Журнал физической химии, 2019, T. 93, № 1, стр. 125-127

Адсорбция бензола и воды композиционным сорбентом в виде пришитого к ткани слоя активного угля с привитыми макромолекулярными циклическими этаноламинами
А. Я. Фридман, А. Ю. Цивадзе, М. П. Шабанов, А. А. Аверин, Е. М. Морозова, Н. П. Соколова, Г. А. Петухова, А. М. Волощук, А. К. Новиков, И. И. Бардышев, А. М. Горбунов, Л. А. Дубинина

А. Я. Фридман a, А. Ю. Цивадзе a, М. П. Шабанов a, А. А. Аверин a, Е. М. Морозова a, Н. П. Соколова a, Г. А. Петухова a, А. М. Волощук a, А. К. Новиков a, И. И. Бардышев a*, А. М. Горбунов a, Л. А. Дубинина a

a Российская академия наук, Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина
Москва, Россия

* E-mail: bardyshev@phyche.ac.ru

Поступила в редакцию 22.03.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Измерены изотермы адсорбции паров бензола и воды композиционным сорбентом в виде слоя из микрочастиц активного угля и макромолекулярных циклических этаноламинов, пришитым к целлюлозной ткани. Слой формируют частицы угля размером 2.5–4 мкм с привитыми пористыми макромолекулярными циклическими этаноламинами. Они объединяют частицы в электронопроводящие люминесцирующие агрегаты. Поры угля соединяются с порами в циклических аминах через полости циклов из групп оксоаминов и сопряженных углеродных групп, находящихся на поверхности частиц угля. Установлено, что по мере увеличения относительного давления сначала заполняются поры в аминах, которые связывают сорбируемые молекулы в комплексы “хозяин–гость”. После заполнения этих пор молекулы бензола и воды эстафетно заполняют поры угля.

Ключевые слова: сорбент, изотерма, бензол, вода, слой, активный уголь, макромолекулярные циклические этаноламины, прививка

Материалы с пористым слоем, состоящим из частиц активного угля с привитыми макромолекулами производных циклических аминов и пришитым к ткани, перспективны как композиционные сорбенты. В них сорбированные молекулы могут попасть в поры угля только через внутренние поры со стенками из циклических аминов. В [1] была показана возможность прививки ПВХ, к поверхности угля, в котором имеются –OH-группы, с использованием реакции

$\begin{gathered} --{\kern 1pt} > {\kern 1pt} {\text{C}}{\kern 1pt} --{\kern 1pt} {\text{Cl}} + {\text{HO}}{\kern 1pt} --{\kern 1pt} {\text{C}}{\kern 1pt} < {\kern 1pt} --\; + \;{\text{A}} \to \\ \to \;--{\kern 1pt} > {\kern 1pt} {\text{C}}{\kern 1pt} --{\kern 1pt} {\text{O}}{\kern 1pt} --{\kern 1pt} {\text{C}}{\kern 1pt} < {\kern 1pt} --\; + \;{\text{HACl}}, \\ \end{gathered} $
где –>C–Cl – группа звена ПВХ, A – триэтаноламин, и последующего превращения участков ПВХ в макромолекулярные циклические этаноламины с пористой структурой. Для проведения прививки необходима предварительная сорбция ПВХ в активный уголь. Ее проводят в условиях механического измельчения угля в растворе ПВХ смеси ТГФ, бензилового спирта (БС) и ТЭА до устойчивого золя. Слои из угля с привитыми циклическими этаноламинами, пришитые к ткани, – электронопроводящие и люминесцируют аналогично углеродным нанотрубкам, в которых к группировкам из углерода привиты заместители с аминогруппами или спиртовыми группами [2]. Вместе с тем, в литературе практически не рассматривались особенности сорбции таким сорбентом.

Цель настоящей работы – синтезировать материал, представляющий собой комплексный сорбент (КС) со слоем из микрочастиц активного угля с привитыми макромолекулами циклических этаноламинов, пришитыми к ткани, и исследовать адсорбцию паров бензола и воды.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Использовали хлопковую марлю медицинскую отбеленную (производство Россия ГОСТ 9412-93), отмытую в растворе композиции на основе комплексонов [1], смолу ПВХ марки SG -7 с содержанием 12.2% эфиров фталевой кислоты (производства Китай), дробленный активный уголь марки АР-1 с размером частиц около 500 мкм, ТГФ, бензиловый спирт, моноэтаноламин, триэтаноламин, квалификации “ч.” или “х.ч.”.

Золь угля с сорбированным ПВХ готовили по методике [2]. В раствор, содержащий 10.5 г смолы ПВХ в смеси из 400 мл ТГФ, 55 мл бензилового спирта и 5.1 мл триэтаноламина, добавили 8.75 г угля и проводили его измельчение в блендере с четырехлопастной мешалкой до состояния стабильного золя. После этого объем золя доводили до 500 мл с помощью ТГФ. Размер частиц в золе измеряли следующим образом. На натянутую прозрачную пленку из ПВХ наносили около 0.5 мл золя и после испарения ТГФ проводили фотографирование на просвет с помощью микроскопа Motic DMBA 300. Погрешность измерения размера частиц ±0.02 мкм. Установлено, что в золе преобладают шаро- и элипсообразные частицы диаметром 2.5–4 мкм, ассоциаты из двух или трех частиц и рыхлые агломераты из нескольких ассоциатов.

Синтез КС проводили по следующей методике. Марлю с помощью пресса пропитывали золем, выдерживали на воздухе для испарения ТГФ, прогревали при 105°С, обрабатывали 93%-ным раствором моноэтаноламина при 100°С, затем отмывали кипящей водой и сушили при 110°С.

В процессе синтеза измеряли массу исходной марли (m1), массу ткани с гелем (после испарения ТГФ) перед прогреванием (m2) и массу КС (m3). По разности (m2m1) рассчитывали массу геля, состоящего из ПВХ, угля и бензилового спирта, исходя из отношения масс ПВХ и угля в золе, рассчитывали массу угля (m4) в КС, массовую долю ткани Wтк = m1/m3, а также массовую долю угля в слое Wуг(сл) = m4/(m3m1); Wтк = 86.8%, Wуг(сл) = = 81.5%. Также в процессе синтеза методами ИК-фурье- и люминесцентной спектроскопии и измерением электрического сопротивления проводили контроль стадий синтеза.

ИК-спектры диффузного отражения образцов исходной ткани, ткани со слоем геля угля с сорбированным ПВХ до прогревания, ткани со слоем геля после прогревания и КС записывали на ИК-фурье-спектрометре Перкин-Элмер 2000. По сравнению со спектрами исходной ткани и ткани со слоем геля до прогревания в спектре ткани со слоем геля после прогревания появляется полоса около 1730 см–1, которую относят к C=C-колебаниям в эфирах типа C=C–C=C–C–OR [3]. Она сохраняется в спектре I. Это указывает, что при прогревании произошло взаимодействие между группами –>C–Cl из ПВХ и OH-группами из угля.

Спектры люминесценции образцов ткани со слоем геля после прогревания записывали на приборе Fluorolog “Horiba”. Они приведены на рис. 1. В спектре КС имеется сложная полоса с максимумом при 410 нм и двумя плечами при 430 и 470 нм. Спектр коррелирует со спектрами углеродных нанотрубок с привитыми заместителями с амино- и спиртовыми группами [2]. Следовательно, при действии этаноламина, сшивающего цепи ПВХ, в зоне прививки на поверхности частиц активного угля формируются группировки типа

где R = –CH2–CH2–OH. Согласно [2], в возбуждении сопряженных структур в угле участвуют атомы азота аминогрупп и атомы кислорода из R.

Рис. 1.

Спектр люминесценции слоя геля этаноламиновых производных ПВХ на целлюлозной ткани после прогревания (1) и спектр люминесценции КС (2).

Сопротивление образцов размером 1 × 1 см, зажатых между медными пластинками, измеряли мультиметром MS8233E фирмы HYELEC. Установлено, что сопротивление исходной ткани больше 100 МОм, сопротивление слоя угля сорбированным ПВХ до прогревания равно 2.1 МОм, слоя из угля с привитым ПВХ 14 кОм, а КС – 8.8 кОм. Это означает, что в результате прививки ПВХ произошли существенное сближение частиц угля и объединение их в электронопроводящие агрегаты. При образовании КС они несколько уплотнились.

Изотермы адсорбции паров бензола и воды на КС измеряли на высоковакуумной сорбционной установке с пружинными кварцевыми микровесами с чувствительностью ~ 20 мкг при нагрузке до 0.2 г. Они приведены на рис. 2 и 3. Величины удельной поверхности и адсорбционного объема слоя определяли из изотермы адсорбции паров бензола по методу [4]. Удельная поверхность SБЭТ = 625 м2/г (слоя) и адсорбционный объем Vадс = 1.27 и 1.37 см3/г при поглощении бензола и воды соответственно.

Рис. 2.

Изотерма адсорбции паров бензола в КС.

Рис. 3.

Изотерма адсорбции паров воды в КС.

Ветвь адсорбции паров бензола и воды состоит из двух ступеней. Первая находится в области p/ps < 0.3, а вторая – в области p/ps > 0.32. Константы сорбции бензола K1a = 2.79 × 103 и K2a = = 6.6, а воды K1a = 1.03 × 101 и K2a = 3.4. Объем пор, заполненных на первой ступени бензолом, равен 0.3 см3/г (слоя), а водой 0.31 см3/г (слоя), что составляет около 24% сорбционного объема КС.

Ветвь десорбции находится выше ветви адсорбции. Она также состоит из двух ступеней. В области p/ps от 1 до 0.32 по мере уменьшения p/ps cтепень заполнения объема пор уменьшилась примерно на 75–77%. Это величина коррелирует с сорбционным объемом в угле. Константа десорбции бензола K1d ≈ 2.6, а воды K1d ≈ 1.4. В области p/ps от 0.9 до 0.38 при одном и том же значении p/ps разность (aaad) примерно соответствует сорбционной емкости пор в этоноламиновых производных.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Проведенные исследования позволили выявить особенности КС как сорбента с учетом строения слоя. Его формируют частицы угля размером 2.5–4 мкм с привитымы макромолекулярными циклическими этаноламинами. Вероятно, каждая частица окружена участками сетки. Через них частицы объединены в агрегаты. Поверхность слоя формируют сетки сочлененных циклических аминов. Такие же сетки являются стенками внутренних пор, находящимися между частицами угля и агрегатами. Поры угля составляют общую систему пор с порами в циклических аминах через полости циклов из групп оксоаминов и сопряженных углеродных групп, находящихся на поверхности частиц угля. Циклические амины, согласно [5], связывают сорбируемые молекулы в комплексы “хозяин–гость”. Для угля образование таких комплексов менее характерно. Следовательно, сорбция в поры со стенками из аминов энергетически более выгодна, чем в поры угля. Поэтому по мере увеличения p/ps сначала заполняются внутренние поры, затем молекулы бензола или воды эстафетно переходят в поры угля. Десорбция бензола или воды происходит путем эстафетного движения молекул из пор угля на поверхность через заполненные поры со стенками из аминов.

Список литературы

  1. Цивадзе А.Ю., Фридман А.Я., Шабанов М.П. и др. // Материалы XVI Всероссийского симпозиума с международным участием. Актуальные проблемы теории адсорбции, пористости и адсорбционной селективности. Москва–Клязьма. 2017. С. 75.

  2. Woosung Kwon, Sungan Do, Ji-Hee Kim et al. // Scientific Reports 5. Article number: 12604 (2015).

  3. Пейнтер П., Коулмен М., Кениг Дж. / Теория колебательной спектроскопии. Приложение к полимерным материалам. М.: Мир,1986. 580 с.

  4. Петухова Г.А. // Защита металлов. 2008. Т. 44. № 2. С. 170.

  5. Фридман А.Я., Цивадзе А.Ю., Морозова Е.М. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2015. Т. 51. № 4. С. 1.

Дополнительные материалы отсутствуют.