Физика металлов и металловедение, 2022, T. 123, № 3, стр. 333-336

Форма линий спектров электронного парамагнитного резонанса в Pr0.7Ca0.15Ba0.15MnO3 манганите

А. Н. Ульянов a*, Seong-Cho Yu b, Hui Xia c, С. В. Савилов a

a Химический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
119991 Москва, Ленинские горы, 1, Россия

b Ulsan National Institute of Science and Technology
44919 Ulsan, Republic of Korea

c School of Materials Science and Engineering, Nanjing University of Science and Technology, 200 Xiao Ling Wei
210094 Nanjin, China

* E-mail: a-ulyanov52@yandex.ru

Поступила в редакцию 27.08.2021
После доработки 18.12.2021
Принята к публикации 20.12.2021

Полный текст (PDF)

Аннотация

Методом электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) исследована динамика спинов в манганите Pr0.7Ca0.15Ba0.15MnO3. Анализ показал, что при температуре ТL (≈Tmin – температура, при которой ширина ЭПР-линии минимальна) форма линии спектров поглощения практически идеально описывается одним лоренцианом. При температурах, отличных от ТL, наблюдается асимметрия линии поглощения ЭПР-спектров, что свидетельствует об обменном уширении при Т < ТL и уширении, связанном с проводимостью, при T > ТL.

Ключевые слова: манганиты, электронный парамагнитный резонанс, форма линий спектров поглощения

ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие между решеточными, зарядовыми и спиновыми степенями свободы в перовскито-подобных манганитах определяет многообразие их магнитных и электронных свойств. Полезную информацию о спиновой динамике манганитов можно получить методом электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) [14]. Одной из проблем при исследовании манганитов и других материалов указанным методом является сложность анализа и интерпретации интенсивности (IDIN), ширины (ΔHpp) и формы линии спектра поглощения [17]. При этом нужно учитывать возможный вклад обменного уширения, спин-решеточной релаксации и проводимости. В работах [8, 9] авторы анализируют интенсивность и ширину линии поглощения исходя из пропорциональности (IDIN) и АС восприимчивости (χас), опираясь на ранние работы Хюбенера [1, 2, 5]. В то же время в нашей работе [10] было показано, что температурные зависимости IDIN(Т) и χас(Т) не пропорциональны. Очевидно, это связано с различными механизмами релаксации, ответственными за ЭПР-отклик (зависит от скорости релаксации полного спина [1, 2, 57, 10]) и низкочастотный отклик магнетиков (зависит от процесса перемагничивания образцов) [10].

Величину IDIN получают двойным интегрированием исходного экспериментального ЭПР-спектра, который является производной от спектра поглощения. В парамагнитной области спектры поглощения в большинстве случаев хорошо описываются кривой Лоренца [24, 7, 10, 11]. В этом случае интенсивность линии поглощения определяется выражением:

(1)
${{I}_{{{\text{DIN}}}}} = {\text{ }}{{[\Delta Hpp(T)]}^{2}}hpp(T),$
где ΔHpp и hpp(T) – ширина и амплитуда измеряемой производной сигнала поглощения от пика до пика [3]. Для определения ширины линии пользуются феноменологическим выражением [1, 5, 6]:
(2)
$\Delta {{H}_{{{\text{pp}}}}}(T) = {{L(T){{\chi }_{0}}(T)} \mathord{\left/ {\vphantom {{L(T){{\chi }_{0}}(T)} {\chi (T)}}} \right. \kern-0em} {\chi (T)}},$
где χ0(T) – восприимчивость (Кюри) свободного электрона, χ(T) – измеряемая восприимчивость, L(T) – кинетический коэффициент. L = ${{L}_{{{\text{M}}{{{\text{n}}}^{{{\text{4 + }}}}}}}}$ + + Leg, где первое слагаемое обусловлено спин-спиновой релаксацией ионов марганца [5, 7], а второе – термически активированными прыжками eg поляронов [1, 7, 12]. Отметим, что, например, в углеродных нанотрубках [13], оксидах графена [14] и малослойных графитовых фрагментах [15] форма линии ЭПР-спектров поглощения является асимметричной и линия поглощения расщепляется на две. Это связано с разделением неспаренных электронов на локализованные и мобильные. Асимметрию ЭПР-спектров наблюдали также в тонких пленках Y3Fe5O12 гранатов [16]. Кемпински [17] при ЭПР-исследовании углеродных волокон для разделения вклада локализованных и мобильных электронов использовал различие в “амплитудах” верхней и нижней частей производной от ЭПР-спектра поглощения. Но такой подход не учитывает, что линии поглощения, при их возможном разрешении, могут оказаться разной ширины, что приведет к увеличению погрешности при разделении вкладов локализованных и делокализованных электронов. Если исходные спектры асимметричны, то необходимо учитывать не только их “амплитуду”, но и изменение ширины линии спектра поглощения, которое сильнее, чем амплитуда от пика до пика, влияет на интенсивность линии поглощения (см. выражение (1)).

Представляемая работа является углубленным исследованием результатов, представленных в [10]. В данном сообщении показано, что даже при “кажущейся” симметрии ЭПР-спектров манганитов, которые, как правило, аппроксимируют одной лоренцевой линией, можно получить дополнительную информацию о свойствах материала, если тщательно сравнивать “крылья” экспериментальных и модельных линий поглощения.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Манганит Pr0.7Ca0.15Ba0.15MnO3 был получен по традиционной керамической технологии с использованием карбонатов CaCO3 и BaCO3, а также оксидов Mn3O4 и Pr6O11 [18]. Кристаллическая структура образца исследована в излучении CuKα. По результатам рентгеновского дифракционного анализа образец принадлежит орторомбической Pnma структуре. Измерение намагниченности М, проводили на вибрационном магнетометре (Quantum Design 6000) в магнитном поле 50 Э в режимах: охлаждение в поле – измерение при нагревании. ЭПР-исследование проводили на частоте 9.2 ГГц (X-диапазон) на спектрометре Jeol JES-TE300 ESR.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Измерение намагниченности проводили в поле 50.0 Э в режимах: охлаждение в поле – измерение при нагревании. Температура Кюри (TС), определена экстраполяцией температурной зависимости намагниченности (М) к ее нулевому значению и равна 180 К (рис. 1).

Рис. 1.

Температурные зависимости намагниченности и ширины линии поглощения ЭПР-спектра.

На рис. 1 представлена зависимость ширины линии поглощения ΔHpp ЭПР-спектров. Зависимость ΔHpp(Т) показывает минимум при температуре Tmin ≈ 190 K (≈1.05TС). Обычно анализ ЭПР-спектров проводят при Т > Tmin, так как при Т < TСTmin форма линии поглощения не является Лоренцевой, становится ассиметричной и появляется широкая линия, соответствующая ферромагнитному проводящему состоянию [4, 6, 8, 19].

Проведенное ЭПР-исследование показало, что в манганите Pr0.7Ca0.15Ba0.15MnO3 форма линии спектров поглощения с хорошей точностью описывается одной линией Лоренца не только при Т > > Tmin, но и при Т < Tmin (рис. 2). Это объясняется конкуренцией между двойным и суперобменным взаимодействиями, обуславливающей ферромагнитное изолирующее (ФМИ) состояние, что было отмечено в работе [10]. Переход в ФМИ-состояние обусловлен сильным искажением кристаллической решетки, которое обусловлено большим различием ионных радиусов Ba2+ (1.47 Å) и Pr3+ (1.179 Å) и Ca2+ (1.18 Å). Состояние ФМИ при Тm < Т < TС наблюдали также в Pr0.7Ba0.3MnO3 [2021] и слегка допированных La1 – xSrxMnO3 [2223] манганитах.

Рис. 2.

ЭПР-спектры поглощения манганита Pr0.7Ca0.15Ba0.15MnO3, полученные при температуре 173 К (a) и температурах 153 и 323 К (б). Сплошные линии – экспериментальные зависимости, прерывистые линии – модельные лоренцианы. На вставке показаны исходные экспериментальные кривые (производные от ЭПР-спектров поглощения).

На рис. 2а показан спектр поглощения, полученный при ТL = 173 К, и модельная лоренцевская кривая. Экспериментальная кривая очень симметрична и практически совпадает с модельной кривой. На вставке к рисунку представлен исходный экспериментальный спектр, являющийся производной от спектра поглощения.

В использованном спектрометре измерение температуры проводится в градусах Цельсия, а в статье значения температуры приведены в шкале Кельвина.

При Т = 153 K (<ТL) (рис. 2б) экспериментальные спектры несколько уширены в левой части хвоста линии поглощения. Это отразилось в отклонении экспериментальной кривой поглощения от модельного лоренциана, что может свидетельствовать об обменном уширении и последующем переходе в ферромагнитное проводящее состояние. Трансформация линий производных от спектра поглощения при переходе парамагнетик–изолятор в ферромагнетик–проводник хорошо представлена в работе [4].

При Т = 323 К (выше ТL) наблюдается другая картина (рис. 2б). Экспериментальная кривая отклоняется от модельной на левом хвосте кривой поглощения. А именно, правая часть кривой поглощения становится шире левой. Это свидетельствует об уширении и асимметрии ЭПР-линии, что, вероятно, связано с увеличением проводимости, обусловленной прыжками eg электронов. Фактически это означает, что кривая ЭПР-поглощения может быть описана двумя лоренцианами, как, например, при описании углеродных наноматериалов [1315], где линии ЭПР-спектров очень узкие. Но в случае манганитов аппроксимация спектров поглощения является проблематичной вследствие слабого отклонения экспериментальных и модельных (в случае одного лоренциана) кривых. Отметим, что наблюдаемая асимметрия спектров поглощения не может быть связана со скин эффектом, так как глубина скин слоя δ ≈ 15.6 и 0.23 мм (при 153 и 323 К, соответственно), что больше размеров кристаллитов в образце (d ≈ 0.1 мм) (для определения δ мы использовали температурные зависимости удельного сопротивления из нашей работы [10]). Конечно, ограничения пределов интегрирования (“обрезанное” поле сканирование [24]), вследствие большой ширины линий ЭПР-спектров, накладывает отпечаток на анализ формы спектральных линий, но тем не менее тщательный анализ позволил сделать вышеприведенные выводы. Интересно отметить, что температура ТLTС так же, вероятно, как и TС, может являться определением точки разделения ферромагнитной и парамагнитной фаз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методом ЭПР-исследована динамика спинов в манганите Pr0.7Ca0.15Ba0.15MnO3. Анализ показал, что тщательное сравнение экспериментальных и модельных лоренцевских кривых дает дополнительную информацию о свойствах манганитов. При температуре ТL = 173 K (<Tmin – температура, при которой ширина ЭПР-спектра поглощения минимальна) форма линии спектров поглощения хорошо описывается одним лоренцианом. При температурах, отличных от ТL, линии поглощения ЭПР-спектров асимметричны, что указывает на обменное уширение при Т < ТL и уширении, обусловленного возрастанием прыжковой проводимости (при T > ТL).

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект RSF-№ 21-43-00023).

Список литературы

  1. Huber D.L., Laura-Ccahuana D., Tovar M., Causa M.T. Electron spin resonance linewidth, susceptibility, and conductivity in doped manganites // J. Magn. Magn. Mater. 2007. V. 310. № 2. P. e604–e606.

  2. Huber D.L. Contribution of polaron hopping to the electron paramagnetic resonance linewidth in La1 –xCaxMnO3 and related materials // J. Magn. Magn. Mater. 2012. V. 324. P. 2113–2115.

  3. Ulyanov A.N., Yu S.C., Min S.G., Levchenko G.G. Electron paramagnetic resonance study of La0.7Ca0.3 –xBaxMnO3 lanthanum manganites // J. Appl. Phys. 2002. V. 91. № 10. P. 7926–7928.

  4. Misra S.K., Andronenko S.I., Padia P., Vadnala S., Asthana S. EPR and magnetization studies of the manganites La0.7 –xEuxSr0.3MnO3 (x = 0.4, 0.5, 0.6, 0.7) and La0.3Nd0.4Sr0.3MnO3 at different temperatures: conductivity due to hopping of small polarons // J. Magn. Magn. Mater. 2020. V. 519. 167450. P.1–7.

  5. Huber D.L. Alejandro G., Caneiro A., Causa M.T., Prado F., Tovar M., Oseroff S.B. EPR linewidths in La1– xCaxMnO3: 0 < x < 1 // Phys. Rev. B. 1999. V. 60. № 17. P. 12155–12161.

  6. Auslender M., Rozenberg E., Shames A.I., Mukovskii Ya.M. Mechanisms of the electron paramagnetic resonance line broadening in La1 – xCaxMnO3 // J. Appl. Phys. 2013. V. 113. № 17. 17D705.

  7. Rozenberg E., Shames A.I., Auslender M., Jung G., Felner I., Sinha J., Banerjee S.S., Mogilyansky D., Sominski E., Gedanken A., Mukovskii Ya.M., Gorodetsky G. Disorder-induced phase coexistence in bulk doped manganites and its suppression in nanometer-sized crystals: The case of La0.9Ca0.1MnO3 // Phys. Rev. B. 2007. V. 76. 214429. P. 1–11.

  8. Auslender M., Shames A.I., Rozenberg E., Gorodetsky G., Mukovskii Ya.M. Magnetic Correlations and Spin Dynamics in Crystalline La1 Ca MnO3 (x = 0, 0.1, 0.2, 0.3): Analysis of Basic EPR Parameters // IEEE Trans. Magn. 2007. V. 43. № 6. P. 3049–3051.

  9. Rozenberg E., Auslender M., Shames A.I., Jung G., Felner I., Tsindlekht M.I., Mogilyansky D., Sominski E., Gedanken A., Mukovskii Ya.M., Gorodetsky G. Chemical disorder influence on magnetic state of optimally-doped La0.7Ca0.3MnO3 // J. Appl. Phys. 2011. V. 110. 073919. P. 1–12.

  10. Ulyanov A.N., Quang H.D., Pismenova N.E., Yu S.C., Levchenko G.G. Pr0.7Ca0.15Ba0.15MnO3 manganite: electron paramagnetic resonance, conductivity and susceptibility // Solid State Commun. 2012. V. 152. P. 1556–1559.

  11. Ulyanov A.N., Levchenko G.G., Yu S.C. EPR line intensity in La0.7Ca0.3 –xBaxMnO3 // Solid State Commun. 2002. V. 123. P. 383–386.

  12. Snyder G.J., Hiskes R., DiCarolis S., Beasley M.R., Geballe T. H. Intrinsic electrical transport and magnetic properties of La0.67Ca0.33MnO3 and La0.67Sr0.33MnO3 MOCVD thin films and bulk material // Phys. Rev. B. 1996. V. 53. P. 14434–14444.

  13. Savilov S., Suslova E., Epishev V., Tveritinova E., Zhitnev Y., Ulyanov A., Maslakov K., Isaikina O. Conversion of Secondary C3–C4 Aliphatic Alcohols on Carbon Nanotubes Consolidated by Spark Plasma Sintering // Nanomaterials. 2021. V. 11. 352. P. 1–12.

  14. Wang B., Likodimos V., Fielding A.J., Dryfe R.A.W. In situ Electron paramagnetic resonance spectroelectrochemical study of graphene-based supercapacitors: Comparison between chemically reduced graphene oxide and nitrogen-doped reduced graphene oxide // Carbon. 2020. V. 160. P. 236–246.

  15. Ulyanov Alexander, Stolbov Dmitrii, Savilov Sergei. Jellyfish-like few-layer graphene nanoflakes: high paramagnetic response alongside increased interlayer interaction // Z. Phys. Chem. May 19, 2021. https://doi.org/10.1515/zpch-2020-1784

  16. Kang Y.M., Ulyanov A.N., Yoo S.I. FMR linewidths of YIG films fabricated by ex situ post-annealing of amorphous films deposited by rf magnetron sputtering // Phys. Stat. Sol. (a). 2007. V. 204. № 3. P. 763–767.

  17. Kempiński Mateusz. Resistivity switching in activated carbon fibers // Mater. Lett. 2018. V. 230. P. 180–182.

  18. Ulyanov A.N., Yu S.C., Starostyuk N.Yu, Pismenova N.E., Moon Y.M., Lee K.W. Phase diagram and Anomalous Properties of La0.7M0.3MnO3 Lanthanum Manganites Near the Structural Phase Transition // J. Appl. Phys. 2002. V. 91. № 10. P. 8900–8902.

  19. Atsarkin V.A., Demidov V.V., Vasneva G.A., Conder K. Critical slowing down of longitudinal spin relaxation in La1– xCaxMnO3// Phys. Rev. B. 2001. V. 63. № 9. 092405. P. 1–4.

  20. Ulyanov A.N., Quang H.D., Pismenova N.E., Yu S.C. EPR and Resistivity Study of Pr0.7Ba0.3MnO3 Manganite IEEE Trans. Magn. 2005. V. 41. № 10. P. 2745–2747.

  21. Heilman A.K., Xue Y.Y., Lorenz B., Campbell B.J., Cmai-dalka J., Meng R.L., Wang Y.S, Chu C.W. Distinct insulating state below the Curie point in Pr0.7Ba0.3MnO3 // Phys. Rev. B. 2002. V. 65. № 21. 214423. P. 1–5.

  22. Nojiri H., Kaneko K., Motokawa M., Hirota K., Endoh Y., Takahashi K. Two ferromagnetic phases in La1– xSrxMnO3 (x ~ 1/8) // Phys. Rev. B. 1999. V. 60. № 6. P. 4142–4148.

  23. Martinez B., Senis R., Balcells L., Laukhin V., Fontcuberta J., Pinsard L., Revcolevschi A. Stability under pressure and magnetic field of the ferromagnetic-insulating phase in lightly doped La1– xSrxMnO3 crystals // Phys. Rev. B. 2000. V. 61. № 13. P. 8643–8646.

  24. John E. Wertz, James R. Bolton. Electron Paramagnetic Resonance: Elementary Theory and Practical Applications (John Wiley & Sons, Inc., 2007).

Дополнительные материалы отсутствуют.