе ее целевого функционирования; k - коли-
чество интерфейсов таких функций;
1
2
I
=
i
,
i
,... im
,
(3)
q
{
q
q
q
}
где: q Q - множество всех интерфейсов входных
данных, необходимых подсистеме q в процессе ее
функционирования; m - количество интерфейсов
входных данных.
Каждой функции подсистемы q соответству-
ет интерфейс ее представления. Отображение
f
‚
=O
I
, где q Q сопоставляет каждой
q
q
q
функции подсистемы q интерфейс представления
этой функции и обладает свойством:
à
b
ô
O
o
O
,
(4)
q
q
q
q
где: a {1…l}, b {1…k}, q Q.
Аналогично для множества Iq каждой функцией
выполняемой m-м программным объектом соответ-
ствует необходимый интерфейс входных данных.
Отображение
f
‚Ḥ
=O
I
, где q Q сопоставляет
q
q
q
каждой функции, выполняемой подсистемой q, не-
обходимый интерфейс входных данных и обладает
свойством:
Рис. 1. Технология формирования релевантной информации
à
b
ô
O
i
I
,
(5)
для АСУ МД
q
q q
q
ВЕСТНИК ВИТ «ЭРА», том 2, номер 2, 2021
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЕВАНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ...
67
где a {1…l}, b {1…m}, q Q.
l - количество функций, выполняемых каждой под-
Из допущения, что для подсистемы q необходи-
системой. В свою очередь для АСУ МД, в целом,
мы данные от подсистемы p, следует, что соответ-
время, затрачиваемое на приведение данных к нуж-
ствующий выходной интерфейсojp подсистемы p
ным интерфейсам представления, равняется сумме
должен быть тождественен входному интерфейсу
приведений данных к нужному интерфейсу каждой
g
Q
i
подсистемы q, то есть получаем выражение (6):
q
подсистемы в системе
T
=
T
q
, где Q - количество
q=1
j
g
o
i
(6)
подсистем в рассматриваемой системе.
p
q
На основании сказанного можно сделать вывод
Переход к рассмотрению АСУ МД в целом,
о повышении оперативности (снижении времен-
в рамках приведенного формального описания
ных затрат на обработку информации, уменьшении
позволяет прийти к выводу, что общее множе-
времени реакции системы) работы АСУ МД за счет
ство интерфейсов R равняется объединению мно-
использования единой модели представления дан-
жеств всех входящих и выходящих интерфейсов
ных. Использование единой модели представления
R = I O, а множество внутрисистемных интер-
данных приведет к повышению оперативности си-
фейсов R равняется пересечению множеств всех
стемы в случае, когда общее время на преобразо-
входных и выходных интерфейсов R = I O. При-
вания данных к каждому интерфейсу представле-
чем их, в свою очередь, можно разделить на три
ния данных каждой функции каждой подсистемы
непересекающихся множества: 1) множество вход-
больше общего времени преобразования данных
ных интерфейсов системы - A; 2) множество ин-
к общей модели представления данных каждой
терфейсов, предоставляемых системой - С; 3) мно-
функции каждой подсистемы, то есть выполняется
жество внутренних интерфейсов системы - B.
выражение (10):
Таким образом, справедливы следующие выра-
Q
l
n
Q
l
жения (7), (8), (9):
*
∑∑∑
t
qai
>
∑∑
t
qa
,
(10)
q=
1
a=
1
i=
1
q=
1
a=
1
R = I O = A B C;
(7)
где: Q - количество подсистем в системе; l - коли-
R = I O = B;
(8)
чество функций, предоставляемых подсистемой; q,
n - количество интерфейсов представления данных
A B C = .
(9)
функции a подсистемы q.
Для реализации любой внешней функции подси-
Необходимо рассмотреть вопрос эффективности
стема предоставляет другой подсистеме интерфейс
проведения гармонизации при создании программ-
à
b
представления
ô
O
o
O
. На приведение
q
q
q
q
ного обеспечения новых АСУ МД. Предположим,
информации к нужному виду, то есть преобразова-
для создания программного обеспечения новой
ние информации к нужному интерфейсу, расходует-
системы предусматривается выделение определен-
a
ся время
t
= f
(o
),
o
O
. Таким образом, общее
i
i
i
q
ного количество ресурса S = const. Данный ресурс
время, затрачиваемое на предоставления данных
делится на:
подсистемой, равняется сумме преобразований
- ресурс для создания функций, выполняемых
n
системой, - S ; ˆ
информации для каждого интерфейса Taq
t
,
O
=
i
i=1
- ресурс для создания интерфейсов - SR, кото-
где n - количество интерфейсов, предоставляемых
рый, в свою очередь, можно разделить на ресурсы
функцией
O . При приведении всех интерфейсов к
входных, выходных и внутренних интерфейсов си-
одной модели представления данных время расхо-
стемы; представим его в форме выражения (11).
дуется только на первое преобразование, осталь-
ные интерфейсы получаются путем копирования
SR = SA + SB + SC .
(11)
= t . Очевидно, что для подсистемы
q время, затрачиваемое на приведение данных к
Каждый из перечисленных ресурсов можно
нужным интерфейсам представления, равняется
рассматривать как сумму затрат на каждый из эле-
сумме приведений данных к нужному интерфейсу
ментов (12), (13), (14), (15), входящих в данное
l
a
множество.
каждой функции данной подсистемы
T
q
=
T
q
, где
a=1
ВЕСТНИК ВИТ «ЭРА», том 2, номер 2, 2021
68
Г.Е. ПАНАМАРЕВ, О.Н. ПАНАМАРЕВА
- ресурс на создание функций, выполняемых
спечения новой АСУ МД, построенной на базе ПТ
системой (12):
для ГИС.
l
Следовательно, использование технологии фор-
S
=
s
,
(12)
мирования релевантной информации, за счет реа-
O
O
i
1
i=
лизации процессов гармонизации, интеграции и
слияния позволит уменьшить время принятия ре-
где: l
- количество функций выполняемых
шений, повысит оперативность и качество АСУ
системой;
МД, а возможное высвобождение ресурса при соз-
- ресурс на создание интерфейсов входящей
дании программного обеспечения новых АСУ МД
информации в систему (13):
позволит снизить затраты на его реализацию. Та-
m
ким образом, технологию формирования релевант-
S
s
,
(13)
ной информации, раскрываемую в данном научном
A
=
ai
i=1
исследовании, предлагаем использовать в качестве
базовой при организации профессионального те-
где: m - количество интерфейсов входящей инфор-
зауруса для АСУ МД в контексте формирования
мации в систему;
единого экономико-инфокоммуникационного про-
- ресурс на создание интерфейсов информации,
странства в условиях создания мультимодальных
предоставляемой системой (14):
морских транспортных узлов для реализации бес-
шовной транспортной системы.
o
S
s
,
(14)
C
=
c
i
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
i=1
1. Постановление Правительства РФ от 14.05.2021
где: o - количество интерфейсов информации пре-
№733 «Об утверждении Положения о федеральной
доставляемой системой;
государственной информационной системе
«Единая
- ресурс на создание интерфейсов взаимодей-
информационная платформа национальной системы
управления данными» и о внесении изменений в неко-
ствия подсистем внутри системы (15):
торые акты Правительства Российской Федерации»
Официальный интернет-портал правовой информации.
n
URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.05.2021).
S
s
B
=
b
i
,
(15)
i=1
2. Постановление Правительства РФ от 14.11.2015
№1235 (ред. от 10.10.2020) «О федеральной государ-
где: n - количество интерфейсов взаимодействия
ственной информационной системе координации ин-
подсистем внутри системы.
форматизации». URL: http://www.consultant.ru (дата
обращения: 18.05.2021).
Тогда приведение всех интерфейсов взаимодей-
ствия подсистем внутри системы к одной модели
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стра-
тегии национальной безопасности Российской Федера-
представления данных позволит, создав только
ции». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
один интерфейс sb, остальные получить путем его
18.05.2021).
копирования. Таким образом, общие затраты ре-
сурса равны затратам на реализацию одного интер-
4. Анисимов Н.А., Шкарина Т.Ю. Логистический хаб
(ТЛЦ), как основа развития региона // Инновации и ин-
фейса SB = sb.
вестиции. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru (дата
На основании сказанного можно сделать следу-
обращения: 20.04.2021).
ющий вывод: использование единой релевантной
5. Бурдина Д.С., Панамарева О.Г. Причины интеллекту-
модели представления данных приведет к высво-
ализации геоинформационных систем автоматизиро-
бождению ресурса при создании программного
ванных систем управления движением судов // В сбор-
обеспечения новой АСУ МД в случае, когда об-
нике: Вызовы цифровой экономики: точки прорыва в
щий ресурс на создание всех интерфейсов взаимо-
социально-экономическом развитии России и ее регио-
действия между подсистемами внутри системы, с
нов. Сборник статей по материалам I Всероссийской
учетом специфики каждого интерфейса, больше
научно-практической конференции. 2019. С. 492-500.
ресурса на создание общей модели представления
6. Галкин Д.В., Коляндра П.А., Степанов А.В. Состояние
данных, то есть SB > sb. В случае выполнения это-
и перспективы использования искусственного интел-
го условия может быть высвобожден ресурс, по-
лекта в военном деле // Военная мысль. 2021. №1. URL:
зволяющий снизить стоимость программного обе-
https://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.05.2021).
ВЕСТНИК ВИТ «ЭРА», том 2, номер 2, 2021
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЕВАНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ...
69
7. Додонов А.Г., Никифоров А.В., Путятин В.Г. Тен-
адаптивных Web-страниц // АСУ и приборы автомати-
денции и проблемы развития автоматизации управле-
ки. 2012. №159. URL: https://cyberleninka.ru (дата обра-
ния военными силами // ММС. 2019. №3. URL: https://
щения: 21.03.2021).
cyberleninka.ru (дата обращения: 23.03.2021).
19. Савушкин С.А., Цыганов В.В., Горбунов В.Г. Тран-
8. Злоказов К.В., Леонов Н.И., Порозов Р.Ю. Роль Я-ре-
сконтинентальные транспортные коридоры в Рос-
левантной информации в формировании представлений
сии // ИТНОУ: информационные технологии в науке,
субъекта о себе // Российский психологический журнал.
образовании и управлении. 2019. №2 (12). URL: https://
2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения:
cyberleninka.ru (дата обращения: 20.04.2021).
20.03.2021).
20. Сержантов А.В. Трансформация содержания во-
9. Зайцева О.П., Шахманова Б.А. Формирование реле-
йны: от прошлого к современному // Военная мысль.
вантной информации о дебиторской задолженности
2021. №1. С. 45-56.
взаимосвязанных торговых организаций // Международ-
21. Смирнов Д.В., Грушо А.A., Забежайло М.И., Тимо-
ный бухгалтерский учет. 2014. №13 (307). URL: https://
нина Е.Е. Система сбора и анализа информации из раз-
cyberleninka.ru (дата обращения: 23.04.2021).
личных источников в условиях BIG DATA // International
10. Искандеров Ю.М., Чумак А.С. Интеллектуальная
Journal of Open Information Technologies. 2021. №4. URL:
поддержка перевозки тяжеловесных и негабаритных
https://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.03.2021).
грузов // SAEC. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru
22. Соколов И.А., Мишарин А.С., Куприяновский В.П.,
(дата обращения: 24.04.2021).
Покусаев О.Н., Липунцов Ю.П. Проекты цифрового
11. Красиков Виктор Евгеньевич Обзор основных ха-
транспорта с глобальными навигационными спутни-
рактеристик и проблем при интеграции информаци-
ковыми системами - путь к построению интегриро-
онных систем // Вопросы науки и образования. 2020.
ванных систем цифрового транспорта // International
№15 (99). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения:
Journal of Open Information Technologies. 2019. №1. URL:
23.04.2021).
https://cyberleninka.ru (дата обращения: 24.03.2021).
12. Ковалев С.М., Колоденкова А.Е., Снасель В. Интел-
23. Стукалова Г.Ю. Учетно-аналитическое обеспечение
лектуальные технологии слияния данных при диагно-
оценки эффективности деятельности бюджетных уч-
стировании технических объектов // Онтология проек-
реждений Министерства сельского хозяйства Россий-
тирования. 2019. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru
ской федерации // Вестник РУК. 2021. №1 (43). URL:
(дата обращения: 26.05.2021).
https://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.03.2021).
13. Конотопов М.В., Динец Д.А. Транспорт России:
24. Толкачев Д.М. Дис. «Исследование и разработка
стратегические направления международного сотруд-
информационно-аналитической системы получения ре-
ничества // Инновации и инвестиции. 2018. №1. URL:
левантных данных и знаний в сети интернет» ... к-та
https://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.04.2021).
техн. наук. Краснодар, КубГТУ, 2015. URL: https://
kubstu.ru/data/fdlist/FDD0443.pdf (дата обращения:
14. Морозов А.В., Нивеницын Э.Л. Использования фрак-
26.04.2021).
тальной графики для оценки устойчивости автомати-
ческих систем управления в образцах вообружения //
25. Хегай Ю.А. Современные проблемы транспортно-
Вестник Военного инновационного технополиса «ЭРА».
го освоения Севера и конкурентоспособность транс-
2021. Т. 2. №1. - с. 107.
портных коридоров России в системе международных
15. Мухитов Э.Ю., Бавула А.А. Сетевые автоматизиро-
транспортных коридоров // Теория и практика обще-
ванные системы управления техническим обеспечением
ственного развития. 2014. №7. URL: https://cyberleninka.
ВМФ: проблемы их разработки и методы решения //
ru (дата обращения: 20.04.2021).
Программные продукты и системы. 2019. №2. URL:
26. Чумакова П.В. Борьба с терроризмом в современной
https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.04.2021).
России // Скиф. 2021. №2 (54). URL: https://cyberleninka.
ru (дата обращения: 20.05.2021).
16. Панамарева О.Н., Панамарев Г.Е. Профессиональ-
ный тезаурус - основа инновационной интеллектуаль-
27. Шарыгина О.Л. Функциональная модель кон-
ной системы управления экономическими процессами //
фликт-менеджмента на основе информационного ин-
Национальные интересы: приоритеты и безопасность.
струментария управления // Вестник ОрелГАУ. 2021.
2017. Т. 13. №6 (351). С. 1114-1128.
№1 (88). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения:
20.03.2021).
17. Поливанов Д.М. Развитие инновационных банков-
ских технологий для корпоративных клиентов // Науч-
28. Юрин И.В., Лебедев Г.В., Лившиц И.И. Перспекти-
ные исследования и инновации. 2021. №4. URL: https://
вы использования безэкипажных транспортных судов в
cyberleninka.ru (дата обращения: 21.05.2021).
морях арктического бассейна России // Научно-техни-
ческий вестник информационных технологий, механики
18. Почанский О.М. Экспертная система семанти-
и оптики. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru (дата
ческого поиска релевантных данных и формирования
обращения: 01.03.2021).
ВЕСТНИК ВИТ «ЭРА», том 2, номер 2, 2021
70
Г.Е. ПАНАМАРЕВ, О.Н. ПАНАМАРЕВА
29. Янчин И.А., Петров О.Н. К вопросу об автономных
33. Релевантная информация https://economy-ru.info/
и безэкипажных судах: вызовы и преимущества для от-
info/21292/ (дата обращения: 23.05.2021).
расли информационных технологий и телекоммуника-
34. Современные тенденции в управлении информацией
ций // T-Comm. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru
в бизнесе. URL: https://scim.ru/book/sol_ind.php?prob=2
(дата обращения: 01.03.2021).
(дата обращения: 02.05.2021).
30. Интеграция данных. URL: https://www.tadviser.ru/
35. Что такое релевантность: значение термина и 20+
index.php/ Статья: Интеграция_данных (дата обраще-
примеров применения в разных сферах. URL: https://
ния: 10.05.2021).
myrouble.ru/relevant/ (дата обращения: 10.05.2021).
31. Метод отображения релевантной контекст-
36. Тесная взаимосвязь технологий Четвертой промыш-
но-зависимой информации. URL: https://findpatent.ru/
ленной революции с геопространственной отраслью.
patent/268/2683482.html (дата обращения: 10.05.2021).
2(89)|2019 URL: https://www.dataplus.ru (дата обраще-
32. Путин распорядился в кратчайшие сроки провести
ния: 10.04.2021).
цифровую трансформацию свей России // Информаци-
онные технологии в госсекторе. 2020. № 12 (132). 59 с.
ВЕСТНИК ВИТ «ЭРА», том 2, номер 2, 2021