Проблемы машиностроения и надежности машин, 2019, № 3, стр. 10-18

Вынужденные колебания в приводе с червячными редукторами технологических роторных машин

В. А. Крюков 1*, В. В. Прейс 1

1 Тульский государственный университет
Тула, Россия

* E-mail: va.krukov@gmail.com

Поступила в редакцию 27.11.2017
Принята к публикации 18.02.2019

Полный текст (PDF)

Аннотация

Рассматриваются вынужденные колебания в электромеханическом приводе с червячным редуктором технологических роторных машин. Определены собственные частоты и построены амплитудно-частотные характеристики на основе двух расчетных моделей: с жесткими звеньями и с учетом упругости звеньев. Приводной асинхронный электродвигатель описывается динамической характеристикой. Сравнение результатов расчетов на основе двух моделей позволило выявить область значений исходных параметров привода, в которой можно использовать зависимости, полученные на основе простейшей расчетной схемы с жесткими звеньями. Это позволит существенно упростить и сократить время синтеза рассматриваемого привода.

Ключевые слова: электромеханический привод, роторные технологические машины, червячная передача, динамика, вынужденные колебания

Введение. Одним из необходимых элементов электромеханического привода машин различного отраслевого назначения является система передаточных механизмов, предназначенная для согласования механических характеристик двигателей и рабочих машин. В качестве передаточных механизмов в настоящее время продолжают широко использоваться червячные передачи, несмотря на их недостатки и все возрастающую конкуренцию со стороны более современных механизмов – планетарных и волновых передач. Червячные редукторы входят в состав привода роторных технологических машин и автоматических роторных линий машиностроительных, пищевых и фармацевтических производств [1, 2]. Стремление компенсировать недостатки червячных передач и расширить область их применения приводит к совершенствованию конструкций известных схем [3], разработке новых схем [4] и необходимости тщательного анализа динамических процессов в машинах с такими передачами.

Наличие больших сил трения в червячных передачах приводит к существенной нелинейности математических моделей, описывающих динамику привода, может являться причиной ряда явлений, принципиально невозможных в линейных системах, что требует особого подхода к составлению и исследованию этих моделей. Работы в этом направлении можно разделить на три группы.

1. Работы, посвященные обобщению общих принципов механики на системы с трением и исследованию свойств нелинейных систем дифференциальных уравнений, описывающих такие системы. У истоков этих работ стоял известный французский ученый П. Пэнлеве. Далее этим вопросом продолжает заниматься большой ряд зарубежных и отечественных ученых [57].

2. Работы, связанные с исследованием самоторможения, возникающего в таких системах, и его использованием в машинах [8, 9].

3. Работы, посвященные анализу динамики технологических машин, роботов, манипуляторов и других устройств с электромеханическим приводом, в состав которого входят червячные редукторы [1013]. В большинстве этих работ основное внимание уделяется исследованию переходных режимов движения, в которых нелинейные свойства червячной передачи проявляются наиболее ярко. Влияние процессов в электродвигателе на динамику привода не учитывалось или учитывалось с помощью статической характеристики.

В роторных технологических машинах основным режимом движения является режим установившегося движения. Колебания в этом режиме приводят к появлению значительных динамических нагрузок, могут привести к нарушению технологического процесса и зависят не только от свойств передаточного механизма, но и от электромагнитных процессов, протекающих в электродвигателе. Целью настоящей статьи является исследование вынужденных колебаний, возникающих в электромеханическом приводе с червячным редуктором роторных технологических машин под действием периодической технологической нагрузки с учетом свойств приводного асинхронного электродвигателя.

Постановка задачи. Известно, что протекание колебательных процессов в электроприводе с асинхронными электродвигателями определяется не только инерционными и упругими характеристиками механической части системы, но и переходными электромагнитными процессами в самом электродвигателе, которые с достаточной точностью описываются его динамической характеристикой. Причем для сравнительно тихоходных машин, к которым можно отнести и технологические роторные машины с червячным приводом, большее влияние на характеристики колебаний могут оказывать электромагнитные процессы в двигателе, а не упругость звеньев. Поэтому анализ вынужденных колебаний будем проводить в два этапа: 1) исследование вынужденных колебаний для модели с жесткими звеньями при учете динамической характеристики электродвигателя; 2) исследование вынужденных колебаний для модели с упругими звеньями при учете динамической характеристики электродвигателя. Такой подход позволяет выявить свойства динамических процессов в приводе, определяемые применяемым электродвигателем, и определить область применимости результатов, получаемых при использовании более простой модели, не учитывающей упругость звеньев.

Исследование вынужденных колебаний в приводе на основе расчетной модели с жесткими звеньями. Рассматриваемая роторная технологическая машина состоит из электромеханического привода, включающего в себя асинхронный электродвигатель M и червячный редуктор WG, а также рабочей машины роторного типа MT (рис. 1а). На схеме обозначены: ${{J}_{1}}$, ${{J}_{2}}$ – моменты инерции ротора двигателя и рабочей машины, соответственно, включающие приведенные к ним моменты инерции промежуточных деталей; ${{M}_{1}}$ – крутящий момент на валу двигателя; ${{M}_{2}}$ – момент сил сопротивления, приложенный к рабочей машине, являющийся известной периодической функцией времени; ${{\varphi }_{1}}$, ${{\varphi }_{2}}$ – угловые координаты валов двигателя и рабочей машины соответственно; $\varphi $, $\psi $, ${{M}_{\varphi }}$, ${{M}_{\psi }}$ – угловые координаты и моменты на входе и выходе червячной кинематической пары.

Рис. 1.

Расчетная схема привода с жесткими звеньями.

Червячный редуктор описывается известным кинематическим соотношением

(1)
$\varphi = u\psi $
и силовым передаточным отношением [14]
(2)
${{M}_{\varphi }} = - \frac{{\operatorname{tg} (\lambda - {{k}_{r}}\rho )}}{{u\operatorname{tg} \lambda }} \cdot {{M}_{\psi }},$
где $u$ – передаточное число редуктора; $\lambda $ – делительный угол подъема линии витка червяка; $\rho $ – приведенный угол трения; ${{k}_{r}}$ – коэффициент режима работы червячной пары, зависящий от направлений вращения элементов пары и внутренних сил в зацеплении,
(3)
${{k}_{r}}(\dot {\varphi },{{M}_{\psi }}) = \operatorname{sgn} \dot {\varphi } \cdot \operatorname{sgn} M\psi .$
При записи (2) принято, что в рассматриваемом режиме скорость скольжения в зацеплении не меняется и можно принять $\rho = const$.

При работе асинхронного электродвигателя в установившемся режиме связь между угловой скоростью ротора и моментом, развиваемым электродвигателем, с достаточной точностью можно представить его динамической характеристикой в виде [14]

(4)
${{T}_{e}}{{\dot {M}}_{1}} + {{M}_{1}} = {{M}_{{10}}} - k{{\dot {\varphi }}_{1}},$
где ${{T}_{e}}$ – электромагнитная постоянная времени электродвигателя; ${{M}_{{10}}}$, $k$ – параметры статической механической характеристики.

Разделяя расчетную схему на две подсистемы, связанные с помощью червячного редуктора (рис. 1б), причем ${{\varphi }_{1}} = \varphi $, ${{\varphi }_{2}} = \psi $, записывая их уравнения движения и выполняя необходимые преобразования с учетом (1)–(4), получим математическую модель системы в виде дифференциального уравнения второго порядка относительно момента двигателя

(5)
${{T}_{e}}({{T}_{1}} + {{T}_{2}}){{\ddot {M}}_{1}} + ({{T}_{1}} + {{T}_{2}}){{\dot {M}}_{1}} + {{M}_{1}} = - \frac{{\mu ({{k}_{r}})}}{u}{{M}_{2}},$
где ${{T}_{1}} = {{J}_{1}}{\text{/}}k$, ${{T}_{2}} = (\mu {{J}_{2}}){\text{/}}({{u}^{2}}k)$ – механические постоянные времени электродвигателя и рабочей машины; $\mu = \mu ({{k}_{r}})$ – вспомогательная кусочно-линейная функция, определяемая зависимостью

$\mu ({{k}_{r}}) = \left\{ \begin{gathered} {{\operatorname{tg} (\lambda - \rho )} \mathord{\left/ {\vphantom {{\operatorname{tg} (\lambda - \rho )} {\operatorname{tg} \lambda }}} \right. \kern-0em} {\operatorname{tg} \lambda }}\quad {\text{п р и }}\quad {{k}_{r}} = + 1; \hfill \\ {{\operatorname{tg} (\lambda + \rho )} \mathord{\left/ {\vphantom {{\operatorname{tg} (\lambda + \rho )} {\operatorname{tg} \lambda }}} \right. \kern-0em} {\operatorname{tg} \lambda }}\quad {\text{п р и }}\quad {{k}_{r}} = - 1. \hfill \\ \end{gathered} \right.$

Если предположить, что в режиме установившегося движения коэффициент режима не меняется, то уравнение (5) будет линейным, решение которого хорошо известно, и тогда частота собственных колебаний системы

(6)
$\chi = \frac{1}{{2{{T}_{e}}}}\sqrt {\frac{{4{{T}_{e}}}}{{{{T}_{1}} + {{T}_{2}}}} - 1} \,.$
При $4{{T}_{e}} < {{T}_{1}} + {{T}_{2}}$ собственное движение системы будет апериодическим. Для анализа зависимости собственной частоты (6) от параметров привода введем безразмерные постоянные времени,
(7)
${{\tau }_{2}} = {{T}_{2}}{\text{/}}{{T}_{1}};\quad {{\tau }_{1}} = {{T}_{e}}{\text{/}}{{T}_{1}}.$
Для асинхронных электродвигателей серии 4А по ГОСТ 19523-81 мощностью от 1 до 30 кВт и синхронной частотой вращения 1500 и 3000 об/мин относительная постоянная времени ${{\tau }_{1}}$ находится в пределах от 1.6 до 9.1. Значение относительной постоянной времени рабочей машины ${{\tau }_{2}}$ зависит от вида машины и режима движения. Для рассматриваемого класса машин ${{\tau }_{2}} = 1{\kern 1pt} - {\kern 1pt} 3$ при ${{k}_{r}} = - 1$ и ${{\tau }_{2}} = - 1{\kern 1pt} - {\kern 1pt} 1$ при ${{k}_{r}} = + 1$. Вводя безразмерную частоту $\tilde {\chi } = \chi {\text{/}}{{\chi }_{0}}$, где ${{\chi }_{0}} = {{\left[ {{{T}_{e}}({{T}_{1}} + {{T}_{2}})} \right]}^{{ - 1/2}}}$ – собственная частота недемпфированной системы, и используя (7), получим
(8)
$\tilde {\chi } = \sqrt {1 - \frac{{1 + {{\tau }_{2}}}}{{4{{\tau }_{1}}}}} .$
Для определенных областей значений относительных постоянных времени $1 + {{\tau }_{2}}$ < < 4τ1, собственное движение привода будет колебательным.

На рис. 2 представлена зависимость относительной собственной частоты привода $\tilde {\chi }$ от безразмерных постоянных времени ${{\tau }_{1}}$ и ${{\tau }_{2}}$, построенная на основании (8). Видно, что $\tilde {\chi }$ монотонно возрастает при увеличении ${{\tau }_{1}}$ и уменьшении ${{\tau }_{2}}$, находясь в пределах от 0.577 до 1.

Рис. 2.

График зависимости собственной частоты привода от постоянного времени.

При исследовании вынужденных колебаний будем предполагать, что в режиме установившегося движения коэффициент режима ${{k}_{r}}$ не меняется. Это позволяет использовать принцип суперпозиции и ограничиться определением реакции системы на моногармоническое воздействие вида

(9)
${{M}_{2}}(t) = {{M}_{{20}}} + {{M}_{{2a}}}\cos \Omega t,$
где ${{M}_{{20}}}$ – постоянная составляющая момента сил сопротивления (${{M}_{{20}}} < 0$); ${{M}_{{2a}}}$ – амплитуда переменной составляющей; $\Omega $ – частота колебаний момента сил сопротивления.

Переходя в уравнении (5) с учетом (1)–(4) к операторной форме записи, а затем к комплексной переменной $p = j\Omega $, и используя (1)–(4) получим амплитудно-частные характеристики (АЧХ) момента ${{M}_{\psi }}$

${{A}_{{{{M}_{\psi }}}}}(\Omega ) = \sqrt {\frac{{T_{1}^{2}T_{e}^{2}{{\Omega }^{4}} + {{T}_{1}}{\text{(}}{{T}_{1}} - 2{{T}_{e}}{\text{)}}{{\Omega }^{2}} + 1}}{{T_{e}^{2}{{{{\text{(}}{{T}_{1}} + {{T}_{2}}{\text{)}}}}^{2}}{{\Omega }^{4}} + {\text{(}}{{T}_{1}} + {{T}_{2}}{\text{)(}}{{T}_{1}} + {{T}_{2}} - 2{{T}_{e}}{\text{)}}{{\Omega }^{2}} + 1}}} .$

Реакцию системы на воздействие (9) можно записать в виде

${{M}_{\psi }}(t) = {{M}_{{20}}} + {{A}_{{{{M}_{\psi }}}}}(\Omega ){{M}_{{2а }}}\cos [\Omega t + {{\varepsilon }_{{{{M}_{\psi }}}}}(\Omega )].$

В работе [15] было показано, что изменение коэффициента режима приводит к скачкообразному изменению производных внутренних сил и моментов и резкому возрастанию динамических нагрузок. Следовательно, переключение элементов червячной кинематической пары является нежелательным, а в технологических машинах в режиме установившегося движения вообще недопустимым.

Необходимое и достаточное условие постоянства знака момента ${{M}_{\psi }}(t)$, определяющего режим работы червячной пары,

(10)
${{A}_{{{{M}_{\psi }}}}}(\Omega ){{M}_{{2а }}} < \left| {{{M}_{{20}}}} \right|$
одновременно является условием линейности исходной системы уравнений и, следовательно, определяет область применимости найденного решения.

Для решения вопроса о возможности выполнения этого условия в реальных приводах исследуем зависимость наибольшего значения АЧХ ${{A}_{{{{M}_{\psi }}}}}(\Omega )$ от значений параметров системы. Для упрощения анализа приведем рассматриваемую характеристику к безразмерным переменным

${{A}_{{{{M}_{\psi }}}}}(\tilde {\Omega }) = \sqrt {\left[ {\frac{1}{{{{{(1 + {{\tau }_{2}})}}^{2}}}}{{{\tilde {\Omega }}}^{4}} + \frac{{1 - 2{{\tau }_{1}}}}{{{{\tau }_{1}}(1 + {{\tau }_{2}})}}{{{\tilde {\Omega }}}^{2}} + 1} \right] \cdot {{{\left[ {{{{\tilde {\Omega }}}^{4}} + \frac{{1 + {{\tau }_{2}} - 2{{\tau }_{1}}}}{{{{\tau }_{1}}}}{{{\tilde {\Omega }}}^{2}} + 1} \right]}}^{{ - 1}}}} ,$
где безразмерная частота внешнего воздействия принята в виде $\tilde {\Omega } = \Omega \sqrt {{{T}_{e}}({{T}_{1}} + {{T}_{2}})} $.

На рис. 3 представлены графики уровня функции $\mathop {\max }\limits_\Omega {{A}_{{{{M}_{\psi }}}}}(\tilde {\Omega })$ от значений относительных постоянных времени при ${{k}_{r}} = - 1$. Видно, что в заданном диапазоне изменения относительных постоянных времени наибольшее значение АЧХ при ${{k}_{r}} = - 1$ не превышает 1.35. Условие (10) в этом случае выполняется, если отношение амплитуды переменной составляющей момента сил сопротивления к постоянной составляющей не превышает 74%. Если колебания в системе начинаются при ${{k}_{r}} = + 1$, то рассматриваемая АЧХ для значений относительной постоянной времени рабочей машины ${{\tau }_{2}}$, близких k – 1, может достигать очень больших значений. В этом случае, даже при незначительных колебаниях момента сил сопротивления, условие (10) не будет выполняться. Это приведет к изменению режима движения и возникновению дополнительных динамических нагрузок.

Рис. 3.

Линии уровня функции $\mathop {\max }\limits_\Omega {{A}_{{{{M}_{\psi }}}}}(\tilde {\Omega })$.

Исследование вынужденных колебаний в приводе с учетом упругости звеньев. Наибольшую податливость в приводе имеют участки валопровода между электродвигателем и входом червячного редуктора, а также выходом червячного редуктора и рабочей технологической машиной. Поэтому расчетную схему привода с учетом упругости звеньев представим в виде двухмассной системы (рис. 4). Жесткости соответствующих участков валов обозначим ${{c}_{1}}$, ${{c}_{2}}$.

Рис. 4.

Расчетная схема привода с учетом упругости звеньев.

Для составления математической модели системы разобьем ее на отдельные подсистемы (рис. 4), уравнения движения которых имеют вид

(11)

Деформации валов будут определяться зависимостями

$\left\{ \begin{gathered} {{c}_{1}}(\varphi - {{\varphi }_{{\text{1}}}}) = - {{M}_{\varphi }}; \hfill \\ {{c}_{2}}(\psi - {{\varphi }_{2}}) = - {{M}_{\psi }}. \hfill \\ \end{gathered} \right.$

Вводя относительные величины

${{f}_{1}} = {{M}_{1}}{\text{/}}{{J}_{1}};\quad {{f}_{2}} = {{M}_{2}}u{\text{/}}{{J}_{2}};\quad q = {{M}_{\varphi }}{\text{/}}{{J}_{1}};\quad s = {{M}_{\psi }}u{\text{/}}{{J}_{2}},$
приведем дифференциальные уравнения (11) к виду где – угловая координата ротора, приведенная к валу двигателя.

Решая систему уравнений (11), с учетом (1)–(3) относительно моментов на входе и выходе червячной передачи ${{M}_{\varphi }}$, ${{M}_{\psi }}$ и угловой координаты $\varphi $ и выполняя затем необходимые преобразования, придем к системе двух дифференциальных уравнений второго порядка, относительно угловых координат ротора электродвигателя и рабочей машины

(12)
где $\tilde {m} = {{J}_{2}}{\text{/}}({{J}_{1}}\operatorname{tg} \lambda {{u}^{2}})$; $\tilde {c} = {{c}_{2}}{\text{/}}{{c}_{1}} \cdot \operatorname{tg} \lambda {{u}^{2}}$, $\omega = \sqrt {{{c}_{2}}{\text{/}}{{J}_{2}}} $.

Для рассматриваемого класса машин значения относительных параметров $\tilde {m}$ и $\tilde {c}$находятся в пределах $4 \leqslant \tilde {m} \leqslant 16$, $0.02 \leqslant \tilde {c} \leqslant 0.1$.

Уравнение динамической характеристики электродвигателя (4) также приводим к относительным величинам

(13)
${{T}_{e}}{{T}_{1}}{{\dot {f}}_{1}} + {{T}_{1}}{{f}_{1}} = {{T}_{1}}f_{0}^{{}} - {{\dot {\varphi }}_{1}},$
где $f_{0}^{{}} = M_{{10}}^{{}}{\text{/}}{{J}_{1}}$ – некоторая постоянная величина.

В силу соотношения (3) полученная математическая модель привода является кусочно-линейной. Однако, если предположить, что при установившемся движении привода коэффициент режима не меняется, то система (12) становится линейной и для ее исследования можно использовать обычные методы.

Характеристическое уравнение системы будет иметь вид

$\begin{gathered} \xi \left\{ {{{T}_{e}}{{T}_{1}}{{\xi }^{4}} + {{T}_{{\text{1}}}}{{\xi }^{3}} + \left[ {{{T}_{e}}{{T}_{1}}\frac{{{{\omega }^{2}}\left[ {1 + \tilde {m}\operatorname{tg} (\lambda - {{k}_{r}}\rho )} \right]}}{{1 + \tilde {c}\operatorname{tg} (\lambda - {{k}_{r}}\rho )}} + 1} \right]{{\xi }^{2}}} \right. + \hfill \\ + \;{{T}_{1}}\frac{{{{\omega }^{2}}\left[ {1 + \tilde {m}tg(\lambda - {{k}_{r}}\rho )} \right]}}{{1 + \tilde {c}tg(\lambda - {{k}_{r}}\rho )}}\xi + \left. {\frac{{{{\omega }^{2}}}}{{1 + \tilde {c}tg(\lambda - {{k}_{r}}\rho )}}} \right\} = 0. \hfill \\ \end{gathered} $

Нулевой корень этого уравнения соответствует установившемуся движению системы с постоянной скоростью, а остальные характеристические показатели определяются из решения соответствующего уравнения четвертой степени.

При исследовании вынужденных колебаний используем известный метод операторных передаточных функций. Относительную возмущающую силу ${{f}_{2}}$ представим в виде

(14)
${{f}_{2}}(t) = {{f}_{{20}}} + {{f}_{{2a}}}\cos \Omega t,$
где ${{f}_{{20}}}$ – постоянная составляющая силы; ${{f}_{{2a}}}$ – амплитуда переменной составляющей.

Переходя к операторной форме записи в дифференциальных уравнениях (12), (13), а затем к комплексному аргументу $p = i\Omega $ получим передаточные функции системы, определяющие ее реакцию на переменную составляющую возмущающей силы (14), и далее по аналогии с предыдущим, АЧХ для кинематических и силовых параметров. Окончательные выражения для АЧХ из-за их громоздкости здесь не приводятся. Анализ корней характеристического уравнения и АЧХ в общем виде невозможен, поэтому на основе полученных зависимостей был выполнен ряд расчетов, охватывающих всю область значений исходных параметров системы для рассматриваемого класса машин.

Анализ результатов расчета на основе модели с учетом упругости звеньев и сравнение их с результатами, полученными на основе модели с жесткими звеньями, позволил сделать следующие выводы: изменение параметра $\tilde {c}$ в принятом диапазоне практически не влияет на значения характеристических показателей, вид и численные значения АЧХ; изменение параметра $\tilde {m}$ в принятом диапазоне приводит к соизмеримому изменению как действительной, так и мнимой частей характеристических показателей и, не меняя принципиально вид зависимости амплитуды вынужденных колебаний от частоты возмущающей силы, приводит к значительному изменению амплитуды колебаний; для самотормозящейся и несамотормозящейся передач при движении в режиме ${{k}_{r}} = - 1$ вторая собственная частота, определяемая упругостью звеньев привода, примерно на порядок больше первой собственной частоты, определяемой динамическими свойствами приводного асинхронного электродвигателя. Первая собственная частота с достаточной точностью определяется на основании модели с жесткими звеньями. Вторая собственная частота значительно больше возможной частоты возмущающей силы для машин рассматриваемого класса, следовательно, в этом случае для исследования вынужденных колебаний в приводе можно использовать модель с жесткими звеньями; для самотормозящихся передач при движении в режиме ${{k}_{r}} = + 1$ вторая собственная частота уменьшается и становится соизмеримой с первой. Действительная часть характеристических показателей ${{\xi }_{{3,4}}}$ положительна, что указывает на неустойчивость движения в этом режиме. Амплитуда колебаний будет возрастать и в определенный момент времени произойдет переключение червячной передачи в другой режим ${{k}_{r}} = - 1$, соответствующий устойчивым колебаниям. Применение модели с жесткими звеньями в этом случае приводит не только к значительным количественным ошибкам, но и качественно неверному описанию динамических процессов, происходящих в системе.

Информация о финансовой поддержке. Результаты исследований опубликованы при финансовой поддержке ТулГУ в рамках научного проекта № 2017-37ПУБЛ.

Конфликт интересов: Авторы заявляют, что у них нет конфликта интересов.

Список литературы

  1. Крюков В.А., Прейс В.В. Системы приводов транспортного движения автоматических роторных и роторно-конвейерных линий // Вестник машиностроения. 2003. № 2. С. 33–38.

  2. Крюков В.А., Прейс В.В. Система приводов технологических роторных машин пищевой промышленности // Изв. ТулГУ. Технические науки. 2013. № 7-1. С. 100–111.

  3. Jelaska D. Gears and Gear Drives. Chichester: John Wiley & Sons Ltd., 2012. 465 p.

  4. Goldfarb V.I., Trubachev E.S., Puzanov V.Yu. New possibilities of non-orthogonal worm gears // Proceedings of the 3rd International Conference “Power Transmissions 09”. Greece, Chalkidike, 2009. P. 139–145.

  5. Anh L. Xuan. Dynamics of Mechanical Systems with Coulomb Friction. Berlin: Springer-Verlag, 2003. 272 p.

  6. Ivanov A.P. On the application of variational inequalities to the dynamics of systems with friction // Mathematical Notes. 2015. V. 98. № 1–2. P. 328–330.

  7. Haug E.J., Wu S.C., Yang S.M. Dynamics of mechanical systems with Coulomb friction, stiction, impact and constraint addition-deletion – I. Theory // Mechanism and Machine Theory. 1986. V. 21. Issue 5. P. 401–406.

  8. Timofeev G.A., Panjukhin V.V., Yaminsky A.V. Self-braking criteria analysis // Изв. вузов. Машиностроение. 2017. № 2 (687). С. 12–18.

  9. Тимофеев Г.А., Самойлова М.В., Панюхин В.В. Анализ критериев самоторможения с точки зрения их обоснованности // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия: Машиностроение. 2013. № 4 (93). С. 27–42.

  10. Mooring B.W., May D.C., Schulte M. Modeling and Analysis of a Manipulator Joint Driven Through a Worm Gear Transmission // J. Mech. Des. 1990. № 112(4). P. 551–556.

  11. Вейц В.Л., Васильков Д.В., Гидаспов И.А., Шнеерсон Е.С. Динамика приводов технологических машин с самотормозящимися механизмами: Монография. 4.5 / Под общ. ред. В.Л. Вейца. СПб.: Изд-во ПИМаш, 2002.

  12. Мозжечков В.А., Холматов А.З. Адаптивный алгоритм управления электроприводом запорной трубопроводной арматуры // Изв. ТулГУ. Технические науки. 2014. Вып. 9. Ч. 2. С. 118–127.

  13. Несмиянов И.А., Жога В.В., Скакунов В.Н. и др. О неустойчивых режимах работы электропривода манипулятора // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2017. № 3. С. 18–25.

  14. Крюков В.А., Ктиторов Д.А. Уточненная математическая модель червячной кинематической пары // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. Вып. 10. С. 297–305.

  15. Крюков В.А. Исследование движения червячного привода с учетом упругости звеньев // Известия Тульского государственного университета. Серия: Машиностроение. 1998. № 4. С. 140–148.

Дополнительные материалы отсутствуют.