Физиология человека, 2020, T. 46, № 3, стр. 132-134

IX Всероссийская научная конференция “Центральные механизмы речи”, посвященная памяти профессора Н.Н. Трауготт

Е. И. Гальперина 1*, А. Н. Шеповальников 1

1 ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова РАН
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: galperina-e@yandex.ru

Поступила в редакцию 25.12.2019
После доработки 26.12.2019
Принята к публикации 03.02.2020

Полный текст (PDF)

11–13 ноября 2019 г. прошла очередная IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция “Центральные механизмы речи”, посвященная памяти и 115-летию со дня рождения проф. Н.Н. Трауготт. Это мероприятие было нацелено на всесторонний анализ закономерностей становления филогенетически самой молодой (а потому и самой уязвимой!) функции человеческого мозга. Задачи конференции были ориентированы, прежде всего, на удовлетворение интересов специалистов, изучающих нейрофизиологические механизмы организации процессов, обеспечивающих речевую функцию в норме и при патологии. Проведение таких научно-практических конференций было в значительной степени инициировано Н.Н. Трауготт – талантливой соратницей и ученицей академика Л.А. Орбели, создателя Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова. Работы проф. Н.Н. Трауготт в области теории обоснования логопедической терапии сенсорной и моторной алалии, а также алексии по праву относятся к числу базовых исследований, которые вооружили неврологов и дефектологов новыми подходами к разработке оптимальной стратегии коррекции нарушений речи. Регулярные встречи Н.Н. Трауготт с логопедами и их тесное взаимодействие при решении клинических задач способствовали критическому анализу результатов лечения и поиску новых приемов восстановления нарушенных функций. Будучи широко эрудированным специалистом, Н.Н. Трауготт великолепно ориентировалась в смежных областях знаний и умела использовать новые полезные сведения, в частности результаты нейро-психо-физиологических наблюдений.

В мае 1992 г. при активном и непосредственном участии проф. Н.Н. Трауготт на базе Института эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова РАН была проведена научно-практическая конференция “Центральные механизмы речи”, которая была посвящена 80-летию А.Р. Лурия, работы которого стали классикой нейропсихологии во всем мире. Это мероприятие оказалось полезным и привлекло внимание специалистов по изучению и коррекции речевой функции, а многие участники настоятельно поддерживали идею о регулярном проведении подобных научно-практических конференций. И такая конференция была проведена повторно в 1995 г. вновь на базе Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН. Будет справедливым отметить, что по мере существенного расширения круга участников конференции, изначально организованной, а затем посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт, повышался научный и научно-методический уровень материалов, представляемых докладчиками. Тематика докладов подчас не ограничивалась изложением результатов коррекционной работы логопедов, а нередко выходила за рамки комментариев к традиционным приемам лечебной работы, и включала попытки апробации новых подходов к преодолению трудностей реабилитации. Важно, что логопеды неизменно проявляли интерес к последним достижениям нейропсихологов и электрофизиологов. А выступавшие высококвалифицированные специалисты старались адаптировать сложный материал с учетом интересов и возможностей аудитории. Подобные конференции проводились в 1997, 1999, 2001 и 2004 гг. Следующую конференцию (уже в ранге Всероссийской и с международным участием) удалось провести только в ноябре 2017 г., традиционным организатором выступил Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова.

Очередная IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция “Центральные механизмы речи”, посвященная памяти проф. Н.Н. Трауготт прошла 11–13 ноября 2019 г. на территории отеля “Санкт-Петербург”. Главным организатором конференции вновь выступил Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, РФФИ. Кроме того, в организации Конференции приняли участие: Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН и Центр развития и реабилитации ребенка “Логопед-профи”. В работе конференции приняли участие более 500 делегатов (из них около 100 студентов) из 124 городов и 10 стран. Тезисы докладов опубликованы в сборнике материалов конференции, а также в специальном номере журнала “Специальное образование”. 2019. № 3(55). Часть физиологических работ представлена в данном номере журнала “Физиология человека”.

Основными фундаментальными проблемами, которые обсуждались на конференции, стала проблема нейробиологических основ усвоения, развития и использования языка и речи. На этой конференции особое внимание было уделено проблемам междисциплинарного взаимодействия широкого круга специалистов (нейрофизиологов, врачей, нейропсихологов и педагогов и пр.), деятельность которых связана с изучением фундаментальных основ речи в норме и при патологии. Подробное рассмотрение этих вопросов с точки зрения различных областей науки с использованием соответствующей методологии создает условия формирования новых, развития и расширения существующих направлений в области исследования центральных механизмов речи. Основной задачей Конференции являлось обсуждение новых экспериментальных фактов, подходов, идей и концепций, поиск и разработка путей сотрудничества в современных условиях для координации усилий ученых, врачей и педагогов, изучающих мозговые механизмы речи в норме, при различной патологии, в процессе коррекционной (при нарушении развития речи у детей) и восстановительной работы (в случаях распада речи у взрослых).

Формирование нового междисциплинарного подхода к изучению языка и речи, взаимопроникновение гуманитарных и естественно-научных методов, формулирование концепций современной науки о мозге применительно к языку подробно освещалось в пленарной лекции д. биол. н., д. фил. н., проф., член-корр. РАО Т.В. Черниговской (СПбГУ, Россия) “Мозг и язык: XXI век”. Теме взаимодействия средовых и генетических факторов в ходе развития ребенка была посвящена лекция “Этиология речевых и коммуникативных нарушений” д. психол.н., проф. Е.Л. Григоренко (Университет Хьюстона, США). Были представлены новейшие разработки Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека (Санкт-Петербург, Россия) и Лаборатории генетики человека (Human Genetics Lab, Университет Хьюстона, США), а также проиллюстрировано влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка. До сих пор остаются неизученными тонкие мозговые механизмы процессов роста и созревания мозговых структур, обеспечивающих процессы речи, а также влияние степени сформированности речевого навыка и особенностей процесса его становления на функциональные и морфологические особенности мозга. Этим актуальным темам была посвящена пленарная лекция д. психол. н. проф. А.Н. Корнева (СПбГПМУ, Санкт-Петербург, Россия) “Церебральные механизмы недоразвития речи у детей”.

Лекция нейрофизиолога, руководителя лабораторий магнито- и электроэнцефалографии Орхусского университета (Дания) и Лаборатории Поведенческой Нейродинамики (СПбГУ, Россия) PhD, проф. Ю.Ю. Штырова была посвящена участию моторной системы мозга в восприятии речи (на основе нейровизуализационных данных). Были представлены современные данные, полученные методами функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), связанныx с событиями потенциалoв (ССП), магнитоэнцефалографии (МЭГ), доказывающие активное участие моторных областей мозга не только в процессе продукции, но и восприятия речи, специфику их активации в зависимости от стимулов, сформулированы современные концепции “воплощенного сознания” (embodied cognition), определяющие перспективы дальнейших исследований нейробиологических основ речевой организации.

Ю.Д. Кропотов, д. биол. н., проф. (Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Россия) в своей лекции “Мозговые механизмы когнитивного контроля речи” представил новый методический подход к эффективному применению параллельного факторного анализа при регистрации связанных с событиями потенциалов. В лекции д. биол. н., проф., член-корр. РАО Р.И. Мачинской (Институт возрастной физиологии РАО, Россия) “Регуляторные функции головного мозга в подростковом возрасте” были описаны особенности подросткового периода развития и подростковые проблемы, связанныe с относительной незрелостью лобной (префронтальной) коры и ее неэффективным контролем над быстрее созревающими мозговыми системами эмоционально-мотивационной регуляции поведения.

Важной особенностью проведенной конференции традиционно было продуктивное сочетание теоретических фундаментальных подходов и практической ориентированности некоторых лекций и заседаний. Так, лекция проф. МГУ Т.В. Ахутиной была посвящена описанию процессов усвоения логико-грамматических конструкций в онтогенезе ребенка, а сотрудники ее лаборатории представили в своих докладах на секциях “Нарушения письма и чтения: диагностика, коррекция, профилактика” и “Нейрофизиологические основы организации речевой деятельности” нейропсихологические методики, вызвавшие большой интерес практиков. Лекция проф. Ролиен Бастиаансе (Bastiaanse R. Гронингенский университет, Голландия) “Параллели между пониманием и порождением предложений у людей, имеющих нарушения грамматического строя речи вследствие органических поражений мозга” позволила российским специалистам ознакомиться с зарубежными методическими подходами к исследованию грамматического стоя речи при афазиях у взрослых и сопоставить их с отечественной логопедической практикой. Практическую направленность носила лекция “Инновационные технологии и персонифицированный подход к комплексной реабилитации больных с нарушениями коммуникации” д. пед. н., проф. О.С. Орловой (НКЦ оториноларингологии, Россия), предварявшая работу секции “Механизмы коммуникации”, освещавшей использование ассистивных технологий при различных коммуникативных нарушениях. Рассмотрение этого актуального аспекта стало новым в тематике конференции “Центральные механизмы речи”.

Впервые в формате конференции “Центральные механизмы речи” были представлены секции “Речь и психопатология”, “Особенности речевого развития при соматических заболеваниях”, “Особенности речевого развития при аутизме и сочетанных нарушениях” с участием врачей неврологов, психиатров, терапевтов и др. Актуальность этой проблематики, а также высокий уровень докладов были отмечены участниками конференции. Так, например, доклады Г.В. Анисимова “Клинические проявления и нейропсихологические механизмы опережающего развития у детей”, Е.В. Лопатиной “Нейрофизиологические основы слухо-речевой патологии” вызвали большую дискуссию. Большой интерес вызвала лекция проф. А.Б. Пальчика “Материальные основы аутизма”. Традиционная для тематики конференций “Центральные механизмы речи” секция “Особенности диагностики и механизмов восстановления речевых нарушений при локальных поражениях головного мозга” вызвала большой интерес как практических специалистов (афазиологов, невропатологов, фониатров), так и фундаментальных исследователей (нейрофизиологов, нейропсихологов), а также преподавателей ВУЗов и студентов различных специальностей. Традиционными также являются секции “Развитие речевых и когнитивных функций ребенка в норме и при патологии” и “Нейробиология нарушений письменной речи”. Подробно обсуждались вопросы мозгового обеспечения чтения в норме и при патологии (Ж.В. Нагорнова с соавторами, Е.И. Гальперина с соавторами, Санкт-Петербург), а также результаты Всероссийского социологического опроса населения и профессиональной аудитории об уровне информированности и отношения к проблеме дислексии и дисграфии у детей (О.A. Величенкова с соавторами, Москва). В секции “Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха” были представлены доклады проф. И.В. Королевой “Формирование центральных механизмов речи у детей с кохлеарными имплантами и сенсомоторной алалией”, Е.С. Гарбарук “Влияние минимальных потерь слуха на развитие речи у детей”, О.С. Жуковой “Нарушения речевого развития и коммуникативного поведения у детей с ТМНР после кохлеарной имплантации” и др.

По сравнению с предыдущими конференциями “Центральные механизмы речи” география и количество участников IX Конференции расширились. Зарубежные коллеги представили доклады научно-исследовательской направленности, посвященные значению акустической среды для развития речи и усвоения знаний у детей с центральными нарушениями слуха (Л. Хоппе, Германия), развитию речи после кохлеарной имплантации детей с доречевыми слуховыми расстройствами (К. Дионисиева, Болгария), аграмматизмам в повествовательной речи русско- и литовскоговорящих детей с ОНР (И. Балчюниене, Литва), фоновой афферентации в логопедической коррекции (С.А. Герега, Украина), формированию коммуникативно-речевой среды в процессе логопедической работы при афазии (Ж.А. Пайлозян, Армения). Таким образом, за 3 рабочих дня Конференции было представлено 10 пленарных лекций, а также 72 устных и 22 стендовых доклада на 13 секциях: 1) Раннее речевое развитие; 2) Особенности речевого развития при соматических заболеваниях; 3) Развитие речевых и когнитивных функций ребенка в норме и при патологии; 4) Речь и психопатология; 5) Нарушения письма и чтения: диагностика, коррекция, профилактика; 6) Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха; 7) Нейробиология нарушений письменной речи; 8) Особенности речевого развития при аутизме и сочетанных нарушениях; 9) Механизмы коммуникации; 10) Нейрофизиологические основы организации речевой деятельности; 11) Особенности диагностики и механизмов восстановления речевых нарушений при локальных поражениях головного мозга; 12) Использование вспомогательных технических средств и аппаратных методов лечения речевых расстройств и коммуникации; 13) Стендовая секция.

В рамках конференции был проведен симпозиум памяти проф. Н.Н. Трауготт, на котором с воспоминаниями выступили ее ученики и последователи. Актуальность обсуждаемой на секциях проблематики обеспечила высокий интерес слушателей и оживленные дискуссии по важным теоретическим и прикладным вопросам развития речи, предупреждения, коррекции и восстановления нарушений речевой функции.

Участники IX Всероссийской (с международным участием) научной конференции “Центральные механизмы речи”, посвященной памяти проф. Н.Н. Трауготт, считают целесообразным:

1. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ разработать стандарт курсов повышения квалификации педагогов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов и пр.) и медицинских работников, работающих с лицами, имеющими речевую патологию. Для этого создать группу из ведущих специалистов, экспертов в области лингвистики, нейролингвистики, нейрофизиологии, нейропсихологии, дефектологии, неврологии, оториноларингологии, фониатрии и пр. Поддержка междисциплинарных фундаментальных исследований психофизиологии человека поможет поднять научный уровень российской коррекционной педагогики и психологии. В специальной поддержке нуждаются мультидисциплинарные фундаментальные и прикладные проекты, посвященные отклонениям в развитии речи у детей. Это позволит поднять научный уровень и доказательность в российской коррекционной педагогике и психологии.

2. Рекомендовать Министерству здравоохранения РФ создать в системе высшего профессионального образования по направлению дефектология специализацию “Логопатология” для подготовки специалистов по диагностике и коррекции речевых нарушений в учреждениях здравоохранения. Эта категория специалистов будет иметь усиленную современную клиническую подготовку и навыки клинической дифференциальной диагностики и реабилитации речевых нарушений.

3. Организовать ряд мероприятий, направленных на информирование специалистов и широкой общественности на всех уровнях относительно количества и природы речевых нарушений и дисфункции, в особенности дислексии и дисграфии у детей.

Дополнительные материалы отсутствуют.