Агрохимия, 2021, № 2, стр. 31-36

Сравнительная эффективность систем удобрения

Р. А. Афанасьев 1*, Г. Е. Мерзлая 1**

1 Всероссийский научно-исследовательский институт агрохимии им. Д.Н. Прянишникова
127550 Москва, ул. Прянишникова, 31 а, Россия

* E-mail: rafail-afanasev@mail.ru
** E-mail: lab.organic@mail.ru

Поступила в редакцию 03.07.2020
После доработки 12.08.2020
Принята к публикации 10.11.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

В длительном полевом опыте на легкосуглинистой дерново-подзолистой почве (Смоленская обл.) за 37-летний период исследования действия и последействия различных систем удобрения на продуктивность полевых севооборота, качество продукции и плодородие почвы наибольший эффект достигался при использовании органо-минеральной системы, превосходящей по комплексу показателей минеральную и органическую системы удобрения.

Ключевые слова: органическая, минеральная и органо-минеральная системы удобрения, продуктивность, полевые севообороты, качество растительной продукции, плодородие почвы.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в мировом земледелии возник интерес к органическому земледелию ввиду его кажущейся экологической безопасности для природы и населения. Вместе с тем ведущий агрохимик современной России академик В.Г. Минеев с зарубежными коллегами утверждал, что правильное применение минеральных удобрений не приводит к негативным экологическим последствиям [1, 2], тем более, что во многих странах продолжается возрастающее применение минеральных удобрений, обеспечивающих рост продуктивности сельскохозяйственных культур, о чем свидетельствуют работы [3]. Еще ранее [4] было установлено, что в Западной Европе повышение продуктивности земледелия было вызвано началом массового применения минеральных удобрений (конец 19 в. и начало 20 в.). За какие-нибудь 2 десятилетия с начала массового применения минеральных удобрений урожайность пшеницы почти удвоилась, достигнув, например, в 1910–1913 гг. в Голландии 2.6 т/га в среднем для всей страны, в Бельгии – 2.5, в Германии – до 2.2 т/га.

В настоящее время в мировом земледелии при использовании 175.5 млн т действующего вещества минеральных удобрений компенсируется >52% выноса NPK урожаями, т.е. >90 млн т. Эти данные свидетельствуют о значимости для сельскохозяйственного производства минеральных удобрений, не исключая целесообразности применения органических удобрений и других средств повышения урожайности сельскохозяйственных культур. За счет комплексного использования агрохимических средств среднегодовая урожайность зерновых культур в ряде европейских стран повысилась до 6–8 т/га, а в отдельных хозяйствах и более этого. Таким образом, развитие современного земледелия в основном базируется на преимущественном использовании минеральных удобрений в сочетании с применением органических удобрений и других агрохимических средств [5, 6]. Для изучения действия минеральных, органических удобрений и их сочетания в России и за рубежом проведен ряд длительных и краткосрочных полевых экспериментов. Ниже изложены результаты длительного полевого опыта, который позволил объективно оценить эффективность различных систем удобрения на продуктивность сельскохозяйственных культур в условиях Нечерноземной зоны РФ.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Схемой полевого опыта предусмотрено изучение 3-х основных систем применения удобрений в севообороте с сельскохозяйственными культурами, распространенными в западной части Нечерноземной зоны РФ, такими как озимая рожь, озимая и яровая пшеница, ячмень, овес, картофель, однолетние и многолетние травы, а также смесь гороха с овсом. Набор и чередование этих культур менялось в течение определенных ротаций севооборота за время проведенного исследования. Одна ротация определенного севооборота включала в основном 6–7 из перечисленных культур. Опыт проводили в течение 37 лет с 1979 г. по 2015 г., из которых первые 30 лет было отведено на изучение действия систем удобрения на агроценозы и 7 лет – на их последействие. Исследование в опыте проводили общепринятыми методами [79].

Опыт был заложен на дерново-подзолистой легкосуглинистой почве, характерной для западной части Нечерноземной зоны, со следующими агрохимическими показателями: содержание гумуса (по Тюрину) – 1.4% С, общего азота – 0.13%, подвижного фосфора (P2O5) (по Кирсанову) – 159 мг/кг, обменного калия (по Масловой) (K2O) – 139 мг/кг, рНKCl 5.6. В целом по уровню плодородия почва характеризовалась как слабокислая, достаточно гумусированная, с повышенным содержанием подвижного фосфора и обменного калия. Повторность опыта трехкратная с площадью опытной делянки 112 м2 (7 × 16 м). Схемой опыта предусмотрены варианты: 1 – контроль (без удобрений), 2 – органическая система удобрения (подстилочный навоз крупного скота натуральной влажности в среднегодовой дозе 9 т/га), 3 – минеральная система удобрения (среднегодовая доза N76.5P76.5K76.5), 4 – органо-минеральная система удобрения (подстилочный навоз в среднегодовой дозе 3 т/га + N25.5P25.5K25.5). В органической системе среднегодовая доза питательных веществ составляла N43.4P19.8K6.1, в сумме – 125.3 кг NPK, в минеральной системе – N76.5P76.5K76.5, в сумме 229.5 кг NPK, в органо-минеральной – N39.8P32.1K46.2, в сумме 118.1 кг NPK. В действующих веществах наибольшее количество элементов питания было внесено в варианте минеральной системы, а в вариантах органической и органо-минеральной систем различие в суммарных дозах NPK было в целом незначительным и равнялось всего лишь 7.2 кг/га. За 37-летний период исследования было выполнено 5 ротаций севооборота, из которых в 4-х ротациях изучали действие, а в 5-й ротации – последействие внесенных ранее удобрений на фоне применения Naa100 во всех вариантах опыта, включая контрольные.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Примененные системы удобрения оказали определенное влияние на продуктивность севооборота (табл. 1). В среднем за первые 4 ротации севооборота наибольшая продуктивность (3.19 т з.е./га) отмечена в варианте минеральной системы удобрения, на 44.4% превышавшей контроль. В органо-минеральной системе продуктивность аналогичного севооборота равнялась 2.88 т з.е./га, что на 30.4% превышало контроль. Продуктивность органической системы составила в среднем 2.73 т з.е./га, или на 23.6% больше контроля. Отмеченное в 4-й ротации снижение урожайности сельскохозяйственных культур по сравнению с первыми 3-мя ротациями в значительной мере было обусловлено общим снижением плодородия почвы в связи с проявлением отрицательного баланса питательных веществ и переходом их, видимо, в менее доступное для растений состояние. По величине НСР05 все системы удобрения в действии и последействии в ротациях достоверно отличались от контрольного варианта, а из них наибольшее отличие имела минеральная система.

Таблица 1.

Влияние систем удобрения на продуктивность полевого севооборота

Система удобрения Действие Последействие
ротации севооборота среднее за 4 ротации прибавка за 5-ю ротацию прибавка
1-я 2-я 3-я 4-я
т з.е./га % т з.е./га %
Контроль 2.70 2.13 2.34 1.69 2.21 1.82
Органическая 2.98 2.75 2.89 2.30 2.73 0.52 23.6 2.44 0.62 34.1
Минеральная 3.22 3.64 3.31 2.61 3.19 0.98 44.4 2.26 0.44 24.2
Органо-минеральная 3.18 3.07 3.21 2.06 2.88 0.67 30.4 2.57 0.75 41.2
НСР05            0.42   0.24  

В то же время примененные системы удобрения по-разному отразились на окупаемости NPK полученной продукцией. При этом в среднем за первые 4 ротации наибольшая окупаемость 1 кг NPK – 5.7 кг з.е. отмечена при применении органо-минеральной системы, при минеральной и органической систем – соответственно 4.3 и 4.2 кг з.е. В 5-й ротации, в которой изучали последействие удобрений, различие в продуктивности примененных ранее систем заметно снизилось. При этом наименьшее последействие удобрений на урожайность культур проявилось у минеральной системы, наибольшее – у органо-минеральной.

Системы удобрения вызвали также изменения в биохимическом составе растительной продукции, в частности в содержании сырого белка в зерне злаковых культур (рис. 1) и крахмала в картофеле (рис. 2). Например, в 1-й ротации севооборота минеральная система удобрения повышала практически во всех зерновых культурах содержание белка заметно больше (до 12.3%), чем органическая (до 10.8%) и органо-минеральная (до 11.1%). Отмечнга высокая положительная корреляция доз внесенных удобрений в разных системах удобрения с продуктивностью севооборота при r = 0.98 и содержанием белка в зерне – r = 0.92.

Рис. 1.

Влияние систем удобрения на содержание сырого белка в зерне в 1-й ротации севооборота.

Рис. 2.

Влияние систем удобрения на содержание крахмала в клубнях картофеля в 1-й ротации севооборота.

Примененные системы удобрения не оказали большого влияния на содержание крахмала в клубнях картофеля: в контроле и при применении разных систем оно менялось в пределах 19.5–20.2% при максимуме в контроле и с тенденцией к снижению в вариантах других систем применения удобрений. Отмечена отрицательная корреляция содержания крахмала в клубнях с дозами удобрений при применении разных систем – r = –0.39 и продуктивностью севооборота, т.е. с  урожайностью этой культуры при r = –0.57. Иначе говоря, с повышением урожайности картофеля снижалось его потребительское качество.

Длительное действие и последействие систем удобрения оказали заметное влияние на коэффициенты использования NPK сельскохозяйственными культурами (табл. 2). В течение 4-х ротаций севооборота азот удобрений лучше использовался в минеральной и органо-минеральной системах (на уровне 34–36%), тогда как в органической – в 1.7–1.8 раза меньше. Фосфор удобрений, наоборот, эффективнее использовали сельскохозяйственные культуры в варианте органической системы, калий – в варианте органо-минеральной системы. С учетом последействия коэффициенты использования ранее внесенных удобрений (КИУ) возросли при сохранении отмеченных выше соотношений. В целом коэффициенты использования фосфора и калия значительно превышали уровни, установленные ранее, а КИУ азота соответствовали этим показателям [10, 11].

Таблица 2.

Коэффициенты использования питательных веществ из удобрений (КИУ) сельскохозяйственными культурами в зависимости от систем удобрения, %

Система удобрения За 4 ротации За 5 ротаций
N P2O5 K2O N P2O5 K2O
Органическая 20.1 36.9 56.4 22.2 44.4 63.5
Минеральная 33.6 16.1 52.9 34.5 18.3 60.2
Органо-минеральная 35.7 22.8 71.3 42.6 30.0 97.4

Среднегодовой баланс питательных веществ (NPK за 4 ротации севооборота) показал, что для азота и калия он во всех вариантах был отрицательным, для фосфора – в вариантах органической и органо-минеральной систем, в контроле – для всех элементов. При этом наименьший отрицательный баланс NPK отмечен в варианте минеральной системы удобрения, в котором суммарное количество внесенных питательных веществ превышало другие системы.

Действие и последействие различных систем удобрения повлияло на агрохимические показатели почвенного плодородия (табл. 3). На кислотность почвы наибольшее негативное воздействие оказала минеральная система удобрения. В действии в среднем в вариантах всех исследованных систем удобрения в почве снижалось содержание гумуса с 1.4 до 1.13%, калия – со 139 до 108 мг/кг при незначительном изменении содержания подвижного фосфора со 159 до 153 мг/кг. При этом наибольшее относительное снижение содержания почвенного гумуса отмечено в контроле – на 39% и в варианте минеральной системы удобрения – на 29%. На содержание обменного калия в почве системы удобрения влияли неоднозначно, повышая его в варианте органической системы и снижая в вариантах минеральной и органо-минеральной систем. В последействии удобрений в почве продолжалось снижение содержания гумуса и фосфора (за исключением минеральной системы), а также обменного калия в целом при применении всех исследованных систем удобрения.

Таблица 3.

Изменение агрохимических свойств почвы в ротациях севооборота

Система удобрения рНKCl Гумус, % С P2O5, мг/кг K2O, мг/кг
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Контроль 5.0 4.9 5.1 1.40 1.01 0.99 170 75 75 145 55 79
Органическая 5.7 5.1 5.4 1.23 1.04 1.04 143 160 141 138 145 70
Минеральная 6.0 4.7 5.2 1.53 1.19 1.17 149 174 183 135 100 97
Органо-минеральная 5.7 4.9 5.4 1.46 1.28 1.20 174 202 165 139 130 82
Среднее 5.6 4.9 5.3 1.40 1.13 1.10 159 153 141 139 108 82

Примечание. В графе 1 – исходное содержание, 2 – конец 4-й ротации, 3 – конец 5-й ротации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В длительном полевом опыте, проведенном на дерново-подзолистой легокосуглинистой почве, в котором за 4 ротации севооборота в течение 30 лет изучали действие органической, минеральной и органо-минеральной систем удобрения и в 5-й ротации в течение 7 лет их последействие, установлены определенные различия их влияния на урожайность и качество сельскохозяйственных культур, а также на плодородие почвы.

В период действия удобрений наибольшее влияние на продуктивность сельскохозяйственных культур оказала минеральная система, при которой за годы исследования получено в среднем 3.19 т з.е./га, наименьшее – органическая система при продуктивности 2.37 т з.е./га. Среднее положение занимала органо-минеральная система с продуктивностью сельскохозяйственных культур 2.88 т з.е./га. В последействии по продуктивности выделялась органо-минеральная система – 2.57 т з.е./га, второе место заняла органическая – 2.44 и третье – минеральная (2.26 т з.е./га). В среднем за годы действия и последействия удобрений в опыте максимальная урожайность (2.72 т з.е./га) получена при применении органо-минеральной и минеральной систем, в варианте органической системы – 2.4 т з.е./га, при продуктивности 2.0 т з.е./га в контроле.

По величине содержания сырого белка в зерне всех злаковых культур ведущее положение занимала минеральная система удобрения, из культур – озимая пшеница и ячмень. При применении других систем удобрения содержание сырого белка в зерне ячменя и овса не превышало контрольный вариант.

Различия в содержании крахмала в клубнях картофеля в контроле и в вариантах разных систем применения удобрений находились на уровне тенденции в пределах 19.6–20.2% со снижением последовательно от контроля к вариантам органической, минеральной и органо-минеральной систем. С повышением урожайности данной культуры заметно снижалось ее потребительское качество по этому показателю.

Влияние действия различных систем удобрения на плодородие пахотного слоя почвы проявилось в повышении кислотности почвенной среды при снижении рН за ротации в среднем в опыте с 5.6 до 4.9 ед., но особенно это было заметно в вариантах минеральной системы удобрения. В среднем во всех вариантах в почве снижалось содержание гумуса с 1.40 до 1.13% при наибольшем его сохранении в варианте органо-минеральной системы – 1.28% и наименьшем в варианте органической системы – 1.04%. При применении всех систем удобрения в почве повысилось содержание подвижного фосфора со 155 до 178 мг/кг при значительном снижении его в почве контрольного варианта. Содержание обменного калия за 4 ротации также снижалось как в контроле, так и в вариантах минеральной и органо-минеральной систем удобрения, несколько повысившись в варианте органической системы. К концу 5-й ротации в удобренных ранее вариантах опыта отмечено некоторое повышение рН почвенного раствора, дальнейшее снижение содержания гумуса, подвижного фосфора (за исключением варианта минеральной системы) и обменного калия.

За 37-летний период исследования действия и последействия различных систем удобрения на продуктивность полевых севооборотов, качество продукции и плодородие дерново-подзолистой легкосуглинистой почвы наибольший эффект достигался при использовании органо-минеральной системы, превосходящей по комплексу показателей минеральную и еще более – органическую системы удобрения.

Список литературы

  1. Минеев В.Г., Дебрецени Б., Мазур Т. Биологическое земледелие и минеральные удобрения. М.: Колос, 1993. 415 с.

  2. Горчаков Я.В. Дурманов Д.Н. Мировое органическое земледелие ХХI века. М.: Изд-во ПАИМС, 2002. 402 с.

  3. Сычев В.Г., Алтухов А.И., Винничек Л.Б. Российский рынок минеральных удобрений: проблемы и возможности решения // Плодородие почв России: состояние и возможности / Под ред. Сычева В.Г. М.: ВНИИА, 2019. С. 8–21.

  4. Прянишников Д.Н. Избр. соч. Т. 1. Агрохимия. М.: Колос, 1965. 767 с.

  5. Бодрова Е.М., Озолина З.Д. Совместное применение органических и минеральных удобрений. М.: Россельхозиздат, 1965. 141 с.

  6. Минеев В.Г., Сычев В.Г., Гамзиков Г.П. Агрохимия М.: ВНИИА, 2017. 854 с.

  7. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. М.: Колос, 1979. 416 с.

  8. Ягодин Б.А., Дерюгин И.П., Жуков Ю.П. Практикум по агрохимии. М.: Агропромиздат, 1987. 517 с.

  9. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. М.: Изд-во МГУ, 1961. 491 с.

  10. Кирикой Я.Т., Мерзлая Г.Е., Полунин С.Ф. Нормативные показатели содержания азота, фосфора и калия в органических удобрениях и использование их сельскохозяйственными культурами. М.: ВИУА, 1991. 56 с.

  11. Державин Л.М. Применение минеральных удобрений в интенсивном земледелии. М.: Колос, 1992. 212 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.