Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 2020, T. 56, № 7, стр. 614-614

МЕХАНИЗМЫ ПОРОЖДЕНИЯ УСТНОГО И ВИЗУАЛЬНОГО НАРРАТИВА: АЙТРЕКИНГ-ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ

А. Н. Корнев 1*, И. Балчюниене 1, Ю. Л. Николаева 1, С. Р. Оганов 1

1 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: k1949@ya.ru

Полный текст (PDF)

Механизм порождения дискурса на ранних этапах его формирования, когда детям доступны лишь короткие и недостаточно связные тексты, еще мало изучен. Предполагается, что начальной фазой порождении отдельных высказываний и текстов является возникновение замысла и семантической структуры планируемого текста, за которой следует этап речевого оформления и грамматического структурирования. Однако остается дискуссионным и малоизученным вопрос: параллельно или последовательно реализуются эти две фазы в процессе порождения дискурса детьми?

Цель изучение взаимоотношений довербального и вербального этапов порождения нарратива у детей 5–6 лет.

Методика. Исследованы 18 детей 5–6 лет без отклонений в развитии. Материал собран в модельной ситуации ‒ создании устного вымышленного нарратива по серии 6 сюжетных картинок, составляющих визуальный нарратив. Каждый испытуемый решал две задачи: 1) создать визуальный нарратив, 2) придумать и рассказать историю соответственно визуальному нарративу. В процессе выполнения этих задач производилась регистрация движений взора с помощью мобильного айтрекера. Анализировались: языковые параметры нарратива и число фиксаций на картинках в 3 фазах экспериментальной ситуации: 1) инструкция и предварительное знакомство с визуальным материалом, 2) создание визуального нарратива, 3) рассказывание нарратива.

Результаты и заключение. Сравнительный анализ 3 фаз экспериментальной ситуации показал, что во 2-й фазе число фиксаций достоверно выше, чем 1-й и 3-й. В процессе рассказывания у всех детей продолжалось сканирование каждой из картинок, но число фиксаций достоверно уменьшилось до уровня, сравнимого с фазой 1. Корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи числа фиксаций в фазе 2 с показателями речевого развития (средней длиной высказывания и числом аграмматизмов). В целом полученные данные подтверждают рабочую гипотезу о параллельности семантического и грамматического структурирования в процессе (до-)вербальных этапов создания нарративного дискурса.

Финансирование работы: РНФ 18-18-00114.

Дополнительные материалы отсутствуют.