Доклады Российской академии наук. Физика, технические науки, 2023, T. 509, № 1, стр. 63-66

ТУРБУЛИЗАЦИЯ СВЕРХЗВУКОВОГО ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ НА ПРЯМОМ КРЫЛЕ ИЗ-ЗА АКУСТИЧЕСКОГО ШУМА

П. В. Чувахов 12*, член-корреспондент РАН И. В. Егоров 12**

1 Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского
Жуковский, Московская обл., Россия

2 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
Долгопрудный, Московская обл., Россия

* E-mail: pavel_chuvahov@mail.ru
** E-mail: i_v_egorov@mail.ru

Поступила в редакцию 24.09.2022
После доработки 24.09.2022
Принята к публикации 12.10.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Представлены результаты прямого численного моделирования процесса восприимчивости сверхзвукового пограничного слоя над прямым крылом с тонким параболическим профилем к акустическому шуму различной интенсивности. Продемонстрировано, что акустический шум способен вызывать ламинарно-турбулентный переход на прямом крыле сверхзвукового пассажирского самолета.

Ключевые слова: ламинарно-турбулентный переход, сверхзвуковой пограничный слой, прямое крыло, сверхзвуковой пассажирский самолет, акустический шум, численное моделирование

Современные сверхзвуковые пассажирские самолеты (СПС) – например, серия СПС Aerion [1] – проектируются для крейсерского полета на высотах порядка 15–20 км при числе Маха от 1.5 до 4. Профиль крыла СПС тонкий и, как правило, имеет выпуклую чечевицеобразную форму, близкую к параболической. Некоторые модели имеют крыло малой стреловидности, для которого механизм неустойчивости поперечного течения не реализуется. В таких условиях ламинарно-турбулентный переход (ЛТП) на гладкой поверхности крыла протекает по малошумному сценарию [2], включающему восприимчивость пограничного слоя к внешнему воздействию и дальнейший рост конвективно неустойчивой первой моды пограничного слоя вплоть до формирования турбулентного течения.

На высоте 20 км возможными источниками возмущений [3], способных возбудить в пограничном слое волны неустойчивости, являются: возмущения набегающего потока (атмосферная турбулентность, микрочастицы); акустические волны, излучаемые турбулентным пограничным слоем на передней части фюзеляжа; возмущения, индуцированные обтекаемой поверхностью (вибрации обшивки, шероховатость). Концепция ламинаризированного крыла предполагает аэродинамически гладкую поверхность, которая не вибрирует в диапазоне частот неустойчивости. Концентрация микрочастиц на высоте 20 км мала [4], и столкновения с ними происходят реже одного раза в четыре характерных газодинамических времени, как показывают простые оценки. Поэтому частицы в нормальных условиях не могут являться источником турбулентности на прямом крыле СПС. Как показали расчетные исследования [5], атмосферная турбулентность также является маловероятным источником внешних возмущений, приводящих к ЛТП. Наиболее вероятным источником является акустический шум от турбулентного пограничного слоя на фюзеляже СПС, если его рассматривать как плоский источник возмущений.

Важно подчеркнуть, что фюзеляж является скорее осесимметричным (грубо – цилиндрическим) источником возмущений, а не плоским. Поэтому амплитуда излучаемых акустических волн убывает обратно квадратному корню из расстояния от оси фюзеляжа, и среднеквадратичное значение пульсаций давления возле передней кромки крыла оказывается в (z2/z1)0.5 раз ниже, чем от плоского источника (для геометрии [1] это отношение ≈2.4). Настоящая работа является дальнейшим развитием исследований [5] на случай осесимметричного источника-фюзеляжа.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Численное моделирование выполнено в рамках уравнений Навье–Стокса. Использован авторский пакет расчетных программ, основанный на квазимонотонной схеме конечного объема второго порядка аппроксимации по времени и для диссипативных слагаемых; реконструкция конвективных потоковых величин на грани ячейки осуществляется с применением схемы WENO-3 (детали реализации даны в [6]). Расчеты выполнены в безразмерном виде для совершенного газа (воздуха) с постоянными показателем адиабаты γ = 1.4 и числом Прандтля Pr = 0.72. Поверхность теплоизолированная.

Прототипом для выбора параметров сверхзвукового потока, профиля прямого крыла и геометрии СПС послужил самолет AS2 [1]. Рассматривается модель прямого крыла с заостренными передней и задней кромками; профиль крыла аппроксимируется параболой yw =x(1 – x), где τ – относительная толщина профиля, принятая равной 10%. Все величины даны в безразмерном виде. Характерный масштаб длины – хорда профиля L = 5 м. Параметры воздуха взяты из модели стандартной атмосферы на высоте 20 км. Число Маха набегающего потока равно M = 3, число Рейнольдса ReL = 27.205 × 106, температура потока ${\text{T}}_{\infty }^{*}$ = 230 K.

Оценка характеристик шума, излучаемого турбулентным пограничным слоем над фюзеляжем, сделана на основе результатов [7]. В поле пульсаций вблизи крыла в главном приближении преобладают медленные акустические волны с определенным наклоном фронтов. Стохастический сигнал на входе в расчетную область генерируется в виде суммы элементарных акустических волн с частотами, которые характерны для неустойчивой области пограничного слоя. Моделируемый частотный диапазон [ωmin, ωmax] включает гармонику ω0, которая достигает наибольшего интегрального усиления среди всех остальных возможных гармоник (в рамках линейной теории устойчивости и метода e-N). Точка максимума – 20% хорды. Моделируемый сигнал равномерно заполняет частотный диапазон с шагом ∆ω (см. табл. 1) и имеет вид

$p{\kern 1pt} ' = \sum\limits_i {\sqrt {2\Phi \left( {{{\omega }_{i}}} \right)\Delta \omega } \cdot \cos \left( {{{{\mathbf{k}}}_{i}}{\mathbf{x}} - {{\omega }_{i}}t + {{\varphi }_{i}}} \right).} $
Таблица 1.

Параметры порождаемых возмущений

Фюзеляж ωmin ωmax ∆ω rms
1 плоский 100 300 2 2.272 × 10–4
2 осесим. « « « 9.434 × 10–5
3 осесим. 60 600 « «
4 осесим. « « 1 «

Частотно-амплитудный спектр Φ(ω) и среднеквадратичное значение пульсаций давления в дальнем поле, приведенные в [7], дополняются оценкой характеристик турбулентного пограничного слоя на фюзеляже, что замыкает постановку задачи моделирования акустического поля, падающего на прямое крыло СПС, без дополнительных полуэмпирических предположений.

Расчет ведется до 42% по хорде крыла. Детали постановки и условий расчетов даны в [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Поля возмущений давления на квазипериодическом режиме течения представлены на рис. 1а, б. Этот режим устанавливается спустя Δt ≈ 1 после начала генерации возмущений и характеризуется тем, что статистические характеристики возмущений перестают зависеть от времени. Акустические возмущения проникают в пограничный слой и заметно растут вниз по потоку. Их амплитуда достигает максимума в интервале 0.15 < x < < 0.25. Далее возмущения либо нелинейно распадаются с порождением ограниченных областей турбулентного течения (турбулентных пятен), либо затухают без признаков нелинейности. Пятна рождаются волновыми пакетами, которые возбуждаются локальными всплесками акустических возмущений и достигают критической амплитуды. Рождение пятен для плоского источника-фюзеляжа (рис. 1) происходит дальше 25% хорды и имеет случайное распределение по размаху крыла. Этот процесс не прекращается со временем, в отличие от случая атмосферной турбулентности, где пятна вовсе не появляются [5]. Зародившиеся пятна увлекаются потоком, увеличиваясь в размерах и формируя подобие турбулентных клиньев, вершина которых сносится по потоку медленнее, чем пятно в целом. Вершина одного такого клина расположена, например, при x ≈ 0.37, z ≈ 0.06 на рис. 1а.

Рис. 1.

Поле возмущений давления на поверхности и распределения $p_{w}^{'}\left( x \right)$ вдоль двух продольных сечений поверхности z = const: а – плоский источник возмущений: б – осесимметричный источник (расчет № 3 в табл. 1).

Для осесимметричного источника возмущений картина принципиально не меняется, но пятна рождаются ниже по потоку (при x > 0.3, рис. 1б). Это происходит значительно реже, чем в случае плоского источника. Большую часть времени возмущенный пограничный слой остается ламинарным. При этом уровень возмущений давления на поверхности имеет тот же порядок, что и в случае плоского источника. Верификационные расчеты, проведенные с расширенным спектральным составом акустического шума (№ 3, 4 в табл. 1) в целом подтверждают результаты, полученные в исходной постановке (№ 2 в табл. 1).

Анализ спектральных характеристик возмущений, представленный на рис. 2, подтверждает описанное поведение. По мере развития возмущений максимум спектральной плотности мощности сдвигается в область более низких частот, оказываясь вблизи ω = 200 на 20% по хорде, что согласуется с результатами линейной теории устойчивости и свидетельствует о линейном характере эволюции волновых пакетов при x < 0.2.

Рис. 2.

Спектральная плотность мощности пульсаций давления на поверхности: а – плоский источник, б – осесимметричный источник (расчет № 3 в табл. 1).

Спектр уширяется вниз по потоку как для плоского, так и для осесимметричного источника-фюзеляжа. Для плоского источника наблюдается активный нелинейный распад возмущений по мере их эволюции над крылом; уширение заметнее и больше соответствует переходному состоянию пограничного слоя. В случае осесимметричного источника-фюзеляжа признаки нелинейного распада на спектрах выражены значительно слабее. При этом пятна образуются редко, и можно характеризовать этот случай как начальный переходный. Для конкретной рассматриваемой конфигурации это означает, что пятна развиваются над крылом независимо и не формируют развитого турбулентного пограничного слоя – крыло большую часть времени обтекается ламинарным потоком.

Сделанные наблюдения подтверждаются поведением продольного коэффициента трения сf,x(x), усредненного по времени и размаху крыла в каждом продольном сечении (рис. 3). В случае плоского источника наблюдается переходный пограничный слой с началом перехода при x ≈ 0.3, хотя область возмущенного трения начинается при x ≈ 0.1. В случае осесимметричного источника наблюдается зарождающееся начало перехода, при котором распределение сf,x(x) начинает отклоняться от ламинарного при x ≈ 0.35.

Рис. 3.

Распределение осредненного коэффициента трения: 0 – невозмущенное течение, 1 – плоский источник, 2–4 – осесимметричный источник (см. табл. 1).

Таким образом, акустические возмущения от турбулентного пограничного слоя на фюзеляже сверхзвукового пассажирского самолета способны приводить к ламинарно-турбулентному переходу на прямом крыле в тихих условиях сверхзвукового полета через механизм формирования, роста и последующего слияния турбулентных пятен.

Список литературы

  1. Liebhardta B., Lütjensb K., Tracyc R.R., et al. Exploring the prospect of small supersonic airliners – a business case study based on the Aerion AS2 jet // 17th AIAA aviation technology, integration, and operations conference. 2017. AIAA. Paper 2017-3588.

  2. Reshotko E. Boundary layer stability and transition // Annu. Rev. Fluid Mech. 1976. V. 8. P. 311–349.

  3. Bushnell D. Notes on initial disturbance fields for the transition problem / In: Instability and Transition. V. I (ed. M.Y. Hussaini & R.G. Voigt). Springer, 1990. P. 217–232.

  4. Пугач М.А., Рыжов А.А., Федоров А.В. Оценка влияния турбулентных пульсаций и твердых частиц в атмосфере на ламинарно-турбулентный переход при гиперзвуковых скоростях полета // Ученые записки ЦАГИ. 2016. Т. 47. № 1. С. 13–22.

  5. Чувахов П.В., Погорелов И.О. Источники турбулентности на прямом крыле сверхзвукового пассажирского самолета // Математическое моделирование. 2022. Т. 34. № 8. С. 19–37.

  6. Егоров И.В., Новиков А.В. Прямое численное моделирование ламинарно-турбулентного обтекания плоской пластины при гиперзвуковых скоростях потока // ЖВМиМФ. 2016. Т. 56. № 6. С. 1064–1081.

  7. Duan L., Choudhari M.M., Wu M. Numerical study of acoustic radiation due to a supersonic turbulent boundary layer // J. Fluid Mech. 2014. V. 746. P. 165–192.

Дополнительные материалы отсутствуют.