Электрохимия, 2021, T. 57, № 9, стр. 573-576

Особенности низкотемпературной эксплуатации топливных элементов с протонообменной мембраной и открытым катодом

А. И. Родыгин ad*, А. П. Мельников abcd**, К. Г. Ивашкин d, А. В. Сивак d, А. М. Кашин cd, Д. А. Иванов abc

a Московский физико-технический институт
Долгопрудный, Россия

b Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Москва, Россия

c Институт проблем химической физики РАН
Черноголовка, Россия

d ООО “Инэнерджи”
Москва, Россия

* E-mail: rodyginAI@yandex.ru
** E-mail: melnikov.al.pe@gmail.ru

Поступила в редакцию 08.04.2021
После доработки 11.04.2021
Принята к публикации 11.04.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Разработка эффективных алгоритмов управления и конструкций батарей топливных элементов с протонообменной мембраной для эксплуатации при различных внешних климатических условиях является ключевой задачей, требующей решения при широком распространении и внедрении данной технологии. Для северных регионов особенно остро встает вопрос обеспечения процедуры быстрого пуска таких батарей при отрицательных температурах без каких-либо повреждений ключевых компонентов. В настоящей работе были изучены особенности низкотемпературной эксплуатации и предложен эффективный алгоритм низкотемпературного запуска маломощной портативной батареи топливных элементов с протонообменной мембраной (до 100 Вт) с открытым катодом и активным воздушным охлаждением.

Ключевые слова: PEMFC с открытым катодом, активное воздушное охлаждение, процедура холодного старта

ВВЕДЕНИЕ

Технология топливных элементов с протонообменной мембраной (proton-exchange membrane fuel cell, PEMFC) одна из наиболее эффективных для использования в гибридных электромобилях, а также в системах резервного или первичного электропитания [1]. Одной из проблем, ограничивающих ее коммерческое использование, является разработка эффективных алгоритмов управления и конструкции батареи топливных элементов (БТЭ) для обеспечения процедуры быстрого пуска при отрицательных температурах (или “холодный старт”) без каких-либо повреждений ее ключевых компонентов [24].

В случае БТЭ с жидкостным охлаждением возможно использовать различные процедуры холодного старта: внешний постоянный нагрев батареи или теплоносителя, продувка электродов мембранно-электродных блоков (МЭБ) нагретым воздухом, настройка параметров подводимых газов и т.д. [3, 57]. Тем не менее, целесообразно разрабатывать подобные системы мощностью от 3 кВт и выше; с другой стороны, БТЭ с открытым катодом и активным воздушным охлаждением достаточно эффективны для использования в силовых модулях мощностью от 10 до 3000 Вт, однако обладают рядом ограничений на возможные процедуры холодного старта.

Данная работа сосредоточена на комплексном тестировании батареи PEMFC с открытым катодом и активным воздушным охлаждением мощностью 100 Вт после подбора и изучения ключевых применяемых материалов и разработке эффективного алгоритма ее низкотемпературного запуска.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Паста с вязкостью 10 мПа с на основе электрокатализатора Pt/C (50 : 50 мас. %, Инэнерджи, Россия) и иономера Nafiontm D-1021 была нанесена на листы газодиффузионных слоев (ГДС, Freudenberg, H23C3) с использованием автоматической установки для трафаретной печати. Результирующая загрузка по Pt составляла 0.15 и 0.4 мг см–2 на аноде и катоде, соответственно. МЭБ с активной областью 13 см2 были получены с использованием процедуры горячего прессования электродов и мембраны (Nafiontm NR-211) при температуре 130°C и давлении 80 кг см–2 в течение 3 мин.

С помощью полностью автоматизированного робота-манипулятора на поверхность графитовых биполярных пластин толщиной 2.8 мм (Инэнерджи, Россия) наносился однокомпонентный нейтральный силиконовый герметик 1042-E (Силагерм, Россия). Для активного воздушного охлаждения БТЭ из 20 МЭБ использовался вентилятор SanAce (11 Вт, 12 В).

Для климатических испытаний использовалась климатическая камера (Shanghai Zundar Technology). Исследуемый интервал температур составлял –40…+40°C без контроля относительной влажности воздуха. Для регулируемой нагрузки БТЭ и регистрации снимаемых параметров использовалась система тестирования батарей топливных элементов МПНх40 (Инэнерджи, Россия). Для измерения температур в воздушные каналы БТЭ при сборке были установлены 9 терморезисторов (10 кОм, Murata). Внешний нагрев осуществлялся при помощи торцевых электрических нагревательных пластин с регистрацией параметров тока и напряжения блока питания.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Отсутствие повреждений мембраны МЭБ в процессе замерзания напрямую зависит от содержания и состояния воды в ее порах, и, следовательно, от оптимального управления водным балансом в процессе работы и при процедуре консервации [8]. Кроме того, замерзание воды в каталитическом слое и ГДС МЭБ приводит к разрушению данных слоев и блокировке пор, что в свою очередь препятствует доступу газообразных реагентов. Таким образом, необходимо максимально удалить воду из функциональных слоев МЭБ после прекращения работы БТЭ, чему может способствовать использование соответствующих материалов МЭБ (ГДС с гидрофобной обработкой и каталитический слой с оптимизированным содержанием иономера и специальным углеродным носителем и т.д.) [9, 10]. Биполярные пластины с нанесенным гидрофобным покрытием также помогают организовать эффективный отвод воды при продувке анодной области батареи [11]. Стоит также отметить, что в данной работе для герметизации БТЭ был выбран нейтральный однокомпонентный силиконовый герметик, температура стеклования (Tg) которого близка к –40°C, что делает его весьма многообещающим кандидатом для использования в низкотемпературных PEMFC [12].

Для собранной БТЭ были измерены вольт-амперные характеристики (ВАХ) при различных температурах окружающего воздуха. Из результатов, представленных на рис. 1, можно заключить, что оптимальная температура в воздушном канале соответствует 30°C.

Рис. 1.

ВАХ низкотемпературной батареи топливных элементов при различных температурах окружающего воздуха и отключенном нагревательном элементе, а также при фиксированной температуре окружающего воздуха 10°C и различных мощностях нагревательных элементов.

Для эксплуатации БТЭ при температурах ниже комнатной были подобраны мощности торцевых нагревательных элементов, обеспечивающие ВАХ, максимально близкие к оптимальным, представленным на рис. 1. На рис. 2 показано, что ВАХ при 30 и 10°C окружающего воздуха возможно получить фактически идентичными при использовании во втором случае торцевого нагревателя, работающего при U = 12.0 В и I = 0.83 А. В проведенных экспериментах были подобраны значения используемой мощности вентилятора для наиболее эффективного отвода воды из реакционной зоны БТЭ и достижения максимальных мощностных характеристик. Несмотря на идентичность температурного поведения батареи, энергозатраты вентилятора при пониженной температуре были на 20% меньше.

Рис. 2.

ВАХ БТЭ, полученные при: 30°C окружающего воздуха, 10°C окружающего воздуха с использованием торцевых нагревателей.

Разработанная конструкция БТЭ и использование соответствующих материалов МЭБ позволили равномерно осуществлять нагрев всей батареи от торцевых нагревателей. Рисунок 3 демонстрирует температурные градиенты БТЭ во время работы при температуре окружающего воздуха 10°C без использования подогрева (а), а также в режиме нагрева от торцевых нагревателей при той же температуре (б).

Рис. 3.

Температурные градиенты, наблюдаемые внутри батареи топливных элементов при температуре 10°C: (а) без дополнительного нагрева, (б) при использовании нагрева от торцевых нагревателей батареи мощностью 10 Вт. Данные были получены путем двухмерной интерполяции показаний 9 терморезисторов, расположенных в воздушных каналах БТЭ, отмеченных знаком (*).

Установлено, что регистрируемые температурные градиенты более 4°C критичны для исследуемой БТЭ, с точки зрения разных эффективных способностей к электрохимической реакции отдельно взятых МЭБ. На основе полученных результатов предлагается следующий алгоритм запуска/остановки БТЭ при эксплуатации ниже 0°C. Непосредственно после снятия нагрузки анодные и катодные каналы БТЭ продувались рабочими газами в течение 5 мин, после чего медленно прекращалась подача водорода и производилась разрядка напряжения холостого хода БТЭ через резистор, с поддержанием I ≤ 0.01 А и включенным вентилятором для отведения воды с катода МЭБ. После подготовки проводилась заморозка образца БТЭ в климатической камере при температуре –40°C в течение 12 ч с последующим разогревом при максимальной мощности нагревателей с предотвращением возможности локального перегрева участка контактов нагревателей и образца выше температуры 90°C. После равномерного прогрева образца выше +5°C начиналась подача водорода до достижения напряжения холостого хода и наращивался ток нагрузки со скоростью до 0.05 А/с. На рис. 4 представлены ВАХ, полученные: 1) при температуре окружающего воздуха 30°C, 2) при температуре окружающей среды в –40°C. Важно отметить, что подобрать параметры нагрева и вентилятора для достижения абсолютно идентичных ВАХ оказалось практически невозможным. Предполагается, что это связано с возрастающим градиентом температур между отдельными частями батареи топливных элементов, особенно в плоскости каждого из МЭБ.

Рис. 4.

ВАХ, полученные: (1) при температуре окружающего воздуха 30°C, (2) после достижения равновесия в 30°C внутри БТЭ при температуре окружающей среды в –40°C.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе был собран образец батареи топливных элементов с протонообменной мембраной с открытым катодом и активным воздушным охлаждением с использованием материалов, пригодных для эксплуатации при отрицательных температурах. Показана теоретическая возможность и продемонстрирован практический способ консервации, последующего запуска и работы образца в условиях отрицательных температур.

Список литературы

  1. E4TECH, Fuel cell industry review, 2017.

  2. Steele, B. and Heinzel, A., Materials for fuel-cell technologies, Nature, 2001, vol. 414, p. 345.

  3. Jiang, W., Song, K., Zheng, B., Xu, Y., and Fang, R., Study on Fast Cold Start-Up Method of Proton Exchange Membrane Fuel Cell Based on Electric Heating Technology, Energies, 2020, vol. 13, no. 17, p. 4456.

  4. Bin Mohamad, A., A Review of Experiments on Cold Start of PEM Fuel Cells, Appl. Mech. Mater., 2013, vol. 315, p. 851.

  5. Tajiri, K., Tabuchi, Y., and Wang, C.-Y., Isothermal Cold Start of Polymer Electrolyte Fuel Cells, J. Electrochem. Soc., 2007, vol. 154, no. 2, p. 147.

  6. Bégot, S., Harel, F., and Kauffmann, J.M., Design and Validation of a 2 kW-Fuel Cell Test Bench for Subfreezing Studies, Fuel Cells, 2008, vol. 8, no. 2, p. 138.

  7. U.S. DOE. Progress Report for Hydrogen, Fuel Cells, and Infrastructure Technologies Program, 2002.

  8. Wan, Z., Chang, H., Shu, S., Wang, Y., and Tang, H., A Review on Cold Start of Proton Exchange Membrane Fuel Cells, Energies, 2014, vol. 7, no. 5, p. 3179.

  9. Gupta, M., Zhu, X., Melnikov, A.P., Mugtasimova, K.R., Maryasevskaya, A.V., and Ivanov, D.A., Sulfonated Polyimide–Silica Composite Membranes: Preparation, Morphology and Proton Conductivity, Nanotechnol. Russ., 2020, vol. 15, no. 11–12, p. 778.

  10. Amamou, A., Boulon, L., Kelouwani, S., Agbossou, K., and Sicard, P., Thermal management strategies for cold start of automotive PEMFC, Vehicle Power Propuls. Conf., 2015, p. 1.

  11. Song, Y., Zhang, C., Ling, C.-Y., Han, M., Yong, R.-Y., Sun, D., and Chen, J., Review on current research of materials, fabrication and application for bipolar plate in proton exchange membrane fuel cell, Int. J. Hydrog. Energy, 2019, vol. 45, no. 54, p. 29832.

  12. Töpler, J. and Lehmann, J., Hydrogen and Fuel Cell., 2016, Berlin: Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2016. 125 p.

Дополнительные материалы отсутствуют.