Биология моря, 2020, T. 46, № 4, стр. 242-246

Микобиота дальневосточной наваги Eleginus gracilis (Tilesius, 1810) и азиатской корюшки Osmerus mordax dentex Steindachner & Kner, 1870 в заливе Петра Великого Японского моря

Л. В. Зверева 1*, О. Г. Борзых 1

1 Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН
690041 Владивосток, Россия

* E-mail: zvereva_lv@mail.ru

Поступила в редакцию 17.04.2019
После доработки 02.12.2019
Принята к публикации 30.01.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

В результате микологического обследования в кожных покровах и во внутренних органах дальневосточной наваги Eleginus gracilis и азиатской корюшки (зубатки) Osmerus mordax dentex из Амурского залива Японского моря выделено 105 изолятов мицелиальных грибов (соответственно 31 и 74 изолята). У дальневосточной наваги обнаружено три вида мицелиальных грибов: Aspergillus flavus Link, Penicillium brevicompactum Dierckx и Phialophorophoma sp.; у азиатской корюшки – шесть видов: Aspergillus wentii Wehmer, Aspergillus sp., Cladosporium cladosporioides (Fresen.) de Vries, Penicillium albidum Sopp., Penicillium nigricans (Bain.) Thom и Humicola grisea Traaen. Все они представляли анаморфные стадии сумчатых грибов. У дальневосточной наваги наиболее заселенными грибами органами были жабры (три вида грибов), в мышцах и печени обнаружено по два вида грибов, в кожных покровах и гонадах – по одному виду. У азиатской корюшки распределение грибов было иным: в кожных покровах обнаружено четыре вида грибов, в жабрах – три вида, в мышцах и на плавниках – по два вида, в печени и гонадах – по одному виду.

Ключевые слова: морские мицелиальные грибы, дальневосточная навага Eleginus gracilis, азиатская корюшка Osmerus mordax dentex, залив Петра Великого, Японское море

Проблема микобиотического заражения рыб постоянно возникает в практике рыболовства и при искусственном воспроизводстве рыбных ресурсов как в аквакультуре, так и при разработке биотехнологий получения рыбопродукции. Контроль состояния рыб является неотъемлемой частью разных направлений современной аквариумистики, включая содержание и разведение рыб в океанариумах.

Хорошо известны инфекционные болезни (микозы) рыб. Они вызываются грибными организмами разного филогенетического статуса. Это могут быть сапролегниозы, бранхиомикозы, ихтиофоноз, кандидомикоз, а также микотоксикозы (афлатоксикозы, фузариотоксикозы, охратоксикозы и др.). Причиной заболеваний являются грибные токсины, попадающие в организм рыб при поедании ими корма, зараженного микроскопическими грибами (Neish, Hughes, 1980; Noga, 1990; Исаева и др., 1995; Головина др., 2003). Исследования патогенных и токсинобразующих грибов, заселяющих внутренние органы промысловых видов рыб, необходимы для безопасного использования рыбы в пищу и для предотвращения токсикологических инфекций людей. Это особенно актуально с вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), где существуют жесткие требования к регламентации рыбопродукции на содержание патогенных микроорганизмов и их токсинов.

В дальневосточном регионе России ресурсными объектами служат многие виды морских рыб, в том числе дальневосточная навага Eleginus gracilis (Tilesius, 1810) и азиатская корюшка Osmerus mordax dentex Steindachner & Kner, 1870 (Новикова, 2007; Соколовский и др., 2009; Голубь и др., 2012). Микологические исследования этих видов до настоящего времени не проводились.

Цель данного исследования – изучить таксономический состав микобиоты дальневосточной наваги E. gracilis и азиатской корюшки O. mordax dentex в местах их обычных скоплений, а также традиционного любительского и промышленного лова в зал. Петра Великого Японского моря.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

Материалом для микологических исследований служили по 10 особей дальневосточной наваги Eleginus gracilis и азиатской корюшки Osmerus mordax dentex, которые были выловлены в Амурском заливе в районе о-ва Скребцова (зал. Петра Великого Японского моря) методом подледного лова в январе 2013 г. Рыб помещали в стерильные пакеты и до камеральной обработки хранили при температуре –18°С в морозильной камере. Затем рыб размораживали и препарировали. Препарированные органы (кожа, жабры, мышцы, печень, гонады, плавники) трехкратно промывали в стерильной морской воде и в течение 2 ч вымачивали в растворе антибиотиков (500 тыс. ед. пенициллина и 0.5 г стрептомицина на 1 л стерильной морской воды) (Артемчук, 1981) для подавления сопутствующей бактериальной флоры, затем промывали в стерильной морской воде для удаления антибиотиков.

Кусочки органов размером 5 × 5 мм раскладывали на поверхность агаризованной питательной среды, по 5–7 фрагментов на чашку Петри для каждой особи рыб и каждого органа. Грибы, выросшие в смешанных культурах, пересевали на свежую питательную среду для получения чистых культур.

Для выделения и культивирования грибов использовали универсальную среду Сабуро, приготовленную на профильтрованной и разбавленной (75%) морской воде, pH среды 7.5–7.8 (Литвинов, Дудка, 1975; Артемчук, 1981; Методы экспериментальной микологии, 1982). Перед разливом в чашки Петри в среду добавляли антибиотики пенициллин (500 тыс. ед./л) и стрептомицин (0.5 г/л), тщательно размешивая до полного растворения.

Для идентификации выделенных грибов использовали общепринятые ключи и определители (Ellis, 1971; Ramirez, 1982; Егорова, 1986; Билай, Коваль, 1988; Саттон и др., 2001; Klich, 2002). Современный таксономический статус мицелиальных грибов приведен в соответствии с Международной базой данных грибов Index Fungorum (http:www.speciesfungorum.org).

Штаммы мицелиальных грибов хранятся в коллекции микроорганизмов ЦКП Биоресурсного центра “Морской биобанк” Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН (г. Владивосток).

РЕЗУЛЬТАТЫ

При обследовании рыб в чистую культуру выделено 105 изолятов морских мицелиальных грибов: из дальневосточной наваги – 31 изолят, из азиатской корюшки – 74 изолята. В органах дальневосточной наваги обнаружено три вида мицелиальных грибов: Aspergillus flavus Link, Penicillium brevicompactum Dierckx и Phialophorophoma sp.; в органах азиатской корюшки – шесть видов: Aspergillus wentii Wehmer, Aspergillus sp., Cladosporium cladosporioides (Fresen.) de Vries, Penicillium albidum Sopp., Penicillium nigricans (Bain.) Thom и Humicola grisea Traaen (табл. 1). Все виды представляли анаморфные стадии сумчатых грибов.

Таблица 1.  

Видовой состав и количество изолятов мицелиальных грибов, выделенных из органов дальневосточной наваги Eleginus gracilis (1) и азиатской корюшки Osmerus mordax dentex (2)

Вид Кожа Жабры Мышцы Печень Гонада Плавники
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Aspergillus flavus 6/4 13/5 3/1
As. wentii 8/4 11/4 4/1 1/1 2/1 10/4
Aspergillus sp. 3/1 2/1
Cladosporium cladosporioides 13/4
Humicola grisea 7/1
Penicillium albidum 9/3 1/1
P. brevicompactum 7/3
P. nigricans 3/1
Phialophorophoma sp. 2/2
Всего изолятов 6 33 22 15 6 1 3 2 17

Примечание. Над чертой – количество изолятов грибов; под чертой – количество рыб; “−” – не обнаружен.

Из 10 особей дальневосточной наваги без явных признаков патологии грибы обнаружены у шести рыб, у четырех рыб грибы не выявлены. По два вида грибов обнаружено у четырех особей наваги, по одному виду грибов – у двух особей. Изоляты A. flavus (22 изолята) составляли 71% от общего числа изолятов, P. brevicompactum (7 изолятов) – 22.6% и Phialophorophoma sp. (2 изолята) – 6.4%.

Из 10 особей азиатской корюшки без явных признаков патологии грибы обнаружены у шести рыб, у четырех рыб грибы не выявлены. По три вида грибов обнаружено у двух особей корюшки, по два вида грибов – у четырех рыб. Изоляты A. wentii (36) составляли 48.6% от общего числа изолятов, Aspergillus sp. (5) – 6.8%, C. cladosporioides (13) – 17.6%, P. albidum (10) – 13.5%, P. nigricans (3) 4% и H. grisea (7) – 9.5%.

У дальневосточной наваги наибольшее количество видов грибов обнаружено в жабрах (три вида), в мышцах и печени обнаружено по два вида грибов, в кожных покровах и гонадах найден один вид (A. flavus) (табл. 1). Всего из кожных покровов наваги выделено 6 изолятов грибов (19.3% от общего числа изолятов), из жабр – 22 изолята (71%), из гонад – 3 (9.7%).

У азиатской корюшки распределение грибов было несколько иным. В кожных покровах обнаружено четыре вида грибов, в жабрах – три вида, в мышцах и на плавниках – по два вида, в печени и гонадах – по одному виду (табл. 1). Распределение изолятов грибов от их общего количества было следующим: из кожных покровов выделено 33 изолята грибов (44.6%), из жабр – 15 изолятов (20.3%), из мышц – 6 (8.1%), из печени – 1 изолят (1.3%), из гонад – 2 изолята (2.7%), из плавников – 17 изолятов (23%).

Соотношение количества изолятов каждого вида грибов к количеству зараженных ими особей дальневосточной наваги и азиатской корюшки по каждому органу варьировало (табл. 1).

ОБСУЖДЕНИЕ

Наши исследования показали, что в первую очередь мицелиальные грибы заселяют кожу и жабры. В желудочно-кишечный тракт споры грибов попадают с пищей. Кровь, циркулируя через заселенный грибами жаберный аппарат, разносит их по внутренним органам и тканям. Слизь рыб, обладая защитными антимикробными свойствами, препятствует развитию микроорганизмов (Ведемейер и др., 1981; Вихман, 1996). Этим можно объяснить различие в количестве обнаруженных видов грибов на коже азиатской корюшки и дальневосточной наваги, имеющей более обильный слизевой покров.

В результате микологического обследования дальневосточной наваги и азиатской корюшки не выявлено сходства комплексов мицелиальных грибов – ассоциантов данных видов рыб: не обнаружено ни одного общего вида грибов.

Обследованные нами рыбы не имели видимых патологий органов и тканей, однако в любом сообществе большое число здоровых особей является потенциальным носителем различных заболеваний. Показано, что морские и речные гидробионты повторяют микробное состояние своей среды обитания (Пивоваров и др., 1985; Liston, 1988, 1990; Ларцева, 1992; Ларцева, Катунин, 1993). При этом промысловые объекты прибрежного лова имеют бóльшую бактериальную обсемененность, чем выловленные в море (Шульгина и др., 1995).

Выделенные нами из органов рыб мицелиальные грибы ранее были найдены в грунтах Амурского залива (Пивкин, 2010), в голотуриях (Pivkin, 2000) и во внутренних органах двустворчатого моллюска Mizuhopecten yessoensis (см.: Borzykh, Zvereva, 2014). Представители родов Aspergillus, Cladosporium и Penicillium являются обычными микромицетами на гидробионтах в морских и пресноводных водоемах; они обнаружены на осетровых в бассейне Каспийского моря (Ларцева, 1992; Воронина, 2010), на промысловых видах рыб в реках, озерах и водохранилищах России (Воронин, 1986), а также на икре лососевых в рыбопитомнике “Пуща-Водица” (Украина) (Исаева и др., 1995).

Грибы родов Aspergillus, Cladosporium и Penicillium относятся к группе потенциально патогенных (оппортунистических) и токсинообразующих грибов, способных вызывать микозы и микотоксикозы гидробионтов из морских и пресноводных местообитаний (Исаева и др., 1995; Головина и др., 2003). Грибы, принадлежащие к роду Cladosporium, изолировали из гиперплазированного эпителия жабр трески Gadus mohrua, анаморфный гриб Hormoconis (Cladosporium) resinae вызывал изъязвление тканей камбалы Hippoglossoides platessoides (см.: Strongman et al., 1997). При микологическом обследовании анчоусовидной тюльки Clupeonella engrauliformis из Каспийского моря, имевшей злокачественные опухолевые (грануломатозные) образования печени, селезенки и семенников, были выявлены грибы родов Aspergillus и Alternaria (см.: Воронина, 2010). Анаморфные грибы Penicillium corylophilum и Cladosporium sphaerospermum являлись возбудителями микозов у красного окуня Lutjanus campechanus (см.: Blaylock et al., 2001). Наибольшую опасность в пищевых продуктах представляют аспергилловые грибы, образующие афлатоксины (Голова, Дедюхина, 1986).

Грибы рода Aspergillus являются продуцентами микотоксинов: афлатоксинов (A. flavus, A. parasiticus и др.), охратоксинов (A. ochraceus), стеригматоцистинов (A. versicolor, A. nidulans) и глиотоксинов (A. fumigatus); они способны вызывать микотоксикозы у человека, а также у водных и наземных животных. Известно, что афлатоксины обладают канцерогенным действием (Билай, Коваль, 1988). A. flavus, выделенный из двустворчатого моллюска M. yessoensis, обитающего в Амурском заливе, продуцировал афлатоксины, которые накапливались в его внутренних органах (Зверева и др., 2009). Микотоксины A. flavus и A. parasiticus вызывают афлатоксикоз у культивируемых ракообразных, который приводит к некрозу пищеварительной железы (Sindermann, Lightner, 1988).

Таким образом, в результате проведенного микологического обследования дальневосточной наваги Eleginus gracilis и азиатской корюшки (зубатки) Osmerus mordax dentex установлен таксономический состав мицелиальных грибов. Показано, что основными местами локализации грибов являются кожные покровы и жабры рыб.

Список литературы

  1. Артемчук Н.Я. Микофлора морей СССР. М.: Наука. 1981. 192 с.

  2. Билай В.И., Коваль Э.З. Аспергиллы. Киев: Наукова думка. 1988. 204 с.

  3. Ведемейер Г.А., Мейер Ф.П., Смит Л. Стресс и болезни рыб. М.: Легкая пром-сть. 1981. 127 с.

  4. Вихман A.A. Системный анализ иммунофизиологической реактивности рыб в условиях аквакультуры. М.: Экспедитор. 1996. 174 с.

  5. Воронин Л.В. Грибы, развивающиеся на лещах и судаках некоторых пресных водоемов // Микология и фитопатология. 1986. Т. 20. Вып. 5. С. 353–361.

  6. Воронина Е.А. Микозное заболевание анчоусовидной тюльки (Clupeonella engrauliformis, Borodin) в Каспийском море // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Рыб. хоз-во. 2010. № 2. С. 10–13.

  7. Голова Ж.А., Дедюхина В.П. Микробиология рыбы и рыбных продуктов. М.: Агропромиздат. 1986. 148 с.

  8. Головина Н.А., Стрелков Ю.А., Воронин В.Н. и др. Ихтиопатология. М.: Мир. 2003. 448 с.

  9. Голубь Е.В., Батанов Р.Л., Голубь А.П. Материалы по биологии азиатской корюшки Osmerus mordax Dentex (Osmeridae) из водоемов Чукотки // Вестн. Северо-Восточ. науч. центра ДВО РАН. 2012. № 2. С. 50–62.

  10. Егорова Л.Н. Почвенные грибы Дальнего Востока. Гифомицеты. Л.: Наука. 1986. 191 с.

  11. Зверева Л.В., Стоник И.В., Орлова Т.Ю., Чикаловец И.В. Миколого-токсикологические исследования двустворчатых моллюсков // Бюл. Моск. о-ва испыт. природы. Отд. биол. 2009. Т. 114. № 3 S1. С. 322–324.

  12. Исаева Н.М., Давыдов О.Н., Дудка И.А., Неборачек И.С. Микозы и микотоксикозы рыб. Киев: Институт зоологии HAH Украины. 1995. 168 с.

  13. Ларцева Л.В. Микобиота осетровых рыб Волго-Каспийского бассейна // Микология и фитопатология. 1992. Т. 26. Вып. 1. С. 23–26.

  14. Ларцева Л.В., Катунин Д.Н. Микрофлора рыб – биоиндикатор загрязнения дельты Волги // Вод. биоресурсы, воспроизводство и экология. 1993. Т. 69. С. 7–27.

  15. Литвинов М.А., Дудка И.А. Методы исследования микроскопических грибов пресных и соленых (морских) водоемов. Л.: Наука. 1975. 151 с.

  16. Методы экспериментальной микологии. Справочник / Под ред. В.И. Билай. Киев: Наукова думка.1982. 550 с.

  17. Новикова О.В. Дальневосточная навага Eleginus gracilis (Til.) прикамчатских вод: Дис. … канд. биол. наук. 29.05.2007. Петропавловск-Камчатский: Камчат. гос. техн. ун-т. 2007. 161 с.

  18. Пивкин М.В. Вторичные морские грибы Японского и Охотского морей: Дис. … д-ра биол. наук. М.: МГУ. 2010. 407 с.

  19. Пивоваров Ю.П., Подъясенев C.B. Аэробная микрофлора свежевыловленной и мороженой промысловой рыбы // Гигиена и санитария. 1985. № 6. С. 80–81.

  20. Саттон Д., Фотергилл А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. М.: Мир. 2001. 486 с.

  21. Соколовский А.С., Соколовская Т.Г., Яковлев Ю.М. Рыбы залива Петра Великого. Владивосток: Дальнаука. 2009. 375 с.

  22. Шульгина Л.В., Загородная Г.И., Шульгин Ю.П. и др. Микрофлора дальневосточных морей и ее влияние на продукцию из промысловых объектов // Гигиена и санитария. 1995. № 1. С. 14–16.

  23. Borzykh O.G., Zvereva L.V. Comparison of Fungal Complexes of Japanese Scallop Mizuhopecten yessoensis (Jay, 1856) from Different Areas in the Peter the Great Bay of the Sea of Japan // Microbiology (Moscow). 2014. V. 83. № 5. P. 684–689.

  24. Blaylock R.B., Overstreet R.M., Klich M.A. Mycoses in red snapper (Lutjanus campechanus) caused by two deuteromycete fungi (Penicillium corylophilum and Cladosporium sphaerospermum) // Hydrobiologia. 2001. V. 460. P. 221–228.

  25. Ellis M.B. Dematiaceous Hyphomycetes, England, Surrey: CMI. 1971. 608 p. Index Fungorum: http:www.speciesfungorum.org

  26. Klich M.A. Identification of Common Aspergillus species. Netherlands: Centraalbureau voor Schimmelautures, 2002. 116 p.

  27. Liston J. Microorganisms as a cause of economic loss to the seafood industry // Oceans'88; Proc; Baltimore, Oct. 31. 1988. № 1. P. 52–55.

  28. Liston J. Microbial hazards of seafood consumption // Food Technol. 1990. V. 44. № 12. P. 58–62.

  29. Neish G.A., Hughes G.C. Fungal diseases of Fishes // Eds. S.F. Snieszko, H.R. Axelrod. Diseases of Fishes. Book 6. T.F.H. Publ. Inc. Ltd. 1980. 159 p.

  30. Noga E.J. A synopsis of mycotic diseases of marine fishes and invertebrates // Pathology in Mar. Sci. New York: Academic Press. 1990. P. 143–160.

  31. Pivkin M.V. Filamentous fungi associated with holothurians from the Sea of Japan, off the Primorye coast of Russia // Biol. Bull. 2000. V. 198. P. 101–109.

  32. Ramirez C. Manual and Atlas of the Penicillia // New York–Amsterdam: Elsevier Biomedical Press. 1982. 874 p.

  33. Sindermann C.J., Lightner D.V. Diseases Diagnosis and Control in North American Marine Aquaculture. Amsterdam: Elsevier Science Publishers. 1988. 431 p.

  34. Strongman D.B., Morrison C.M., McClelland G. Lesions in the musculature of captive American plaice Hippoglossoides platessoides caused by the fungus Hormoconis resinae (Deuteromycetes) // Dis. Aquat. Org. 1997. V. 28. P. 107–113.

Дополнительные материалы отсутствуют.