Физиология человека, 2023, T. 49, № 3, стр. 42-51

Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием управляющих функций мозга у старших дошкольников

М. Н. Захарова 123*, А. Р. Агрис 234

1 ФГБНУ Институт возрастной физиологии РАО
Москва, Россия

2 Многопрофильный психологический центр “Территория Счастья”
Москва, Россия

3 ЧОУ ДПО “Институт возрастной нейропсихологии”
Москва, Россия

4 Институт общественных наук ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы
Москва, Россия

* E-mail: zmn@idnps.ru

Поступила в редакцию 17.11.2022
После доработки 21.01.2023
Принята к публикации 31.01.2023

Аннотация

Управляющие функции мозга (УФ) играют очень важную роль в различных аспектах развития ребенка, осуществляя контроль когнитивных процессов и поведения. Развитие речи также является одной из важнейших задач дошкольного детства и важным предиктором успешности обучения в школе. Как классические, так и современные исследования подчеркивают наличие связи между этими функциями. С целью исследования данной связи было проведено сравнительное нейропсихологическое исследование детей 5–6 (n = 61, средний возраст – 5.67 ± 0.33 лет) и 6–7 лет (n = 117, средний возраст – 6.67 ± 0.29 лет) с дополнительной оценкой речевой функции и ее компонентов (фонематическое восприятие, слухоречевая память, серийная организация моторной программы, лексический и грамматический уровни, планирование высказывания). Были обнаружены возрастные различия по ряду параметров: объем слухоречевой памяти (р ≤ 0.002), лексическое (р = 0.031) и грамматическое (р = 0.008) оформление речи, планирование высказывания (р < 0.001), понимание логико-грамматических конструкций (р < 0.001). Связь речевой системы с уровнем развития УФ нарастает с возрастом от 5–6 к 6–7 годам и особенно заметна для различных сторон связной речи (планирование высказывания, его грамматическое и в меньшей степени – лексическое оформление), слухоречевой памяти и вербально-логического мышления; для процессов фонематического восприятия, серийной организации моторной программы и понимания логико-грамматических конструкций эта связь выражена меньше и касается только отдельных показателей, но также присутствует. Данные исследования могут использоваться для эффективного планирования программы развития и коррекции речи в старшем дошкольном возрасте с опорой на формирование процессов произвольной регуляции, а также для развития процессов планирования и контроля с учетом необходимости работы при этом также и с различными компонентами речевой системы.

Ключевые слова: управляющие функции мозга, рабочая память, тормозный контроль, когнитивная гибкость, дошкольный возраст, нейропсихология, речь, фонематическое восприятие, слухоречевая память, серийная организация речи, лексика, грамматика, планирование высказывания.

Список литературы

  1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 374 с. Luria A.R. Fundamentals of neuropsychology. Moscow: Moscow University Publ., 1973. 374 p.

  2. Diamond A. Normal development of prefrontal cortex from birth to young adulthood: Cognitive functions, anatomy, and biochemistry / Principles of frontal lobe function // Eds. Stuss D.T., Knight R.T. Oxford University Press, 2002. P. 466.

  3. Diamond A. Executive functions // Annu. Rev. Psychol. 2013. V. 64. P. 135.

  4. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J. et al. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cogn. Psychol. 2000. V. 41. № 1. P. 49.

  5. Мачинская Р.И. Управляющие системы мозга // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П. Павлова. 2015. Т. 65. № 1. С. 33. Machinskaya R.I. [The brain executive systems] // Zh. Vyssh. Nerv. Deyat. Im. I.P. Pavlova. 2015. V. 65. № 1. P. 33.

  6. Niendam T.A., Laird A.R., Ray K.L. et al. Meta-analytic evidence for a superordinate cognitive control network subserving diverse executive functions // Cogn. Affect. Behav. Neurosci. 2012. V. 12. № 2. P. 241.

  7. Bull R., Espy K.A., Wiebe S.A. Short-term memory, working memory, and executive functioning in preschoolers: longitudinal predictors of mathematical achievement at age 7 years // Dev. Neuropsychol. 2008. V. 33. № 3. P. 205.

  8. Geoffroy M.-C., Côté S.M., Giguère C.-É. et al. Closing the gap in academic readiness and achievement: The role of early childcare // J. Child Psychol. Psychiatry. 2010. V. 51. № 12. P. 1359.

  9. Курганский А.В. Оценка управляющих функций у детей 3–6 лет: состояние, проблемы, перспективы // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П. Павлова. 2021. Т. 71. № 4. С. 468. Kurgansky A.V. [Assessment of executive functions in children 3–6 years old:-current state, problems and future directions] // Zh. Vyssh. Nerv. Deyat. Im. I.P. Pavlova. 2021. V. 71. № 4. P. 468.

  10. Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / Под ред. Мачинской Р.И., Фарбер Д.А. М.: НОУ ВПО “МПСУ”; Воронеж: МОДЭК, 2014. 440 с. Brain mechanisms of the formation of cognitive activity in preschool and primary school age / Eds. Machinskaya R.I., Farber D.A. Moscow: NOU VPO “MPSU” Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 2014. 440 p.

  11. Garon N., Bryson S.E., Smith I.M. Executive function in preschoolers: A review using an integrative framework // Psychol. Bull. 2008. V. 134. № 1. P. 31.

  12. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. С. 5. Vygotsky L.S. Tool and sign in child development / Collected Works: in 6 vol. V. 6. Scientific heritage. Moscow: Pedagogika Press, 1984. Р. 5.

  13. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 252 с. Luria A.R. Basic problems of neurolinguistics. M.: Moscow University Publ., 1975. 252 p.

  14. Shokrkon A., Nicoladdis E. The directionality of the relationship between executive functions and language skills: a literature review // Front. Psychol. 2022. V. 13. P. 848696.

  15. Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. М.: Изд-во В. Секачев, 2016. 56 с. Akhutina T.V., Kamardina I.O., Pylaeva N.M. Neuropsychologist at school. M.: V. Sekachev Publ., 2016. 56 p.

  16. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / Под ред. Ахутиной Т.В. М.: Изд-во В. Секачев, 2016. 280 с. Methods of neuropsychological examination of children aged 6–9 years / Ed. Akhutina T.V. Moscow: V. Sekachev Publ., 2017. 280 p.

  17. Семенова О.А. Методика оценки функций произвольной регуляции деятельности у детей младшего школьного возраста // Новые исследования (альманах). 2006. Т. 10. № 2. С. 71.

  18. Семенова О.А., Мачинская Р.И., Ломакин Д.И. Влияние функционального состояния регуляторных систем мозга на эффективность программирования, избирательной регуляции и контроля // Физиология человека. 2015. Т. 41. № 4. С. 5. Semenova O.A., Machinskaya R.I., Lomakin D.I. The influence of the functional state of brain regulatory systems on the programming, selective regulation and control of cognitive activity in children. Report I: Neuropsychological and EEG analysis of age-related changes in brain regulatory functions in children aged 9–12 years // Human Physiology. 2015. V. 41. № 4. P. 345.

  19. Захарова М.Н., Мачинская Р.И. Возрастные изменения управляющих функций у детей 6–7 лет // Психологические исследования. 2022. Т. 15. № 81. С. 6. Zakharova M.N., Machinskaya R.I. The development of executive functions in children aged 6–7 years // Psychological Studies. 2022. V. 15. № 81. P. 6.

  20. Engelhardt P.E., Nigg J.T., Ferreira F. Is the fluency of language outputs related to individual differences in intelligence and executive function? // Acta Psychol. 2013. V. 144. № 2. P. 424.

  21. Baddeley A., Gathercole S., Papagno C. The phonological loop as a language learning device // Psychol. Rev. 1998. V. 105. № 1. P. 158.

  22. Netelenbos N., Gibb R.L., Li F., Gonzalez C.L.R. Articulation speaks to executive function: An investigation in 4- to 6-year-olds // Front. Psychol. 2018. V. 9. P. 172.

  23. Ekerim M., Selcuk B. Longitudinal predictors of vocabulary knowledge in Turkish children: The role of maternal warmth, inductive reasoning, and children’s inhibitory control // Early Educ. Dev. 2017. V. 29. № 3. P. 1.

  24. McClelland M.M., Cameron C.E., Connor C.M. et al. Links between behavioral regulation and preschoolers' literacy, vocabulary, and math skills // Dev. Psychol. 2007. V. 43. № 4. P. 947.

  25. Mirman D., Britt A.E. What we talk about when we talk about access deficits // Philos. Trans. R. Soc. B: Biol. Sci. 2013. V. 369. № 1634. P. 20120388.

Дополнительные материалы отсутствуют.