Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 2021, T. 498, № 1, стр. 3-6

УЛЬТРАКОМПАКТНЫЙ ФЛУОРЕСЦЕНТНЫЙ ЛИДАР НА БАЗЕ ДИОДНОГО ЛАЗЕРА (405 нм, 150 мВт) ДЛЯ ЗОНДИРОВАНИЯ АКВАТОРИЙ И ПОДСТИЛАЮЩЕЙ С КВАДРОКОПТЕРА

М. Я. Гришин 1*, В. Н. Леднёв 1, С. М. Першин 1, П. О. Капралов 2

1 Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук
Москва, Россия

2 ООО “Международный центр квантовой оптики и квантовых технологий”
Москва, Россия

* E-mail: mikhail.grishin@kapella.gpi.ru

Поступила в редакцию 25.03.2021
После доработки 25.03.2021
Принята к публикации 31.03.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Разработан ультракомпактный (∼300 г) флуоресцентный лидар на базе диодного лазера (405 нм, 150 мВт) и дифракционного миниспектрометра с линейкой фотодиодов. Натурный эксперимент по зондированию растительности с квадрокоптера показал перспективность автономного мониторинга больших площадей для раннего обнаружения очагов поражения посевных угодий.

Ключевые слова: лидар, флуоресценция, дистанционное зондирование, квадрокоптер

Известно, что лидары являются одним из эффективных инструментов дистанционного зондирования при использовании лазеров в широком спектральном диапазоне от УФ до ИК с энергией импульсов несколько Дж [1, 2]. Однако опасность поражения глаз излучением лазера ограничивает их применение для зондирования среды обитания при плотности энергии в пучке лазера, например, для видимого диапазона более 1 мкДж/см2 [3]. Принимая этот фактор во внимание, мы предложили и разработали новый принцип зондирования среды обитания лидарами на диодных лазерах [46] и однофотонных приемниках – лавинных фотодиодах. Недавно [7] таким лидаром с плотностью энергии импульса <0.01 мкДж/см2 было проведено зондирование над ледником Гарабаши аэрозольных слоев у вершины вулкана Эльбрус на удалении более 4000 м. Высокая эффективность, малая масса, низкое энергопотребление, помехоустойчивость цифровых цепей и работа диодного лазера в широком диапазоне температур от –100 до +20°С [8] позволили нам выиграть конкурс НАСА (США) среди лидаров других стран для зондирования атмосферы Марса. Впервые российский прибор был включен в состав миссии НАСА “Mars Polar Lander-99” и как первый лидар (лидар РАН) был доставлен к Марсу 3 декабря 1999 г. [9]. Эта версия бортового лидара для космических миссий и мониторинга среды обитания с высокой частотой повторения импульсов (до сотен кГц) [6] явилась экспериментальным обоснованием использования предложенной нами концепции для лидарной навигации беспилотных автомобилей и других подвижных платформ [10].

Несомненно, что прогресс в разработке диодных лазеров синего и УФ-диапазонов открыл возможность создания компактных флуоресцентных лидаров на их основе. Так, флуоресцентный лидар [11] с непрерывным диодным лазером (длина волны 445 нм, мощность 1.5 Вт, диаметр антенны 50 мм, масса 3.2 кг), установленный на октокоптер, обеспечил регистрацию сигнала флуоресценции травяного покрова и кроны деревьев в ночное время. Заметим, что при диаметре пятна пучка лазера (3 см) плотность мощности лазерного излучения на объекте зондирования составляет более 200 мВт/см2 [11], что на два порядка превышает безопасный для глаз уровень [3] в дневное время. Эта пороговая величина повреждения глаз кратно снижается в ночное время из-за расширения диаметра зрачка глаза. Оставалась неясной возможность флуоресцентного зондирования растительности лидаром с безопасным уровнем плотности мощности (в 10 раз ниже использованного в работе [11]) с борта квадрокоптера, что и являлось целью данной работы.

Схема лидара приведена на рис. 1. Основными компонентами лидара являются полупроводниковый лазер непрерывного действия (1) (405 нм, 150 мВт) и дифракционный миниспектрометр (2) Ocean Optics STS-VIS (анализ спектра в диапазоне 330–820 нм обеспечивается диодной линейкой на 1024 ячейки с размерами отдельного пиксела 7.8 × × 125 мкм).

Рис. 1.

Схема ультракомпактного флуоресцентного лидара: 1 – полупроводниковый лазер непрерывного действия, 2 – дифракционный миниспектрометр, 3 – оптическое волокно, 4 – волоконный конденсор, 5 – интерференционное зеркало.

Интерференционное зеркало (5) (DMLP425, Thorlabs Inc.) направляет лазерный пучок к удаленному исследуемому объекту, где происходит упругое рассеяние (без изменения длины волны излучения), а также возбуждение флуоресценции. Конденсор (4) собирает рассеянное назад излучение (пунктир на рис. 1) и фокусирует его на вход оптического волокна (3), соединенного с входной щелью спектрометра. В состав спектрометра входило две сменных щели размером 10 и 200 мкм для вариации разрешающей способности в зависимости от ширины полосы сигнала флуоресценции. Так, разрешающая способность составляла 1 и 12 нм для щели 10 и 200 мкм соответственно. Управление лазером (1) и считывание данных с диодной линейки спектрометра осуществляется компактным одноплатным компьютером (Intel NUC), установленным на борту квадрокоптера, с помощью программного обеспечения, разработанного в среде National Instruments LabVIEW. Заметим, что лидар допускает работу в двух режимах: 1) автономно по заданной программе, 2) в режиме диалогового обмена командами и данными с удаленным компьютером оператора по радиоканалу Wi-Fi.

Габариты лидара составляют 10 × 15 × 5 см (масса 310 г), габариты компьютера 11 × 11 × 3 см (масса 600 г), напряжение питания 12 В, энергопотребление всей системы не более 40 Вт. Разделение лидара на две части (оптический блок и компьютер) позволяет оптимизировать его размещение на летающей платформе для сохранения положения центра масс.

Поскольку лидар был разработан для применения на легких беспилотных авианосителях, были проведены испытания в условиях натурного эксперимента, приближенных к реальной эксплуатации. Лидар был установлен на легкий квадрокоптер, имеющий грузоподъемность 2 кг и время автономного полета до 30 мин. На рис. 2 приведена фотография квадрокоптера с установленным лидаром.

Рис. 2.

Общий вид легкого квадрокоптера с установленным флуоресцентным лидаром (справа) и управляющим компьютером (слева).

В версии диалогового обмена связь с лидаром осуществляли дистанционно (до 300 м) с отдельного портативного компьютера (ноутбука) по каналу Wi-Fi на частоте 2.4 ГГц с использованием протокола Remote Desktop.

В натурном эксперименте квадрокоптер зависал неподвижно над травяным покровом, и лидар проводил измерения направлением в надир (к поверхности) по следующему протоколу: спектрометр регистрировал фоновый спектр (без подсветки лазером) в течение заданного времени экспозиции (0.5 с), далее включался лазер, и спектрометр регистрировал спектр с такой же экспозицией 0.5 с. Затем фон программно вычитали из сигнала и получали спектр флуоресценции. Для достижения заданного отношения сигнал/шум задавали число (10–20–50) повторных измерений в режиме накопления сигнала.

Интерференционное зеркало (5) со спектром пропускания в виде ступеньки (рис. 3a) отражает излучение с длиной волны <425 нм и направляет лазерный пучок (405 нм) к объекту зондирования. Одновременно это зеркало существенно ослабляет упруго рассеянное излучение лазера на щели спектрометра. На рис. 3б показан пример спектра флуоресценции травяного покрова, полученного с помощью лидара в натурных экспериментах (щель 10 мкм, высота 50 см). На рис. 3в приведены спектры листьев растения, полученные в лаборатории (щель 200 мкм) с удаления 3 м при зондировании верхней стороны листа (линия 1) и нижней стороны (штриховая линия 2).

Рис. 3.

Кривая пропускания интерференционного зеркала (a), примеры спектров флуоресценции: (б)  травяной покров (щель 10 мкм, высота 50 см), (в) верхняя поверхность листа дерева (сплошная линия 1) и тыльная поверхность (штриховая линия 2) (щель 200 мкм, дальность 3 м).

Как видно из рис. 3б, 3в, спектр состоит из линии лазерного излучения, соответствующей упругому рассеянию (405 нм), и полосы флуоресценции хлорофилла растительности (∼650–780 нм). Из рисунков видно, что для верхней поверхности листьев (сплошная линия 1 на рис. 3в) большую интенсивность имеет компонента хлорофилла a ∼ ∼ 685 нм, а при зондировании нижней поверхности листьев (штриховая линия 2 на рис. 3в) доминирует компонента хлорофилла b ∼ 730 нм. Предполагается [12], что флуоресценция на длине волны ∼685 нм обусловлена хлорофиллом фотосистемы 2, а на длине волны ∼730 нм – фотосистемы 1 (фотосистемы 1 и 2 – элементы фотосинтетического аппарата растений, различающиеся по составу белков, пигментов и оптическим свойствам).

В настоящей работе была продемонстрирована возможность зондирования флуоресценции растений с борта легкого беспилотного летательного аппарата с помощью ультракомпактного лидара-флуориметра с безопасным для глаз уровнем излучения. Высокая эффективность регистрации сигнала флуоресценции обусловлена, в том числе, совпадением длины волны возбуждающего лазерного излучения (405 нм) с полосой поглощения хлорофилла а [13].

Несомненно, что перспективой развития данного метода является повышение отношения сигнал/шум и дальности зондирования, что может быть обеспечено применением в качестве детектора спектра флуоресценции линейки лавинных однофотонных диодов с внутренним усилением и возможностью стробирования, как в случае зондирования многослойных облаков у вершины вулкана Эльбрус [7].

Особый интерес здесь представляет использование в этом лидаре выносной приемо-передающей антенны с синтезированной апертурой большой суммарной площади, защищенной патентом России № 2 692 121. Принимая во внимание волоконный ввод сигнала в спектрометр, а также транспорт излучения лазера по волокну, такая антенна допускает снижение на волоконном фидере от платформы носителя с целью повышения отношения сигнал/шум, а также исключения возмущения поверхности (растения, акватории) зондирования воздушным потоком от винтов.

Список литературы

  1. Bunkin A., Voliak K. Laser Remote Sensing of the Ocean: Methods and Applications. N.Y.: Wiley&Sons, 2001.

  2. Cecchi G., Bazzani M., Pantani L., Mazzinghi P., Raimondi V. Fluorescence lidar remote sensing of vegetation // Proc. SPIE Remote Sensing for Agriculture, Forestry, and Natural Resources. 1995. V. 2585. P. 48–56.

  3. Sliney D., Wolbarsht M. Safety with lasers and other optical sources: a comprehensive handbook. N.Y.: Springer, 2013. 1035 p.

  4. Першин С.М. Лидар / Большая российская энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия. Т. 17. 2011. С. 451–452.

  5. Pershin S., Linkin V., Makarov V., Prochazka I., Hamal K. Spaceborn laser altimeter based on the single photon diode receiver and semiconductor laser transmitter // Proc. Conference on Lasers and Electro-Optics (CLEO). OSA Technical Digest. 1999. V. 10. P. CFI1.

  6. Pershin S. A new generation of the portable backscatter Lidar with eye-safe energy level for environmental sensing // Proc. International Symposium «Aerospace Sensing». SPIE’s. 1994. V. 2222. P. 392. Orlando, Apr. 4.

  7. Pershin S.M., Grishin M.Ya., Zavozin V.A., Lednev V.N., Lukyanchenko V.A., and Makarov V.S. Aerosol layers sensing by an eye-safe lidar near the Elbrus summit // Laser Phys. Lett. 2020. V. 17 (2). 026003.

  8. Pershin S.M. Astrophysica, detector a laser, escolhido em concurso internacional esturdara a atmosfera marsiana: Aparelho russo integra sonda da NASA // Sciencia Hoje. 1999. № 12. P. 71–74.

  9. https://mars.nasa.gov/internal_resources/818/

  10. Hecht J. Lidar for self-driving cars // Opt. Photon. News. 2018. V. 29 (1). P. 26–33.

  11. Wang X., Duan Z., Brydegaard M., Svanberg S., Zhao G. Drone-based area scanning of vegetation fluorescence height profiles using a miniaturized hyperspectral lidar system // Applied Physics B. 2018. V. 124. P. 207.

  12. Кочубей С.М. Организация пигментов фотосинтетических мембран как основа энергообеспечения фотосинтеза. Киев: Наук. думка, 1986. 188 с.

  13. Jacobs E.E., Holt A.S. The absorption spectrum of chlorophyll a crystals // J. Chem. Phys. 1954. V. 22 (1). P. 142.

Дополнительные материалы отсутствуют.

Инструменты

Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки