Доклады Российской академии наук. Науки о жизни, 2020, T. 494, № 1, стр. 517-521

Первые сведения о зоне контакта и гибридизации криптических видов бурозубок Sorex araneus и Sorex satunini (Eulipotyphla, Mammalia)

В. В. Стахеев 1*, М. А. Махоткин 1, О. О. Григорьева 2, С. А. Корниенко 3, А. А. Макариков 3, Н. В. Панасюк 1, В. Н. Орлов 2

1 Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук
г. Ростов-на-Дону, Россия

2 Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН
г. Москва, Россия

3 Институт систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук
г. Новосибирск, Россия

* E-mail: stvaleriy@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.04.2020
После доработки 27.05.2020
Принята к публикации 28.05.2020

Полный текст (PDF)

Аннотация

На материале изменчивости микросателлитных локусов и первичной последовательности фрагмента гена cytb мт-ДНК впервые изучены генетические особенности популяций обыкновенной и кавказской бурозубок в зоне их контакта. Показано, что, хотя между рассматриваемыми видами отсутствует полная репродуктивная изоляция, поток генов в значительной мере ограничен. По-видимому, можно говорить о сложившихся надежных репродуктивных барьерах между обыкновенной и кавказской бурозубками.

Ключевые слова: гибридизация, репродуктивная изоляция, зона контакта, криптические виды, обыкновенная бурозубка, кавказская бурозубка

Ключевыми объектами для исследования процессов видообразования служат зоны контакта ранее изолированных популяций, в которых отбор формирует ассортативное скрещивание (reinforcement) в ответ на пониженную приспособленность гибридов [1]. Чаще такие контакты находят в группах географически замещающих близких видов, “надвидах”, в том числе и в надвиде обыкновенной бурозубки. Широко распространенная в Палеарктике обыкновенная бурозубка, Sorex araneus L., образует в Западной Европе два типа контактов с близкими криптическими видами: перекрывание ареала без гибридизации с бурозубкой Миллета, S. coronatus Millet, и с узкой гибридной зоной – с бурозубкой Вале, S. antinorii Bonaparte [2].

Не исследованной оставалась зона контакта обыкновенной бурозубки и кавказской, Sorex satunini Ognev. Ранее с использованием данных по кариотипу и гену цитохрома b (cytb) мтДНК было установлено распространение обыкновенной бурозубки по Нижнему Дону и р. Кагальник, западнее c. Самарского (рис. 1а), а кавказской бурозубки – в 140 км южнее по р. Бейсуг [3].

Рис. 1.

(а) Точки находок обыкновенной бурозубки, подтвержденные по кариотипу и мтДНК гену цитохрома b (отмечены черными квадратами). Цифрами показаны места происхождения молекулярных образцов (соответствуют табл. 1). (б) Участок в пойме реки Куго-Ея, зона контакта обыкновенной и кавказской бурозубок. 1S. satunini по гену cytb типа В; 2S. satunini по гену cytb типа А; 3S. satunini, по микросателлитам; 4S. satunini по микросателлитам и гену cytb типа В; 5S. araneus, раса Нерусса по набору хромосом; 6 – гибрид по микросателлитам и S. araneus по гену cytb.

В настоящем сообщении приведены первые данные о зоне контакта и гибридизации обыкновенной и кавказской бурозубок. В ходе обследования популяций бурозубок в 2013 и 2016 гг. в пойме р. Куго-Ея мы обнаружили участок совместного обитания этих видов в окрестностях станицы Кущевской, в 40 км южнее с. Самарского (рис. 1а, 3).

Материалом исследования послужили ткани бурозубок, отловленных на Азово-Кубанской низменности и Западном Кавказе (табл. 1). Всего исследовано 54 образца тканей, из них 45 использованы для анализа микросателлитных локусов и 19 – для гена cytb.

Таблица 1.

Характеристика оригинального материала

Географический локалитет (в скобках номер на рис. 1а) Коды образцов Количество oбразцов Номера в GenBank
1 г. Ростов-на-Дону, Кумженская роща (1) R-1502/… 8  
R-1606/…
R-1705/…
2 г. Ростов-на-Дону, левый берег р. Дон (2) BU… 3  
3 Станица Кущевская, р. Куго-Ея (3) К-13… 14 KT175152–KT175163, MT513196, MT513192, MT513193
К16… 6
SAK… 9
4 Таманский полуостров R-1605/… 1  
5 Карачаево-Черкесская Республика, долина р. Гоначхир, долина р. Джамагат R-1608/… 10  
7 Республика Адыгея, долина р. Белая 14N-… 3  

Тотальную геномную ДНК выделяли стандартным методом солевой экстракции с разрушением белков протеиназой К в присутствии SDS [4]. Генотипирование бурозубок проводили по микросателлитным локусам B30, D106, D107, L16, L62 и L67 [5] с использованием ранее описанных праймеров и протокола [6]. Использованная панель позволяет надежно дифференцировать рассматриваемые близко родственные виды. Электрофорез образцов проводили с помощью ДНК-анализатора ABI PRISM 3500. Выявляли гибридных особей и описывали их особен- ности  с использованием программного пакета NewHybrids v. 1.1 [7]. Выполнено 100 тыс. итераций.

Фрагмент гена cytb амплифицировали с праймерами L14734 и H15985 [8]. Протокол ПЦР использовали стандартный [9]. Очищенную ДНК секвенировали в обоих направлениях на автоматическом секвенаторе ABI PRISM 3100-Avant с праймерами L395st и H589st [10]. Анализ гена cytb позволяет уверенно идентифицировать обыкновенную и кавказскую бурозубок, так же как и кариотип [3, 10 и др.], а использование данных по изменчивости микросателлитных локусов – выявить и охарактеризовать гибридизацию в зоне контакта.

На исследованном участке поймы р. Куго-Ея несомненно доминирует кавказская бурозубка с типом В гена cytb, но обнаружена одна особь с типом А этого гена. Только у двух особей были отмечены диагностические признаки обыкновенной бурозубки, одна оказалась обыкновенной бурозубкой по гену cytb (образец К1601, GenBank ID MT513196), другая – по кариотипу (рис. 1б). Кариотип этой бурозубки, 2n = 21, XX af, bc, jl, tu, go, hi, kr, mn, p/q (данные С.В. Павловой), позволяет отнести ее к хромосомной расе Нерусса, широко распространенной на Русской равнине.

Реализованная в программном пакете NewHybrids v. 1.1 кластеризация на основе байесовской модели отчетливо делит исследованную выборку бурозубок на два кластера, соответствующие двум рассматриваемым нами видам (рис. 2). Девятнадцать из двадцати зверьков, отловленных в пойме р. Куго-Ея, с вероятностью выше 95% отнесены к кавказской бурозубке. Причем у этих зверьков отсутствуют и признаки межвидовой гибридизации. Одна особь (образец К1601), определенная по типу гена cytb как обыкновенная бурозубка, имела черты гибридного происхождения. По микросателлитным локусам ее нельзя отнести ни к одному из вариантов гибридов, хотя несомненна ее высокая степень сходства с кавказской бурозубкой. Ген cytb обыкновенной бурозубки получен этой особью по материнской линии при скрещивании с самцами кавказской.

Рис. 2.

Вероятность отнесения образцов к одной из групп по изменчивости микросателлитных локусов.

Таким образом, из 30 бурозубок, исследованных в пойме р. Куго-Ея, только у двух отмечены генетические признаки обыкновенной бурозубки. Редкие встречи обыкновенной бурозубки могут объясняться географической преградой, разделяющей эти два криптических вида – сухим водоразделом рек Куго-Ея и Кагальник.

Бурозубки в степной зоне Азово-Кубанской низменности образуют фрагментированные, ленточные поселения, связанные с околоводными биотопами и лесными насаждениями. В южной части низменности, на север до реки Ея и ее притока Куго-Еи, впадающие в Азовское море реки образуют частую гидрографическая сеть. Водоразделы между ними редко превышают расстояние в 5 км, а абсолютные высоты – 40–50 м над уровнем моря. Напротив, водораздел рек Ея и Кагальник, и особенно рек Мокрая Чубурка и Кагальник, (рис. 1а) более возвышенный, до 80 м над уровнем моря, и сухой, с редкими лесополосами. Этот водораздел вполне может служить преградой для расселения кавказской бурозубки на север и обыкновенной на юг.

Встречаемость особей обыкновенной бурозубки по материнской мтДНК с признаками гибридизации свидетельствует об отсутствии полной репродуктивной изоляции этих видов. При низкой частоте обыкновенной бурозубки в популяциях кавказской скорее можно ожидать поглотительного скрещивания, чем формирования гибридной зоны. В любом случае, отсутствие в выборке из зоны контакта заметного числа особей с признаками межвидовой гибридизации говорит о сложившихся надежных репродуктивных барьерах. Необходимо продолжение исследований для определения области перекрывания ареалов и частоты нарушений репродуктивной изоляции этих криптических видов.

Список литературы

  1. Coyne J.A., Orr H.A. Speciation. Sunderland: Sinauer Associates, 2004. 480 p.

  2. Searle J., Polly P., Zima J. (Eds.) 2019. Shrews, Chromosomes and Speciation (Cambridge Studies in Morphology and Molecules: New Paradigms in Evolutionary Bio). Cambridge: Cambridge University Press. 475 p.

  3. Стахеев В.В., Балакирев А.Е., Григорьева О.О. и др. Распространение криптических видов бурозубок рода Sorex (Mammalia), диагностированных по молекулярным маркерам, в междуречье Дона и Кубани // Поволжский экологический журнал. 2010. № 4. С. 396–403.

  4. Aljanabi S.M., Martinez I. Universal and rapid salt-extraction of high quality genomic DNA for PCR-based techniques // Nucleic Acids Research. 1997. V. 25. P. 4692–4693.

  5. Basset P., Yannic G., Yang F., et al. Chromosome localization of microsatellite markers in the shrews of the Sorex araneus group // Chromosome Res. 2006. V. 14. P. 253–262.

  6. Стахеев В.В., Махоткин М.А., Корниенко С.А. и др. Генетическая изменчивость и структурированность кавказской бурозубки Sorex satunini на Северном Кавказе по данным изменчивости микросателлитных локусов // Генетика. 2020. Т. 56. № 8. С. 915–921.

  7. Anderson E.C., Thompson E.A. A model-based method for identifying species hybrids using multilocus genetic data // Genetics. 2002. V. 160 (3). P. 1217–1229.

  8. Ohdachi S., Dokuchaev N.E., Hasegawa M., Masuda R. Intraspecific phylogeny and geographical variation of six species of northeastern Asiatic Sorex shrews based on the mitochondrial cytochrome b sequences // Mol. Ecol. 2001. V. 10. № 9. P. 2199–2213.

  9. Григорьева О.О., Борисов Ю.М., Стахеев В.В. и др. Генетическая структура обыкновенной бурозубки Sorex araneus L., 1758 (Mammalia, Lipotyphla) на сплошных и фрагментированных участках ареала // Генетика. 2015. Т. 51. № 6. С. 711–723.

  10. Банникова А.А., Лебедев В.С. Молекулярно-генетическая неоднородность кавказской землеройки-бурозубки Sorex satununi (Mammalia, Lipotyphla, Soricidae) по маркерам мтДНК как вероятное последствие древней гибридизации // Мол. биология. 2010. Т. 44. № 4. С. 746–750.

Дополнительные материалы отсутствуют.