Журнал физической химии, 2022, T. 96, № 7, стр. 983-988

Структурные изменения и появление элементных пиков в низкочастотных спектрах диэлькометрического поглощения разбавленных водных растворов электролитов

Л. Н. Галль a*, А. С. Бердников a, И. Р. Галль a, С. И. Максимов a, Н. Р. Галль b

a Институт аналитического приборостроения РАН
Санкт-Петербург, Россия

b Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН
Санкт-Петербург, Россия

* E-mail: lngall@yandex.ru

Поступила в редакцию 18.01.2022
После доработки 18.01.2022
Принята к публикации 20.01.2022

Полный текст (PDF)

Аннотация

Структурные изменения в водных растворах солей электролитов в диапазоне концентраций 10–2–10–6 М исследованы методом низкочастотной диэлькометрии высокого разрешения и регистрируются по изменению тангенса угла диэлектрических потерь $\operatorname{tg} \delta $, отражающего реактивные процессы в растворе. Все эксперименты проводились при комнатной температуре. Экспериментальные результаты в частотном диапазоне 50–1000 кГц представлены в виде зависимостей тангенса диэлектрических потерь от логарифма частоты ω возбуждения колебательного контура, в катушку индуктивности которого помещена стеклянная пробирка с исследуемым раствором соли электролита. Наблюдаемые зависимости носят выраженный спектральный характер, положения пиков в спектрах достоверно воспроизводятся и характеризуют катионный и анионный состав раствора. Концентрационные изменения наблюдаемых спектров позволяют отнести водные растворы солей электролитов к классическим растворам.

Ключевые слова: вода, структура растворов электролитов, низкочастотная диэлькометрия, реактивные потери, тангенс угла диэлектрических потерь

Важная роль, которую соли электролитов играют в живых системах и в технике, уже много десятков лет стимулирует изучение физико-химических свойств их водных растворов. При этом значительный интерес представляют разбавленные и высоко разбавленные растворы солей электролитов, о структуре которых имеется относительно немного информации. Наиболее информативным экспериментальным методом до последнего времени оставался метод ИК-спектроскопии высокого разрешения [1], однако область исследований этим методом ограничена ближним окружением раствора вблизи возмущающих центров – ионов электролитов [2]. В последнее время появляется все больше теоретических исследований, в которых предполагается, что заряд иона в водном растворе формирует не только ближнюю сферу сольватированных молекул воды, но и участвует в самоорганизации всей системы раствора [35]. Для получения экспериментальной информации, отражающей возможные структурные изменения раствора в расширенной области гидратации, необходимы экспериментальные методы, чувствительные к низкоэнергетическим структурным возмущениям. Эффективным методом исследования растворов в существенно более низкочастотной области, чем ИК-методы, является диэлектрическая спектроскопия, и диэлектрические методы исследования свойств воды и водных растворов в последнее время интенсивно развиваются [5, 6]. Основной сложностью при их введении в экспериментальную практику является интерпретация полученных данных, и этому вопросу посвящено большое число экспериментальных и теоретических исследований [5, 7, 8].

Существенный сдвиг в низкочастотную область измерений позволяет реализовать L-диэлькометрия – метод, предложенный в 80-х годах, в котором раствор для измерений помещается не в емкость колебательного контура, а в его катушку индуктивности [8]. В этом случае электропроводность раствора влияет на результаты исследований значительно слабее, чем при использовании емкостной ячейки, что позволяет передвинуть частотную границу измерений водных и водосодержащих растворов в килогерцовый диапазон частот [9].

Целью настоящей работы является получение методом L-диэлькометрии информации о структурных изменениях в водных растворах солей электролитов, проявляющихся при их достаточно высоких разбавлениях.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Метод L-диэлькометрии применительно к получению структурной информации о разбавленных и высокоразбавленных водных растворах [8, 9] – это метод, в котором диэлектрические объекты и жидкости с низкой электропроводностью помещаются в слабое высокочастотное электромагнитное поле, создаваемое соленоидом (L-ячейкой). Схема устройства для реализации метода представлена на рис. 1а. Пробирка с раствором (1) помещается внутрь соленоида (2) с индуктивностью L, который является частью последовательного колебательного LC-контура, вторым элементом которого является образцовый конденсатор С переменной емкости (3), обеспечивающий для заданной частоты настройку контура в резонанс, определяемый по максимальному значению добротности контура Q.

Рис. 1.

Измерительная L-ячейка в колебательном контуре и принцип измерений: а – колебательный контур с измерительной соленоидальной ячейкой: 1 – пробирка с исследуемым раствором, 2 – катушка индуктивности, 3 – образцовый конденсатор переменной емкости, 4 – суммарное активное сопротивление элементов контура, 5 – генератор, задающий напряжение $\tilde {U} = {{U}_{0}}\cos 2\pi ft$ в широком диапазоне частот $f$, 6 – детектирующий усилитель; б – резонансные кривые ${{U}_{C}}(f)$ колебательного контура Q-метра с L-ячейкой при величине настроечной емкости С = 58 пФ: 1 – без пробы, 2 – после внесения пробирки с бидистиллятом, 3 – после внесения пробирки с раствором NaCl в концентрации 1 × 10–4 М.

В качестве устройства использован специализированный диэлькометр высокого разрешения с L-ячейкой, описанный в [10], с набором катушек индуктивности – измерительных ячеек, обеспечивающих диапазон измерений 50 КГц–1 МГц. Объекты и жидкости (1) с низкой электропроводностью помещаются в слабое высокочастотное электромагнитное поле, создаваемое соленоидом (L-ячейкой). Соленоид (2) с индуктивностью L входит в последовательный колебательный LC-контур высокоточного Q-метра Тесла ВМ-560 (Чехословакия), вторым элементом которого является образцовый конденсатор С переменной емкости (3), обеспечивающий для заданной частоты настройку контура в резонанс, определяемый по максимальному значению напряжения на емкости контура. Радиотехническая сторона измерительной цепи обсуждается в [11, 12].

Принцип измерений продемонстрирован на рис. 1б, где представлены зависимости добротности контура Q от подстроечной емкости С при настройке контура в резонанс: ввод пробирки с жидкостью внутрь катушки индуктивности (L-ячейки) колебательного контура Q-метра нарушает условие резонанса на используемой частоте за счет дополнительных активных и реактивных составляющих, и для достижения резонанса контура с пробой необходимо изменить (уменьшить) подстроечную емкость С. Добротность контура Q при этом также уменьшается, что свидетельствует об изменении как активного, так и реактивного сопротивления L-ячейки, которые могут быть вычислены из полученных данных. Информацию удобно представлять в виде изменения тангенса угла диэлектрических потерь $\operatorname{tg} \delta = \varepsilon {\kern 1pt} ''{\kern 1pt} {\text{/}}\varepsilon {\kern 1pt} '$, где $\varepsilon {\kern 1pt} ''$ — реактивная часть диэлектрической константы для раствора, помещенного в катушку индуктивности, а $\varepsilon {\kern 1pt} '$ – ее активная часть. Такое представление позволяет избежать проблем с абсолютной калибровкой измерений.

Величина $\operatorname{tg} \delta $, характеризующая реактивные потери в растворе, определяется из экспериментальных данных по общепринятой формуле [8]:

(1)
$\operatorname{tg} \delta = {{\left( {{{Q}_{1}}{{C}_{1}} - {{Q}_{2}}{{C}_{2}}} \right)} \mathord{\left/ {\vphantom {{\left( {{{Q}_{1}}{{C}_{1}} - {{Q}_{2}}{{C}_{2}}} \right)} {{{Q}_{1}}{{Q}_{2}}\left( {{{C}_{1}} - {{C}_{2}}} \right)}}} \right. \kern-0em} {{{Q}_{1}}{{Q}_{2}}\left( {{{C}_{1}} - {{C}_{2}}} \right)}},$
где добротности ${{Q}_{{1,2}}}$ и подстроечные емкости ${{C}_{{1,2}}}$ являются величинами, непосредственно измеряемыми на Q-метре ВМ-560, а индексы 1 и 2 относятся: первый – к резонансу в колебательном контуре без пробы, а второй – к резонансу на той же частоте в контуре с пробой. При величинах ${{Q}_{{1,2}}}$ ≥ 20 и значениях собственной емкости катушек ${{C}_{0}}$, много меньшей величин подстроечной емкости: ${{C}_{0}} \ll {{C}_{{1,2}}}$ ошибка в определении $\operatorname{tg} \delta $ не превышает 5%. Оба перечисленных условия соблюдались во всех проведенных нами измерениях.

Для приготовления растворов электролитов использовали бидистиллированную воду, ХЧ-соли металлов 1 группы – Li, Na, K и Cs, а также физиологический раствор NaCl с концентрацией 0.15 М. Измерения проводились в диапазоне концентраций растворенных веществ 10–2–10–7 М. Концентрации растворов изменялись последовательным разбавлением. Все приводимые далее зависимости воспроизводимо измерялись не менее 10–50 раз. Чистота бидистиллята и отсутствие структурирующих дефектов в пробирках контролировались на той же установке по форме кривой тангенса диэлектрических потерь от частоты для бидистиллята в частотном диапазоне проводимых измерений 50–260 кГц. Для данного устройства и в данном частотном диапазоне величина тангенса диэлектрических потерь ($\operatorname{tg} \delta $) для бидистиллированной воды (рис. 2) с увеличением частоты плавно уменьшается от 0.8 до нескольких сотых без каких-либо структурных нарушений.

Рис. 2.

Зависимость тангенса диэлектрических потерь от частоты для бидистиллированной воды в диапазоне частот 50–160 кГц.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Измерения частотных положений пиков в спектрах тангенса диэлектрических потерь от частоты для водных растворов хлоридов электролитов показало, что эти пики имеют строго определенное положение в спектрах, индивидуальное для каждого металла. Измерения, проводимые в диапазоне концентраций 10–2–10–7 М, показывают, что для растворов всех солей форма зависимости тангенса диэлектрических потерь от частоты существенно изменяется при изменении концентрации соли [10], что отражает изменение проводимости растворов (соответствующие рисунки в зависимости от концентрации для перечисленных здесь солей приводятся в [10]). При концентрации 10–2 М проводимость раствора для растворов всех измеряемых солей еще слишком велика, и зависимость тангенса диэлектрических потерь от частоты не имеет никаких спектральных особенностей и потому не информативна. При уменьшении концентрации значение тангенса диэлектрических потерь увеличивается и уже при 10–3 М в этой зависимости проявляются спектральные особенности. Наиболее информативным для наблюдений структурных изменений в растворе в данном случае является изменение тангенса диэлектрических потерь от частоты в диапазоне средних концентраций: 5 × 10–4–10–5 М, где эти зависимости демонстрируют спектральное поведение с четко выраженными пиками. При разбавлениях более высоких, чем 10–4 М, пики не изменяют своего положения по частоте, хотя их амплитуды уменьшаются и частотные зависимости как бы “сглаживаются”. При концентрации 10–6 М пики становятся слабо заметными, и при 10–7 М исчезают полностью, а сама зависимость тангенса диэлектрических потерь от частоты для всех растворов приближается по форме и положению к зависимости для бидистиллята.

Но следует особо отметить, что хотя форма пиков (их амплитуды и ширины) сильно и по-разному для различных пиков и катионов изменяются при изменении концентрации соли в растворе, но положение их максимумов по частоте воспроизводится с большой точностью независимо от концентрации, благодаря чему индивидуальности спектров для различных электролитов неизменно сохраняются.

Для идентификации пиков ионов Na+ и Cl было проведено измерение зависимости тангенса диэлектрических потерь от частоты для растворов NaCl, NaOH и HCl одинаковой концентрации (рис. 3). Сравнение зависимостей тангенса диэлектрических потерь от частоты для NaCl и NaOH показывает в этих спектрах группу совпадающих пиков, которые, по всей видимости, являются пиками катионов Na+, а сравнение аналогичных зависимостей NaCl и HCl показывает группу совпадающих пиков, которые, видимо, являются пиками анионов Cl. В дальнейшем эти пики, идентифицированные как пики Cl, обнаруживались во всех спектрах хлоридов электролитов и во всем диапазоне концентраций.

Рис. 3.

Зависимости тангенса диэлектрических потерь от логарифма частоты (а, б) для водных растворов NaCl (1), HCl (2) и NaOH (3) в концентрациях ~2 × 10–4 М (кривые сдвинуты по оси $\operatorname{tg} \delta $ для наглядности сравнения): сравнение растворов NaCl (1) и HCl (2) (вертикальными линиями отмечены совпадающие пики, связанные со структурами воды для ионов Cl), сравнение растворов NaCl (1) и NaOH (3) (вертикальными линиями отмечены совпадающие пики, связанные со структурами воды для ионов Na+).

На рис. 4 представлены зависимости тангенса диэлектрических потерь от частоты для солей LiCl, NaCl, KCl и CsCl при концентрациях 10–4 М. Пики, отнесенные к действию аниона Cl на этих спектрах выделены вертикальными линиями. Частоты, на которых в этих зависимостях наблюдаются пики катионов Li, Na, K и Cs, представлены в табл. 1, куда также внесены частоты, на которых в спектрах определяется анион Cl. Отметим, что частотные положения пиков воспроизводятся достаточно хорошо, как в разных экспериментах, так и для растворов разных солей. Несколько хуже воспроизводятся относительные высоты пиков и их форма, они могут отличаться на 15–20% от эксперимента к эксперименту даже при одинаковых степенях разбавления раствора. При этом нельзя быть полностью уверенными, что какие-то пики не накладываются друг на друга, особенно с учетом того факта, что пики натрия могут присутствовать в спектрах всех растворов – он является основной технологической примесью для элементов первой группы.

Рис. 4.

Характерные кривые зависимости тангенса диэлектрических потерь от частоты для водных растворов солей: LiCl (а), NaCl (б), KCl (в) и CsCl (г) при концентрациях 10–4 М.

Таблица 1.  

Положение пиков на шкале частот для разных элементов

Элемент ω, кГц
Li+ 90, 115, 140, 200, 280, 350
Na+ 130, 180, 300, 340
K+ 100, 120, 180, 250, 350
Cs+ 110, 140, 190, 220, 280, 360
Cl 70, 170, 450, 550

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Интерпретация наблюдаемых результатов очень затруднена, хотя их достоверность не вызывает никаких сомнений: диэлькометрические измерения солей электролитов по L-методике повторялись, как тестовые, практически уже в течение пяти лет. Также не вызывает сомнений, что наблюдаемые особенности спектров тангенса диэлектрических потерь от частоты связаны с особенностями структурирования растворителя-воды заряженными ионами электролитов и галогенов, и собственно элементные свойства проявляются здесь косвенно.

В общепринятых на сегодня представлениях о строении разбавленных растворов электролитов [4, 5] в качестве ключевой рассматривается роль геометрического размера иона: именно он обеспечивает структуру ориентированных дипольных молекул воды, выстраивающихся вокруг иона в координационные сферы. Теория предсказывает различия в координационных числах молекул воды в первой сфере для ионов Li+, Na+, K+ и Cs+, и это представление о гидратации хорошо подтверждается измерениями методом ИК-спектрофотометрии высокого разрешения [2]. Что же касается диэлектрических характеристик, наблюдаемых в данных экспериментах, то они с большой вероятностью характеризуют проявление тех же индивидуальных особенностей ионов. Однако, относятся они к отклику в ближнем их окружении – первой координационной сфере, или же на большем удалении от иона, структурирующего воду-растворитель – это определить затруднительно, но в последнем случае это может свидетельствовать о наличии дальнодействующих электростатических взаимодействий в сильно поляризуемой среде, какой являются молекулы воды с большим дипольным моментом.

Отметим, что вихревые электрические и магнитные поля, генерируемые в используемых катушках, пространственно неоднородны и обладают очень сложной формой, особенно в присутствии диэлектрика. На сегодня отсутствует последовательная теория, описывающая процессы в L-ячейке. В связи с этим авторы затрудняются выдвинуть предположение о природе наблюдаемых пиков. Они могут быть информацией об удаленных искажениях структуры воды электростатическим полем иона, или же следствием, например, искажения длины водородных связей в первой координационной сфере из-за действия электромагнитного поля соленоида, или же каких-либо более сложных эффектов.

Таким образом, по результатам работы можно сделать следующие краткие выводы.

1. Зависимости тангенса диэлектрических потерь от частоты для водных растворов солей металлов первой группы в диапазоне частот 50–1000 КГц носят спектральный характер; положение пиков на шкале частот зависит только от химической природы катиона или аниона, но не от состава соли.

2. Положение пиков достоверно воспроизводится в интервале концентраций 10–3–10–6 М, что свидетельствует о независимости наблюдаемого структурированного характера растворов от концентрации.

3. Использование L-диэлькометрии, возможно, позволило впервые экспериментально наблюдать эффекты дальнодействия электростатических взаимодействий в жидкостях, ранее предсказанных только теоретически [5].

Список литературы

  1. Жуковский А.П., Ровнов Н.В., Петров Л.Н., Сорвин С.В., Вукс Е.М. // ЖСХ, 1992. № 4. С. 100–104.

  2. Жуковский А.П. Дисс. докт. физ.-мат наук. Л.: ЛПИ, 1995.

  3. Вода: структура, состояние, сольватация. Достижения последних лет. Коллективная монография. Отв. ред. А.М. Кутепов. М.: Наука, 2003.

  4. Лященко А.К., Дуняшев В.С. // ЖСХ, 2003. Т. 44. № 5. С. 909–915.

  5. Лященко А.К., Новскова Т.А. Коллективная монография “Структурная самоорганизация в растворах и на границе раздела фаз”. Серия: Проблемы химии растворов. Отв. редактор – ак. А.Ю. Цивадзе. М.: Изд. ЛКИ, 2008.

  6. Barthel J., Krienke H., Kunz W. // Topics in Physical Chemistry. 1998. V. 5. 401p.

  7. Gaiduk V.I. Singapure: World Scientific, 1999, 517 p.

  8. Семихина Л.П. Диэлектрические и магнитные свойства воды в водных растворах и биообъектах в слабых электромагнитных полях (Монография). Тюмень. ТГУ. 2006.

  9. Киселев В.Ф., Салецкий А.М., Семихина Л.П. // Вестник МГУ. Серия 3. Физика. Астрономия. 1990. Т. 31. № 2. С. 53–58.

  10. Галль Л.Н., Максимов С.И., Скуридина Т.С., Галль Н.Р. // Научное приборостроение, 2016. Т. 26. № 1. С. 19–24.

  11. Потапов А.А. Молекулярная диэлькометрия. Н. Наука, 1994, 285 с.

  12. Бланк Т.А., Экспериандова Л.П., Сидлецкий О.П., Касян Н.А., Острась К.С. // Методы и объекты химического анализа. 2007. Т. 2. № 2. С. 156–161.

Дополнительные материалы отсутствуют.