Журнал физической химии, 2019, T. 93, № 6, стр. 938-941

Вольтамперометрическое определение аскорбиновой кислоты в лекарственных формах на алмазном электроде, допированном бором

М. Д. Веденяпина a*, М. М. Казакова a**, А. М. Скундин b***

a Российская академия наук, Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского
Москва, Россия

b Российская академия наук, Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина
Москва, Россия

* E-mail: mvedenyapina@yandex.ru
** E-mail: frau.marinakazakova@yandex.ru
*** E-mail: askundin@mail.ru

Поступила в редакцию 24.08.2018
После доработки 11.09.2018
Принята к публикации 15.09.2018

Полный текст (PDF)

Аннотация

Проведено исследование электрохимического поведения аскорбиновой кислоты (АК) методами циклической вольтамперометрии (ЦВА) и квадратно-волновой вольтамперометрии (КВВА) на алмазном электроде, допированном бором (АЭДБ). Показана возможность использования сигнала вольтамперометрического отклика для количественного определения концентрации АК в водном растворе. Получена аналитическая прямая для КВВА на АЭДБ и показано, что определяемый предел для АК составляет 1.87 мкМ. Показана применимость метода КВВА для определения содержания АК в фармацевтических препаратах.

Ключевые слова: методы циклической и квадратно-волновой вольтамперометрии, алмазный электрод, допированный бором, аскорбиновая кислота, электрохимическое поведение

Водорастворимый витамин С или L-аскорбиновая кислота (АК) играет важную роль в организме человека. АК легко окисляется химически и электрохимически в L-дегидроаскорбиновую кислоту. Это свойство широко используется при разработке электрохимических методов определения содержания АК в различных фармацевтических препаратах и продуктах питания [13]. Для увеличения чувствительности и избирательности электрохимических сенсоров их поверхности часто подвергают различному модифицированию [413]. Для определения АК применяют также титрование, жидкостную хроматографию, УФ-спектроскопию. Цель настоящей работы – оценка возможности использования в электроаналитических целях алмазного электрода, допированного бором (АЭДБ), с применением методов циклической вольтамперометрии (ЦВА) и квадратно-волновой вольтамперометрии (КВВА).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В качестве эталона использовали АК производства фирмы “Sigma”. Растворы для электрохимических измерений готовили на бидистиллированной воде. Электрохимические измерения проводили в буферном растворе Бриттона–Робинсона (BR), в состав которого входили фосфорная, борная и ледяная уксусная кислоты, а значение рН регулировали с помощью NaOH, при помощи компьютеризированного потенциостата IPC–Pro ЗАО “КРОНАС” (IPC–Pro computer-assisted potentoistat manufactured by KRONAS) в стандартной трехэлектродной ячейке с хлор-серебряным электродом сравнения (Ag/AgCl 3 М KCl) и вспомогательным электродом из Pt пластины площадью 0.1 см2. В качестве рабочего электрода использовали АЭДБ с подложкой из ниобия, производства германской фирмы Condias с рабочей площадью 0.1 см2.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЦВА для АК на АЭДБ в фоновом растворе (0.1 н. Na2SO4) при концентрации АК 2.27 мМ (0.4 г/л) приведены на рис. 1. Видно, что АК дает четкие отклики. Зависимости величин токов пиков (Ip,a) и потенциалов пиков (Ep,a) от скорости развертки потенциала (ν) приведены на рис. 2 и 3 соответственно. Из рис. 2 видно, что для АК на АЭДБ зависимость величин Ip,a от ν0.5 линейна. Это означает, что анодное окисление АК лимитируется стадией массопереноса субстрата к поверхности анода [14], в согласии с литературными данными, свидетельствующими о диффузионном контроле реакции [69].

Рис. 1.

ЦВА водного раствора АК (200 мкМ) на АЭДБ при различных скоростях сканирования потенциала.

Рис. 2.

Зависимость значений тока пика (Ip,а) ЦВА на рис. 1 от скорости сканирования потенциала.

Рис. 3.

Зависимость значений потенциала пиков (Ep) ЦВА на рис. 1 от скорости развертки потенциала.

Из рис. 3 видно, что зависимость величин Ер.а от величины ν может быть описана уравнением [14]:

(1)
$\begin{gathered} {{E}_{{{\text{p,а }}}}} = {{E}^{0}} + RT{\text{/}}(2\alpha {{n}_{\alpha }}F) \times \\ \times \;\{ \ln [(RT{{k}_{{\text{s}}}}){\text{/}}(\alpha {{n}_{\alpha }}F)]--\ln \nu \} , \\ \end{gathered} $
где E0 – формальный потенциал, F – число Фарадея, R – газовая постоянная, равная 8.135 Дж/(моль K), Т – абсолютная температура опыта (298 K), ks – константа скорости реакции, α – коэффициент переноса электрона и nα – число электронов, участвующих в лимитирующей стадии. В работе [15] величина nα отождествляется с общим числом электронов, участвующих в электродном процессе, и принимается равной 2. Если следовать этому рассуждению, то из зависимости величины Ер,а от ln ν, представляющей собой прямую линию с наклоном 27.4 мВ, значение α будет составлять 0.15. Если все-таки принять более реалистичное приближение, что в лимитирующей стадии участвует один электрон (как это делается в большинстве работ), т.е. nα = 1, то значение α будет равно 0.3, что характеризует изучаемый процесс как необратимый.

Для необратимых анодных процессов величина Ip.а может быть вычислена по уравнению Рэндлса–Шевчика [16]:

(2)
${{I}_{{\text{p}}}} = 0.496{{\alpha }^{{0.5}}}n_{\alpha }^{{0.5}}n_{1}^{{0.5}}F{{c}_{0}}{{\left( {FD{\text{/}}RT} \right)}^{{0.5}}}{{\nu }^{{0.5}}},$
где с0 – концентрация АК в объеме раствора, nα – число электронов, участвующих в лимитирующей стадии (1.0), n1 – общее число электронов, участвующих в окислении вещества, в расчете на 1 молекулу, и D – коэффициент диффузии АК. Для окисления АК [15] n1 = 2, согласно приведенному уравнению реакции:

Значение D, рассчитанное из экспериментальных данных, приведенных на рис. 1, оказалось равным 5.6 × 10–7 см2 с–1, что близко к значению D, полученному в [15].

Для разработки электроаналитического метода определения АК самым важным оказывается уровень шума на ЦВА, представляющего нефарадеевские токи. В описанном выше случае уровень шума оказывается достаточно высоким, что снижает точность расчета токов отклика, являющихся мерой концентрации АК в растворе.

Значительное улучшение ситуации было достигнуто при использовании метода КВВА. Было найдено, что нефарадеевские токи в этом случае дают незначительный вклад в общий электрохимический отклик, на кривых КВВА имеются хорошо выраженные пики окисления АК при Е = = 703 мВ.

Для определения условий регистрации КВВА для электроаналитических целей при концентрации АК 200 мкМ были оптимизированы аналитические параметры КВВА – частота импульсов f, амплитуда импульсов а и приращение потенциала ΔE. С этой целью определена зависимость Ip,а от частоты f. Было найдено, что с увеличением f токи отклика возрастают и максимум тока смещается в анодную область. В интервале f = 20–60 Гц величина Ip,а линейно зависит от 0.5. При больших значениях  f эта зависимость отклоняется от линейной. Зависимости Ip от а и ΔE сохраняли свою линейность до значений а = 40 мВ и ΔE = = 3 мВ соответственно. В связи с этим для электроаналитических определений были выбраны следующие параметры КВВА: а = 40 мВ,  f = 60 Гц и ΔE = 3 мВ.

При выбранных параметрах для АЭДБ были получены КВВА для растворов АК с различной концентрацией (рис. 4). По данным рис. 4 была построена аналитическая прямая в интервале концентраций АК 20–200 мкМ (рис. 5). Уравнение регрессии:

(3)
$\begin{gathered} I,\;{\text{м к А }} = 0.10355с \;({\text{м к М }}) + 0.091, \\ R = 0.99996. \\ \end{gathered} $
Рис. 4.

КВВА водного раствора АК различной концентрации на АЭДБ.

Рис. 5.

Зависимость тока пика КВВА от концентрации АК.

Воспроизводимость приведенных данных определялась пятикратным повторением КВВА для концентрации АК 200 мкМ и отвечала относительному стандартному отклонению 1.7%. Из отношения трехкратного стандартного отклонения КВВА для фона к наклону аналитической прямой найденный предел обнаружения АК составил 1.87 мкМ. Таким образом, показана возможность применения метода КВВА с использованием АЭДБ для определения содержания АК в водных растворах.

Данный метод был использован для определения аскорбиновой кислоты в лекарственных препаратах. В этом эксперименте концентрации АК рассчитывали с использованием стандартного метода добавок. Установлено, что концентрация АК, определенная с помощью этого метода, хорошо согласуется с данными градуировочного графика. Экспериментально полученные и рассчитанные концентрации АК в составе таблеток представлены в табл. 1.

Таблица 1.  

Сравнение рассчитанной (ср) и экспериментально полученной (сэ) концентраций (моль/л) АК в таблетках (Δ – ошибка)

Название препарата ср × 105 сэ × 105 Δ, %
Витамин С (производства фирмы “Хемофарм концерн А.Д.”, Сербия и Черногория) 7.0 6.9 –1.4
Витамин С (производства фирмы “Фарма-Косметик-Логистик”, Германия) 5.5 5.4 1.5

Таким образом, АК дает сильные электрические сигналы в условиях линейного или импульсного сканирования потенциала АЭДБ. Установлено, что наименьший нефарадаеевский ток регистрируется на АЭДБ в условиях импульсной поляризации. Оптимизация условий регистрации КВВА приводит к определяемому минимуму для АК 40 мкМ (0.007 г/л) и относительному стандартному отклонению 1.7% для 12,4 мМ (0.2 г/л). Показано, что сочетание этих методик позволяет надежно определять содержание АК в фармацевтических препаратах в широком диапазоне концентрации рабочего раствора.

Список литературы

  1. Thangamuthu R., Senthil Kumar S.M., Chandrasekara Pillai K. // Sensors and Actuators B. 2007. V. 120. P. 745.

  2. Erdurak-Kilic C.S., Uslu B., Dogan B. et al. // J. Anal. Chem. 2006. V. 61. № 11. P. 1113.

  3. Zare H.R., Nasirizadeh N. // Sensors and Actuators B. 2010. V. 143. P. 666.

  4. Shen-Ming Chen, Wen-Yan Chzo // J. Electroanal. Chem. 2006. V. 587. P. 226.

  5. Vijaykumar S. Ijeri, Algarra Manuel, Martins Ana // Electroanalysis. 2004. V. 16. № 24.

  6. Soundappan Thiagarajan, Tsung-Hsuan Tsai, Shen-Ming Chen // Biosensors and Bioelectronics. 2009. V. 24. P. 2712.

  7. Alireza Nezamzadeh, Mohammad K. Amini, Hossein Faghihian // Int. J. Electrochem. Sci. 2007. V. 2. P. 583.

  8. Protiva Rani Roy, Madhu Sudan Saha, Takeyoshi Okajima, Takeo Ohsaka // Electrochimica Acta. 2006. V. 51. P. 4447.

  9. Takeshi Kondo, Yu Niwano, Akira Tamura et al. // Electrochimica Acta. 2009. V. 54, P. 2312.

  10. Soo-Gil Park, Jong-Eun Park, Eun-In Cho, Jin-Hee Hwang, Takeo Ohsaka // Res. Chem. Intermed. 2006. V. 32. № 5–6. P. 595.

  11. Tryk D.A., Tachibana H., Inoue H., Fujishima A. // Diamond & Related Materials. 2007. V. 16. P. 881.

  12. Saeed Shahrokhian, Mona Khafajia // Electrochim. Acta. 2010. V. 55. P. 9090–9096.

  13. Saeed Shahrokhian, Mona Khafajia // Ibid. 2005. V. 51. P. 347.

  14. Галюс З. Теоретические основы электрохимического анализа. М.: Мир, 1974. 552 с.

  15. Mahdie Motahary, Sayed Mehdi Ghoreishi Mohsen Behpour, Mahshid Golestaneh // J. Appl. Electrochem. 2010. V. 40. P. 841.

  16. Хенце Г. Полярография и вольтамперометрия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 284 с.

Дополнительные материалы отсутствуют.