Физиология человека, 2021, T. 47, № 5, стр. 28-36
Решение образных креативных задач изменяет фоновую ЭЭГ покоя у пожилых людей (пилотное исследование)
Е. Ю. Приводнова 1, 2, *, Н. В. Вольф 1, 2, **
1 ФГБНУ Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины
Новосибирск, Россия
2 Новосибирский государственный университет
Новосибирск, Россия
* E-mail: privodnovaeu@physiol.ru
** E-mail: volf@physiol.ru
Поступила в редакцию 27.07.2020
После доработки 02.10.2020
Принята к публикации 25.11.2020
Аннотация
Включение в креативную деятельность оказывает нейропротекторный эффект в пожилом возрасте. Одним из ключевых факторов, который вносит вклад в этот эффект, является когнитивная стимуляция через креативное мышление. Лежащим в основе нейронным механизмом является вызванная предшествующей деятельностью нейропластичность, которая может проявляться в виде изменений активности мозга после завершения задания в областях, участвующих в его выполнении. Два основных вида креативности, вербальная и образная, которые соответственно опираются на зрительно-пространственные и семантические процессы, демонстрируют различные траектории возрастных изменений. Чтобы определить, какой тип креативных заданий оставляет более выраженное последействие в посттестовой электроэнцефалографической (ЭЭГ) активности мозга у пожилых людей, зарегистрировали ЭЭГ у 29 пожилых (64 ± 6 лет) ментально здоровых испытуемых до, во время и после выполнения 30 вербальных и 30 образных задач. Значения плотности источников тока (ПИТ) и последующие статистические контрасты с использованием непараметрического статистического картирования были проведены с помощью LORETA. ПИТ увеличилась от предтестового к посттестовому интервалу в ∆-γ-ритмах, наиболее выражено в париетально-окципитальной области (область интереса, ОИ). Увеличение ПИТ наблюдалось также при выполнении образной (но не вербальной) задачи. По сравнению с образной задачей было выявлено пространственно недифференцированное снижение ПИТ в посттестовой активности, что свидетельствует о сохранении паттерна, возникшего во время образного задания, в посттестовой ЭЭГ в менее выраженной форме. Кроме того, были выявлены множественные положительные корреляции между ЭЭГ-активностью во время выполнения образной задачи и посттестовым интервалом в пределах ОИ. Результаты позволяют предполагать, что образная креативная задача оставляет более выраженное последействие, чем вербальная, и, таким образом, является перспективной для дальнейшего изучения в качестве когнитивного тренинга для пожилых людей.
Считается, что когнитивный тренинг улучшает эффективность когнитивных функций в пожилом возрасте. Однако накоплены данные, свидетельствующие о незначительном переносе положительного эффекта тренинга специфических навыков на более широкий круг когнитивных способностей или поведение в реальной жизни (например, результаты метаанализа [1]). Креативное мышление направлено на создание новых и полезных значимых идей или продукта. Являясь комплексной когнитивной задачей, оно требует привлечения целого спектра когнитивных процессов, связанных с памятью, вниманием, воображением и когнитивным контролем [2]. Таким образом, вовлечение в креативную деятельность может иметь более широкий “эффект переноса” по сравнению с тренингом специфических навыков, и может оказывать влияние на общие когнитивные способности у людей старшего возраста. Ряд исследований свидетельствуют о том, что креативная деятельность может представлять собой средство лечения без побочных эффектов таких проблем пожилого возраста, как депрессия и деменция, что подтверждает ее значимость для улучшения ментального здоровья и качества жизни [3, 4]. Данные обзора литературы показывают, что включение креативной тренировочной деятельности в комплексные программы лечения и ухода за пациентами с деменцией может использоваться в качестве замены медицинских препаратов [5].
Можно выделить два основных типа креативных задач – образные и вербальные, которые опираются на зрительно-пространственные [6] и семантические способности [7], соответственно. Известно, что зрительно-пространственные способности существенно снижаются с возрастом [8], в то время как вербальные способности и словарный запас остаются относительно сохранными [9, 10]. На данный момент остается невыясненным, какой тип креативных задач может больше влиять на функциональное состояние в пожилом возрасте.
Исследования последних лет указывают на то, что активность мозга в состоянии покоя изменяется под влиянием повторяющейся активности [11]. Локальные следы повторяющейся когнитивной или моторной активности были выявлены сразу после выполнения сорокаминутного [12, 13] или двадцатиминутного задания [14]. Вызванная выполнением задания нейропластичность может быть зафиксирована в тех областях мозга, которые были задействованы во время его выполнения [15]. Существуют специфичные по отношению к заданию нейробиологические корреляты различных типов креативного мышления. Так, вербальная креативность более опирается на левую медиальную темпоральную долю, которая отвечает за извлечение и семантических, и эпизодических ассоциаций [16], в то время как образная креативность больше связана с активностью зрительной коры, задействованной во время зрительного воображения [17]. Согласно нашим данным, не существует работ, которые бы напрямую исследовали изменения в фоновой активности мозга после выполнения креативного задания. Однако анализ литературы позволяет предполагать, что выполнение креативного задания будет оставлять специфичный по отношению к этому заданию след в фоновой активности коры мозга.
Цель настоящей работы – исследование, какой тип креативной задачи оставляет более выраженный след в фоновой активности мозга после решения креативных заданий у пожилых людей. Идентификация такого типа задач может иметь прогностическое значение для их дальнейшего применения в качестве возможных заданий для когнитивного тренинга.
Поскольку выполнение различных креативных заданий может вызывать некоторые эмоционально-мотивационные состояния и усталость, в настоящем исследовании оба типа заданий предъявлялись в одном эксперименте. В таком случае, описанные выше факторы будут учтены в равной степени при оценке влияния различных типов креативных задач на ЭЭГ после выполнения экспериментальных заданий. Можно предположить, что эффект от конкретной задачи в фоновой ЭЭГ после окончания эксперимента будет проявляться, если паттерн изменений активности будет схожим с паттерном изменений ЭЭГ-активности во время ее решения и будет выявлена значимая корреляционная связь между активностями после выполнения и во время решения задачи конкретного типа.
МЕТОДИКА
В исследовании принимали участие 29 пожилых людей (17 женщин, 12 мужчин, от 55 до 75 лет, средний возраст – 64.2 года), продолжавших на момент исследования профессиональную деятельность. Критерием исключения были психиатрические, неврологические и основные медицинские заболевания (рак, болезни сердечно-сосудистой системы, диабет). Все участники были правшами и имели нормальное или скорректированное до нормального зрение.
Процедура эксперимента и задания. Во время записи ЭЭГ испытуемые сидели напротив монитора компьютера в звукоизолированной комнате, их просили расслабиться и избегать движений и морганий. ЭЭГ регистрировали в течение всего эксперимента. Предъявляли 2 типа (вербальные и образные) креативных задач. Пятнадцать испытуемых выполняли блок вербальных задач перед блоком образных, у 14 испытуемых была другая последовательность. Выполнение креативного задания длилось около 40 мин и состояло из 30 вербальных и 30 образных задач. Стимулы – 5 слов (кирпич, банка, газета, скрепка и карандаш) для вербального или 5 незаконченных фрагментов для образного – предъявляли по 6 раз каждый в псевдослучайном порядке таким образом, чтобы ни один из стимулов не встречался два раза подряд. В вербальном тесте “Необычное использование предмета” испытуемым было необходимо придумать необычное использование реальных предметов. В образном задании “Незавершенные фигуры” испытуемых просили достроить образ на основе предъявленного фрагмента.
В каждом из блоков, экспериментальная проба начиналась с пятисекундного предъявления центральной точки для фиксации взгляда. Затем в центре монитора в течение 5 с предъявляли стимульное слово или фрагмент. Испытуемым давали 15 с, чтобы найти решение (один ответ в каждой пробе), пока слово “Ответ” не появлялось на экране, сигнализируя о необходимости нажать на кнопки одновременно правой и левой рукой и сообщить ответ. Если испытуемый решал задачу быстрее, он мог вызвать появление слова “Ответ” с помощью нажатия на кнопки ответа. В каждой пробе испытуемые нажимали на кнопки, когда находили ответ. После нажатия на кнопки ответы произносились вслух и записывались экспериментаторами. После слова “Ответ” на экране посредине предъявляли крест, который означал десятисекундный отдых между пробами. В образном задании испытуемых просили нарисовать придуманные и названные во время эксперимента образы на бланке с фрагментами после окончания эксперимента.
Эффективность выполнения креативного здания оценивали по показателям оригинальности и беглости, отдельно в образном и вербальном блоках. Оригинальность каждой идеи рассчитывали как 1/(N + 1), где N – количество похожих ответов в компьютеризированной базе данных, созданной авторами ранее [18, 19]. Испытуемые, чьи ответы вошли в базу данных, состояли из людей младшей и старшей возрастных групп. Затем для каждого испытуемого рассчитывали среднюю оригинальность. Беглость оценивали по числу решенных задач, отдельно в вербальном и образном блоке.
Регистрация и предварительная обработка ЭЭГ. ЭЭГ регистрировали с помощью 60 Ag–AgCl электродов, монтированных в эластичный шлем согласно модифицированной системе 10–20 (American Electroencephalographic Society, 1991) с использованием комплекса “Neuroscan 4.4” (Compumedics Neuroscan USA Ltd., Charlotte, NC, США). В качестве референтного использовали объединенный ушной электрод. Сопротивление электродов не превышало 5 kΩ. Частота дискретизации составляла 250 Гц; использовали режекторный фильтр на 50 Гц и полосу пропускания частот 0–50 Гц. Артефакты удаляли с помощью метода независимых компонент с использованием пакета EEGLAB (http://www.sccn.ucsd.edu/eeglab/).
В начале эксперимента ЭЭГ покоя была записана при закрытых глазах. Для изучения предтестовой и посттестовой активности использовали трехминутные записи при открытых глазах до и после выполнения задания. Только пробы, в которых испытуемые сообщили найденное решение, были использованы для анализа активности мозга во время выполнения задач (среднее количество проб с ответом составило 25.6 (SD = 4) в вербальном блоке и 23.6 (SD = 5.6) – в образном). При дальнейшем анализе непрерывные данные ЭЭГ были сегментированы на двухсекундные эпохи.
LORETA. Дальнейший анализ проводили на уровне корковых источников ЭЭГ-сигналов с помощью standardized Low Resolution Brain Electromagnetic Tomography, sLORETA [20] (http://www.uzh.ch/ keyinst/loreta.htm#_Toc391372607). В основе алгоритма лежит предположение о том, что регистрируемая с поверхности головы ЭЭГ является отражением суммарной активности больших нейронных популяций и соседние воксели имеют максимально аналогичную электрическую активность [20]. В sLORETA используется трехслойная сферическая модель головы, соотнесенная с оцифрованным атласом Talairah and Tournoux (Brain Imaging centre, Montreal Neurological Institute, 1998, Канада). Область определения локализации ограничена серым веществом коры и гиппокампа, пространственное разрешение составляет 5 × × 5 × 5 мм.
В пожилом возрасте пик мощности α-ритма снижается, что приводит к смещению функциональных частотных диапазонов в область более низких частот [21]. Поэтому для более корректного определения границ частотных диапазонов использовали индивидуальный пик частоты α-ритма (ИПЧА) [21, 22]. ИПЧА рассчитывали по ЭЭГ покоя с закрытыми глазами как среднее значение по P7, P5, P3, P1; PO7, PO5, PO3; O1 левого и аналогичным электродам в правого полушарий, а также центральным электродам Pz, POz, Oz. В соответствии с традиционным подходом [22], границы ∆-ритма определяли от 1 Гц до (ИПЧА-6) Гц; θ – от (ИПЧА-6) Гц до (ИПЧА-4) Гц; α1 – от (ИПЧА-4) Гц до (ИПЧА-2) Гц; α2 – от (ИПЧА-2) Гц до ИПЧА; α3 – от ИПЧА до (ИПЧА + 2) Гц; β1 – от (ИПЧА + 2) Гц до 20 Гц и β2 – от 20 Гц до 30 Гц.
Сначала в каждом частотном диапазоне рассчитывали кросс-спектр для свободных от артефактов эпох на уровне отведений для предтестового, посттестового и тестовых интервалов во время решения задач. На втором этапе анализа, значения кросс-спектра ЭЭГ использовали для расчета спектральной мощности сигналов корковых источников. Для каждого частотного диапазона в sLORETA рассчитывали распределение плотности источников тока (ПИТ) для 6430 вокселей с использованием реалистичной модели головы, основанной на шаблоне MNI 152. Вызванные осцилляции для каждого вокселя были рассчитаны как разностные карты следующим образом: lg ПИТ (посттестовый интервал) – lg ПИТ (предтестовый интервал) (обозначены как “пост-/предтестовые изменения”); lg ПИТ (образный тестовый интервал) – lg ПИТ (предтестовый интервал) (“образные тестовые/предтестовые изменения”); lg ПИТ (вербальный тестовый интервал) – lg ПИТ (предтестовый интервал) (“вербальные тестовые/предтестовые изменения”).
Выделение областей интереса (ОИ). Ассоциации между посттестовой активностью и активностью во время выполнения задания каждого типа исследовали для отдельных областей интереса (ОИ). В качестве ОИ брали сферу с радиусом 15 мм; в качестве “семян” использовали MNI координаты вокселей с максимальными различиями, полученными в результате сравнения между значениями ПИТ в предтестовом и посттестовом интервалах (по 1 ОИ на ритм, координаты “семян” указаны в табл. 1). Извлекали ОИ из разностных карт: пост-/предтестовых изменений, образных тестовых/предтестовых изменений, вербальных тестовых/предтестовых изменений. Для дальнейшего корреляционного анализа были взяты средние оценки ПИТ для каждой из выделенных ОИ (далее они обозначаются как “значения для ОИ”); всего было получено 24 (8 ритмов * 3 разностных карты) значений ПИТ в ОИ, по одной для каждого частотного диапазона и разностной карты.
Таблица 1.
Ритм | Доли (воксели) | Размер кластера | Воксель с максимальными различиями (структура) | X, Y, Z | t | pmax (corr) |
---|---|---|---|---|---|---|
Образная задача и предтестовый интервал | ||||||
Δ | Фронтальная (1670), Париетальная (914), Окципитальная (713), Темпоральная (593), Limbic lobe (247) | 4157 | Угловая извилина (ПБ 39) | 45, –75, 30 | 8.4 | 0.0002 |
θ | Париетальная (503), Окципитальная (406), Фронтальная (221), Темпоральная (45) | 1175 | Постцентральная извилина (ПБ 7) | –5, –55, 70 | 6.67 | 0.0003 |
α1 | Париетальная (329), Окципитальная (297), Фронтальная (143) | 792 | Предклинье (ПБ 7) | –5, –80, 50 | 6.2 | 0.0003 |
α2 | Париетальная (379), Окципитальная (325), Фронтальная (188) | 913 | Постцентральная извилина (ПБ 5) | –5, –50, 70 | 6.39 | 0.0003 |
α3 | Париетальная (406), Окципитальная (342), Фронтальная (205), Темпоральная (31) | 985 | Верхняя париетальная долька (ПБ 7) | –15, –75, 55 | 6.27 | 0.0003 |
β1 | Париетальная (771), Фронтальная (739), Окципитальная (587), Темпоральная (194) | 2314 | Клин (ПБ 19) | 20, –90, 35 | 7.74 | 0.0002 |
β2 | Париетальная (606), Окципитальная (543), Фронтальная (528), Темпоральная (137) | 1818 | Угловая извилина (ПБ 39) | 40, –80, 30 | 7.13 | 0.0003 |
γ | Париетальная (627), Фронтальная (610), Окципитальная (550), Темпоральная (130) | 1922 | Клин (ПБ 19) | 20, –90, 35 | 7.1 | 0.0003 |
Вербальная задача и предтестовый интервал | ||||||
Δ | Левая Фронтальная (183), левая Темпоральная (172) | 391 | Средняя темпоральная извилина (ПБ 21) | –50, 5, –40 | 3.99 | 0.0006 |
Статистический анализ проводили с помощью статистического непараметрического картирования (statistical nonparametrical mapping, SnPM), реализованного в программе LORETA. SnPM относится к непараметрическим методам, поэтому не требует допущения в нормальном распределении. Эта методология основана на эмпирической оценке вероятности распределения данных и использует перестановочное тестирование. Коррекцию множественных сравнений (для всех вокселей и частот) проводили с помощью непараметрического метода Холмса [23]. Во всех случаях использовали 5000 перестановочных тестов.
При анализе значений для ОИ использовали корреляционный анализ Пирсона в программе STATICTICA10. Во всех видах корреляций для коррекции множественных сравнений был применен метод контроля ложных эффектов (false discovery rate, FDR) [24]. Тест Колмогорова-Смирнова использовали для проверки гипотезы, о соответствии распределения показателей беглости и оригинальности нормальному.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнения изменений значений ПИТ во время выполнения образных, вербальных задач и значений посттестовой ЭЭГ с предтестовыми показателями. Вначале провели повоксельный анализ значений ПИТ с целью выявить те области коры мозга, в которых присутствуют значимые различия между посттестовым и предтестовым интервалами. По данным табл. 2 выявлено значимое увеличение значений ПИТ в посттестовой ЭЭГ, по сравнению с предтестовой с преимущественной локализацией в париетально-окципитальных и темпоральных областях.
Таблица 2.
Ритм | Доли (воксели) | Размер кластера | Воксель с максимальными различиями (структура) | X, Y, Z | t | pmax (corr) |
---|---|---|---|---|---|---|
Δ | Париетальная (998), Фронтальная (991), Темпоральная (459), Окципитальная (378) | 2850 | Прецентральная извилина (ПБ 4) | –25, –30, 70 | 6.17 | 0.0002 |
θ | Париетальная (312) | 376 | Постцентральная извилина (ПБ 1) | –35, –35, 70 | 4.26 | 0.003 |
α1 | Париетальная (150) | 157 | Предклинье (ПБ 7) | 5, –65, 65 | 4.25 | 0.003 |
α2 | Париетальная (225) | 282 | Предклинье (ПБ7) | –10, –80, 50 | 4.17 | 0.003 |
α3 | Париетальная (27) | 27 | Вехняя париетальная долька (ПБ 7) | 30, –70, 55 | 3.7 | 0.019 |
β1 | Темпоральная (84), Окципитальная (81) | 185 | Средняя окципитальная извилина (ПБ 19) | 45, –80, 5 | 4.2 | 0.003 |
β2 | Темпоральная (233), Окципитальная (116), Фронтальная (108), Париетальная (54) | 512 | Средняя темпоральная извилина (ПБ 21) | 70, –25, –10 | 4.9 | 0.006 |
γ | Окципитальная (256), Фронтальная (526), Париетальная (31) | 1420 | Средняя темпоральная извилина (ПБ 21) | 70, –25, –10 | 5.56 | 0.0004 |
Затем исследовали, присутствовали ли посттестовые изменения ЭЭГ в тех областях, которые были задействованы при решении образной или вербальной задач. С этой целью дополнительно вычислили два контраста ПИТ: образного тестового и предтестового интервалов, а также вербального тестового и предтестовых интервалов. Результаты обоих сравнений представлены в табл. 1. Для образной задачи, значения ПИТ во время задания были выше, по сравнению с предтестовым интервалом в широком диапазоне частот с преимущественной локализацией в задних областях мозга. Для вербальной задачи, значения ПИТ во время задания были выше, по сравнению с предтестовым интервалом только в ∆-ритме в кластере, центрированном в левой темпоральной коре.
В совокупности эти результаты свидетельствуют о том, что активность мозга во время образной задачи, вероятно, оставляет последействие в посттестовой ЭЭГ. Чтобы проверить это предположение, дополнительно сравнили пост-/предтестовые изменения ПИТ с образными тестовыми/ предтестовыми изменениями ПИТ и вербальными тестовыми/предтестовыми изменениями. Значения образных тестовых/предтестовых изменений ПИТ были выше, чем значения пост-/предтестовых изменений ПИТ, во всех частотных диапазонах и областях. Значения вербальных тестовых/ предтестовых изменений ПИТ были ниже, чем значения пост-/предтестовых изменений ПИТ, во фронтальной области в ∆-β1-ритмах и в передних и задних областях в β2-γ-ритмах. Таким образом, показано недифференцированное снижение значений пост-/предтестовых изменений ПИТ, по сравнению с образными тестовыми/предтестовыми изменениями ПИТ.
Анализ корреляций между значениями выделенных ОИ. Анализ корреляции между значениями для ОИ, извлеченными из разностных карт посттестовых/предтестовых изменений, и значениями для ОИ, извлеченными из разностных карт тестовых/предтестовых изменений для вербальной и образной задач, был проведен отдельно для каждого ритма (табл. 3). Для образных тестовых/предтестовых изменений были выявлены положительные корреляции с посттестовыми/ предтестовыми изменениями в ∆ (r = 0.44, p = = 0.018)-, θ (r = 0.5, p = 0.002)-, α3 (r = 0.46, p = = 0.013)-, β2 (r = 0.65, p = 0.000)- и γ (r = 0.65, p = = 0.000)-ритмах. Для соответствующих корреляций вербальных тестовых/предтестовых изменений только одна корреляционная связь достигла уровня статистической значимости, а именно, в β1-ритме (r = 0.51, p = 0.005).
Таблица 3.
Ритм | Образная | Вербальная | ||
---|---|---|---|---|
r | p | r | p | |
Δ | 0.436 | 0.018* | 0.189 | 0.326 |
θ | 0.546 | 0.002* | 0.063 | 0.747 |
α1 | 0.261 | 0.171 | 0.191 | 0.32 |
α2 | 0.37 | 0.048 | 0.165 | 0.393 |
α3 | 0.458 | 0.013* | 0.281 | 0138 |
β1 | 0.289 | 0.128 | 0.51 | 0.005* |
β2 | 0.649 | 0.000* | 0.299 | 0.114 |
γ | 0.643 | 0.000* | 0.18 | 0.35 |
Для дальнейшего корреляционного анализа ассоциаций между ЭЭГ-показателями и поведенческими индикаторами были выбраны данные только тех 6 ОИ, для которых выше показаны значимые корреляции. Значения для ОИ, извлеченные из образных тестовых/предтестовых изменений в α3-ритме, положительно коррелировали с образной оригинальностью (r = 0.48, p = 0.008), значения для ОИ, извлеченные из образных тестовых/предтестовых изменений в ∆ (r = –0.54, p = 0.002)- и θ (r = –0.46, p = 0.012)-ритмах, отрицательно коррелировали с образной беглостью. Значимые корреляции между показателями эффективности и значениями для ОИ, извлеченными из образных тестовых/предтестовых изменений в β2- и γ-ритмах, и вербальных тестовых/ предтестовых изменений в β1-ритме, отсутствовали.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В проведенной работе впервые исследовано, после решения какого типа креативных задач, образного или вербального, остаются более выраженные изменения фоновой активности мозга у людей старшего возраста. Выявлено значимое увеличение ПИТ от предтестового к посттестовому интервалу для всех анализируемых ритмов с локализацией максимальных различий в задних областях мозга. В совокупности, полученные результаты позволяют предположить, что пост-/ предтестовые различия в большой степени ассоциируются с ЭЭГ-изменениями, индуцируемыми образной задачей. Во-первых, при выполнении образной задачи наблюдается увеличение ПИТ в широкой полосе частот, по сравнению с предтестовым интервалом, наиболее выраженное в париетально-окципитальной коре. Выявленный паттерн пост-/предтестовых изменений ПИТ был похож на паттерн образных тестовых/предтестовых изменений ПИТ, но не на паттерн вербальных тестовых/предтестовых изменений. Чтобы подтвердить это предположение, дополнительно сравнили пост-/предтестовые изменения ПИТ с тестовыми/предтестовыми изменениями ПИТ. Обнаружено топографически недифференцированное глобальное уменьшение пост-/предтестовых изменений ПИТ, по сравнению с образными тестовыми/предтестовыми изменениями ПИТ, что свидетельствует о сохранении пространственного паттерна ЭЭГ-активности, сформировавшегося во время решения образной задачи, в посттестовом интервале в менее выраженной форме. В то же время, различия между пост-/предтестовыми изменениями ПИТ и вербальными тестовыми/предтестовыми изменениями ПИТ имели топографическую специфику и не соответствовали паттерну изменений, установленному в посттестовом интервале. Во-вторых, величина пост-/ предтестовых изменений ПИТ коррелировала с величиной тестовых/предтестовых изменений ПИТ в областях интереса в ∆-, θ-, α3-, β2-, γ-ритмах для задач образной природы и только в β1‑ритме для вербальных задач, что означает широко распространенные ассоциации между ЭЭГ-активностью во время выполнения образной задачи и посттестовой активностью. Положительный характер корреляций согласуется с нашей предыдущей гипотезой, что паттерн ЭЭГ-активности, сформировавшийся во время решения образных задач, присутствует в менее выраженной форме в посттестовом интервале. Полученные результаты в большой степени согласуются с предыдущими работами, показавшими, что краткосрочная когнитивная активность может оставлять последействие в посттестовой ЭЭГ, которое повторяет частотно-пространственную специфику активности во время выполнения предшествующих заданий [12, 15].
Корреляции между значениями ПИТ и показателями эффективности выполнения креативных задач показывают, что для образной задачи изменения ПИТ от предтестового к тестовому интервалу в пределах ОИ в ∆-, θ-, α3-ритмах отражают специфичные для креативности аспекты выполнения задания. Широко распространенное увеличение активности на частоте ∆-ритма во время креативного мышления связывают со следованием правилам, по сравнению с преодолением правил [25].
В свою очередь, θ-синхронизация отражает задействование процессов памяти [26]. На основании этого можно предположить, что при решении образной креативной задачи негативная корреляция между увеличением мощности ЭЭГ на частоте θ-ритма и беглостью свидетельствует, что стратегии, основанные на извлечении информации из памяти, требуют большего времени для решения, что может приводить к пропускам некоторого количества ответов в условиях временных ограничений (т.е. меньшему количеству решений). Семантические ассоциативные и исполнительные процессы, которые вносят вклад в образную креативность, связаны с увеличением α-ритма в задних областях мозга [27], что отражает активное подавление сенсорной информации во время внутренне направленных мыслительных операций [28]. Выявленная в настоящем исследовании положительная корреляция между увеличением α-ритма во время выполнения образной креативной задачи и образной оригинальностью, может указывать на значимость семантических процессов (зрительные репрезентации семантических концептов), а также процессов оценивания и усовершенствования, которые требуют большего торможения восходящей сенсорной информации. Эти аспекты креативного мышления могут быть особенно выражены у пожилых людей, поскольку основываются на более сохранных в старшем возрасте вербальных способностях.
Что касается пространственных особенностей выявленных паттернов ЭЭГ-активности, образная задача вызывает изменения в активности мозга и оставляет выраженное последействие в посттестовый интервал с преимущественной локализацией эффектов в париетально-окципитальных и темпоральных областях, которые отвечают за зрительно-пространственную обработку [6]. Это интересный факт, учитывая хорошо известное ухудшение этих способностей при старении [8]. Можно предположить, что решение креативных образных задач оставляет более выраженный след связанной с деятельностью нейропластичности (по сравнению с вербальной задачей) в результате вовлечения более подверженных возрастному снижению зрительно-пространственных способностей.
ВЫВОДЫ
1. Значения ПИТ фоновой ЭЭГ увеличились от предтестового к посттестовому интервалу в ∆-γ-ритмах с локализацией максимальных эффектов в париетально-окципитальной коре.
2. Выявлено увеличение ПИТ от предтестовой к тестовой ЭЭГ в широком диапазоне частот с максимальной локализацией в правой париетальной и окципитальной коре при выполнении образного креативного задания и в левой темпоральной области на частоте ∆-ритма – при выполнении вербального.
3. По сравнению с изменениями, вызванными решением образной задачи, различия между посттестовым и предтестовым интервалами демонстрировали топографически недифференцированное снижение ПИТ во всех ритмах, что указывает на сохранение топографического паттерна активности, сформировавшегося во время решения образной задачи, в посттестовой ЭЭГ.
4. Выявлены положительные корреляции между ЭЭГ-активностью во время выполнения образной задачи и в посттестовом интервале в пределах ОИ в ∆-, θ-, α3-, β2- и γ-ритмах и только в β1-ритме для вербальной задачи, что подтверждает большее сходство паттернов ЭЭГ-активности, сформировавшихся во время решения образной задачи и в посттестовой ЭЭГ.
5. Различия между изменениями ПИТ от предтестового к посттестовому интервалу и изменениями ПИТ от предтестового к вербальному тестовому интервалу имели топографическую специфику и не соответствовали паттерну изменений, установленному в посттестовом интервале.
6. Полученные результаты свидетельствуют о том, что решение образных креативных задач оставляет более выраженный след в ЭЭГ, регистрируемой после выполнения заданий.
Этические нормы. Все исследования проведены в соответствии с принципами биомедицинской этики, сформулированными в Хельсинкской декларации 1964 г. и ее последующих обновлениях, и одобрены локальным биоэтическим комитетом Научно-исследовательского института нейронаук и медицины (Новосибирск).
Информированное согласие. Каждый участник исследования представил добровольное письменное информированное согласие, подписанное им после разъяснения ему потенциальных рисков и преимуществ, а также характера предстоящего исследования.
Финансирование работы. Работа выполнена за счет средств федерального бюджета на проведение ФНИ (тема № АААА-А16-116021010228-0, регистрация ЭЭГ), гранта РФФИ и Правительства Новосибирской области (№ 19-415-543 009, анализ ЭЭГ-данных, написание статьи).
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
Sala G., Gobet F. Cognitive Training Does Not Enhance General Cognition // Trends Cogn. Sci. 2019. V. 23. № 1. P. 9.
Beaty R.E., Benedek M., Silvia P.J., Schacter D.L. Creative Cognition and Brain Network Dynamics // Trends Cogn Sci. 2016. V. 20. № 2. P. 87.
Fancourt D., Steptoe A. The art of life and death: 14 year follow-up analyses of associations between arts engagement and mortality in the English Longitudinal Study of Ageing // BMJ. 2019. V. 367. P. l6377.
Ho A.H.Y., Ma S.H.X., Ho M.R. et al. Arts for ageing well: a propensity score matching analysis of the effects of arts engagements on holistic well-being among older Asian adults above 50 years of age // BMJ Open. 2019. V. 9. № 11. P. e029555.
McGreevy J. Arts-based and creative approaches to dementia care // Nurs. Older People. 2016. V. 28. № 1. P. 20.
Gansler D.A., Moore D.W., Susmaras T.M. et al. Cortical morphology of visual creativity // Neuropsychologia. 2011. V. 49. № 9. P. 2527.
Zhu F., Zhang Q., Qiu J. Relating inter-individual differences in verbal creative thinking to cerebral structures: an optimal voxel-based morphometry study // PloS One. 2013. V. 8. № 11. P. e79272.
Techentin C., Voyer D., Voyer S.D. Spatial abilities and aging: a meta-analysis // Exp. Aging Res. 2014. V. 40. № 4. P. 395.
Ferré P., Benhajali Y., Steffener J. et al. Resting-state and Vocabulary Tasks Distinctively Inform On Age-Related Differences in the Functional Brain Connectome // Lang. Cogn. Neurosci. 2019. V. 34. № 8. P. 949.
Salthouse T.A. Trajectories of normal cognitive aging // Psychol. Aging. 2019. V. 34. № 1. P. 17.
Lewis C.M., Baldassarre A., Committeri G. et al. Learning sculpts the spontaneous activity of the resting human brain // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 2009. V. 106. № 41. P. 17 558.
Moisello C., Meziane H.B., Kelly S. et al. Neural activations during visual sequence learning leave a trace in post-training spontaneous EEG // PloS One. 2013. V. 8. № 6. P. e65882.
Henz D., Schöllhorn W.I. Differential training facilitates early consolidation in motor learning // Front. Behav. Neurosci. 2016. V. 10. P. 199.
Henz D., John A., Merz C., Schöllhorn W.I. Post-task effects on EEG brain activity differ for various differential learning and contextual interference protocols // Front. Hum. Neurosci. 2018. V. 12. P. 19.
Hung C.S., Sarasso S., Ferrarelli F. et al. Local experience-dependent changes in the wake EEG after prolonged wakefulness // Sleep. 2013. V. 36. № 1. P. 59.
Li W., Li G., Ji B. et al. Neuroanatomical correlates of creativity: evidence from voxel-based morphometry // Front. Physiol. 2019. V. 10. P. 155.
Sparing R., Mottaghy F.M., Ganis G. et al. Visual cortex excitability increases during visual mental imagery – a TMS study in healthy human subjects // Brain Res. 2002. V. 938. № 1–2. P. 92.
Privodnova E.Y., Volf N.V., Knyazev G.G. The evaluation of creative ideas in older and younger adults: A view from sLORETA study // J. Psychophysiol. 2020. V. 34. № 1. P. 19.
Razumnikova O.M., Volf N.V., Tarasova I.V. Creativity associated beta2-oscillations in men and women / Advances in biomedical research. Proceedings of the International Conference on Medical physiology (PHYSIOLOGY \"10): University of Cambridge, UK, 2010. P. 229.
Pascual-Marqui R.D. Standardized low resolution brain electromagnetic tomography (sLORETA): Technical details // Methods Find. Exp. Clin. Pharmacol. 2002. V. 24(Suppl D). P. 5.
Scally B., Burke M.R., Bunce D., Delvenne J.F. Resting-state EEG power and connectivity are associated with alpha peak frequency slowing in healthy aging // Neurobiol. Aging. 2018. V. 71. P. 149.
Doppelmayr M., Klimesch W., Pachinger T., Ripper B. Individual differences in brain dynamics: Important implications for the calculation of event-related band power // Biol. Cybern. 1998. V. 79. P. 49.
Holmes A.P., Blair R.C., Watson J.D., Ford I. Nonparametric analysis of statistic images from functional mapping experiments // J. Cereb. Blood Flow Metab. 1996. V. 16. № 1. P. 7.
Benjamini Y., Hochberg Y. Controlling the false discovery rate: a practical and powerful approach to multiple testing // J. R. Stat. Soc. Series B Stat. Methodol. 1995. V. 57. № 1. P. 289.
Boot N., Baas M., Mühlfeld E. et al. Widespread neural oscillations in the delta band dissociate rule convergence from rule divergence during creative idea generation // Neuropsychologia. 2017. V. 104. P. 8.
Kerrén C., Linde-Domingo J., Hanslmayr S., Wimber M. An Optimal Oscillatory Phase for Pattern Reactivation during Memory Retrieval // Curr Biol. 2018. V. 28. № 21. P. 3383.e6.
Rominger C., Papousek I., Perchtold C.M. et al. The creative brain in the figural domain: Distinct patterns of EEG alpha power during idea generation and idea elaboration // Neuropsychologia. 2018. V. 118(Pt A). P. 13.
Luft C.D.B., Zioga I., Thompson N.M. et al. Right temporal alpha oscillations as a neural mechanism for inhibiting obvious associations // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 2018. V. 115. № 52. P. E12144.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Физиология человека