Геомагнетизм и аэрономия, 2023, T. 63, № 1, стр. 28-30
Гидродинамическая модель замагниченного струйного течения в магнитосфере
О. Г. Онищенко 1, 2, *, Ф. З. Фейгин 1, **
1 Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН (ИФЗ РАН)
Москва, Россия
2 Институт космических исследований РАН (ИКИ РАН)
Москва, Россия
* E-mail: onish@ifz.ru
** E-mail: feygin@ifz.ru
Поступила в редакцию 01.06.2022
После доработки 06.09.2022
Принята к публикации 22.09.2022
- EDN: ADQYQG
- DOI: 10.31857/S0016794022600399
Аннотация
Представлена новая гидродинамическая модель квазистационарного джета. В приближении идеальной гидродинамики несжимаемой жидкости найдено аналитическое решение, соответствующее ограниченному в пространстве джету, в условиях компенсации нелинейных эффектов скорости и магнитного поля в уравнении движения. Для граничных условий, типичных для джетов в астрофизике и в экспериментах по лабораторному моделированию, создана аксиально-симметричная малопараметрическая модель стационарного джета, позволяющая описывать структуру поля скорости и магнитного поля.
1. ВВЕДЕНИЕ
Исследование джетов в магнитоактивной плазме является одной из ключевых проблем в физике плазмы [Chandrasekhar, 1956; Bellan, 2018; Bogoyavlenskij, 2000; Onishchenko et al., 2018] при интерпретации джетов из аккреционных дисков в окрестности черных дыр [Lovelace et al., 1986; Ferrari, 1998] и торнадо в солнечной атмосфере [Fedun et al., 2011; Wedemeyer-Böhm, 2012]. Наряду с астрофизическими джетами в литературе обсуждаются и магнитосферные джеты (см., например, [Stepanova and Antonova, 2015]). Несмотря на актуальность изучения джетов, теоретические исследования еще далеки от той роли, которую может играть наука для прогнозирования динамики таких структур. Внутреннее устройство джета, его интенсивность и масштаб в значительной степени определяют устойчивость нелинейного образования и характер его взаимодействия с другими джетами и потоками. В этой связи отыскание новых точных решений уравнений гидродинамики, описывающих вихревые течения жидкости, является актуальной задачей. Представляется, что построение новой модели джетов, соответствующих точному решению уравнений магнитной гидродинамики, открывает наиболее простой и корректный путь к получению ряда теоретически и практически важных результатов.
Динамику джетов можно условно разделить на три стадии: генерацию, квазистационарное состояние и затухание. Генерацию джетов часто связывают с эффектом конвективной неустойчивости (см., например, [Bogoyavlenskij, 2000; Bellan, 2018; Онищенко и др., 2020]), а затухание может быть обусловлено диссипативными процессами, такими как вязкость и теплопроводность. Обычно время существования джетов на второй, квазистационарной стадии развития часто превышает времена существования джетов на первой и третьей стадиях развития. При исследовании джетов ограничимся рядом приближений, упрощающих аналитическое исследование: а) ограничимся изучением нерелятивистских джетов; б) плазму считаем идеально проводящей, в которой можно пренебречь электрическим полем, в) полагаем плазму несжимаемой; г) пренебрегаем эффектами вязкости и теплопроводности, основанной на точном решении уравнений магнитной гидродинамики.
Гидродинамические модели стационарных джетов в нейтральной атмосфере изучались ранее, (см., например, [Онищенко и др., 2020; Onishchenko еt al., 2015, 2019]).
Целью данной работы является развитие стационарных моделей джетов, ограниченных в пространстве. Модель, исследованная в работе [Onishchenko et al., 2018], обладала рядом недостатков, среди которых были неограниченность джетов по оси симметрии и связанный с этим неограниченный рост вертикальной скорости джета. Новая модель джетов позволяет учесть эти недостатки предыдущих моделей.
В разделе 2 приводятся исходные уравнения магнитной гидродинамики и решение Chandrasekhar [1956]. В разделе 3 изучается новая модель джета, а в разделе 4 суммируются результаты.
2. ИСХОДНЫЕ УРАВНЕНИЯ. РЕШЕНИЕ CHANDRASEKHAR (Chandrasekhar [1956])
В качестве исходных магнитогидродинамических уравнений несжимаемой, невязкой плазмы в приближении идеальной проводимости используем уравнение сохранения импульса
(1)
$\frac{\partial }{{\partial t}}{\mathbf{v}} + ({\mathbf{v}}\nabla ){\mathbf{v}} + \frac{1}{{\rho {{\mu }_{0}}}}{\mathbf{B}} \times (\nabla \times {\mathbf{B}}) = - \frac{1}{\rho }\nabla p,$(6)
$\frac{\partial }{{\partial t}}{\mathbf{v}} - {\mathbf{v}} \times (\nabla \times {\mathbf{v}}) + \frac{1}{{\rho {{\mu }_{0}}}}{\mathbf{B}} \times (\nabla \times {\mathbf{B}}) = - \nabla \left( {\frac{p}{\rho } + \frac{{{{{\mathbf{v}}}^{2}}}}{2}} \right).$3. МОДЕЛЬ ДЖЕТА
Рассматривая аксиально-симметричную модель джета, введем цилиндрическую систему координат $(r,\phi ,z)$ с аксиальной осью z в направлении распространения джета, и полагаем, что ${\partial \mathord{\left/ {\vphantom {\partial {\partial \phi }}} \right. \kern-0em} {\partial \phi }} = 0.$ В аксиально-симметричной модели джета магнитное поле и скорость плазмы в отсутствие тороидальных компонент могут быть представлены в следующем виде: ${\mathbf{v}} = {{{\mathbf{v}}}_{p}}$ и ${\mathbf{B}} = {{{\mathbf{B}}}_{p}},$ где ${{{\mathbf{v}}}_{p}} = ({{v}_{r}},0,{{v}_{z}})$ и ${{{\mathbf{B}}}_{p}} = ({{B}_{r}},0,{{B}_{z}})$ ‒ полоидальные компоненты. Наиболее общие выражения для полоидальных компонент скорости в несжимаемой плазме и магнитного поля могут быть представлены в следующем виде: ${{{\mathbf{v}}}_{p}} = \nabla \times (\psi \nabla {{A}_{\phi }})$ и ${{{\mathbf{B}}}_{p}} = \nabla \times {\mathbf{A}},$ где $\psi $ – функция тока и тородальная компонента векторного потенциала ${\mathbf{A}},$ ${\mathbf{A}} = (0,{{A}_{\phi }},0).$ В рассматриваемой модели стационарного джета полоидальные компоненты скорости и магнитного поля характеризуются двумя скалярными функциями $\psi $ и ${{A}_{\phi }},$ зависящими только от двух пространственных координат $r$ и $z.$ Компоненты скорости связаны с функцией тока следующими соотношениями:
(9)
${{v}_{r}} = - \frac{1}{r}\frac{{\partial \psi }}{{\partial z}}\,\,\,\,{\text{и}}\,\,\,\,{{v}_{z}} = \frac{1}{r}\frac{{\partial \psi }}{{\partial r}},$(10)
${{B}_{r}} = - \frac{\partial }{{\partial z}}{{A}_{\phi }},\,\,\,\,{{B}_{z}} = \frac{1}{r}\frac{\partial }{{\partial r}}(r{{A}_{\phi }}).$– в центре вихря, при $r = 0,$ ${{v}_{r}} = {{B}_{r}}$ = $ = {{v}_{z}} = {{B}_{z}} = 0;$
– на периферии вихря, при $r \to \infty {\text{ }}(r \gg {{r}_{0}}),$ ${{v}_{r}} = {{v}_{z}} = {{B}_{r}} = {{B}_{z}} = 0;$
– у основания вихря, при $z = 0$ и $r \ne 0,$ все компоненты скорости и магнитного поля – конечные величины.
Учитывая такие граничные условия, в качестве $\psi $ и ${{A}_{\phi }}$ используем следующие выражения:
(11)
$\frac{\psi }{{{{v}_{0}}}} = {{r}^{2}}\left( {1 - \frac{z}{L}} \right)\exp \left( { - \frac{{{{r}^{2}}}}{{r_{0}^{2}}}} \right)$(12)
$\frac{{{{A}_{\phi }}}}{{{{B}_{0}}}} = \mp r\left( {1 - \frac{z}{L}} \right)\exp \left( { - \frac{{{{r}^{2}}}}{{r_{0}^{2}}}} \right).$(13)
$\frac{{{{v}_{r}}}}{{{{v}_{0}}}} = \frac{{{{B}_{r}}}}{{{{B}_{0}}}} = \frac{r}{L}\exp \left( { - \frac{{{{r}^{2}}}}{{r_{0}^{2}}}} \right)$(14)
$\frac{{{{v}_{z}}}}{{{{v}_{0}}}} = \pm \frac{{{{B}_{z}}}}{{{{B}_{0}}}} = 2\frac{{{{r}^{2}}}}{{r_{0}^{2}}}\left( {1 - \frac{z}{L}} \right)\left( {1 - \frac{{{{r}^{2}}}}{{r_{0}^{2}}}} \right)\exp \left( { - \frac{{{{r}^{2}}}}{{r_{0}^{2}}}} \right).$Выведенные в этой работе уравнения (13) и (14) позволяют исследовать структуру джета. Аксиально-симметричная структура с полоидальным магнитным полем соответствует z-пинчу и обладает отличной от нуля тороидальной плотностью электрического тока
(15)
${{j}_{\phi }} = \pm 4\frac{{{{B}_{0}}}}{{{{\mu }_{0}}{{r}_{0}}}}\frac{r}{{{{r}_{0}}}}\left( {1 - \frac{z}{L}} \right)\exp \left( { - \frac{{{{r}^{2}}}}{{r_{0}^{2}}}} \right).$4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследована новая аксиально-симметричная модель стационарного джета, ограниченного в аксиальном направлении. Новое решение позволяет изучать структуру скорости, магнитного поля и тороидального электрического тока в нерелятивистском джете. Новая малопараметрическая модель со свободными параметрами: характерный радиус ${{r}_{0}}$ и характерный аксиальный масштаб $L,$ а также характерное магнитное поле или характерная скорость джета, позволяют исследовать структуру внутри и снаружи джета. Модель получена в пренебрежении тороидальными компонентами скорости и магнитного поля, что соответствует z-пинчу в физике плазмы.
Список литературы
– Онищенко О.Г., Похотелов О.А., Астафьева Н.М., Хортон В., Федун В.Н. Структура и динамика концентрированных мезомасштабных вихрей в атмосферах планет // УФН. Т. 190. № 7. С. 732‒748. 2020. https://doi.org/10.3367/UFNr.2019.07.038611
– Bellan P.M. Experiments and models of MHD jets and their relevance to astrophysics and solar physics // Phys. Plasmas. V. 25. P. 055601. 2018. https://doi.org/10.1063/1.5009571
– Bogoyavlenskij O.I. MHD model of astrophysical jets // Phys. Lett. A. V. 276. P. 257–266. 2000.
– Chandrasekhar S. Axisymmetric magnetic fields and fluid motions // Astrophys. J. V. 124. P. 232. 1956.
– Fedun V., Shelyag S., Erdélyi R. Numerical modeling of footpoint-driven magneto-acoustic wave propagation // Astrophys. J. Lett. V. 740. L46. 2011.
– Ferrari A. Modeling extragalactic jets // Ann. Rev. Astron. Astrophys. V. 36. P. 539–598. 1998.
– Lovelace R.V.E., Mehanian C., Mobarry C.M., Sulkanen M.E. Theory of axisymmetric magnetohydrodynamic flows: discs // Astroph. J. Suppl. Ser. V. 62. P. 1–37. 1986.
– Onishchenko O.G., Pokhotelov O.A, Horton W., Fedun V. Large-Scale Alfven vortices // Phys. Plasmas. V. 22. P. 122901-1–122901-5. 2015. https://doi.org/10.1063/1.4936978
– Onishchenko O.G., Fedun V., Smolyakov A., Horton W., Pokhotelov O.A., Verth G. Tornado model for a magnetised plasma // Phys. Plasmas. V. 25. P. 054503. 2018. https://doi.org/10.1063/1.5023167
– Stepanova M., Antonova E.E. Role of turbulent transport in the evolution of the κ distribution functions in the plasma sheet // J. Geophys. Res. – Space V. 120. P. 3702–3714. 2015. https://doi.org/10.1002/2014JA020684
– Wedemeyer–Böhm S., Scullion, E., Steiner O., Rouppe V., de La Cruz Rodriguez J., Fedun V., Erdély R. Magnetic tornadoes as energy channels into the solar corona // Nature. V. 486. P. 505‒508. 2012.
Дополнительные материалы отсутствуют.
Инструменты
Геомагнетизм и аэрономия