Биология внутренних вод, 2022, № 1, стр. 101-104

Экзотические виды рыб в бассейне оз. Балхаш (Казахстан)

Н. Ш. Мамилов a*, Т. Г. Конысбаев a, А. И. Беляев b**, Е. Д. Васильева c***

a Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
Алматы, Республика Казахстан

b Талдыкорганская противочумная станция
Талдыкорган, Республика Казахстан

c Зоологический музей Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Москва, Россия

* E-mail: mamilov@gmail.com
** E-mail: belyaev.ai58@gmail.com
*** E-mail: vas_katerina@mail.ru

Поступила в редакцию 18.03.2021
После доработки 05.08.2021
Принята к публикации 11.08.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Впервые для ихтиофауны Республики Казахстан отмечен экзотический вид – канальный сомик Ictalurus punctatus, особи которого выловлены в р. Или выше Капчагайского водохранилища в октябре 2020 г. На основе повторных находок в р. Борохудзир (приток р. Или) нильской тиляпии Oreochromis niloticus и ее мальков сделан вывод о возникновении здесь самовоспроизводящейся популяции. Обсуждается возможность натурализации в Балхашском бассейне канального сомика, которая создает угрозу остаткам аборигенной илийской ихтиофауны.

Ключевые слова: чужеродные виды, Ictalurus punctatus, Oreochromis niloticus, р. Или, бассейн оз. Балхаш

Расселение животных за пределы их исторических ареалов не только создает угрозу сохранению естественного биологического разнообразия, но и оказывает существенное воздействие на экосистемы в целом, их абиотические условия, а также имеет социальные последствия (Gutiérrez et al., 2014; Heink et al., 2018). Бассейн оз. Балхаш, второго по величине непересыхающего солeного озера в Казахстане (после Каспийского моря), – крупная изолированная водная система, расположенная в центре Азии. В ХХ в. ихтиофауна озера и всех впадающих в него рек подверглась кардинальным изменениям в результате акклиматизации большого числа чужеродных видов рыб из бассейнов р. Амур, Каспийского и Аральского морей, Камчатки (Дукравец, Митрофанов, 1992; Терещенко, Стрельников, 1995).

Вселение новых видов продолжается и в настоящее время. Особый интерес среди биологических инвазий представляет вселение экзотических видов с других континентов. В настоящей работе сообщается о таких видах, обнаруженных в р. Или в 2019–2020 гг. Отлов рыб произведен в соответствии с законом Республики Казахстан “Об охране и воспроизводстве животного мира”. Все измерения проведены на уснувшей и охлажденной на льду рыбе. Для подтверждения идентификации использованы диагностические ключи и видовые диагнозы в работах: Eccles, 1992; Boschung, Mayden, 2004; Kottelat, Freyhof, 2007; Genner et al., 2018.

Канальный сомик Ictalurus punctatus (Rafinesque, 1818)

Канальный сомик отловлен выше Капчагайского водохранилища 19 октября 2020 г. (43°48′34″ с.ш., 78°04′38″ в.д.). Самка в возрасте 3+ (TL 562 мм, SL 477 мм, полная масса тела 2151 г, масса без внутренностей 2072 г) с икрой на стадии зрелости III–IV (икринки видны, но плохо отделяются друг от друга) характеризовалась следующим набором признаков. Тело голое; имеется жировой плавник; на верхней челюсти 9 неровных рядов мелких зубов, на нижней челюсти – 8–9 неровных рядов, разделенных промежутком в области симфиза; 4 пары усиков (1 пара носовых, 1 пара верхнечелюстных и 2 пары подбородочных); в спинном плавнике 1 сильный колючий луч и 6 ветвистых лучей; в грудном плавнике сильный колючий луч с 19 зубчиками по заднему краю и 9 ветвистых лучей; в анальном плавнике 25 лучей; хвостовой плавник с глубокой выемкой; цвет тела темный, стального оттенка (рис. 1). Представленное описание соответствует диагностическим характеристикам канального сомика (Boschung, Mayden, 2004; Kottelat, Freyhof, 2007). У изученной особи 50 позвонков, из них 32 в хвостовом отделе; на первой жаберной дуге 13 тычинок; спинной плавник расположен ближе к голове (антедорсальное расстояние 34.8% SL), антеанальное расстояние 62.5% SL, длина хвостового стебля 11.9% SL, длина головы 24.3% SL; боковая линия начинается под началом спинного плавника и тянется до хвоста примерно по середине бока, слабо выгибаясь к спине; брюшина черная. В желудке и кишечнике обнаружены только личинки стрекоз; полостной жир отсутствовал.

Рис. 1.

Канальный сомик Ictalurus punctatus из р. Или, SL 477 мм.

В течение двух следующих дней недалеко от места первого обнаружения канального сомика рыбаки-промысловики отловили еще два экземпляра: самца массой >4 кг (сохранилось видео целой рыбы, подтверждающее правильность видовой идентификации) и молодую рыбу длиной ~25–30 см, сохраняющую активность и выпущенную в воду как несоответствующую установленной промысловой мере.

Сем. Ictaluridae, к которому относится канальный сомик, считается эндемичным для Северной и Центральной Америки. Естественный ареал сомика, по-видимому, охватывал бо́льшую часть водных систем от южной Канады до северной Мексики (Boschung, Mayden, 2004). К настоящему времени он расселен по всей Северной Америке, как объект аквакультуры интродуцировался в ряде стран Европы и Азии (Froese, Pauly, 2020). В Европе самовоспроизводящиеся популяции образовались в р. Эбро (Испания), некоторых реках на севере Италии, в России – в притоках рек Кубань и Дон (Kottelat, Freyhof, 2007).

В Республику Казахстан из Северной Америки в 1970-е гг. для рыбоводных работ завозили лишь представителя чукучановых рыб (Catostomidae) – большеротого буффало Ictiobus cyprinellus (Valenciennes, 1844). Один половозрелый экземпляр этого вида пойман в Капчагайском водохранилище на р. Или в 1997 г. (Дукравец и др., 2017). Канальный сомик до сих пор не упоминался в составе ихтиофауны Казахстана, не отмечен он и в водах Китая, среди соседних с Казахстаном стран интродукция вида указана только для России и Узбекистана (Froese, Pauly, 2020). Таким образом, источник появления канального сомика в Балхашском бассейне остается неизвестным. Однако здесь имеются все условия для успешной акклиматизации этого вида, населяющего теплые равнинные реки, крупные ручьи, пруды, озера и водохранилища, где он обычно держится на слабом течении, а также солоноватые эстуарии и заливы с соленостью ≤15‰ (Boschung, Mayden, 2004; Kottelat, Freyhof, 2007). Помимо достаточной экологической пластичности, всеядность, преимущественно ночной образ жизни и выраженная забота о потомстве (Kottelat, Freyhof, 2007) обеспечивают канальному сомику явные преимущества в конкуренции с нативными видами в новом регионе. Все это вызывает серьезные опасения в связи с обнаруженной нами натурализацией в бассейне оз. Балхаш еще одного экзотического вида.

Нильская тиляпия Oreochromis niloticus (Linnaeus, 1758)

Естественный ареал нильской тиляпии ограничен водоемами западной и восточной Африки и Израиля (Kottelat, Freyhof, 2007). Благодаря быстрому росту и половому созреванию, относительной неприхотливости в кормах и качестве воды, этот вид получил широкое распространение по всему миру как объект аквакультуры. К началу XXI в. он интродуцирован в 85 странах, включая Северную Америку, где в 58% случаев произошла его натурализация, а отрицательный эффект на окружающую среду выявлен уже в 14% водоемов (Vicente, Fonseca-Alves, 2013; Cassemiro et al., 2018). В Капчагайском водохранилище тиляпию впервые обнаружили в 2009 г. (Исбеков, Жаркенов, 2014). В марте 2019 г. найдена тиляпия в р. Борохудзир и чуть ниже ее впадения в р. Или. Исследование морфологических особенностей половозрелого самца в возрасте 1+, SL 136 мм подтвердило правильность видовой идентификации (Мамилов и др., 2021).

Осенью 2019 г. в р. Борохудзир наблюдались стайки рыб по 3–20 штук с большим спинным плавником. Длина особей колебалась от 2–3 см до 10–15 см, отдельные экземпляры достигали TL 20 см. У отловленных рыб в спинном плавнике было 16–17 неветвистых и 14–16 ветвистых лучей, в анальном плавнике – 3 и 9, в грудном – 2 и 15 лучей соответственно, в хвостовом плавнике 17–19 лучей; тело высокое, сжато с боков; с каждой стороны тела по две неполных боковых линии, вдоль середины тела 25–28 рядов чешуй и еще – 2–4 ряда заходят на хвостовой плавник; жаберных тычинок на первой жаберной дуге 26–29; на спинном и хвостовом плавниках черные и белые полосы. Наряду с рыбами с типичной серо-голубой окраской, почти черной на спине и светлеющей к брюху, в осенних уловах встречались особи с окраской, варьирующей от серебристой до красной.

Тиляпия в р. Борохудзир обнаружена при слиянии ее со стоками горячей скважины (43°58′23″ с.ш., 79°39′01″ в.д.), воду которой в течение нескольких лет использовало хозяйство по разведению тиляпии в специальных бассейнах, располагавшихся на берегу реки недалеко от впадения ее в р. Или. Сброс воды хозяйством осуществляли непосредственно в р. Борохудзир, температура воды при впадении колебалась от +20 до +50°С в зависимости от технологического процесса. Очевидно, из этого хозяйства тиляпия попадала в р. Борохудзир, где стайки рыб наблюдали на расстоянии 2.5 км вниз по течению от впадения термальных вод. В конце октября 2019 г. рыбоводное хозяйство было ликвидировано, а бассейны осушены.

При повторном посещении этих мест 11 октября 2020 г. тиляпии в реке оставались многочисленными, окраска их по-прежнему варьировала. Также обнаружены мальки длиной 1.5–2 см, что свидетельствует о натурализации вида. В районе наблюдений р. Борохудзир – небольшая извилистая речка шириной 1.5–10 м, глубиной 50–70 см, с отдельными ямами до 1.5 м, и с густыми колючими зарослями прибрежной древесно-кустарниковой растительности из лоха узколистного, тальника, барбариса илийского и шиповника, местами сводом, закрывающего реку почти на всю ширину. Цапли и зимородки охотятся здесь на рыб, однако тиляпиям удается избежать полного уничтожения.

Результаты настоящей работы показывают, что список чужеродных рыб в р. Или продолжает расширяться, несмотря на принятый в Республике Казахстан запрет на вселение новых видов. Очевидно, появлению вселенцев способствует ряд факторов. Во-первых, в Республике Казахстан существует большой спрос на рыбную продукцию, что стимулирует рыболовство, ведущее к регулярному изъятию нативной фауны, и развитие аквакультуры, сопровождающееся появлением экзотических видов. Во-вторых, закон о малом предпринимательстве запрещает какие-либо проверки хозяйствующих субъектов в течение первых трех лет, и успешные хозяйства после этого срока часто формально закрываются и вновь открываются как новые. В-третьих, интенсивный промысел в естественных водоемах приводит к ослаблению межвидовой конкуренции нативной фауны и инвазионных видов.

Тем не менее, следует отметить, что широкому расселению тиляпии за пределы самовоспроизводящейся популяции в р. Борохудзир будет препятствовать низкая температура воды в зимний период в большинстве водоемов Балхашского бассейна, однако, абиотические условия в самой р. Или и ее притоках вполне подходят для натурализации канального сомика. Это вызывает большую обеспокоенность, поскольку именно здесь сохраняются остатки аборигенной илийской ихтиофауны.

Выводы. Впервые обнаруженный в р. Или выше Капчагайского водохранилища (Казахстан) канальный сомик Ictalurus punctatus имеет здесь все условия для успешной натурализации. Нильская тиляпия Oreochromis niloticus к настоящему времени натурализовалась в р. Борохудзир (приток р. Или, бассейн оз. Балхаш, Казахстан). Широкому расселению вида по всему бассейну оз. Балхаш будет препятствовать низкая температура воды в зимний период в большинстве водоемов.

Список литературы

  1. Дукравец Г.М., Митрофанов В.П. 1992. История акклиматизации рыб в Казахстане // Рыбы Казахстана. Алма-Ата: Гылым. Т. 5. С. 6.

  2. Дукравец Г.М., Мамилов Н.Ш., Митрофанов И.В. 2017. Рыбы Казахстана: аннотированный список, исправленный и дополненный по состоянию на 30 декабря 2016 г. // Selevinia. С. 47.

  3. Исбеков К.Б., Жаркенов Д.К. 2014. Чужеродные виды рыб в водоемах бассейна реки Или и проблема биологических инвазий // Изв. НАН РК. Сер. биол. и медицинская. № 1. С. 12.

  4. Мамилов Н.Ш., Конысбаев Т.Г., Магда И.Н., Васильева Е.Д. 2021. Таксономический статус четырeх редких чужеродных видов рыб Капчагайского водохранилища (Балхашский бассейн, Центральная Азия) // Вопр. ихтиологии. Т. 61. № 3. С. 1. https://doi.org/10.31857/S0042875221030085

  5. Терещенко В.Г., Стрельников А.С. 1995. Анализ перестроек в рыбной части сообщества озера Балхаш в результате интродукции новых видов рыб // Вопр. ихтиологии. Т. 35. Вып. 1. С. 71.

  6. Boschung H.T., Mayden R.L. 2004. Fishes of Alabama. Washington: Smithsonian books.

  7. Cassemiro F.A.S., Bailly D., Júnio da Graça W., Agostinho A.A. 2018. The invasive potential of tilapias (Osteichthyes, Cichlidae) in the Americas // Hydrobiologia. V. 817. P.133. https://doi.org/10.1007/s10750-017-3471-1

  8. Eccles D.H. 1992. FAO species identification sheets for fishery purposes. Field guide to the freshwater fishes of Tanzania. Rome: FAO.

  9. Froese R., Pauly D. 2020. FishBase. World Wide Web electronic publication. www.fishbase.org, version (12/2020).

  10. Genner M.J., Turner G.F., Ngatunga B.P. 2018. A guide to the tilapia fishes of Tanzania. https://martingenner.weebly.com/uploads/1/6/2/5/16250078/tanzania_tilapia_guide_edition1_2018. pdf. (Accessed December 20, 2018).

  11. Gutiérrez J.L., Jones C.G., Sousa R. 2014. Toward an integrated ecosystem perspective of invasive species impacts // Acta Oecol. V. 54. P. 131. https://doi.org/10.1016/j.actao.2013.10.003

  12. Heink U., Van Herzele A., Bela G. et al. 2018. Different arguments, same conclusions: how is action against invasive alien species justified in the context of European policy? // Biodivers. Conserv. V. 27. P. 1659.https://doi.org/10.1007/s10531-016-1170-2

  13. Kottelat M., Freyhof J. 2007. Handbook of European freshwater fishes. Cornol; Switzerland; Berlin, Germany: Kottelat and Freyhof.

  14. Vicente I.S.T., Fonseca-Alves C.E. 2013. Impact of introduced Nile tilapia (Oreochromis niloticus) on non-native aquatic ecosystems // Pakistan J. Biological Sciences. V. 16. № 3. P. 121. https://doi.org/10.3923/pjbs.2013.121.126

Дополнительные материалы отсутствуют.