Физиология человека, 2023, T. 49, № 3, стр. 23-33

Особенности понимания речи у младших школьников с РАС и их связь с характеристиками ЭЭГ. Часть I

Е. Ю. Давыдова 12, К. Р. Салимова 1*, Д. В. Давыдов 1, Д. С. Переверзева 1, У. А. Мамохина 1, К. К. Данилина 1, С. А. Тюшкевич 1, Н. Л. Горбачевская 1

1 Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ
Москва, Россия

2 ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
Москва, Россия

* E-mail: salimovakr@mgppu.ru

Поступила в редакцию 15.11.2022
После доработки 22.01.2023
Принята к публикации 06.02.2023

Аннотация

Обсуждается проблема гетерогенности расстройства аутистического спектра (РАС) в плане выраженности аутистических проявлений, когнитивных и речевых способностей у детей с различным уровнем функционирования. Представлены результаты комплексного исследования понимания речи на уровне фонологии, лексики, морфосинтаксиса и дискурса у младших школьников с РАС. Выявлена связь выраженности аутистических проявлений социально-коммуникативного характера и невербального IQ с различными аспектами понимания речи. Сравнение структуры выявленных связей в подгруппах детей с разным уровнем функционирования выявило различия между подгруппами, свидетельствующие о различных механизмах нарушений. Показаны особенности спектральных характеристик электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей с РАС по сравнению с возрастной нормой, и особенности этих характеристик у исследованных подгрупп. Выявлены различия спектральных характеристик ЭЭГ между подгруппами с РАС с разным уровнем функционирования: для подгруппы с менее выраженными нарушениями наблюдается более высокий индекс β2-активности, в подгруппе с более выраженными нарушениями – увеличение медленноволновой активности.

Ключевые слова: речевые нарушения, аутизм, расстройства аутистического спектра, ЭЭГ, вербальная коммуникация.

Список литературы

  1. Levy S.E., Giarelli E., Lee L.C. et al. Autism spectrum disorder and co-occurring developmental, psychiatric, and medical conditions among children in multiple populations of the United States // J. Dev. Behav. Pediatr. 2010. V. 31. № 4. P. 267.

  2. Norrelgen F., Fernell E., Eriksson M. et al. Children with autism spectrum disorders who do not develop phrase speech in the preschool years // Autism. 2015. V. 19. № 8. P. 934.

  3. Tager-Flusberg H., Kasari C. Minimally verbal school-aged children with autism spectrum disorder: the neglected end of the spectrum // Autism Res. 2013. V. 6. № 6. P. 468.

  4. Su P.L., Rogers S.J., Estes A., Yoder P. The role of early social motivation in explaining variability in functional language in toddlers with autism spectrum disorder // Autism. 2020. V. 25. № 1. P. 244.

  5. Weismer E.S, Lord C., Esler A. Early language patterns of toddlers on the autism spectrum compared to toddlers with developmental delay // J. Autism Dev. Disord. 2010. V. 40. № 10. P. 1259.

  6. Thurm A., Manwaring S.S., Swineford L., Farmer C. Longitudinal study of symptom severity and language in minimally verbal children with autism // J. Child Psychol. Psychiatry. 2015. V. 56. № 1. P. 97.

  7. Broome K., McCabe P., Docking K. et al. Speech Abilities in a Heterogeneous Group of Children With Autism // J. Speech Lang. Hear. Res. 2021. V. 64. № 12. P. 4599.

  8. Charman T., Taylor E., Drew A. et al. Outcome at 7 years of children diagnosed with autism at age 2: Predictive validity of assessments conducted at 2 and 3 years of age and pattern of symptom change over time // J. Child Psychol. Psychiatry. 2005. V. 46. № 5. P. 500.

  9. Skwerer D., Jordan S.E., Brukilacchio B.H., Tager-Flusberg H. Comparing methods for assessing receptive language skills in minimally verbal children and adolescents with autism spectrum disorders // Autism. 2016. V. 20. № 5. P. 591.

  10. Gernsbacher M.A., Morson E.M., Grace E.J. Language development in autism / Neurobiology Language. Publisher: Elsevier, 2015. P. 879.

  11. Goodwin A., Fein D., Naigles L.R. Comprehension of wh-questions precedes their production in typical development and autism spectrum disorders // Autism Res. 2012. V. 5. № 2. P. 109.

  12. Виноградова К.Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 47. № 2. С. 17.

  13. Key A.P., D’Ambrose S.K. Speech Processing in Autism Spectrum Disorder: An Integrative Review of Auditory Neurophysiology Findings // J. Speech Lang. Hear. Res. 2021. V. 64. № 11. P. 4192.

  14. Möttönen R, Adank P., Skipper J.I. Sensorimotor Speech Processing: A Brief Introduction to the Special Issue // Brain Lang. 2018. V. 187. P. 18.

  15. Saltuklaroglu T., Bowers A., Harkrider A.W. et al. EEG mu rhythms: Rich sources of sensorimotor information in speech processing // Brain Lang. 2018. V. 187. P. 41.

  16. Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 24.

  17. Салимова К.Р. Нейрофизиологические корреляты нарушения развития при расстройствах аутистического спектра (РАС) // Успехи современной биологии. 2021. Т. 141. № 6. С. 557. Salimova K.R. [Neurophysiological correlates of impared development in autism spectrum disorders (ASD)] // Uspehi Sovremennoi Biologii. 2021. V. 141. № 6. P. 557.

  18. Xiao Y., Wen T.H., Kupis L. et al. Neural responses to affective speech, including motherese, map onto clinical and social eye tracking profiles in toddlers with ASD // Nat. Hum. Behav. 2022. V. 6. № 3. P. 443.

  19. Kujala T., Lepistö T., Näätänen R. The neural basis of aberrant speech and audition in autism spectrum disorders // Neurosci. Biobehav. Rev. 2013. V. 37. № 4. P. 697.

  20. Galilee A., Stefanidou C., McCleery J.P. Atypical speech versus non-speech detection and discrimination in 4- to 6- yr old children with autism spectrum disorder: An ERP study // PLoS One. 2017. V. 12. № 7. P. e0181354.

  21. Lopukhina A., Chrabaszcz, A., Khudyakova et al. Test for assessment of language development in Russian “KORABLIK” / Proceedings of the Satellite of AMLaP conference “Typical and Atypical Language Development Symposium”. Moscow: HSE University, 2019. P. 30.

  22. Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П. и др. ADOS-2: План диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство / Пер. с англ. Сорокина А.Б., Давыдовой Е.Ю., Салимовой К.Р., Пшеничной Е. [Б.м.]: Western Psychological Services: Giunti O.S., 2016. 446 с. Lord K., Ratter M., DiLavore P. et al. ADOS-2: Plan diagnosticheskogo obsledovaniya pri autizme, 2-ya versiya: Rukovodstvo [The Autism Diagnostic Observation Schedule. 2nd Edition: Manual]. Western Psychological Services: Giunti O.S., 2016. 446 p.

  23. Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Самарина Л.В. и др. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 12.

  24. Горбачевская Н.Л., Митрофанов А.А. Роль количественных методов анализа электроэнцефалограммы в детской психиатрии // Медицинский алфавит. 2008. Т. 4. № 17. С. 13.

  25. Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю. и др. Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 137.

  26. Masi A., DeMayo M.M., Glozier N., Guastella A.J. An Overview of Autism Spectrum Disorder. Heterogeneity and Treatment Options // Neurosci. Bull. 2017. V. 33. № 2. P. 183.

  27. Marotta R., Risoleo M.C., Messina G. et al. The Neurochemistry of Autism // Brain Sci. 2020. V. 10. № 3. P. 163.

  28. Kozhushko N.J., Nagornova Z.V., Evdokimov S.A. et al. Specificity of spontaneous EEG associated with different levels of cognitive and communicative dysfunctions in children // Int. J. Psychophysiol. 2018. V. 128. P. 22.

  29. Bernier R., Dawson G., Webb S. et al. EEG mu rhythm and imitation impairments in individuals with autism spectrum disorder // Brain Cogn. 2007. V. 64. № 3. P. 228.

  30. Благосклонова Н.К., Новикова Л.А. Детская клиническая электроэнцефалография. М.: Медицина, 1994. 204 с.

  31. Горбачевская Н.Л. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития. Автореф. дис. … докт. биол. наук. М.: МГУ, 2000. 43 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.